Наблюдение как метод социально

Алан-э-Дейл       05.06.2022 г.

Цель

В начале психологического наблюдения следует установить его цель (ответ на вопрос «,для чего наблюдать?»,). Вот несколько типичных примеров:

  • изучение свойств различных психических явлений,
  • изучение людей как носителей тех или иных известных психических качеств и сравнение результатов наблюдения с существующими признаками,
  • изучение причин, лежащих в основе тех или иных трудностей у всевозможных категорий людей, в разных условиях деятельности и коммуникации,
  • изучение особенностей людей, имеющих различные психические характеристики.

В зависимости от цели оно может быть выжидательным (фиксируется всё, чем проявит себя объект) и выбирающим (производится отбор нужных явлений и фактов).

Второй способ значительно практичнее, так как обостряет восприятие и выделяет один объект на фоне остальных, а значит , требует меньше времени.

Полное и неполное наблюдение

Полное — наблюдение, при котором фиксируется и записывается максимум информации, доступной наблюдателю. Используется для чрезвычайно тщательного изучения объекта. Часто полное наблюдение проводится как принудительная мера, когда заранее не известно, какие факторы ситуации и поведения наблюдаемого следует фиксировать, а какие не обязательно, какие считаются существенными, а какие не важными, какие можно ожидать, а какие не предсказуемы. Такая ситуация обычно сопровождает предварительное, ориентировочное исследование, предшествующее основному циклу исследования, в котором наблюдение уже будет более целенаправленным и определенным, с ограниченным полем поиска. Иногда исследователю приходится прибегать к полному наблюдению из-за плохой подготовки и предусмотрительности на предварительных этапах исследования — постановке проблемы, формулировке гипотезы и планировании.

Понятно, что полнота информации — дело относительное, и ее степень зависит от объективных и субъективных способностей наблюдателя, а также от его понимания «абсолютной» полноты. Таким образом, «исчерпывающая» полнота наблюдения характеризует скорее методологическую грубость конкретного исследования, чем его «эмпирическое богатство» и широту интересов исследователя.

Неполное — это наблюдение, при котором внимание наблюдателя сосредоточено на оптимальном (реже — минимальном) количестве параметров ситуации и поведения наблюдаемого. Этот круг информации, которую необходимо собрать, определяется заранее, исходя из целей и условий наблюдения

Как правило, такая регламентация процесса наблюдения не ограничивает жестко действия наблюдателя, а лишь предотвращает нежелательные пробелы в искомой информации.

Другими словами, он не запрещает наблюдателю выходить за рамки установленного набора вопросов, если это окажется необходимым или полезным для процесса, а лишь направляет его в бесконечное разнообразие ситуаций мониторинга. Таким образом, это ограничение не только не «связывает руки» наблюдателю, но, напротив, освобождает его от прежних проблем выбора того, что наблюдать и что записывать. А это позволяет более тщательно и внимательно наблюдать за главным (согласно гипотезе исследования) и повышает вероятность обнаружения дополнительных важных (по мнению наблюдателя) фактов. Это повышает надежность и точность данных наблюдений. Очевидно, что неполное наблюдение намного дешевле и обычно более эффективно, чем полное. Такой тип наблюдения характерен для базовых и контрольных исследований.

Непрерывный — непрерывное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно его используют при краткосрочном исследовании или когда необходимо получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений.

Иногда непрерывное наблюдение интерпретируется как полное. Смешивать эти характеристики не представляется разумным, лучше придерживаться более традиционного взгляда: параметр «непрерывный — выборочный» отражает «временную стратегию» исследования, а параметр «полный — неполный» — количественную. Из этого наблюдения следует, что любое непрерывное наблюдение может быть либо полным, либо неполным, и еще более рационально проводить непрерывное наблюдение после неполного. Обратное также верно: любое полное и неполное наблюдение может быть либо непрерывным, либо выборочным.

Выборка — это наблюдение, проводимое через дискретные промежутки времени, выбранные исследователем по своему усмотрению. Это менее затратно, чем непрерывное наблюдение. Это целесообразно при длительных, затяжных исследованиях, а также при заполнении разрозненных пробелов в знаниях об известном как целостном явлении. Естественно, непрерывное наблюдение авторы считают полным, выборочное приравнивают к неполному. Непрерывное наблюдение — это наблюдение, при котором наблюдаемые явления и действия просто фиксируются и не подлежат обсуждению или оценке исследователем во время наблюдения.

