Разум и рассудок, язык и мышление

Алан-э-Дейл       05.07.2022 г.

Признаки ума

Все проявления умственных способностей — вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других — в умении очень хорошо запоминать, у третьих — в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает

Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит

Рассудочное и разумное мышление: эволюция представлений в философии

Еще во времена античности философы четко разделяли оба вида мышления и видели между ними разницу. По суждениям многих древнегреческих мыслителей, рассудок способен познавать бытие и все то, что окружает человека. Он создан для суждений о земном, а разум открывает божественное и высшее.

Существует философская теория, согласно которой разум способен выхватывать из происходящего всю суть и объединять противоположности. В отличие от него, рассудок, наоборот, «раскладывает» все части единого по разным местам и «хранит» их по отдельности.

Большой вклад в сравнительный анализ и разработку теоретического определения разума и рассудка внес Иммануил Кант. Он утверждал, что рассудок принимает непосредственное участие в познании — без него процесс не может быть законченным. Любое знание проходит чувственный этап, затем рассудочный и только потом принимается разумом. В понимании Канта рассудок ограняет любое знание, он оттачивает его и ограничивает. Но разуму свойственно переходить за эти ограничения и менять пределы, он руководствуется чувственным восприятием, а не догматичными образами.

Гегель в своих трудах тоже не обошел вниманием тему мышления. Он доказывал тот факт, что разум представляется мышлением бесконечным, а рассудок имеет четкие границы и может являться только конечным мыслительным процессом

Разум воспринимается как свободная деятельность души или духа, ищущего и алчущего знаний.

Марксизм обращался в своих изысканиях к работам Канта и Гегеля, признавая их правоту в одних суждениях и опровергая другие. Учение подразумевает единство разума и рассудка, в тесной взаимосвязи они способны формировать теоретическое мышление. В их тандеме рассудок становится опорой разума, классифицируя и анализируя понятия.

Чем отличаются?

В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.

Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.

Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:

  1. Вы знаете, что человек обманывает вас, прямо сейчас он лжет, глядя вам в глаза. А еще он предал вас, но думает, что вы об этом не знаете. Ваш опыт и знания, связываясь с чувствами, подсказывают, что прямо сейчас нужно все высказать негодяю, накричать на него, ударить или организовать вкусную и сладкую месть.

    Однако разум берет контроль над ситуацией и говорит вам, что это неправильно, а, возможно, опасно для вас же. Разумнее будет не иметь больше с этим человеком никаких дел, спокойным тоном сказать, что вы знаете о предательстве и попрощаться.

  2. Мужчина влюблен в девушку друга. Он уверен, что и она испытывает к нему симпатию.

    К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).

    Его опыт и знания, а также чувства предлагают броситься в омут с головой, то есть предать друга и быть с этой девушкой. Однако разумом он понимает, что это неправильно, низко, подло.

  3. Пример из сферы этических дилемм. У человека болеет домашнее животное, врачи говорят, что шансов нет – гуманнее усыпить, чтобы не мучилось. Это противоречит всем убеждениям человека: нужно бороться до конца, друзей не бросают, никого нельзя убивать, нельзя предательств и т.д.

    Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.

    Кстати, и для ветеринаров это непростое решение: признать, что несмотря на все свои знания, ты не можешь помочь животному и вынужден предложить только единственный вариант.

  4. Мужчина хочет ребенка, а женщина нет. Они понимают, что, оставляя все как есть, делают несчастным его, да и в отношениях сохраняется напряжение, накапливается недовольство, обиды. А если женщина родит, потому что физически может, но психологически не хочет, то это сделает несчастной ее, его и ребенка.

    Единственный разумный вариант – разойтись, даже если вы отлично понимаете друг друга, и найти тех людей, которые закроют все актуальные потребности.

  5. Человек хочет избавиться от вредной привычки – пить при любых трудностях. И вот он снова столкнулся с неприятностями, по уже отточенному сценарию хочет забыться в бутылке, но разум говорит ему, что правильнее будет подавить конкретно это желание и подумать над его истинными причинами, найти другой метод преодоления трудностей.

Каково же главное отличие ума от разума? Первый принимает информацию, второй рассуждает на эту тему. Ум и разум – это разные вещи.

В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.

Определение

Вообще, ум — это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект — это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

Основные отличия ума от разума

Умный человек принимает решения, основываясь на опыте: «так я делал — не вышло, теперь буду делать так».

