Типология личности по к.г. юнгу

Алан-э-Дейл       04.11.2022 г.

Оглавление

Понятие

Согласна, пока не совсем доступно. Предлагаю начать разбираться поэтапно.

Понятие архетипа ввел в обиход швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. Именно он стал основоположником аналитической психологии – направления, которое изучает глубинные мотивации человека на основе фольклора, мифов и сновидений.

Юнг был первым, кто предложил идею разделения человеческой психики на две части: сознательную и бессознательную. В первой находится все то, что мы можем осознавать: наши чувства, мысли, воспоминания. Во второй прячутся неподконтрольные сознанию процессы и явления, например, сновидения, интуиция, вдохновение, стереотипы и т. д.

Данную структуру психики можно сравнить со строением айсберга. Наверняка кто-то вспомнит из уроков географии, что на поверхности воды находится лишь 10 % ледяной глыбы, а 90 % скрыто под водой. Наше сознание – это лишь верхушка айсберга. Все остальное – это подсознание. Ему и была посвящена вся научная деятельность Юнга.

Бессознательная часть человеческой психики тоже имеет свою структуру и разделена на два слоя:

  1. Индивидуальное бессознательное – это то, что человек наработал своим личным опытом.
  2. Коллективное – это продукт наследуемых структур мозга, который является общим для всех людей и основывается на опыте всего человечества в целом.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой нашей психики. Он как раз и состоит из архетипов.

Если простыми словами, то архетипы – это базовые образы, которые складывались многими и многими поколениями до нас. Они обладают следующими характеристиками:

  • устойчивы;
  • способны оказывать влияние на эмоциональное состояние человека и вызывать в нем те или иные реакции;
  • обладают набором как положительных, так и отрицательных качеств;
  • встречаются у всех народов и во все времена в виде мифов и сказок.

К примеру, герои народных сказок: Иванушка-дурачок, Царь-Государь, Ведьма, Снежная королева – все это архетипы. Герои мифов и легенд – богиня мудрости Афина, бог войны Арес и прочие – тоже являются архетипами.

Карл Густав Юнг различал архетипы и архетипические образы, называя первое понятие подобием неизменного скелета, а второе – содержанием, которое может изменяться в зависимости от окружения, истории семьи, народа. В классической психологии данные понятия не разграничиваются, а потому для более легкого понимания мы тоже будем рассматривать их как синонимы.

Теоретически архетипов может быть великое множество. К примеру, специалисты по системе Таро выделяют 22 архетипа в соответствии с числом старших арканов. Иными словами, классификация зависит от конкретной темы или ниши, в которой она используется. В статье мы рассмотрим только основные архетипы.

Что такое “характер”

В психологии под характером подразумевают совокупность личностных качеств человека, которые формируются по мере взросления и наиболее ярко проявляются в личной и общественной жизни. В результате формируется конкретный стиль поведения в разных жизненных ситуациях.

Психологи разделяют черты характера на 4 группы. В основе этого деления лежит отношение человека к различным сторонам жизни.

  1. К другим людям – замкнутость или общительность, лживость или правдивость, уважение или высокомерие и др.
  2. К самому себе – скромность или тщеславие, заносчивость или самокритичность, гордость или смирение и др.
  3. К труду – трудолюбие или лень, добросовестность или безалаберность и др.
  4. К вещам – аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность, аккуратность или халатность и др.

Поскольку основные черты личности формируются в общественной жизни, то главной стороной для познания характера человека являются его отношения с другими людьми. О характере человека судят и по его темпераменту

Но важно различать эти понятия

Функции сознания

Описывая психологические типы, Юнг выделил четыре функции сознания, которые, сочетаясь с направленностью человека внутрь или наружу, образуют восемь комбинаций. Эти функции существенно отличаются от остальных психологических процессов, поэтому именно они были выделены отдельно :

  • мышление
  • чувство
  • интуиция
  • ощущение

Под мышлением Юнг понимал интеллектуальные и логические функции человека. Чувство — субъективная оценка мира, основанная на внутренних процессах. Под ощущением понимается восприятие мира при помощи органов чувств. А под интуицией — восприятие мира, основанное на бессознательных сигналах.

