Оглавление
Внутренняя и внешняя референция
Я исхожу из собственного Я. Внешняя — на мнение окружающих, объективные результаты, принятые нормы, общественное мнение: я исхожу из мнения других. Смешанная референция — это сочетание и того, и другого.
Внутренняя и внешняя референция
Внутренняя и внешняя референция.
Тип референции показывает, каким образом соотносится собственное и чужое мнение при принятии решений и самооценке человека. Внутренняя референция в первую очередь означает ориентирование на собственное мнение, видение и позицию.
Я исхожу из собственного Я.
Внешняя — на мнение окружающих, объективные результаты, принятые нормы, общественное мнение: я исхожу из мнения других.
Смешанная референция — это сочетание и того, и другого.
Каких людей описывает тип референции?
Тип референции описывает особенности людей достаточно невысокого уровня развития, а именно уровня шаблонного восприятия. Если шаблон «сбит» в стороны «всегда правы окружающие» — это внешняя референция. Шаблон сбит в сторону «всегда прав я» — референция внутреняя. Люди с нешаблонным видением, с развитыми позициями восприятия всегда имеют смешанную референцию, поскольку внимательны и к своему видению, и к видению окружающих, и когда на что ориентироваться — выбирают обдуманно, обосновано.
Зачем определять тип референции?
Знание типа референции может помочь при подборе персонала. Тот или иной тип референции не является хорошим или плохим показателем априори, он может подходить или не подходить к тому виду работы и уровню позиции, на которой находится сотрудник и будет находиться в ближайшее время (с течением времени тип референции может меняться как под планомерным воздействием, так и вследствие изменений в жизни человека).
Внешняя референция или сильное к ней тяготение подходят для исполнительских позиций, а также для работы, связанной с постоянным соответствием ожиданиям клиента (например, секретарь на телефоне, продавец). Это означает, что человек очень легко поддается чужому влиянию, ему трудно отказать другим, он очень сильно нуждается в советах. В этом есть как плюсы: человек клиентоориентирован, легко управляем, так и минусы: сильная подверженность внешнему влиянию и легкая смена мнения. Например, продавцы с ярко выраженной внешней референцией очень легко дают излишние скидки. Для позиций, связанных с принятием самостоятельных решений и отстаиванием своей точки зрения, внешняя референция не подходит.
Внутренняя референция или очень сильное к ней тяготение подходят для людей, занимающих позиции в так называемых штабных структурах (юрист, консультирующий директора, финансовый контролер), а также позиций, связанных с проверкой качества (контролер качества, налоговый инспектор, внутренний аудитор-ревизор). В подобных ситуациях очень хорошо, что человек готов отстаивать свою точку зрения, не обращая внимания на одобрение других людей, в противном случае ему будет тяжело выполнять свои функции. Плохо только, что человек с внутренней референцией часто не видит других решений и отстаивает свою точку зрения слишком жестко, может быть не достаточно клиентоориентированным и абсолютно не подходит к работе в нижнем звене организационной структуры, а также для работы с клиентами.
Интересный случай из жизни: при проведении оргдиагностики по заказу одной из компаний была выявлена ярко выраженная внутренняя референция у одной из сотрудниц отдела клиентского сервиса. Когда в разговоре с ее руководителем был упомянут риск повышенной конфликтности в сложных ситуациях с клиентами, руководитель удивленно воскликнул: «Ну надо же, а я-то все думал, почему в конфликтных ситуациях она говорит, что все делала правильно, а клиент — дурак!»
Смешанный тип референции является наиболее универсальным. Но при этом тяготение к тому или иному типу будет зависеть от вида работы и уровня должности в структуре.
Как определять тип референции?
Чтобы определить тип рефенции, можно задавать заранее подготовленные вопросы. Смотри Определение типа референции
Метки:
ПРОШЛОЕ
1-й тип референций: Действительная личностная референция прошлого
«Это правда было со мной, в моём прошлом и я это до сих пор сильно переживаю»
К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда и только тогда, когда Вы хотите вновь пережить те или иные события из вашего прошлого. Зачем? Решать Вам.
