Что представляют собой сознание и бессознательное в философии?

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Расстройства сознания

Нарушения С. могут быть различными по своей глубине. Выделяют полную и частичную утрату сознания (см. Бессознательное состояние). Особую группу составляют различные по своей психопатологической структуре синдромы помраченного сознания: аментивный синдром (см.), делириозный синдром (см.), оглушение (см.), онейроидный синдром (см.), сумеречное помрачение сознания (см.) и ауры сознания (см. Аура). Как было показано К. Ясперсом, несмотря на существенные различия, они характеризуются рядом общих признаков.

Первым признаком синдромов помраченного сознания является отрешенность больного — затруднение или невозможность восприятия окружающего мира. При отрешенности внешний мир, события, происходящие в окружающем, не привлекают внимания больного, причем в ряде случаев продуктивная психопатологическая симптоматика может полностью отсутствовать, что характерно, напр., для состояния оглушения. Одним из видов отрешенности является загруженность, при к-рой наряду с частичным (фрагментарным) восприятием окружающего или полным отсутствием его наблюдается интенсивный наплыв иллюзий (см.), бреда (см.), галлюцинаций (см.) и других психопатол. расстройств. Наконец, отрешенность может проявляться феноменом растерянности (см.), при к-ром кроме аффекта недоумения наблюдаются явления сверхизменчивости внимания (синдром гиперметаморфоза по Вернике), а восприятие окружающего носит фрагментарный характер. Вторым признаком помраченного сознания является дезориентировка в месте, времени, окружающих предметах (лицах); в ряде случаев наблюдается грубая дезориентация в своей собственной личности. Третий признак — бессвязность мышления (см.), проявляющаяся слабостью или невозможностью суждений и, как правило, сопровождающаяся различными видами речевых расстройств. Четвертым признаком является полная или частичная амнезия периода помраченного сознания. Воспоминание о болезненном состоянии может полностью отсутствовать или быть фрагментарным. При отдельных видах помрачения сознания больной помнит свое состояние, определяющееся различными психопатологическими расстройствами, в то время как в отношении окружающей обстановки наблюдается полная амнезия. Для постановки диагноза состояния помраченного сознания необходима совокупность всех перечисленных признаков.

Клиническое значение расстройства Сознания различно. Диагностика оглушения требует экстренного решения вопроса о природе этого состояния в связи с возможностью перехода его в сопор (см. Оглушение) и кому (см.). Сопор и кома характерны для тяжелых поражений головного мозга, часто угрожающих жизни больного (опухоль мозга, тяжелая травма и др.). В случаях тяжелой травмы головного мозга наступает глубокое помрачение сознания, протекающее с явлениями выпадения, «психическим параличом» и др. Констатация мусситирующего делирия и аменции также свидетельствует о глубоком расстройстве психической деятельности при крайней тяжести соматического состояния больных. Менее специфичен в клин, отношении онейроид, к-рый может развиваться при эндогенных заболеваниях (см. Шизофрения), эпилепсии (см.) и экзогенных заболеваниях головного мозга. Развитие сумеречных состояний и ауры сознания характерно для эпилепсии, а также органических заболеваний, протекающих с эпилептиформным синдромом, реже для заболеваний экзогенного происхождения.

Лечение расстройств С. направлено на основное заболевание.

Библиография: Бехтерева Н. П., Бундзен П. В. и Гоголицын Ю. Л. Мозговые коды психической деятельности, Л., 1977; Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг, М., 1980; он же, Проблема идеального, М., 1983; Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание, М., 1979; Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание, Личность, М., 1977; Меграбян А. А. Общая психопатология, с. 112, М., 1972; Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, М., 1967; Симонов П. В. Эмоциональный мозг, М., 1981; Снежневский А. В. О нозологической специфичности психопатологических синдромов, Журн. невропат, и психиат., т. 60, № 1, с 91, 1960; Спиркин А. Г. Сознание и самосознание, М., 1972; Тугаринов В. П. Философия сознания, М., 1971; Черносвитов Е. В. К философскому анализу деструкций сознания личности, Философ, науки, № 2, с. 59, 1982- Bunge М. The mind-body problem, Oxford а. о., 1980, bibliogr.; Cerebral correlates of conscious experience, ed. by P. A. Buser a. A. Rougeul-Buser, Amsterdam a. o., 1978; Jaspers K. Allge-meine Psychopathologie, B., 1923; Margоlis J. Z. Persons and minds, Dordrecht — Boston, 1978, bibliogr.