Мышление

Типы психики, основанные на мышлении делятся на интровертные и экстравертные. Экстравертный мыслительный тип основывает все свои суждения на интеллектуальных заключениях об окружающей действительности. Его картина мира полностью подчинена логическим цепочкам и рациональным доводам.

Такой человек считает, что весь мир должен подчиняться его интеллектуальной схеме. Всё, что этой схеме не подчиняется — неправильно и иррационально. Иногда подобные люди приносят пользу, но чаще всего они просто невыносимы для окружающих.

Как следует из работ Карла Густава Юнга, психологические типы интровертно-мыслительного вида являются практически полной противоположностью своим экстравертным собратьям. Их картина мира также основывается на интеллектуальных измышлениях, но основаны они не на рациональной картине мира, а на его субъективной модели. Поэтому такой психологический тип имеет множество идей, совершенно естественных для него, но не имеющих никакой связи с реальным миром.

Чувство

Экстравертный чувствующий тип, как гласят психологические типы Карла Юнга, основывает свою жизнь на чувстве. Поэтому мыслительные процессы, если они противоречат чувству, отбрасываются подобным индивидом, он считает их ненужными. Чувства экстравертного типа основаны на общепринятых стереотипах о прекрасном или правильном. Такие люди чувствуют то, что принято в обществе, хотя при этом они совершенно искренни.

Интровертный чувствующий тип исходит из субъективных чувств, зачастую понятных только ему. Истинные мотивы такого человека обычно скрыты от сторонних наблюдателей, часто люди такого типа выглядят холодными и безразличными. Тихие и доброжелательные внешне, они могут скрывать совершенно неадекватные чувственные переживания.

Ощущение

Ощущающий экстравертный тип воспринимает окружающую действительность более остро, чем иные психологические типы. Юнг описывал этот тип как человека, живущего здесь и сейчас.

Ему хочется наиболее интенсивных ощущений, даже если они будут негативными. Картина мира подобного субъекта построена на наблюдениях за объектами внешнего мира, что придаёт ощущающим экстравертам налёт объективности и рассудительности, хотя на самом деле это совсем не так.

Интровертный ощущающий тип крайне тяжело понять. Главную роль в восприятии мира для этого психологического типа играет его субъективная реакция на мир. Поэтому поступки ощущающих интровертов могут быть непонятны, нелогичны и даже пугающи.

Интуиция

Интуитивный тип — один из наиболее непонятных и загадочных. Другие психологические типы Карла Юнга более рациональны, за исключением ощущающего. Если интуитивный тип проявляется у экстраверта, то возникает человек, который постоянно ищет возможности, но как только возможность изучена и ясна, бросает её ради дальнейших блужданий. Из подобных людей получаются хорошие бизнесмены или продюсеры. Про них говорят, что у них отличное чутьё.

Однако интуитивный тип в сочетании с интроверсией образует наиболее странное сочетание. Описывая психологические типы, Юнг подметил, что интуитивные интроверты могут быть отличными художниками и творцами, но их творчество носит неземной, причудливый характер. В общении с таким человеком может возникнуть масса трудностей, так как зачастую он выражает свои мысли лишь ему одному понятным способом. Люди такого рода зациклены на восприятии и его описании. Если они не находят выход своим чувствам в творчестве, то им становится тяжело занять своё место в обществе.

Типы личностей и их характеристики

Основываясь на 4 основных психологических функциях и двух основных типах характера, Юнг утверждает, что существует 8 типов личности:

1. Рефлексивный исходящий

Экстравертная рефлексивная личность соответствует объективному человеку, который основывает свои действия на причине. Принимайте как истину только те вещи, которые подтверждены достаточными доказательствами. Они не очень чувствительны и могут стать тиранами и манипуляторами с другими людьми.

2. Светоотражающий интроверт

Это человек с важной интеллектуальной деятельностью, но у которого, тем не менее, есть трудности во взаимодействии или взаимодействии с другими людьми. Они имеют тенденцию быть цепкий и упрямый когда они сосредоточены на достижении своих целей

Иногда они рассматриваются как социально безобидные и безвредные, хотя и интересные.

