Субкультура и контркультура как разновидности культуры

Алан-э-Дейл       29.07.2022 г.

Что такое субкультура

Это не значит, что мы на самом деле ни капли не индивидуальны и мир полон наших копий. Нет. Просто в мире всегда найдется человек, чье увлечение обязательно совпадет с вашим. Это можно называть отдельной культурой, подкультурой или же — субкультурой. Чтобы хоть как-то классифицировать все многообразие человеческих увлечений, и был придуман этот термин. Все мы так или иначе принадлежим к субкультурам, хоть будучи офисным планктоном (а чем не субкультура?), хоть модной тусовщицей. Ведь, что такое субкультура — это всего лишь часть общественной культуры. В ее основу может войти предпочитаемая вами музыка, образ жизни или определенные политические взгляды. Так что не стоит ограничиваться познаниями об эмо, готах, отаку и прочих нашумевших — стоит посмотреть на мир шире и избавиться от предрассудков.

Дэвид Райзмен — американский социолог — в 1950 году вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более глубокий анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж. В его книге «Субкультура: значение стиля» говорится, что субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Подобное формирование подкультуры у общества неизбежно, ведь мы и так поделены на множество групп – национальных, социальных, профессиональных. Эти малые миры и называются субкультурами.

Наши миры отличаются от общей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и многим другим. Наверное, самым ярким примером являются молодежные субкультуры, которые и получили наиболее широкую известность.

Существуют субкультуры по образу жизни (хиппи, панки), по интересам (отаку), контркультуры и религиозные объединения… С каждым годом появляются все новые и новые направления, может быть и существовавшие ранее, но четкую структуру обретающие в настоящее время.

Некоторые субкультуры оказали огромное влияние на культуру в целом в определенные исторические моменты. К примеру — хиппи. Культура хиппи развилась из бит-культуры вместе с развитием рок-н-ролла из джаза. Начало движения хиппи пришлось на 1965 год в США. Принципом субкультуры являлось ненасилие, приверженцы это направления отличались длинными волосами, слушали рок-н-ролл, жили в коммунах, путешествовали автостопом. Но уже в 1970-х годах их движение пошло на спад.

Не такая известная широкому обывателю, но не теряющая своей популярности — субкультура ролевиков. Это группа людей, увлекающихся различными ролевыми играми, как правило — живого действия. К этому можно отнести движения исторических реконструкторов, толкинистов и других. Ролевое движение можно рассматривать и как хобби, и как субкультуру, у которой имеется свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы.

Так же можно упомянуть еще одну субкультуру, которая долгое время держится на популярном уровне и через которую проходит огромный поток молодежи — отаку или же анимешники. Для нее характерно увлечение аниме, манга, японской поп-музыкой, косплеем и многим другим. Во многих странах и городах проводятся тематические фестивали, которые включают в себя самые разные направления: amv, дефиле, сценки — на любой вкус и цвет!

На самом деле мы можем и не состоять сего лишь в одной субкультуре, да и такое практически невозможно. Все мы так или иначе причастны к самым разным культурам и направлениям. Все мы разные, но есть и что-то общее.

Читайте ⇒  Флешмоб. Что это такое

Поделиться статьей с друзьями!

  • 2
  •  2
    Поделились

Виды культуры, примеры

В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.

1. Элитарная культура

Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.

Основные признаки элитарной культуры:

  • она сложна для понимания неподготовленным человеком;
  • её потребителями являются только высокообразованные и эрудированные люди;
  • она направлена на очень малую часть общества (считанные проценты или даже доли процента).

К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).

2. Массовая культура

К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.

Основные признаки массовой культуры:

  • имеет максимально обширную аудиторию;
  • призвана удовлетворять сиюминутные запросы;
  • обладает невысокой художественной ценностью;
  • как правило, носит коммерческий характер;
  • очень быстро теряет актуальность и забывается.

Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).

3. Народная культура

Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».

