Психолого-педагогические технологии преодоления школьной дезадаптации

Алан-э-Дейл       10.06.2022 г.

Опасность нарушения

Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.

Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная. Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно. А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.

Школьная дезадаптация — что это, понятие

Школьная дезадаптация — это нарушение в работе механизмов адаптации ребенка к учебному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими. Спровоцировать его могут различные факторы, которые чаще всего идут в совокупности:

  • наследственность;
  • индивидуальные особенности и новообразования;
  • взаимоотношения с семьей или отдельным человеком;
  • проблемы в установлении социальных контактов и др.

Школьники, которые входят в группу риска возникновения школьной дезадаптации, испытывают трудности в адаптации, имеют проблемы с усвоением учебного материала и успеваемостью. Их отношения со сверстниками и взрослыми складываются тяжело. А личностное развитие протекает вяло: часто это инфантильные дети, любят лгать, легко попадают под чужое влияние, плохо осознают свое «Я».

Психогенная школьная дезадаптация — это явление, которое может начать развиваться в любой момент обучения. Особенно часто она возникает при переходе из детского сада в школу, а затем — при переходе из начального звена в среднее. Часто провоцируют возникновение нарушения любые личностные конфликты ребенка. Поэтому проблема социальной и школьной дезадаптации долгое время остается актуальной в педагогике и психологии.

Девиантное и деликвентное поведение как одна из форм проявления дезадаптации

Девиантным называют поведение, которое отклоняется от нормы, является противоречащим нормам или вовсе отрицает их. Проявление девиантного поведения в психологии называют «поступком».

Поступок направлен на:

  • Проверку собственных сил, способностей, умений и навыков.
  • Испытание методов достижения определенных целей. Так, агрессия, с помощью которой можно добиться желаемого, при успешном результате будет повторяться вновь и вновь. Также ярким примером являются капризы, слезы и истерики.

Девиация не всегда подразумевает плохие поступки. Положительное явление девиации – это проявление себя в творческом плане, раскрытие своего характера.

Дезадаптация же характеризируется отрицательной девиацией. К ней относятся вредные привычки, недопустимые действия или же бездействие, ложь, грубость и т. д.

Следующим этапом девиации является деликвентное поведение.

Деликвентное поведение – это протест, осознанный выбор пути против системы установленных норм. Оно направлено на разрушение и полное уничтожение устоявшихся традиций и правил.

Поступки, связанные с деликвентным поведением, нередко очень жестоки, антисоциальны, вплоть до уголовных преступлений.

Методы профилактики

Если у ребёнка в школе диагностируется дезадаптация, во-первых, все силы направляются на устранение её первопричины. В процесс коррекции активно вовлекаются родители (создают благоприятную атмосферу для формирования нужных акцентуаций и мотиваций), врачи (лечат органические последствия или предпосылки), учителя (обращают на ребёнка больше внимания). В то же время психолог проводит с «пострадавшим» отдельную работу, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.

Способов психологической коррекции — большое количество. Чаще всего практикуются:

  • регулярные беседы;
  • арт-терапия;
  • игровая деятельность на сплочение классного коллектива;
  • упражнения на развитие психических процессов (при их нарушении);
  • методика ассоциаций;
  • групповые тренинги.

В младшем школьном возрасте коррекция направлена, прежде всего, на развитие ведущих психических процессов и освоение правил поведения в обществе. С подростками работа идёт в первую очередь на формирование эмпатии, рефлексии, самоорганизации и самостоятельности.

Для решения проблем с адаптацией используют 3 подхода:

  1. Медицинский — дезадаптация развивается на основе нервно-психических нарушений. Лечить ее необходимо медикаментозно.
  2. Социально-психологический — причина дезадаптации кроется в невозможности индивида принять правила общества. Помочь человеку может психотерапия.
  3. Онтогенетический — рассматривает дезадаптацию как механизм, который запускается в кризисный момент жизни человека. Индивид может справиться с ним самостоятельно, когда вернется в благоприятную среду.

Определять, какой способ подойдет в конкретном случае, лучше с помощью психотерапевта и психиатра. Совместная работа специалистов гарантирует правильную постановку диагноза и выбор типа лечения.

Способы коррекции:

  • консультации пациента;
  • беседы с окружением;
  • устранение провоцирующих факторов;
  • обыгрывание ролевых ситуаций;
  • организация мероприятий для отработки коммуникативных навыков.

Лучший способ коррекции дезадаптивного расстройства — тренинг. Он бывает групповым и индивидуальным. На тренинге пациенты отрабатывают навыки продуктивного общения, избавляются от социофобии. Главная задача подобных тренингов — показать человеку, что его страхи не обоснованы. Он может реализовать свои потребности и не пренебрегать правилами поведения в обществе.

