Восемь типов интеллекта у детей по классификации г. гарднера

Алан-э-Дейл       05.07.2022 г.

Оглавление

8 типов интеллекта по гарднеру названия. Введение понятия

Впервые свои мысли о существовании нескольких видов интеллекта озвучил гарвардский психолог, Говард Гарднер в 1994 году. Он же ввел понятие множественного интеллекта, которое и включает все его типы. По мнению Г. Гарднера, школьная система лишает детей полноценной возможности узнавать что-либо, не входящее в рамки программы, что приводит к отсутствию успеха в будущем и невозможности найти себя.

Американский психолог считает, что у каждого человека уже с детства есть свой потенциал, который нужно обязательно раскрывать. Поэтому родители обязаны определить тип интеллекта у своего малыша и правильно выбрать курс на будущее развитие. Его мнение получило название «теория желудя».

Определить тип мышления – не такая сложная задача, как может показаться. Достаточно внимательно проследить за своим ребенком и понять, что именно ему нравится. При этом занятие должно не только вызывать положительные эмоции, но и без труда выполняться. Дополнительно можно провести отдельные тесты или заполнить специальные анкеты, результаты которых покажут, к чему расположен малыш. Если они не дадут однозначного ответа, то с вопросом о том, как определить тип интеллекта, стоит обратиться к детскому психологу, т.к. он сможет точнее рассказать об особенностях мышления ребенка.

Эйнштейн говорил, что все люди гении от рождения. Главным аргументом его слов стало высказывание, что рыба, которая судит о себе по способности забраться на дерево, будет считать себя глупой.

Структурно-уровневая теория интеллекта

Целый ряд существенных положений относительно природы интеллектуальных возможностей человека сформулирован в рамках теории интеллекта, разработанной под руководством Б. Ананьева. В качестве исходной выступала идея о том, что интеллект — это сложная умственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. В рамках данной теории получил развитие тезис об интеллекте как эффекте межфункциональных связей основных познавательных процессов на разных уровнях познавательного отражения

В частности, в рамках эмпирического исследования изучались такие познавательные функции, как психомоторика, внимание, память и мышление, которые и рассматривались как компоненты интеллектуальной системы

Экспериментальные исследования Б. Ананьева и его сотрудников позволили им сделать ряд важных заключений, касающихся функционально-уровневого устройства интеллекта.

Б. Ананьев постоянно подчеркивал глубокое единство теории интеллекта и теории личности. С одной стороны, потребности, интересы, установки и другие личностные качества определяют активность интеллекта. С другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта.

Теория первичных способностей Терстоуна

Эта теория выступает в качестве контрапункта двухфакторной теории Спирмена с появлением теста первичной когнитивной способности. Его автор рассматривал интеллект как элемент, состоящий из нескольких независимых факторов, являясь одной из первых многофакторных теорий..

Терстон был американским психологом, признанным за его вклад в факторный анализ и создание его шкалы для измерения навыков, идентифицируя с его анализом семь основных умственных способностей:

  1. Устное понимание: способность понимать идеи и значения, выраженные словами.
  2. Свободное владение речью: навыки письма и речи с легкостью.
  3. Числовой: способность быстро решать проблемы.
  4. Пространственный: способность визуализировать объекты двух или трех измерений, пространственные отношения и изменения положения.
  5. Память: запоминать и распознавать ранее представленную информацию.
  6. Скорость восприятия: различать детали сложных конфигураций.
  7. Рассуждение: способность решать логические задачи, прогнозировать и планировать ситуации.

Благодаря их вкладу стало возможным улучшить тесты интеллекта, личностные и психологические интересы, а также помочь понять внутриличностные различия, наблюдаемые в сравнении с общими тестами интеллекта..

Очерк о теории множественного интеллекта

Это самая известная работа Говарда Гарднера, по словам Эллен Виннер, это был фундаментальный вклад в психологию, но она оказала еще большее влияние в области образования, где она произвела революцию в образовательных моделях по всему миру..

Теория множественного интеллекта появляется в его работе Обрамление: теория множественного интеллекта, опубликовано в 1983 году.

Эта работа критикует унитарную концепцию интеллекта и вместо этого предлагает различные группы, связанные друг с другом, которые формируют интеллектуальные способности детей и взрослых.

Поэтому Гарднер реагирует на методы, основанные на тестах, которые стремятся количественно оценить интеллект на основе коэффициента, и которые изучают это как единое целое.