Основные признаки народной культуры:

  • из неё не пытаются извлечь выгоду;
  • у неё нет конкретных авторов;
  • как и массовая, она понятна большинству населения;
  • она в меньшей степени подвержена устареванию, чем массовая.

Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую

Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.

4. Субкультуры и контркультуры

Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).

Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.

Ижикотаны

В ЮАР существует молодёжная субкультура ижикотан, что в вольном переводе означает «хватай это». Молодые люди одеваются в дизайнерскую одежду, которую едва ли могут себе позволить. Они приезжают в общественные места на минивенах и устраивают соревнования против конкурирующих команд. «Чтобы быть ижикотан, ты должен быть, как мы. Покупай дорогую одежду, выпивку, девочек, води машину, трать деньги. И когда ты одет в итальянскую одежду, это показывает, что ты умный», — говорит один из членов команды. Членам команд обычно от 12-ти до 25-ти лет, и они принадлежат к темнокожему сообществу среднего класса. Они не прибегают к насилию, единственная их странность — это готовность пойти на крайние меры, чтобы показать, что ты богаче других.

В нации, где почти 50% молодёжи безработные, такое экстравагантное поведение весьма удивительно.

Возрастные различия субкультур

Возрастные различия в организационной культуре можно считать очень существенными: мир различен для людей разного возраста, да­же если они работают в одном отделе, подразделении организации, относятся к одному полу, национальности, специальности. Можно выделить две основные группы, которые имеют субкультуру:

> молодежь до 30 лет;

> люди, которым больше 45 лет.

Тот факт, что молодость в современном обществе связана с наде­ждами на будущее, говорит о том, что молодые люди склонны скорее

принимать, чем отвергать ценности и нормы взрослых. Потому для молодежной субкультуры свойственно тяготение к культуре взрос­лых. Тем не менее молодежная субкультура не является точной копи­ей субкультуры взрослых. Молодые люди имеют возможность дейст­вовать и мыслить в условиях отсутствия жестких ограничений и обя­занностей, свойственных жизни взрослых.

Сегодня наблюдается ряд особенностей субкультуры молодежи, обусловленных следующими обстоятельствами:

1. Среди молодежи преобладают высокие требования к роли предприятий в социальной поддержке, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности.

2. Относительно высока степень адаптации молодежи к рыноч­ным условиям, что в значительной мере определяет их экономические и профессионально-трудовые приоритеты.

3. Наблюдается разрыв между гипертрофированным ростом мате­риальных потребностей и ограниченными возможностями для их удовлетворения. Это противоречие обусловлено отсутствием доста­точного опыта и профессионализма молодежи.

4. У современной молодежи наблюдается высокий протестный потенциал, который сегодня не реализуется в активных и агрессивных формах социального протеста (забастовках) в силу низкого уровня самоорганизации молодежи (кроме того, отсутствуют люди, которые способны объединить наиболее активную часть молодежи).

Протест­ный потенциал выливается в «тихий саботаж», нежелание «выклады­ваться» на работе.

5. Содержанием жизни современной молодежи является домини­рование ценностей частной жизни. Ведущими факторами при этом выступают попытки упрочить свое положение, которые дополняются активным общением с друзьями, решением семейных проблем и раз­влечениями.

Ванильки

Появилась эта субкультура в начале 2010-го и распространена в основном среди девушек-подростков. Как видно из названия, ванильки — это такие себе тургеневские барышни.

Обязательный атрибут ванилек — фото в соцсетях с чашкой чая, книгой и пледом на подоконнике у окна, по которому стекают капли дождя. Аккаунт ванилек заполонен умными цитатами, стихами о любви и размышлениями известных людей об отношениях и романтике.

В городской толпе этих девушек легко узнать по воздушным нарядам и завитушкам в волосах. Они любят одежду с принтом британского флага или надписью I love New York.

Идеология ванилек держится на трех китах — подчеркивание своей женственности, нежности и слабости. Отсюда вытекает и главная опасность субкультуры ванилек — своих адептов она делают инфантильными и зависимыми от помощи окружающих.

