Особенности педагогического общения

Алан-э-Дейл       12.12.2024 г.

Нормативная функция

Нормативная. Направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов. В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.

В работе с учениками существуют различные стили педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный. Дополнительно выделяют смешанный тип, который строится на основе 3-х базовых стилей.

Демократический

Демократический стиль – это общение с воспитанниками, в основе которого лежат взаимопонимание и обоюдное сотрудничество. Педагог стремится к диалогу с учениками, помогает им правильно формулировать свои мысли. Главная задача – снять эмоциональное напряжение аудитории и расположить к себе подопечных.


Учитель вместе с детьми

Педагог-демократ всегда подбадривает и поддерживает, его критика звучит в форме рекомендаций. Это тот стиль педагогического общения, который в психологии считают самым продуктивным. Ребенок на уроке чувствует себя комфортно, ему проще реализовать свой потенциал.

Недостаток подобного общения в том, что поведение учеников не устойчивое и может меняться. Со временем дети перестают соблюдать дистанцию и провоцируют конфликтные ситуации. Их действия обоснованы тем, что они воспринимают преподавателя наравне с собой и не опасаются его реакции.

Обратите внимание! Зачастую молодые преподаватели выбирают демократичный стиль, это типичная ошибка, которая портит дисциплину. Если сразу же не заявить о своих правах, в будущем дети не смогут перестроиться и будут регулярно игнорировать правила поведения

Авторитарный

Общение в авторитарном стиле характеризуется четко выстроенной иерархией, где педагог занимает руководящую позицию. Учитель самостоятельно решает все воспитательные вопросы, задает правила поведения и четкие цели. В данном случае учитель – это руководитель, который иногда перерастает в диктатора. Авторитарный педагог оценивает детей поверхностно, ориентируясь только на успеваемость, не учитывая их творческий потенциал.

Под авторитарным управлением ученики способны выполнить большое количество заданий, но не по своей воле, а из-за опасения столкнуться с критикой педагога. В таких условиях дети не могут проявить инициативу, раскрыть свои возможности. Из этого формируется главный недостаток авторитарного поведения – чувство давления и ограничения, которые вызывают протест учеников.


Строгий учитель у доски

Либеральный

Выбирая либеральный стиль, преподаватель старается ограничить степень своей ответственности. Зачастую педагог-либерал поверхностно выполняет свои обязанности, избегая необходимости руководить и воспитывать детей. В такой ситуации учитель только доносит информацию, не принимая участия в жизни коллектива.

Нейтралитет – наиболее точное определение либерального стиля. Злоупотребляя таким поведением, педагог теряет уважение и пускает процесс обучения на самотек. Со стороны подопечных формируется неуважительное отношение, снижаются успеваемость и дисциплина.

Смешанный тип

Базовые стили общения педагога с детьми практически не используются в чистом виде, зачастую они совмещаются между собой. Смешанный тип – это единство двух стилей, чаще всего соединяют демократию с либерализмом или авторитарным поведением. Например, «демократ» на уроках взаимодействует с детьми, а во время экзаменов проявляет себя в роли руководителя.

Обратите внимание! Авторитарное и либеральное поведение – противоположные понятия, которые не совмещаются в одной системе поведения. Нельзя одновременно руководить и отстранять себя от ответственности

Как вести себя в новом коллективе

Психология общения — как научиться правильно разговаривать с людьми

Стратегия поведения в новом коллективе зависит от занимаемой должности. Если директор школы может проявлять больше авторитарных качеств, со стороны рядового работника такое поведение может выглядеть как превышение полномочий.

Еще один пример – это воспитатель и его помощник в ДОУ. Воспитатель не может быть только «демократом», без авторитарных качеств он рискует пошатнуть дисциплину в группе. Помощник, который не принимает участия в обучении детей, может придерживаться либерального или нейтрального поведения.

У начинающих педагогов возникают сложности при выборе стилистики общения, наиболее распространенная ошибка – это отсутствие маневренности. Зачастую молодой учитель выбирает для себя роль «демократа» или руководителя и не отступает от неё ни на шаг.


