Оглавление
Цель
В начале психологического наблюдения следует установить его цель (ответ на вопрос «,для чего наблюдать?»,). Вот несколько типичных примеров:
- изучение свойств различных психических явлений,
- изучение людей как носителей тех или иных известных психических качеств и сравнение результатов наблюдения с существующими признаками,
- изучение причин, лежащих в основе тех или иных трудностей у всевозможных категорий людей, в разных условиях деятельности и коммуникации,
- изучение особенностей людей, имеющих различные психические характеристики.
В зависимости от цели оно может быть выжидательным (фиксируется всё, чем проявит себя объект) и выбирающим (производится отбор нужных явлений и фактов).
Второй способ значительно практичнее, так как обостряет восприятие и выделяет один объект на фоне остальных, а значит , требует меньше времени.
Полное и неполное наблюдение
Полное — наблюдение, при котором фиксируется и записывается максимум информации, доступной наблюдателю. Используется для чрезвычайно тщательного изучения объекта. Часто полное наблюдение проводится как принудительная мера, когда заранее не известно, какие факторы ситуации и поведения наблюдаемого следует фиксировать, а какие не обязательно, какие считаются существенными, а какие не важными, какие можно ожидать, а какие не предсказуемы. Такая ситуация обычно сопровождает предварительное, ориентировочное исследование, предшествующее основному циклу исследования, в котором наблюдение уже будет более целенаправленным и определенным, с ограниченным полем поиска. Иногда исследователю приходится прибегать к полному наблюдению из-за плохой подготовки и предусмотрительности на предварительных этапах исследования — постановке проблемы, формулировке гипотезы и планировании.
Понятно, что полнота информации — дело относительное, и ее степень зависит от объективных и субъективных способностей наблюдателя, а также от его понимания «абсолютной» полноты. Таким образом, «исчерпывающая» полнота наблюдения характеризует скорее методологическую грубость конкретного исследования, чем его «эмпирическое богатство» и широту интересов исследователя.
Неполное — это наблюдение, при котором внимание наблюдателя сосредоточено на оптимальном (реже — минимальном) количестве параметров ситуации и поведения наблюдаемого. Этот круг информации, которую необходимо собрать, определяется заранее, исходя из целей и условий наблюдения
Как правило, такая регламентация процесса наблюдения не ограничивает жестко действия наблюдателя, а лишь предотвращает нежелательные пробелы в искомой информации.
Другими словами, он не запрещает наблюдателю выходить за рамки установленного набора вопросов, если это окажется необходимым или полезным для процесса, а лишь направляет его в бесконечное разнообразие ситуаций мониторинга. Таким образом, это ограничение не только не «связывает руки» наблюдателю, но, напротив, освобождает его от прежних проблем выбора того, что наблюдать и что записывать. А это позволяет более тщательно и внимательно наблюдать за главным (согласно гипотезе исследования) и повышает вероятность обнаружения дополнительных важных (по мнению наблюдателя) фактов. Это повышает надежность и точность данных наблюдений. Очевидно, что неполное наблюдение намного дешевле и обычно более эффективно, чем полное. Такой тип наблюдения характерен для базовых и контрольных исследований.
Непрерывный — непрерывное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно его используют при краткосрочном исследовании или когда необходимо получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений.
Иногда непрерывное наблюдение интерпретируется как полное. Смешивать эти характеристики не представляется разумным, лучше придерживаться более традиционного взгляда: параметр «непрерывный — выборочный» отражает «временную стратегию» исследования, а параметр «полный — неполный» — количественную. Из этого наблюдения следует, что любое непрерывное наблюдение может быть либо полным, либо неполным, и еще более рационально проводить непрерывное наблюдение после неполного. Обратное также верно: любое полное и неполное наблюдение может быть либо непрерывным, либо выборочным.
Выборка — это наблюдение, проводимое через дискретные промежутки времени, выбранные исследователем по своему усмотрению. Это менее затратно, чем непрерывное наблюдение. Это целесообразно при длительных, затяжных исследованиях, а также при заполнении разрозненных пробелов в знаниях об известном как целостном явлении. Естественно, непрерывное наблюдение авторы считают полным, выборочное приравнивают к неполному. Непрерывное наблюдение — это наблюдение, при котором наблюдаемые явления и действия просто фиксируются и не подлежат обсуждению или оценке исследователем во время наблюдения.
Наблюдение в педагогической психологии
Данный вид исследования используется в основном при изучении особенностей поведения учащихся и педагогов, стиля их деятельности
Здесь важно соблюдение двух основных условий: наблюдаемый не должен знать, что является объектом исследования; исследователь не должен вмешиваться в деятельность наблюдаемого
Наблюдение в социальной психологии следует осуществлять по заранее разработанной программе. Фиксировать необходимо лишь те проявления активности объектов, которые соответствуют задачам и целям проводимого исследования. Лучше всего использовать видеосъемку, так как она позволяет изучать явления неоднократно и обеспечивает максимальную достоверность полученных выводов.
В педагогической психологии в основном используется невключенное наблюдение, но иногда может проводиться и включенное, позволяющее исследователю ощутить на собственном опыте, какие переживания испытывают наблюдаемые. Однако при этом особенно следует стремиться сохранять объективность.
