Сравнительная характеристика житейской и научной психологии

Алан-э-Дейл       10.07.2022 г.

Основные различия психологических отраслей

Любой начинающий психолог должен знать основные отличия этих отраслей. Многие опытные исследователи выделяют свой список отличий. Проанализировав их мнение, можно выделить несколько отличающихся пунктов:

  1. Способы получения новых данных. Для научного объяснения фактов специалисты применяют различные инструменты. Житейский опыт нарабатывается только собственным наблюдением.
  2. Объект изучения. Научное направление изучает психологические процессы в общем, житейское — исключительно для одного индивида.
  3. Варианты передачи информации. Для передачи мудростей, полученных на собственном опыте, применяется разговорный метод или путем творческого подхода. Для получения научных данных необходимо изучить соответствующие документы, учебники, статьи.
  4. Языковые особенности. Мудрости передаются простыми выражениями, словами. При описании официальных материалов, задокументированной информации употребляются определенные термины, понятия.
  5. Варианты объяснения событий. Житейское направление подразумевает отсутствие разъяснений по пунктам относительно отдельных ситуаций. Научных подход описывает то, какие чувства задействуются в разных процессах, какие гормоны играют роль, какие свойства психики участвуют.
  6. Научная психология обобщает данные, применяет их к отдельным индивидам или группе людей. Мудрости являются опытом одного человека.

Развитие

Бихевиоризм
положил начало возникновению и развитию
различных психологических и
психотерапевтических школ, таких, как
необихевиоризм,
когнитивная
психология,
поведенческая
терапия.
Существует множество практических
приложений бихевиористской психологической
теории, в том числе и в далёких от
психологии областях.

Сейчас
подобные исследования продолжает наука
о поведении животных и человека —
этология,
использующая другие методы (например,
этология гораздо меньшее значение
придаёт рефлексам, считая врождённое
поведение более важным для изучения).

Необихевиоризм
— направление в американской психологии,
возникшее в 30-х гг. ХХ в.

Восприняв
главный постулат бихевиоризма о том,
что предмет психологии
— объективно наблюдаемые реакции
организма на стимулы внешней среды,
необихевиоризм дополнил его понятием
переменных промежуточных как факторов,
служащих посредующим звеном между
воздействием стимулов и ответными
мышечными движениями. Следуя методологии
операционализма,
необихевиоризм полагал, что содержание
указанного понятия (обозначавшего
«ненаблюдаемые» познавательные и
мотивационные компоненты поведения)
выявляется в лабораторных экспериментах
по признакам, определяемым посредством
операций исследователя.

Необихевиоризм
свидетельствовал о кризисе «классического»
бихевиоризма,
неспособного объяснить целостность и
целесообразность поведения, его
регулируемость информацией об окружающем
мире и зависимость от потребностей
организма. Используя идеи гештальтпсихологии
и фрейдизма,
(Э. Ч. Толмен),
а также павловского учения о высшей
нервной деятельности (К. Л. Халл),
Н. стремился преодолеть ограниченность
исходной бихевиористской доктрины,
сохранив, однако, ее основную установку
на биологизацию человеческой психики.

СОЦИОБИХЕВИОРИЗМ
– – особенно активно формировался в 60-е
гг

Новым по отношению, к бихевиоризму
выступает представление о том, что
человек может овладеть поведением не
путем собственных проб и ошибок, но
наблюдением за опытом других и за
подкреплениями, сопутствующими тому
или иному поведению (“научение через
наблюдение”, “научение без проб”).
Это важное отличие предполагает, что
поведение становится когнитивным –
содержит познавательную компоненту, в
том числе символическую. Этот механизм
оказывается важнейшим в ходе социализации,
на его основе формируются способы
поведения агрессивного и кооперативного.
Наблюдение может не только формировать
новые формы поведения, но и активизовать
усвоенные, прежде не проявлявшиеся. В
связи с этим своеобразно трактуется
проблема наказаний и запретов в
воспитании

Наказывая ребенка, взрослый
демонстрирует ему агрессивную форму
поведения, находящую положительное
подкрепление – в виде успеха в принуждении
и самоутверждения; и ребенок, даже
послушавшись, усваивает возможную форму
агрессии

В
связи с этим своеобразно трактуется
проблема наказаний и запретов в
воспитании. Наказывая ребенка, взрослый
демонстрирует ему агрессивную форму
поведения, находящую положительное
подкрепление – в виде успеха в принуждении
и самоутверждения; и ребенок, даже
послушавшись, усваивает возможную форму
агрессии.

