Теория пиаже о стадиях развития детского интеллекта — концепция, положения и критерии

Алан-э-Дейл       30.06.2022 г.

Особенности развития мышления ребенка по Ж.Пиаже

Трудность осознания

Эта особенность заключается в том, что ребенок (до 11-12 лет) не может сказать, как он пришел к тому или иному умственному заключению.

Неспособность к логике

Это неспособность понимать относительность точки зрения. Преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребенка есть только своя точка зрения, затем он принимает точку зрения окружающих (от 7 до 8 лет), затем он может принять «точку зрения» объектов (то есть поставить себя на место объекта и в этой перспективе говорить об отношениях между объектами).

Неспособность к синтезу

Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Употребление соположения и неспособности к синтезу вовсе не означают бессвязности. Данные явления сопутствуются ощущением статической или динамической связи, объяснение которых нам дано анализом синкретизма.

Синкретизм

Синкретизм — это непосредственное слияние разнородных элементов, а также вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов.

Синкретизм является противоположностью соположения. Это излишнее количество связей между предметами, неадекватность связи.

Предпричинность

Это неспособность к установлению причинно-следственных связей. Характерной особенностью предпричинности является неспособность различать физическую причинность и логическое обоснование. В данный период мир понимается как совокупность действий и намерений, которые упорядочены и не составляют места случайным необъяснимым событиям.

Узость поля наблюдения

Эта особенность детской логики является следствием соположения. Иногда дети замечают значительно больше вещей нежели взрослые, к примеру, видят множество деталей. Однако из-за невозможности устанавливать отношения между объектами ребёнок не способен одновременно думать больше, чем об одной вещи.

Трансдукция

Основной чертой трансдукции является отсутствие логической необходимости.

В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости, т.е. трансдукции, это связано с тем, что они пока не нуждаются в объективных доказательствах своей правоты.

Нечувствительность к противоречию

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Мысли ребёнка в возрасте 7-8 лет полны противоречивыми фактами. Кажется, что ребёнок не чувствителен к этим противоречиям и просто не замечает их.

Эти противоречия делятся на две разновидности:

Первая разновидность — противоречие «по забывчивости». По одной теме у ребенка два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Поэтому, если ребёнка спросят, он подтверждает одно, а через некоторое время забывает и даёт совершенно другой ответ.

Вторая разновидность — противоречие путём конденсации ощущения: из-за невозможности принять решение в пользу одного из противоречивых суждений дети сливают их в одно или же принимают два одновременно.

Интеллектуальный реализм

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию.

Реальность, представленная ребенком, воспринимается вместе с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, и на какое-то время забывает о существовании других. Он видит вещи такими, какими представил. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках

Для эгоцентрической мысли ребёнка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Это свидетельствует о невозможности объективного наблюдения.

У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса.

Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже


Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже от 0 до 2 лет

Сенсомоторная стадия (0-2 года)      

Данный этап развития младенца подразумевается пониманием окружающего нас мира через действия, например: рассматривание, хватание, кусание, сосание и.т.д.Также в этот период наблюдается прогресс развития врождённых рефлексов.Маленькие дети на данном этапе повторяют события экспериментируя со своим телом, например: ударяя игрушку они создают шум, выбрасывают игрушки и.т.п.

Дооперационная стадия (2-7 лет)

В этом возрасте дети начинают строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников, начинают участвовать в учебном процессе вне дома.Так же в этом возрасте дети проявляют стремление к знаниям, становятся любопытными, именно поэтому они так часто задают вопрос «почему?». В этом возрасте им свойственно говорить о себе в 3 лице. Приписывать человеческие чувства и мысли неодушевленным предметам.

В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, но несмотря на это, их мышление на данной стадии  является интуитивным, статическим и лишенным логики.

Стадия конкретных операций (7-11 лет)

В данном периоде дети начинают использовать логическое мышление, они могут выполнять задания более сложного уровня, используя при этом логические и математические операции.Несмотря на то, что они совершили значительный прорыв по отношению к предыдущему периоду, на данной стадии они могут применять логику пока ещё с определенными ограничениями, они всё ещё используют абстрактное мышление.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

На этой стадии применение логического мышления возможно при любых обстоятельствах, дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах, могут вспоминать прошлое и строить планы на будущее.

Также на этой стадии у ребёнка формируются полноценные интеллектуальные способности взрослого.