Новый учитель

Выбирая для себя стили пед общения в новом коллективе, необходимо присмотреться к учащимся. Для достоверности можно посетить занятие класса с другим преподавателем, чтобы оценить детское поведение и выработать свою стратегию. Если такой возможности нет, нужно провести краткий ознакомительный урок, на котором можно пообщаться с подопечными и сделать выводы.

Обучение – это сложный технологический процесс, который во многом зависит от способности педагога донести информацию до учащихся. Наиболее продуктивным считается смешанный тип общения, в котором можно соединить лучшие качества и сгладить недостатки. Со временем у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль обучения, который он постоянно использует.

https://youtube.com/watch?v=epJhKpOrxjQ

Еще стили воспитания:

Хаотический

Еще он называется «непоследовательный». Для этого стиля характерно отсутствие единого подхода к воспитанию. Такой воспитательный стиль может сформироваться из-за: отсутствия у родителей опыта, неуверенности, несогласованности действий взрослых.

Все это приводит к неконтролируемым эмоциональным реакциям – ругани, крику, плачу, необоснованным наказаниям, не соответствующим ситуации «сюсюкания» с ребенком. В результате ребенок становится неуправляемым и эмоционально подверженным.

В этом случае пренебрегают к одной из базовых потребностей личности – потребностью в четких границах, правилах, стабильности и упорядоченности окружающего мира. У ребенка такое положение вызывает попеременно гнев, раздражение, тревожность, вину, что часто приводит к социальной дезадаптации.

При этом стиле воспитания дети исследуют окружающий мир под защитой родителей. Родители считают, что детям необходимо рассказывать о том, что им нужно и можно исследовать. Они несут ответственность за защиту своего ребенка в его процессе изучения. Этот метод концентрируется на творчестве, эмпатии и ответственности.

Рекомендации родителям: Родителям стоит научится контролю своих действий. Этот принцип воспитания не плох, если у него есть хоть какие-то рамки. Стоит все же использовать какие-то методы в воспитании. Это облегчит задачу родителям и сделает детство ребенка спокойным.

Игнорирующий

В данном случае такой стиль называют индифферентным . Здесь вообще отсутствует контроль со стороны родителей, также, как и сами взаимоотношения. Взрослые совершенно не обращают никакого внимания на своих детей, не занимаются и не общаются с ними. А какие-либо ограничения отсутствуют. Такое отношение с родительской стороны возникает из-за того, что они настроены враждебно, по отношению к детям. Все это исходит из их психологической травмы.

Рекомендации родителям: Родителям данного типа воспитания, а точнее отношения нужно постараться осознать, что их ребенок не виноват, ну а тем более, не достоин такого отношения к себе, несмотря на то, что плохое произошло в жизни родителей. Это новая ваша жизнь, постарайтесь дать своему малышу то, что вам так не хватало в детстве.

Интуитивный

Он означает, что в вопросах воспитания вы, скорее всего, следуете своей интуиции или взглядам на жизнь. Применяя этот стиль, родители пытаются воспитывать своих детей так же, как когда-то воспитывали их самих. Они пытаются следовать той же логике и правилам, которые в детстве применялись по отношению к ним. Очень часто такой вариант приносит лучшие плоды, особенно если родителей воспитали в свое время достойно. Переживание за то, что ребенок, что-то не получит не стоит. Скорее всего малыш наоборот вырастет очень воспитанным уравновешенным ребенком. Потому как материнская интуиция очень сильна.

Рекомендации родителям: иногда все же полагаться на одну интуицию не стоит. Лучше иметь представления о том, какие методы существуют. А вот пользоваться ими или нет дело каждого.

Позитивный

Этот метод предполагает использование здравого смысла, основанного на прочных семейных устоях и принципах. При этом дети растут в любящей, теплой, поддерживающей, заботливой и позитивной атмосфере, основанной на уважении и доверии. Родители развивают мировоззрение своего ребенка и укрепляют его уверенность в себе, чтобы подготовить к непредвиденным жизненным обстоятельствам.

Рекомендации родителям: родительская роль заключается в том, чтобы направлять и вдохновлять своих детей верить в себя, контролировать свою судьбу и не плясать под чужую дудку. Считается, что при таком стиле воспитания дети имеют наилучшие перспективы для развития позитивного психологического настроя, хороших черт характера, продуктивных жизненных навыков, позитивной самооценки и счастливой и благополучной жизни.