Наиболее часто ванильками становятся девочки из семей, в которых дочке насильно навязывается идея того, что женщина должна быть сильной и независимой. Ванильками становятся часто и те девочки, чьи мамы тянули на себе весь дом, работали на тяжелых производствах — заводах, стройках, фермах. Такие девочки, насмотревшись на сложную судьбу своих матерей, хотят получить возможность прожить жизнь не так. Но по неопытности вдаются в другую крайность — создают себе репутацию беспомощных.

Опасно чрезмерное погружение в субкультуру ванилек еще и тем, что ее представительницы пропагандируют любовь к депрессивности и скрытому трагизму. Такая идеология затягивает девочек-подростков и заставляет их уходить в себя и отстраняться от общества.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века – рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Проблемы субкультур

Отношение к определенному движению – субкультуре – это попытка поиска себя, шаг к взрослению и пониманию мира. Некоторые подростки впоследствии легко возвращаются к привычному для общества образу жизни, другие же, наоборот, испытывают трудности в общении с внешним миром.

Серьезной проблемой являются наркотики, которые часто легко распространяются среди молодежи. Особо впечатлительные натуры под влиянием атмосферы определенной субкультуры могут свести счеты с жизнью. Такие молодые люди должны находиться под присмотром более рассудительных и «приземленных» товарищей или взрослых.

Молодежные субкультуры всегда были и будут. Одни из них быстро растворяются во времени, другие – проходят через годы до наших дней

Важно, чтобы неокрепшие молодые умы имели поддержку и понимание старших, готовых прийти на помощь в трудную минуту и направить энергию в созидательное русло

Отношения с основной культурой

Упаковка картофельных чипсов с субкультурным дизайном в стиле хип-хоп в случае слияния основных коммерческих культур

Определить определенные субкультуры может быть сложно, потому что их стиль (особенно одежда и музыка) может быть принят массовой культурой в коммерческих целях. Компании часто стремятся извлечь выгоду из подрывной привлекательности субкультур в поисках крутого , что остается ценным при продаже любого продукта. Этот процесс культурного присвоения может часто приводить к смерти или эволюции субкультуры, поскольку ее члены перенимают новые стили, которые кажутся чуждыми господствующему обществу.

Музыкальные субкультуры особенно уязвимы для этого процесса; то, что на каком-то этапе своей истории может считаться субкультурой — например, джаз , готика , панк , хип-хоп и рейв-культуры  — может представлять мейнстримный вкус в течение короткого периода времени

Некоторые субкультуры отвергают или изменяют важность стиля, подчеркивая принадлежность к ним через принятие идеологии, которая может быть гораздо более устойчивой к коммерческой эксплуатации. Панк «S Отличительной (и изначально шокирующие) стиль одежды был принят для массового рынка моды компании после того , как субкультура стала интерес СМИ

Дик Хебдиге утверждает, что панк-субкультура разделяет те же «радикальные эстетические практики», что и дадаизм и сюрреализм :

Брони

Эта субкультура сформировалось вокруг мультфильма «Мой маленький пони». Как видно из названия, она состоит из двух слов — Bro (друг) и Pony. Главная идея брони — пропаганда любви, поддержки и взаимопонимания. Они хотят жить в мире, где человек человеку друг. 

И несмотря на то, что этот мультфильм ориентирован на девочек дошкольного возраста, неожиданную полярность эта субкультура получила среди молодых людей и мужчин в возрасте до 35 лет. Они красят волосы во все цвета радуги, участвуют в костюмированных вечеринках, куда приходят в костюмах пони и создают мир пони, в котором у каждого участника есть своя роль.

Обычно коммуникации брони происходит через соцсети или на специальных форумах. Отсюда берется и главная опасность этой субкультуры — неограниченный доступ ребенка к нежелательному контенту. Дело в том, что среди брони часто встречаются дарки — брони, которые любят контент с расчлененкой, «депресняком» и кровью, и клоперы — последователи правила «Про все есть порно. Исключений нет».

