Как пережить кошмарное утро: что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик?

Алан-э-Дейл       25.05.2022 г.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием

Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют. Пойте, танцуйте вместе с ребенком, заряжайтесь положительными эмоциями!

Рекомендации

Для того, чтобы ваш малыш справлялся с трудностями в саду, родителям следует:

  • Не использовать критику в отношении работников детского садика, условий в нем;
  • Не обманывать своего ребенка. Если ему дано обещание, что его заберут в определенное время или выполнят что-то, то необходимо доводить это до конца;
  • Не использовать упоминание садика в качестве запугивающего средства;
  • Скрывайте свои переживания и неуверенность по поводу поведения малыша и его желания посещать сад;
  • Не совершайте необдуманных поступков – не спешите ругаться с воспитателем, не кричите на ребенка, не прибегайте к радикальным мерам вроде смены садика;
  • Не поддавайтесь на манипуляции со стороны малыша. Он может симулировать болезнь, плакать, и такой тип поведения, если это принесет ему положительный результат, будет повторяться намеренно.

Рекомендации общего плана:

  1. Разрешайте все проблемные ситуации вовремя.
  2. Выстраивайте с малышом доверительные отношения.
  3. Создавайте ему режим дня, аналогичный детсадовскому, до отправки туда, соблюдайте такой же распорядок и в дальнейшем.
  4. Приучайте к садику постепенно, дождитесь окончания адаптационного периода.
  5. Не думайте, что проблемы малыша разрешатся сами собой.
  6. Обеспечьте ребенка гармоничной обстановкой в семье.

Помните, что крик и ругань вредят детям, нарушают здоровое развитие его психики и не приводят ни к чему хорошему. Не нужно воздействовать на него силой и заставлять идти в садик. Сперва необходимо разрешить проблемную ситуацию, определить причину негативных реакций ребенка

Возможно, нет серьезных оснований, но может случиться и так, что важно достичь максимальных перемен и приложить достаточно усилий для обеспечения гармоничного развития вашего ребенка. Не оставляйте его наедине со своими трудностями

Активно участвуйте в судьбе малыша, ведь он – ваше будущее.

Советы психологов, как правильно приучить ребенка к садику

Когда в сад детки идут старше трехлетнего возраста, как правило, социально и психоэмоционально они уже готовы к таким переменам в своей жизни. Гораздо сложнее обстоит ситуация, когда мальчик или девочка идет в сад в двухлетнем возрасте, но это возможно лишь в тех садах, в которых есть ясельные группы. С другой стороны, есть и такие специалисты говорят о том, что маленькому ребенку легче привыкнуть к саду, чем более взрослому.

Если у вас нет возможности дольше оставлять своего сына или дочку дома, вам следует ознакомиться с рекомендациями, как приучить ребенка 2 лет к садику, которые дают детские психологи. Следующие советы придут на помощь и мамам, и папам:

1. Социализируйте малыша. Как утверждают психологи, хорошей подготовкой к детскому саду является расширение круга общения малыша. Особенно эту рекомендацию следует соблюдать мамам, которые не получают ежедневной помощи от бабушек и дедушек. Для этого необходимо чаще оставлять малыша с другими родственниками или друзьями.

2. Поднимайте «авторитет» детского сада. Не стоит пугать малышей детским садом, говоря, что его там научат дисциплине или хорошему поведению. Наоборот, родители, которые в ближайшее время планируют отдать своего сына или дочку в дошкольное заведение, должны заинтересовать кроху, рассказав, как весело там проходят праздники и игры с детьми.

3. Узнайте питание детского сада и познакомьте с ним малыша. Заранее приучайте ребенка к питанию, которое будет в саду. Известно, что многие дети поначалу даже отказываются от еды, поскольку дома мама кормит их другой пищей. Кроме того, что такой подход избавит вашего кроху от голодания, а вас от переживаний, еда будет ассоциироваться у него с домом.

4. Разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. Это один из наиболее эффективных и часто применяемых способов, как приучить ребенка к садику в 2,5 или 3 года. Взяв с собой своего любимого друга, малыш уже не будет чувствовать себя одиноко после ухода мамы.

Хорошая мотивация – неплохой вариант, как приучить ребенка к садику в 3 года быстро и без слез. В этом возрасте с детьми уже можно вести полноценный диалог, ведь они уже хорошо понимают родителей.

