Теория эмоций джеймса

Алан-э-Дейл       14.09.2022 г.

Понятие и суть

Эмоции позволяют показать, какие переживания тревожат индивида. Они генерируются подсознательно и представляют собой автономные телесные реакции на внешние раздражители или внутренние ощущения. В этом их отличие от чувств, которые, как говорит словарь, являются субъективными переживаниями и движимы сознательными размышлениями.

Могут возникнуть эмоции без чувств, но не наоборот. Основываясь на них, индивид создает вторичные эмоции (их насчитывается более 25), из которых 10 являются базовыми по К. Изарду. Недавнее исследование Университета Глазго показало, что существует только четыре основных выражений лица.

Другие исследователи используют два устоявшихся ортогональных измерения при анализе эмоциональных реакций — возбуждение (противопоставляя его спокойствию) и валентность (положительные реакции против негативных).

Возбуждение относится к психофизиологическому состоянию бодрствования и реагирования на раздражители. Оно возникает при работе сознания, фокусировании внимания и информационной обработке.

Основываясь только на измерении возбуждения, невозможно определить качество эмоционального состояния. Многое зависит от вида явлений, которые индивид оценивает — поведение окружающих, события, явления, предметы.

Какие слабые стороны у теории?

Спектр реакций тела у человека более скудный, чем набор эмоциональных переживаний. Одна органическая реакция способна сочетаться с очень различными чувствами. Известно, что при выбросе гормона адреналина в кровь, человек возбуждается. Однако это возбуждение способно получить разную эмоциональную окраску. Оно зависит от внешних обстоятельств.

Но, в соответствии с теорией эмоций Джеймса Ланге, это не совсем правильно, когда эмоциональное состояние зависит от внешних обстоятельств. Значит теория имеет все-таки и слабые стороны.

Участникам одного эксперимента, помимо их ведома, повышали искусственным путем, адреналин в крови. В этом испытании людей разделили на две группы: первая находилась в непринужденной веселой обстановке, а вторая – в тревожной и угнетающей атмосфере. В итоге, их эмоциональное состояние проявлялось по-разному: радость и гнев соответственно.

Получается, что теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, показывает, что человек начинает бояться, потому что дрожит. Однако известно, что дрожь в теле возникает и от гнева, сексуального возбуждения и некоторых других факторов. Или возьмем, к примеру, слезы – это символ печали, злости, горя и, одновременно, радости.

завод

-Основы психологии (1890)

— Психология (краткий курс) (1892)

-Воля к вере и другие очерки в популярной философии (1897)

— Бессмертие человека: два предполагаемых возражения против доктрины (Лекция Ингерсолла, 1897)

— Воля к вере, человеческое бессмертие (1956) Публикации Dover, ISBN 0-486-20291-7

— Беседы с учителями по психологии и со студентами о некоторых жизненных идеалах (1899)

— Разнообразие религиозного опыта: изучение человеческой природы

— Прагматизм: новое имя для некоторых старых способов мышления (1907)

— Плюралистическая вселенная (1909)

-Значение истины: продолжение «Прагматизма» (1909)

Работы опубликованы посмертно

— Некоторые проблемы философии: начало введения в философию (1911)

— Воспоминания и Исследования (1911)

— Очерки радикального эмпиризма (1912)

— Письма Уильяма Джеймса (1920)

— Сборник очерков и обзоров (1920)

— Переписка Уильяма Джеймса (1992-2004)

— «Дилемма детерминизма»

* Работы взяты с сайта Википедии

ссылки

  1. Ричардсон, Р.Д. (2006) Уильям Джеймс: В водовороте американского модернизма: биография. Нью-Йорк, Компания Хафтон Миффлин. Получено 18 января 2017 года из Google Книг.
  2. Саймон Л. (1998) Подлинная реальность: жизнь Уильяма Джеймса. Нью-Йорк, Harcourt Brace & Company. Получено 17 января 2017 года из Google Книг.
  3. Кафедра психологии Гарвардского университета. Взято из психологии.fas.harvard.edu.
  4. 6. «Жизнь в переходах» Уильям Джеймс, 1842-1910. Веб-версия выставки, куратором которой является Линда Саймон. Взято с hcl.harvard.edu.
  5. Джеймс, W. Прагматизм и концепция истины.
  6. Джеймс В., Бауэрс Ф., Скрупскелис И.К.. Смысл истины (1975). Кембридж, издательство Гарвардского университета.
  7. Джеймс, W. прагматизм (1975). Кембридж, издательство Гарвардского университета.

