Теория когнитивного развития пиаже

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Оглавление

Особенности развития мышления ребенка по Ж.Пиаже

Трудность осознания

Эта особенность заключается в том, что ребенок (до 11-12 лет) не может сказать, как он пришел к тому или иному умственному заключению.

Неспособность к логике

Это неспособность понимать относительность точки зрения. Преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребенка есть только своя точка зрения, затем он принимает точку зрения окружающих (от 7 до 8 лет), затем он может принять «точку зрения» объектов (то есть поставить себя на место объекта и в этой перспективе говорить об отношениях между объектами).

Неспособность к синтезу

Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Употребление соположения и неспособности к синтезу вовсе не означают бессвязности. Данные явления сопутствуются ощущением статической или динамической связи, объяснение которых нам дано анализом синкретизма.

Синкретизм

Синкретизм — это непосредственное слияние разнородных элементов, а также вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов.

Синкретизм является противоположностью соположения. Это излишнее количество связей между предметами, неадекватность связи.

Предпричинность

Это неспособность к установлению причинно-следственных связей. Характерной особенностью предпричинности является неспособность различать физическую причинность и логическое обоснование. В данный период мир понимается как совокупность действий и намерений, которые упорядочены и не составляют места случайным необъяснимым событиям.

Узость поля наблюдения

Эта особенность детской логики является следствием соположения. Иногда дети замечают значительно больше вещей нежели взрослые, к примеру, видят множество деталей. Однако из-за невозможности устанавливать отношения между объектами ребёнок не способен одновременно думать больше, чем об одной вещи.

Трансдукция

Основной чертой трансдукции является отсутствие логической необходимости.

В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости, т.е. трансдукции, это связано с тем, что они пока не нуждаются в объективных доказательствах своей правоты.

Нечувствительность к противоречию

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Мысли ребёнка в возрасте 7-8 лет полны противоречивыми фактами. Кажется, что ребёнок не чувствителен к этим противоречиям и просто не замечает их.

Эти противоречия делятся на две разновидности:

Первая разновидность — противоречие «по забывчивости». По одной теме у ребенка два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Поэтому, если ребёнка спросят, он подтверждает одно, а через некоторое время забывает и даёт совершенно другой ответ.

Вторая разновидность — противоречие путём конденсации ощущения: из-за невозможности принять решение в пользу одного из противоречивых суждений дети сливают их в одно или же принимают два одновременно.

Интеллектуальный реализм

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию.

Реальность, представленная ребенком, воспринимается вместе с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, и на какое-то время забывает о существовании других. Он видит вещи такими, какими представил. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках

Для эгоцентрической мысли ребёнка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Это свидетельствует о невозможности объективного наблюдения.

У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса.

ПЕРИОД ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ: 11-16

В отличие от периода конкретных операций, где ребенок имел дело только с тем, что находится сейчас и здесь, ребенок с формальным мышлением может представлять будущее, абстрактное и гипотетическое.

Мысль становится более гибкой, рациональной и систематической. Индивид теперь может понять все возможные пути решения проблемы, может смотреть на проблему из нескольких точек зрения. Ищет решения систематически. Способен на дедукцию.

Ему просто орентироваться я в пространстве и времени. Кроме того, дети на этом этапе развивают свою внутреннюю систему ценностей, нравственное суждение.

Пиаже предполагал, что после периода формального мышления уже не появляется новых ментальных структур, но интеллектуальное развитие заключается только в углублении понимания.

Стадии развития по Пиаже

Жан Пиаже разработал свою теорию интеллектуального развития, которая включает в себя 4 стадии.

https://youtube.com/watch?v=Our7la-B_tw

Сенсомоторная стадия (0-2 года)

На первой стадии, согласно теории когнитивного развития Ж.Пиаже, в большей мере развиваются две сферы: сенсорная и моторная. В этом возрасте малыши начинают на примитивном уровне понимать взаимосвязь между своими действиями и их последствиями. Дети исследуют окружающий мир посредством моторики и органов чувств, постепенно расширяя спектр представлений о предметах и объектах существующей действительности.

