Люди с синдромом саванта

Алан-э-Дейл       11.06.2022 г.

Обучение таланту: успешные образовательные подходы

Филлипс сформулировал спор в 1930 году. Заявил: «лучше устранять недостатки или обучать талант?» Опыт дал ясный ответ – «развить талант»! После того, как это происходит, некоторые из «дефектов» стихают.

Особый талант, становится каналом к ​​нормализации. Используются уникальные навыки для достижения лучшей социализации. Приобретения языка, независимости, без компромиссов, утраты особых способностей, ценных достижений в других областях функционирования.

Особые навыки используются как способ привлечения внимания ученого. Вместо того, чтобы воспринимать способности как легкомысленные, их можно использовать в качестве формы выражения с целью более удобного использования.

Кларк (2001) разработал учебный план по умственным навыкам.Использовал комбинации успешных стратегий, применяемых в области образования одаренных детей (обогащение, ускорение, наставничество).

Обучение аутистов

Обучение аутистов (визуальная поддержка, социальные истории) – попытка направить и применить, часто нефункциональные обсессивно-умственные навыки. Эта специальная учебная программа оказалась весьма успешной при функциональном применении умственных навыков, общем снижении уровня аутистического поведения у многих испытуемых.

Сообщалось об улучшении поведения, социальных навыков, академической самоэффективности, повышении навыков общения.

Donnelly & Altman (1994) отметил, что все большее число «одаренных учеников с аутизмом» включены в одаренные и талантливые классы с неиндуцированными одаренными сверстниками. Сопровождающие элементы – взрослый наставник в области их таланта, индивидуальный консультант, обучение социальным навыкам.

Появляются специализированные школы. Например, Soundscape Center в Суррее, Англия. Работает с 2003 года как единственное специализированное учебное заведение в мире. Занимается развитием потенциала людей с потерей зрения, специальными музыкальными способностями.

Академия Orion в Мораге, Калифорния, США специализируется на предоставлении положительного образовательного опыта для учащихся старших классов с синдромом Аспергера.

Университет Хоуп в Анахайме, Калифорния, по изобразительному искусству для взрослых с нарушениями развития. Его миссия состоит в том, чтобы «обучать таланты и уменьшать инвалидность» с помощью терапии изобразительного искусства. Это живопись, музыка, танец, драма, рассказывание историй.

Д-р Темпл Грандин хорошо известен как международный авторитет в области науки о животных. Хорошо известна своими книгами: «Мышление в картинках», «Перевод с животными». Она аутична. Ее недавняя книга «Развитие талантов: карьера людей с синдромом Аспергера и аутизмом с высоким уровнем функционирования», является прекрасным практическим ресурсом по открытию, воспитанию и «обучению таланта».

Написана для того, чтобы люди в аутическом спектре могли пользоваться важным опытом работы. Были независимыми, экономически самодостаточными. В книге описываются методы, помогающие детям развивать природные таланты с помощью «рисования, письма, построения моделей, программирования» и подобных навыков. Направлено на создание «портфеля» способностей, которые помогут при поиске работы.

Книга помогает людям аутичного спектра, членам их семей, учителям, другим людям лучше понимать и развивать процесс планирования карьеры для особенных лиц со специальными навыками.

Известные саванты

Ниже представлены четыре наиболее ярких примера людей с синдромом саванта.

Ким Пик

Американец с феноменальной памятью и скоростью чтения. Прочитывал одну страницу за 5 секунд. Запоминал до 98% прочитанной информации. За всю жизнь прочёл более 12 000 книг и хранил в памяти каждую из них. Однако изначально ситуация не была такой радужной.

Родился Ким с черепно-мозговой грыжей, непропорционально большой головой и отсутствием мозолистого тела, которое соединяет два полушария головного мозга. Но, несмотря на это, он научился читать в 16 месяцев! В 3 года активно читал газеты и узнавал смысл незнакомых слов в толковых словарях. К 7 годам наизусть выучил библию.

В школу Кима не приняли. Обучал его отец на дому. В 14 лет он полностью освоил школьную программу, но диплом ему не выдали из-за инвалидности. К 18 годам успел поработать бухгалтером в общинном центре мормонов и прочитать все произведения Уильяма Шекспира.

