Ум и разум

Алан-э-Дейл       04.10.2023 г.

Головной мозг — как биокомпьютер

Поскольку тело человека – есть сложнейший биомеханизм, то этот механизм должен иметь центр управления. Этот центр управления — есть центральная нервная система во главе с головным мозгом, и представляет собой совершеннейший биологический компьютер. (Вспомним, что кибернетика — научная основа компьютерной техники — возникла на основе изучения законов работы головного мозга.)

Как всякий компьютер, головной мозг имеетпрограмму –. Система рефлексов оттачивалась миллионами лет естественного отбора в процессе эволюции биожизни на Земле.

Её главная и единственная задача: обеспечитьбиологической основы жизни в условиях окружающей среды. Мы назвали эту программу- систему рефлекторной деятельности–.

Не надо отождествлять соматический ум с головным мозгом. Соматический ум – это именно система рефлексов, врожденных и приобретенных, базирующихся на центральной нервной системе. А головной мозг – есть сложнейшая структура, состоящая из нервных клеток. Она является материальной основой, осуществляющей эту рефлекторную деятельность. Головной мозг – структура, соматический ум – функция структуры. Головной мозг – компьютер, соматический ум – компьютерная программа. Таким образом, центральная нервная система, во главе с головным мозгом, является морфологической основой соматического ума.

Если головной мозг можно представить как «компьютер», а соматический ум – как «компьютерную программу», то душа человека – духовная сущность – есть «пользователь» (или «user»). Мы, как духовные сущности, можем пользоваться своим «компьютером» (и нашим телом, соответственно) только в той степени, насколько это позволяет сделать «компьютерная программа» — система рефлексов.Например: любое днаше действие, направленное на самоуничтожение, немедленно пресечётся соматическим умом (поэтому суицид для нормального человека невозможен).

То есть: мы можем управлять «биомеханизмом» — нашим телом только через головной мозг – «компьютер», пользуясь его «компьютерной программой» — системой рефлексов головного мозга.

Вот здесь и кроятся все отличия людей друг от друга. Все дело в том, что «юзеры» — пользователи – мы все разные. Есть «талантливые юзеры», есть «середнячки» но много и «новичков» — тех, кто толком и «не умеет» пользоваться «компьютером». Вся причина столь сильных различий кроется в количестве информации, которой мы – духовные сущности – сумели накопить за время нашей реинкарнации – в телах людей. Здесь существует четкая градация:

u

>

«Талантливый юзер» — духовная сущность совершила свою первую реинкарнацию в теле человека уже много тысяч лет назад. Поэтому количество накопленной информации очень большое. «Талантливый юзер» может «вводить» в компьютер намного больше исходных данных, чем «середнячок» и, тем более – «новичок». Соответственно, и результаты будут другие.
«Середнячок» — духовная сущность существует в телах людей не более нескольких тысяч лет. Количество информации, которую накопила духовная сущность «середнячка» — намного меньше, чем количество информации «талантливого юзера». Соответственно и степень свободы «середнячка» значительно меньше: он может вводить в свой «компьютер» значительно меньше исходных данных, для управления «биомеханизмом» — своим телом.
«Новичок» — духовная сущность совершила свою первую реинкарнацию в теле человек не более нескольких сотен лет назад. количество информации, которую она накопила за время существования в телах людей – мизерное. Это мизерное количество информации «новичок» и может вводить в свой «компьютер». Удивляя окружающих узостью мышления, наивностью, неспособностью соображать там где требуется «чуть больше ума».

Именно в этом надо искать корни различия в способностях людей. Все это, подробнее, мы рассмотрим в статье «Кастовое деление общества. Лестница развития разума».

Раскроем суть термина

Простыми словами, это природный дар, но его можно развивать. Только сначала стоит определиться, нужно ли это вам. Как правило, аналитический склад ума необходим людям, которые занимаются наукой, писательской деятельностью, медициной, различными расследованиями, адвокатам, бухгалтерам, политологам и так далее. Продукт их труда будет исследоваться другими людьми, поэтому результат должен быть безупречным и безошибочным.

Таким образом, мы приоткрыли занавес в вопросе, что означает аналитический склад ума. Допустим, вы решили развить эти способности, разберемся, как это сделать. А, может, они уже есть? Как их распознать?

Основные черты

Распознать синтетика можно по следующим чертам:

Развитая интуиция

Синтетики зачастую не могут пояснить, почему они уверены в том или ином развитии событий, но их предчувствия обманывают их крайне редко.
Упущение деталей из виду, невнимание к ним. Синтетикам трудно идти от частного к общему, конкретика интересует их только если она помогает лучше понять некоторые черты общего.
Умение «схватывать» информацию «на лету», быстро понимать суть

Синтетики тонко чувствуют собеседника, часто производят впечатление людей, которые словно читают мысли.
Способность видеть закономерности внутри целого. Врач с аналитическим складом лечит конкретную болезнь и избавляет от ее симптомов, а врач-синтетик пытается понять причину возникновения заболевания и его влияние на работу других органов.
Преобладание правого полушария, отвечающего за интуитивное, образное, визуальное восприятие. Проверить, какое полушарие преобладает именно у вас, можно по простому тесту, который описан в видео ниже.