Наблюдение в педагогической психологии

Данный вид исследования используется в основном при изучении особенностей поведения учащихся и педагогов, стиля их деятельности

Здесь важно соблюдение двух основных условий: наблюдаемый не должен знать, что является объектом исследования; исследователь не должен вмешиваться в деятельность наблюдаемого

Наблюдение в социальной психологии следует осуществлять по заранее разработанной программе. Фиксировать необходимо лишь те проявления активности объектов, которые соответствуют задачам и целям проводимого исследования. Лучше всего использовать видеосъемку, так как она позволяет изучать явления неоднократно и обеспечивает максимальную достоверность полученных выводов.

В педагогической психологии в основном используется невключенное наблюдение, но иногда может проводиться и включенное, позволяющее исследователю ощутить на собственном опыте, какие переживания испытывают наблюдаемые. Однако при этом особенно следует стремиться сохранять объективность.

Похожие термины:

  • вид принудительных мер медицинского характера, который может быть назначен в том случае, если лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом деяния, по своему психическому состоянию не нужд

  • специальная мера пресечения, избираемая в отношении лиц, являющихся военнослужащими или проходящих военные сборы, состоящая в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Ф

  • проведение мероприятий по слежению и обнаружению зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, воды и клинического материала.

  • статистическое наблюдение преступности и иных криминологически значимых явлений и процессов, основанное на законе больших чисел.

  • см. Наблюдение.

  • сбор первичных статистических и административных данных субъектами официального статистического учета.

  • длительное, проводимое на протяжении нескольких часов или суток слежение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем непрерывной регистрации показателей этих функций (частоты пу

  • система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия, а также наблюдение за происходящ

  • — негласная оперативно-розыскная деятельность, выраженная в скрытом наблюдении за объектом, совершившим или могущим совершить преступление.

  • гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами тамож

  • вид принудительных мер медицинского характера, который назначается лицам, которые по своему психическому состоянию требуют постоянного и интенсивного наблюдения, а также принятия особых мер без

  • комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязне

  • ФССН), организация, предназначенная для обеспечения деятельности органов государственного управления РФ, занимающихся защитой населения, объектов и территорий от воздействия землетрясений. Явл

  • комплексная многоуровневая измерительно-информационная система, предназначенная для проведения систематических наблюдений и контроля изменений состояния природной среды под воздействием ест

  • территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль (мониторинг).

  • применение автоматического лицензирования к определенному виду товаров, имеющих для данной страны особое значение, а т.ж. с целью контроля за выполнением договоров поставок. Например, в США монит

  • Буквенное обозначение: ПЦН Самостоятельное техническое средство (совокупность технических средств) или составная часть системы передачи извещений, устанавливаемая в пункте централизованной ох

  • cилы и средства территориальных и функциональных подсистем РСЧС, предназначенные для наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами и состоянием окружающей среды, прогнозирования и оц

  • Когда опытный объект наблюдения излишне насторожен или чего-то опасается, он может попытаться ускользнуть от ожидаемого контроля, пользуясь для этого шаблонными приемами, опирающимися чаще всег

  • инструментальные измерения и визуальные наблюдения за состоянием окружающей природной среды с целью оценки и прогноза ее метеорологических, климатических, агрометеорологических, гидрологическ

Этический кодекс

Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией

Исследователь должен придерживаться мер предосторожности

Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.

Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.

Этапы наблюдения:

  • выбор объекта;
  • регистрация данных;
  • создание плана;
  • подбор метода обработки информации;
  • проведение самой процедуры;
  • интерпретация данных.

На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.

Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение

Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.

Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.

Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.

Предмет наблюдения

В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:

  1. Вербальное поведение – учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
  2. Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
  3. Перемещения людей.

Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.

Виды наблюдения

Виды наблюдения в психологии очень разнообразны. Исчерпывающей единой классификации нет, поэтому перечислим лишь основные.

1. Систематическое и случайное. Систематическое характеризуется регулярностью, повторяемостью на протяжении всего периода изучения. Промежутки времени между наблюдениями определяются внешними условиями, природой изучаемого объекта.

2. Открытое или скрытое. Данные виды наблюдения в психологии характеризуют позицию наблюдателя к объекту исследования. Например, при скрытом наблюдении исследователь смотрит через стекло Гезелла на объект изучения, а при открытом — наблюдаемый тоже видит исследователя.