Методы развития

Навыки, которые составляют эмоциональный интеллект, могут быть развиты в любое время. Способности помогают изменить поведение, чтобы выдержать, преодолеть стресс, улучшить отношения с окружающими сознанным.

Развитие эмоциональной грамотности включает несколько этапов:

  1. Самоменеджмент.
  2. Самосознание.
  3. Общественное признание.
  4. Управление отношениями.

Чтобы развивать эмоциональный капитал, необходимо уделить внимание успеху в социальной жизни

Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно

Неконтролируемый стресс:

Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно. Неконтролируемый стресс:

Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно

Неконтролируемый стресс:

  • повышает кровяное давление;
  • подавляет иммунную систему;
  • увеличивает риск развития сердечного приступа и инсульта;
  • провоцирует бесплодие;
  • ускоряет старение.

Примечания[ | ]

  1. 12Немов Р. С. Общие основы психологии // Психология. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — Т. 1. — 688 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-691-00552-9, ISBN 5-691-00553-7.
  2. Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд = Pavlov and Freud. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. — 606 с.
  3. Виноградова О. С. Гиппокамп и память. — Москва: Наука, 1975. — 334 с. .
  4. Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Просвещение, 1987. — 448 с. — 140 000 экз.
  5. 12Изард К. Э. Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 27. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9.
  6. Прибрам К. Х. Языки мозга = Languages of the Brain. — Москва: Прогресс, 1975. — 463 с. — 38 000 экз.
  7. Крушинский Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. — Москва: Наука, 1991. — Т. 1. — 258 с. — (Избранные труды).
  8. Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Состав.: Ю. Б. Гиппенрейтер и В. К. Вилюнас. — Москва: Изд-во МГУ, 1984. — С. 173. — 288 с. — 87 000 экз.
  9. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — С. 20.
  10. Александров Ю. И. Единая концепция сознания и эмоций: экспериментальная и теоретическая разработка (рус.) // Первая Российская конференция по когнитивной науке : Тезисы докладов / Казань, 9-12 октября 2004 года. — Казань: КГУ, 2004. — С. 14—15.

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Признаки эмоционального человека

Эмоциональный индивид умеет распознавать и понимать мимику людей, использовать это понимание для управления поведением, отношениями. Он переживает события интенсивней, хотя психика отличается лабильностью. Сильные эмоции легче определить. Это свойство помогает людям эффективнее общаться.

Эмоционального человека можно определить по базовым знакам:

  • способности мыслить не поверхностно;
  • эмоциональной зрелости;
  • вниманию к деталям, частой самопроверке;
  • высокому интеллектуальному развитию;
  • необходимости во времени для принятия решений;
  • сильной реакции на неудачные решения, события;
  • умению работать в команде;
  • стрессоустойчивости;
  • эмпатии, привязанности к близким;
  • хорошим манерам, высокому уровню социализированности.

Традиции стран

Часто эмоциональные проявления определяются нормами культуры. Если взять к рассмотрению такую страну, как Япония, то можно увидеть, что проявление боли, печали в присутствии лиц более высокого положения – это проявление непочтительности. В связи с этим, японец при вынесении ему выговора вышестоящим лицом, должен слушать его с улыбкой. В славянских странах, такое поведение подчиненного сочтется за дерзость.

В Китае тоже не принято беспокоить своим горем вышестоящих, почетных лиц. Там издавна принято сообщать старшему по возрасту и положению человеку о своей беде с улыбкой, чтобы преуменьшить значение горя. А вот жители Андаманских островов, согласно своим традициям, плачут после долгой разлуки, когда состоится встреча. Так же они реагируют и на примирение после ссор.