Чтобы профилактика дала необходимый эффект, начинать ее нужно в детском возрасте. Ребенка нужно приучать к правилам поведения в обществе, объяснять необходимость подчинения требованиям. Это поможет ребенку быстрее усвоить нормы, сделает процесс вхождения в общество менее травматичным. Для взрослых в качестве профилактики подойдут специальные тренинги.

В подростковом возрасте

Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности. Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте. В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.

Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности. Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением. В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.

У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности. Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков. Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.

На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:

  • безразличие к вредным привычкам в школьной среде;
  • отсутствие борьбы с прогулами;
  • отсутствие воспитательной работы со школьниками;
  • наличие подростков, которые бросили школу.

Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.

К характерным проявлениям СД в школе относят:

  • неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
  • неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
  • постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.

Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.

  1. Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
  2. Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
  • асоциальным поведением;
  • нарушением норм, прав и морали;
  • отчуждением от основных институтов социализации;
  • в склонности к суициду;
  • деформации системы ценностей и социальных установок;
  • внутренней саморегуляции;
  • в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
  • подростковом алкоголизме.

Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:

  • первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
  • вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания, к трудовой деятельности они относятся негативно.

Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:

  • наследственность;
  • дефекты семейного и школьного воспитания;
  • социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
  • наличие деформаций в самом обществе;
  • результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию. При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями. При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

Подходы к пониманию причин ПШД

1. Влияние процесса обучения

Психотравмирующим фактором признается сам процесс обучения, а вызванные им нарушения называются дидактогениями; возникают при недостаточном учете индивидуальных особенностей ребенка и его социальной среды. 

Наиболее дидактогенноуязвимыми являются дети с нарушениями анализаторов, физическими дефектами, неравномерностью и асинхронностью интеллектуального и психомоторного развития, с ограниченными интеллектуальными возможностями. Каган В.Е. дополняет, что дидактогенные факторы в большинстве случаев относятся к условиям, а не причинами школьной дезадаптации, причинами же чаще всего при таких условиях являются особенности психологических установок и тип личностного реагирования ребенка. 

2. Влияние наследственных факторов

Причиной возникновения школьной дезадаптации, согласно данному подходу, является врожденная и конституциональная уязвимость центральной нервной системы ребенка. В данном подходе снимается ответственность со школы и семьи в качестве источников формирования ПШД.

3. Влияние отношения учителя к ученику

Психотравмирующим фактором признается отношение учителя к ученику и характер организованного им процесса взаимодействия с учащимися. Вызванные этим фактором последствия называются дидаскалогениями. В большей степени указанному соответствует авторитарный стиль педагогического руководства. Однако сензитивность детей к дидаскалогениям неодинакова, в силу разных компенсационных и защитных возможностей, а также в результате разного рода внешкольных влияний на детей (прежде всего, семейной ситуации).

4. Влияние семьи

Психотравмирующим фактором признается отношение к ребенку в семье и стиль родительского воспитания, родительская позиция. Влияние данной причины считают одной из важнейших, которая способствует формированию школьной дезадаптации.

5. Комплексное влияние причин

В рамках данного подхода предполагается учет всех ранее обозначенных четырех факторов, причин в их системном единстве в качестве источников проявления ПШД. Ценность комплексного подхода в понимании причин, источников, влияющих на возникновение ПШД подтверждает позиция Кагана Е.В. о том, что при рассмотрении их как элементов системы, без взаимоисключения, обеспечивается бо́льшая продуктивность психокоррекции нарушений. 

Дубровина И.В. выделяет специфически психологические факторы школьной дезадаптаци, которые могут, как вызывать, так и усложнять ее протекание в младшем школьном возрасте. Такими факторами, по мнению автора, являются :

  • Низкий уровень функциональной готовности к школе — «школьная незрелость», которая проявляется в рассогласовании степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций и задач школьного обучения (низкий уровень развития тонкой моторики, скоординированности «глаз—рука», функции следования образцу в деятельности, в том числе учебной, и поведении и др.);
  • Недостаточное развитие произвольности, которое проявляется в форме трудностей при восприятии инструкции, при выполнении указаний взрослого, в действиях в соответствии с правилом и др.
  • Недостаточная степень сформированности собственно школьных видов мышления.
  • Недостатки в развитии речевой сферы (фонематический слух, плохое понимание многих употребляемых учителем слов).
  • Низкий уровень развития познавательной потребности, познавательного интереса.
  • Несформированность внутренней позиции школьника.

