Оглавление
Теория психологии народов
Ещё одна область, которую изучает Вундт — «психология народов”, которая теснейшим образом связана не только с общепсихологической, но и с философской теорией. Человеческие индивидуумы живут не порознь, но в сообществе и этот факт Вундт не мог игнорировать.
Науку психологию нельзя ограничивать изучением лишь индивидуального опыта, поэтому в 1900 г. он издает первый том своего десятитомного труда под названием «Психология народов». Здесь Вундт говорит о том, что психология состоит из двух частей : физиологической психологии и психологии народов. “С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому с этого пункта и начинается психология народов.” При изучении «Психологии народов» Вундт использует совсем другую методологию, чем в экспериментальной психологии.
Он изучает, сравнивает и анализирует такие феномены, как : язык, мифы, обычаи, искусство и т.д. В своей работе и методологии он имеет схожесть с такой наукой как социология, хотя сам он к тогдашнему модному направлению, как социология он относился резко отрицательно. Психология народов в его варианте больше закреплялась, как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. “Вундт как теоретик и методолог наук о духе, адресовал критические замечания не социологии вообще, не социологии как науке, а социологии Огюста Конта. В то время почти все исследователи, называвшие себя социологами, считали себя в большей или меньшей степени последователями Конта”
Для нас важно лишь только то, что трудами Вундта пользуются как изучающие психологию, так и изучающие социологию. 5
8 стр., 3557 слов
Психология человека в Исламе
… вопросы кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя рабы Мои … является сокровищем, дарованным Аллахом, и люди должны обходиться с этим сокровищем очень бережно. Именно эту священность своего народа подчеркнул пророк Мухаммад, спросив у …
Связь между мозгом и разумом
Начиная с 1867 г. Вильгельм Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. В своем курсе он подчеркивает связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии:
- выделить путем анализа исходные элементы;
- установить характер связи между ними;
- найти законы этой связи.
Лекции вошли в историю в виде одной из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (1873, 1874 г.г.), которая переиздавалась шесть раз.
Карьера и личная жизнь:
Происхождение: Вильгельм Вундт родился в немецком городе Некарау, Баден и был четвертым ребенком в семье. Его отец Максимилиан Вундт, был лютеранским пастором и его матерью была Мари Фредерик, урожденная Арнольд (1797-1868).Образование: В возрасте тринадцати лет, Вундт начал свое формальное образование в католической гимназии в Брухзале (1845-1851). С 1851 он учился в университете Тюбингена, но после одного года учебы он перешел в Гейдельбергский университет, где начал специализироваться в области медицины (доктор медицинских наук, 1856 г.). В 1856 г. он учился один семестр у Иоганна Мюллера в университете Берлина.Оказали влияние: Густав Фехнер, Иоганн Петер Мюллер, Герман фон Гельмгольц.Основные этапы профессиональной деятельности: Он получил диплом доктора медицины в Гейдельбергском университете (1856 г.). Там же он начал работать преподавателем физиологии, а в 1858 году он стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1858 – 1865). В Гейдельберге он написал свой труд “Материалы к теории чувственного восприятия” (1858-1862), где впервые вводит понятие «экспериментальная психология». В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге, а в 1867 году должность профессора медицины.В 1871 году его учитель Гельмгольц переехал в Берлин, и Вундт занял его место.В 1874 году он стал профессором философии в университете Цюриха.В 1875 году Вундт переезжает в Лейпциг, где начинает работать в качестве профессора Лейпцигского университета (1875-1917). Там он оставался, занимался преподаванием и научной работой в течение следующих 42 лет, и это был самый продуктивный период его карьеры. В 1879 году, Вундт открыл первую лабораторию, когда-либо быть посвященный исключительно психологических исследований. В Лейпциге он также основал Институт экспериментальной психологии (1879 г.). На протяжении 1889-90 он являлся ректором Лейпцигского университета.Его интерес к психологии был вдохновлен Эрнстом Вебером (1795-1878) и Густавом Фехнером (1801-1887), которые также работали в Лейпциге.В 1917 году Вундт прекращает свою преподавательскую деятельность.Основные этапы личной жизни: Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный город в земле Баден-Вюртемберг.В 1867 году Вундт встретил Софи Мау (1844-1912). Она была старшей дочерью профессора богословия Генриха Августа Мау.Они поженились 14 августа 1872 г. в Киле.У них было трое детей: Элеонора (1876-1957), Лили (1880-1884), и Макс Вундт (1879-1963), который стал философом.Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене под Лейпцигом в возрасте 88 лет.
Метод изучения психологии
В своих исследованиях Вундт использовал метод интроспекции (самонаблюдения), который отвергается современной психологией из-за излишней субъективности. В чём состояла суть метода? Вундт и его коллеги (специально обученные интроспекции) наблюдали за собой в различных ситуациях и составляли отчёт, в котором описывали, что чувствуют и как себя ведут при появлении раздражителей. Вот наглядный пример того, как применялся метод. Испытуемому давали большое красное яблоко. Но он не мог так и написать в отчёте: «Мне дали яблоко. Оно было большим и красным». Ему нужно было копнуть глубже: «Сначала я ощутил красный цвет яблока. Потом почувствовал его круглость и величину. Далее появилось слабое щекотание в языке – видимо, след вкусового ощущения», и т.д.