Постепенно Ким составил для себя список интересующих его тем, в который входили американская история, спорт, освоение космоса, литература, классическая музыка и география. Он держал в памяти карту всей страны и мог посоветовать, как лучше проехать из одного города в другой в любом штате.

Имел низкий тонус мышц и до 4 лет не мог ходить. Испытывал проблемы с удовлетворением бытовых нужд (не мог застегнуть пуговицы на рубашке). Был неспособен понять смысл пословиц и поговорок. Однако вполне хорошо понимал смысл информации и был довольно остроумен, несмотря на савантизм.

Ким Пик стал прообразом главного героя в фильме «Человек дождя», получившего «Оскар» и «Золотой глобус». Умер от инфаркта в 2009 году, прожив 58 лет.

Стивен Уилтшир

Диагностировали Стивену синдром саванта ещё в 3 года. До 5 лет он не мог разговаривать. В 5 лет был зачислен в лондонскую школу Queensmill. Несмотря на проблемы со здоровьем, преподаватели разглядели в нём интерес к рисованию и стали с ним усиленно заниматься.

Первым его словом стало слово «бумага». С тех пор он не переставал создавать настоящие произведения искусства. Например, в 13 лет он нарисовал точный эскиз вокзала Сент-Панкрас, хотя видел его всего лишь один раз из иллюминатора самолёта с высоты более чем 500 метров.

В 1987 году Уилтшир попал в передачу под названием «Глупые Мудрые» о детях с синдромом саванта, проводимую телекомпанией BBC, в результате чего огромное количество людей со всего мира стали заказывать у него картины.

Дерек Паравичини и Дэниел Таммет

Дерек родился на 25 неделе беременности вместе со своей сестрой-близнецом, которая не выжила. Чрезмерное поступление кислорода в мозг во время оксигенотерапии сделало его слепым и стало причиной аутизма. Но это не помешало ему стать известным музыкантом.

Уже в 2 года он начал играть на пианино. В 5 лет поступил в школу слепых и проявил там свой абсолютный музыкальный слух. В 7 лет дал первый концерт. В 9 лет был удостоен премии Бернарда (Barnardo’s Children’s Champion Award) из рук самой принцессы Уэльской. Является племянником бывшего мужа нынешней герцогини Корнуольской.

Что же касается Дэниела Таммета, то сам он описывает себя как «сверхработоспособного саванта-аутиста». Родился он в 1979 году. Был самым старшим ребёнком в семье из 9 детей. В 4 года перенёс сильнейший эпилептический припадок, после чего стал запросто производить вычисления с многозначными числами. Мог разделить 13 на 97 и определить сто знаков после запятой без особого напряжения. Знает 11 языков и 22 514 знаков после запятой в числе Пи.

Так к чему все это? А к тому, что никакие препятствия не страшны (даже аутизм и савантизм), если у человека есть сила воли, хорошее окружение и талант к какой-либо деятельности. Не обязательно читать 10 000 слов в минуту или оперировать в уме числами из ста знаков. Главное – совершенствовать свои сильные стороны и никогда не сдаваться, тогда будут и выдающиеся жизненные результаты, и удовлетворенность самой жизнью. Думаем, люди, о которых мы рассказали, являются ярким примером этого.

Желаем вам удачи и веры в себя!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Синдром Стендаля
  • Синдром Диогена
  • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
  • Интеллектуальные суперспособности. Выбери свою!
  • Читаем быстро и еще быстрее
  • Синдром Мюнхгаузена
  • Некоторые научные исследования суперинтеллекта
  • Интеллектуальные суперспособности
  • Как читать эффективно: подборка полезных материалов
  • Странные нарушения головного мозга

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Мнемотехники

Что мешает развить хорошую память

Директор Центра по изучению разума при Университете Сиднея (Австралия) Аллен Снайдер выдвигает гипотезу о том, что в каждом из нас живет «внутренний савант», и если «включить» его, то можно будет запоминать колоссальные объемы данных без всяких усилий и тренировок. Все дело в том, что мы обычно пытаемся свести частное к целому, утверждает он.