Похожие термины:
-
вид принудительных мер медицинского характера, который может быть назначен в том случае, если лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом деяния, по своему психическому состоянию не нужд
-
специальная мера пресечения, избираемая в отношении лиц, являющихся военнослужащими или проходящих военные сборы, состоящая в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Ф
-
проведение мероприятий по слежению и обнаружению зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, воды и клинического материала.
-
статистическое наблюдение преступности и иных криминологически значимых явлений и процессов, основанное на законе больших чисел.
-
см. Наблюдение.
-
сбор первичных статистических и административных данных субъектами официального статистического учета.
-
длительное, проводимое на протяжении нескольких часов или суток слежение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем непрерывной регистрации показателей этих функций (частоты пу
-
система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия, а также наблюдение за происходящ
-
— негласная оперативно-розыскная деятельность, выраженная в скрытом наблюдении за объектом, совершившим или могущим совершить преступление.
-
гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами тамож
-
вид принудительных мер медицинского характера, который назначается лицам, которые по своему психическому состоянию требуют постоянного и интенсивного наблюдения, а также принятия особых мер без
-
комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязне
-
ФССН), организация, предназначенная для обеспечения деятельности органов государственного управления РФ, занимающихся защитой населения, объектов и территорий от воздействия землетрясений. Явл
-
комплексная многоуровневая измерительно-информационная система, предназначенная для проведения систематических наблюдений и контроля изменений состояния природной среды под воздействием ест
-
территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль (мониторинг).
-
применение автоматического лицензирования к определенному виду товаров, имеющих для данной страны особое значение, а т.ж. с целью контроля за выполнением договоров поставок. Например, в США монит
-
Буквенное обозначение: ПЦН Самостоятельное техническое средство (совокупность технических средств) или составная часть системы передачи извещений, устанавливаемая в пункте централизованной ох
-
cилы и средства территориальных и функциональных подсистем РСЧС, предназначенные для наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами и состоянием окружающей среды, прогнозирования и оц
-
Когда опытный объект наблюдения излишне насторожен или чего-то опасается, он может попытаться ускользнуть от ожидаемого контроля, пользуясь для этого шаблонными приемами, опирающимися чаще всег
-
инструментальные измерения и визуальные наблюдения за состоянием окружающей природной среды с целью оценки и прогноза ее метеорологических, климатических, агрометеорологических, гидрологическ
Этический кодекс
Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией
Исследователь должен придерживаться мер предосторожности
Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.
Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.
Этапы наблюдения:
- выбор объекта;
- регистрация данных;
- создание плана;
- подбор метода обработки информации;
- проведение самой процедуры;
- интерпретация данных.
На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.
Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение
Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.
Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.
Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.
Предмет наблюдения
В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:
- Вербальное поведение – учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
- Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
- Перемещения людей.
Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.
Виды наблюдения
Виды наблюдения в психологии очень разнообразны. Исчерпывающей единой классификации нет, поэтому перечислим лишь основные.
1. Систематическое и случайное. Систематическое характеризуется регулярностью, повторяемостью на протяжении всего периода изучения. Промежутки времени между наблюдениями определяются внешними условиями, природой изучаемого объекта.
2. Открытое или скрытое. Данные виды наблюдения в психологии характеризуют позицию наблюдателя к объекту исследования. Например, при скрытом наблюдении исследователь смотрит через стекло Гезелла на объект изучения, а при открытом — наблюдаемый тоже видит исследователя.
В качестве подвида сюда относится и включенное наблюдение, когда субъект сам является членом группы, участником событий. Включенное наблюдение может быть как открытым, так и скрытым (например, если исследователь не сообщает о том, что он является таковым, другим членам группы).
Некоторые виды наблюдения являются как бы промежуточными между включенным и невключенным наблюдением. Например, когда педагог изучает поведение учеников во время урока: здесь исследователь включается в ситуацию, но иначе, чем объекты изучения, их позиции неравноправны по отношению к управлению ситуацией.
3. Полевое и лабораторное. Полевое проводится в естественных для наблюдаемого условиях, подразумевает отсутствие какой бы то ни было инициативы со стороны исследователя. Данное наблюдение в психологии позволяет изучить естественную жизнь наблюдаемого объекта. К его недостаткам относятся трудоемкость, а также неконтролируемость ситуации исследователем, невозможность систематического наблюдения. Лабораторное предоставляет возможность изучать объект в контролируемой, удобной для исследователя ситуации, однако может существенно исказить результаты исследования.
4. Лонгитюдное, периодическое и одиночное. Данные виды выделяются по времени организации исследования. Лонгитюдное («продольное») осуществляется в течение длительного времени, зачастую нескольких лет, а также предполагает непрерывный контакт наблюдателя с объектом. Результаты подобного исследования отмечаются в виде дневников, которые широко охватывают образ жизни, поведение, различные привычки изучаемого объекта.
Периодическое наблюдение — самый распространенный вид временной организации исследования. Оно осуществляется в течение некоторых точно определенных промежутков времени. Одиночные, или однократные, наблюдения проводятся в виде описания отдельного случая, который может быть как типичным, так и уникальным при изучении того или иного феномена или процесса.

Эта тема закрыта для публикации ответов.