Виды школьной дезадаптации

Перед тем, как описать виды школьной дезадаптации нужно выделить её критерии:

— неуспеваемость в учебе по программам, которые отвечают возрасту и способностям школьника, вместе с такими признаками, как второгодничество, хроническая неуспеваемость, дефицит общеобразовательных знаний и отсутствие необходимых навыков;

— расстройство эмоционального личностного отношения к процессу обучения, к учителям и к жизненным возможностям, связанным с учебой;

— эпизодические неподдающиеся корректировке нарушения поведения (антидисциплинарное поведение с демонстративным противопоставлением себя другим ученикам, пренебрежение правилами и обязательствами жизни в школе, проявления вандализма);

— патогенная дезадаптация, что является следствием нарушения работы нервной системы, сенсорных анализаторов, болезней головного мозга и проявлений разных страхов;

— психосоциальная дезадаптация, которая выступает в качестве половозрастных индивидуальных особенностей ребенка, что обусловливают его нестандартность и нуждаются в особом подходе в условиях школы;

— социальная дезадаптация (подрыв порядка, моральных и правовых норм, асоциальное поведение, деформация внутренней регуляции, также социальных установок).

Выделяют пять основных типов проявления школьной дезадаптации.

Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, выражающая неуспешность ребенка в процессе обучения программам, соответствующих способностям школьника.

Второй тип школьной дезадаптации – эмоционально-оценочный, который связан с постоянными нарушениями эмоционально-личностного отношения как к процессу обучению в целом, так и к отдельным предметам. Включает в себя тревогу и переживания относительно возникающих в школе проблем.

Третий тип школьной дезадаптации – поведенческий, он заключается в повторении нарушения форм поведения в школьной среде и обучении (агрессивность, нежелание идти на контакт и пассивно-отказные реакции).

Четвертый тип школьной дезадаптации – соматический, с ним связанны отклонения в физическом развитии и здоровье школьника.

Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, он выражает затруднения в определении контактов, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Симптомы

Симптоматику родителям школьников необходимо знать, поскольку она является главным диагностическим маркером школьного неблагополучия ребенка. Главные проявления школьной дезадаптации таковы:

  • Малыш не хочет посещать занятия, постоянно оправдывая это болезнью.
  • Говорит в открытую о том, что боится преподавателя.
  • В течение долгого времени не может заснуть, а потом проснуться.
  • У него возникают нервные тики (ребенок может моргать, у него дергается глаз или же другие части тела; возникает симптом «беспокойных рук»).
  • Наблюдаются компульсии, движения навязчивого характера: ковыряние в носу, «ломание» пальцев, ребенок грызет ручку или карандаш.
  • Апатичное состояние, безразличие даже к тем играм и интересам, которые раньше вызывали энтузиазм.
  • Мышечная зажатость, скованность.
  • Ребенок не уверен в себе: он молчит, а если и говорит, то не поднимает глаз.
  • Загораживание тетради руками.
  • Различные нарушения письма, счета, речи.
  • Невнятная или же сбивчивая речь. Малыш заикается.
  • Правша начинает пользоваться левой рукой, а левша – правой.
  • Очень заметными становятся акцентуации характера.
  • На уроке ребенок играет с игрушками.

Школьная дезадаптация – это болезнь, которая имеет психогенную природу и оказывает серьезное влияние на формирование личности школьника. Заболевание нарушает субъективный и объективный статус малыша и в школе, и в семье. Учебно-воспитательный процесс при этом серьезно затрудняется.

Работа над проблемой

Социальные контакты

На ранних этапах проблемы возможно справиться своими силами, но потребуется проявить отличные волевые качества и выйти из привычной зоны комфорта. Если человек ощущает, что он теряет связи с обществом, то нужно попытаться восстановить старые контакты или завести новые знакомства. Рекомендуется увлечься чем-нибудь, записаться на интересные курсы или тренинги, пойти в спортивный зал и прочие места, предполагающие наличие скопления людей, имеющих общие интересы. Есть большая вероятность найти единомышленников и тех, кто разделяет ваши жизненные взгляды и ориентиры

Важно не проявлять чрезмерную защиту и осторожность, а отпустить ситуацию и позволить ей развиваться самостоятельно. Также, для постоянного пребывания в коллективе, можно устроиться на работу. Здесь гарантируется регулярный контакт с коллегами, которые смогут помочь решить как рабочие, так и личные вопросы

Здесь гарантируется регулярный контакт с коллегами, которые смогут помочь решить как рабочие, так и личные вопросы.

