Что такое десоциализация и ресоциализация личности

Алан-э-Дейл       25.05.2022 г.

Ресоциализация осуждённых к лишению свободы

В России процент рецидивов довольно высок

Учитывая большое количество заключённых на душу населения, задача их ресоциализации является важной на уровне всей государственной системы

Поскольку десоциализированный заключённый будет опасен для общества после освобождения, работой по его ресоциализации должно заниматься исправительное учреждение, в которое он направлен для отбывания наказания.

Работа с заключённым призвана вновь сформировать у него набор качеств, необходимых для нормальной жизни в обществе. Для этого создают комплекс профилактических, коррекционных и восстановительных мер.

Профилактика, в данном случае, должна устранить факторы, из-за которых развитие личности пошло с отклонениями и вылилось в противоправную деятельность и асоциальный образ жизни.

При длительном заключении в тюрьме, а также в процессе преступной деятельности, человек теряет трудовые навыки, а взамен приобретает преступные. В совокупности они формируют преступный стереотип поведения. Для возвращения человека к нормальной жизни сначала нужно этот стереотип разрушить.

В исправительном учреждении должны подготовить человека к освобождению, помочь ему получить трудовые навыки и найти место в нормальной жизни в условиях полной свободы.

Кому нужна ресоциализация?

Ресоциализация выступает следствием десоциализации. На место негативных установок и ценностей приходят позитивные, причём молодые люди склонны к более быстрому их усвоению.

Без вторичной социализации не обойтись:

  • осуждённым;
  • мелким правонарушителям;
  • людям, изолированным от социума из-за длительной болезни;
  • страдающим наркотической и алкогольной зависимостью;
  • пережившим серьёзные психотравмы — катастрофы, боевые действия.

Ресоциализация запускается также при смене статуса. Один из примеров — поступление в университет. Десоциализация заключается в том, чтобы отказаться от привычных дневников, вызовов родителей в школу, кнопок на стуле учителя и других составляющих жизни ученика. Переход в университет связан с освоением новых норм поведения и взаимодействия — соседство в общежитии, самостоятельное решение вопросов о пересдаче того или иного предмета, совмещение учёбы и работы.

Десоциализация личности

Социализация личности происходит на различных уровнях. Сначала ребенок проходит первичную социализацию – это когда он пребывает в малой группе людей, где царят свои законы и правила. Первичная социализация осуществляется в семье (родители и родственники), в детских садах (воспитатели и другие дети), школе (учителя) и пр. По мере своего взросления ребенок попадает во вторичные условия своей социализации, когда он начинает контактировать со структурами, организациями, целым социумом и государством.

Десоциализация предполагает обратный процесс, когда человек начинает терять свои социальные навыки. Это может происходить как в детском возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит у взрослого человека, то речь скорее идет о разрыве связей с обществом и государством в целом и сохранении контактов с отдельными группами людей и лицами.

Степень десоциализации зависит от того, в какой среде человек оказывается, насколько сильно окружение влияет на психику индивида и меняет ее. Существует такая поговорка: «Век живи – век учись». Здесь говорится о том, что человеку постоянно приходится переобучаться, поскольку его жизнь не является статической:

  1. Меняется место жительства.
  2. Меняются интересы.
  3. Меняется круг общения и друзья.
  4. Уходят одни люди, приходят другие.
  5. Меняется работа и вид деятельности.
  6. Корректируются или меняются убеждения и взгляды.

Мир постоянно меняется, как и жизнь самого человека, который сначала взрослеет, а потом уже сам влияет на те изменения, которые происходят в его жизни. Даже создание семье уже значительным образом меняет образ жизни и взгляды индивида.

Человек постоянно должен переобучаться, то есть приспосабливаться к новым условиям, в которые он попал. Это является процессом социализации, или адаптации. Однако бывают такие среды, в которых человек словно деградирует, десоциализируется: концлагеря, тюрьмы, психиатрические лечебницы, затворнический образ жизни и пр. В такой ситуации человек тоже меняется, однако не в сторону социализации. Оказываясь в обществе мирных граждан, он не способен с ними контактировать.

Ресоциализация как раз и направлена на то, чтобы человека обучить правилам и нормам, показать нечто новое и приспособить к этому.

Как действует процесс десоциализации

Многих исследователей в области психологии интересует вопрос, о причинах выбора антисоциального поведения. По мнению специалистов, выбор антиобщественной модели осуществляется неосознанно. Многие дети, перенимая манеру поведения окружающих, не задумываются о её направлении

Важно отметить, что получение одобрения от представителей отрицательного социального микроклимата, ведет к увеличению проявления антисоциальности. В сознании многих подростков создается четкая установка, что подобное поведение присуще каждому взрослому. Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие

Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие

В том случае, когда подросток встал на путь исправления, очень важно, чтобы он ощущал поддержку и внимание к его трудностям. Следует понимать, что в неблагополучной среде такие ценности, как доброта и трудолюбие отодвигаются на задний план

Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение

Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность

Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение. Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность. Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания

Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания.

Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений

Личность, идущая по антиобщественному пути, нуждается в строгом контроле, направленном на ресоциализацию. В качестве контролирующего органа могут выступить различные муниципальные службы. Термин «ресоциализация» используется для обозначения процесса изменения манеры поведения, которая ровно противоположна прежней. В конкретном примере, приставка «ре-» используется для обозначения демонтажа отрицательных норм и правил, что использовались ранее индивидуумом. На протяжении всего процесса ресоциализации человек занимается самосовершенствованием и открывает в себе те качества, что вызывают одобрение общественности.

Ресоциализация осужденных

Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.

Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.

Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.

Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.

Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.

Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.

Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.

Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.

Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.

Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:

диагностика особенностей личности каждого заключенного;

выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;

выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;

обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий;

восстановление разрушенных социальных связей;

формирование позитивной сферы целеполагания;

восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;

использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.

Ресоциализация в обществе

Важная сторона возвращения заключённых к нормальной жизни выражается в отношении к этим людям со стороны их социального окружения. В обществе должен быть принят принцип гуманизма, суть которого в понимании границ исполнения наказания за совершённое преступление. То есть осуждённый, отбывший наказание, не должен всю жизнь провести с клеймом преступника, которое на него поставит общество.

Со стороны общества должна быть поддержка и уважение прав этого человека. К нему должны проявлять терпимость.

На практике, в российском социуме пока не сформирован стереотип гуманного отношения к бывшим заключённым. В результате многие из них, оказавшись на свободе, чувствуют себя изгоями. Это подталкивает их вернуться к противоправной деятельности, чтобы снова оказаться в тюрьме.

Помимо социальных стереотипов важную роль в процессе социальной адаптации бывших заключённых является юридическая поддержка. Для этого служит:

  • Законодательство о социальной адаптации заключённых.
  • Гарантии сохранения за ними жилья, а также помощи в трудоустройстве.
  • Ответственное отношение местных органов власти.

На практике в России работают не все из этих механизмов, а в некоторых случаях они не до конца проработаны и на законодательном уровне.

Как проходит ресоциализация наркозависимых и алкозависимых?

В период, когда пациент покидает гостеприимные стены реабилитационного Центра, он получает возможность проверить на практике полученные знания и навыки. В ходе ресоциализации наркозависимым и алкозависимым людям предстоит пройти следующие этапы:

  • Переход от общения с ограниченным количеством людей – сотрудниками Центра, другими участниками программы реабилитации к жизни в социуме, повседневным, бытовым контактам с окружающим миром. Для лиц, утративших базовые коммуникативные навыки, этот момент зачастую становится невероятно сложным. Даже простые попытки обратиться за восстановлением документов или покупка продуктов в магазине оказываются сродни испытанию.
  • Восстановление взаимоотношений с членами семьи. В этом случае речь нередко идет о созависимости, в которой помощь психологов требуется всем, кто оказывается в тесном эмоциональном контакте со злоупотребляющими психоактивными веществами людьми.
  • Улучшение качества жизни. Восстановление прежних профессиональных навыков или переобучение, дающее шанс на новую творческую, социальную реализацию. В рамках индивидуальных программ реабилитации проходит приобщение людей с зависимостью к занятиям спортом, у них появляется хобби, новый, более благополучный и дающий необходимую поддержку круг общения.
  • Поиск средств и способов, дающих выход негативным эмоциям без алкоголя и наркотиков. И групповая, и индивидуальная психологическая работа в этом случае позволяют контролировать эмоциональное состояние, учат самодисциплине, вместо попыток побега от проблем реальной жизни.
  • Применение на практике всех полученных знаний о болезни, предотвращении возможных рецидивов. Перед переходом на амбулаторную реабилитацию пациент проходит большой путь и обретает реальную почву, при помощи которой можно в дальнейшем вести здоровый, трезвый образ жизни без дополнительных стимуляторов.

Языковая социализация

Основываясь на сравнительных исследованиях в разных обществах, уделяя особое внимание роли языка в развитии ребенка, лингвистические антропологи Элинор Очс и Бэмби Шиффелин разработали теорию языковой социализации. Они обнаружили, что процессы инкультурации и социализации не происходят отдельно от процесса овладения языком , но что дети изучают язык и культуру вместе, что составляет интегрированный процесс

Члены всех обществ социализируют детей как с помощью языка, так и с помощью языка; приобретая знание языка, новичок тем самым социализируется в категориях и нормах культуры, в то время как культура, в свою очередь, обеспечивает нормы использования языка.