Малыш начинает с простых действий, но постепенно их усложняет, методом проб и ошибок формируя понятия о себе и предметах вокруг него. Эта стадия предполагает только действия с конкретными предметами, ребенок этого возраста совершенно не способен воспринимать символы. В течение этого периода у малыша постепенно развивается организация двигательных и перцептивных взаимодействий с предметами и объектами, окружающими его. К окончанию стадии формируется связная система сенсомоторных действий по отношению к предметному окружению.

Дооперационная стадия (2—7 лет)

Ребенок постепенно начинает использовать символы и речь. У него появляется возможность представить и описать образы и предметы с помощью слов. Но, по когнитивной теории развития, это должны быть зримые, конкретные объекты, с которыми можно реально выполнять какие-либо действия. Ребенок еще не в полной мере осознает обратимость и необратимость некоторых процессов и явлений. Например, для того, чтобы узнать, можно ли соединить кусочек мела, разломанный пополам, ему нужно проделать саму операцию: сломать и посмотреть, попытаться соединить. Еще один пример – сбор пирамидки. Если в сенсорно-моторной стадии малыш пытается сложить колечки по порядку методом проб и ошибок, то в дооперационном периоде он прикладывает их друг к другу, чтобы сравнить размер.

Этому периоду также, согласно конструктивистской теории Жана Пиаже, свойственен эгоцентризм – явление, при котором ребенок не может мысленно представить себе предмет с точки зрения другого человека. Например, при игре в прятки малыш просто крепко закрывает личико ладошками или прячет под стол только голову. Он делает это не потому, что хочет повеселить взрослых, а потому, что его мышление по-другому устроено: он действительно уверен, что если он ничего не видит, то и с другими в этот момент происходит то же самое.

В этом возрасте дети способны классифицировать объекты по определенным признакам и решать конкретные проблемы, связанные с действительными отношениями между людьми. Но им трудно дается выражение своих мыслей в форме слов.

Стадия конкретных операций (7—11 лет)

В мышлении ребенка появляется определенная логика и последовательность. При этом оно остается достаточно ригидным, то есть недостаточно гибким. Ребенок еще не может продумать сразу несколько путей решения проблемы, не понимает абстрактных понятий и гипотетических предположений. Малыш уже может мысленно представить себе некоторые простые процессы. Например, ему не нужно ломать мел для того, чтобы понять, что соединить две половинки обратно уже не получится: он может представить это в уме. Еще один пример – пирамидка, размеры колечек которой ребенок уже сравнивает мысленно, не прибегая к реальному прикладыванию их друг к другу.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

Это форма мышления, которая остается с человеком до конца жизни. С 12 лет ребенок постепенно приобретает гибкость мышления, все меньше путается в причинах и следствиях происходящих явлений, начинает думать логично, связно и последовательно. Появляется способность мыслить абстрактно и гипотетически, рассматривая существующую действительность как лишь один из вариантов того, что могло бы быть в теории. Человек думает предложениями, устанавливает формальные отношения между ними. Учится систематически выделять переменные, существенные для разрешения проблемы, и последовательно перебирать все возможные их комбинации.

Возрастные границы стадий, согласно теории психического развития Ж. Пиаже, могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка, но для формирования взрослого типа мышления необходимо прохождение всех ступеней его развития.

Важные концепции Жана Пиаже

Для лучшего понимания некоторых вещей, происходящих в процессе когнитивного развития, важно рассмотреть некоторые идеи и понятия, введенные Жаном Пиаже. Ниже перечислены понятия, которые влияют на то, как дети учатся и растут:

Модель

Модели – это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

Модель включает в себя категорию знаний и процесс их получения. По мере накопления опыта эта новая информация используется для модификации, дополнения или изменения ранее существовавших моделей.

Как может измениться модель? Например, ребенок видел и трогал только маленьких собак. Теперь он уверен, что они все такого же размера и имеют четыре лапы. У ребенка уже сформирована модель об этом животном. Когда ребенок столкнется с огромной собакой, то он изменит ранее существовавшую модель восприятия.

Ассимиляция

Процесс внедрения новой информации в наши уже существующие модели называется ассимиляцией. Этот процесс субъективен, так как люди склонны модифицировать опыт и информацию, чтобы они соответствовали их прежним убеждениям.

Видеть собаку и называть ее “собакой” – это ассимиляция животного в модель “собаки” ребенка.

Приспособление

Другая часть адаптации включает в себя изменение наших существующих моделей в свете новой информации. Это процесс, известный как приспособление.