От чего зависит результат теста IQ

IQ, доходы и здоровье

Уровень общего интеллекта одинаково зависит от наследственности и среды. Чем выше уровень IQ у родителей, тем больше шансов на высокие показатели интеллекта у ребёнка. Чем более насыщенная развивающая среда, в которой воспитывается индивид, тем более высокий уровень IQ он сможет продемонстрировать.

Исследования показывают, что уровень IQ кореллирует с продолжительностью жизни, уровнем образования и здоровья, но прямой причинной связи здесь нет. Совпадение показателей можно объяснить так: люди с более высоким IQ демонстрируют успехи в обучении, получают высшее образование и передают умственные способности своим детям. Благодаря высшему образованию люди с высоким IQ находят высокооплачиваемую работу и обеспечивают себе и своим детям достаточно высокий уровень жизни: разнообразное питание, медицинское обслуживание, условия для развития. Если человек от природы имеет высокий IQ, но не стремится реализовать свой потенциал, ни богатства, ни долголетие ему не гарантировано.

Предыстория вопроса^

Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.

Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме.

Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность.

Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.

Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием;

и не может разуметь, потому что о сем судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»(1Кор.2:11–15). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.

Виды интеллекта

Есть два вида интеллекта – вербальный и невербальный. Чаще всего у человека развит какой-либо конкретный вид. Однако, бывает так, что оба вида развиваются параллельно. Тогда личность человека будет вполне гармоничной.

Вербальный интеллект. Этот вид интеллекта подразумевает собой способность человека мыслить в процессе своего разговора. Он может продумывать дальнейшие шаги в разговоре, не отвлекаясь от диалога;

Невербальный интеллект – это способность умело оперировать образами в собственном сознании. Таким видом мышления обладают преимущественно творческие личности.

Человек, в процессе своей жизни, развивает оба вида мышления. Все зависит от возраста. Например, уровень развития вербального мышления у ребенка будет ниже, чем у взрослого человека. Однако, ребенок обладает более развитым невербальным мышлением.

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин больше разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых; т. е. среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков — в области вербальных способностей. Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится лишь одна женщина.

Раса

Исследования среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп.

Согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям (Race_and_intelligence#cite_note-Dickens_.26_Flynn_2006-50) он постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна , средний IQ афроамериканцев в 1995 соответствует среднему IQ белых в 1945 (Race_and_intelligence#cite_note-56). Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В Великобритании чернокожие воспитанники интернатов, имеют более высокий IQ, чем белые. (Race_and_intelligence#Uniform_rearing_conditions)

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и ее экономическим развитием, ВВП (см., например, Коэффициент интеллекта и богатство народов), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Способы мышления

Человек способен производить как эмоциональное, так и логическое мышление. Второе как раз используется в создании науки, техники.

Эмоциональное же задействуется в решении сложных задач, которые не поддаются алгоритмическому размышлению. Оно также способствует принятию решений, выбору поступка, поведения.

Разум и личность человека невозможно сформировать, желая конкретного результата. Каждый встречается с разными людьми, слышит от них информацию, и по частице выбирая из нее, складывает собственное мнение, знания. Даже чужие поступки формируют у человека личность. Этим и отличается внешний и внутренний удивительный мир, который создан благодаря разуму человека.

Что такое ум?

В самом общем понимании ум – это мышление. Описывая ум, можно сказать, что это способность:

  • Понимать.
  • Адекватно оценивать происходящее и делать выводы.
  • Находить безошибочные решения.
  • Прогнозировать последствия действий как своих, так и чужих.
  • Правильно использовать имеющиеся ресурсы, знания, умения, навыки, возможности.

Хитрость и смекалка – это тоже ум. Ум складывается из памяти, внимания, ощущений, эмоций, желаний, индивидуальных особенностей и мотивов.

Умного человека отличает способность глубоко, не поверхностно, смотреть на мир и извлекать информацию, которая действительно важна.

Мыслительный процесс каждого человека, с одной стороны, подчиняется общим закономерностям, с другой — отличается по глубине и широте мышления, самостоятельности, критичности, гибкости ума, скорости мысли.

Что такое ум

Фото автора RF._.studio: Pexels

Скорее всего, ты считаешь, что умный человек – это тот, который много знает. На самом деле это не так. Объем информации, которую содержит человек в себе, говорит о его хорошей памяти. Значит, ум – это не про количество. Ум помогает человеку получать информацию, запоминать, а позже анализировать.