Десоциализация у детей

Основной направленностью семейного воспитания является функция начальной социализации, так как первичная социализация успешнее и эффективнее происходит в семье. Именно за счет семьи обеспечиваются связи индивида с демографическими, социальными, экономическими процессами в социуме. Однако сегодня существуют семьи, которые не в состоянии обеспечить оптимальное и благоприятное воздействие на развитие личности ребенка. Десоциализация подростков может возникать вследствие неправильного семейного воспитания.

Уменьшение внимания со стороны социума и государства в целом к существующим проблемам в воспитании нового поколения сегодня привело к совершенно неблагоприятным общественным последствиям. К таким последствиям можно отнести: увеличение подростковой наркомании и алкоголизма, внебрачные дети, ранее материнство, ранее вступления в беспорядочные половые отношения, преступность несовершеннолетних, криминализация, насилие в семье над детьми. Все перечисленные последствия ведут к нарушению первичной, а затем и вторичной социализации детей. И, как следствие, у детей проявляется десоциализация подростков. Она может быть своеобразным протестом ребенка на условия его жизни в семье.

Различают такие типы неблагополучных семей, ведущих к десоциализации личности: аморальный, конфликтный, педагогически некомпетентный и асоциальный тип.

Чем младше дети, тем тяжелее для них могут складываться условия развития в неблагоприятных семьях, которые характеризуются постоянными ссорами и конфликтными ситуациями, несогласием, физической агрессией. Все это способствует развитию у малышей чувства беззащитности и незащищенности. В семьях с преобладанием напряженной, угнетающей, тревожной атмосферы нарушается правильное развитие детей и их чувств. Вследствие чего такие дети не получают чувство любви по отношению к себе, поэтому не способны и сами проявлять это чувство.

Если ребенок длительное время проживает в семье, в которой постоянно происходят случаи насилия, царит отчужденность, то у него понижается способность к эмпатии. В дальнейшем это будет затруднять процессы обучения и вызывать сопротивляемость ребенка, что ведет к нарушению его социализации.

Длительное влияние на детей нечеловеческих, неблагоприятных условий жизни вызывает отрицательные физические, психические изменения в детских организмах, которые влекут за собой очень тяжелые последствия антисоциальной направленности. Такие дети отличаются плохим, антиобщественным поведением и нарушением в развитии их личности.

Детей, растущих в неблагополучных семьях, объединяет одна общая черта – нарушение социализации (десоциализация): неспособность приспособления к незнакомой, чужой среде, к новым условиям, воровство, повышенная половая активность, агрессивность, потеря интереса к труду и обучению, лень, утрата ценностных, нравственных и моральных ориентаций, которые приняты в обществе, вредные привычки, отсутствие духовности и стремления к развитию.

М. Раттер выделил ряд обстоятельств, которые способствуют десоциализации детей: травмы в семье, недостаток любви в семье, развод родителей или смерть одного из них, жестокость родителей, непоследовательность или несогласованность родителей в воспитании, нахождение в приюте. В процессе семейного воспитания дети усваивают, как положительные, так и негативные образцы действий и поведения взрослых, иногда доводя их до сильного проявления. Дети постоянно сопоставляют поступки родителей с их словами. Ребенок будет не в состоянии пройти процесс социализации, если слова родителей будут не совпадать с их действиями. Такой ребенок не сможет, например, не врать, если постоянно ловит родителей на лжи или будет агрессивным, если постоянно наблюдает агрессию в семье.

Примеры

Десоциализация, как процесс нарушения адаптации человека к общественным условиям, может проявлять себя в различной степени выраженности. Если рассматривать десоциализацию в ее крайнем варианте, то синонимом этого определения может служить понятие деградации. Примеры десоциализации встречаются как в повседневной жизни, так и в особых условиях. Например, человек, который провел длительный отпуск в условиях дикой природы и возвращается в трудовой коллектив в офис, выступает ярким примером легкой степени десоциализации.

О тяжелой и выраженной степени можно говорить, к примеру, упоминая человека, который возвращается в социум после длительного лечения в психиатрической больнице или же пребывающего в местах лишения свободы. Серьезное правонарушения, к примеру намеренное убийство, само по себе уже говорит о выраженной десоциализации преступника, так как является демонстрацией пренебрежения социальными нормами и порядками. Поэтому основная цель наказания за уголовное правонарушение является также процесс ресоциализации провинившегося, говоря иначе – исправление.

Помимо этого, десоциализация может проявить себя и в глобальном смысле, представляя достаточно серьезный фактор снижения потенциала социума в целом. Речь может идти о снижении и даже истреблении социального, а также национального сознания, путем навязывания различных стереотипов с помощью средств массовой информации.