Приспособление предполагает изменение существующих моделей. Обычно это изменение происходит в результате получения новой информации или нового опыта. В ходе этого процесса могут также разрабатываться новые модели.

Уравновешивание

Жан Пиаже верил, что все дети пытаются достичь равновесия между ассимиляцией и приспособлением. Это достигается при помощи уравновешивания

Важно поддерживать баланс между применением прежних знаний (ассимиляция) и изменением поведения для учета новых знаний (приспособление) в течение всех этапов когнитивного развития. Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут перейти от одной стадии мышления к другой

Теория когнитивного развития Пиаже помогла расширить понимание интеллектуального роста детей. Она также подчеркнула, что дети являются не просто пассивными получателями знаний. Наоборот, дети постоянно исследуют и экспериментируют, строя свое понимание того, как устроен этот волшебный мир.

Перевод статьи: Кендра Черри

Стадии развития мышления по Ж. Пиаже. Особенности детского мышления по Ж. Пиаже.

Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 2331 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Стадии Возраст Характерное поведение
Сенсомоторная От рождения до 1,5-2 лет Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
Дооперациональная От 2 до 7 лет Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими, как язык, для сообщения этих понятий окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непо­средственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень огра­ниченные, иногда «магические» пред­ставления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий
Конкретных операций От 7 до 11-12 лет   Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по несколь­ким признакам и оперировать математи­ческими понятиями (при условии при­менения этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения
Формальных операций С 12 лет или чуть позже Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкрет­ного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на бу­дущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафориче­ски

Сенсомоторная стадия (с рождения до 2 лет) — здесь адаптация осуществляется в форме развернутых и после­довательных материальных действий ребенка. Младенцы используют схемы действия: рассматривание, хватание и т. п. — для ознакомления с окружающим миром. Сенсомоторной эта стадия называется потому, что при уравнове­шивании интеллект младенца опирается на данные орга­нов чувств и телесные движения.

Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет) — по Ж.

§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка ж. Пиаже

Жан Пиаже (1896—1980) — швейцарский и
французский психолог, автор 52 книг и
458 научных статей, виднейший представитель
Женевской школы генетической психологии.
Научное творчество Ж. Пиаже настолько
объемно и многогранно, что со времени
его первых ранних работ 1920-х гг. и вплоть
до сегодняшнего дня оно продолжает
оставаться предметом самых разнообразных
методологических и теоретических
дискуссий, а открытые им феномены
придирчиво проверяются и перепроверяются
экспериментально.

Пиаже изучал механизмы познавательной
деятельности ребенка. Становление
интеллекта рассматривается Пиаже как
стержневая линия психического развития
ребенка, от которой зависят все другие
психические процессы. Основные вопросы,
поставленные в работах Пиаже: особенности
детской логики; происхождение и развитие
интеллекта у ребенка; способы и пути
формирования фундаментальных физических
и математических представлений и понятий
(таких, как объект, пространство, время,
причинность, случайность); развитие
восприятия, памяти, воображения, игры,
подражания, речи и их функций в процессе
познания.

Различие взглядов Пиаже и советских психологов

Советские психологи были хорошо знакомы с трудами Жана Пиаже. Однако они указали на те их моменты, которые, по их мнению, были ошибочны. Пиаже считал, что развитие интеллекта представляет собой спонтанный процесс, независимый от внешних условий, в том числе среды и обучения

Советские психологи были с этим не согласны: отечественная психология, подкреплённая марксизмом, считала именно среду движущей силой развития интеллекта, и в первую очередь она уделяла внимание общественно-исторической части среды. Лев Выготский в своих работах вступил с Пиаже в заочную полемику, однако ответ швейцарского психолога получить не успел, поскольку рано умер

Эксперименты, проведённые позднее советскими психологами, показали, что первоочередное значение для развития интеллекта имеет всё-таки умение ориентироваться в среде, а не способность к абстрактным логическим операциям, как это представлял Пиаже.

Для примера можно вспомнить взрослых людей, страдающих аутизмом. Чаще всего у таких людей интеллект в целом развит недостаточно – вплоть до того, что они не приспособлены к самостоятельной жизни; между тем с «логической» частью мышления у них всё в полном порядке. Постепенно у тех аутистов, которые не были социализованы, развивается слабоумие. Аутисты с трудом могут совершать операции, выходящие за рамки простейших логических операций и прямого представления данных: например, они часто не могут понять слово в переносном смысле, не понимают пословиц, поговорок, шуток.