Различие взглядов Пиаже и советских психологов

Советские психологи были хорошо знакомы с трудами Жана Пиаже. Однако они указали на те их моменты, которые, по их мнению, были ошибочны. Пиаже считал, что развитие интеллекта представляет собой спонтанный процесс, независимый от внешних условий, в том числе среды и обучения

Советские психологи были с этим не согласны: отечественная психология, подкреплённая марксизмом, считала именно среду движущей силой развития интеллекта, и в первую очередь она уделяла внимание общественно-исторической части среды. Лев Выготский в своих работах вступил с Пиаже в заочную полемику, однако ответ швейцарского психолога получить не успел, поскольку рано умер

Эксперименты, проведённые позднее советскими психологами, показали, что первоочередное значение для развития интеллекта имеет всё-таки умение ориентироваться в среде, а не способность к абстрактным логическим операциям, как это представлял Пиаже.

Для примера можно вспомнить взрослых людей, страдающих аутизмом. Чаще всего у таких людей интеллект в целом развит недостаточно – вплоть до того, что они не приспособлены к самостоятельной жизни; между тем с «логической» частью мышления у них всё в полном порядке. Постепенно у тех аутистов, которые не были социализованы, развивается слабоумие. Аутисты с трудом могут совершать операции, выходящие за рамки простейших логических операций и прямого представления данных: например, они часто не могут понять слово в переносном смысле, не понимают пословиц, поговорок, шуток.

Однако радикальных расхождений концепции Пиаже с советскими учёными не было. Больше того, в нашей стране ценили его вклад в психологию. Ряд выводов Пиаже всё-таки оказался верен. Это используется на практике; так, ещё с советских времён мы отдаём детей в школу приблизительно в семь лет – именно в том возрасте, когда, согласно выводам Пиаже, у ребёнка начинает преодолеваться эгоцентризм мышления и он способен воспринимать школьное обучение.

Значение работ Пиаже не только в том, что он исследовал детскую психологию. Отмечая, что черты детского мышления не у всех людей исчезают бесследно, он предостерегает нас от проявления этих черт. Так, эгоцентрическое мышление проявляется у взрослых людей, когда они пытаются рассуждать о вещах, о которых мало знают. Недостаток информации создаёт у человека иллюзию того, что он знает всё.

Биография

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете, а мать, Ребекка Джексон, была родом из Франции. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.

Когда Жану Пиаже было 15, его бывшая няня написала письмо к его родителям, в котором приносила извинения за свою ложь о спасении их ребёнка от похищения. После Пиаже был удивлен и восхищен тем, как его сознание спроектировало воспоминание о событии, которого на самом деле не было.

В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, считая лишь мыслями подростка. Так же в это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трёх детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

С 1955 по 1980 он был директором Международного центра генетической эпистемологии. В 1964 году Пиаже пригласили выступить в качестве главного консультанта на двух конференциях Корнельском университете и Калифорнийском университете в Беркли. На конференциях обсуждалась взаимосвязь когнитивных исследований и разработки учебных программ.

В 1979 году ученому присудили премию Бальцана по общественным и политическим наукам.

Жан Пиаже умер в 1980 году и был похоронен, в соответствии с его просьбой, вместе со своей семьей в Женеве.

Предпосылки к появлению теории когнитивного развития Жана Пиаже

Жан Пиаже родился в 1896 году в г. Невшатель (Швейцария). В возрасте 22 лет Пиаже получил степень доктора философии и начал свою долгую карьеру, которая впоследствии оказала огромное влияние на развитие психологии и образования. Хотя вначале Пиаже интересовался биологией (особенно, орнитологией и малакологией), после работы с Альфредом Бине он увлёкся психологией и, в частности, интеллектуальным развитием детей. На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что дети отнюдь не глупее взрослых — они просто мыслят по-другому. «Это настолько просто, что до этого мог бы додуматься только гений», — вот как Альберт Эйнштейн отозвался об открытии Жана Пиаже. Теория стадий Пиаже описывает развитие интеллектуальной сферы детей, которое включает в себя изменения, затрагивающие познание и познавательные способности ребёнка. По мнению Пиаже, сначала когнитивное развитие подразумевает процессы, основанные на действиях, и только потом проявляется в виде изменений процессов мыслительных.

Критика

Реальны ли перечисленные этапы развития? Выготский и Брунер предпочли бы рассматривать развитие как непрерывный процесс. А некоторые исследования показали, что переход к формальной стадии эксплуатации не гарантируется. Например, Китинг (1979) сообщил, что 40-60 % студентов колледжа не справляются с формальными операционными задачами, а Дасен (1994) утверждает, что только треть взрослых когда-либо достигают формальной операционной стадии.

Поскольку Пиаже концентрировался на универсальных стадиях когнитивного развития и биологического созревания, он не учел влияние, которое социальные условия и культура могут оказывать на когнитивное развитие. Dasen (1994) цитирует исследования, которые он проводил в отдаленных частях центральной австралийской пустыни с аборигенами 8-14 лет. Он обнаружил, что способность к сохранению появилась у детей-аборигенов позже – в возрасте от 10 до 13 лет (в отличие от 5 до 7 лет, по швейцарскому образцу Пиаже). Зато способности к пространственному осознанию развивались у детей аборигенов раньше, чем у швейцарских детей. Такое исследование показывает, что когнитивное развитие зависит не только от созревания, но и от культурных факторов – пространственное осознание имеет решающее значение для кочевых групп людей.