Если ваш малыш с трудом привыкает к новым социальным условиям, пойдите на компромисс: скажите, что в конце дня, если он не будет плакать, а будет послушным мальчиком или девочкой, вы вместе погуляете, покатаетесь на роликах или поиграете в любимую игру.

Однако откажитесь от распространенной ошибки, которую допускают многие взрослые, желающие избавить себя от трудностей детской адаптации к саду. Никогда не покупайте ребенку игрушки или сладости лишь за то, что он ходит в детский сад. Вы можете купить их просто так за хорошее поведение, но стоит лишь раз пообещать покупку за посещение сада, такие условия ребенок будет ставить каждый день.

Затянуть процесс адаптации могут такие факторы:

  • страх перед незнакомыми людьми;
  • большая зависимость от мамы;
  • конфликты в семье;
  • нервные нарушения у детей.

Одним из важных моментов, как приучить ребенка к детскому садику , является умение малыша обслуживать себя. Прежде чем вести сына или дочку в дошкольное учреждение, обязательно научите его следующим вещам:

  • пить из чашки;
  • самостоятельно есть;
  • ходить на горшок;
  • уметь одеваться или проявлять к этому процессу интерес.

Как ребенок выражает протест

Слезливое состояние

Если малыш плачет утром, отказывается идти в садик, но и истерика практически не проявляется, необходимо переговорить с воспитателем, с самим малышом.

Истеричное поведение

Истерика хорошо знакома родителям, поскольку имеет яркие проявления:

  1. Громкий крик о том, что нет желания посещать детсад, нет реакции на утешение, присутствие посторонних, не отвлекается ни на какие события вокруг.
  2. Раскидывает предметы, машет руками, топает ногами, иногда бьется головой об стены, пол, не испытывая особых болевых ощущений.
  3. Громкий, надрывистый плач, рыдания, непрекращающиеся слезы. Взгляд исподлобья, с обидой. При истеричном поведении родитель должен среагировать. Для начала – определить причину, из-за которой малыш в категоричной форме отказывается посещать садик. Второе, что требуется понять, что истерика – признак болезненного состояния, требующего лечения или терапии. Лучше обратиться к детскому психологу за консультацией.

Словами

Малыш прямо говорит, что не желает ходить в сад. Выражать он может в разных формах:

  • Каждый день эмоционально, прежде всего, утром, причем прибавок к словам добавятся крики, плач, истерика.
  • В спокойной форме перед тем, как идти из садика домой, либо вечером дома. Это возникает при единичном конфликте в группе с ним или кем-то еще. Такое состояние проходит быстрее.

Второй случай связан с временной обидой, тогда как первый гораздо серьезнее, требует иных мер.

Самые распространенные причины протеста против садика

Боязнь разлуки: идеальный вариант – сократить время, которое ребенок находится в детском саду, приводя его туда немного позже и забирая как можно раньше. Дать ему с собой его плюшевую игрушку или любимую куклу. Удивить своего ребенка небольшим поощрением. Например, приклеить симпатичную наклейку на рюкзачок, который он берёт с собой в садик, в качестве талисмана или нарисовать сердечко на руке малыша карандашом для макияжа. Сказать ему, что мама думает о нем каждый раз, когда он смотрит на рисунок. Также стоит подумать, есть ли у родителей проблемы с отпусканием малыша в садик. Мешает и наличие своих плохих воспоминаний о детском саду. Маленький ребенок точно ощущает, как родители себя чувствуют, и отреагирует соответственно неуверенно.

Трудности с интеграцией в группу детского сада или проблемы с новыми друзьями: если ребенку сложно общаться с другими детьми, часто помогает прийти утром одним из первых. Тогда он окажется более популярен как игровой партнер. Кроме того, у него есть возможность заняться всеми любимой игрушкой, вокруг которой обычно быстро формируется желающих поиграть. Намного труднее присоединиться к «стойкому» игровому сообществу как новичку. Можно пригласить одного или двух детей из детского сада, которые хотели бы иметь друзей, к себе домой, чтобы завязать или укрепить контакты.

Очарование нового исчезло: любопытство по поводу того, как он будет в детском саду, удовлетворено, все игрушки опробованы, и теперь ребенок понимает, что отныне он должен «ходить туда» каждый день, и мать больше не будет рядом. В этом случае обычно помогает только последовательность без серьезных исключений. В сложных случаях можно предложить ребенку вознаграждение после того, как он неделю ходил в детский сад без «драмы». Например, прогулку или дополнительное время для игры или чтения вслух. Если придётся все же оставить ребенка дома на день, можно объявить это «передышкой», после чего малыш вернется в детский сад, чтобы он не подумал, что смог добиться своего.

