Виды психологического эксперимента

Алан-э-Дейл       25.11.2024 г.

Как открыли цветовые спектры света

Исаак Ньютон во время вспышки чумы в его студенческом городке пережидал эпидемию в другом месте и часто заходил на местный рынок, где раздобыл детскую игрушку в виде призмы. Она просто показывала, что в нее входит свет, а на выходе получается радуга

Все пользовались этими призмами, но никто не думал, как они работают.

В оригинальной статье 1672 года Ньютон недостаточно полно описал установку, с которой он работал, поэтому его современники изо всех сил старались повторить эксперимент, но им это не удавалось. Впрочем, результаты никто не ставил под сомнение, так как они были очень убедительными.

Ньютон творил много странных вещей, включая углубление в библейскую нумерологию, оккультизм и втыкание иголок в свои веки, но все это не помешало ему сделать много важных открытий и увековечить свое имя в истории.

Виды экспериментальных исследований в психологии

Все психологические исследования делятся на несколько групп:

  • Теоретические исследования.
  • Эмпирические исследования.
  • Прикладные исследования.

Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.

Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.

Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.

Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.

Различают их следующие разновидности:

  1. Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
  2. Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
  3. Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.

Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.

Специфика метода эксперимента:

1. Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственно созданной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче определить.

3

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др

4. Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счёт достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

11 стр., 5166 слов

История метода «эксперимент» в психологии

… связан, или доказательству, которое он дает”. 1. История метода «эксперимент» в психологии 1.1. История метода «эксперимент» в России Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее … которые встречали и преодолевали исследователи прошлого. Нашей целью является попытка изложить специфические проблемы экспериментального подхода в психологии.Экспериментальный метод в действительности является лишь …

5. Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указывается характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь и т.д.

6

При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребёнком может восприниматься не так, как её сформулировали, а по-другому

Обе белые

В этом эксперименте участвовали дети (четверо). Представьте стол, на котором стоит 2 пирамидки. Одна белая, а вторая черная. Экспериментатор и три ребенка говорят при четвертом, что обе пирамидки окрашены в белый цвет. И, что интересно, большая часть испытуемых соглашалась с ними. Но был один забавный момент. Если их просили взять черную, они выбирали из двух именно ее. И это несмотря на то, что несколько мгновений назад называл ее белой.

https://youtube.com/watch?v=TwVp3S3HQtg

«Обе белые» у взрослых

Эксперимент «Обе белые» для взрослых проходил так же, как в случае с детьми. По предварительной договоренности группа людей утверждала, что обе пирамидки белые. Согласитесь, звучит абсурдно. Но многие испытуемые не обращали на это внимания и соглашались с мнением большинства. Странная реакция взрослых и, казалось бы, адекватных людей.

Как распространяются световые волны

Если что-то сказать, то за счет вибрации воздуха звук передается в уши слушателя. Если бросить камень, то по воде идут волны, но у них всегда есть среда, в которой они движутся. Свет проходит и через воздух, и через воду, и даже через вакуум.

Именно это и вызывало вопросы в конце 19-го века. Никто не понимал, почему нет среды, но есть движение света. Единственным объяснением было существование светоносного эфира.

Работая вместе в Университете Западного Кейса в Огайо, Альберт Майкельсон и Эдвард Морли намеревались доказать существование этого эфира. То, что у них получилось, является возможно самым известным неудавшимся экспериментом в истории.

Альберт Майкельсон.

Гипотеза ученых заключалась в следующем: когда Земля вращается вокруг Солнца, она постоянно проходит сквозь эфир, создавая эфирный ветер. Когда путь светового луча движется в том же направлении, что и ветер, свет должен двигаться немного быстрее по сравнению с движением ”против ветра”.