Выготский, современник Пиаже, утверждал, что социальное взаимодействие имеет решающее значение для когнитивного развития. По его словам, обучение ребенка всегда происходит в социальном контексте в сотрудничестве с кем-то более умелым. Это социальное взаимодействие предоставляет языковые возможности, а язык является основой мышления.

Методы Пиаже (наблюдение и клинические интервью) более открыты для предвзятого толкования, чем другие методы. Ученый сделал тщательные, детальные натуралистические наблюдения за детьми, и из них он написал дневниковые описания, отражающие их развитие. Он также использовал клинические интервью и наблюдения старших детей, которые могли понимать вопросы и вести беседы. Поскольку Пиаже проводил наблюдения один, собранные данные основаны на его собственной субъективной интерпретации событий. Было бы более надежным, если бы ученый проводил наблюдения с другим исследователем и сравнивал результаты впоследствии, чтобы проверить, являются ли они похожими (то есть, имеют ли достоверность между оценками).

Хотя клинические интервью позволяют исследователю изучать данные более глубоко, интерпретация интервьюера может быть предвзятой. Например, дети могут не понимать вопрос, у них короткая концентрация внимания, они не могут выразить себя очень хорошо и могут пытаться угодить экспериментатору. Такие методы означали, что Пиаже мог сделать неточные выводы.

Как показали некоторые исследования, ученый недооценил способности детей, потому что его тесты иногда были запутанными или трудными для понимания (например, Хьюз, 1975). Пиаже не удалось провести различие между компетенцией (на что способен ребенок) и работой (что может показать ребенок при выполнении определенного задания). Когда задачи были изменены, производительность и следовательно компетенция оказывались затронутыми. Поэтому Пиаже мог недооценивать познавательные способности детей.

Понятие схемы несовместимо с теориями Брунера (1966) и Выготского (1978). Бихевиоризм также опровергает теорию схем Пиаже, потому что ее нельзя наблюдать непосредственно, поскольку это внутренний процесс. Поэтому они утверждают, что это не может быть объективно измерено.

Ученый изучал своих детей и детей своих коллег в Женеве, чтобы вывести общие принципы интеллектуального развития всех детей. Мало того, что его выборка была очень маленькой, она состояла исключительно из европейских детей из семей с высоким социально-экономическим статусом. Поэтому исследователи поставили под сомнение универсальность его данных. Для Пиаже язык рассматривается как вторичное по отношению к действию, то есть мысль предшествует языку. Российский же психолог Лев Выготский (1978) утверждает, что развитие языка и мышления идут вместе и что причина рассуждений больше связана с нашей способностью общаться с другими, чем с нашим взаимодействием с материальным миром.

Шпаргалки по истории психологии — Теория Ж. Пиаже.

Cмотрите так же…
Шпаргалки по истории психологии
Гуманистическая психология
Теория А. Маслоу.
Психологические воззрения Аристотеля
Теория К. Роджерса.
Гештальттерапия
Психологические воззрения Декарта.
Когнитивная психология
Психологические воззрения Д. Локка.
Теория личностных конструктов Келли.
Общая характеристика ассоцианизма
Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.
В. Вундт и его вклад в психологию.
Психологические воззрения У. Джемса.
Классический психоанализ З. Фрейда.
Индивидуальная психология А. Адлера.
Аналитическая психология К. Г. Юнга.
Психологическая теория К. Хорни
Теория поля К. Левина.
Гештальтпсихология
Логотерапия К. Франкла.
Теория Ж. Пиаже.
Психоанализ.
В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.
Психологическая теория Э. Фромма
Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Бихевиоризм: общий очерк развития.
Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
Необихевиоризм
«Теория деятельности А. Н. Леонтьева.
Культурно – историческая теория Л. С. Выготского.
Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.
Б. М. Теплов и его вклад в психологию.
Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.
П. П. Блонский и его вклад в психологию.
Физиология активности Н. А. Бернштейна и ее влияние на психологию.
Французская социологическая школа.
А. Р. Лурия и его вклад в психологию.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.
Социобихевиоризм
И. П. Павлов и его влияние на психологию
Соловьев и его влияние на психологическую мысль в России
И. М. Сеченов и его вклад в психологию
Герцен и Чернышевский и их вклад в психологию.
«Понимающая психология
Развитие экспериментальной психологии в России
В. Райх и его вклад в психологию.
Экзистенциальный анализ
Психологические воззрения в Средние века
Открытый кризис в психологии
Развитие идей Л. С. Выготского его учениками и последователями
Психоанализ и педология, их судьба в России
All Pages

Page 22 of 53

Теория Ж. Пиаже.