По мнению американского психолога и педагога, интеллект не может быть определен количественно. Поэтому он отклоняет тесты, основанные на Интеллектуальном коэффициенте (IQ), который оценивает только тип интеллекта, адаптированный к учениям, преобладающим в школе, и не оценивает талант в других областях, таких как искусство или музыка..

Напротив, Гарднер утверждает, что существует восемь типов интеллекта или автономных навыков, которые связаны друг с другом. У людей есть ряд навыков, которые делают их более выдающимися в той или иной области, хотя врожденный талант не является гарантией успеха в этом навыке, обучение необходимо.

Распространенность, присущая тому или иному виду интеллекта, также может варьироваться в зависимости от таких факторов, как культура или социальный контекст. Эти умственные способности или способности могут быть связаны друг с другом, расширяя возможности друг друга. Таким образом, Говард Гарднер выделяет восемь типов интеллекта:

1- Логико-математический интеллект

Это относится к способности концептуализировать символы и решать проблемы логически. Это рациональный, математический или научный интеллект и тот, который измеряет тесты IQ, который Гарднер критикует за неполный. Этот тип интеллекта преобладает у ученых и математиков.

2- Лингвистический интеллект или языковой интеллект

Это способность понимать значение слов, их порядок и правильно выражать себя или составлять предложения, устанавливая ритм и метрику. Это также относится к использованию риторики или убеждения. Это тот тип интеллекта, который преобладает в писателях или поэтах.

И логико-математический интеллект, и лингвистика имеют большее преимущество в регулируемых учениях (преподаваемых в школах и колледжах), чем в других навыках..

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — это способность отмечать и следовать ритму или различать такие аспекты, как тон, интенсивность или тембр. Тем, кто преуспевает в этой области, легче сочинять мелодию из звуков. Это тот тип интеллекта, который преобладает в музыкантах или режиссерах.

Межличностный интеллект

Подчеркивает сочувствие к другим, в способности различать чувства или настроение людей вокруг нас

Очень важно практиковать профессию коммерсанта или профессора

Космическая разведка

Это относится к способности ориентироваться в пространстве, а также к его организации и способности узнавать других, их лица или различать мелкие детали. Одна из профессий, где этот тип интеллекта наиболее необходим, — это архитектура или оформление интерьера..

Натуралистический интеллект

Это умение различать элементы природы, типа растений, природных процессов и т. Д. Это был последний тип интеллекта, который добавил Гарднер, и который включал бы людей, посвященных биологии среди других.

Внутриличностный интеллект

Это способность воспринимать и понимать свои мысли, расставлять приоритеты и направлять свое поведение на основе этих переживаний или чувств. Это обычно можно найти в психологах.

Сенестетический интеллект

Это относится к использованию тела для решения проблем или создания с ним, например, посредством танца. Это интеллект танцоров или гимнасток.

У всех нас есть восемь интеллектов, которые Гарднер различает, хотя из-за биологических способностей или внешних факторов, таких как стимулы, которые мы получаем или испытываем, мы развиваем больше типов интеллекта, чем другие..

Альтернативный взгляд

1. Природный интеллект

Определяет способность человека чувствовать животных и растений. Эта способность считалась даром в нашем эволюционном прошлом. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль в некоторых отраслях и без него невозможно стать профессиональным ботаником или агрономом. Современное общество уже конечно мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.

2. Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом.

Интересно, что только музыкальный интеллект + склонность к математике может родить таких людей как барабанщики. Они, как правило, очень хорошо фильтруют внешний звук и имеют хорошо и быстро считать.

3. Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект помогает считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов.

Молодые люди с этим типом интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.Рекламное видео:4. Экзистенциальный интеллект

Интеллект, который потенциально помогает индивидууму в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля.

5. Межличностный интеллект

Межличностный интеллект — это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми. Также эти люди имеют хорошо чувствовать настроение и темперамент других.

Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но… Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.

6. Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект — это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве. Спортсмены, танцоры, хирурги должны обладать хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом.

7. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект — это способность мыслить и четко интерпретировать свои мысли, даже очень сложные, в понятные для всех слова. Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей.

Молодые люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды.

8. Личностный интеллект

Личностный интеллект — это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты.

Очевидно, что такие люди хорошие психологи. Но при это эти люди могут быть очень застенчивыми.