В начале 1880-х годов Майкельсон изобрел тип интерферометра, инструмента, который объединяет источники света. Интерферометр Майкельсона излучает свет через одностороннее зеркало. Свет разделяется на две части и получающиеся лучи движутся под прямым углом друг к другу. Через некоторое время они отражаются от зеркал назад к центральному месту встречи. Если световые лучи приходят в разное время из-за какого-то искажения (скажем, от эфирного ветра), они создают характерную интерференционную картину.

Исследователи защитили свой прибор от вибраций, поместив его на твердую плиту из песчаника, и изолировали его в подвале здания кампуса. Майкельсон и Морли медленно поворачивали плиту, ожидая увидеть интерференционные картины, когда световые лучи синхронизируются с направлением эфира, но скорость света не менялась.

В итоге эксперимент провалился, но ученые не сдавались и в 1907 году Майкельсон стал первым американцем, получившим Нобелевскую премию за исследования на основе оптических приборов. А сомнения в теории эфира положили начало исследованиям многих других ученых. В том числе именно это косвенно привело к открытию Альбертом Эйнштейном теории относительности.

Этапы психологического эксперимента[править]

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

  1. Первичная постановка проблемы
  2. Работа с научной литературой
  3. Составление библиографии по тематике исследования
  4. Уточнение гипотезы и определение переменных
  5. Выбор экспериментального инструмента, позволящего:
  6. Регистировать зависимую переменную
  7. Планирование экспериментального исследования
  8. Выбор экспериментального плана
  9. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  10. Проведение эксперимента
  11. Инструктирование и мотивирование испытуемых
  12. Собственно экспериментирование
  13. Статистическая обработка
  14. Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
  15. Проведение статистической обработки
  16. Интерпретация результатов и выводы
  17. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Полевой эксперимент

Проходит по плану естественного. Причем, возможно применение стационарной аппаратуры для более точного фиксирования полученных данных. Все испытуемые оповещены об участии в исследованиях, при этом привычная обстановка уменьшает уровень искажения мотивации.

В соответствии с целями проведения экспериментов их подразделяют на:

  • Поисковый эксперимент – его основой служит нахождение причинно-следственных взаимосвязей между произошедшими явлениями. Он осуществляется на первоначальном этапе эксперимента, помогает формулировать гипотезы, выделять побочные переменные данные и устанавливать способы контроля над ними.
  • Пилотажный эксперимент- служит пробным экспериментом, первым в серии. Проводят на маленькой группе, без жесткого контроля переменных показателей. Этот эксперимент дает возможность устранять важные ошибки в описании гипотезы, а также сформулировать цель и откорректировать методы ведения наблюдений.
  • Подтверждающий эксперимент- обращен на установление функциональной связи и корректировку количественных отношений со всеми переменными. Он проходит на завершающем этапе.

По методам воздействия эксперименты подразделяются на:

  • Констатирующие – включают в себя замер состояния объекта (человека или группы) до влияния на него, диагностику первоначального состояния и определение причинно-следственной взаимосвязи между явлениями. Цель такого эксперимента определена внедрением способов инициативного развития или вырабатывания определенных свойств у личности.

  • Контрольный эксперимент – необходим для вторичного замера состояния объекта (человека или группы) и сопоставление результата с исходным состоянием.

По результатам воздействия на независимые переменные данные выделяют:

  • Спровоцированный эксперимент – способ, при котором специально меняется показатель независимой переменной, а наблюдаемые данные (ответная реакция личности) при этом называют спровоцированными результатами.

    Замечание 1

    Независимая переменная — это показатель, который преднамеренно выбирается экспериментатором для выяснения его воздействия на показатель зависимой переменной.

  • Эксперимент, на который ссылаются – способ, при котором видоизменение независимой переменной проходит без вторжения экспериментатора. Его используют, если независимая переменная влияет на состояние человека. Если влияние на испытуемого может вызвать отрицательное физическое или психическое нарушение, тогда такой эксперимент запрещен.

