Метод эксперимента в психологии

Алан-э-Дейл       29.07.2022 г.

Классификации экспериментов

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент – условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Приемы естественного эксперимента

Естественный эксперимент хоть и очень близок к наблюдению, но все-таки им не является. Этот метод предполагает только видимость обычной жизни объекта. На самом деле экспериментатор создает определенные условия, в которых она будет протекать. А потом уже наблюдает за поведением в них испытуемого.
Приемов и форм создания определенных условий при естественном эксперименте существует несколько. Среди них:

Вводные задачи — перед объектом ставится то или иное задание и экспериментатор интересуется, как будет вести себя испытуемый.

Формирующий (или обучающий) эксперимент — перед объектом тоже ставится задача. Но ее цель — сформировать определенные навыки или умения. А экспериментатор наблюдает за процессом и делает выводы.

Трансформация условий деятельности — кардинально меняется структура деятельности (например, профессиональной). Смещаются акценты, расстановка рычагов управления, вводятся новые раздражители, в непривычные оттенки «раскрашивается» эмоциональный фон, и фиксируются результаты деятельности исследуемой группы людей (или отдельного человека) в новых условиях.

Создание модели — этот прием применяют в тех случаях, когда невозможно просто провести опрос, тест, эксперимент или наблюдения в реальных условиях деятельности. Тогда создается искусственная модель, которая повторяет параметры и свойства естественного «поля».

Как исследователи исследуют человеческий ум и поведение? Хотя существует ряд различных методов исследования, естественно-научные эксперименты позволяют исследователям смотреть на причинно-следственные связи. Они идентифицируют и определяют ключевые переменные, формулируют гипотезу, манипулируют переменными и собирают данные о результатах. Посторонние переменные тщательно контролируются для минимизации потенциального воздействия на результат.

Типы экспериментов

Есть несколько различных типов экспериментов, которые исследователи могли бы использовать. Каждый из них может зависеть от множества факторов, включая участников, гипотезу и ресурсы, доступные исследователям:

  1. Лабораторные эксперименты очень распространены в психологии, потому что они позволяют экспериментаторам лучше контролировать переменные. Эти эксперименты также могут быть проще для проведения другими исследователями. Проблема, конечно же, в том, что то, что происходит в лаборатории, не всегда идентично тому, что происходит в реальном мире.
  2. Естественный эксперимент — это так называемый полевой эксперимент. Иногда исследователи могут предпочесть провести свои исследования в естественной среде. Например, представим, что социальный психолог заинтересован в исследовании определенного типа социального поведения. Этот тип эксперимента может быть отличным способом увидеть поведение в действии в реалистичных условиях. Тем не менее это затрудняет для исследователей возможность контролировать переменные, и может вводить смешанные переменные, которые могут влиять на результаты.
  3. Квази-эксперименты. Хотя лабораторные и естественные эксперименты в психологии представляют собой группу наиболее популярных методов, исследователи могут также использовать третий тип, известный как квази-эксперимент. Они часто упоминаются, как естественные эксперименты, потому что исследователи не имеют истинного контроля над независимой переменной. Вместо этого уровень достижения цели определяется естественными условиями ситуации. Это хороший выбор в ситуациях, когда ученые изучают явления в естественных, реальных условиях. Это также хороший выбор в ситуациях, когда исследователи не могут из этических соображений манипулировать независимой переменной, о которой идет речь.

Примеры использования экспериментов

Один из самых первых экспериментов был проведен Эратосфеном Киренским, изучавшим физические явления. Суть его исследования заключалась в вычислении радиуса Земли естественным способом. Он использовал градус отклонения Солнца от Земли во время летнего солнцестояния, что позволило путем соотнесения параметров с расстоянием до точки, на которой вовсе отсутствовало отклонение, сделать вывод о том, что радиус составляет 6300 км. Разница с фактическим показателем составляет всего 5%, что говорит в высокой точности, с которой был выполнен метод. Эксперимент, примеры которого отражены в психологии, не может претендовать на математическую точность, но и они заслуживают внимания.

Так, в 1951 г. группа исследователей провела групповой эксперимент, целью которого было изучение конформизма. Участникам предлагалось давать ответы на несложные вопросы относительно количества и расположения палочек, которые якобы проверяли зрение. При этом всем, кроме одного участника, была дана команда давать ложные результаты — на выявлении этой разницы и основывался метод. Эксперимент, примеры которого множество раз были воспроизведены, в итоге давал неутешительные результаты. Участники, остававшиеся один на один с заведомо неправильным, но доминирующим мнением, в большинстве случаев также соглашались с ним.