3. Сентиментальный экстраверт

Это люди с большими способностями понимать других и установить хорошие социальные отношения. Однако они изо всех сил пытаются отделить себя от остальных и страдают, когда их игнорируют окружающие. У них очень хорошие коммуникативные навыки.

4. Сентиментальный замкнутый

Этот тип личности соответствует люди солидарности которые имеют большие трудности в установлении социальных отношений. Они могут быть асоциальными и меланхоличными. Они делают все возможное, чтобы остаться незамеченными и хотят хранить молчание. Тем не менее, они очень чувствительны к нуждам других.

5. Экстраверт перцептивный

Этот тип личности связан с особой слабость к объектам, тем, кто приписывает им магические качества, хотя они могут делать это неосознанно. Они не увлечены идеями, а предпочитают конкретные вещи, в которые трансформируются идеи. Они ищут удовольствия превыше всего.

6. Перцептивный интроверт

Это тип личности, который вы видите в художники и музыканты

Они уделяют особое внимание сенсорным переживаниям. Они придают большое значение цвету, форме и текстуре

Как правило, это люди с тенденцией к синестезии.

7. Экстраверт интуитивно понятен

Это о типичный авантюрист. Интуитивные экстраверты очень активны и беспокойны. Их нужно постоянно стимулировать. Они упорны, когда пытаются достичь своих целей, и, как только они их достигают, они начинают сосредотачиваться на следующей. Они не заботятся о благополучии людей в их среде.

8. Интроверт интуитивно

Они чрезвычайно чувствителен к тонким раздражителям. Это люди, которые пытаются выяснить, как они думают, чувствуют или хотят других. Они творческие, мечтательные и идеалистические. У них есть проблемы для “держи ноги на земле”.

Экстраверты или активные личности

Экстравертный тип личности относится к людям, которые любят активные действия, власть, всеобщее уважение, стараются показать себя. Они стараются занимать руководящие должности, чаще появляться на публике. Проблем с общением у экстравертов нет. Они любят новые знакомства, большие компании.

Существует несколько типичных черт характера, по которым можно определить экстраверта:

  • адаптация к любому коллективу;
  • желание получать похвалу за хорошие поступки;
  • потребность в постоянном внимании окружающих;
  • интенсивная жестикуляция при разговоре;
  • отсутствие страха перед сложностями;
  • постоянный поиск новых дел, занятий;
  • неусидчивость.

Нельзя говорить о том, что экстраверты постоянно ведут себя неугомонно, неусидчиво, агрессивно. Они могут смущаться, проявлять жалость, быть спокойными, рассудительными.

Юнг утверждал, что не существует на 100% экстравертов или интровертов. Чаще люди сочетают разные черты от двух типов, комбинируя их воедино

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Почему так важно знать личный психотип и уметь определять психотипы других

Для понимания талантов и сильных сторон человека

Ученые обнаружили, что в отделе головного мозга, который отвечает за ведущую психическую функцию человека, проводимость нейронных связей в 100 (!!!) раз выше, чем в отделе, который отвечает низшей функции.

Вы действуете из своей ведущей функции (= опираетесь на свои сильные стороны и талант) → процесс обработки информации стремительно ускоряется → вы буквально в 100 раз быстрее и эффективнее:
• соображаете;

• генерируете идеи;

• принимаете решения;

• творите и создаете новое

Только представьте, как это может повлиять на вашу жизнь, карьеру, бизнес!

Для понимания слабых сторон и уязвимых мест

Чаще всего мы не знаем о своих истинных слабостях. Эта информация бессознательная. Но именно эти слабые стороны и подводят нас в самые решающие моменты. А мы не можем понять, что же толкает нас наступать на одни и те же грабли раз за разом.

Понимание типологии Юнга даст знание об истинных слабых местах, а значит, возможность «подстелить соломку» себе, близким людям и своей команде.