Дилемма Хайнца

Психолог Лоуренс Кольберг изучал нравственное развитие. Он считал, что это процесс, который продолжается всю жизнь. Чтобы подтвердить свои догадки, Кольберг предлагал детям разного возраста сложные моральные дилеммы.

Психолог рассказывал детям историю о женщине, которая была при смерти — её убивал рак. И вот по счастливой случайности один аптекарь якобы изобрёл лекарство, которое могло ей помочь. Однако запросил огромную цену — 2000 долларов за дозу (хотя цена изготовления лекарства была всего лишь 200 долларов). Муж этой женщины — его звали Хайнц — занял денег у друзей и собрал всего лишь половину суммы, 1000 долларов.

Статья по теме

ТЕСТ: Что вы за зверь?

Придя к аптекарю, Хайнц попросил его продать лекарство для умирающей жены подешевле или хотя бы в долг. Однако тот ответил: «Нет! Я создал лекарство и хочу разбогатеть». Хайнц впал в отчаяние. Что было делать? Этой же ночью он тайно проник в аптеку и выкрал лекарство. Хорошо ли поступил Хайнц?

Такова дилемма. Интересно, что Кольберг изучал не ответы на вопрос, а рассуждения детей. В итоге выделил несколько стадий развития нравственности: начиная от стадии, когда правила воспринимают как абсолютную истину, и заканчивая соблюдением собственных моральных принципов — даже если они идут вразрез с законами общества.

Непосредственность переживания

Тот, кто может рассказать о событии, свидетелем которого он был или в котором он принимал участие, имеет « личный опыт». Первый опыт руки «вы должны были быть там» разнообразие может показаться особенно ценным и привилегированным, но он часто остается потенциально подвержены ошибкам в смысле — восприятие , так и в личной интерпретации .

Опыт из вторых рук может предложить более богатые ресурсы: записанные и / или обобщенные от непосредственных наблюдателей или опытных людей или с инструментов, и потенциально выражающие несколько точек зрения .

Опыт третьих лиц, основанный на косвенных и, возможно, ненадежных слухах или слухах , может (даже при наличии надежных отчетов) потенциально опасно приблизиться к слепому уважению авторитета .

Научный метод Шаги

Точные шаги научного метода варьируются от источника к источнику, но общая процедура одна и та же: получение знаний путем наблюдения и тестирования.

Наблюдение

Первым шагом научного метода является наблюдение за окружающим миром. Прежде чем выдвигать гипотезы или проводить эксперименты, нужно сначала заметить и подумать о происходящих явлениях. Научный метод используется, когда кто-то не знает, почему / как что-то происходит, и хочет раскрыть ответ, но прежде чем кто-то может даже поставить под сомнение происшествие, они должны заметить что-то удивительное в первую очередь.

Задавать вопрос

Далее необходимо задать вопрос, основанный на их наблюдениях, например: почему / как это происходит? Почему / как это происходит таким образом? Иногда этот шаг указывается первым в научном методе, а наблюдение (и исследование рассматриваемых явлений) указывается вторым

В действительности, как наблюдение, так и задание вопросов, как правило, происходят в одно и то же время, так как можно увидеть запутанное событие и сразу подумать: «Почему это происходит?» Когда проводятся наблюдения и формируются вопросы, важно провести исследование, чтобы выяснить, ответили ли другие уже на вопрос, или обнаружили информацию, которая может помочь вам сформулировать свой вопрос. Например, если вы найдете ответ на вопрос, почему что-то происходит, вы можете пойти дальше и выяснить, как это происходит

Формирование гипотезы

Гипотеза – это обоснованное предположение, объясняющее происходящие явления на основе предыдущих наблюдений. Он отвечает на вопрос, поставленный на предыдущем шаге. Гипотезы могут быть конкретными или более общими в зависимости от задаваемого вопроса, но все гипотезы должны быть проверены путем сбора доказательств, которые можно измерить. Если гипотеза не проверяется, то невозможно провести эксперимент, чтобы определить, подтверждается ли гипотеза доказательствами.