9. Пространственный интеллект

Пространственный интеллект — это способность мыслить в трех измерениях. Такие люди, хорошо осознают место, мысленно могут представить, что их ждет за углом. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину, того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент.

Моряки, летчики, скульпторы, художники и архитекторы — носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом любят лабиринты и пазлы. Они могут часами сидеть за рисунком.

Эмоциональный интеллект

«Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать эмоции, получать доступ к ним и генерировать эмоции, чтобы помочь им мыслить, понимать эмоции и эмоциональные знания и рефлексивно регулировать эмоции, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту» Майер и Саловей, 1997.

Даниэль Големан — психолог, известный своей книгой Эмоциональный интеллект. Он является соучредителем Коллаборации по академическому, социальному и эмоциональному обучению (Общество академического, социального и эмоционального обучения), чья миссия состоит в том, чтобы помочь школам ввести эмоциональные образовательные курсы.

Он описывает пять компонентов эмоционального интеллекта.

  • Знание самого себя или эмоциональное самопознание. Осознание себя, своих эмоций, своего состояния ума и того, как оно влияет на наше поведение.
  • Способность к саморегуляции или эмоциональному самоконтролю. Позволяя нам не увлекаться чувствами момента, контролируя наши импульсы.
  • Внутренняя мотивация: направьте эмоции к цели, сосредоточьтесь на целях, которые нужно достичь, а не на препятствиях, с которыми мы сталкиваемся.
  • Сочувствие Как способность понимать и понимать эмоции других, интерпретировать не только вербальное общение, но и невербальное.
  • Социальные навыки или межличностные отношения, насколько они важны как в нашей жизни, так и в нашей работе.

Экзистенциальный

Один из самых особенных видов интеллекта, который может стать главным у ребенка. Он помогает получить высокий уровень осознанности, легко разбираться в своих чувствах, рассуждать о сложных вопросах, делать верные выводы. Такие дети хотят узнавать о разных экзистенциальных вещах, зачастую их беспокоят мысли о жизни и смерти

Часто их внимание привлекают работы знаменитых философов. Многие из них очень застенчивы, из-за чего становятся закрытыми личностями

Какие профессии подойдут для таких людей:

  • Психолог;
  • Политик;
  • Ученый;
  • Преподаватель;
  • Священник.

Очень важно позволять таким детям высказывать свое мнение, слушать их, а также поддерживать некоторые идеи. Только такое отношение поможет развить им интеллект до хорошего уровня

Тест на тип интеллекта

Тест на тип интеллекта от IDRlabs ((IDR-MIT) разработан компанией IDRlabs. Этот тест берет за основу работу доктора Говарда Гарднера, который разработал теорию типов интеллекта. Тест IDR-MIT не связан ни с какими конкретными исследованиями в области учебной психологии или конкретными исследовательскими учреждениями.

Тест на тип интеллекта от IDRlabs берет за основу теорию Говарда Гарднера: Gardner, Howard (1983; 1993) Frames of Mind: The theory of multiple intelligences, New York: Basic Books; Gardner, Howard (1999) Intelligence Reframed. Multiple intelligences for the 21st century , New York: Basic Books; Brualdi, A, C. (1996) «Multiple Intelligences: Gardner’s Theory. ERIC Digest «, Eric Digests.

Работа доктора Гарднера описывает определенные диагностические критерии, которые использовались в исследованиях гипотезы о множественном интеллекте. Она широко используется для академических и психологических моделей. Организация IDRlabs и данный тест предоставляют информацию только в учебных целях. Они никак не связаны с вышеуказанными исследователями, организациями или учреждениями.

Тест на типы интеллекта опирается на известные исследования человеческого интеллекта, учитывая интересы, предпочтения респондентов и их способность справляться с различными проблемами и задачами. Однако, все бесплатные онлайн-тесты вроде этого служат лишь ознакомительными материалами, которые не смогут определить Ваш тип интеллекта с абсолютной точностью и достоверностью. Поэтому наш тест предоставляет информацию только в учебных целях. Подробную информацию о Вашем психическом состоянии может предоставить только дипломированный специалист.

Пример типа интеллекта: Лингвистический интеллект, или «словесный ум» — это высокое владение устной и письменной речью. Это способность эффективно использовать слова для выражения своих мыслей (а также умение понимать средства выражения других) и понимание сложных словесных конструкций с использованием необычных, технических или иностранных слов. Этот тип интеллекта часто встречается среди писателей, общественных ораторов, изучающих языки и учителей, а также в других профессиях, которые предусматривают отличное владение языковыми средствами. Лингвистический интеллект также ассоциируется с академическим способом решения проблем и абстрактным мышлением. Те, кто имеет высокий уровень лингвистического интеллекта, любят разгадывать кроссворды, читать, писать и увлекаются разнообразными играми слов.