Приверженец когнитивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение во многих трудах этой школы.

Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей, обращая особое внимание на представления ребенка о пространстве, времени, числе и причинности, а также на развитие восприятия и нравственное развитие. Пиаже вел подробные дневники развития собственных детей и опубликовал несколько книг, основанных на материалах этих дневников, в том числе Происхождение детского интеллекта

Основная мысль Пиаже заключается в том, что понимание ребенком реальности – связное и непротиворечивое целое, позволяющее адаптироваться к окружению. По мере того как ребенок растет, он проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается «равновесие»:

1. Первый поворотный пункт, примерно в полтора года, является также концом «сенсомоторного периода». В этом возрасте ребенок способен решать различные невербальные задачи: ищет объекты, которые исчезли из поля зрения, т.е. понимает, что внешний мир существует постоянно, даже когда не воспринимается. Ребенок может найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты, чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон, а если толкнуть качели, они, качнувшись, вернутся в прежнее положение).

2. Следующий этап «дооперациональная стадия», характеризуется концептуальным пониманием мира и связана с освоением языка.

3. Примерно к семилетнему возрасту ребенок достигает стадии «конкретных операций», например понимает, что число предметов не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или компактной кучкой; раньше он мог решить, что в длинном ряду предметов больше.

4. Последняя стадия приходится на ранний подростковый возраст и носит название стадии «формальных операций». На этой стадии становится доступным чисто символическое представление о предметах и их отношениях, появляется способность мысленного манипулирования символами.

Пиаже выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что научный взгляд на природу реальности является следствием установления равновесия, а не постепенным открытием все большего числа «истин».

Концепция теории когнитивного развития

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже охватывает период с младенчества до достижения зрелого возраста. До разработки этого учения педагоги полагали, что мышление ребёнка отличается от взрослого только меньшей степенью логичности. Швейцарский психолог впервые выделил несколько особенностей: эгоцентризм, синкретизм, трансдукцию.

Это значит, что до достижения определённого возраста человек воспринимает все явления и объекты по отдельности, не связывая их логической цепочкой. Кроме того, дети нечувствительны к противоречиям, часто не согласуют объём и содержание.

Согласно теории, ребёнок изучает предмет или явление и создаёт собственные схемы действия. Например, когда малыш впервые видит изображение собаки, он запоминает её характерные особенности: 4 лапы, хвост, шерсть, мордочка. Это и есть схема, по которой он будет идентифицировать других собак.

Развитие когнитивных навыков происходит путём адаптации субъекта к изменяющейся среде. Жан Пиаже выделял три важнейших процесса:

  • ассимиляцию;
  • аккомодацию;
  • достижение равновесия.

Эти процессы легко рассмотреть на нескольких примерах. Малыш, впервые повстречавший собаку на улице, обнаружит, что животное может лаять, лизать руку, быстро бегать. Его предыдущая схема, характеризующая животное, будет дополняться новыми элементами. Именно таким образом происходит ассимиляция. Если ребёнку впервые встретиться не пёс, а кошка, то начнётся процесс аккомодации. Он будет сравнивать образ кошки с известной ему схемой собаки, и вскоре найдёт существенные различия. Малыш создаст новый образ и научится отличать этих животных.

Глава V. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

1. Этапы научной биографии.

Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания. По числу поставленных вопросов, написанных книг и статей, эрудиции в различных областях знания, влиянию на исследования в разных странах и, наконец, по числу последователей и противников его идей среди современных самых выдающихся психологов, пожалуй, нет равных Пиаже. Поистине, он был первым среди равных.

Учение Пиаже, на наш взгляд,— высшее достижение психологии XX века. Известен парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Современная зарубежная психология детского мышления буквально блокирована идеями Пиаже. Множество исследований касается уточнения эмпирических фактов, и почти нет работ, посвященных анализу его теории. Известно много интерпретаторов Пиаже, но никому из них не удается вырваться за пределы разработанной им системы. Пользуясь соответствующим методом, факты, полученные Пиаже, может воспроизвести любой исследователь. Поэтому, по словам американского психолога Д. Элкинда, это наиболее достоверные факты в детской психологии.

Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности. Пиаже — психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка.

Пиаже пришел в психологию потому, что в ней скрестились его биологические, философские и логические интересы. В молодости под влиянием А. Бергсона для него открылась новая сторона проблемы познания -возможность его биологического объяснения. Пиаже считал, что эта задача не может быть решена непосредственно, путем рассуждения, так как между биологией и теорией; познания существует разрыв, заполнить который может психология, а не философия, как думал А. Бергсон. Исходя из перспективы создания генетической эпистемологии — науки о происхождении и развитии научного знания, Пиаже перевел традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и приступил к ихэкспериментальному решению.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.