Выполнение эксперимента

После формирования гипотезы необходимо провести эксперимент и провести проверку гипотезы. Эксперимент должен иметь независимую переменную, которой управляет человек, проводящий эксперимент, и зависимую переменную, которая измеряется (и на которую может влиять независимая переменная). Все остальные переменные должны контролироваться, чтобы они не влияли на результат. Во время эксперимента данные собираются. Данные – это набор значений; он может быть количественным (например, измеренным в цифрах) или качественным (описание или ответ да / нет).

Например, если вы должны были проверить влияние солнечного света на растение рост, количество света будет независимой переменной (вещь, которой вы манипулируете), а высота растений будет зависимой переменной (вещь, на которую влияет независимая переменная). Другие факторы, такие как температура воздуха, количество воды в почве и вид растения должны быть одинаковыми между всеми растениями, использованными в эксперименте, чтобы вы могли действительно собрать данные о том, влияет ли солнечный свет на рост растения. Данные, которые вы собираете, будут количественными, поскольку вы будете измерять высоту растения в цифрах.

Анализ данных

После проведения эксперимента и сбора данных необходимо проанализировать данные. Исследовательские эксперименты обычно анализируются с помощью статистического программного обеспечения для определения взаимосвязи между данными. В случае более простого эксперимента можно было бы посмотреть на данные и увидеть, как они соотносятся с изменением независимой переменной.

Формирование заключения

Последний шаг научного метода заключается в формировании заключения. Если данные подтверждают гипотезу, то гипотеза может быть объяснением явлений

Однако для подтверждения результатов необходимо провести несколько испытаний, а также важно убедиться, что размер выборки – количество проведенных наблюдений – достаточно велик, чтобы данные не были искажены всего лишь несколькими наблюдениями. Если данные не подтверждают гипотезу, то необходимо сделать больше наблюдений, сформировать новую гипотезу и снова использовать научный метод

Когда делается вывод, исследование может быть представлено другим, чтобы проинформировать их о результатах и ​​получить информацию о достоверности вывода, сделанного в результате исследования.

Определение контролируемого эксперимента

Контролируемый эксперимент – это научный тест, которым ученый непосредственно манипулирует, чтобы проверить единственную переменную за раз. Тестируемая переменная является независимой переменной и корректируется, чтобы увидеть влияние на исследуемую систему. Контролируемые переменные поддерживаются постоянными, чтобы минимизировать или стабилизировать их влияние на субъекта. В биологии контролируемый эксперимент часто включает ограничение среды организм изучается. Это необходимо для минимизации случайных воздействий окружающей среды и множества переменных, существующих в дикой природе.

В контролируемом эксперименте исследование Население часто делится на две группы. Одна группа получает изменение определенной переменной, в то время как другая группа получает стандартную среду и условия. Эта группа называется контрольная группа и позволяет сравнивать с другой группой, известной как экспериментальная группа, В различных экспериментах существует много типов контролей, которые предназначены для обеспечения того, чтобы эксперимент работал, и чтобы иметь основу для сравнения. В науке результаты принимаются только в том случае, если можно показать, что они являются статистически значимыми. Статистики могут использовать разницу между контрольной группой и экспериментальной группой и ожидаемую разницу, чтобы определить, поддерживает ли эксперимент гипотезу или данные были просто созданы случайно.

Понятия с примерами

Каждый метод имеет свои положительные и отрицательные особенности, которые должен учитывать специалист при проведении исследования.

Эксперимент

Эксперимент — это научный метод, при котором изучаемые объекты искусственным образом погружаются в определённую среду.

Их поведение контролируется специалистом, проводящим исследование.

Основная задача эксперимента — проверить имеющуюся теорию и выявить новые факты, которые позволят получить необходимые знания.

Эксперимент является одним из самых популярных методов познания в психологии, но при этом целесообразность его применения вызывает немало споров.