Страх пропустить что-то интересное дома: это часто бывает, когда недавно родился младший брат или сестра и он может оставаться дома с мамой. Можно попробовать оставлять ребенка дома на утро или два и заниматься своими обычными делами. Необходимо сознательно оставить своего детсадовца немного «забытым» и полностью посвятить себя новорождённому или домашней работе. Так он, наверное, быстро поймет, что дома ничего интересного не происходит, а в детском саду гораздо увлекательнее.

Чрезвычайное положение дома: если в семье произошла смерть или сильная ссора, ребенок может не осмелиться покинуть дом и захочет остаться с родителями. Конечно, это касается и счастливых событий, таких как приезд бабушки и дедушки или покупка домашнего питомца. Обычно достаточно оставить ребенка дома на день. Но сказать ему, что исключение не может стать привычкой и что на следующий день он вернется в детский сад.

Проблемы в повседневной жизни детского сада: некоторые вещи, которые кажутся взрослым незначительными, являются огромной проблемой для детей. Например, ребенок что-то сломал или что-то пролил? Стыдно, потому что он всегда всё делает последним из-за медлительности? В этих случаях помогает беседа с педагогом, поскольку даже небольшие изменения в группе или душевный разговор с ребенком могут иметь большое влияние.

Еще не готов к детскому саду: если ребенку только исполнилось три года, его могут просто испугать повседневной жизнью в детском саду. Это особенно актуально для малышей, у которых мало опыта общения со сверстниками. Можно попросить воспитателя оценить ситуацию и, при необходимости снова забрать ребенка из детского сада. Лучше начать заново через несколько месяцев с улучшенными «стартовыми возможностями».

Бывает и так, что ребенок немного «капризен по утрам» и поэтому не хочет идти в детский сад. Это проблемы с режимом. Лучше пораньше ложиться вечером и раньше вставать утром. Тогда ребенок сможет «загрузиться» в тишине и покое, а родители, имея время в запасе, будут более терпеливы, даже если малыш немного медлителен.

Оставить комментарий

Как проявляется возникновение проблемы

Протест малыша против посещения сада может не всегда быть явным. К тому же, в силу характера дети могут по-разному его проявлять. Также первоначально могут быть замечены первые тревожные сигналы, которые будут постепенно нарастать, пока ребенок вам категорически не заявит, что никуда сегодня не пойдет. Так, давайте разберемся, как может выражаться такое нежелание.

Если рассматривать протест в скрытой форме, когда родители еще ни о чем не догадываются, то он может быть представлен следующими особенностями в поведении:

в сад ребенок собирается очень медленно, нехотя, ищет каждый повод, чтоб оттянуть время выхода из дома; возможно, ваш малыш просто медлителен и все делает не спеша, тогда задумайтесь над тем, как он собирается на прогулку;
обратите внимание, в каком настроении карапуз по утрам и в каком – по вечерам, когда вы за ним приходите – если он систематически в первой половине дня имеет плохое настроение, а во второй – отличное, проблема кроется в нежелании ходить в сад;
если ребенка просят нарисовать свой садик или детей в нем, игрушки, то в его работе будут преимущественно темные и даже черный цвета, это говорит о психологическом дискомфорте, а иногда и о чувстве прямой угрозы;
у ребенка ухудшается аппетит, нарушается сон, может появляться энурез;
малыш не хочет идти из-за плохой погоды, начинает жаловаться на плохое самочувствие или выражает свое желание пойти к бабушке вместо садика.

Что же касается открытых, явных проявлений нежелания, то могут присутствовать три стадии развития такого состояния:

  1. Прямое высказывание против посещения дошкольного учреждения в словесной форме:
  • малыш, возвращаясь домой, говорит, что больше туда не вернется или, ложась спать, скажет, что завтра не пойдет в сад;
  • утром начинаются уговоры и мольбы остаться дома, и так продолжается аж до двери группы.
  1. Непрекращающийся плач, усиливающийся при приближении времени выхода из дома и возле садика.
  2. Истерическое поведение:
  • карапуз громко и упорно кричит, что не пойдет в садик, не хочет слушать никакие уговоры мамы;
  • малыш выглядит обиженным, может наблюдаться плач «без слез» или наоборот «реки слез»;
  • ребенок начинает психовать, бьется головой о стенку или кидается всем, что попадается под руку, могут лететь даже стулья, кричит. Маме практически невозможно собрать его в сад.