Иногда взаимосвязь между стилем воспитания и поведением может быть очень слабой. А иногда и наоборот. Однако все же она есть и иногда очень полезно использовать методы воспитания в семье. Главное помнить нет идеального стиля воспитания, который поможет вам подарить ребенку все, о чем мечтает он и вы. Но только от вас зависит будущее ребенка, поэтому учитесь анализировать свое поведение и то, что будет в какой-либо ситуации уместно.

Минусы

  1. Поскольку свобода ребёнка возводится в абсолют, а его потребности и желания всегда удовлетворяются, такие дети очень избалованы. И если внутри семьи с её установками это как-то решаемо, то вне – в детском саду, школе – свобода личности оборачивается не слишком приятной стороной как к окружающим, так и к самим детям.
  2. Отсутствие каких-либо запретов в конечном итоге может сыграть с ребёнком злую шутку. Твёрдые правила для малышей – это своеобразные маячки, по которым они ориентируются, их необходимо сразу обозначать. Дети, воспитанные в либеральном стиле, не понимают, что свобода – это прежде всего ответственность, они не умеют быть требовательными к себе, и сами страдают от этого. Такие дети эмоционально нестабильны и, столкнувшись с запретами, могут ответить агрессией, истерикам, а иногда впадают в депрессию от «несовершенства мира».
  3. Убеждённость в том, что «все обязаны меня принимать и любить» разбивается о жестокое разочарование. Требуя к себе исключительного отношения, дети сталкиваются с жёстким противодействием и испытывают сложности в общении.
  4. Взрослея, юноша или девушка оказываются инфантильными, безответственными, совершенно не приспособленными к жизненным реалиям. Им кажется, что решение их проблем – дело других. Часто такие молодые люди не могут завершить образование и в зрелом возрасте всё ещё живут с родителями (что для последних не всегда весело, поскольку вторжение подросших детей в их личное пространство восторга не вызывает).
  5. Естественное непослушание, которое возникает из-за отсутствия границ и наказаний, становится предметом торговли. Папе мешает, что я играю в мяч, когда он работает? Пусть даст конфетку. Причём со временем ставки растут, и сладостями уже не обойтись.
  6. Уверенность в собственной уникальности рождает завышенные ожидания от жизни за самые обычные действия. Например, ребёнок может размышлять так: ведь я хожу каждый день на эти скучные уроки, за одно это мне должны ставить пятёрки. Будучи взрослыми, такие люди будут ждать повышения по службе за одно то, что каждый день ходят на работу, и бриллиантового кольца за приготовление еды.

В чем особенность либерального стиля

Перед тем, как разобраться в нюансах этого стиля, нужно понять, что значит “либеральный”. Значение этого слова означает свободу мысли и свободу в процессе правления. То есть само слово подразумевает отсутствие дисциплины и давления на действия подчиненных.

Такой стиль руководства полностью оправдывает эту формулировку. Основная его особенность — слабый контроль работы и дисциплины подчиненных со стороны управляющего.

При таком правлении работники получают свободу действий, а управленец почти не участвует в жизни подчиненных. В большинстве случаев продуктивность работы сотрудников снижается, а управленец не может взять все в свои руки и дисциплинировать их. Из-за этого либеральный стиль часто называют попустительским.

Гиперопека

Все предыдущие стили воспитания подростков и малышей все же дают хоть порой и малую, но все же самостоятельность крохам. Опекающий стиль полностью «привязывает» взрослого к ребенку. Как правило, этим «грехом» страдают тревожные мамочки. Им постоянно кажется, что с их малышом произойдет несчастье, поэтому они пытаются оградить его от всех негативных сторон жизни.

Но, по сути, они пытаются жить вместо ребенка, делая все за него и лишая самостоятельности. Каким вырастет такой малыш? Сценариев может быть два: пассивным, эгоистичным или агрессивным, пытающимся вырваться из-под родительской опеки.

Но самое страшное – это передача потомству чувства тревожности. Дети начинают ощущать себя зависимыми, становятся инфантильными.

Лучше всего – это взгляд со стороны. Если ваш малыш ходить в детский сад или школу, расспросите воспитателей и учителей, как он ведет себя, как относится к окружающим. Если пытается сам стать тираном, значит, и вы ведете себя дома так же.