Существуют следующие виды эксперимента:

  1. Лабораторный. Проводится в специально созданных условиях.
  2. Естественный. Происходит в естественной среде обитания объектов изучения.
  3. Психолого-педагогический. Направлен на выработку у определенной группы людей полезных навыков.
  4. Пилотажный. Проводится непосредственно перед основным исследованием.

Психологический эксперимент менее информативен, чем аналогичные исследования в других областях науки. Это объясняется сложностью и многогранностью человеческой психики, которую не всегда можно оценить объективно.

Одни и те же эксперименты в одной группе людей могут давать совершенно разные результаты в зависимости от эмоционального состояния испытуемых, влияния внешних факторов на них, индивидуальности самого исследователя.

Часто получаемые данные позволяют определить не характерные качества самой личности, а выраженность реакции этой личности на конкретный эксперимент.

Психика человека спонтанна, непостоянна и уникальна. Она является крайне сложным объектом изучения.

Тем не менее эксперимент пользуется популярностью у исследователей несмотря на все свои недочеты.

Психологи применяют метод для проверки своих гипотез, поскольку он позволяет получить конкретную информацию в установленный промежуток времени.

Пример:

Преподаватель в университете желает выявить, как влияет уровень освещения в аудитории на уровень восприятия информации студентами. С этой целью он проводит эксперимент, состоящий из двух этапов.

В один день лекция в аудитории зачитывается при завешенных окнах и минимальном искусственном освещении. Во второй день студенты слушают лекцию при ярко включенном свете и полностью открытых окнах.

После каждой лекции преподаватель проводит проверочную работу, содержащую вопросы по рассмотренной теме.

По результатам общей успеваемости группы испытуемых в обоих случаях можно делать выводы о том, насколько уровень освещения влияет на внимание и усидчивость аудитории

Человек-киборг

Кевин Уорвик — профессор в области технической кибернетики. Он один из самых известных в мире киборгов, на собственном теле занимающийся исследованиями в области робототехники и биомедицинской инженерии. В 1998 году Уорвик вживил себе в руку RFID-метку для управления освещением, обогревательными приборами и компьютерами.

Затем профессор вживил себе еще несколько электродов и чипов для дистанционного управления роботизированной рукой. Имплант с помощью сотни электродов соединили с тканью срединного нерва руки. Профессор посылал к пальцам нейронные импульсы, имплантат преобразовывал их в электрические сигналы и передавал на компьютер, а механическая рука в зависимости от типа сигналов двигалась, точь-в-точь повторяя движения Уорвика.

Его жена, Ирена, поддавшись на уговоры мужа, также вживила в свое тело имплантат. В будущем пара планирует настроить более глубокое взаимодействие между имплантами друг в друге, вплоть до «экспериментов в области электронной коммуникации между нервными системами двух людей».

Сам профессор по поводу своих опытов выражается лаконично: «Я не хочу оставаться простым человеком». И добавляет, что в конкуренции с ИИ выживут лишь те люди, которые смогут улучшить свои естественные способности.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Законодательство

Разные страны по разному регулируют опыты над животными. В России, например, соответствующего законодательства нет вообще. Единственный документ, который имеет отношение к этой сфере в нашей стране – Приказ Минздрава СССР от 1977 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию организационных форм работы с использованием экспериментальных животных». В целях документа указана гуманизация обращения с животными. В документе прописано, что к опытам допускаются специалисты с высшим медицинским и ветеринарным образованием. Обладали среднего образования или зоотехнического могут проводить только несложные и безболезненные процедуры.

Животное должно получать обезболивающие, если эксперименты не требуют иного. Запрещается применять болезненные процедуры больше, чем один раз. Умерщвление также должно проводится безболезненно и гуманно. Издание marpreta сообщает, что в Госдуму внесен законопроект, который в случае принятия запретит тестирование косметики на животных к 2022 году.