Однако радикальных расхождений концепции Пиаже с советскими учёными не было. Больше того, в нашей стране ценили его вклад в психологию. Ряд выводов Пиаже всё-таки оказался верен. Это используется на практике; так, ещё с советских времён мы отдаём детей в школу приблизительно в семь лет – именно в том возрасте, когда, согласно выводам Пиаже, у ребёнка начинает преодолеваться эгоцентризм мышления и он способен воспринимать школьное обучение.

Значение работ Пиаже не только в том, что он исследовал детскую психологию. Отмечая, что черты детского мышления не у всех людей исчезают бесследно, он предостерегает нас от проявления этих черт. Так, эгоцентрическое мышление проявляется у взрослых людей, когда они пытаются рассуждать о вещах, о которых мало знают. Недостаток информации создаёт у человека иллюзию того, что он знает всё.

Что такое когнитивное развитие

Изучение когнитивного развития позволило сделать шаг в познании психологического здоровья детей и подростков.

Мыслительные процессы необходимы для взаимодействия с окружающим миром. По мере взросления они совершенствуются, что позволяет ребенку, а затем подростку взаимодействовать с внешней средой. Такое изменение, происходящее постоянно, называется когнитивным развитием. Критериями его оценки служат:

  • память;
  • восприятие;
  • способность мыслить категориями, ставить цели и выполнять их;
  • логика;
  • воображение.

Особенности развития Жана Пиаже

Теория когнитивного развития разработана Жаном Пиаже, знаменитым швейцарским психологом и философом. Она касается совершенствующихся способностей детей от рождения до 15 лет. Ученый считал, что мышление ребенка отличается от умственных возможностей взрослого. Дело не только в опыте и житейской мудрости. Отличается качество мыслительных процессов. При этом он выделял характеристики интеллектуальных способностей детей:

  • Умение судить о предмете или явлении, опираясь исключительно на собственные мысли и опыт. Для ребенка не существует иной точки зрения;
  • Склонность воспринимать события, учитывая только результат. Дети не обращают внимания на намерения, влияние дополнительных факторов, учитывают конечные проявления, то, что видят;
  • Привычку одушевлять движущиеся предметы, например, облака, поезд;
  • Относиться к существующим предметам и явлениям, как к созданным людьми;
  • Отсутствие логической связи между умозаключениями.

Когнитивный интеллект ребенка развивается, проходя через несколько стадий, сменяющих друг друга. Одни способности сменяют другие, развиваются. При этом высшая степень совершенства достигается к 15 годам.

Педагогика

Когнитивная теория Пиаже прямо не связана с образованием, хотя более поздние исследователи объяснили, как особенности концепции могут быть применены к преподаванию и обучению.

Ученый оказал огромное влияние на развитие образовательной политики и педагогической практики. Например, обзор начального образования, проведенный правительством Великобритании в 1966 году, основывался на теории Пиаже. Результат этого обзора привел к публикации отчета Plowden (1967).

Обучение через изучение – идея о том, что дети учатся лучше всего, делая и активно изучая, – рассматривалось как центральное место в преобразовании учебной программы начальной школы.

Периодическими темами доклада являются индивидуальное обучение, гибкость в учебной программе, центральная роль игры в обучении детей, использование среды, обучение на основе открытий и важность оценки прогресса детей – учителя не должны предполагать, что только то, что измеримое ценно. Поскольку теория Пиаже основана на биологическом созревании и стадиях, важно понятие «готовность». Оно касается того, когда следует преподавать определенную информацию или концепции

Согласно теории Пиаже, детей не следует учить определенным понятиям, пока они не достигли соответствующей стадии когнитивного развития

Оно касается того, когда следует преподавать определенную информацию или концепции. Согласно теории Пиаже, детей не следует учить определенным понятиям, пока они не достигли соответствующей стадии когнитивного развития

Поскольку теория Пиаже основана на биологическом созревании и стадиях, важно понятие «готовность». Оно касается того, когда следует преподавать определенную информацию или концепции. Согласно теории Пиаже, детей не следует учить определенным понятиям, пока они не достигли соответствующей стадии когнитивного развития

Согласно теории Пиаже, детей не следует учить определенным понятиям, пока они не достигли соответствующей стадии когнитивного развития.

