Оглавление
Ресоциализация осуждённых к лишению свободы
В России процент рецидивов довольно высок
Учитывая большое количество заключённых на душу населения, задача их ресоциализации является важной на уровне всей государственной системы
Поскольку десоциализированный заключённый будет опасен для общества после освобождения, работой по его ресоциализации должно заниматься исправительное учреждение, в которое он направлен для отбывания наказания.
Работа с заключённым призвана вновь сформировать у него набор качеств, необходимых для нормальной жизни в обществе. Для этого создают комплекс профилактических, коррекционных и восстановительных мер.
Профилактика, в данном случае, должна устранить факторы, из-за которых развитие личности пошло с отклонениями и вылилось в противоправную деятельность и асоциальный образ жизни.
При длительном заключении в тюрьме, а также в процессе преступной деятельности, человек теряет трудовые навыки, а взамен приобретает преступные. В совокупности они формируют преступный стереотип поведения. Для возвращения человека к нормальной жизни сначала нужно этот стереотип разрушить.
В исправительном учреждении должны подготовить человека к освобождению, помочь ему получить трудовые навыки и найти место в нормальной жизни в условиях полной свободы.
Кому нужна ресоциализация?
Ресоциализация выступает следствием десоциализации. На место негативных установок и ценностей приходят позитивные, причём молодые люди склонны к более быстрому их усвоению.
Без вторичной социализации не обойтись:
- осуждённым;
- мелким правонарушителям;
- людям, изолированным от социума из-за длительной болезни;
- страдающим наркотической и алкогольной зависимостью;
- пережившим серьёзные психотравмы — катастрофы, боевые действия.
Ресоциализация запускается также при смене статуса. Один из примеров — поступление в университет. Десоциализация заключается в том, чтобы отказаться от привычных дневников, вызовов родителей в школу, кнопок на стуле учителя и других составляющих жизни ученика. Переход в университет связан с освоением новых норм поведения и взаимодействия — соседство в общежитии, самостоятельное решение вопросов о пересдаче того или иного предмета, совмещение учёбы и работы.
Десоциализация личности
Социализация личности происходит на различных уровнях. Сначала ребенок проходит первичную социализацию – это когда он пребывает в малой группе людей, где царят свои законы и правила. Первичная социализация осуществляется в семье (родители и родственники), в детских садах (воспитатели и другие дети), школе (учителя) и пр. По мере своего взросления ребенок попадает во вторичные условия своей социализации, когда он начинает контактировать со структурами, организациями, целым социумом и государством.
Десоциализация предполагает обратный процесс, когда человек начинает терять свои социальные навыки. Это может происходить как в детском возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит у взрослого человека, то речь скорее идет о разрыве связей с обществом и государством в целом и сохранении контактов с отдельными группами людей и лицами.
Степень десоциализации зависит от того, в какой среде человек оказывается, насколько сильно окружение влияет на психику индивида и меняет ее. Существует такая поговорка: «Век живи – век учись». Здесь говорится о том, что человеку постоянно приходится переобучаться, поскольку его жизнь не является статической:
- Меняется место жительства.
- Меняются интересы.
- Меняется круг общения и друзья.
- Уходят одни люди, приходят другие.
- Меняется работа и вид деятельности.
- Корректируются или меняются убеждения и взгляды.
Мир постоянно меняется, как и жизнь самого человека, который сначала взрослеет, а потом уже сам влияет на те изменения, которые происходят в его жизни. Даже создание семье уже значительным образом меняет образ жизни и взгляды индивида.
Человек постоянно должен переобучаться, то есть приспосабливаться к новым условиям, в которые он попал. Это является процессом социализации, или адаптации. Однако бывают такие среды, в которых человек словно деградирует, десоциализируется: концлагеря, тюрьмы, психиатрические лечебницы, затворнический образ жизни и пр. В такой ситуации человек тоже меняется, однако не в сторону социализации. Оказываясь в обществе мирных граждан, он не способен с ними контактировать.
Ресоциализация как раз и направлена на то, чтобы человека обучить правилам и нормам, показать нечто новое и приспособить к этому.
Как действует процесс десоциализации
Многих исследователей в области психологии интересует вопрос, о причинах выбора антисоциального поведения. По мнению специалистов, выбор антиобщественной модели осуществляется неосознанно. Многие дети, перенимая манеру поведения окружающих, не задумываются о её направлении
Важно отметить, что получение одобрения от представителей отрицательного социального микроклимата, ведет к увеличению проявления антисоциальности. В сознании многих подростков создается четкая установка, что подобное поведение присуще каждому взрослому. Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие
Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие
В том случае, когда подросток встал на путь исправления, очень важно, чтобы он ощущал поддержку и внимание к его трудностям. Следует понимать, что в неблагополучной среде такие ценности, как доброта и трудолюбие отодвигаются на задний план
Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение
Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность
Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение. Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность. Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания
Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания.
Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений
Личность, идущая по антиобщественному пути, нуждается в строгом контроле, направленном на ресоциализацию. В качестве контролирующего органа могут выступить различные муниципальные службы. Термин «ресоциализация» используется для обозначения процесса изменения манеры поведения, которая ровно противоположна прежней. В конкретном примере, приставка «ре-» используется для обозначения демонтажа отрицательных норм и правил, что использовались ранее индивидуумом. На протяжении всего процесса ресоциализации человек занимается самосовершенствованием и открывает в себе те качества, что вызывают одобрение общественности.
Ресоциализация осужденных
Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.
Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.
Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.
Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.
Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.
Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.
Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.
Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.
Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.
Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:
диагностика особенностей личности каждого заключенного;
выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;
выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;
обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий;
восстановление разрушенных социальных связей;
формирование позитивной сферы целеполагания;
восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;
использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.
Ресоциализация в обществе
Важная сторона возвращения заключённых к нормальной жизни выражается в отношении к этим людям со стороны их социального окружения. В обществе должен быть принят принцип гуманизма, суть которого в понимании границ исполнения наказания за совершённое преступление. То есть осуждённый, отбывший наказание, не должен всю жизнь провести с клеймом преступника, которое на него поставит общество.
Со стороны общества должна быть поддержка и уважение прав этого человека. К нему должны проявлять терпимость.
На практике, в российском социуме пока не сформирован стереотип гуманного отношения к бывшим заключённым. В результате многие из них, оказавшись на свободе, чувствуют себя изгоями. Это подталкивает их вернуться к противоправной деятельности, чтобы снова оказаться в тюрьме.
Помимо социальных стереотипов важную роль в процессе социальной адаптации бывших заключённых является юридическая поддержка. Для этого служит:
- Законодательство о социальной адаптации заключённых.
- Гарантии сохранения за ними жилья, а также помощи в трудоустройстве.
- Ответственное отношение местных органов власти.
На практике в России работают не все из этих механизмов, а в некоторых случаях они не до конца проработаны и на законодательном уровне.
Как проходит ресоциализация наркозависимых и алкозависимых?
В период, когда пациент покидает гостеприимные стены реабилитационного Центра, он получает возможность проверить на практике полученные знания и навыки. В ходе ресоциализации наркозависимым и алкозависимым людям предстоит пройти следующие этапы:

Эта тема закрыта для публикации ответов.