Д. И. Дубровский; А. С. Тиганов (расстройства сознания).

Общее понятие о сознании

Сознание является многоуровневой системой восприятия и отражения действительности человеком. Именно сознание помогает человеку осуществлять жизнедеятельность соответственно принятым в обществе нормам и видеть окружающие его вещи именно такими какие они есть, например:

  1. Человек, у которого здоровое сознание осознает, что он находится в помещении один, в случае если человек страдает психическими расстройствами с искажением сознания, ему кажется, что в помещении присутствует кто-то еще.
  2. Человек со здоровым сознанием смотря на стену понимает, что она не движется, человек же с нарушениями сознания видит движение статических предметов.
  3. Личность, обладающая здоровым самосознанием, осознает, что окружающий мир может скрывать опасности, но при этом понимает, что э уверен в том, что весь мир стремится навредить ему.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Формы сознания 440 ₽ Реферат Формы сознания 260 ₽ Контрольная работа Формы сознания 240 ₽ Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сознание человека это отражение окружающей его реальности. Сознательными являются те мотивы, мысли и поступки, которые осознаются и контролируются человеком. Неосознаваемые мотивы поведения также находят свое проявление в поведении человека, но контролировать и понимать их человеку гораздо сложнее.

Виды

Разновидности:

  1. Неосознаваемые установки. Стандартные реакции организма на раздражители. Это может быть громкий вскрик при испуге, скачок при опасности. Проявляются неосознанно, практически не контролируются организмом.
  2. Патологические явления, которые проявляются в психике. К ним относятся психические заболевания, болезненные состояния, которые сопровождаются галлюцинациями, бредом.
  3. Сопроводительные действия. Один из примеров — наблюдение за человеком, выполняющим ряд обязанностей, или напевание одной и той же мелодии при совершении разных действий.
  4. Привычные действия. Осуществляются без приказов, лишних мыслей. Это касается элементарных действий. Например, сжать губы, жестикулировать при разговоре, закрыть глаза. Они осознанные, но проявляются бессознательно.

Обыденное и научное представление о сознании

Сознание представляет собой многозначное понятие, которое по-разному определяется и понимается в философии, психологии и обыденной жизни. И хотя содержание сознания в этих трех областях оказываются качественно различными по содержанию, на практике они достаточно часто перемешиваются, что влечет за собой различные казусы. Например, когда научные факты о сознании начинают интерпретироваться с точки зрения его философского или обыденного понимания.

С обыденной точки зрения под сознание понимается вся осознаваемая часть психики, т.е. весь тот пласт внутренней психической жизни, который доступен «Я» личности для непосредственного наблюдения и ассоциируется с ним. В действительности на обыденном уровне происходит смешение представлений о сознании и самосознании.

Самосознание, как наивысшая и специфически человеческая форма сознания, обладает таким специфическим свойством как самоидентификация, т.е. именно благодаря самосознанию человек осознает себя как личность, у него формируется образ Я, его прошлый опыт оформляется в качестве воспоминаний и формирует некую жизненную историю, что позволяет не только соотносить настоящие условия с прошлым, но и выстраивать прогнозы относительно настоящего, создавать идеалы и мечты.

Сознание как форма отражения внешнего и внутреннего мира, с точки зрения психологической науки непосредственно практически не переживается человеком, в процессе рефлексии оно плотно сливается с самосознание и практически не отделимо от него, хотя личность может фиксировать изменения своего сознания при наступлении его измененных состояний, таких как смутные состояния сознания (оглушение, помрачнение, потеря), алкогольное и наркотическое опьянение, аффект, расширение сознания при использовании медитативных и трансовых практик.