Согласно мнению ученого (1958), ассимиляция и приспособление требуют активного ученика, а не пассивного, потому что навыки решения проблем не могут быть изучены, они должны быть обнаружены.

Критика

Реальны ли перечисленные этапы развития? Выготский и Брунер предпочли бы рассматривать развитие как непрерывный процесс. А некоторые исследования показали, что переход к формальной стадии эксплуатации не гарантируется. Например, Китинг (1979) сообщил, что 40-60 % студентов колледжа не справляются с формальными операционными задачами, а Дасен (1994) утверждает, что только треть взрослых когда-либо достигают формальной операционной стадии.

Поскольку Пиаже концентрировался на универсальных стадиях когнитивного развития и биологического созревания, он не учел влияние, которое социальные условия и культура могут оказывать на когнитивное развитие. Dasen (1994) цитирует исследования, которые он проводил в отдаленных частях центральной австралийской пустыни с аборигенами 8-14 лет. Он обнаружил, что способность к сохранению появилась у детей-аборигенов позже – в возрасте от 10 до 13 лет (в отличие от 5 до 7 лет, по швейцарскому образцу Пиаже). Зато способности к пространственному осознанию развивались у детей аборигенов раньше, чем у швейцарских детей. Такое исследование показывает, что когнитивное развитие зависит не только от созревания, но и от культурных факторов – пространственное осознание имеет решающее значение для кочевых групп людей.

Выготский, современник Пиаже, утверждал, что социальное взаимодействие имеет решающее значение для когнитивного развития. По его словам, обучение ребенка всегда происходит в социальном контексте в сотрудничестве с кем-то более умелым. Это социальное взаимодействие предоставляет языковые возможности, а язык является основой мышления.

Методы Пиаже (наблюдение и клинические интервью) более открыты для предвзятого толкования, чем другие методы. Ученый сделал тщательные, детальные натуралистические наблюдения за детьми, и из них он написал дневниковые описания, отражающие их развитие. Он также использовал клинические интервью и наблюдения старших детей, которые могли понимать вопросы и вести беседы. Поскольку Пиаже проводил наблюдения один, собранные данные основаны на его собственной субъективной интерпретации событий. Было бы более надежным, если бы ученый проводил наблюдения с другим исследователем и сравнивал результаты впоследствии, чтобы проверить, являются ли они похожими (то есть, имеют ли достоверность между оценками).

Хотя клинические интервью позволяют исследователю изучать данные более глубоко, интерпретация интервьюера может быть предвзятой. Например, дети могут не понимать вопрос, у них короткая концентрация внимания, они не могут выразить себя очень хорошо и могут пытаться угодить экспериментатору. Такие методы означали, что Пиаже мог сделать неточные выводы.

Как показали некоторые исследования, ученый недооценил способности детей, потому что его тесты иногда были запутанными или трудными для понимания (например, Хьюз, 1975). Пиаже не удалось провести различие между компетенцией (на что способен ребенок) и работой (что может показать ребенок при выполнении определенного задания). Когда задачи были изменены, производительность и следовательно компетенция оказывались затронутыми. Поэтому Пиаже мог недооценивать познавательные способности детей.

Понятие схемы несовместимо с теориями Брунера (1966) и Выготского (1978). Бихевиоризм также опровергает теорию схем Пиаже, потому что ее нельзя наблюдать непосредственно, поскольку это внутренний процесс. Поэтому они утверждают, что это не может быть объективно измерено.

Ученый изучал своих детей и детей своих коллег в Женеве, чтобы вывести общие принципы интеллектуального развития всех детей. Мало того, что его выборка была очень маленькой, она состояла исключительно из европейских детей из семей с высоким социально-экономическим статусом. Поэтому исследователи поставили под сомнение универсальность его данных. Для Пиаже язык рассматривается как вторичное по отношению к действию, то есть мысль предшествует языку. Российский же психолог Лев Выготский (1978) утверждает, что развитие языка и мышления идут вместе и что причина рассуждений больше связана с нашей способностью общаться с другими, чем с нашим взаимодействием с материальным миром.