Например, если вы умеете вести переговоры, но «не дружите» с аналитикой, стоит ли учиться последнему? Тратить время и энергию на то, что не приносит в итоге удовольствия?

Или сделать ставку на свои коммуникативные способности и стать крутым «переговорщиком», на радость себе и на благо компании?

Знание должностных инструкций еще не гарантирует успешной карьеры, но понимание своего психотипа и умение использовать свои сильные стороны открывает двери для самореализации в любой сфере.

Для более эффективной коммуникации

В более чем 80% случаев люди не слышат друг друга. Они слушают. Но не слышат. В ситуации карантина это приводит к вспышке разводов. Отношения разрушаются ещё быстрее.

Почему?

Люди разных психотипов по-разному воспринимают и передают информацию. И, если мы не учитываем этот момент – наши слова становятся для человека другого психотипа просто белым шумом.

Понимание типологии Юнга – это умение подобрать такие слова, которые донесут до другого человека нужную вам информацию без искажения.

Для экологичного влияния на людей

Если вы руководитель или собственник бизнеса, вы должны управлять своими сотрудниками экологично. Без давления и принуждения. Подбирая необходимые ключики, чтобы ваша команда, партнёры, сотрудники слышали вас и объединялись вокруг ваших целей. К людям с разными психотипами должен быть разный подход.

Для создания по-настоящему близких отношений

Основа любых по-настоящему близких отношений – принятие. Принятие – это когда я могу оставаться собой рядом с другим, другой может быть собой рядом со мной.

Пока у нас нет понимания психотипов Юнга, мы склонны мерить всех людей по себе. Приписывать поступкам других людей тот мотив, который заставил бы нас так поступить. Но это ошибка! Ошибка, которая способна испортить или даже разрушить отношения.

Типология личности по Юнгу позволяет разобраться в мотивах окружающих вас людей. Вы увидите их сильные стороны и уязвимые места. Вы сможете принять человека и перестанете бить по самому больному. Помогая другому человеку осознать его сильные стороны, вы будете вселять в него уверенность и вызывать симпатию к себе.

Чтобы принимать верные решения

Умение типировать людей — это незаменимый помощник при подборе команды, который полностью заменит любую из дорогостоящих и часто малоэффективных западных систем типирования.

Это ваш самый верный помощник при выборе партнёров для бизнеса. А правильно выбранный спутник жизни скомпенсирует слабые стороны и будет разделять ценности.

Знание 16 психотипов личности позволяет разобраться в поведении людей и тех ролях, которые они играют друг перед другом. Когда вы поймете, чего ожидать от других людей, вы сможете принимать важные решения более взвешенно и осознанно.

Глубоко понимая типологию, вы можете буквально с первых минут спрогнозировать то, как будут складываться отношения и взаимодействие с человеком. А значит, «на берегу» можете сделать верный выбор.

Для глубинных психологических трансформаций

Если вы психолог, знание типологии Юнга поможет более эффективно подбирать для своих клиентов терапевтические методы и техники.

Если вы просто интересуетесь психологией и своим внутренним миром, знание своего психотипа покажет, в какую сторону вам следует развиваться, какие качества характера прокачивать, а какие — компенсировать.

Кроме этого, вы сможете избежать бесполезных лично для вас тренингов и психологических техник. Ведь то, что сработало для одного психотипа, не обязательно должно сработать для другого.

Появление аналитической психологии

Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами, в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это, ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности (супер эго) и неосознанными импульсивными желаниями (ид), обусловленными животной природой человека, которая, неизменно подавляется социальными и этическими установками.

Таким образом, в учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.

Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.

В целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.

В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо животных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.

Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом, Юнгом вовсе не отрицался факт сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.

Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие, касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.

Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно, детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы, в равной мере, определяются, не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.

Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.

Однако, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.

Представления К.Г. Юнга о развитии личности

Вопросам развития личности К.Г.Юнг придавал большое значение в своей теории. Особенности его взглядов на развитие личности связаны с понятиями «самость» и «индивидуация».