В качестве эксперимента Снайдер предложил своим сотрудникам запомнить наизусть список предстоящих покупок. Это были автомобильные запчасти — рулевое колесо, фары, дворники… Все почему-то запомнили слово «автомашина», которое на самом деле не произносилось, однако с запоминанием перечня деталей дело обстояло гораздо хуже…

Саванты в силу мозговых особенностей не подвергают полученные данные анализу и осмыслению, не вырабатывают «единой концепции», что и дает им преимущество при усвоении информации, считает Снайдер. Кстати, у аутистов и тех, кто страдает старческим слабоумием часто оказывается поражена левая височная доля мозга.

Когда Снайдер и его коллеги искусственно подавляли в ней нейронную активность у испытуемых, те временно начинали демонстрировать улучшение таких навыков, как способность к рисованию, проверка текстов на предмет ошибок, а также счет в уме.

В свою очередь, уже упомянутый Пол Ребер полагает, чтоограничение возможностей нашей памяти связано не столько с переполненностью мозга, подобно тому, как бывает переполнен жесткий диск компьютера, сколько со скоростью загрузки. «Просто информация, с которой мы сталкиваемся, поступает быстрее, чем наша система памяти способна всю ее записать», — заявляет он.

Патогенез

Современная классификация болезней не рассматривает синдром как самостоятельное заболевание. Считается, что недуг сопутствует аутистическому расстройству. Причина развития аномалии все еще остается неизвестной до конца.

Бытует мнение, что недуг возникает из-за различных патологических процессов, которые могут повлиять на асимметрию полушарий мозга. Обычно у здоровых людей правое полушарие, которое отвечает за творчество, пространственное и образное мышление, меньше левого (аналитическое мышление и вербальная информация). Исследования показывают, что у больных левое полушарие повреждено, а значит правое полностью возмещает его дисфункцию. Поэтому у человека появляются удивительные способности и таланты.

Обычный гений

Впервые савантов описали в медицинской литературе восемнадцатого века, но лишь за последние несколько десятилетий этот феномен начали понимать гораздо лучше. Обширное исследование 1978 года предполагает савантизм у 1 человека с аутизмом из 10, и долгое время эту цифру не подвергали сомнению.

Тем не менее, за последние 10 лет даже само существование савантизма было поставлено под сомнение. Некоторые ученые говорят о том, что нет ничего «исключительного» в способностях людей с аутизмом как таковых, просто их способности развиваются не так, как у их нейротипичных сверстников. «Люди с аутизмом — это узкие специалисты по своей природе. Если они чем-то увлекаются, то очень быстро становятся экспертами», — говорит Лорен Моттрон, психиатр из Университета Монреаля.

Кроме того, для людей с аутизмом характерны очень плохие результаты стандартных тестов на уровень интеллекта, в которых есть ограничения по времени, большое количество устных инструкций, и которые требуют хорошего знания культурных норм и правил социального взаимодействия. Такие тесты как «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», которые измеряют способность к рассуждению и креативному решению задач часто показывают более высокий уровень интеллекта у тех же людей.

Когда исследователи используют более подходящие методы для оценки интеллекта, то признаки савантизма — «островки гения» у людей с тяжелыми нарушениями — исчезают. «Существует кривая нормального распределения савантизма, точно так же как кривая нормального распределения интеллекта», — говорит Моттрон. Наверху кривой находятся немногочисленные люди с аутизмом, чьи исключительные способности в некоторых областях значительно превышают эти же способности большинство людей без аутизма.

Подобная интерпретация соответствует исследованию 2009 года, которое провела психолог Патриция Хоулин из Института психиатрии королевского колледжа Лондона. В этом исследовании среди 93 людей с аутизмом, согласно отчетам родителей и результатам тестов, 39-40% имели исключительные способности, как по сравнению с другими своими навыками, так и по сравнению с навыками населения в целом. Эти способности включали то, что называется «осколочными навыками», например, способность производить сложные математические подсчеты в уме без карандаша и бумаги.

Исследование Хоулин включало два разных измерения. Участники либо имели «савантный навык», например, в области математики, музыки, рисования или необычно хорошую память на даты, места, направления или факты, либо они имели «исключительные когнитивные навыки», которые определялись как уровень IQ выше 130 баллов. Лишь немногие участники относились к обеим категориям.