Гендерная социализация

Хенслин (1999: 76) утверждает, что «важной частью социализации является изучение культурно определенных гендерных ролей ». Гендерная социализация относится к обучению поведению и установкам, которые считаются подходящими для данного пола

Мальчики учатся быть мальчиками, а девочки учатся быть девочками. Это «обучение» происходит с помощью множества различных агентов социализации. Поведение, которое считается подходящим для каждого пола, в значительной степени определяется социальными, культурными и экономическими ценностями в данном обществе. Таким образом, гендерная социализация может значительно различаться в обществах с разными ценностями. Семья, безусловно, важна для закрепления гендерных ролей , но также важны группы, включая друзей, сверстников, школу, работу и средства массовой информации. Гендерные роли подкрепляются «бесчисленным множеством тонких и не очень тонких способов» (1999: 76). В деятельности группы сверстников стереотипные гендерные роли также могут быть отвергнуты, пересмотрены или искусно использованы для различных целей.

Кэрол Гиллиган сравнила моральное развитие девочек и мальчиков в своей теории гендерного и морального развития. Она утверждала (1982, 1990), что мальчики имеют точку зрения на справедливость, что означает, что они полагаются на формальные правила, чтобы определить добро и зло. С другой стороны, у девочек есть точка зрения на заботу и ответственность, когда при оценке ситуации учитываются личные отношения. Гиллиган также изучал влияние пола на самооценку. Она утверждала, что социализация женщин в обществе является причиной того, что самооценка девочек падает по мере взросления. Девочки с трудом восстанавливают свои личные силы в подростковом возрасте, поскольку у них меньше учителей-женщин, а большинство авторитетных фигур — мужчины.

Поскольку родители присутствуют в жизни ребенка с самого начала, их влияние на раннюю социализацию ребенка очень важно, особенно в отношении гендерных ролей. Социологи определили четыре способа, которыми родители социализируют гендерные роли в своих детях: формирование гендерных атрибутов с помощью игрушек и занятий, различие их взаимодействия с детьми в зависимости от пола ребенка, использование в качестве основных гендерных моделей и передача гендерных идеалов и ожиданий.. Социолог по гендерным вопросам Р

У. Коннелл утверждает, что теория социализации «неадекватна» для объяснения гендера, потому что она предполагает в значительной степени согласованный процесс, за исключением нескольких «отклоняющихся от нормы», когда на самом деле большинство детей восстают против давления с целью их условной гендерной принадлежности; потому что он не может объяснить противоречивые «сценарии», исходящие от разных агентов социализации в одном и том же обществе, и потому, что он не учитывает конфликт между разными уровнями гендерной (и общей) идентичности человека.

Социолог по гендерным вопросам Р. У. Коннелл утверждает, что теория социализации «неадекватна» для объяснения гендера, потому что она предполагает в значительной степени согласованный процесс, за исключением нескольких «отклоняющихся от нормы», когда на самом деле большинство детей восстают против давления с целью их условной гендерной принадлежности; потому что он не может объяснить противоречивые «сценарии», исходящие от разных агентов социализации в одном и том же обществе, и потому, что он не учитывает конфликт между разными уровнями гендерной (и общей) идентичности человека.

Постреабилитационное развитие: ресоциализация как возвращение к обычной жизни

Квалифицированная психотерапия алкоголиков, наркоманов, игроманов позволяет буквально снять с крючка зависимости. Но, обретая свободу, далеко не все готовы к той мере ответственности, которая оказывается с ней связана. Заново постигать простые общечеловеческие законы, учиться правилам, которые устанавливает социум, проходящим ресоциализацию людям нужно с нуля. Трезвая жизнь без зависимости требует от человека, ее ведущего, определенных усилий. Но преодолеть проблемы, возникающие за порогом реабилитационного Центра, по силам каждому.

На этапе ресоциализации с пациентом работает целый комплекс специалистов, от социальных работников до юристов, способных дать необходимую базу знаний для решения любых сложных задач – трудоустройство и составление резюме, подтверждение квалификации в профессии, решение жилищных или материальных проблем. Любой из этих моментов значим и важен для лица, прошедшего реабилитационные процедуры. Чтобы переход из безопасной, закрытой среды Центра в большой мир был максимально безболезненным, стоит с самого начала позаботиться о том, чтобы человек имел необходимые альтернативы прежним пагубным привычкам.

Приобретение спортивных навыков, поиск новых друзей по интересам – все это позволяет пройти ресоциализацию с минимальными потерями. Амбулаторный режим терапии дает возможность закрепить полученные навыки на практике, формирует безопасную среду для дальнейшей жизни. Именно так сотрудники Центра «Молодежь за здоровый образ жизни» помогают своим пациентам преодолеть возникающие перед ними трудности и дают шанс на полное излечение каждому из обратившихся за избавлением от зависимости людей.

Вы можете получить бесплатную консультацию наших специалистов уже сейчас, звоните нам! Не откладывайте на завтра свою жизнь или спасение близкого человека!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.