Оглавление
Содержание теста
Опросник состоит из 40 высказываний. Они делятся на две группы по 20 высказываний. Одна группа должна отвечать за выявление TA, вторая — определяет SA.
Оценка, как уже говорилось выше, основана на четырёхбалльной шкале Лайкерта. Она подразумевает четыре варианта ответов на каждое высказывание:
1 | 2 | 3 | 4 |
Никогда (совсем нет) | Почти никогда (в некоторой степени) | Часто (в умеренной степени) | Почти всегда (очень сильно) |
Тест на тревожность в оригинале имеет две формы: X и Y. Форма X направлена на выявление не только степени проявления состояния, но и определение его признаков. Этот вариант позволил диагностировать у пациентов тревожность и беспокоящее состояние при депрессиях.
В форме Y многие высказывания из формы X заменены на новые. Она призвана определить конкретные факторы состояния и черты тревоги. Форма Y имеет более простую структуру. Сегодня она имеет большее распространение. Вариант Y адаптирован для русского языка.
Страх и тревога – естественные состояния человека
Наши предки искали пищу и кров в дикой природе, проявляя чудеса изобретательности и командной работы. Не имея преимущества в физической силе, человек побеждал благодаря когнитивному превосходству. Мы умеем прогнозировать будущее, потому что совмещаем данные о себе с изменением окружения.
Страх и тревога здесь – основные стимулы к действию. Природа создала их как «предохранитель» на случай переоценки собственных возможностей: страх для настоящего, тревогу – для будущего.
Все испытывают страх и тревогу, и это сохранило наш вид. Однако что-то пошло не так – опасностей стало меньше, а тревожных расстройств радикально больше.
Суть теста
Определенный уровень тревоги – это естественное состояние, обусловленное жизнедеятельностью человека. Проблемы, переживания, волнения, ситуации, воспринимаемые личностью как угроза для самооценки и др. – провоцируют изменение уровня тревоги в течение дня. Тест позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к тревоге в данный момент и в перспективе, для чего разработаны 2 шкалы:
- Опросник, оценивающий ситуативную тревожность построен на ряде утверждений, актуальность которых человек оценивает по шкале от 1 до 4, где 1 – совершенно неверно, 4 – абсолютно верно. Утверждения типа «Я спокоен», «Я встревожен», «Мне радостно» описывают состояние и настроение здесь и сейчас. Тревога, в зависимости от ситуации, может быть обусловлена эмоциями, переживаемыми в данный конкретный момент времени: беспокойство, уныние, радость, печаль.
- Опросник, оценивающий личностную тревожность, содержит утверждения типа «Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть», «Я слишком переживаю из-за пустяков», «Я уравновешенный человек». То есть в данном случае человек оценивает состояние в течение длительного периода, для чего ему приходится делать самоанализ своего душевного состояния и личностного восприятия проблем. Если ситуативная тревожность зависит от текущего момента времени, то личностная характеризует количество тревожных ситуаций в длительный период времени, скорость и глубину их переживания.
После прохождения теста подсчитывается уровень тревожности: чем выше балл, тем выше уровень тревоги. Преимущество данного теста заключается не только в том, что одновременно оцениваются уровни тревоги в конкретный момент времени и в длительный период, но и в том, что выделяется широкий спектр ситуаций, на которые человек реагирует.
Что такое тревожность
Тревожность – это ощущение взволнованности, озабоченности, беспокойства, которое не имеет направленности на какой-либо объект и появляется, когда угрожает опасность значимым для конкретной личности ценностям. Например — достоинству, престижу, уважению, физической безопасности. У каждого персональные критерии оценки своего Я, поэтому и поводы для тревоги у всех свои.
В определенных пределах тревожность является естественным откликом психики на негативные обстоятельства, условия. Когда ситуация нормализуется, подобный дискомфорт сменяется ровным эмоциональным состоянием. Подобная взволнованность не порождает психологических расстройств, а, напротив, активизирует механизмы самосохранения индивидуума. Поэтому ее можно назвать полезной.
Тревожность может быть невротической. Ее особенностью является — неадекватная реакция на опасность, которая преувеличена или выдумана. Субъективное восприятие реальности не всегда соответствует действительному положению дел. В результате появляется склонность к необоснованным переживаниям и беспокойству. Следствием становятся страхи, фобии, паники, внутренние конфликты, неврозы и другие патологические состояния психики.
Состояние тревоги сопровождается чувством дискомфорта, которое может быть кратковременным, затяжным и практически постоянным. Такое самочувствие часто определяет поведение человека в той или иной ситуации. Люди с нормальным уровнем тревожности более эффективны в решении насущных задач, уравновешены и жизнерадостны, чем те, у кого уровень тревожности высокий.