В качестве подвида сюда относится и включенное наблюдение, когда субъект сам является членом группы, участником событий. Включенное наблюдение может быть как открытым, так и скрытым (например, если исследователь не сообщает о том, что он является таковым, другим членам группы).

Некоторые виды наблюдения являются как бы промежуточными между включенным и невключенным наблюдением. Например, когда педагог изучает поведение учеников во время урока: здесь исследователь включается в ситуацию, но иначе, чем объекты изучения, их позиции неравноправны по отношению к управлению ситуацией.

3. Полевое и лабораторное. Полевое проводится в естественных для наблюдаемого условиях, подразумевает отсутствие какой бы то ни было инициативы со стороны исследователя. Данное наблюдение в психологии позволяет изучить естественную жизнь наблюдаемого объекта. К его недостаткам относятся трудоемкость, а также неконтролируемость ситуации исследователем, невозможность систематического наблюдения. Лабораторное предоставляет возможность изучать объект в контролируемой, удобной для исследователя ситуации, однако может существенно исказить результаты исследования.

4. Лонгитюдное, периодическое и одиночное. Данные виды выделяются по времени организации исследования. Лонгитюдное («продольное») осуществляется в течение длительного времени, зачастую нескольких лет, а также предполагает непрерывный контакт наблюдателя с объектом. Результаты подобного исследования отмечаются в виде дневников, которые широко охватывают образ жизни, поведение, различные привычки изучаемого объекта.

Периодическое наблюдение — самый распространенный вид временной организации исследования. Оно осуществляется в течение некоторых точно определенных промежутков времени. Одиночные, или однократные, наблюдения проводятся в виде описания отдельного случая, который может быть как типичным, так и уникальным при изучении того или иного феномена или процесса.

Техника наблюдения

Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.

Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.

Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.

Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени. Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.

Замечание 1

Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.

Понятие наблюдения как метода исследования

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д. Определение 1

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Наблюдение как метод исследования 480 руб.
  • Реферат Наблюдение как метод исследования 270 руб.
  • Контрольная работа Наблюдение как метод исследования 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков

Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Замечание 1

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Преимущества и недостатки метода

В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:

  1. Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
  2. Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
  3. Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
  4. Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.

Недостатки:

  • некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
  • наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
  • нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.

На результат проведения слежки процесс может повлиять:

  • неправильно составленный план действий;
  • усталость человека, который проводит слежку;
  • гало-эффект;
  • ошибки в моделировании разных ситуаций;
  • неверное первое впечатление;
  • наличие собственных предубеждений;
  • социальный статус испытуемого, экспериментатора;
  • настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.

Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.

Ссылки

  • А. Я. Психология: Психологический словарь
  • А. Я. Психология: Наблюдение как метод получения психологической информации
  • Психологический словарь: Наблюдение

В этой статье предлагаем вам рассмотреть один из основных приемов, который включают в себя методы исследования в психологии. Наблюдение предполагает целенаправленное и преднамеренное восприятие объекта исследования. В социальных науках его применение представляет наибольшую трудность, поскольку субъект и объект исследования – человек, а значит в результаты могут привноситься субъективные оценки наблюдателя, его отношение и установки.

Наблюдение – один из основных эмпирических методов, самый простой и обыкновенный в естественных условиях

Чтобы его результаты оказались точными, наблюдателю следует оставаться в стороне, быть незамеченным или же стать частью группы, в которую входит объект наблюдения, смешаться с ней, чтобы не вызвать к себе внимание. Исследователь должен фиксировать и оценивать события, связанные с целью наблюдения

Элементы этого приема включают в себя теоретическое мышление (различные методические приемы, контроль результатов, осмысление) и количественный анализ (факторный анализ, шкалирование и др.).

Изучая основные методы психологии, наблюдение следует непременно отметить и по возможности применять. Ведь это один из основных приемов, которым пользуется современная наука.

Необходимо сказать, что наблюдение в психологии непременно является несколько субъективным. Степень субъективности могут снизить отказ от быстрых выводов и обобщений, неоднократность наблюдения, а также использование наряду с ним других методов. Лучше, чтобы в исследовании участвовало сразу несколько наблюдателей. Чтобы повысить эффективность этого метода, часто используются различные карты наблюдений и опросники. Они позволяют сконцентрироваться на наиболее важных моментах и не отвлекаться на несущественные.