Если не слушается, позволяет едкие высказывания в адрес старших, значит, с либерализмом пора заканчивать. Или соседка по парте помогает ему завязать бантик на шапке? Тогда пора учить его самостоятельности и сокращать гиперопеку.

Поведение в обществе малыша – показатель стиля воспитания его родителей. Словно в зеркале, мы узнаем себя в своих детях.

До скорых обсуждений, друзья!

Екатерина Чеснакова

Оцените автора

Минусы авторитарного воспитания

Отсутствие индивидуальности. В детстве человек живёт жизнью своей авторитарных родителей, а не своей собственной. Вырастая, про себя ничего не знает: какой он, чего хочет, о чем мечтает и чем интересуется. При авторитарном стиле работы педагога индивидуальность отсутствует в классе: все дети практически одинаковые, с похожим мышлением и взглядами, а также со страхом проявить себя.

Низкая самооценка. Человек, которого постоянно критикуют и пристыжают, обычно не вырастает с хорошим мнением о себе

Ребенку важно, чтобы с детства ему говорили о том, что он – хороший и любимый, тогда и с самооценкой всё будет в порядке. Девиантное поведение

Девочки из авторитарных семей зачастую вырастают застенчивые и робкие

Девиантное поведение. Девочки из авторитарных семей зачастую вырастают застенчивые и робкие

С мальчишками ситуация другая: они бунтуют, отстаивая своё право на самостоятельную жизнь. Часто это выливается в агрессивное поведение, пристрастие к вредным привычкам, воровству, самоповреждающему поведению.

Зависимость от мнения и поведения других людей. Ребенок постоянно боится сделать что-нибудь не так: сказать, одеться, решить, выбрать. Потому что он переживает, что его будут осуждать, как делают в семье. В результате он не может проявить себя, уверенно и спокойно общаться с другими людьми, особенно с теми, кто старше его. Он часто не имеет своей точки зрения, потому что дома ему этого не позволяли, и становится комформистом: принимает те взгляды, которые на данный момент принимают окружающие. Так он легко может попасть под влияние деструктивных подростков, испугавшись высказать свое мнение.

Не умение сказать слово «нет». В семье ребенка никто не слушает, ему не позволено от чего-либо отказаться. Вырастая, человеку часто приходится стоять за себя. А ребенок из авторитарной семьи сделать этого не может. Поэтому возникают разные проблемы: от невозможности отказать начальнику в работе лишнее время без оплаты и выхода замуж без любви, до принятия наркотиков только потому, что не смог сказать «нет».

Отсутствие инициативности. Вырастает идеальный исполнитель, который готов делать всё, что ему скажут

Но в современном мире для того, чтобы успешно жить, важно, чтоб человека заметили, необходимо иногда проявлять инициативу

Неврозы и психические заболевания. Человек, выросший под постоянным психологическим давлением, практически не имеет возможности вырасти психически и невротически здоровым.

Важность выбора вида общения педагога с учащимися

Выбор стратегии общения зависит от следующих факторов:

  • Характеристика аудитории: возраст подопечных, преобладание мальчиков или девочек в классе;
  • Задачи, которые ставятся перед учителем;
  • Особенности характера педагога: флегматичность или вспыльчивость;
  • Правила общения, сложившиеся в коллективе ранее. В некоторых школьных и дошкольных учебных заведениях существуют свои системы поведения, отступать от которых запрещается.

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

От выбранного стиля зависят атмосфера в коллективе и расположенность учеников к преподавателю и его предмету. Как показывает практика, авторитарное поведение, ранее наиболее распространенное, сегодня недопустимо использовать в чистом виде.

В основе педагогики прошлых поколений лежал принцип управления учениками, передача знаний была главной задачей. Сейчас важнее то, насколько ребенок умеет использовать эти знания в реальной жизни. Можно сказать, что всё большей популярностью пользуются демократический и смешанный стили коммуникации.

Важная информация! При переходе из младших классов в старшие меняются учителя, поэтому важно обратить внимание на выбор нового классного руководителя. После либерального преподавателя нельзя назначать авторитарного и наоборот. При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников

При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Начальник, который пускает на самотёк рабочий процесс, рискует “заслужить” негативное отношение как коллектива, так и вышестоящего руководства.