Например, уловить и освежить те переживания, ощущения, которые вы собираетесь пережить, ощутить вновь.
К примеру, Вы можете вновь пережить ощущение от поцелуев, которые вам дарил человек, в которого вы были влюблены по-настоящему.
2-й тип референций: Действительная информационная референция прошлого
«Да, это было со мной, в моём прошлом, сейчас я вспомню, что я тогда делал»
К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда и только тогда, когда Вы хотите почерпнуть полезную информацию из неприятных событий прошлого.
Например, что вы делали в прошлый раз, когда почувствовали страх на воде, отплыв далеко от берега и стали вроде бы как — тонуть?
Обратите внимание на то, как важно не перепутать здесь две референции! Если вместо референции №2 Вы начнёте использовать референцию №1 (личностное эмоциональное подключение), то Вам, возможно, не избежать беды. Проблема большинства из нас заключается в том, что мы подключаем эмоции там, где нужно видеть перед глазами лишь чёткий перечень сухих инструкций.
Проблема большинства из нас заключается в том, что мы подключаем эмоции там, где нужно видеть перед глазами лишь чёткий перечень сухих инструкций…
Проблема большинства из нас заключается в том, что мы подключаем эмоции там, где нужно видеть перед глазами лишь чёткий перечень сухих инструкций…
3-й тип референций: Сконструированная личностная референция прошлого
«Эх, помню, как я в школе дрался!…» (Помним помним, как ты в школе дрался…)
К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда и только тогда, когда Вы работаете над изменением Вашей личностной истории, чтобы ваша жизнь и представления о самом себе стали более благоприятны и чтобы вдохновить себя на что-то важное и хорошее в данный момент или в ближайшем будущем. Чтобы поддержать себя СЕГОДНЯ в решимости сделать важный шаг или просто быть на высоте — НЛП разрешаетВам фантазировать и придумывать альтернативные версии своей прошлой истории. Чтобы поддержать себя СЕГОДНЯ в решимости сделать важный шаг или просто быть на высоте — НЛП разрешаетВам фантазировать и придумывать альтернативные версии своей прошлой истории
Чтобы поддержать себя СЕГОДНЯ в решимости сделать важный шаг или просто быть на высоте — НЛП разрешаетВам фантазировать и придумывать альтернативные версии своей прошлой истории.
Так между прочим исторически всегда поступают целые государства и народы — придумывая себе мифическую «великую» историю для куража в настоящем. Это называется «мифологизация» и «героизация» прошлого. В этом нет ничего дурного! Так что снимите с себя совершенно неуместный комплекс вины, перестаньте винить себя втайне за то, что вы — «лгунишка».
Ведь даже гипнотизёры-психотерапевты внушают гипнотизируемому то, чего с ним никогда не было в действительности. Для того, чтобы гипнотизируемый смог совершить немыслимый, героический поступок.
Если под гипнозом Вам внушат, что вы — штангист, вы поднимете штангу.
Займитесь самогипнозом, работая с третьей референцией, когда это нужно и уместно.
Ведь если Вы внушите себе, что «в школе вы дрались — ого-го», а затем выйдете на трёх трусоватых хулиганов и защитите оскорблённых граждан, разогнав этих хулиганов как зайчишек — то что вы сделаете плохого? В чём погрешите против истины, совести?
4-й тип референций: Сконструированная информационная референция прошлого
К таким источникам информации (референциям) мы обращаемся тогда, когда вспоминаем прочитанные книги и увиденные фильмы.
Этот опыт — не наш, а сконструированный. Нам не нужно переживать его эмоционально, нам лишь нужно взять из него полезную информацию.
Например, вы можете в подходящий момент вспомнить, как когда-то видели передачу (читали книгу), в которой речь шла о заблудившихся в лесу детях
Хоть эта информация и эмоциональна (иначе бы вы её вряд ли запомнили), но вам важно вспомнить, что делали дети тогда, находясь одни в лесу
Когнитивный подход к референции
Некоторые пути разрешение проблем референции, описанных выше, уже были намечены. Сформулируем более четко предлагаемые уточнения.