Кроме того, в онтогенезе появление сознания опережает появление самосознания. Самосознания складывается у ребенка к возрасту от 2 до 3,5 лет, что может быть отмечено по таким признакам как:

  • узнавание себя в зеркале,
  • узнавание себя на фотографиях,
  • использование местоимения «Я», вместо обозначения себя в третьем лице («Петя хочет кушать»),
  • складывание первых воспоминаний.

В тоже время, целостное сознание возникает уже в 7-8 месячном возрасте и окончательно складывается к первому году жизни. При этом несмотря на целостный характер отражения окружающего мира, ребенок еще не вычленяет себя из него как самостоятельную единицу – субъект деятельности и источник активности, а также не локализует свои аффективные переживания, ощущения и потребности внутри своего тела. Отсутствие самосознания является одной из причин того, что воспоминания о данном возрасте не складываются, а «ранние» воспоминания многих людей (о возрасте раньше двух лет) являются индуцированными, т.е. возникшими на основании родственников об их поведении в раннем детстве.

Следует отметить, что если самосознание рассматривается как специфически человеческая форма психической организации, то сознание свойственно также высшим животным, что позволяет им улавливать сложные взаимосвязи между объектами окружающего мира и решать составные задачи, требующие достижения промежуточного результата (например, соединить две трубки между собой, чтобы получить инструмент нужной длинны и дотянуться до лакомства).

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности
    человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Связь сознания и мозга

Ученые объединились во мнении, что сознание относится к процессу работы мозга. Однако мозг в отдельности – не сознание. Эта теория доказывается тем, что при смерти сознание теряется, но мозг остается. Они уверены в том, что мозг необходим для создания модели внешнего мира. Если закрыть глаза, то мир не исчезнет, потому что он в голове и является не простой картинкой, а в нем есть жизнь. Модели реальности мозга намного ярче и богаче, чем реальный мир.

Психологи и физики считают, что мир не имеет красок, звуков, цветов. Все они формируются через сознание. Реальность является субъективной и формируется в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. Формирование субъективной реальности происходит с помощью нейронов. Вне зависимости от вида задачи, нейроны готовы ее выполнить. Они создают образы, с помощью которых формируется внутренний мир, называемый сознанием. Мозг можно сравнить с Вселенной, где горит множество звезд. Их в этом органе представляют нервные клетки. Нейроны являются базовыми элементами мозга и мысли. Их количество исчисляется миллиардами, и они принимают участие в миллиардах химических реакций. Таким образом сознание проявляется на биологическом уровне.

Любая мысль – это активизация большого количества нейронов. Во время мыслительных процессов связь между ними может усиливаться или становиться слабее

Важно понять, каким образом работают нейроны во время принятия решений, возникновения целей и намерений. Есть множество вопросов, которые продолжают оставаться загадкой, а это означает, что много нужно изучить

Когда сознание будет полностью изучено, вероятно, человеческий разум будет способен гораздо на большее. А пока важной задачей каждого мыслящего человека, обладающего ясным сознанием и стремлением быть успешным, остается развитие и совершенствование способностей мозга и интеллекта. Этому способствуют регулярные тренировки мозга с помощью тренажеров Викиум.

Дарвин и естественный отбор

Естественный отбор Дарвина описывает эволюцию видов. В теории описывается развитие животного мира путём выживания сильного. Миллионы лет потребовалось на эволюцию когнитивных мыслительных процессов человечества. Данными процессами наделены все представители животного мира.

Когнитивные способности шимпанзе намного превосходят мыслительные возможности комнатных рыбок. Человек наделён наиболее развитой способность, которую называют сознание. Благодаря эволюционным когнитивным процессам, индивидуум способен отдавать себе отчёт о предпринимаемых действиях. Совершая какие-либо поступки, личность способна дать ответ об их причинах.

Данная способность позволяет людям:

  • планировать достижения желаемого;
  • предугадывание или предвидеть последствия принятых решений;
  • предпринимать дополнительные меры.

Делая выводы и предугадывая события человек, делятся информацией с определённым кругом лиц. На подобное способен только Homo Sapiens.

Культурная среда и мемы

Естественный отбор генов не единственный фактор эволюции когнитивных способностей. Культурное развитие такой способности, как сознание основано на отборе мемов. Ричард Докинз учёный, специализирующийся на эволюции и генетике считает что мемы — культурная единица информации, распространяющаяся с помощью копирования. Выживают лучшие мемы, способные лучше других копировать себя.