Проработка фобий и сомнений

Люди, давно страдающие от социальной дезадаптации, гарантированно имеют большое количество проблем, затрагивающих их личность. Многие их них тянутся из детства и являются следствием пережитых событий. Единственным разумным решением этой задачи является работа с психологом или психотерапевтом. Специалист поможет идентифицировать и разобраться в имеющихся проблемах, не нанося при этом урон психике

Важно запомнить, что самолечение в этом случае будет не только неэффективным, но и опасным для здоровья. Это патологическое состояние нуждается в постоянном контроле, так как крайне сложно заподозрить прогрессирование и начало личностного разрушения

Квалифицированный специалист работает с имеющимися страхами, потрясениями и переживаниями, помогает увидеть окружающий мир с положительной стороны, убедиться в личной безопасности.

Лечение соматических заболеваний

Если социальная дезадаптация является следствием имеющихся заболеваний, возможно, потребуется устранить первопричину. Для этого нужно обратиться к врачу, который сможет провести тщательную диагностику и назначить лечение. Однако даже после полного исцеления настоятельно рекомендуется посетить психолога, так как это станет гарантией предотвращения прогрессирования психологических проблем или их трансформации.

Что это такое

Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьным реалиям, когда требования учителей становятся для него психотравмирующим фактором по ряду причин. Провокаторами могут стать его личностные новообразования, наследственность, семья, взаимоотношения с конкретным взрослым и многие другие обстоятельства, причём почти всегда они идут не по одиночке, а целым букетом.

К основным проявлениям относят трудности при усвоении учебного материала, игнорирование правил поведения, низкую успеваемость, недисциплинированность, сложности в общении с окружающими.

Яркий пример школьной дезадаптации — первоклассник, который привык к режиму дня детского сада. После обеда там можно было поспать, помогали завязывать шнурки, не получалось нарисовать ёжика — не беда. А дома ждали любящие родители, компьютер, игры и развлечения. Но это было раньше. Всё резко меняется, когда он приходит в первый класс. Напряжённый ритм дня, опаздывать нельзя, перемены короткие, со всеми трудностями нужно справляться самому. Что-то не получилось — плохая отметка. И даже дома приходится учить уроки, за невыполнение которых мама наказывает.

При психологической подготовленности ребенка к таким изменениям адаптация пройдёт нормально. Но некоторые оказываются настолько растерянными при переходе от детского сада к школьной жизни, что теряют ориентацию. Результат: «В школу не пойду», «Уроки делать не буду», «Мне не интересно», «Я ничего не понимаю» и пр. Негатив выливается на всех окружающих, портятся отношения с учителями, сверстниками, родителями.

Ситуация школьной дезадаптации может возникнуть в любой момент. Особенно ярко она проявляется в ключевые периоды: при переходе из детского сада в школу, из младшего звена — в среднее, а также в подростковом возрасте. Но такое может случиться и посреди учебного года, если возникают какие-то личностные конфликты.

Проблема на протяжении многих лет является актуальной в психологии и педагогике. Чаще всего на детей, у которых она диагностируется, вешают ярлык «трудный ребёнок». С ним он кое-как заканчивает 9 класс и выпускается с букетом комплексов, а порой и личностных расстройств. В этом — вина педагогов (которым некогда с ним заниматься), школьных психологов (вся функция которых сводится к диагностике, но в коррекции они оказываются некомпетентными), родителей (которые не смогли ему своевременно помочь и оказать поддержку).

Особенности психологической дезадаптации

Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?

Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:

При дезадаптации человек излишне раздражителен. Ему трудно встать на сторону другого, понять его. Нужно отметить, что он зачастую не понимает и самого себя.
Агрессия – частый признак психологической дезадаптации. Вследствие утраты навыка гармоничного общения, мышление человека становится более негативным. Он стремится получать желаемое с помощью манипуляций, но не через непосредственное взаимодействие с людьми.
Уход в себя. В связи с тем, что завязывать новые знакомства становится все труднее, личность замыкается в себя, замещая фантазиями реальные эмоции и чувства. Закрытость – также способ индивида защититься от воздействий общества

Ему важно, чтобы никто и ничто не изменило его настроение и намерений.
Сосредоточенность на себе. Не желая общаться с другими людьми, личность полностью погружается в собственные переживания

Несмотря на такую отстраненность, в глубине души человек очень переживает, что не нужен обществу и чувствует опустошенность. Но, к сожалению, осознать проблему и начать действовать бывает очень сложно.
Нежелание подстраиваться под требования общества. Человеку кажется, что реальность должна соответствовать удобному для него положению вещей. Если же это не так , лучший путь — оградиться от всевозможных рисков. Но в итоге это только усугубляет ситуацию.
Индивид становится социофобом. Эта черта характеризует любой вид дезадаптации. Из-за того, что человеку не хочется выстраивать социальные связи, вскоре он может остаться совсем один. Другие в ответ люди также не станут интересоваться его состоянием.