Синдром Ван Гога

Синдром Ван Гога – это психическое отклонение, связанное с желанием самостоятельно проводить на себе хирургические операции с ампутацией частей тела. Синдром Ван Гога может встречаться при шизофрении, дисморфофобии, дисморфомании.

Назван этот синдром в честь известного художника девятнадцатого века – Винсента Ван Гога. По легенде, Ван Гог в минуту помрачения сознания и обострения неизвестного тогда психического недуга самостоятельно отрезал себе часть уха. Документальных подтверждений того, что он сделал это сам и именно из-за психического расстройства, впоследствии не обнаружилось, однако случай этот все равно вошел в историю, и в последствии в честь художника назвали синдром

4 Клинические проявления

Для пациентов, страдающих данным расстройством, затруднительны самые элементарные, на первый взгляд, бытовые действия: поесть, одеться, сходить в магазин, выбрать покупку, обратиться с вопросом к незнакомому человеку. На этом фоне отмечаются способности вплоть до гениальных в отдельно взятых узких областях.

Сверхспособности могут касаться следующих сфер:

  • память (человек может безошибочно пересказать большие объемы текста, услышанного однажды, или нарисовать по памяти план местности, где когда-то бывал);
  • математика (савант умеет производить в уме сложные вычисления);
  • пространственное мышление (пациент может по памяти воспроизвести трехмерную модель предмета, который видел когда-то);
  • механика (способность изобретать и воспроизводить различные механизмы).

Области знаний, в которых люди с данной аномалией показывают удивительные таланты, ограничены. Как правило, это объясняется феноменально развитой памятью, на основе которой и развиваются математические, музыкальные, художественные, лингвистические таланты, способность к механике и ориентации в пространстве при отсутствии зрения. Выдающееся развитие памяти позволяет запоминать массу мелких деталей и нюансов наряду с главными событиями и держать в уме огромный объем информации, абсолютно не вникая в ее смысл.

При синдроме Саванта характерны следующие сопутствующие симптомы и расстройства:

  • недоразвитие умственное и физическое;
  • эпилепсия или эпилептиформный синдром;
  • расстройства аутистического характера;
  • наличие участков мозга, имеющих аномальную структуру;
  • низкий уровень общего интеллекта, являющийся фоном для “островков гениальности”;
  • нарушение речи;
  • двигательные стереотипы.

Люди, страдающие данным расстройством, некоммуникабельны, избегают контактов с людьми, в том числе и тактильных, испытывают проблемы при выражении собственных мыслей, социализация их в обществе нарушена.

История развития синдрома саванта

Впервые термин «Савантизм» в 1887 году в научный обиход ввел британский ученый Д.Л. Даун. В течение 30 лет он наблюдал 10 пациентов с выдающими способностями при расстройствах интеллекта. Он исправил прежний термин, описывавший таких людей – «idiot savant» (ученый идиот). До Дауна этот термин ввел Сеген. Последний описал клинический случай негра-раба Тома Уиггинса, служивший в конце 19 столетия американскому полковнику.

Чернокожий раб был слепым, он знал не более сотни слов, а до 5 лет жизни не говорил вообще. Однако в 13 лет он начал демонстрировать выдающиеся навыки в музыке – слепой раб Том исполнял более тысячи произведений наизусть. Чтобы сыграть любую по сложности и длительности пьесу, Тому было достаточно прослушать ее один раз. При этом негр никогда не учился играть на клавишных инструментах: все свое детство он слушал, как играют на фортепиано дочери полковника-рабовладельца.

Самостоятельно играть Том начал в 4 года – еще до того, как произнес первое слово. К шести годам мальчик сочинял собственные пьесы. В 8 лет Том заработал более сотни тысяч долларов. Для конца 19 века это были невероятные деньги: в престижном районе Нью-Йорка – Бруклине – дом стоил 10 тысяч долларов. В 11 лет мальчик уже играл для президента США. Его музыкальный мозг был разноплановым: савант мог играть одновременно на нескольких фортепиано к ним спиной, подпевая другой мотив.