Разумный человек подключает информацию о своем состоянии, об окружающей обстановке: «хочу ли я делать так? Почему я вообще должен это делать? Для чего мне нужно искать пути решения, и к какой цели я должен прийти?».

Умный попробует множество действий, он будет искать путь, пока не найдет. Разумный человек будет анализировать каждое действие, прислушиваться к своим ощущениям, искать причины неудач, и с чем они связаны.

Главные отличия:

Умный ставит цель для самоутверждения. Разумный наслаждается процессом, проживает каждый момент, анализирует свое состояние.


Фото автора RF._.studio: Pexels

Умный достигает задачи всеми путями, иногда пренебрегая своим здоровьем. Разумный нацелен на свои чувства, на внутренне «Я». Он действует, исходя из своих потребностей.
Ум действует исходя из опыта, разум подвластен интуицией.
Умный человек промолчит, когда не согласен с кем-то

Разумный преподнесет свою точку зрения, если ему это важно, при этом, не посягая на чувства и мысли другого.
Ум ищет во всем опыт, а разум – источник вдохновения.
Ум решает вопросы с физической оболочкой человека, а разум с духовной.

Все это говорит о том, что ум и разум в равной степени должны сочетаться в человеке. Ум – это первая ступень к получению информации, ее анализу. А разум – проводник к дальнейшим действиям.

Разум прокладывает дорогу, ум проверяет ее на надежность. Вместе они ведут к получению желаемого, к реализации потребностей. Тем самым соблюдаются общепринятые нормы, правила, но при этом учитываются чувства и желания самого человека.

Разум – это высшая степень мышления. Это другой уровень понимания. Разум всегда выше ума, он способен подчинить его, возглавить мыслительный процесс. Ум является лишь инструментом, который разум использует вместе с чувствами и душей человека, чтобы добиться гармонии с миром.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что отличие ума от разума в их понимание мира. В одном случаи – это анализ и логика, в другом – интуиция, образы. При этом ум чаще всего эгоистичен, а разум создает ситуацию благоприятную для себя и окружения. Он как бы покрывает все вокруг мягким покрывалом, создавая комфортную и безопасную среду. 

Сознание, разум, рассудок и поведение.

Систематизация и связи

Основания философии

Сознание, разум, рассудок и поведение.

Открытие молекулы ДНК и транскрипции гена позволяет построить метафизическую теорию человека. В основе этой теории лежат идея Аристотеля о структуре вещи=материя+форма и идея Канта о формах разума и формах рассудка, а также идея о генах молекулы ДНК, как носителе этих форм.

Биология давно отметила признаки разумного поведения прокариот в виде хемотаксиса. Механизм этого разумного поведения просматривается в опытах .Жакоба и Моно. Эти опыты преследовали цель раскрыть механизм создания белков-ферментов, расщепляющих пищевые молекулы. Как оказалось носителями белков являются именные гены, которые структурно связаны со своими пищевыми молекулами. Но оказалось также, что гены не только расщепляют молекулы, но и разумно выбирают их, предпочитая одни молекулы другим. Это значит, что разумное поведение при хемотаксисе реализуют гены.

Эти представления о молекулярной природе хемотаксиса согласуются с метафизикой, Канта который показал, что разум состоит из чувств, связанных друг с другом рассудком:

Эти общие представления о структуре познания, состоящего из чувств, разума и рассудка, и сопоставление их с деятельностью структур гена позволяют утверждать, что познающей структурой клетки является познающий ген. Ген состоит из нуклеотидов А,Т,Г,Ц, которые несут чувства, из последовательности чувств устроен разум, а связывает чувства в разум рассудок, которым является полимераза.

Кант структурировал чувства формами чувств, из которых синтезируется наше время и окружающее нас пространство:

Этими формы наших внутренних и внешних чувств являются формы пространства наших нуклеотидов А,Т,Г,Ц, которые представлены химическими связями между атомами молекулы ДНК. Эти чувства являются нам при деформации нашего пространства полимеразой при транскрипции генов.

Как уже отмечалось, при транскрипции гена синтезируется не только разум и рассудок но и белок, который является носителем поведения живого организма.

Несмотря на то что описанные представления касаются прокариот, они легко распространяются на геном человека так гены носители белков прокариот принципиально одни и те же что и гены человека.

Представления о гене как носителе разума и рассудка позволяют сформулировать представления о природе сознания. Ген несет одна спираль ДНК, а разум и рассудок является при транскрипции гена. Транскрипция гена это деформации одной спирали ДНК, которую воспринимает-осознает комплементарная ей спираль. Этот процесс осознания разума спирали ДНК комплементарной спиралью и рождает сознание молекулы ДНК.

kto, 20 Март, 2017 — 08:58

Предыстория вопроса^

Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.

Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме.

Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность.

Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.

Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием;

и не может разуметь, потому что о сем судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»(1Кор.2:11–15). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.

Похожее

  • Аргумент от отсутствия квалиа
    Дмитрий Иванов
    Статья посвящена аргументу от отсутствия квалиа. Этот аргумент нацелен на опровержение функционалистских теорий сознания. Философы, прибегающие к этому аргументу, пытаются продемонстрировать, что функционализм не способен объяснить квалитативные, феноменальные аспекты сознательных состояний, т.е. квалиа. Согласно этим философам, квалиа являются функционально нередуцируемыми свойствами ментальных состояний. В последние четыре десятилетия этот аргумент подвергался активному обсуждению. В статье анализируются возражения выдвинутые против этого аргумента Шумейкером, Чалмерсом и Таем. В работе показывается, что эти возражения не могут опровергнуть аргумент.

  • Наш разум — это гиперсеть
    Константин Анохин
    Гамбургский счет
    Работа нашего мозга, как и много лет назад, остаётся самой большой загадкой в области наук о человеке. Тем не менее, благодаря усилиям учёных в последние десятилетия представления о том, как устроена наша самая главная «библиотека», довольно сильно изменились. Поделиться этими знаниями мы попросили члена-корреспондента Российской академии наук, руководителя отдела нейронаук Научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» Константина Анохина.

  • К проблеме «вычислимости» функции сознания
    Иванов Е. М.
    Речь в данной работе пойдет о так называемом «геделевском аргументе», который используется как аргумент против возможности создания искусственного интеллекта. Суть аргумента заключается в следующем: полагают, что из теоремы Курта Геделя о неполноте формальных систем вытекает принципиальное различие между искусственным («машинным») интеллектом и человеческим умом.

  • Великая иллюзия сознания
    Мария Фаликман
    В чем заключается суть великой иллюзии сознания? Почему нам кажется, что мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас? Чего на самом деле мы не замечаем и почему? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Мария Фаликман.

  • Как объяснить сознание?
    Дэвид Чалмерс
    «Наше сознание — основа нашего существования, — считает Дэвид Чалмерс. — Нет ничего более доступного нам напрямую, и всё же оно до сих пор остаётся величайшей загадкой во Вселенной». В этом ролике философ делится с нами своим пониманием этого «кино в голове».

  • Проблема сознания у животных
    Константин Анохин
    Каковы принципы современной фундаментальной научной теории сознания? Когда были получены первые экспериментальные доказательства существования эпизодической памяти у животных? Нейробиолог Константин Анохин о научных принципах теории сознания, феномене «путешествия во времени» и эпизодической памяти у животных.

  • Ошибки познания, искажающих нашу реальность
    Когнитивные искажения — это ошибки в человеческом мышлении, своего рода логические ловушки. В определенных ситуациях мы склонны действовать по сложившимся шаблонам, даже когда нам кажется, что мы исходим из здравого смысла. В этой статье — притягательность рифм, манипуляции с выбором, стокгольмский синдром покупателя и эмоциональная недальновидность.

  • Что мешает нам быть объективными. Примеры когнитивных искажений

    Когнитивные искажения — это систематические ошибки в человеческом мышлении, своего рода логические ловушки. В определенных ситуациях мы склонны действовать по иррациональным шаблонам, даже когда нам кажется, что мы исходим из здравого смысла. «T&P» выбрали несколько распространенных ловушек, которые лишают нас объективности.

  • Как работает мышление?
    Рафаил Нудельман
  • Квантовая теория человеческого сознания Пенроуза
    Хотя теория Пенроуза—Хамероффа в последнее время упоминается всё чаще, отношение к ней остаётся весьма сдержанным. Чем же она так плоха? И почему её недостатки до сих пор не отпугнули последователей?

Далее >>>

Рассудок: значение слова

Про людей, которые могут в любой ситуации принимать правильные решения, говорят, что они руководствуются рассудком. Что включает в себя это понятие? Давайте попробуем заглянуть в словарь, возможно, именно он раскроет все тайны слова.