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты

Что дети должны знать об эмоциях

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:

  • радость
  • грусть
  • страх
  • гнев
  • обида
  • удивление

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.

В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:

  • Только ли у человека есть чувства?
  • Что такое положительные и отрицательные эмоции?
  • Когда я рад, а когда огорчаюсь?

Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.

Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:

  • жестов
  • мимики,
  • действий

Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.

Методы развития

Навыки, которые составляют эмоциональный интеллект, могут быть развиты в любое время. Способности помогают изменить поведение, чтобы выдержать, преодолеть стресс, улучшить отношения с окружающими сознанным.

Развитие эмоциональной грамотности включает несколько этапов:

  1. Самоменеджмент.
  2. Самосознание.
  3. Общественное признание.
  4. Управление отношениями.

Чтобы развивать эмоциональный капитал, необходимо уделить внимание успеху в социальной жизни

Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно

Неконтролируемый стресс:

Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно. Неконтролируемый стресс:

Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно

Неконтролируемый стресс:

  • повышает кровяное давление;
  • подавляет иммунную систему;
  • увеличивает риск развития сердечного приступа и инсульта;
  • провоцирует бесплодие;
  • ускоряет старение.

Фундаментальные эмоции: признаки

Критериями, включающими это свойство, являются:

  • отчетливые нервные составляющие;
  • осознанные переживания;
  • выразительная мимика;
  • появление вследствие эволюционно-биологических процессов;
  • наличие мотивирующего, организационного и адаптирующего начала.

Итак, эмоцией может быть переживание подчас руководящее восприятием, действием и мышлением. Базовые эмоции проявляются в результате нейронных программ, какие есть у личности с рождения. Так, при ощущении гнева, у людей на лице появляется характерный оскал, показывающий инстинкт готовности броситься на противника. Некоторые при возникновении этой эмоции, поджимают губы, пряча таким образом, свой гнев.

С возрастом люди учатся управлять эмоциями. Это касается только внешних проявлений. Тем, кому присуща чрезмерная восприимчивость и излишняя возбудимость, характерно очень динамичное видение действительности. Оно приобретает свойство омраченности, когда одолевает печаль. Бывает и наоборот, когда все вокруг, словно расцветает и окрашивается цветами радуги. Каждое переживание по-разному действует на личность.

К. Изардом предлагается следующая классификация эмоций, где он различает основные из них:

  • радость;
  • печаль;
  • удивление;
  • отвращение;
  • гнев;
  • страдание;
  • презрение;
  • вина;
  • стыд;
  • смущение;
  • интерес.

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты

Преимущества и недостатки

Выражение эмоций важное условие поддержания отношений. Способность позволяет сообщить другому отношение действиям или событиям, избежать недопонимания

Иногда выражение эмоций может быть сопряжено с определенными рисками.

Плюсы:

  1. Предотвращение недопонимания со стороны окружающих, создание доброжелательной атмосферы.
  2. Понимание эмоциональных проявлений окружающих, повышение социальной эффективности.
  3. Ускоренное принятие решений.
  4. Ориентация в любых условиях, ситуациях, обстоятельствах.
  5. Поддерживание близких отношений в семье.

Минусы:

  1. Эмоции могут использоваться для манипулирования.
  2. Способность не всегда дает точное понимание ситуации.
  3. Стремление реагировать по примеру окружающих не дает сформировать собственное критическое отношение к происходящему.

Плюсы и минусы эмоционального интеллекта показывают, что развитие способность полезна, но существует риск возникновения неприятностей.