Савантизм привлекал ученых и психиатров. Американский врач Трефферт назвал выдающиеся способности при общей умственной отсталости «островком гениальности».

Сейчас описано более 100 случаев савантизма. Половина из них – жители конца 20 и начала 21 веков. У половины зарегистрированных савантов диагностирован аутизм или расстройства аутистического спектра.

Синдром Аспергера

  • Неустойчивый зрительный контакт. Ребенок старается не смотреть в глаза окружающим или же наоборот его взгляд слишком пристальный.
  • Необычная манера общения. Своеобразная интонация, безэмоциональная, монотонная, роботоподобная речь, слабая или неуместная жестикуляция, слабовыраженная мимика, непроизвольные звуки, смех.
  • Узкий и своеобразный круг интересов.
  • Нестандартное восприятие, понимание себя и окружающих.
  • Слаборазвитая эмпатия, малыш практически неспособен сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, не испытывает привязанности к близким людям, но привязан к дому.
  • Неуклюжесть, угловатая моторика.
  • Часто малыш воспринимает все сказанное буквально, не понимая метафор и юмора.
  • Может испытывать специфические страхи.
  • Ребенок испытывает трудности при разделении главной и второстепенной информации, внимателен к деталям.
  • Импульсивность, отсутствие внутренней логики поведения.
  • Часто отдает предпочтение играм в одиночестве, командный дух отсутствует, близких друзей нет. Не понимает как вести себя в социуме.

Необычная манера речи (монотонная, безинтонационная). Слабовыраженная мимика, скудность жестов. Не понимает юмора и скрытого смысла, все воспринимает буквально. Аутист не считает необходимым смотреть в глаза собеседнику, при замечании может смотреть слишком пристально. Может казаться грубым и невоспитанным из-за отсутствия интуиции (во время беседы может отвернуться от собеседника и заняться своими делами, пригласить вас на ужин и не прийти и тд.)
Может долго и монотонно рассказывать о чем-то, не замечая, что обидел или утомляет собеседников, или внезапно развернуться и уйти, если ему что-то не нравится. Склонен фокусировать свое внимание на необычном хобби, увлечении или человеке. Потеряв интерес к предмету пристального внимания, он вмиг к нему охладевает и переключается на что-то другое. Может испытывать специфические страхи. Они часто неспособны понять, почему человек грустит или расстроен, не могут сопереживать, сочувствовать, думая об этом в одиночестве
При встрече не спрашивает, как у вас дела, и ничего не рассказывает о себе. Непоколебимость установившихся взглядов и решений, такого человека практически невозможно переубедить никакими доводами. Отсутствие гибкости

Даже малейшие изменения в графике, планах способны вывести аутиста из равновесия, экспромты способны вызвать сильнейшее психологическое напряжение. Для человека с синдромом Аспергера критически важно придерживаться установленных правил, структуры действий и привычной рутины, рабочий процесс должен быть структурирован и высокоорганизован. Нарушение заведенного порядка выбивает его из колеи, вызывает панику и аффективные реакции. Повышенная тактильная чувствительность

Такие люди избегают объятий, похлопываний, прикосновений. Исключением может быть лишь его партнер в отношениях. Также может наблюдаться гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, биркам на одежде и тд.

Симптоматика в зависимости от формы

Форма синдрома может быть врожденной или приобретенной.

  1. Симптомы врожденного синдрома могут проявляться в различных областях науки и искусства. Например, такие люди могут вычислять в уме сложные арифметические задачи или иметь уникальный музыкальный слух.

    У некоторых пациентов наблюдается гиперлексия. Такой человек может за считанные секунды прочесть текст и воспроизвести его в точности до 99%. Удивительная память, талант к поэзии, изобразительному искусству и скульптуре, и многие другие способности делают таких людей по истине гениальными.

  2. Приобретенная форма возникает в связи с заболеваниями головного мозга или его травмами, поражается лобно-височная часть слева. Предполагается, что именно этот фактор обусловливает проявление новых гениальных способностей, которые ранее у человека отсутствовали.

    В некоторых экспериментах, использовалась магнитная стимуляция, частично подавляющая функциональность левой лобно-височной части у здоровых людей. Около 50% случаев показали возникновение новых способностей и умений. Основываясь на этих данных, ученые предполагают, что у каждого человека в определенной ситуации возможно развитие уникальных способностей и талантов.