Конечно, значение слова «рассудок» можно искать в различных справочниках, но лучше всего вам подойдет «Философский энциклопедический словарь». Да, да, именно философия лучше всего характеризует данное понятие. Не удивляйтесь, философы всегда пытались выяснить связь между рассудком и разумом и пытались дать ему точное определение. Труды многих знаменитых античных мыслителей были посвящены поискам понимания того, что такое рассудок. Это являлось одной из самых популярных тем и среди немецких философов Нового времени. Они внесли серьезный вклад в изучение данного вопроса.

Если суммировать определения из многочисленных научных работ, касающихся данной тематики, то можно сказать, что рассудок — это один из вариантов мыслительной деятельности человека, который позволяет оперировать готовыми представлениями — суждениями — выстраивая их в определенную цепочку. Многие философы называли подобное мышление низшей формой разума.

Рассудок и разум

Философы никогда не разделяли данные понятия. Рассудок и разум являются неотделимыми друг от друга и представляют собой две формы мыслительной деятельности человека. Но не стоит их путать, различия между этими формами мышления очевидны даже людям, которые никогда не увлекались философией и психологией.

Человек не может во всех жизненных ситуаций ориентироваться только на свой рассудок. В этом случае его жизнь превратится в череду формальностей и будет целиком и полностью подчинена рационализму. Все образы рассудка формальны, они не способны преобразовываться и трансформироваться. Из уже сложившихся форм никогда не образуется нечто новое, это попросту невозможно. Рассудок будет до бесконечности «доставать» из глубин своего хранилища одни и те же образы, примеряя их к новым ситуациям. В конечном итоге действия человека теряют спонтанность, живость и творческое начало. О людях, которые в своем большинстве руководствуются рассудком, говорят, что они «сухие» и «холодные».

Разум, в отличие от рассудка, оперирует образами различной степени. Он словно бы рассматривает предмет со всех сторон, познает его. В этом процессе участвуют нравственная, культурная и художественная составляющие. Каждое решение, принятое разумом, ведет к развитию человека, выводя его на новый уровень. Если рассудок и нравственное мышление предлагают диаметрально противоположные варианты решения проблемы, то разум в этом случае способен выйти на компромисс, объеденив все варианты в наиболее приемлемой форме.

Рассудок в литературных образах

Поэты и литераторы, стараясь донести до читателей свои душевные порывы, довольно часто использовали в произведениях сравнительные образы, применяя слово «рассудок». Оно хорошо характеризует некоторые грани человеческой души и эмоционально-чувственного восприятия. К примеру, так звучит строка из стихотворения Алексея Толстого: «Коль любить, так без рассудку…» Автор буквально в нескольких словах передал всю силу чувства любви, которое отметает все правила и преодолевает любые границы. Данная фраза вообще очень характерна для русского народа, который совершает множество поступков под влиянием душевных порывов и благодаря им.

Ведь любить без рассудку — это значит не анализировать свое чувство, не пытаться подчинить его правилам. При такой влюбленности человек полностью подчинен эмоциональному восприятию и руководствуется только чувствами. Его разум и рассудок в равной степени не влияют на восприятие предмета и объекта страсти.

В литературных образах довольно часто поступки главных героев оцениваются с точки зрения рассудочности. При этом отсутствие таковой признается в некоторых ситуациях за слабохарактерность и неумение принимать решение.

Рассудком обладает каждый человек, без него мы не могли бы совершать героические поступки, подниматься по карьерной лестнице и действовать в экстремальной ситуации. Он является символом здоровья и ума, но не забывайте в своих рассудочных суждениях о чувствах и эмоциях. Ведь они делают нашу жизнь ярче и интереснее, а голос рассудка всегда подскажет, когда нужно вовремя остановиться.

Образы как инструмент разума и рассудка

Некоторые философы подчеркивают, что обе формы мышления пользуются образами. Но каждая из них приспособлена только для определенных мыслительных образов. Если упростить объяснение, то можно сказать, что разум позволяет себе массу различных вариантов образного мышления. Они бывают символическими с яркой эмоциональной окраской, что более свойственно воображению. А могут быть крайне строгими и четкими. Образы разума принято назвать разумениями.

Рассудок тоже оперирует образами, но они являются формальными. То есть они существенно отдаляются от жизни, становятся безжизненными и «сухими». Образы рассудка называются рассуждениями.

Что такое разум

Что мы знаем о разуме? В чем его особенность?

Разум – это сила, позволяющая двигаться вперед, несмотря на несогласных вокруг, на чужой опыт и предвзятое отношение. Сила, которая позволяет мыслить, исходя из собственного опыта, чувств и ощущений, которые наполняют человека.

