Оглавление
Формулировка и содержание закона
Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. — где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.
Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры.
Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества.
Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить её с другой, обладающей тем же свойством.
Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.
Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.
При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Следует заметить, что само по себе количество не переходит в качество. Обычно определённые количественные изменения приводят к изменению параллельно сопутствующих качеств. При этом количество переходит в другое количество, а качество при определённом изменении количества превращается в другое качество. Широко употребляемое выражение «переход количества в качество» фактически является неточной формулировкой и может сбить с толку тех, кто не знаком с данным вопросом.
Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества.
Примеры:
- Логика: Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия;
- Химия: Таблица Менделеева: добавление 1 протона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств;
- Биология: Принцип олигомеризации гомологичных органов.
Понимание сущности трех законов
К. Заслуга Маркса состоит в том, что он диалектико-материалистически понял не только природу, но и общество (см. «Материалистическое понимание истории»).
Диалектика — это учение о развитии, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов реального мира, а значит, о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Как видно из определения, диалектика имеет универсальный и всеобщий характер.
Диалектика выявляет определенные законы развития, которые выражают существенное, общее, необходимое и регулярно повторяющееся в явлениях и процессах реального мира. В отличие от законов науки, которые имеют определенный предел функционирования, законы диалектики — это законы-тенденции, то есть они проявляются в каждом явлении, предмете, процессе, находясь в неразрывном единстве друг с другом. Определить сферу действия любого закона можно только формально-логически, задавая вопросы:
1.Почему происходит развитие? — Отвечая, давайте очертим рамки закона единства и борьбы противоположностей;
2.Как происходит развитие? — Определим область действия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений;
- Куда идет развитие? — Когда мы даем ответ, мы попадаем в сферу действия закона отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики, поскольку раскрытие сущности противоречия ведет к раскрытию источника развития и позволяет понять развитие как саморазвитие.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития через:
- переход от количества к качеству (процесс накопления изменений внутри качества, сохраняющегося до определенного предела; главное здесь — мера как предел сохранения качества);
- переход от старого качества к новому (скачок как форма перехода);
- переход от качества к количеству (вновь возникшее качество требует для себя новых количественных характеристик).
Чтобы понять этот закон, важно помнить, что качество и количество — это свойства объекта. Качество — внутренняя детерминированность объекта, его способность быть стабильным
Количество — это внешняя детерминированность объекта, его способность к изменению.
Закон отрицания отрицания показывает направление развития, преемственность нового со старым как условие прогресса, непреодолимость нового в развитии. Он занимает особое место в системе диалектических законов, поскольку помогает понять, что все три закона диалектически взаимосвязаны, что в объективной реальности они действуют не вместо друг друга, а одновременно. Закон отрицания отрицания показывает, что на основе единства и борьбы противоположностей каждая система проходит ряд взаимосвязанных стадий, что выражает неустранимость нового и спиралевидный характер развития, проявляющийся в определенном повторении черт начальной стадии общего цикла на высшей ступени развития.
Диалектическое отрицание определяет восходящий, прогрессивный характер развития. Диалектическое отрицание — это момент соединения старого и нового, включая прогрессию и непрерывность.
Таким образом, развитие протекает в определенных циклах, каждый из которых состоит из трех этапов: начальный момент, превращение явления в его противоположность (отрицание), превращение новой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).
Следует подчеркнуть, что только понимание сущности трех законов диалектики и их взаимосвязи позволяет понять процесс развития в целом.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Соотношение языка и действительности
- Структурализм в лингвистике
- Что важнее: чувства или разум?
- Коэволюционная теория развития общества и природы
- Нумений из апамеи
- Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
- Культурологический подход Шпенглера
- Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
- Экономические идеи древнеримских мыслителей
- Право как элемент духовной структуры общества
Приёмники инфразвука. (часть вторая)
Опубликовано: 08.11.2018
Информационные(энергетические) приёмники Информационные инфразвуковые волновые приёмники предназначены для приёма энергии передаваемой по инфразвуковому интерфейсу. Работают они по принципу резонаторов, которые позволяют усиливать сигнал принятый антеннами. С помощью вторичного резонатора инфразвуковой сигнал преобразуют в заданный звуковой диапазон. По типу используемых антенн их разбивают на две большие группы: —Объёмные резонаторы с монолитными скальными антеннами: В качестве антенны обычно используют естественный скальный монолит, расположенный определённым образом к передатчику инфразвука. На этом монолите строят объёмный резонатор, с помощью которого принимают данные от вибрации монолита. —Объёмные резонаторы с камертонными антеннами: Второй вид антенн, это камертонные Читать дальше …
Трактовки философов
Многие из тех, кто занимался в свое время определением того, что такое диалектика в философии, давали собственную оценку этого понятия. Самыми известными были:
- Гераклит. Определение диалектики в философии — это формировании самого бытия. Оно будет изменчивым вечность.
- Сократ говорил о значении диалектики в философии как об искусстве ведения диалога. Целью изучения для него было постижение реальности, путем наваждения собеседника на определенные вопросы. Сократ был одним из самых критикуемых философов своего времени.
- Платон. Ученик Сократа говорил, что диалектика — это способ разделения или объединения определений. Цель этого действия заключается в достижении сверхчувствительного, превосходного понимания предметной стороны жизни.
- Аристотель. Не называл диалектику искусством. Считал ее наукой, объединяющей реальные исследования науки.
- Джордано Бруно значительно отошел от классического, общего восприятия диалектики в философии. Это способствовало формированию совершенно нового понятия. Итальянец наполнил его более реалистичным и живым содержанием. Так, согласно Бруно, в философии диалектика — наука скрещивания противоположных вещей.
- Кант. В одном из своих главных произведений, «Критике чистого разума», он говорил о диалектике, как об инструменте уничтожения иллюзорного восприятия мира. По его мнению, человек запутывается в противоречиях и только рациональное зерно диалектики способно решить загадки человечества.
- Гегель говорил о познании противоречивых исходов, которые являются двигателем прогресса человеческой мысли.
В словаре Энциклопедии
(от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.
Критика и оценки диалектики[править | править код]
Николай Гартманправить | править код
По мнению Н. Гартмана,
Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок».
Карл Попперправить | править код
Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезис → антитезис → синтез. К. Поппер объясняет эту схему, сравнивая её с научным «методом проб и ошибок», который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определённой области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая „создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок».
Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими. Но, правильно замечая, то, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними. Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.
К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического. Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес». А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом.

Эта тема закрыта для публикации ответов.