Классификация состояний тревожности
Затяжная тревожность многогранна. Состояния могут различается по многим критериям. Их классификация необходима для того, чтобы в дальнейшем подобрать подходящую методику для определения уровня тревожности.
По происхождению
Выделяется личностная тревожность, когда человек предрасположен к хроническому беспокойству в силу характера, темперамента, особенностей состояния здоровья, наследственности. Она может обостряться тогда, когда другие люди чувствуют себя нормально. Такой человек предпочитает держаться особняком, не участвовать в шумных мероприятиях, тем самым обостряя своё состояние.
Ситуативная тревожность, которая часто называется реактивной. Она обусловлена различными ситуациями из окружающего мира, провоцирующими её:
- многочисленные опасности современного мира — войны, катастрофы, экономические кризисы, природные катаклизмы, сообщения об угрозах их возникновения оказывают своё негативное действие;
- плохие отношения с окружающими людьми, с которыми приходится общаться постоянно и испытывать отрицательные эмоции;
- коммуникации с большим количеством людей в постоянном режиме накладывают негативный отпечаток на личность, приводит к стрессам;
- печальный опыт, полученный ранее, может преследовать человека всю жизнь.
По возрасту
Одно из наиболее важных разделений тревожных расстройств проводится с учётом особенностей развития нервной системы в конкретном возрасте. Отчёт начинается с самого рождения, потому что даже младенцам часто свойственна тревожность. Причины её появления различны: состояние здоровья, общая атмосфера в семье, условия проживания. До достижения 7 лет такая тревожность именуется детской.
Затем настаёт черёд школьной тревожности, источником которой выступают события, происходящие во время учебы. Особенно тяжело приходится младшим школьникам, которые испытывают давление с 3-х сторон:
- родителей;
- учителей;
- одноклассников.
Чрезмерная тревожность может закончиться неврозом или постоянным страхом школы.
Подростки также страдают от повышенной тревожности, это связано с:
- гормональной перестройкой организма;
- частой сменой настроения;
- необходимостью определения своего места в круге сверстников.
Взрослая тревожность может сопровождать человека в течение всей жизни. Это объясняется многими факторами:
- особенностями мужской и женской психологии;
- сложными жизненными периодами (кризис среднего возраста, климакс, старение);
- опасными профессиями и деятельностью, требующей повышенного напряжения.
Инструкция к тесту (вторая группа суждений)
Внимательно прочитав каждое приведенное ниже суждение, выберите подходящую для Вас цифру в соответствии с Вашим обычным самочувствием: 1 – почти никогда; 2 – иногда; 3 – часто; 4 – почти всегда.
Содержание теста (вторая группа суждений):
1 | Вы испытываете удовольствие | 1 2 3 4 |
2 | Вы быстро устаете | 1 2 3 4 |
3 | Вы легко можете заплакать | 1 2 3 4 |
4 | Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие | 1 2 3 4 |
5 | Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения | 1 2 3 4 |
6 | Вы чувствуете себя бодрым человеком | 1 2 3 4 |
7 | Вы спокойны, хладнокровны и собраны | 1 2 3 4 |
8 | Ожидание трудностей очень тревожит Вас | 1 2 3 4 |
9 | Вы слишком переживаете из-за пустяков | 1 2 3 4 |
10 | Вы бываете вполне счастливы | 1 2 3 4 |
11 | Вы принимаете все слишком близко к сердцу | 1 2 3 4 |
12 | Вам не хватает уверенности в себе | 1 2 3 4 |
13 | Вы чувствуете себя в безопасности | 1 2 3 4 |
14 | Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 2 3 4 |
15 | У Вас бывает хандра, тоска | 1 2 3 4 |
16 | Вы бываете довольны | 1 2 3 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас | 1 2 3 4 |
18 | Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть | 1 2 3 4 |
19 | Вы уравновешенный человек | 1 2 3 4 |
20 | Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах | 1 2 3 4 |
Ключи к тесту:
Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу к тесту:
СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу к тесту:
ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =
Назначение опросника
Тест был разработан Чарльзом Спилбергером в первой половине 80-х годов XX века. Методика была адаптирована для русскоязычного использования Ю. Л. Ханиным.
Чарльз Дональд Спилбергер — доктор философии, клинический психолог, известный своими работами по изучению беспокоящих состояний. При разработке теста развил теорию известного британского психолога Рэймонда Кеттела.
В её основе было заложено чёткое разграничение хронических (постоянных) и временных тревожных состояний. Спилбергер составил детальную опись состояний тревожности.
Многие из своих концепций по тревожности психолог позднее перенёс на проблемы проявления гнева. В этой теме Спилбергер добился максимальных успехов и стал признанным авторитетом.
Помимо шкалы тревоги (STAI), Спилбергером были составлены ещё несколько тестов:
- STAS — шкала состояния гнева;
- STAXI — оценка выражения гнева;
- STAIC — оценка состояния тревоги у детей.