Если в этих признаках вы узнаете своего карапуза, пришло время по-настоящему задуматься над тем, что могло вызвать такие изменения в поведении, и что провоцирует нежелание ходить в садик, особенно, если ранее ребенок не испытывал таких проблем.

КАК СДЕЛАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ “СВОИМ” ВЗРОСЛЫМ

Коронавирус намного усложнил адаптацию. Если раньше родители могли завести в группу ребенка и даже посидеть там, то сейчас вход на территорию садиков им строго воспрещен. По крайней мере так обстоит ситуация в государственных садах. И вот поставьте себя на место маленького человека: его приводят в незнакомое место и оставляют на совершенно чужого человека. Как тут не разволноваться?

Алена Скорик советует: чтобы смягчить эту ситуацию, надо постараться расположить ребенка к воспитательнице. “Задержите ее хотя бы на минуту-две возле входной двери. Поговорите о погоде. Спросите, как дела. Улыбайтесь ей, чтобы ребенок видел, что вы настроены положительно по отношению к этому человеку. Малышу это очень помогает найти что-то общее между вами и воспитательницей, или между ней и собою. Например, можно сказать ему: “Смотри, у Марь Ивановны такие же голубые глаза, как у тебя”.

Своим методом установления контакта между ребенком и воспитателем поделилась киевлянка Екатерина Т.: “Моей дочке в этом году исполнилось три года. В первый раз она пошла в садик 2 сентября. Мы купили букет цветов, ей было интересно вручить его воспитательнице. Поэтому без слез мы дошли до садика. Она подарила цветы и согласилась зайти без меня на детскую площадку. Через час я ее забрала. Вроде бы все было гладко. Но на следующее утро она наотрез отказалась идти в сад. Никакие уговоры не действовали. Обещать подарки я не хотела: иначе будет за каждый поход в сад требовать игрушку. Тянуть силой тоже не вариант: мне претят такие методы воспитания, да и ребенок настолько упрямый, что просто бы лег на полу в подъезде и не сдвинулся с места. Тут меня осенила идея: я предложила дочке слепить из цветного теста цветы и подарить их воспитательнице. Она с радостью восприняла это предложение. Мы сделали вместе букет, и дочка чуть ли не вприпрыжку бежала в садик, чтобы подарить этот хенд-мейд. К счастью, мне на этот раз разрешили зайти на территорию сада (я написала предварительно воспитательнице, что все проходит непросто, ребенок не хочет идти в сад). Дочка брала по одному цветку у меня, вручала воспитательнице. Они вместе рассматривали, какого цвета лепестки. У меня возникло ощущение, что лед тронулся и между ними протянулась первая ниточка доверия. В конце прогулки дочка помогла воспитательнице собрать игрушки на площадке и пообещала, что завтра придет в сад и принесет новый букет пластилиновых цветов. И обещание свое выполнила. Теперь каждое утро у нас начинается с лепки подарка для воспитательницы”.

Светлана К. из Харькова пошла по другому пути. Понимая, что группа большая (25 человек) и воспитателю непросто уделять время отдельно каждому ребенку для того, чтобы раззнакомиться, мама договорилась о том, что утром она приводит сына на прогулку в сад, а вечером, после того как садик закрывается, он гуляет около часа только с одной воспитательницей. Естественно, это внеурочное время Светлана оплатила. Говорит, что было достаточно двух таких индивидуальных прогулок для того, чтобы сын перестал бояться ходить в садик.

Такие маленькие, но важные шаги помогают ребенку почувствовать, что в саду у него есть “свой” взрослый, который может о нем позаботиться, уверена Алена Скорик. “Только после этого можно оставлять плачущего малыша на попечение воспитателя. Потому что теперь он чувствует: в этом месте у него есть взрослый, который пожалеет и успокоит. В этом случае не будет психологической травмы. Она возникает тогда, когда ребенку больно и плохо, а он один на один со своей бедой, ему не к кому обратиться за помощью”, — считает психолог.

Чтобы малыш записал воспитателя в “свои”, важно также не высказываться при нем негативно о садике и его сотрудниках. Он может делать вид, что совершенно не слушает того, о чем вы говорите, но при этом будет абсолютно все запоминать. И ему потом будет очень тревожно: почему меня мама оставляет с такой плохой тетей

И ему потом будет очень тревожно: почему меня мама оставляет с такой плохой тетей.