США

В Соединенных Штатах действует закон о благополучии животных и ряд подзаконных актов. Они указывают что эксперименты возможны при доказательстве их необходимости. При государственных научных центрах в США существуют специальные комиссии, с которыми должны консультироваться ученые. Специалисты этого органа также проверяют, что нет альтернативных вариантов эксперимента и что аналогичные опыты не проводились другими научными учреждениями. 

В апреле Минсельхоз США решил отказаться от использования кошек в опытах. Ранее животных применяли для исследования токсоплазмоза. В течение 30 лет животных заражали болезнью, изучали, а затем усыпляли. Против таких методов выступали зоозащитники и некоторые конгрессмены. По информации зоозащитников, за годы эксперимента погибло не менее 3 тысяч кошек. Официальные данные меньше в 10 раз. 

ЕС

В странах Европейского Союза запрещено тестирование косметики и ингредиентов на животных. Отметим, что запрет на тестирование косметики и продажу такой косметики – общемировой тренд. Соответствующие законопроекту обсуждаются либо приняты в США, Аргентине, Канаде, Новой Зеландии, Белоруссии, Украине, Южной Корее, Бразилии, Израиле и других странах. Есть страны с обратной ситуацией: в Китае запрещено продавать косметику, не прошедшую тестирование на животных.

Как частицы образуют волны


Как думаете, свет — это частица или волна? Многие ученые остановились на том, что свет — это частица, основываясь на экспериментах Ньютона с призмами. Но доказательства Томаса Янга разрушили это убеждение.

Янг интересовался всем — от египтологии (он помог расшифровать Розеттский камень) до медицины и оптики. Чтобы исследовать сущность света, в 1801 году Янг подготовил эксперимент. Он проделал две тонкие щели в непрозрачном объекте, пропустил сквозь них солнечный свет и наблюдал, как лучи отбрасывают ряд ярких и темных полос на экране. Разные участки Янг объяснял тем, что свет распространяется волнообразно, как рябь на пруду, с гребнями и впадинами от разных световых волн, усиливающими и компенсирующими друг друга.

Хотя современные физики в начале отвергли выводы Янга, повторение его экспериментов с двумя щелями показало, что частицы света действительно движутся, как волны. Дальнейшие эксперименты доказывали, что такое распространение света возможно только в том случае, если частицы движутся, как волны. Это открытие и его особенности в том числе лежат в основе квантовой физики.

Свет тоже состоит из волн.

Разноцветное молоко, которое движется

Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.

Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.

Что делаем:

  1. Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
  2. С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
  3. Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
  4. Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
  5. Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.

Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут

Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
50%

Не особо увлекается экспериментами 25%

Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 25%

Доказательство процветания биологических видов

К 1960-м годам экологи пришли к соглашению, что среды обитания процветают главным образом благодаря разнообразию видов в них. Считалось, что изменение соотношения представителей этих видов не приводит к изменению всей среды обитания. Но Роберт Пейн был с этим не согласен.

Пейн провел свои эксперименты, связанные с исключением морских звезд из приливных бассейнов вдоль побережья штата Вашингтон. Оказалось, что уничтожение этого единственного вида может дестабилизировать целую экосистему.

В этой экосистеме важна каждая рыбка.

Без морских звезд их добычу начали поглощать мидии, сильно увеличивая свою популяцию. Это приводило к тому, что они начали вытеснять водоросли и занимать их место. В итоге вся экосистема превратилась просто в рассадник мидий.

Открытие Пейна оказало большое влияние на сохранение видов живых организмов, доказав, что надо сохранять не отдельные виды, а целые экосистемы.

Так открытие Пейна перевернуло взгляд на всю систему взаимодействия живых организмов. Он умер в 2016 году и в последние годы много работал над изучением влияния человека на исчезновение видов, в том числе и за счет глобального потепления.

Расскажите, какое открытие заинтересовало вас больше всего.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.