Чарльз Дональд работал над передовым психологическим проектом совместно с психологами Р. Л. Горсач и Р. Е. Люшен. Вместе они сформулировали перечень вопросов, с помощью которых человек мог самостоятельно определить степень проявления различных типов беспокоящих состояний.
https://youtube.com/watch?v=2JXiXain6S8
Методика с выявлением нескольких типов тревоги одновременно стала передовой и новаторской. Ранее такой подход не использовался. Различные анкеты, которые были введены в оборот до теста Спилбергера, были нацелены на оценку одного, конкретного вида беспокоящего состояния.
Юрий Львович Ханин — профессор, доктор психологических наук. Один из ведущих спортивных психологов. Внёс серьёзный вклад в изучение проблем влияния тревожности, стресса, эмоций в спортивных достижениях. Адаптировал методику Спилбергера для русскоязычного населения для использования в профессиональном спорте.
Применение адаптации не ограничилось спортом, тест получил широкое распространение в других сферах.
Сложности адаптации
Почему возникает?
Разрушается привычный образ жизни, а новый порядок еще не сформировался. Основной дискомфорт вызывает отсутствие четкого плана даже на ближайшую перспективу, поэтому основная стратегия — сформировать для себя такой план. Сначала план появится на несколько часов, потом человек приспосабливается и учится планировать свою жизнь на несколько дней, недель. Вместе с этим возвращаются ощущение предсказуемости событий и улучшается психологическое состояние.
Как проявляется?
— ощущения напряжения, подавленности;
— чувство беспомощности и дискомфорта;
— переживание невозможности приспособиться к новым условиям;
— сложности в организации собственной деятельности на бытовом и профессиональном уровне;
— нарастание напряжения в общении между членами семьи при постоянном нахождении вместе.
Что делать?
— составьте план на день с обязательным соблюдением режима (например, пробуждение и отход ко сну, приемы пищи, время для работы и отдыха);
— при наличии удаленной работы спланируйте время начала и окончания рабочего дня;
— включите всех членов семьи в организацию домашнего быта, с распределением обязанностей;
— договоритесь с членами семьи о личном пространстве или времени уединения для каждого;
— по возможности сохраняйте традиционные дела, «привычки» или формируйте новые;
— сохраняйте привычные социальные контакты, дистанционно продолжайте общаться с друзьями, близкими.
Суть методики
Установление степени проявления беспокоящих состояний очень важно, т. к
оно во многом определяет поведение человека. Тревожность присуща всем людям. Но для каждого индивида характерен свой оптимальный, желательный уровень.
Такие состояния называются полезными. Задание позволяет человеку самостоятельно выяснить уровень тревожности, на основе этих данных выстроить оптимальный самоконтроль и самовостриятие.
Шкала тревоги Спилбергера (STAI) — адаптированный метод самостоятельного определения уровня беспокойности как в данный момент, так и в долгосрочной перспективе.
В основе метода психодиагностики лежат:
- перечень из 40 высказываний, разбитый на два блока,
- четырёхбалльная шкала Лайкерта,
- бланк оценки и обработки данных.
STAI измеряет два типа тревожности:
- Реактивный (ситуативный) — SA. S-беспокойство по Спилбергеру. Проявляется в форме страха, нервозности, дискомфорта. SA характерная для психологических расстройств, патологий и заболеваний. Реактивное беспокойство выражается в чувствах от предполагаемых, временных угроз.
- Личностный — TA. Т-тревога в классификации автора теста. Проявляется в чувствах стресса, беспокойства, дискомфорта. Беспокоящее состояние, с которым человек сталкивается каждый день. Ощущения и чувства в типичных ситуациях.
Преимущества теста STAI:
- приспособлен для использования в различных социально-экономических ситуациях,
- требуемый уровень для самооценки — шесть классов образования,
- подходит для оценки как взрослых всех возрастов, так и детей с 12 лет,
- адаптирован как для клинического, так и для любого другого медицинского использования,
- активно применяется при исследовании различных тревожных и депрессивных состояний.
Обработка результатов
Обработка результатов включает следующие этапы:
- Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
- На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
- Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
Ключ
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | ||||||
№№ | 1 | 2 | 3 | 4 | №№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||||||
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 22 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 23 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 26 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 27 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 29 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 30 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Что значат результаты
Если в ходе проведения теста выяснилось, что ситуативная тревога на высоком уровне, а личностная – ниже среднего, значит, человек переживает эмоцию (положительную или отрицательную) в данный период, но быстро тревогой справится с тревогой. Обратные показатели свидетельствуют о том, что человек склонен тревожится часто, воспринимает действительность субъективно, постоянно чувствует угрозу и склонен долго это переживать.

Эта тема закрыта для публикации ответов.