  • «Тиктокнутые» или нормальные: Пять вопросов о TikТok
  • Что скрывает мода на цветные волосы
  • Детские жесты: есть ли повод для беспокойства

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине

Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

  • Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

  • Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

  • Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

  • Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

  • Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Как появился термин?

Термин «субкультура» образован от латинских слов sub (под) и cultura (культура). Поэтому в русском языке наравне с ним может использоваться слово «подкультура». Данный термин используется в политологии, социологии, философии, антропологии и многих других науках, в которых он может трактоваться несколько по-разному

Важно не путать субкультуры с молодёжными сообществами, состоящими из молодых людей с общими интересами

Данное понятие ввёл американский социолог Дэвид Рисмен. Он дал ему следующее определение: субкультура – это некоторая социальная группа, демонстративно выбирающая моральные ценности, стиль внешности и манеры, не соответствующие общепринятым. Позже данное явление изучал британский социолог Дик Хэбдидж. Он отмечал, что к субкультурам примыкают люди, объединенные общими вкусами и при этом недовольные нормами, принятыми в их обществе.

Интересно, что в 20-м веке многие авторы использовали альтернативные термины для обозначения данного явления. Так французский социолог Мишель Маффесоли называет молодёжные субкультуры «городскими племенами», а советский биолог Виктор Дольник употребляет термин «клубы». В СССР широко использовалось понятие «неформальные молодёжные объединения», а их представителей называли «неформалами». Примерно тогда же появилось популярное и сегодня жаргонное слово «тусовка».

Индустриальные субкультуры

Индустриальная субкультура, виды и их характеристики ее рассмотрены ниже.

К индустриальным субкультурам относят:

  • диггеров;
  • сталкеров.

Диггеры – исследователи подземных военных или гражданских сооружений, заброшенных или действующих. Это могут быть как бомбоубежища, так и заброшенные бункеры, недоступные для пассажиров станции метро.

Для этой субкультуры характерен свой собственный сленг, понять который непосвященному будет сложно.

Сталкеры предпочитают исследовать всевозможные заброшенные объекты как гражданские, так и военные, города-призраки. Объектом их интереса могут стать и действующие промзоны, которые закрыты для посещения граждан.

Сталкеров привлекают индустриальные пейзажи, особая атмосфера заброшенных сооружений. Многие совмещают увлечение сталкингом с фотографией или графическим изобразительным искусством.

Представителей этой субкультуры отличает особая скрытность, большинство не афиширует точные координаты объектов, которые посещают, стараются не размещать личные фото на объектах в сети.

Наиболее популярные молодежные субкультуры

Сегодня в мире существует множество молодёжных субкультур. Среди них наиболее распространение получили:

  • Байкеры. Неизменные внешние атрибуты – мотоциклы и кожаная одежда, многие носят татуировки. Первых байкеров еще называли «харлеистами» − от марки известного мотоцикла Harley-Davidson. Любовь к острым ощущениям проявляется у них в устройстве ежегодных байк-шоу и ночных гонках.
  • Гламуры. Ориентация на роскошь и внешний блеск, гедонизм и культ прекрасного, поклонение брендам, яркая светская и клубная жизнь, следование последним тенденциям моды – основные характеристики гламурного человека.
  • Готы. Главное их отличие – культивирование и эстетизация смерти. Это не значит, что они к ней стремятся. Скорее, выражают свой протест против обилия поп-культуры и скучной повседневности. Мрачные образы здесь обычно служат средством эпатажа. Внешние признаки готов  – черная одежда, иногда с кислотными оттенками, серебряные украшения и символы, ассоциирующиеся со смертью – пентаграммы, черепа, кости, перевернутые кресты и т. д. Часто готы красят волосы в черный цвет и намеренно подчеркивают белизну кожи, пытаясь создать популярные ныне вампирские образы. Иногда делают на голове заимствованные у панков ирокезы.
  • Панки. Сформировались из движения анархистов − последователей идеи существования вне закона и контроля государства. Символы панк-движения – ирокезы, пирсинг на лице, рваная одежда.
  • Граффитеры. Именно им мир обязан рисункам и надписям на стенах домов,  подъездов, заборах и станциях метрополитена.
  • Хиппи – уже упомянутая ранее субкультура, подарившая идею мира, доброты и свободной любви, а также фенечки на руках и длинные волосы, как символ свободы.  Хиппи также немало поспособствовали распространению наркотиков. Как способа расширения сознания, разумеется. Поклонники этого движения еще существуют, но в наше время оно считается практически вымирающим.
  • Металлисты – ценители музыки Heavy Metal. В одежде используют, как правило, черные кожаные куртки, банданы, множество металлических украшений, массивные ботинки. Металлисты ввели в обиход «козу» − популярный  неформальный жест.
  • Растаманы. Во многом напоминают хиппи, это «люди-одуванчики», которые тоже не прочь мирно курить коноплю, расширять сознание, продвигать мир и регги на всей планете и не причинять зла другим созданиям. Присущие им атрибуты – дреды, изображение конопли на майках и футболках,  вязаные шапочки и одежда из трех доминирующих цветов – зеленого, красного и желтого.
  • Рэперы  − приверженцы рэпа, балахонистой одежды, пафоса и крутизны.
  • Скинхеды – озабоченные чистотой нации группы. Обычно бритоголовые (отсюда и произошло название субкультуры). Часто украшают тело татуировкой в виде  свастики. Агрессивны, политически активны.
  • Эмо − поклонники эмо-музыки (сокращенно от термина «эмоциональный»). Выделяются черно-розовой гаммой в облике и обостренной чувствительностью.

Помимо вышеперечисленных, существуют также хипстеры, спортивные фанаты, толкиенисты, стрейт-эйджи (ратуют за здоровый образ жизни и используют опознавательную символику «X»), рейверы, кибер-готы, гранжеры,  анимешники, эксртемалы, увлеченные исторической реконструкцией люди и т. п. Многие молодежные субкультуры тесно переплетены между собой.

Влиянию субкультур наиболее сильно подвержены молодые люди от 15 до 25 лет. Этот  период становления их личности часто связан с бурным протестом против  попыток оградить свободу и навязать свою систему законов и ценностей. Поэтому альтернативные протестные группы становятся для них весьма привлекательными.

С годами юношеский максимализм блекнет. Молодежь переосмысливает собственную  шкалу приоритетов, становится более гибкой и начинает сотрудничать с миром, а не противостоять ему.

Брони

Субкультура зародилась послед выхода детского мультсериала «Мой маленький пони» и расшифровывается как bro (сокращение от «братство») + pony = brony. Мультфильм, который был рассчитан на детскую аудиторию, полюбился взрослым до 35 лет. Причём на пике популярности в братстве было больше мужчин, чем женщин. В любви к крылатым пони признавались такие звезды, как Роберт Паттинсон и Райан Гослинг.

Сегодня брони — это не просто поклонники сериала, а мощное сообщество с ценностями, идеалами и правилами. Представители субкультуры несут мир во всём мире, любят общаться и помогать друг другу. Они часто участвуют в благотворительных акциях. Многие критикуют движение брони за незрелость и инфантилизм.

Панки – анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Флагманы панк-рока – Sex Pistols, The Stooges (Игги Поп), Ramones. Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп – один из ярких представителей панк-сцены — во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж – черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по рваным джинсам, обилию металлических украшений, булавок, заклепок, цепей, волосам, окрашенным в яркий цвет, ирокезу или выбритым вискам, кожаной куртке-косухе.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе – то, что делает панк востребованным у молодежи.

Взаимоотношения между разными субкультурами

Субкультура – это весьма распространенное явление, делится на виды, каждый из которых имеет свои особенности и отличия. Как и прочие культурные явления, субкультуры образовались в культурно-насыщенной среде. Случилось это в начале ХХ столетия, в период перенасыщения обществом различными идеями и философскими течениями. В современном мире нельзя заявить, что субкультуры автономны и никак не связаны с прочими. Им приходится взаимодействовать, и в их отношениях нередко появляются конфликты.