Вернемся к гвоздю. Почему мы постоянно наступаем на него? Мы чувствуем боль? Мы можем как-то избавиться от нее? Обойти его не получается, потому что не всегда помним об этом

Важно остановиться в тот самый момент, когда задумался об этом и забить его. Проблема решена, она больше не беспокоит

Нам больше не придется испытывать неприятные ощущения вновь и вновь.

Разум не делит мир на «плохой» и «хороший», он принимает все аспекты и анализирует их. Он не ставит никаких оценок, не привязывается к опыту. Разумный человек также ставит цель перед собой. Но не просто цель, а правильную. Он анализирует полученный опыт, ситуацию и окружение и выстраивает пути достижения этой цели.

Например, «много денег», он заменяет на «достойная работа». Тем самым открывает себе дорогу для развития. То есть, чем больше ты вкладываешь в свое развитие, тем выше оценка своих способностей, а значит, ты претендуешь на большее. Здесь главное не деньги, хотя при достойной работе доход будет выше.

Главное – уважение к себе. Получать низкую зарплату, выкладываясь как профессионал, сверх нормы – это неразумно. Это проявление нелюбви к самому себе, к своим чувствам и своим потребностям. Разум не выключает их, а помогает реализовать их, тем самым получив внутреннюю свободу.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик

А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:

  • Решение логических задач — тут все просто: это помогает развить логику.
  • Тренировка памяти — для этого нужно выбрать то, что вы действительно хотите запомнить и стараться выучить. Например, стихи (прямо как в школе). Или же вас интересует вопрос запоминания сюжетов книг или вовсе хотите с помощью игровых упражнений «натренироваться» — все это в любом случае будет полезным.
  • Размышления над сложными вопросами, попытки найти необычный выход из ситуации.
  • Нелишним будет вводить в свою жизнь то, к чему мозг не привык. Например, пойти домой непривычным путем и чистить зубы другой рукой.
  • Известно, что очень помогают развить ум различные игры. Это могут быть шахматы, карты или же компьютерные, над которыми надо много думать (квесты, логические и т. д.).

  • Постоянно учиться. Для этого можно попробовать поступить в вуз или же заняться саморазвитием дома.
  • «В здоровом теле — здоровый дух». Не стоит и говорить, что вредные привычки как курение и склонность к алкоголю очень неблагоприятно сказываются на мозге. Для большей пользы для нашего ума желательно также регулярно заниматься спортом, избегать стрессов и правильно питаться.

Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Рассудок^

В святоотеческих творениях слово «ум» (νοῦς) часто используется как синоним слова «дух» (πνεῦμα). Много таких отождествлений встречается в творениях святых отцов, обличавших ересь Аполлинария (IV в.). Почему это возможно? Ум, как говорится в Священном Писании, есть око души (Мф. 6, 22–23). Об этом же говорит и преподобный Иоанн Дамаскин: «Ум (νοῦς) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» .

Ум – это созерцательный орган. Он предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения, т.е. для высшей духовной деятельности человека: «Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как  о Его промышлении и о страшных судах Его» . Другими словами, он выполняет все то, что относится к человеческому духу, прежде всего, соединяет человека с Богом, поэтому и возможна взаимозамена этих слов.

В наставлениях преподобного Антония Великого подробно описывается богосозерцательное предназначение ума: «Орган зрения телесного – глаза, орган зрения душевного – ум… Душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим» .

Для подобного созерцания необходимо безмолвие (silentium) во всем человеческом естестве, чтобы в человеке умолкли чувственность, мечтательность, мышление (!). В этом состоянии ум не рассуждает, но созерцает. Созерцание – это основная деятельность ума, благодаря которой он познает и Бога, и духовный мир, и тварное бытие.

Созерцание – это не мышление, это восприятие вещи и явления в непосредственном бытии, в их внутренней сущности, а не в их физических качествах. Ум видит-созерцает скрытый духовный смысл, следы присутствия Бога, стремится узреть Божественные замыслы и идеи. Взаимосвязь ума и созерцания выражена в греческом языке и этимологически, ибо ум – это νοῦς, а созерцание – это nOhsij. В греческом языке есть и другое, более выразительное, слово, обозначающее созерцание, – qewr…a.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (lOgoj). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.

Святитель Григорий Нисский если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» . Эту мысль активно поддерживал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) .

Известные умнейшие люди

В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед… Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

Стивен Хокинг — невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта — 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

Еще один известный математик-вундеркинд — Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ — 230.

Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.