Либеральный стиль управления, как правило, ассоциируется с халатным отношением руководителя к работе и вызывает негативные ассоциации. Для некоторых компаний, однако, либерально-попустительский стиль управления является оптимальным. Наиболее оправдан такой выбор стиля руководства при работе с коллективами людей творческих профессий: дизайнерами, иллюстраторами и так далее. В этом случае неусыпный контроль и жёсткие требования только мешают рабочему процессу. Руководитель-либерал редко выступает с предложениями, но и редко отказывает, если сотрудник проявляет инициативу, поэтому многие идеи и творческие планы смогут быть беспрепятственно воплощены в жизнь.

Для успешной работы в компании, чей начальник выбрал либеральный стиль управления, сотруднику необходимо обладать следующими профессиональными качествами:

  • ответственность к поручениям,
  • самостоятельность к принятию решений,
  • ответственность и инициативность.

Все права и обязанности руководитель такого коллектива перекладывает на плечи сотрудников, максимально снимая с себя ответственность за рабочий процесс и его результаты, поэтому необходимо быть готовым взять её на себя.

В любой компании руководителю крайне важно понимать, что от эффективной коммуникации, завит абсолютно все сферы жизни. Корпоративные тренинги от тренинг-центра “Игрокс” помогут найти действенный инструменты к персоналу и создать прекрасные отношения внутри коллектива между сотрудниками. Руководитель, избравший либеральный стиль управления, также не станет помогать советом или как-либо ещё вмешиваться в рабочий процесс, поэтому сотрудникам придётся принимать самостоятельные решения, полагаясь только на свои профессиональные навыки и опыт

Руководитель-либерал также редко предлагает свежие идеи, поэтому, если сотрудник заинтересован в своём профессиональном развитии и росте компании, он будет вынужден проявлять инициативу, проявить терпение и настойчивость. Сам руководитель-либерал должен всегда иметь “запасной план” на тот случай, если он вовремя не придёт на помощь и коллектив самостоятельно не справится с поставленной задачей, в этом случае как руководитель он обязан продумать пути отступления и минимизировать потери компании

Руководитель, избравший либеральный стиль управления, также не станет помогать советом или как-либо ещё вмешиваться в рабочий процесс, поэтому сотрудникам придётся принимать самостоятельные решения, полагаясь только на свои профессиональные навыки и опыт. Руководитель-либерал также редко предлагает свежие идеи, поэтому, если сотрудник заинтересован в своём профессиональном развитии и росте компании, он будет вынужден проявлять инициативу, проявить терпение и настойчивость. Сам руководитель-либерал должен всегда иметь “запасной план” на тот случай, если он вовремя не придёт на помощь и коллектив самостоятельно не справится с поставленной задачей, в этом случае как руководитель он обязан продумать пути отступления и минимизировать потери компании.

Руководителя-либерала можно также сравнить с проводником, посредником между его начальством и подчиненными. Он ждёт указаний сверху, чтобы передать их коллективу, проявляя минимум личной инициативы. В связи с этим он должен не только хорошо понимать предъявленные требования, но и уметь донести их до подчиненных без потери смысла. Руководителю, избравшему либеральный стиль управления полезно также уметь не потерять лицо в общении с подчиненными, суметь организовать работу так, чтобы его не обвинили в бездействии.

Характеристика авторитарного стиля общения


Если руководителем организации является человек целеустремленный и жесткий, скорее всего, его стиль общения будет авторитарным. Также, им может быть выстроена иерархическая лестница, с большими привилегиями для избранных. Требования для остальных — четкое выполнения всех задач, поставленных перед ними руководством, наличие строгой дисциплины.

Тем не менее, у такого стиля руководства и общения есть свои положительные стороны:

  • оперативное принятие решений;
  • единые и выверенные управленческие действия;
  • сокращенное время на переход от одной деятельности к другой;
  • четкость и точность выполнения заданий.

Насаждаемое в коллективе авторитарное общение имеет ряд недостатков:

  • полное отсутствие инициативы, так как любые начинания рядовых служащих и работников рассматриваются, прежде всего, как нарушения ранговых устоев;
  • большинство служащих ощущают неудовлетворенность результатами своего труда;
  • бюрократический произвол, бездушие и формализм в отношениях.