Знания о жизни

Итак, важно понимать, что житейская психология далека от науки, она является неким синтезом знаний людей о жизни, о себе, квинтэссенцией опыта, наблюдений и переживаний. Конечно, выводы, сделанные на основе субъективного опыта, вряд ли могут быть объективными и приемлемыми для окружающих. Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

1. Конкретность и приземленность. Житейская психология склонна рассуждать о конкретных людях и ситуациях, в которые они попали, она опирается на субъективные переживания конкретных людей. Обычно вам в пример приводят истории, произошедшие с каким-то человеком, который попал в некую ситуацию и сделал для себя определенные выводы (естественно, этот вывод будет актуален и полезен для него, но не факт, что данное знание может быть широко применимо и использовано другими людьми).

2. Интуитивная природа знания. Особенности житейской психологии в том, что она опирается на интуицию, на субъективные чувствования, и обычно никто не стремится проверить свои ощущения или попытаться обдумать их. В этом чаще всего и есть главное ограничение интуитивного знания – его практически невозможно объяснить другому человеку, «я просто что-то осознал».

3. Недостаточная глубина знаний. Люди делают выводы поверхностно, не исследуя те или иные мотивы, эмоции или поведение других людей. Как правило, вывод делается быстро, без проверки его достоверности (отсюда берутся страхи, поверья, пословицы, суеверия, когда люди стараются следовать определенным правилам только потому, что так кто-то сказал; тут же обитает следование моде или опора на популярные книги или статьи, которые никакого научного знания в себе не несут).

4. Основной метод – наблюдение. Большинство из нас делают выводы о чем-либо, основываясь лишь на периодическом, краткосрочном наблюдении, которое совсем не соответствует его научному аналогу. В итоге это приводит к поверхностному восприятию реальности, так как все проверяется только на личном опыте, и, как известно, такой метод исключительно субъективен и ограничен.

Рекомендуем: Геронтопсихология — это

5. Житейская психология не имеет общей терминологии. Жизненный опыт многих людей связан с разными временами, эпохами, состояниями, поэтому каждый склонен описывать то или иное состояние «своими словами», в которые он вкладывает свой, только ему до конца понятный смысл. Нередко это приводит к недопониманию и подмене понятий.

Такие знания могут преподноситься весьма уверенно и открыто, вас могут убеждать, что данный метод или точка зрения верные, потому что так написано в журнале или потому что так делают все. Также вас могут уверять, что данный постулат проверен на собственном опыте. Например, человек встретил новый год в плохом настроении и весь будущий год у него не задался, после чего он несет это знание своим знакомым как догму.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

  • книги, научные статьи и другие публикации;
  • эксперименты;
  • учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

Сравнение житейской и научной психологии

«Послушай мой совет», – говорит ваш приятель. «Я хочу поделиться своим опытом, помочь другим преодолеть эту трудную ситуацию», – говорит блогер. В обоих случаях мы имеем дело с любителями, а не профессионалами. Ключевое отличие житейской и научной психологии в том, что первая является частной, конкретной. То, что помогло одному человеку может оказаться совершенно бесполезным другому, а третьему и вовсе может навредить. Это не единственное отличие направлений. Рассмотрим их подробнее, а также поговорим о связи направлений.

Различия между житейской и научной психологией

Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:

  1. Любительский тип – это опыт одного человека, со всеми его нюансами. Психологические знания имеют хаотичный характер, основаны на интуиции. Индивид получает их случайно. Опыт науки всегда систематизирован, получен в ходе специальных экспериментов, обширен для применения, отражает общие законы, закономерности.
  2. Любительские знания живут только в той сфере, где человек получил их, только в жизни этого человека. Индивид может устно или письменно передавать свои знания другим людям, но все равно это будет только его опыт, его догадки, соображения. Традиции, обряды, поговорки, афоризмы, народная мудрость, пословицы – все это примеры хранения любительской психологии. Нередко несколько источников информации противоречат друг другу. Например, на каждую пословицу можно найти «антипословицу»: «Учение — свет, а не ученье — тьма», «Век живи, век учись — дураком умрёшь». Информация из науки передается из поколения в поколение, ее преподают в университетах, она хранится в книгах. Научные знания постоянно углубляются, расширяются.
  3. Любительские умозаключения привязаны к ситуации, конкретным условиям и времени. Использовать их весьма проблематично, не каждому человеку подходит та или иная мудрость, далеко не всегда советы чужих людей работают. Наука не привязана к времени и условиям, это методики, техники, которые всегда работают. А если нужны специальные условия, то об этом всегда сказано.

Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.

Соотношение житейской и научной психологии (кратко)

Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:

  • профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
  • психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
  • последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.

А влияет ли наука на жизнь? Безусловно. Это то, что мы обычно называем практической психологией. Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества. Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь. Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.

Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам. Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение. В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).

Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.

Методы психологии

Наблюдение
наиболее
распространенный метод, с помощью
кото­рого изучают психологические
явления в различных условиях без
вмеша­тельства в их течение.
Наблюдение
бывает житейским и научным, вклю­ченным
и невключенным.

Житейскоенаблюдение
ограничивается регистрацией фактов,
но­сит случайный, неорганизованный
характер. Научноенаблюдение
яв­ляется организованным, предполагает
четкий план, фиксацию резуль­татов в
специальном дневнике. Включенноенаблюдение
предусматри­вает участие исследователя
в деятельности, которую он изучает. Вневключенномэтого
не требуется.

Эксперимент
метод,
предполагающий активное вмешательство
исследователя в деятельность испытуемого
с целью создания наилучших условий для
изучения конкретных психологических
явлений.

Эксперимент
может быть лабораторным,когда
он протекает в спе­циально организованных
условиях, а действия испытуемого
определя­ются инструкцией; естественным,когда
изучение осуществляется в ес­тественных
условиях; констатирующим
когда
изучаются лишь необ­ходимые
психологические явления; формирующим
в
процессе которо­го развиваются
определенные качества испытуемых.

Метод
обобщения независимых характеристик
предполагает
выявление и анализ мнений о тех или иных
психологических явлениях и процессах,
полученных от различных людей.

Анализ
результатов деятельности

метод
опосредованного изу­чения психологических
явлений по практическим результатам и
пред­метам труда, в которых воплощаются
творческие сипы и способнос­ти людей.

Опрос
метод, предполагающий ответы испытуемых
на конкретные вопросы исследователя.

Он
бывает письменным(анкетирование),когда
вопросы задаются на бумаге; устным,когда
вопросы ставятся устно; и в формеинтервью,во
время которого устанавливается личный
контакт с испытуемым.

Тестирование
метод,
во время применения которого испытуемые
выполняют определенные действия по
заданию исследователя.

Различают
тестирование проективное,исследующее
разнообразные проявления психики
индивидов (обычно оно включает
использование конститутивных,
интерпретативных, катарсических,
импрессивных, экспрессивных и аддитивных
методик) и тестирование психокоррекционное(обычно
предполагающее применение методик
поведенческой и когдитивистской
коррекции, психоанализа, гештальт – и
телесно-ориентированной терапии,
психодрамы, психоанализаза и
трансперсонального подхода).

4 Типы акцентуации

Акцентуация – это чрезмерная интенсивность индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию. Акцентуация не является психическим расстройством, но часто мешают человеку строить нормальные отношения с окружающими людьми.

Одним из первых это расстройство выявил А. Е. Личко. Он определил две степени выраженной акцентуации:

  1. 1. Крайнюю степень нормы (явную). Когда акцентуированные черты характера заметны на протяжении всей жизни. Она существует без видимой причины и при отсутствии психических потрясений.
  2. 2. Обычный уровень нормы (скрытую). Появляются при психической травме и не приводит к дезадаптации (частичной или полной утрате способности приспосабливаться к социальной среде).

Психиатры А. Е. Личко и К. Леонгард выделили основные типы акцентуаций, которые находятся в пределах признанной нормы и не являются отклонением в психике:

Типы Характеристика
Эмотивный Обладает сильной ранимостью, легко возбудим и склонен к фобиям. Мягкосердечный, сострадательный, глубоко переживает свои и чужие неприятности. Часто находится в грустном, подавленном настроении и хорошо улавливает душевное состояние близких людей. Редко вступает в конфликты и держит обиды в себе
Демонстративный Человек эгоистичен и ориентирован на свои интересы. Он самоуверенный хвастун, который использует ложь и лесть в своих интересах. Любит быть в центе внимания
Лабильный Обладает легким и гибким характером и такой же психикой. Быстро сходится с людьми и хорошо переносит перемены
Гипертимный Человек ориентирован на успех, в нем много желаний, подталкивающих его к действиям. Он является оптимистом и старается не унывать
Тревожный Обладает покорным, тревожным характером. Робкий в словах и действиях. Всегда пассивный и грустный, не уверен в себе и долго переживает неудачи. Неконфликтный и обидчивый
Дистимический Ориентирован на неудачи, заторможенный и медлительный, всегда переживает и опасается провала. Замкнутый, немногословный и необщительный. Предпочитает одиночество, но дружит с теми, кто готов ему подчиняться
Педантичный Нудная личность, любящая в подробностях переживать любые моменты и ситуации. Делает много замечаний и критикует чужие действия. Нерешительный, совестливый, склонный к ипохондрии. Не любит ответственность и перемены
Экстравентированный Общительный, словоохотливый и несамостоятельный. Из-за болтливости попадает в неловкие ситуации. Неорганизованный, но любит подчиняться и может давать хорошие результаты под грамотным руководством. Приказы выполняет без раздумий, является ведомым в семейных отношениях и дружбе
Возбудимый Вспыльчивый, эмоциональный, ориентирован на инстинкты. Склонен к быстрой возбудимости, угрюмости, агрессивности и несдержанности. Использует лесть и пользуется маскировкой ради получения желаемого. Любит конфликты и рад поучаствовать в споре. В коллективе неуживчив, а в семье деспотичный и жестокий (жесткий)
Застревающий Подозрительный, обидчивый и тщеславный. Склонен к резкой смене настроения: от подъема до отчаяния. Злопамятный, мстительный, зацикливается на своих переживаниях и эмоциях. Несговорчивый и конфликтный. Имеет четкий круг друзей и врагов. Любит поучать и делать замечания
Экзальтированный Воодушевленный человек, предпочитающий воодушевленные чувства и творческий подход ко всему. Влюбчивый, с яркими эмоциями и романтическими мечтами. Сложности с концентрацией, так как часто витает в облаках
Инфантильно-зависимый Не любят брать ответственность за свои действия. Избегают поручения и любят сваливать свои проблемы на других

Память

Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.

Выделяют следующие процессы памяти:

  • Запоминание;
  • Хранение;
  • Воспроизведение;
  • Забывание.

Также память разделяется на типологии:

  • По сенсорной модальности – визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
  • По содержанию – эмоциональная, образная, моторная;
  • По организации запоминания – процедурная, семантическая, эпизодическая;
  • По временным характеристикам – ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
  • По физиологическим признакам – долговременная и кратковременная;
  • По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
  • По наличию цели – непроизвольная и произвольная;
  • По уровню развития – словесно-логическая, образная, эмоциональная и моторная.

Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном тренинге на нашем сайте.

Взгляд науки

Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику

В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы

В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.

На протяжении всего 20 века данная наука набирала обороты, развивалась, находила всё новые и новые методы исследования человека. Профессиональный взгляд многих теоретиков помог этой науке стать одной из самых влиятельных в наше время. Теоретический аспект в ее рамках крайне важен, ведь теория дает общие представления о мире и человеке, которые существуют практически в каждой науке.

Рекомендуем: Что такое герменевтика?

В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:

1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.

2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.

3. Отсутствие ограничений – это означает, что данные, полученные в ходе научных экспериментов, применимы для большого числа людей

Например, данные об утомляемости школьников, о том, как функционирует внимание и какое максимальное количество объектов мы можем удерживать в кратковременной памяти, – все это едино для большей части генеральной совокупности

Рекомендуем: Гипноз и гипнотический сон

4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.

  • Наблюдение – длительное отслеживание проявления определенных признаков у наблюдаемых в естественных, а иногда и специально созданных условиях.
  • Опрос – сбор информации от большого числа людей при помощи вопросов, ответы на которые обрабатываются и группируются.
  • Тесты – метод количественного и качественного оценивания психических процессов человека, его поведенческих и эмоциональных реакций. С помощью тестов можно оценить как умственные и интеллектуальные способности человека, так и уровень его тревожности или творческих способностей.
  • Эксперимент – данный метод направлен на исследование конкретных психических явлений в определенных, специально созданных и контролируемых условиях. Практически любой эксперимент служит для подтверждения или опровержения некой теории или гипотезы.

5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.

6. Основные особенности научного подхода – это наличие единого глоссария и использование единой терминологии. Психология как наука имеет четкую систему терминов, описывающих те или иные состояния, процессы. А это в свою очередь исключает разночтения, когда одно понятие подменяется другим.

7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».

Рекомендуем: Графология: наука о почерке

Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.

Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.

Речь

Речью называются форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь – это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.

Язык (речь) выполняет функции:

  • Инструмента интеллектуальной деятельности;
  • Способа общения;
  • Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.

Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).

Речь обладает следующими свойствами:

  • Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
  • Понятность – правильность;
  • Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
  • Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.

Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.