Как уже упоминалось (см. п.1), самость – это архетип психической целостности и единства личности. Однако самость выступает не только в качестве архетипа, но и как конечная цель развития личности. Архетипические черты самости связаны с тем, что, во-первых, окончательное ее достижение эмпирически невозможно (следовательно, развитие личности по сути не имеет предела), во-вторых, стремление к внутриличностной гармонии свойственно практически всем без исключения людям, что и обусловило закрепление самости как одного из ведущих символов в коллективном бессознательном. Само понятие «личность» в связи с достижением самости К.Г.Юнг определял как «определенную, способную к сопротивлению и наделенную силой душевную целостность» .

Индивидуальное и общественное К.Г.Юнг понимал как явления, связанные между собой обратной пропорциональностью: чем больше общественного, тем меньше индивидуального, и наоборот. Поэтому достижение самости, по мнению К.Г.Юнга, может осуществляться лишь за счет индивидуации – в ущерб общественному. Индивидуация представляет собой процесс дифференциации, обособления индивидуального от общественного и «образования … психологического индивида как существа, отличного от общей, коллективной психологии» . Конечной целью индивидуации так же является развитие личности. В связи с осуществлением процесса индивидуации К.Г.Юнг также определял понятие «личность» как «высшую реализацию врожденного своеобразия у отдельного живого существа» .

При этом индивидуация не обязательно означает вхождение личности в конфликт с общественными нормами: «Индивидуация ни при каких обстоятельствах не  может быть единственной целью психологического воспитания. Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили» .

Так как развитие личности связано с индивидуацией, оно неизбежно требует значительных психологических усилий и затрат: «развитие личности от исходных задатков до полной сознательности – это харизма и одновременно проклятие: первое следствие этого развития есть сознательное и неминуемое обособление отдельного существа из неразличимости и бессознательности стада. Это – одиночество, и по этому поводу нельзя сказать ничего утешительного. От этого не избавит никакое успешное приспособление и никакое беспрепятственное прилаживание к существующему окружению, а также ни семья, ни общество, ни положение» .

Наличие большого количества затруднений, встречающихся на пути развития личности, приводит к тому, что далеко не каждый человек становится личностью: «Тот факт, что неизменно процветают конвенции  какого-нибудь вида, доказывает, что подавляющее большинство людей выбирает не собственный путь, а конвенции, и вследствие этого каждый из них развивает не самого себя, а какой-нибудь метод, а значит, нечто коллективное за счет собственной целостности» .

Развитие личности, по мнению К.Г.Юнга, может продолжаться в течение всей жизни человека.

Таким образом, развитие личности, с точки зрения К.Г.Юнга, осуществляется в направлении достижения самости (личностной целостности и гармонии) посредством индивидуации (обособления индивидуальности от общества).

Интроверты

Согласно концепции Юнга, психологический тип человека, направленный внутрь себя, называется интровертом. Интровертам непросто найти своё место в современном, стремительном и гиперактивном мире. Эти люди черпают радость внутри себя, а не снаружи, как экстраверты. Внешний мир воспринимается ими через прослойку собственных умозаключений и концепций. Интроверт может быть глубоким и гармоничным человеком, но чаще всего такие люди — типичные неудачники, которые неопрятно одеты и с трудом находят общий язык с окружающими.

Казалось бы, ужасно быть интровертом, но, согласно работам Карла Густава Юнга, психологические типы не могут быть плохими или хорошими, просто они разные. Интроверты имеют не только слабые стороны, но и свои преимущества.

Сильные и слабые стороны интровертов

Интроверты, несмотря на все сложности, которые они испытывают в повседневной жизни, имеют ряд положительных характеристик. Например, интроверты способны быть хорошими специалистами в сложных областях, гениальными художниками, музыкантами.

Также таким людям тяжело навязать своё мнение, они плохо поддаются пропаганде. Интроверт способен проникать вглубь вещей, просчитывать ситуацию на много ходов вперёд.

Однако обществу не нужны умные или талантливые люди, ему нужны наглые и активные торгаши, поэтому интровертам сегодня отведена второстепенная роль. Пассивность интровертов зачастую превращает их в желеобразную инертную массу, вяло перетекающую по жизненному пути. Такие люди совершенно неспособны постоять за себя, они просто переживают обиды внутри, впадая в очередную депрессию.