История

Период, термин идиот савант (Французский для «ученого идиота») впервые был использован для описания состояния в 1887 г. Джон Лэнгдон Даун, который известен своим описанием Синдром Дауна. Период, термин идиот савант позже был описан как неправильное употребление потому что не все зарегистрированные случаи подходят под определение идиота, первоначально использовавшееся для человека с очень тяжелым Интеллектуальная недееспособность. Период, термин аутичный ученый также использовалось как описание расстройства. подобно идиот савантэтот термин стал считаться неправильным, потому что только половина из тех, у кого был диагностирован синдром саванта, были аутистами. При осознании необходимости точности диагноза и достоинства по отношению к личности срок синдром саванта стала широко принятой терминологией.

Признаки и симптомы [ править ]

Венеция — британский ученый-художник Стивен Уилтшир.

Навыки Savant обычно находятся в одной или нескольких из пяти основных областей: искусство, память, арифметика, музыкальные способности и пространственные навыки . Наиболее распространенные виды ученых — это ученые-календари, «человеческие календари», которые могут быстро и точно вычислить день недели для любой заданной даты или вспомнить личные воспоминания любой заданной даты . Продвинутая память — это ключевая «сверхдержава» в способностях ученых.

Примерно половина ученых страдает аутизмом ; другая половина часто страдает травмой или заболеванием центральной нервной системы . Подсчитано, что до 10% людей с аутизмом обладают той или иной формой научных способностей.

Календарные ученые править

Календарно Savant (или календарь Savant ) является тот , кто — несмотря на наличие интеллектуальной инвалидности — можно назвать день недели с даты, или наоборот, в ограниченном диапазоне десятилетий или определенных тысячелетий. Редкость калькуляторов человеческого календаря, возможно, связана с отсутствием мотивации для развития таких навыков среди населения в целом, хотя математики разработали формулы, позволяющие им получать аналогичные навыки. другой стороны, специалисты по календарю могут быть не склонны вкладывать средства в социально привлекательные навыки.

Как проявляется гениальность

«Саванты» наделены уникальными способностями, которые заключаются в их памяти. Особенности в работе мозговых центров, позволяют «савантам» изучать несколько десятков различных языков одновременно, справляться со сложными математическими задачами и создавать настоящие произведения искусства.

Большинство «савантистов» легко справляются с изучением различных текстов. Благодаря феноменальной памяти, им достаточно всего лишь один раз ознакомиться с произведением, бегло прочитав несколько страниц. После этого, «савантист» может в точности пересказать прочитанное. Благодаря развитому слуху, людям с этой патологией достаточно лишь один раз услышать сложную музыкальную композицию, после чего они смогут полностью воспроизвести её заново. Однако большинство людей с этой патологией, сталкиваются с различными трудностями в анализе и интерпретации информации, которая поступает из окружающего мира.

Большинство «савантов» обладают способностью находить решение сложных математических задач, без использования бумаги или калькулятора. Такие люди легко разговаривают на многих иностранных языках и без затруднения переводят сложные технические тексты. Для больных, не составляет труда создать потрясающие предметы живописи, лишь на секунду взглянув на окружающую их обстановку.

Известны исторические случаи, в которых ребенок с патологией зрительных органов, аутизмом и синдромом Саванта, легко повторял сложные музыкальные композиции, услышав их всего лишь один раз. Слух этого мальчика в сочетании с музыкальным даром, сделали его всемирно известным. На сегодняшний день этот мальчик является одним из самых известных представителей людей, больных данным синдромом.

Известный художник Стивен Уилтшир из Англии, является еще одним популярным человеком с этой патологией. Несмотря на низкую интеллектуальную развитость, Стивен обладает способностью, детального воспроизведения на бумаге различных событий и объектов, с которыми он встречается в своей жизни. Благодаря своим феноменальным способностям, Стивен получил прозвище «Человек-фотоаппарат».