Так как в те времена психология только зарождалась, Вильгельм Максимилиан решил взять за основу науки химию, которая была уже достаточно изучена и разработана. Именно поэтому его системе присущ элементаризм.
Карьера
В 1858 году Вундт стал ассистентом профессора Гельмгольца, принимал участие в исследовании различных проблем естественных наук.
Спустя 6 лет ему дали должность адъюнкт-профессора, Вундт проработал в родном университете ещё 10 лет. С 1867 года он начал читать лекции, которые пользовались большой популярностью у студентов.
В 1874 году Вильгельма Вундта пригласили в Швейцарию, в Цюрихский университет, и предложили преподавать там логику. Профессор принял приглашение, но через год вернулся в Германию и связал свою жизнь с Лейпцигским университетом, которому отдал почти 40 лет и в одно время даже занимал должность ректора.
Интроекция в психологии
Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.
Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении. Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я. При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.
По мнению Ференци, интроекция это и механизм невротического конфликта, и адекватный психический процесс, являющийся частью невроза, имеющего место в бытовой жизни личности. Для невротика специфично некоторое бессознательное разбавление своего Я объектами окружающего мира. Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту. При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.
З. Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.
Л.С. Выготский развивал идеи, параллельно используя понятие синонимичные интроекции – интериоризация – говоря о формировании внутренних субъективных формирований психики способом ассимиляции знаков и их комбинации внешней социальной деятельности, своеобразное перекодирование межличностных отношений во внутриличностные. Воздействие других на личность изначально, личность взаимно воздействует на окружающий социум, формируя социальную ситуацию развития.
Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).
Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.
У индивидуума интроецируемая информация воспринимается в первоначальном виде в форме чужеродного объекта в бессознательном. Ассимиляция не произошла.
Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.
Детство и юность
Вильгельм родился в семье священника. Его отец проповедовал лютеранство в местном храме. Мальчик окончил школу и принял решение не поступать в духовную семинарию, так как он мечтал быть ученым и врачом. Вундт начал учиться в Университете Эберхарда и Карла, затем перевелся в Берлин. Заканчивал учебу он уже в Гейдельберге, в университете имени Рупрехта и Карла.
После окончания университета молодой и подающий надежды ученый начинает заниматься научной деятельностью. Он ассистирует профессору физиологии Гельмгольцу на практических занятиях в качестве лаборанта и пишет свою первую работу по психологии на тему чувственного восприятия. Также он начинает преподавать в университете и читает курс лекций по научной психологии. С этого времени Вундт начинает увлекаться идеалистической философией и вплотную заниматься экспериментальной психологией. Для физиолога это был новый опыт, ставший делом всей жизни. Именно физиология и подтолкнула его к этому. Кроме работы на тему чувственного восприятия он также исследовал мышечные движения. Ученый понимал, что ощущения имеют связь с движением через рефлексы, но сами рефлексы он понимал не как механическое движение, а связывал с психологическим фактором.
Метод интроспекции
Интроспекция и самонаблюдение очень полезны в познании человеком самого себя, своей деятельности. Метод самонаблюдения достаточно практичный, так как не нуждается в дополнительных инструментах и эталонах. Он имеет большое преимущество перед другими методами, поскольку никто и никаким другим способом не может познать человека намного лучше, чем он себя сам. Вместе с большим преимуществом имеются также недостатки, основными из которых являются субъективность и необъективность.
Интроспекция в психологии это был самый применяемый метод исследования до 19 века. Психологи того времени пользовались следующими догматами: процессы сознания невозможно познать каким-то образом извне, они могут открываться только самому субъекту наблюдения.
Методом интроспекции занимался Дж. Локк, который также выделил в процессах познания два вида: наблюдение предметов внешнего мира и рефлексию (самоанализ, направленный на переработку информации, полученной от внешнего мира).
Метод интроспекции сознания имеет определенные возможности и имеет ограничения. В процессе применения самоанализа могут возникнуть проблемы. Данным методом в достаточной мере обладают не все люди, поэтому их необходимо специально обучать методу. Восприятие и психика детей вовсе не настроены на то, чтобы исследовать самих себя таким способом.
Интроспекция сознания функционально бесполезна и ее результаты противоречивы. Самым большим минусом самоанализа является его субъективность. Причины ограничений могут быть различными. Невозможность одновременно выполнять процесс интроспекции и наблюдения за этим процессом, а можно наблюдать только затухающий процесс.
Интроспекции сложно раскрыть причинно-следственные связи из сознательной сферы. Рефлексия самонаблюдения способствует искажению или исчезновению данных сознания.
Метод интроспекции сознания может иметь отдельные независимые варианты.
Виды интроспекции: аналитический, систематический и феноменологический.

Эта тема закрыта для публикации ответов.