Меры профилактики: советы родителям

Рассмотрим несколько рекомендаций, которые позволят избежать проявлений ПШД у ребенка.

Важно помнить о том, что те навыки, которые ребенок получит во время своего первого года обучения, останутся с ним на всю его жизнь.
Если он сможет выработать привычку учиться четко и организованно, это поможет справляться ему в будущем с самыми серьезными учебными нагрузками.
Привычка работать вырабатывается у малыша только посредством положительных эмоций. Поэтому родителям и учителям крайне важно отыскать ключи, каким образом ребенок мог бы получить эмоциональную награду.
Если малыш дергает родителя по поводу и без – это не означает, что он все время не понимает материала. Ему просто не хватает внимания.
Ребенка необходимо поддерживать в его желаниях, волевых проявлениях

Если даже эти инициативы не совсем удобны взрослым, их необходимо поощрять. Не делать что-то вместо ребенка, но создавать условия для самостоятельных действий. Опять-таки, «зона ближайшего развития».
Нельзя сравнивать малыша с другими детьми. Оценивать его можно только по отношению к самому себе в прошлом.
Первоклассник должен научиться сам давать оценку своей работе. Это поможет ему не зависеть от мнения других, и никто не сможет травмировать его психику лишним замечанием.
Обязательно нужно выражать сочувствие ребенку. Во время общения с ним необходимо употреблять определенные фразы: «Я очень тебя понимаю», «Мне хотелось бы посоветоваться с тобой».
Обучение малыша любым личностным или же поведенческим аспектам должно происходить только посредством личного опыта, и только затем должны следовать какие-либо объяснения (допускается демонстрировать только поведение без объяснений).

Ему просто не хватает внимания.
Ребенка необходимо поддерживать в его желаниях, волевых проявлениях. Если даже эти инициативы не совсем удобны взрослым, их необходимо поощрять. Не делать что-то вместо ребенка, но создавать условия для самостоятельных действий. Опять-таки, «зона ближайшего развития».
Нельзя сравнивать малыша с другими детьми. Оценивать его можно только по отношению к самому себе в прошлом.
Первоклассник должен научиться сам давать оценку своей работе. Это поможет ему не зависеть от мнения других, и никто не сможет травмировать его психику лишним замечанием.
Обязательно нужно выражать сочувствие ребенку. Во время общения с ним необходимо употреблять определенные фразы: «Я очень тебя понимаю», «Мне хотелось бы посоветоваться с тобой».
Обучение малыша любым личностным или же поведенческим аспектам должно происходить только посредством личного опыта, и только затем должны следовать какие-либо объяснения (допускается демонстрировать только поведение без объяснений).

Виды дезадаптации и их характеристика

Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.

Общепринятая классификация

В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.

Социальная

Суть: потеря связей и контактов с социумом.

Ведущий признак: асоциальное поведение.

Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.

Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.

Патогенная/психическая дезадаптация

Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.

Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.

Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.

Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.

Психосоциальная / психологическая дезадаптация

Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.

Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.

Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.

Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.

Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.

Другие классификации

В зависимости от вовлечённости в процесс:

  • частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки),
  • полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.

В зависимости от условий:

Школьная

Наблюдается, когда ребёнок не может вписаться в нормы и правила школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального звена в среднее, а в более старшем возрасте связана с подростковым периодом и половым созреванием. Это почти всегда психосоциальная частичная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже она приобретает черты патогенной формы и становится устойчивым новообразованием в психике.

Подробнее в статье: Школьная дезадаптация

Профессиональная

Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.

Есть ещё климатическая и медицинская формы, но они в психологии не рассматриваются.

В зависимости от силы проявлений:

  • ярко выраженная, патологическая, нескрываемая,
  • умеренная, когда человек показывает свой дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного,
  • скрытая, завуалированная — она не демонстрируется, и это чревато серьёзными личностными изменениями, которые могут привести к суициду.

По характеру проявления:

  • поведенческая, когда открыто демонстрируется протест,
  • эмоциональная – переживается чаще всего внутри.

Психологи также нередко разграничивают два похожих понятия: дезадаптация — это процесс неприятия новых условий существования. Он ещё протекает, поэтому поддаётся коррекции и обратим. Дезадаптированность — это уже устойчивая аддикция, когда протест затрагивает и изменяет внутриличностные образования.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.