3.1. Во-первых, уточнение касается роли коммуникантов. Как уже неоднократно упоминалось, необходимо включение в модель референции и говорящего и слушающего
Кроме этого, оказывается немаловажной и третья координата. Таким образом, ИГ не задает референт непосредственно, она задает:
а) с одной стороны, соответствие некоторой «точке» в сознании говорящего точке в сознании слушающего,
б) с другой стороны, соответствие некоторой точки в сознании коммуникантов, в «пространств», заданном данным предикатом, другой точке в сознании того же коммуниканта, но в пространстве, соответствующему предикату из предшествующего текста (ср. проблему интенсиональных контекстов и проблему возможности кореферентного отношения между неравносильными дескрипциями).
3.2. Во-вторых, уточнение касается коммуникативных целей говорящего. На выбор номинации говорящим существенным образом влияют его коммуникативные намерения и существование стандартных способов реализации этих намерений. В одной ИГ могут реализовываться разные коммуникативные намерения говорящего, что объясняет возможность сдвоенных денотативных статусов.
В образ объекта в сознании коммуникантов входит некоторый набор информационных единиц, связанных с данным референтом. Разные типы информационных единиц могут соответствовать различным коммуникативным целям. Отсюда возможность совмещения в одной ИГ «не вполне» совместимых характеристик
3.3. В-третьих, предложенное выше уточнение понятия образа объекта как суммы некоторых вербальных и невербальных фрагментов информации также позволяет объяснить проблемы, связанные с возможностью успешной коммуникации при ошибочной номинации. Процесс осуществления референции в реальном дискурсе не является процессом отождествления, это скорее процесс наложения образов, вычисление функции подобия.
Литература
Арутюнова Н.Д. Лингвистические проблемы референции. // Новое в зарубежной лингвитике (НЗЛ). Вып. 13. Москва, 1982.
Богуславская О.Ю. О семантике анафоры. // Формальное представление лингвистической информации. – Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1982.
Виноград Т.К процессуальному пониманиюсемантики. // НЗЛ.Вып.12.-М.:Прогресс, 1983.
Доннелан К.С. Референция и определенная дескрипция. // НЗЛ.Вып.13.-М.:Радуга, 1983.
Куайн О.У.Референция и модальность.// НЗЛ.Вып.13.-М.: Радуга, 1982.
Падучева Е.В. Денотативный статус именнойгруппы иегоотражениевсемантическомпредставлениипредложения. // НТИ. Сер. 2. — 1979. — N 9. — с.25-31.
Падучева Е.В. К теории референции: имена и дескрипции в неэкстенсиональных контекстах. // НТИ. Сер. 2. — 1983. — N 1.
Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М. 1985.
Рассел Б. Дескрипции. // НЗЛ.Вып.13.-М.:Радуга, 1982.
Серл Дж. Референция как речевой акт. // НЗЛ.Вып.13.-М.: Радуга, 1982.
Фреге Г.Смысл и денотат.//Семиотикаиинформатика. — 1977. — Вып. 8. — с.181-210.
GroszB.J.Focusing and Description inNatural- LanguageDialogs.-ElementsofDiscoursUnderstanding. Cambridge- University Press, 1981. — p.84-105.
Kibrik A.A. 1996 — Anaphora in russian narrative prose: a cognitive account. // Studies in Anaphora ed. byBarbara Fox, 255-304. Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins
Quine Wiilard Van Orman. Word and Object. Cambridge, Massachusetts: the M.I.T. Press. 1960.
Процесс/Результат
Еще одна важная метапрограмма, которую мы определяем, — это – процесс или результат.
Здесь важный момент состоит в том, что результат – это не качество, а некий видимый финал, на который человек может оказать влияние.

Эта тема закрыта для публикации ответов.