Эксперимент как метод научного познания

Определение 2 

Эксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях.

Выделяют следующие компоненты эксперимента: 

  • лаборатория (пространственно-временная область). Ее границы могут быть реальными и мысленными;
  • система, которая изучается исследователем;
  • протокол эксперимента;
  • реакции системы, которые  фиксируются с помощью необходимых приборов.

Существуют различные виды экспериментов.

Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют:

  • исследовательский (поисковый) эксперимент;
  • проверочный (контрольный) эксперимент; 
  • воспроизводящий эксперимент; 
  • изолирующий эксперимент;
  • качественный и количественный эксперимент; 
  • физический, химический, биологический, социальный эксперимент.

Эксперимент может быть натуральный и умственный:

  •  Натуральный эксперимент предполагает целенаправленное вмешательство исследователя в естественный ход событий. 
  • Умственный эксперимент — это манипулирование не реальными объектами, а с информацией о них без вмешательства в ход событий. 

Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент.

Контролируемый эксперимент — это попытка получить сравнительно чистый эффект влияния экспериментальных факторов. Для этого тщательно изучают и выравнивают другие условия, которые могут возникнуть и исказить влияние экспериментального фактора. Выравнивание происходит по всем объектам, которые принимают участие в эксперименте. Для этого выделяют факторы, которые могут влиять на ожидаемые последствия, предусматривается предварительный анализ проблемы при разработке программы исследования.  Неконтролируемый эксперимент широко применяется на практике для оценки эффективности исследования по принципу: «проведем и посмотрим, что получилось».

Эксперимент в качестве самостоятельного метода научного познания сложился примерно в 17 веке, что означало становление науки в эпоху Нового времени. Экспериментальный метод распространился в таких науках, как биология, химия, физиология. В 19 веке эксперимент стал использоваться в психологии (В. Вундт), позднее —  в социологии.

Похожие термины:

  • один из методов эмпирических исследований, применяемый с целью исследования причинных связей или проверки гипотезы. Он является основой так называемых каузальных исследований. История Э. начина

  • англ. experiment, economical; нем. Wirtschaftsexperiment. Исследовательская научная проверка на отдельных предприятиях или в отраслях научного хозяйства эффективности теоретических положений, экон. мероприятий или х

  • разновидность мысленного эксперимента, не основывающегося на анализе уже собранной информации, а предполагающего сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Но это не означает проведен

  • вид эксперимента в социальных дисциплинах , проводится с группами участников, существующих независимо от экспериментатора (классами в школе, студенческими группами и т.п.). Особенно популярен в пе

  • англ. experiment, factorial; нем. Experiment, faktorielles. Эксперимент, при к-ром оценивается влияние двух или более переменных одновременно. При этом исследуются их взаимосвязи и влияние на конечные результаты.

  • исследования, проводимые в 1927-1932 гг. вблизи Чикаго в Хоторне для «Вестерн электрик компани» профессором психологии Гарвардского университета Э. Мэйо в связи с тем, что там сложилась напряженная си

  • серия научных исследований, проведенных американским социологом Элтоном Мэйо (1883 — 1949) в Вестерн Электрик Компании близ Чикаго (1927 — 1932 г.) с целью изучения влияния различных факторов (условия и орга

  • Hawthorne experiment) — см. Эффект Хоуторна.

  • разновидность прикладного эксперимента, процесс опытной проверки предположений относительно экономим, и соц. эффекта определенного изменения в формах и методах организации производства, труда

  • диагностика новшества пробным нововведением. В широком соц. плане Э.и. выступает как механизм перехода организационных, соц.-экономич. систем от одного состояния к другому: снижает порог риска, осл

  • эксперимент, в котором исследователь не изменяет независимую переменную непосредственно, как в типичном лабораторном эксперименте, а выбирает из имеющихся в его распоряжении случаи с нужными зн

  • англ. experiment, laboratory; нем. Laborexperiment. 16 Социологический энциклопедический словарь. Контролируемый эксперимент, в ходе к-рого экспериментатор имеет возможность определять и изменять его условия.

  • thought experiments) — см. Идеальный тип.

  • метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально организованных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние

  • англ. experiment, one/single-factorial; нем. Experiment, einfaktorielles. Эксперимент, в процессе к-рого наблюдается изменение одной независимой переменной, тогда как др. переменные остаются неизменными.

  • частичное осуществление эксперимента в условиях реальной действительности (в противоположность лабораторным условиям).

  • предварительное испытание, проверка действенности нормативного положения (отдельной нормы, правового акта в целом, конституционной новеллы, законодательной реформы и т. д.). Э.п. имеет целью в опыт

  • вид экспериментов , в которых участники и задействованные в них лица не посвящены в цели эксперимента. Э.»С.» проводятся с целью минимизировать нежелательное поведение его участников и повысить вн

  • целенаправленное воздействие на социальную действительность для ее усовершенствования: во имя науки (менее тяжелый случай) или во имя народа (более тяжелый случай).

  • Метод исследования, основанный на проведении эмпирических исследований, подтверждающих теоретические предположения исследователя-социолингвиста. Социолингвистический эксперимент носит обычн

Естественный эксперимент — это что такое?

Естественный эксперимент представляет собой эмпирическое исследование, в котором физические лица (или кластеры индивидуумов) подвергаются воздействию опытных и контрольных условий, не зависящих от исследователей, но сам процесс выглядит естественно. Это своего рода наблюдательные исследования. Естественный эксперимент — это наиболее полезный метод, когда имеется четко выраженная экспозиция с четко определенной субпопуляцией (и отсутствием воздействия), так что изменения в результатах могут быть правдоподобно отнесены к воздействию. В этом смысле разница между естественным экспериментом и неэкспериментальным наблюдательным исследованием заключается в том, что первое включает сравнение условий, которые прокладывают путь к каузальному выводу, но последний этого не делает.

Естественные эксперименты — это исследовательские проекты, где контролируемые эксперименты чрезвычайно сложно реализовать или неэтично, например, в нескольких областях исследований, на которые распространяется эпидемиология (например, оценка воздействия на здоровье различной степени воздействия ионизирующего излучения у людей, живущих вблизи Хиросимы во время атомный взрыв), экономика (например, оценка экономической отдачи от объема обучения взрослых в США), политология, психология и социальные науки.

История применения методов исследования в психологии

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики. Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Лабораторный эксперимент

Подобные исследования классифицируются согласно условиям их проведения. Причем лабораторный является одним из наиболее часто используемых методов эксперимента в психологии. В чем же он заключен?

Лабораторный эксперимент представляет собой такой тип исследований, которые проводятся в искусственно созданных для этого условиях. Какими они бывают? Примером тому может служить получение данных непосредственно в научной лаборатории, где происходит взаимодействие исследуемого субъекта (лица или группы лиц) лишь с факторами, интересующими экспериментатора.

В чем заключаются достоинства проведения подобной работы? С помощью лабораторного эксперимента, в ходе которого исследователь применяет регистрирующие приборы, можно получить показания о времени протекания различных психических процессов, например, скорости формирования трудовых и учебных навыков, быстроте реакции человека и т.д.

Исходя из этого описания можно говорить об основных признаках опытов, проводимых в лабораторных условиях. Такие эксперименты привлекательны из-за следующего:

— высокой точности получаемых результатов;

— возможности проведения повторных опытов с созданием аналогичных условий;

— возможности осуществления максимального контроля экспериментатора над всей ситуацией.

Все это является достоинство подобных работ.

Однако в этом случае испытуемым известно о том, что они принимают участие в научной работе; субъекты исследования находятся в условиях, которые не соответствуют реальности.

В этом заключены недостатки рассматриваемого вида эксперимента. Искусственно созданная обстановка порой нарушает нормальный ход изучаемых процессов.

Виды экспериментов

Физический эксперимент — метод познания природы, который заключается в изучении природных явлений в специально созданных условиях. Изучение нового физического явления начинается с наблюдения. Сразу после наблюдения следует качественный анализ, в ходе которого формулируются некоторые, часто не совсем понятные и однозначные, представления о природе явления, а также намечены пути его экспериментального изучения.

Например, английский ботаник Браун протестировал в 1827 году, изобретя в то время новую линзу для микроскопа. Когда он с помощью микроскопа посмотрел на суспензию цветочной пыльцы в воде, он был поражен прицелом, открывшимся в поле зрения объектива. Сам Браун и многие другие ученые считали, что броуновское движение вызвано особой «жизненной силой», которая должна быть в пыльце.