Наблюдение в возрастной психологии

Здесь оно может быть как сплошным, так и выборочным. Если наблюдение охватывает многие стороны поведения наблюдаемого одновременно, в течение длительного времени, и осуществляется в отношении либо одного, либо нескольких детей, оно называется сплошным. При этом зачастую отмечается некоторая избирательность: критерием отбора выступает новизна. При осуществлении выборочного наблюдения указывается и оценивается лишь одна конкретная сторона поведения изучаемого ребенка или же его поведение в отдельных, определенных ситуациях, через некоторые промежутки времени (реализуют такое наблюдение в психологии примеры следующие: Ч. Дарвин наблюдал за проявлением эмоций своего сына, а отечественный лингвист А. Н. Гвоздев записывал речь своего ребенка на протяжении первых восьми лет его жизни).

Ценность данного приема в возрастной психологии состоит в том, что для применения этого метода не существует никаких возрастных ограничений для изучаемого объекта. Отслеживание жизни наблюдаемого на протяжении длительного времени позволяет найти переломные моменты, критические периоды в его развитии.

Наблюдение в психологии, примеры которого мы только что указали, здесь чаще всего используется для сбора данных на начальном этапе исследования. Но иногда его применяют и в качестве основного метода.

Отличительные черты наблюдения

Наблюдение в психологии всегда проводится с определенной целью, по заранее намеченному плану, оснащено различными предметами, необходимыми для фиксации результатов и осуществления самого процесса.

Этот метод позволяет собирать эмпирические данные, формировать представления об объектах исследования, а также проверять различные догадки и теории, связанные с ним.

Наблюдение осуществляет познание с помощью прямого контакта, основываясь на показаниях органов чувств, поэтому оно является первым в истории научным приемом.

Методы психологии (наблюдение, эксперимент и др.) имеют свои характерные особенности. Эти особенности позволяют выделить их как отдельный вид исследований. Наблюдение в психологии отличается типом отношения к объекту (например, в беседе или эксперименте специалист создает специальные условия, вызывающие то или иное явление), присутствием непосредственного контакта с ним (который отсутствует при изучении продуктов деятельности, а также не всегда присутствует в эксперименте).

С методологической точки зрения ему присуща универсальность, то есть возможность использования наблюдения по отношению к широкому кругу различных психических явлений, а также гибкость (наличие возможности изменять «поле охвата» объекта или гипотезу в процессе исследования) и минимальные требования к техническому, аппаратному обеспечению процедуры. В этом методы психологии наблюдение, эксперимент и другие сильно отличаются.

В научной литературе термины «наблюдение», «объективное наблюдение» и «внешнее употребление» часто используются как синонимы. Психическая жизнь — сложное явление, недоступное прямому взору извне, скрытое от посторонних глаз. Поэтому первоначально единственным методом психологии являлась интроспекция (самонаблюдение), и лишь с развитием науки внешнее наблюдение стало применяться, когда осуществлялось наблюдение за человеком (психология, социология и другие науки).

В отечественной психологии основные принципы наблюдения описываются в работах таких ученых, как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев.

Принятая классификация

Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:

  • внешнее и внутреннее;
  • непосредственное и опосредованное;
  • прямое и косвенное;
  • включенное и невключенное;
  • полевое и лабораторное;
  • сплошное и выборочное.

А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.

По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.

При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.

Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.

Неосознанное внутреннее

Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.

Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.

Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.

Внешний тип

Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.

Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.

Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.

При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.

Методика

Под этим термином обычно понимается регламентированная, изложенная для специального круга лиц, предметно обозначенная система способов отбора и анализа получаемых сведений, которая соответствует конкретному кругу задач.

Такие техники классифицируются по способам организации наблюдения, приемам разделения наблюдаемого потока реальности на составляющие, свойствам и значимости единиц исследования, приемам его регистрации и способами анализа результатов.

Методика, как наиболее полное описание всех шагов исследования включает в себя:

  1. Выбор обстоятельств и объекта наблюдения, который определяется прежде всего целью исследования и теоретическими представлениями об изучаемой действительности.
  2. Схему в виде переменного списка единиц наблюдения и аспектов их поведения.
  3. Способ и форму фиксации результатов наблюдения, описание требований к организации работы наблюдателя, описание способа обработки и представления полученных данных.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.