Некоторые субкультуры откровенно заявляют о неприязни к мировоззрению друг друга. Это называют субкультурным антагонизмом. Речь может идти о музыкальных субкультурах и, соответственно, конфликты возникают в результате разности предпочтений. Ситуация стала особо заметной, когда в обществе начали пользоваться популярностью многие музыкальные направления, существенно отличающиеся по звучанию и стилю. Каждая из субкультур полагает, что их жанр лучше и имеет глубину, в отличие от прочих.

Напряжение, возникающее между сторонами может привести к противостоянию участников. Каждая субкультура старается честь свои негласные правила. Зачастую они даже не предписаны, а проявляются интуитивно. В схожих ситуациях представители разных субкультур могут действовать совершенно противоположно, в зависимости от своего мировоззрения, мотивации. Любое объединение придерживается собственной системы ценностей, и, естественно, считает мнения прочих неформальных групп не совсем правильным или вовсе абсурдным. В случае стычки в подобной ситуации сложно договориться. Например, скинхеды не считают зазорным добиваться собственной правоты, идя путем физического насилия. В то же время эмо совсем не склонны к насилию и могут даже пожертвовать жизнью, чтобы доказать истинность собственных убеждений.

Основная задача общества заключается в признании того, что субкультура – часть общей культуры. Вовсе не обязательно применять привычные радикальные меры, пытаясь доказать значимость своего мнения и собственную правоту. Многие родители беспокоятся, узнав, что их дети становятся частью какой-либо субкультуры, но если речь идет о безобидных видах, вроде тех, которые проявляются в том или ином стиле одежды, позвольте подростку проявить свою индивидуальность. Многие молодые люди пытаются выразить протест, примкнув к той или иной группе – покажите им, что вы на одной стороне с ними и противостоять друг другу нет нужды.

Субкультура — это…

Само слово для обозначения этого общественного явления пришло в русский язык с английского путем калькирования. Несложно разобрать Subculture на две составляющих: sub – исконно латинский корень, аналог нашего «под», ну а culture перевести не сложно.

Таким образом, субкультура – это «подкультура». Термин официально принят социологической, антропологической и культурологической науками. Общее его трактование таково:

Субкультура – это часть культуры общества, которая отличается поведением от преобладающего большинства. Она включает в себя социальные группы адептов (это как?) этой культуры.

Впервые это понятие использовал Девид Рисмен – известный юрист и социолог из Штатов. Это случилось в 1950 году.

Объясняя, что такое субкультура, он говорил о группах людей, которые намеренно выбирают ценности, стиль, поведение, отличные от общепринятых.

Это личности, которые осознанно примыкают к меньшинству, поскольку не принимают стандарты того общества, в котором живут.

Чтобы определенное общественное явление, имеющее идейных последователей в виде четко очерченной или условной социальной группы, могло называться именно субкультурой, отличие от доминирующей культуры должно быть существенным. Это может быть:

  1. другая идеология,
  2. образ жизни,
  3. поведение,
  4. система ценностей,
  5. манера одеваться,
  6. язык (сленг, социолект, арго),
  7. прочие элементы такого порядка.

Важно понимать, что главные аспекты здесь – идеологические, психологические, мировоззренческие. Образование собственного сленга, манера одеваться, клише поведения – всё это только следствие и способ показать другому представителю своей группы: «Я свой!»

У термина «субкультура» есть исторические синонимы, которые были постепенно вытеснены. Так, Мишель Маффесоли (Франция) использовал сочетание «городские племена», когда говорил о молодежных группах. Виктор Дольник (Россия) называл их «клубами».

В Советском Союзе группы-представители молодежных субкультур назывались «Неформальными объединениями молодежи». Так в обиход попало слово «неформалы».

Наконец, сленговое понятие «тусовка» может быть использовано для обозначения конкретной «ячейки» внутри какой-либо «подкультуры».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.