Как авторы этого бесплатного онлайн-теста, который позволит определить Ваш тип интеллекта, мы приложили все усилия, чтобы этот тест отличался надежностью и достоверностью благодаря многочисленным проверкам и статистическому контролю данных. Однако, бесплатные онлайн-тесты вроде этого предоставляют информацию «как есть», и не должны толковаться как предоставление профессиональной или сертифицированной консультации любого рода. Для получения дополнительной информации о наших онлайн-тесты ознакомьтесь, пожалуйста, с нашими Условиями предоставления услуг.

Этологическая теория интеллекта

По мнению У. Чарлсворза, сторонника этологического подхода в объяснении природы интеллекта, отправной точкой в его исследованиях должно стать изучение поведения в естественной среде. Интеллект, таким образом, — это способ адаптации живого существа к требованиям действительности, сформировавшийся в процессе эволюции. Для лучшего понимания адаптационных функций интеллекта он предлагает разграничить понятие «интеллект», включающее наличные знания и уже сформировавшиеся когнитивные операции, и понятие «интеллектуальное поведение», включающее средства приспособления к проблемным (новым, трудным) ситуациям, в том числе и когнитивные процессы, которые организуют и контролируют поведение.

Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел У. Чарлсворза к заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которое мы называем интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной системы.

Любопытно, что этологический подход (с его ориентацией на изучение интеллектуальной активности в обыденной жизни в контексте естественного окружения) вывел на первый план феномен здравого смысла (своего рода «наивную теорию человеческого поведения»). В отличие от фантазийных грез и научного мышления здравый смысл, с одной стороны, имеет реалистическую и практическую направленность и, с другой стороны, мотивирован потребностями и желаниями. Таким образом здравый смысл ситуационно-специфичен и одновременно индивидуально-специфичен — именно этим объясняется его ключевая роль в организации адаптационного процесса.

Важное значение и практическое применение Теории Множественных Интеллектов

Сейчас в Америке и некоторых странах Европы уже разрабатываются образовательные программы, которые используют разносторонний подход и включают в себя развитие всех девяти типов интеллекта.

Осознание того, что каждый человеческий мозг обладает совершенно уникальной конфигурацией способностей, меняет в корне поход к обучению людей.

Представьте, что есть два ученика, оба учат таблицу умножения. Одному очень легко дается процесс запоминания, второй мучается, тратит в десятки больше времени. Но! Это не означает, что у второго ученика более слабые когнитивные способности, может даже действовать обратное утверждение – второй ученик возможно обладает более глубоким потенциалом к математике. Например, не пытаясь как первый ученик просто запомнить с помощью визуальной памяти без особого понимания, второй ученик старается рассмотреть и понять все более детально и глубоко.

Если изменить подход и способ донесения информации можно взрастить гениального способного человека. Разностороннее понимание мозга и интеллекта ученика помогает преподавателям успешно развивать и обучать детей, не способных к традиционным методикам образования.

Говард Гарднер утверждает, что важные идеи должны объясняться разными способами – соответственно способностям обучаемых – кто-то запоминает материал лучше всего в процессе игры, кто-то, просто читая материал, некоторые запоминают визуальные разъяснения и так далее.

Нельзя себя и других недооценивать. Каждый человек талантлив по-своему, имеет уникальный набор характеристик мозга, и, если какой-то из интеллектов развит слабее – это не приговор и не сигнал слабых способностей и возможностей человека. Нужно просто правильно оценить весь комплекс, все составляющие интеллекта и найти правильный способ обучения.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Тест множественного интеллекта

Существует несколько тестов, которые позволяют определить, какой тип интеллекта преобладает в человеке, многие из них доступны через Интернет, они просты и могут быть выполнены за несколько минут..

В зависимости от преобладающих ответов, вы сможете узнать, какой тип интеллекта преобладает в вас. Например, у человека может быть более развитый межличностный интеллект, но и у натуралиста, в то время как у него хуже математический интеллект.

Выполните следующие шаги:

1-Ответьте на следующие вопросы и запишите ответы. Каждый из вариантов указывает на тип интеллекта, упомянутый выше.