Физический эксперимент, хотя и связанный с наблюдением, не менее существенно отличается от него. Это следующий, качественно новый этап сенсорного восприятия исследуемого явления. Эксперимент включает в себя наблюдение как необходимый компонент.

В ходе эксперимента не только воспроизводится явление, но и изучается его зависимость от сопутствующих условий и параметров, проводятся измерения.

Компьютерный эксперимент (численный эксперимент) — это эксперимент на математической модели исследуемого объекта с помощью компьютера, который заключается в вычислении других параметров модели в зависимости от одного параметра модели, и на этой основе делает выводы о свойствах объекта, описанных математической моделью.

Этот вид экспериментов может быть связан только с экспериментами в ограниченной степени, так как он не отражает природные явления, а является лишь числовой реализацией математической модели, созданной человеком. На самом деле, в случае некорректности математической модели ее численное решение может строго отличаться от физического эксперимента.

Для проверки корректности алгоритма построения модели мы используем тестовый набор исходных данных, для которого конечный результат известен заранее или определен каким-либо другим способом.

Например, если при моделировании используются формулы расчета, необходимо выбрать несколько вариантов исходных данных и рассчитать их «вручную». Это тестовые задания. После построения модели запустите тесты на тех же вариантах входных данных и сравните результаты моделирования с выводами, полученными при расчете. Если результаты совпадают, то алгоритм разработан правильно, если нет — нужно искать причину их несоответствия и устранять ее.

Данные теста могут вообще не отражать реальную ситуацию и не иметь содержательного наполнения. Однако результаты, полученные при тестировании, могут привести к изменению исходной информационной или символической модели, особенно в той части, где заложено семантическое содержание.

Для того чтобы убедиться, что созданная модель отражает свойства оригинала, которые рассматривались при моделировании, необходимо выбрать тестовый случай с реальными исходными данными.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях Психологический эксперимент — это опыт, проводимый в специальных условиях с целью получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность субъекта.

Виды ограничений

Для корректного формирования ограничительных критериев в публикуемой работе ученый должен знать разновидности ограничений. К ним относятся:

предметно-смысловые. В каждой монографии, диссертации, статье кроме объекта обязательно формулируется предмет изучения. К последнему относятся особенности, измерения, закономерности развития, специфические зависимости и другие конкретизированные, лимитированные параметры общего объекта;
количественные. Числовое проявление имеет любой исследуемый предмет как в естественных, так и в гуманитарных науках;
качественные

Важно установить результативно-смысловые рамки, за пределами которых любое полученное знание теряет научную значимость;
морально-культурные. Нравственные принципы при проведении эксперимента должны учитывать существующие в конкретной исторической обстановке моральные и мировоззренческие границы дозволенного.

Классификация экспериментов

Данный вопрос требует детального рассмотрения, так как на сегодняшний день классификация находится в прямой зависимости от многих факторов. Обычно она ставится в зависимость от двух характеристик. О них стоит поговорить подробно.

По результату воздействия выделяют три вида экспериментов:

  • Констатирующий. В процессе исследования у объекта не формируются какие-либо новые установки, не появляются новые свойства, а уже имеющиеся не получают должного развития. Согласно данной классификации экспериментатор занимает позицию, сходную с поведением стороннего наблюдателя.
  • Формирующий. Здесь участие организатора эксперимента является наиболее активным. Во многих случаях объект полностью изменяется, зачастую эти изменения носят необратимый характер. При этом сама организация эксперимента позволяет не просто регистрировать полученные данные, но и раскрывать динамику, механизмы воздействия, этапы формирования тех или иных психологических процессов и так далее.
  • Патопсихологический. Данный эксперимент можно поставить в особенный разряд, так как исследователя мало интересуют итоговые результаты. В процессе своего воздействия на объект выявляются и изучаются способы, которыми индивид приходит к данному результату. Можно сказать, что основной оценке подвергаются мыслительные процессы.

Специалисты классифицируют эксперименты и по уровню осознанности:

  • полная осведомленность объекта обо всех нюансах будущего эксперимента;
  • частичная осведомленность индивида, где кроме конкретных фактов ему могут предоставить и ложные гипотезы;
  • сокрытие задач, целей и сроков эксперимента (зачастую испытуемый даже не имеет представления, что стал объектом наблюдения).

Кроме перечисленных категорий можно еще назвать контрольный и пилотажный эксперименты.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.