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определенные стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребенка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребенка идет процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребенка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определенные когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребенок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учетом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идет о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребенку будет проще научиться определенному навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас все еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Биография

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете, а мать, Ребекка Джексон, была родом из Франции. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.

Когда Жану Пиаже было 15, его бывшая няня написала письмо к его родителям, в котором приносила извинения за свою ложь о спасении их ребёнка от похищения. После Пиаже был удивлен и восхищен тем, как его сознание спроектировало воспоминание о событии, которого на самом деле не было.

В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, считая лишь мыслями подростка. Так же в это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трёх детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

С 1955 по 1980 он был директором Международного центра генетической эпистемологии. В 1964 году Пиаже пригласили выступить в качестве главного консультанта на двух конференциях Корнельском университете и Калифорнийском университете в Беркли. На конференциях обсуждалась взаимосвязь когнитивных исследований и разработки учебных программ.

В 1979 году ученому присудили премию Бальцана по общественным и политическим наукам.

Жан Пиаже умер в 1980 году и был похоронен, в соответствии с его просьбой, вместе со своей семьей в Женеве.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

Известный психолог разрабатывал методы совершенствования способностей детей от рождения до 15 лет. Он считал, что именно в этот период легче всего вложить в сознание личности те знания и навыки, которые понадобятся в будущей взрослой жизни. Конечно, развивать когнитивные способности можно и нужно в любом возрасте. Но качество мыслительных процессов у детей отличается:

  • дети судят о предметах и явлениях, опираясь на собственные мысли и опыт, тогда как взрослый человек может подключить полученные когда-то знания, которые не всегда верны, а также мнения окружающих;
  • дети воспринимают события по результату, не берут в расчет намерения и дополнительные факторы, которые могут оказать влияние;
  • у детей лучше развито воображение, например, они могут одушевить движущиеся предметы (облака или автомобиль).

Дети хорошо воспринимают обучение, и если использовать правильные методы, развитие когнитивных способностей будет проходить легко. Высшая степень совершенства достигается, как правило, к 15 годам.

Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности.

Итак, согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:

  • сенсомоторная;
  • предоперационная;
  • операционная;
  • стадия конкретных операций.

Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет. Познание мира зависит от впечатлений ребенка. Многое он выполняет интуитивно, запоминая и накапливая опыт. Происходит развитие моторных навыков.

Предоперационную стадию ребенок проходит от 2 до 6 лет. В этот период свою точку зрения он воспринимает как единственно правильную. Формируются образы объектов и действия, которые с ними можно совершать. Развивается воображение. При этом рассматривая предмет, ребенок концентрируется на какой-то самой запоминающейся детали, а остальные оставляет без особого внимания.

Операционная стадия длится от 6 до 11 лет. В этот период ребенок может связывать мысли между собой, логически рассуждать. На второй план уходит воображение, и развивается восприятие реальности.

Стадия конкретных операций начинается с 11 лет. Появляется абстрактное мышление, способность объяснять сложные вещи и явления, все больше развивается логика, навык анализа происходящего.

Для когнитивного развития детей в малом возрасте используют следующее:

  • игры, развивающие мелкую моторику;
  • пазлы;
  • конструкторы;
  • мозаики;
  • рисование, аппликации и другие виды творчества;
  • речевые занятия – заучивание стихов, придумывание и пересказ историй.

Начиная со школьного возраста, полезны такие упражнения:

  • произношение услышанных слов наоборот;
  • устный счет;
  • воспроизведение событий, например, произошедших за день;
  • поиск новых маршрутов и нескольких решений для одной задачи;
  • визуализация информации, которую нужно запомнить;
  • выполнение действий двумя руками одновременно.

Такие простые упражнения полезно выполнять и взрослым. Постоянные тренировки повышают эффективность когнитивных способностей.

Теория Пиаже стала фундаментом для последующих профессиональных исследований умственного развития детей. На ее основе происходило появление новых взглядов на механизм когнитивного мышления. В настоящее время разработано множество упражнений для улучшения интеллектуальных способностей детей и взрослых. Также можно проверить уровень развития и определить направления для работы. Например, Викиум предлагает диагностическую программу «Тест когнитивных способностей». Она ориентирована не только на оценку способностей, но и на составление психологического профиля личности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.