Оглавление
Расстройства сознания
Нарушения С. могут быть различными по своей глубине. Выделяют полную и частичную утрату сознания (см. Бессознательное состояние). Особую группу составляют различные по своей психопатологической структуре синдромы помраченного сознания: аментивный синдром (см.), делириозный синдром (см.), оглушение (см.), онейроидный синдром (см.), сумеречное помрачение сознания (см.) и ауры сознания (см. Аура). Как было показано К. Ясперсом, несмотря на существенные различия, они характеризуются рядом общих признаков.
Первым признаком синдромов помраченного сознания является отрешенность больного — затруднение или невозможность восприятия окружающего мира. При отрешенности внешний мир, события, происходящие в окружающем, не привлекают внимания больного, причем в ряде случаев продуктивная психопатологическая симптоматика может полностью отсутствовать, что характерно, напр., для состояния оглушения. Одним из видов отрешенности является загруженность, при к-рой наряду с частичным (фрагментарным) восприятием окружающего или полным отсутствием его наблюдается интенсивный наплыв иллюзий (см.), бреда (см.), галлюцинаций (см.) и других психопатол. расстройств. Наконец, отрешенность может проявляться феноменом растерянности (см.), при к-ром кроме аффекта недоумения наблюдаются явления сверхизменчивости внимания (синдром гиперметаморфоза по Вернике), а восприятие окружающего носит фрагментарный характер. Вторым признаком помраченного сознания является дезориентировка в месте, времени, окружающих предметах (лицах); в ряде случаев наблюдается грубая дезориентация в своей собственной личности. Третий признак — бессвязность мышления (см.), проявляющаяся слабостью или невозможностью суждений и, как правило, сопровождающаяся различными видами речевых расстройств. Четвертым признаком является полная или частичная амнезия периода помраченного сознания. Воспоминание о болезненном состоянии может полностью отсутствовать или быть фрагментарным. При отдельных видах помрачения сознания больной помнит свое состояние, определяющееся различными психопатологическими расстройствами, в то время как в отношении окружающей обстановки наблюдается полная амнезия. Для постановки диагноза состояния помраченного сознания необходима совокупность всех перечисленных признаков.
Клиническое значение расстройства Сознания различно. Диагностика оглушения требует экстренного решения вопроса о природе этого состояния в связи с возможностью перехода его в сопор (см. Оглушение) и кому (см.). Сопор и кома характерны для тяжелых поражений головного мозга, часто угрожающих жизни больного (опухоль мозга, тяжелая травма и др.). В случаях тяжелой травмы головного мозга наступает глубокое помрачение сознания, протекающее с явлениями выпадения, «психическим параличом» и др. Констатация мусситирующего делирия и аменции также свидетельствует о глубоком расстройстве психической деятельности при крайней тяжести соматического состояния больных. Менее специфичен в клин, отношении онейроид, к-рый может развиваться при эндогенных заболеваниях (см. Шизофрения), эпилепсии (см.) и экзогенных заболеваниях головного мозга. Развитие сумеречных состояний и ауры сознания характерно для эпилепсии, а также органических заболеваний, протекающих с эпилептиформным синдромом, реже для заболеваний экзогенного происхождения.
Лечение расстройств С. направлено на основное заболевание.
Библиография: Бехтерева Н. П., Бундзен П. В. и Гоголицын Ю. Л. Мозговые коды психической деятельности, Л., 1977; Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг, М., 1980; он же, Проблема идеального, М., 1983; Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание, М., 1979; Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание, Личность, М., 1977; Меграбян А. А. Общая психопатология, с. 112, М., 1972; Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, М., 1967; Симонов П. В. Эмоциональный мозг, М., 1981; Снежневский А. В. О нозологической специфичности психопатологических синдромов, Журн. невропат, и психиат., т. 60, № 1, с 91, 1960; Спиркин А. Г. Сознание и самосознание, М., 1972; Тугаринов В. П. Философия сознания, М., 1971; Черносвитов Е. В. К философскому анализу деструкций сознания личности, Философ, науки, № 2, с. 59, 1982- Bunge М. The mind-body problem, Oxford а. о., 1980, bibliogr.; Cerebral correlates of conscious experience, ed. by P. A. Buser a. A. Rougeul-Buser, Amsterdam a. o., 1978; Jaspers K. Allge-meine Psychopathologie, B., 1923; Margоlis J. Z. Persons and minds, Dordrecht — Boston, 1978, bibliogr.
Д. И. Дубровский; А. С. Тиганов (расстройства сознания).
Общее понятие о сознании
Сознание является многоуровневой системой восприятия и отражения действительности человеком. Именно сознание помогает человеку осуществлять жизнедеятельность соответственно принятым в обществе нормам и видеть окружающие его вещи именно такими какие они есть, например:
- Человек, у которого здоровое сознание осознает, что он находится в помещении один, в случае если человек страдает психическими расстройствами с искажением сознания, ему кажется, что в помещении присутствует кто-то еще.