Ребенок не хочет идти в детский сад

Итак, ребенок наотрез отказывается идти в детский сад. Как уговорить ребенка пойти в детский сад? Прежде всего, нужно понять причины этого явного нежелания. Кого-то может обижать кто-то из других детей, кому-то не нравится воспитательница, кто-то не любит спать в садике. Но понять, что именно вызывает у ребенка беспокойство, не всегда возможно, так как дети часто маскируют истинные причины.

На какие уловки могут идти дети, чтобы не пойти в сад?

  • Пытаются притвориться, что заболели, ну или говорят, что бабушка будет скучать. При этом самые хитрые пытаются понять, правда ли родители идут на работу, и если оказывается, что нет, то начинают усиливать давление.
  • Оказывают сопротивление. Ребенок может начать кричать и лить слезы. Обычно дети делают это или поздним вечером или рано утром, надеясь на благосклонность родителей.
  • Начинают делать всё долго с утра и с неохотой. Им лень одеваться, умываться, кушать, пытаются всячески тянуть время. Некоторые родители в таких случаях спросят: — «Ты хочешь пойти в садик»? На что ребенок наверняка ответит, что нет. Работающим родителям такие вопросы не стоит задавать с утра.
  • Резко меняют поведение. Начинают грустить и замыкаться.
  • Начинают активно жаловаться. Истории бывают самые разные, все они нацелены на то, чтобы им поверили и согласились, что можно и не пойти в садик. Обычно дети заявляют, что их кто-то обижает, кто-то отбирает игрушки, кто-то просто не берет с собой играть или говорят, что воспитательница злая и ругалась. Судя по рассказам, складывается ощущение, что в садике вообще все плохо.
  • Начинают болеть. Частое явление – это ОРВИ, которое говорит о низких резервах возможностей организма. Когда ребенок не хочет идти в сад, то и организм не помогает ему бороться с инфекцией и так любимые родители готовы дать передышку.

Перечисленные признаки могут сочетаться, а могут и вовсе проявляться все сразу. Но, так или иначе, они заставляют задуматься. Игнорировать детей не нужно, необходимо понять причины их поведения и постараться вместе решить проблему.

Ошибки, которые допускать не нужно

Порой случается так, что сами родитель делают глупые ошибки, которые приводят к тому, что детям становится страшно идти в садик. Что нельзя делать ни в коем случае?

Не давайте ребенку почувствовать тревогу. Общаясь с ребенком, избегайте высказываний, например: «Тебе всё равно придется идти в сад, бедненький мой» или: «Как ты там будешь без нас?». К тому же не выражайте свою тревогу в присутствие детей при разговорах с кем-либо

Порой ребенок хоть не всё и понимает, но заостряет внимание на словах «воспитатель», «детский сад», и другие связанные с ними. Тем самым ребенок не должен думать о том, что в садике опасно и плохо.

Не пытайтесь запугать ребенка детским садиком

Не надо говорить детям: «Вот не слушаешься, пойдешь в садик, там тебя быстро воспитают», или «Воспитатель даст тебе ремешка, если будешь плохо себя вести». Часто родителям кажется, что дети начнут слушаться, так как будут напуганы. Ребенок может стать послушным, но вред ему это нанесет приличный. Ребенок постоянно будет думать, что садик опасен и в следующий раз это может стать причиной, по которой ребенок туда не пойдет.

Не подвергайте критике воспитателей и детский сад в присутствии ребенка. Даже если вам чем-то не понравился воспитатель или сам детский сад, но нет возможности пойти в другой садик, лучше об этом помалкивать. Ваши недовольные эмоции не должен видеть ребенок. Не обсуждайте слишком часто детсадовские темы.

Не нужно врать ребенку, что «сможете раньше его забрать», если вы это сделать не сможете. Так вы потеряете доверие ребенка и он может в следующий раз начать капризничать.

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

2 года 3 года

Малыш боится смены окружающей обстановки и режима.

Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно.

Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома

Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик

Негативный опыт первого посещения детского садика.

Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.

Ребенок психически не готов к детскому саду.

Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.

Переизбыток впечатлений.

Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.

Негативное отношение к ребенку персонала.

Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.

Советы родителям

  • Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
  • Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
  • Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него .
  • Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.