Теории возникновения эмоций

Первой физиологической теорией возникновения эмоций считается периферическая теория, предложенная Джеймсом и Ланге (W. James, С. Lange, 1884— 1885). Согласно их представлениям, эмоции являются следствием изменений в деятельности внутренних органов и скелетной мускулатуры, вызываемых соответствующими стимулами. Эта теория может быть применена для объяснения эмоций соматовегетативного генеза, однако не может объяснить происхождение эмоций высшего, особенно социального, уровня. В 1927—1928 годы была выдвинута центральная, или таламическая, теория У. Кеннона и Барда (Ph. Bard), основанная на том, что именно в таламусе (см.) под влиянием приходящей туда афферентной импульсации формируются эмоциональные возбуждения, следствием чего являются эффекторные реакции на периферии, характерные для той или иной эмоции. В соответствии с теорией Пейпса (J. W. Papez, 1937), главная роль в формировании эмоций принадлежит лимбическим структурам мозга. Эмоциональные возбуждения, возникающие в гиппокампе, распространяются к мамиллярным телам, затем через таламус в поясную извилину (рецептивное поле эмоциональных переживаний, так наз. «круг Пейпса»). Распространение эмоционального возбуждения с поясной извилины на кору больших полушарий создает, по мнению Пейпса, эмоциональную окраску психических процессов. Обозначая лимбические структуры мозга как висцеральный мозг, П. МакЛейн (1958) связал формирование эмоций с регуляцией работы внутренних органов. По его мнению, для выражения эмоций участие неокортекса не является обязательным. Основываясь на функциях ретикулярной формации (см.), Д. Линдсли (1951) сформулировал так наз. активационную теорию. Он считает, что внешние и внутренние сенсорные стимулы активируют ретикулярную формацию (см.) ствола мозга, которая посылает импульсы в гипоталамус (см.), таламус и кору головного мозга, вызывая активацию этих структур и появление эмоций того или другого знака. Предложенная в 1949 году П. К. Анохиным биологическая теория эмоций основана на том, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство более успешной адаптации живых существ к условиям существования. Это свойство живой материи оказалось полезным для выживаемости и позволяет живым существам быстро и наиболее экономно реагировать на внешние воздействия, на возникающие внутренние потребности и их удовлетворение. Кроме того, эмоции позволяют животным и человеку оценивать влияние на организм различных, в первую очередь повреждающих, факторов. Эмоции производят почти мгновенную интеграцию всех функций организма, в результате чего определяется полезность или вредность воздействующего фактора. Играя роль своеобразного пеленга, эмоции позволяют организму выработать ответную реакцию, часто даже прежде, чем определена локализация воздействия. Согласно информационной теории П. В. Симонова (1966), эмоциональное состояние организма обусловливается, с одной стороны, отрицательными эмоциями, сопровождающими исходные потребности организма, с другой стороны — вероятностным прогнозированием положительных эмоций при удовлетворении этих потребностей; интегральная оценка мозгом двух факторов — потребности и вероятности ее удовлетворения — может служить необходимым и достаточным условием активации аппарата эмоций.

Традиции стран

Часто эмоциональные проявления определяются нормами культуры. Если взять к рассмотрению такую страну, как Япония, то можно увидеть, что проявление боли, печали в присутствии лиц более высокого положения – это проявление непочтительности. В связи с этим, японец при вынесении ему выговора вышестоящим лицом, должен слушать его с улыбкой. В славянских странах, такое поведение подчиненного сочтется за дерзость.

В Китае тоже не принято беспокоить своим горем вышестоящих, почетных лиц. Там издавна принято сообщать старшему по возрасту и положению человеку о своей беде с улыбкой, чтобы преуменьшить значение горя. А вот жители Андаманских островов, согласно своим традициям, плачут после долгой разлуки, когда состоится встреча. Так же они реагируют и на примирение после ссор.