Многие руководители, искренне уважают каждого работника в коллективе, их мнение считается авторитетным. Но они прибегают к авторитарному стилю общения, так как считают его наиболее целесообразным.

Примечания

  1. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008.- С. 167.
  2. ↑ Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.- С. 459.
  3. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 175.
  4. Бодалёв А. А. Личность и общение.- М..1983.
  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.- С. 468.
  6. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-е изд., испр. и доп.- М.,2010.- 344 с.
  7. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008..- С. 168.
  8. См. гл. 3-7 в кн.: Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-е изд., испр. и доп.- М.,2010.- 344 с.

Какие стили воспитания используются родителями

Как известно, специалисты выделяют четыре стиля родительского воспитания:

  • авторитарный стиль (характеризуется излишне строгим контролем со стороны родителей, подавлением инициативы и воли ребенка);
  • демократический стиль (характеризуется партнерскими взаимоотношениями с ребенком, разделением полномочий, доверием и мягким контролем);
  • попустительский стиль (характеризуется невмешательством в дела ребенка, излишней свободой и отсутствием контроля со стороны родителей);
  • хаотический стиль (характеризуется отсутствием четкой линии поведения родителей, бессистемностью и неадекватностью действий применительно к одной ситуации).

Считается, что самый лучший стиль воспитания — демократический. Но не все так просто. Ведь ребенок не является роботом с заданной программой, ребенок — это маленькая личность со своими потребностями, особенностями и запросами, поэтому невозможно использовать только один стиль. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Основные функции педагогического общения

В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Выделяют следующие функции педагогического общения:

  1. Информативная функция – направлена на осуществление процесса взаимодействия между детьми и педагогом, определенного учебными программами и планами. Суть данной функции заключается в передаче знаний учащимся (воспитанникам), формирование у них необходимых умений и навыков.
  2. Нормативная функция заключается в том, что в процессе педагогического общения, детям передаются нормы права и морали, через усвоение ими нравственного поведения, поступков, взаимоотношений между людьми.
  3. Познавательная функция направлена на формирование и развитие у детей умения аргументировано высказывать собственное мнение, уметь правильно и четко доносить до собеседника свою мысль или идею. В рамках данной функции дети учатся координировать свои знания, у них совершенствуются умения и навыки применения полученных ранее знаний в процессе общения со сверстниками и педагогами.
  4. Коммуникативная функция – направлена на установление межличностного взаимодействия и связей между детьми в группах, коллектива, класса, временных объединениях и т.д., а также установления контактов между детьми и взрослыми.
  5. Регулятивная функция направлена на установление разнообразных средств и форм стимулирования положительных поступков эстетического и нравственного поведения, а также отторжение и устранение негативных проявлений в собственном поведении.
  6. Воспитательная функция педагогического общения заключается в формировании и развитии у детей эффективных способов и форм взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, данная функция направлена на выработку у детей культуры общения, уважительного отношения к личности собеседника.
  7. Функция «открытия» ребенка на общение направлена на создание комфортных условий общения детей в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя в детском коллективе, установиться как личность. Для реализации данной функции педагогами используются специальные операции в процессе педагогического общения:

    • Пластическая поза: направлена на то, чтобы показать ребенку открытость и готовность педагога к общению. Открытая поза предусматривает непринужденное положение тела педагога, небольшой наклон вперед, руки опущены, ладони раскрыты вперед.
    • Подача педагогом любой информации, касающейся детского коллектива с позиции «МЫ». Педагогу необходимо дать понять детям, что все они часть единого коллектива.
    • Установление личного контакта с каждым из детей. Осуществляется с использованием вербального, визуального и тактильного способов.

Вербальный контакт – устанавливается посредством словесного общения с ребенком, в рамках которого, педагог выстраивает доверительные и уважительные взаимоотношения с детьми.

Визуальный контакт – устанавливается глазами. В процессе общения с ребенком педагогу необходимо смотреть на ребенка, показывая свою заинтересованность и эмоции от общения.

Тактильный контакт – устанавливается с использованием жестов, касаний, поглаживаний и т.п. Тем самым педагог показывает свое расположение к ребенку.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.