Мем — это единица информации, которая достаточно популярна в культурной среде. Мем передаётся как вирус от человека к человеку. Он может быть идей, символом, действием, и мем распространяется посредством вербального или невербального способа общения в обществе.

Психология и философия

Основные философские течения имеют следующие истолкования:

  1. Дуализм (Декарт и Платон) — дух и материя — это пара независимых субстанциональностей, которые дополняют друг друга. Понимание этой концепции предполагает, что физическое тело погибает, но высокоорганизованная материя или субстрат души остается навсегда, и после гибели человека и окончания его сознательной жизни она вновь отправляется в особенный мир, которому присущи формы и идеи.
  2. Теория идеализма (Беркли). Сознание обладает первичной природой и особыми характеристиками, а материальные объекты не могут существовать за пределами его восприятия.
  3. Материализм (Дэвидсон и Энгельс). Душа — это свойство особой материи, которая может одновременно выступать как создателем, так и контроллером мира. Согласно МТИ, без структуры сознания не может возникать, раскрываться и отражаться ни один материальный объект, поэтому без него невозможно становление окружающего пространства у индивида с проявлением человечности.
  4. Индуизм. Дух — «высший и безмолвный свидетель», который внимательно следит за всеми манипуляциями и содержанием материального мира (практики). При этом он может сыграть решающее значение в его развитии.
  5. Буддизм. Сознание — это все, что есть и может возникнуть в этом мире. Именно так буддисты кратко истолковывают то, что значит душа, и как она может характеризоваться и в каких направлениях открываться. Однако такая узость взглядов тоже имеет под собой основания.

Вместо заключения

Итак, мы рассмотрели категорию сознания и основные ее аспекты. Разобрали концепции происхождения и сущность. Указали на взаимосвязь с мыслительным процессом. Мы определили, что такое душа человека и почему она имеет отношение в том числе к материальному, соприкасается с ним.

В заключение следует отметить, что мысль о том или ином предмете приводит одновременно к таким последствиям: отражение данного явления в его сущности, иными словами, в его взаимообусловленности и взаимосвязях с другими объектами; мысль об этом явлении в общем, а не в какой-то конкретной форме.

Для возникновения и последующего развития сознания важно одно условие. Речь идет о наличии человеческого общества

Практическая деятельность показывает, что сознание есть только там, где существует и развивается человек. Чтобы оно появилось, нужны объекты отражения.

Из всего материала целесообразно сделать некоторые выводы. Сознание является высшей формой отражения действительности, свойственной только человеку. Категория связана с членораздельной речью, абстрактными понятиями, логическими обобщениями. “Ядром” сознания, методом его существования считается знание. Формирование его связано с появлением труда. Необходимость последнего в процессе общения предопределила актуальность языка. Труд и язык решающим образом повлияли на становление людского сознания.

Структура сознания

В истории философии есть несколько вариантов решения проблемы возникновения сознания: божественный, материалистический, идеалистический, космический, мутационный. Следует заметить, что какому бы варианту мы ни отдали предпочтение, однозначно определить природу сознания невозможно – «тайна сия за семью печатями есть». Нам остается принять сознание за данность и попытаться продвинуться к его сути.

Что же включает в себя оно с точки зрения философии? Первым элементом его являются ощущения – работа пяти всем известных органов чувств человека. Далее следует восприятие – способность нервной системы передавать сигналы от ощущений в головной мозг. Затем – представление. На этом этапе происходит формирование чувственного образа объекта и сравнение его с уже имеющимися образами. Все эти элементы наблюдаются и у высших животных; в биологии это психика. Но на этом и заканчивается наше сходство с животными, а собственно сознание только начинается. Речь идет о воображении.

Это уникальная способность человека создавать идеальные образы объектов и оперировать ими. Понятно, что имеется в виду мысль (ум, разум, рациональное). Именно это и является главной загадкой в проблеме сознания. Благодаря мысли человек может анализировать, познавать, сравнивать, действовать ассоциативно и интуитивно, а следовательно, целесообразно и целенаправленно.