2. Напишите рядом с каждым из ваших ответов, что такое интеллект. Например: «Слушай музыку» — Музыкальный интеллект.

3-Сумма, сколько вариантов вы выбрали для каждого типа интеллекта.

1-Что вы любите делать в свободное время?

  • считывание
  • спортивный
  • рисовать
  • Решать математические задачи
  • Проводить время в одиночестве
  • Слушать музыку
  • Ходить на вечеринки
  • Кемпинг, походы или выращивание вашего сада

3-Это твой день отдыха, и это прекрасный летний день. У вас больше шансов:

  • Пригласите друзей сыграть в футбольный матч
  • Читать хорошую книгу
  • Пойти в художественный музей
  • Выходить с друзьями в торговый центр
  • Проверьте семейный бюджет
  • Пойти на концерт
  • Покататься на велосипеде
  • Наслаждайтесь только весь день

4-Когда вы пытаетесь найти идеи для нового проекта, вы, скорее всего, найдете вдохновение:

  • Прогулка по окрестностям
  • Читайте статьи, связанные с вашей темой
  • Создайте мысленную карту, изучая различные варианты
  • Работая в вашем саду
  • Слушать музыку
  • Размышляя о проекте для себя
  • Создайте список с различными альтернативами и назначьте каждому значение на основе различных факторов
  • Обсуждение вариантов с другими людьми

5-На вечеринке у вас больше шансов:

Обсудите своего любимого автора

  • Посмотреть коллекцию музыки хозяина
  • Наблюдайте за другими людьми
  • Погуляй в саду
  • Испытайте кого-нибудь на игру в дартс
  • Реализуйте архитектуру дома
  • Проведите день, вычисляя, сколько будет стоить вечеринка
  • Поговорите с как можно большим количеством людей

6-Вы сидите в кабинете стоматолога в ожидании встречи. Как ты проводишь время?

  • Гуляя
  • Слушать музыку
  • Играть судоку
  • Чтение статьи из National Geographic
  • Пишу своим друзьям
  • Чтение книги
  • Чтение статьи по психологии

7-Вас попросили принять участие в спектакле. Какую роль ты имеешь??

  • Планировать бюджет
  • танец
  • Написать сценарий
  • вести
  • Постройте сцену
  • Управлять клиентами и другими ресурсами
  • Как аудитория
  • Игра на инструменте

Экзистенциальный интеллект

Самый загадочный тип ума. Учёными однозначно не установлена даже область головного мозга, которая его контролирует. Отвечает за способность осознавать своё место в жизни, задумываться о жизни и смерти, следить за своим и чужим здоровьем.

Обладатели развитого экзистенциального интеллекта легко приспосабливаются к новым условиям среды, практичны и хитры в области выживания, часто задумываются о том, что такое жизнь и смерть, существует ли загробный мир, как появилась жизнь на Земле, и кто был прародителем человечества.

Как правило, такие люди отличаются долголетием, умеют открывать секреты старения и молодости, имеют фантазии на тему иной жизни и бессмертия. О предпочтительной профессии здесь сказать трудно, ведь это может быть и военный, и хороший врач или целитель, и путешественник, и метафизик, и учёный-геронтолог.

Духовный интеллект

Духовный интеллект – это то, что непосредственно характеризует сбалансированность внутреннего мира и личности человека, его внутренняя цельность. Это очень важный момент для личной стратегии, он характеризует то, насколько ваши поступки соответствуют вашим глубинным ценностям, целям, желаниям и убеждениям.

Если ваша личная стратегия не будет соответствовать вашим глубинным ценностям, то вероятность её реализации минимальна. Вы сами сознательно или подсознательно будете искать способы не реализовывать её. Духовный интеллект не только характеризует то, насколько ваша жизнь сочетается с тем, что вы хотите и можете делать хорошо.

Духовный интеллект характеризует вашу способность сделать выбор на основе ваших ценностей и следовать им. Этот вид интеллекта определяет также понимание и ощущение смысла жизни, а также вашу способность найти свое место в жизни и цель.

В одном из уроков мы будем изучать японское понятие Икигаи. В нём вы узнаете, что ваш духовный интеллект помогает найти Икигаи и реализовать его.

МНОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ОСНОВА ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ:

     В результате длительного изучения работы мозга Говард Гарднер сделал вывод, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов «располагается» в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку для этого.      У каждого ребенка свое уникальное сочетание «интеллектов». Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других — к природе, у третьих — к искусству и творчеству.      Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.