В заключение

Из теории эмоций Роберта Плутчика можно извлечь несколько практических выводов. Знание этой модели помогает быть более осознанным и лучше управлять своими эмоциями. Чтобы извлечь из этих знаний наибольшую пользу для своей жизни, стоит помнить следующие моменты:

  1. Нет плохих или ненужных эмоций. Все 8 базовых эмоций адаптивны, то есть необходимы для жизни и адекватного ответа на внешние стимулы. Деление на негативные и позитивные эмоции условно, а о вреде и опасности эмоций можно говорить, когда они перестают быть соразмерными ситуации и выходят из-под контроля.
  2. У каждой эмоции есть своя роль, импульс, который нас толкает к наиболее эффективному действию с точки зрения адаптации. Осознанный человек видит эту нить. Например, гнев обоснован и естественен в ситуации, где ваши границы каким-то образом нарушаются или есть угроза физическая или чувству собственного достоинства. А что-то отталкивающее будет вызывать отвращение и отторжение, даже если это исходит от близкого и любимого человека. И винить, стыдить себя за то, что что-то во внешнем виде любимого или какое-то его проявление вызвало в вас спонтанное отвращение, и подавлять это – глупо.
  3. Если вас охватывают эмоции и вам кажется, что управлять ими невозможно, вам поможет развитие осознанности и навыка лучшего понимания своих эмоций и позывов. При любом таком эмоциональном натиске задайте несколько специальных вопросов. Это позволяет не только успокоиться, но и проливает свет на то, что было сокрыто под пеленой острых эмоций и болезненных состояний. Повышая осознанность, вы начинаете лучше понимать свои потребности и движущие вами импульсы. Более того, сниженная активность лимбической системы и вновь включенный неокортекс дают возможность найти эффективные и подходящие варианты в данной ситуации. Вот эти вопросы:

Что именно я чувствую?
Какова интенсивность этой эмоции?
Как это можно назвать, обозначить наиболее точно?
Что я хочу сделать под влиянием этой эмоции, на что она меня толкает?
Что мне важно, что я хочу получить и как чувствовать себя в этой ситуации?
Какие есть иные, более уместные и эффективные способы добиться этого?

Понимание себя помогает выстраивать свою коммуникацию и взаимоотношения с ближним и дальним окружением. Помня о том, что базовые эмоции и кроющиеся за ними импульсы универсальны, и к тому же умея определять эмоции по микровыражениям мимики, вы становитесь более осознанным и компетентным коммуникатором и знатоком людской природы. Вы даже можете помочь людям лучше понимать себя и разбираться в том, что ими движет.
Эти знания и навык осознанности эмоций очень хорошо помогают в воспитании детей. Обучите своих детей простому алгоритму прояснения эмоций, описанному в третьем пункте

Покажите им важность осознанности и трезвого подхода к эмоциональным переживаниям и своим потребностям. Лучше всего, если вы сами освоите навык управления эмоциями (эмоциональной регуляции) и станете для них примером для подражания.. Итак, адаптационная модель эмоций Роберта Плутчика – это не только любопытная теория о базовых эмоциях и эволюционных предпосылках их формирования

С ее помощью возможно лучшее понимание внутреннего механизма психоэмоциональных динамик, и это знание служит большей осознанности и самоорганизации. Отталкиваясь от модели Плутчика, можно более эффективно использовать энергетический потенциал и импульс каждой из эмоций, и, сохраняя осознанность и понимание, выбирать адекватную модель поведения и ответ на ситуацию

Итак, адаптационная модель эмоций Роберта Плутчика – это не только любопытная теория о базовых эмоциях и эволюционных предпосылках их формирования. С ее помощью возможно лучшее понимание внутреннего механизма психоэмоциональных динамик, и это знание служит большей осознанности и самоорганизации. Отталкиваясь от модели Плутчика, можно более эффективно использовать энергетический потенциал и импульс каждой из эмоций, и, сохраняя осознанность и понимание, выбирать адекватную модель поведения и ответ на ситуацию.

Напоминаем, что у нас на сайте имеется программа «Психическая саморегуляция», цель которой обучить практическим навыкам управления эмоциями и своим психическим состоянием. Она может заинтересовать тех, у кого есть сложности с контролем эмоций и уровня стресса, а также всех тех, кто просто хочет научиться управлять любыми своими состояниями.

И напоследок желаем вам осознанности и обращения своих эмоций себе на пользу!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.