Рациональность — иррациональность

Рационалы (J-типы): Энтузиаст (ESFJ), Аналитик (INTJ), Инспектор (ISTJ), Наставник (ENFJ), Предприниматель (ENTJ), Хранитель (ISFJ), Администратор (ESTJ), Гуманист (INFJ).

Иррационалы (P-типы): Искатель (ENTP), Посредник (ISFP), Маршал (ESTP), Лирик (INFP), Критик (INTP), Политик (ESFP), Советчик (ENFP), Мастер (ISTP).

В жизни мы часто получаем либо похвалу за трезвый рационализм, либо упреки за излишнюю рациональность. Что же это за качество личности и чем оно отличается от своей противоположности — иррациональности? Рационал всегда в тонусе, ему трудно расслабиться, работает равномерно и по плану. У иррационалов фигура имеет плавные линии, осанка как бы «отпущенная». Движения грациозны, без резких остановок. Тело гибкое, незафиксированное, пластическое. Характерное состояние иррационала — расслабленность. Ему требуется усилие, чтобы напрячься, работа идет «волнообразно», без графика.

Рационалы способны долго удерживать какое-либо состояние как положительные, так и отрицательные эмоции. Они эмоционально стабильны, предсказуемы. Для изменения настроения им требуется «веская» внешняя причина. В принципе, рационал способен в достаточной мере управлять своим состоянием: например, заставить себя выполнить работу, несмотря на плохое физическое и эмоциональное самочувствие.

Иррационалы отличаются изменчивостью состояния, их настроение может меняться по нескольку раз в день без видимых причин. Поэтому их психологические реакции для постороннего наблюдателя кажутся немотивированными.

Управление своим состоянием — проблема для иррационала. Он вынужден дожидаться эмоционального подъема, чтобы наверстать упущенное на спаде. От этого страдает и качество работы, и график.

Мыслительный процесс у рассматриваемых нами категорий личностей также организован по противоположному способу. Рационалы это рассуждающие типы. Они последовательны, четко излагают мысль, но часто невосприимчивы к альтернативным суждениям. Для «внутреннего диалога» рационалы используют зрительные представления (понять что либо для них означает представить зрительно на «внутреннем экране»). Во внешнем общении особую роль играет слух и речь.

Иррационалы это воспринимающие типы. Они принимают мир как нечто целое, не упуская из внимания факты и объекты, которые не связаны причинно-следственными отношениями.

В разговоре, отвлекаясь на ассоциации, обычно теряют нить рассуждений. Для иррационалов характерна «внутренняя речь», с ее помощью они пытаются разобраться в проблеме. Во внешнем общении особая роль отводится зрению и жестикуляции с прикосновениями.

На социальном уровне рационалы являются как бы базой стабильности общества. Они уважают иерархию системы, не переносят обстановки хаоса. В целом рационалы не склонны менять свои занятия, профессию. Карьеру делают поступательным образом.

Иррационалы позволяют себе «менять правила игры» в процессе самой «игры». Они по своей природе анархисты, отказываются от фиксированных мировоззрений. Такие личности первыми подхватывают новые веяния в обществе (они же первыми отказываются от тех начинаний, когда те «приедаются»).

В целом иррационалы склонны к переменам взглядов, занятий, профессий, так как надолго их интереса не хватает.

Таким образом:

Рациональный тип:

  • склонен к планированию и доведению дел до завершения;
  • стабильно работоспособен;
  • не любит менять своих решений, которые обычно хорошо продуманы;
  • соблюдает дисциплину сам и требует этого от других;
  • стремится все «разложить по полочкам», любит точность и пунктуальность.

Иррациональный тип:

  • может начинать сразу много дел, не доводя их до конца;
  • его работоспособность связана с изменчивым настроением;
  • предпочитает не связывать себя обязательствами, часто отпускает все «на волю случая»;
  • любопытен, интересуется всеми новинками; обычно действует без подготовки, «веря в свою удачу».
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.