Интеллект и способности

Интеллект и способности к чему-либо, — не одно и то же. Так, наличие музыкальных способностей не всегда означает, что человек хорошо разбирается в музыке, умеет играть на каком-то инструменте или обучен вокалу. Интеллект всегда предполагает умение применять свои навыки в той или иной сфере деятельности. А их для начала надо выработать, приобрести.

Что же произойдет, если тренировать одновременно все типы интеллекта? Следствием таких занятий будет развитие самых разных участков мозга, что помогает достигать высоких результатов в любой сфере человеческой деятельности. Примерно таких взглядов придерживался (и применял в жизни) Леонардо да Винчи. Его наследие изучают до сих пор.

Типы интеллекта

Теперь изучим восемь типов интеллекта по Гарднеру.

Визуально-пространственный интеллект

Люди, обладающие сильным визуально-пространственным интеллектом, хорошо визуализируют вещи. Они часто хорошо разбираются в направлениях, а также картах, диаграммах, видео и изображениях. Могут реализовать себя в искусствах и инженерии.

Лингвистико-вербальный интеллект

Люди, обладающие сильным языково-вербальным интеллектом, отлично владеют словом как устно, так и на письме. Они имеют склонность к сочинительству, быстро запоминают информацию и любят читать.

Логико-математический интеллект

То, что у нас называют «техническим складом ума». Люди, обладающие сильным логико-математическим интеллектом, умеют рассуждать, распознавать закономерности и логически анализировать проблемы.

Телесно-кинестетический интеллект

Говорят, что те, кто обладает высоким телесно-кинестетическим интеллектом, хорошо двигаются и умеют контролировать своё тело. Люди, которые сильны в этой области, обычно обладают отличной зрительно-моторной координацией и ловкостью, умеют танцевать, с удовольствием занимаются спортом.

Музыкальный интеллект

Люди с развитым музыкальным интеллектом умело мыслят образами, ритмами и звуками. Они очень любят музыку и умеют с ней взаимодействовать, в том числе и сочинять. Хороши в игре на музыкальных инструментах, имеют чувство ритма и понимают структуру звука.

Межличностный интеллект

Те, кто обладает сильным межличностным интеллектом, хорошо понимают и взаимодействуют с другими людьми. Они умеют оценивать эмоции, мотивацию, желания и намерения окружающих. Люди с межличностным интеллектом владеют природным навыком невербального общения, легко решают любые конфликты и налаживают отношения. Такой тип личности хорошо проявляет себя в психологии и преподавании, умеет руководить людьми за счёт развитой коммуникабельности.

Внутриличностный интеллект

Лица, обладающие сильным внутриличностным интеллектом, отлично распознают свои собственные эмоциональные состояния, чувства и мотивации. Им нравится размышлять и анализировать себя, в том числе мечтать, изучать отношения с другими и оценивать свои личные сильные стороны. Есть выраженная склонность к рефлексии

Для личности с ярко выраженным интеллектом такого типа важно отстаивать свою точку зрения и границы. Такие люди могут попробовать себя в писательстве

Натуралистический интеллект

Натуралистика — дополнение к теории Гарднера, которое встретило большее сопротивление, чем его первоначальные семь видов интеллекта. По словам Гарднера, люди с высоким уровнем такого интеллекта больше приближены к природе и часто заинтересованы в изучении окружающей среды. Они могут становиться экологами или фермерами, работать в науках, связанных с естествознанием.

Критика

Теория Гарднера подверглась критике как со стороны психологов, так и со стороны педагогов. Скептики утверждают, что определение интеллекта, данное Гарднером, слишком широко, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, личностные качества и способности. Недостаточно также и внятных исследований на эту тему.

Особенности

В контексте этой теории речь действительно идёт о природный наклонностях: кто-то лучше разбирается в музыке, кто-то может реализовать себя в точных науках. Но в отличие от интеллекта в классическом смысле этого слова, интеллект Гарднера можно развивать, практикуясь и приобретая дополнительные навыки. Впрочем, это нельзя назвать недостатком.

Заключение

Согласно Гарднеру, каждый человек имеет свои сильные стороны и потенциал. Достаточно лишь изучить себя и найти его: это поможет наиболее эффективно распределять ресурс и быстрее добиваться поставленных целей. Поэтому необходимо заниматься саморазвитием и учиться понимать свои чувства, эмоции, потребности. В этом поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.