Способность человека создавать идеальные образы (мыслить) обуславливает диалоговую природу сознания. Человек может рефлексировать, то есть смотреть на себя (разумеется, абстрактно) и свое обращение к объекту внимания со стороны. Сознание, таким образом, изначально предполагает внутреннее раздвоение, внутренний диалог, что и является сутью мыслительного процесса. Животные не обладают способностью рефлексировать – создавать идеальные образы, мыслить, а значит, не имеют сознания.

Но нельзя сводить его только к воображению. Дело в том, что человеческие ощущения, восприятие, представление, воображение – одна система, где все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Немецкий философ Г. Лейбниц ввел понятие «апперцепция» (лат. Ad – к, perception – восприятие) – зависимость восприятия от предшествующего жизненного опыта и уровня интеллекта. То есть то, как ощущает и воспринимает человек окружающее, зависит от того, как он мыслит. Другими словами, наши мысли источником информации имеют ощущения, а последние окрашены нашими мыслями.Сознание не есть продукт отдельного (индивидуального) человека.

Диалогический характер сознания имеет социальную природу; вне социума человек и сознание невозможны. Человек рефлексирует, оценивая себя, только в сравнении с чем или с кем-либо. Целесообразная деятельность невозможна без общества.

Для функционирования сознания необходим язык. Язык здесь понимается как выражение сознания с помощью знаковых символов (буквы, цифры, графики и т. д.) и речевых сигналов (слово). Язык определяется сознанием, но и сам играет активную роль в отношении его.

Философия сознания

Добро пожаловать! > Философия сознания

Сознание — это высшая форма психической активности человека, представляющая собой совокупность мыслительных, чувственных, эмоциональных и волевых процессов, позволяющих человеку не только познавать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими субъективными жизненными целями».

Для того, чтобы выяснить сущность сознания, необходимо ответить на вопрос о том, как оно связано с человеком, какую роль играет в его жизнедеятельности. Поскольку сознание — это метафизический объект, его понятие является предельно общим, то есть не входит в состав более широкого понятия.

Психика человека имеет сложную структуру, включающую в себя эмоции, чувства, память, бессознательное.

Тайна сознания равнозначна тайне человеческого бытия. Сознание тождественно человеку, а человек тождественен сознанию. Если придерживаться эволюционной теории в вопросе о происхождении человека, то вполне логичным будет вывод о постепенном усложнении (вплоть до возникновения сознания) психической организации обезьяноподобных предков человека, идущем параллельно с усложнением их морфологической организации.

Органом, координирующим и регулирующим психическую деятельность человека, является головной мозг. Все движения, чувства, желания и мысли людей связаны с работой мозга и если его функционирование нарушается, это сказывается на состоянии человека: утрачивается его способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.

Известно множество примеров, когда новорожденные дети, по тем или иным причинам, вскармливались животными и росли в их окружении. Обобщенным образом такого ребенка является Маугли из одноименной сказки Р.Киплинга. Несмотря на наличие у подобных детей высокоразвитого головного мозга, сознания у них нет.

Выделяют три вида объективаций сознания:
1. Сознание как знание.
2. Сознание как особая субъективная реальность (идеальное)
3. Сознание как воля.

Носителем сознания является человек, индивид. Он обладает развитым головным мозгом, при посредстве которого происходит формирование и развитие сознания. Помимо мозга, другим обязательным условием сознания является общественная среда, в которую с рождения включен человек. Без общества, вне общества, человек (а значит и сознание) невозможен. Поэтому содержание индивидуального сознания всегда социально обусловлено.

Философия обращает внимание человека на то, что и без помощи бога он способен жить достойным образом, опираясь на данный ему природой дар — разум. Вся история философии посвящена исследованию того, что такое разум и какие он открывает возможности и перспективы человеку

Для того, чтобы общество существовало и развивалось устойчиво, без спонтанных потрясений, недостаточно надеяться на то, что все люди будут вести себя надлежащим, должным образом. В отношении этого должна существовать уверенность, которую создает право — система безусловно обязательных законов, норм и принципов, действующая в государственно оформленном обществе и регулирующая права и обязанности граждан.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.