Многие обладатели рассматриваемого синдрома имеют способность различать миллионы различных запахов и разбивать их на отдельные составляющие. Некоторые из пациентов легко анализируют окружающих, и на основе этого анализа ставят диагноз об имеющихся заболеваниях. Следует отметить, что в данном случае легкость, с которой определяются сложные патологии вызывают недоумение у многих представителей медицины. Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что «савантизм» является проявлением гениальности, которая сочетается с умственной отсталостью.

Человек, подверженный Савантизму, может являться обладателем выдающихся способностей в одной или одновременно в нескольких областях знаний

Феноменология савантизма и его симптомы

Почти все саванты обладают выдающейся памятью. Уже на основе такой памяти у больных формируются необычные навыки. Эти навыки проявляются в дошкольном возрасте. Саванты с выдающимися способностями опережают одногодок. Когда среднестатистический ребенок рисует кружки и кривые линии, савант в 4-5 лет в совершенстве владеет методами изобразительного искусства. Когда средний ребенок изучает первые буквы алфавита, савант запоминает и воспроизводит философские труды Гегеля и Шопенгауэра.

Несмотря на социально поощренные и принятые навыки, выдающаяся память считается расстройством. У савантов она отличается от памяти среднестатистического человека. Гений-аутист запоминает детали и мельчайшие частности

Прежде всего «больной» обращает внимание на второстепенные объекты и явления, когда здоровый человек обращает и вычленяет первостепенное

Когда человек рассматривает картину, он видит город, по среди которого проходит река, он видит холмы за городом и главные достопримечательности. Савант в этом городе видит малозаметные кафе на перекрестке маленьких улиц, запоминает дерево, которых на картине тысячи. Из запоминания всех второстепенных деталей складывается общее понимание картины, которое отражается савантом на полотне.

Британский художник Стивен Уилтшир после 45 минутного облета вертолетом над Нью-Йорком изобразил точную панораму города. Он рисовал Нью-Йорк 5 дней (площадь города – 1215 км2).

Для памяти саванта характерна «вербальная адгезия». Суть термина заключается в том, что аутисты с выдающейся памятью запоминают информацию без малейшего ее понимания. То есть после прочтения книги за час савант излагает правильную последовательность слов, но он не понимает, о чем эта книга, не улавливает причинно-следственные связи между событиями в романе, не учитывает мораль и выводы литературы.

Больные с синдромом саванта демонстрируют выдающиеся способности арифметике, истории, календарных расчетах, картографии, моделировании трехмерных объектов. Существуют примеры, когда савант называл день любого числа и календарного года. Его просили назвать день, например, 5-го января 3052 года и савант называл день недели.

Саванты демонстрируют необыкновенные способности в различии оттенков запаха, в изучении иностранных языков, в обостренном чувстве времени.

Феноменальные способности не позволяют жить саванту «обычной» жизнью социально адаптируемого человека. Так, у больных наблюдается глубокая дезадаптация, вплоть до элементарных бытовых процессов: человек, запоминающий тысячи страниц книги после одного прочтения не может завязать шнурки на ботинках; савант, перемножающий десятизначные цифры не может приготовить яичницу.

Механизм [ править ]

Психологический править

Ни одна из общепринятых когнитивных теорий не объясняет сочетание таланта и недостатка ученых. Было высказано предположение, что люди с аутизмом склонны к обработке, сфокусированной на деталях, и что этот когнитивный стиль предрасполагает людей с аутизмом или без него к выдающимся талантам. Другая гипотеза заключается в том, что ученые гиперсистематизируют, тем самым создавая впечатление таланта. Гиперсистемизация — это крайнее состояние в теории сопереживания-систематизации, которая классифицирует людей на основе их навыков сопереживания другим, а не систематизации фактов о внешнем мире

Кроме того, внимание ученых к деталям является следствием повышенного восприятия или сенсорной гиперчувствительности у этих уникальных людей. Также было подтверждено, что некоторые ученые действуют путем прямого доступа к низкоуровневой, менее обрабатываемой информации, которая существует во всех человеческих мозгах и которая обычно недоступна для сознательного осознания

Неврологический править

В некоторых случаях синдром Саванта может быть вызван после тяжелой травмы головы левой передней височной доли . Синдром Саванта был искусственно воспроизведен с помощью транскраниальной магнитной стимуляции для временного отключения этой области мозга.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.