Умный человек не пойдет два раза по одному и тому же пути, если он знает, что там его ждет неудача. Зачем вредить себе? Разберем на примере. Вот ты заходишь в комнату, и наступаешь на гвоздь. В следующий раз ты переступишь его, верно? Зачем тебе повторять ошибки? Мы получили информацию, запомнили, проанализировали ее, сделали вывод.

Умный человек контролирует ситуацию, старается не повторять своих ошибок, он постоянно думает и анализирует. Его мыслительный процесс может блокироваться только эмоциями, которыми не получается управлять. Но это уже другой вопрос.

Ум и глупость

Чаще всего происходит так, что человек не всегда задумывается о происходящем. Он может дважды перешагнуть гвоздь, но в третий раз опять наступит на него

Причина банальная – забыл, не обратил внимание. И это не глупость

Просто в какой-то момент ты не пользуешься способностью мыслить, выключаешь ее. Чаще всего так делаем мы, женщины, поддаваясь эмоциям. Они не дают включать логику и пытаются управлять нашими действиями вместо нас самих.

Что значит быть умным?

Ум – это способность к анализу и умозаключениям. Умный человек – это тот, кто на это способен. Частота этого анализа не говорит об умственных способностях.

Глупость – это обратная сторона ума, то есть неумение принимать решения, неспособность делать умозаключения. Чтобы сделать правильный вывод, нужно исключить травмирующие события, при которых человек просто неспособен мыслить и анализировать. Если никаких травм не было, вероятнее, мы имеем дело с глупостью.

Глупые люди живут эмоциями, они не управляют ими, это их механизм общения. Такие люди не ищут решения проблемы, не идут на компромисс. В любых стрессовых ситуациях они очень эмоционально реагируют, кричат.  Идут на поводу у своих эмоций.

Признаки умного человека

Умного человека можно определить по некоторым признакам. Вот некоторые из них:

  • Делает что-то с конкретной целью.
  • Не ведет пустых бесед и не говорит невпопад.
  • Принимает чужие мысли, чувства.
  • Не бросает дела, не успев их начать.
  • Ценит труд других людей.
  • Анализируют информацию извне.
  • Везде ищет смысл и пользу.
  • Не увлекается модой ради моды, беседой ради беседы.
  • Не обманывает самого себя.

Ум – это всегда поступки, действия. Большую часть времени мы его не задействуем, не используем на сто процентов

Поэтому важно подключать свой ум чаще. Заставлять его работать, анализировать

Чем чаще его нагружать, тем лучше он будет функционировать.

Мышление

На основе этих свойств рождаются новые знания и образы.

Связь образов с человеческим мышлением осуществляется благодаря воображению. Еще одним существенным инструментом мыслительного процесса является понятие – позволяющее мыслить абстрактно. Процесс мышления обычно реализуется с помощью языка, но может и с помощью образов.

Способов решения задач есть множество. Классифицируются они на две группы:

  • механические – путем собственных проб и ошибок, с помощью запоминания и понимания;
  • интуитивные – с помощью интуиции, взгляда на задачу с другой стороны.

Одна из сложностей для решения возникших проблем – фиксация. Этим термином обозначают тенденцию хватки за неправильные варианты решения и отсутствие рассматривания возможных альтернатив. Как правило, такое наблюдается при наложении на мышление каких-либо ограничений.

Определение видов мышления производится по двум ключевым критериям: по форме и способу познания, по содержанию и характеру задач.

Формы мышления:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Чем отличаются?

В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.

Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.

Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:

  1. Вы знаете, что человек обманывает вас, прямо сейчас он лжет, глядя вам в глаза. А еще он предал вас, но думает, что вы об этом не знаете. Ваш опыт и знания, связываясь с чувствами, подсказывают, что прямо сейчас нужно все высказать негодяю, накричать на него, ударить или организовать вкусную и сладкую месть.

    Однако разум берет контроль над ситуацией и говорит вам, что это неправильно, а, возможно, опасно для вас же. Разумнее будет не иметь больше с этим человеком никаких дел, спокойным тоном сказать, что вы знаете о предательстве и попрощаться.

  2. Мужчина влюблен в девушку друга. Он уверен, что и она испытывает к нему симпатию.

    К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).

    Его опыт и знания, а также чувства предлагают броситься в омут с головой, то есть предать друга и быть с этой девушкой. Однако разумом он понимает, что это неправильно, низко, подло.

  3. Пример из сферы этических дилемм. У человека болеет домашнее животное, врачи говорят, что шансов нет – гуманнее усыпить, чтобы не мучилось. Это противоречит всем убеждениям человека: нужно бороться до конца, друзей не бросают, никого нельзя убивать, нельзя предательств и т.д.

    Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.

    Кстати, и для ветеринаров это непростое решение: признать, что несмотря на все свои знания, ты не можешь помочь животному и вынужден предложить только единственный вариант.

  4. Мужчина хочет ребенка, а женщина нет. Они понимают, что, оставляя все как есть, делают несчастным его, да и в отношениях сохраняется напряжение, накапливается недовольство, обиды. А если женщина родит, потому что физически может, но психологически не хочет, то это сделает несчастной ее, его и ребенка.

    Единственный разумный вариант – разойтись, даже если вы отлично понимаете друг друга, и найти тех людей, которые закроют все актуальные потребности.

  5. Человек хочет избавиться от вредной привычки – пить при любых трудностях. И вот он снова столкнулся с неприятностями, по уже отточенному сценарию хочет забыться в бутылке, но разум говорит ему, что правильнее будет подавить конкретно это желание и подумать над его истинными причинами, найти другой метод преодоления трудностей.

Каково же главное отличие ума от разума? Первый принимает информацию, второй рассуждает на эту тему. Ум и разум – это разные вещи.

В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.

Что нужно для развития разума

1) способность размывать границы; 2) способность создания через прямую трансляцию качества двойников любого класса: — твердого; — жидкого (солярисного); — газообразного (атмосферного); —микролептонного (космообразного); — с переструктурированным, другим мозгом и т. д.;

Все в нашей жизни связано, хотя и неожиданно: решабельность сменяется созидательностью; там, где был хаос, появляется структура, потом она опять превращается в хаос и т. д., пульсационно расширяется.

Все в природе действует по закону min–max — минимальными усилиями максимальный результат.

Там, где поглощается, развивается разумность. Там, где только излучается — неразумность. А дуальный элемент — устойчиво взаимодействующий. На границе взаимодействия происходит появление нового элемента — нового «Я».

Различие между интеллектом и мудростью

Концепцию мудрости зачастую связывают с философией, религией или духовными практиками — одним словом, чем-то таким, о чем пристало бы спорить буддийским монахам, христианским богословам или, скажем, древнегреческим философам.

Однако в последние несколько десятилетий психологи начали проявлять куда больший интерес к этой теме. Проведенные исследования (в частности, двумя психиатрами из Калифорнии доктором Дилипом Жестом и доктором Томасом Миксом), принесли массу интересных результатов.

Так давайте же, основываясь на этих результатах, взглянем более пристально на некоторые наиболее очевидные различия между интеллектом и мудростью.

Большой толковый словарь

РАЗУМ, -а; м. 1. Познавательная деятельность человека, способность мыслить; ум, интеллект; рассудок. Человеческий р. беспределен. Коллективный р. Свет разума (высок.) Ребенок удивляет своим разумом. Набраться ума-разума (приобрести знания, стать умнее). Терять р.; лишаться разума (терять ясность мысли; сходить с ума). Входить в р. (становиться с годами умнее, рассудительнее, взрослеть). * Да здравствуют музы, да здравствует разум (Пушкин). О способности мыслить (у некоторых животных, гипотетических существ и т.п.). Обладать разумом. Братья по разуму (об инопланетянах). Высший, мировой р. (о Боге). Космический р. (мыслящая субстанция). 2. Способность рассуждать здраво, находить правильное решение в какой-л. ситуации; рассудок (в отличие от эмоций). Светлый р. Совсем нет разума у кого-л. Призвать к разуму. Р. победил чувство. Р. иногда покидает кого-л. Р. затуманился у кого-л. Включи свой р. Ум за разум зашёл (заходит) у кого. О состоянии, при котором кто-л. не может разумно рассуждать, действовать. Уму-разуму учить. Учить, как следует поступать, жить. С разумом, в зн. нареч. Разумно, толково. Подойти с разумом к земельной реформе. Разумный (см.).

Мудрые люди принимают лучшие решения

Конечно же, между людьми с высоким интеллектом есть немало индивидуальных различий

И в то время, как некоторые из них принимают не только логичные, но и взвешенные, ответственные решения, другие могут настолько увлечься своими целями и желанием добиться успеха, что не принимают во внимание другие факторы, способные существенно повлиять на конечный результат и неприятно их удивить

Если и есть одно четкое и недвусмысленное различие между людьми с высоким интеллектом и глубокой мудростью, то оно в том, что вторая группа отличается куда большей открытостью разума. И все потому, что мудрость — это нечто куда большее, чем просто знания. Мудрые люди многое повидали в этом мире (и не только повидали, но и кое-чему научились), способны мыслить ясно, четко и умеют принимать как свои взлеты, так и падения.

К тому же мудрые люди, как правило, куда лучше представляют, как та или иная ситуация будет развиваться с течением времени, что помогает им сохранять баланс.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.