- Человек со здоровым сознанием смотря на стену понимает, что она не движется, человек же с нарушениями сознания видит движение статических предметов.
- Личность, обладающая здоровым самосознанием, осознает, что окружающий мир может скрывать опасности, но при этом понимает, что э уверен в том, что весь мир стремится навредить ему.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Формы сознания 440 ₽ Реферат Формы сознания 260 ₽ Контрольная работа Формы сознания 240 ₽ Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Сознание человека это отражение окружающей его реальности. Сознательными являются те мотивы, мысли и поступки, которые осознаются и контролируются человеком. Неосознаваемые мотивы поведения также находят свое проявление в поведении человека, но контролировать и понимать их человеку гораздо сложнее.
Виды
Разновидности:
- Неосознаваемые установки. Стандартные реакции организма на раздражители. Это может быть громкий вскрик при испуге, скачок при опасности. Проявляются неосознанно, практически не контролируются организмом.
- Патологические явления, которые проявляются в психике. К ним относятся психические заболевания, болезненные состояния, которые сопровождаются галлюцинациями, бредом.
- Сопроводительные действия. Один из примеров — наблюдение за человеком, выполняющим ряд обязанностей, или напевание одной и той же мелодии при совершении разных действий.
- Привычные действия. Осуществляются без приказов, лишних мыслей. Это касается элементарных действий. Например, сжать губы, жестикулировать при разговоре, закрыть глаза. Они осознанные, но проявляются бессознательно.
Обыденное и научное представление о сознании
Сознание представляет собой многозначное понятие, которое по-разному определяется и понимается в философии, психологии и обыденной жизни. И хотя содержание сознания в этих трех областях оказываются качественно различными по содержанию, на практике они достаточно часто перемешиваются, что влечет за собой различные казусы. Например, когда научные факты о сознании начинают интерпретироваться с точки зрения его философского или обыденного понимания.
С обыденной точки зрения под сознание понимается вся осознаваемая часть психики, т.е. весь тот пласт внутренней психической жизни, который доступен «Я» личности для непосредственного наблюдения и ассоциируется с ним. В действительности на обыденном уровне происходит смешение представлений о сознании и самосознании.
Самосознание, как наивысшая и специфически человеческая форма сознания, обладает таким специфическим свойством как самоидентификация, т.е. именно благодаря самосознанию человек осознает себя как личность, у него формируется образ Я, его прошлый опыт оформляется в качестве воспоминаний и формирует некую жизненную историю, что позволяет не только соотносить настоящие условия с прошлым, но и выстраивать прогнозы относительно настоящего, создавать идеалы и мечты.
Сознание как форма отражения внешнего и внутреннего мира, с точки зрения психологической науки непосредственно практически не переживается человеком, в процессе рефлексии оно плотно сливается с самосознание и практически не отделимо от него, хотя личность может фиксировать изменения своего сознания при наступлении его измененных состояний, таких как смутные состояния сознания (оглушение, помрачнение, потеря), алкогольное и наркотическое опьянение, аффект, расширение сознания при использовании медитативных и трансовых практик.
Кроме того, в онтогенезе появление сознания опережает появление самосознания. Самосознания складывается у ребенка к возрасту от 2 до 3,5 лет, что может быть отмечено по таким признакам как:
- узнавание себя в зеркале,
- узнавание себя на фотографиях,
- использование местоимения «Я», вместо обозначения себя в третьем лице («Петя хочет кушать»),
- складывание первых воспоминаний.
В тоже время, целостное сознание возникает уже в 7-8 месячном возрасте и окончательно складывается к первому году жизни. При этом несмотря на целостный характер отражения окружающего мира, ребенок еще не вычленяет себя из него как самостоятельную единицу – субъект деятельности и источник активности, а также не локализует свои аффективные переживания, ощущения и потребности внутри своего тела. Отсутствие самосознания является одной из причин того, что воспоминания о данном возрасте не складываются, а «ранние» воспоминания многих людей (о возрасте раньше двух лет) являются индуцированными, т.е. возникшими на основании родственников об их поведении в раннем детстве.
Следует отметить, что если самосознание рассматривается как специфически человеческая форма психической организации, то сознание свойственно также высшим животным, что позволяет им улавливать сложные взаимосвязи между объектами окружающего мира и решать составные задачи, требующие достижения промежуточного результата (например, соединить две трубки между собой, чтобы получить инструмент нужной длинны и дотянуться до лакомства).
Свойства сознания
В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:
- Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности
человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»; - Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
- Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
- Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
- Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
- Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
- Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
- Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
- Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
- Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.
Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
Связь сознания и мозга
Ученые объединились во мнении, что сознание относится к процессу работы мозга. Однако мозг в отдельности – не сознание. Эта теория доказывается тем, что при смерти сознание теряется, но мозг остается. Они уверены в том, что мозг необходим для создания модели внешнего мира. Если закрыть глаза, то мир не исчезнет, потому что он в голове и является не простой картинкой, а в нем есть жизнь. Модели реальности мозга намного ярче и богаче, чем реальный мир.

Эта тема закрыта для публикации ответов.