Оглавление
ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ ЛИЧНОСТИ И «Я-КОНЦЕПЦИЯ»
Имиджмейкер, работающий с «Я-концепцией», не может не учитывать внешние данные своего клиента. Это важнейшие источники формирования представления о своем Я наряду с половым отождествлением, которое сохраняет своё значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я-концепции». Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я-концепции», отрицательная же оценка влечёт за собой существенное снижение общей самооценки. Установлено, что степень удовлетворённости различными характеристиками своего тела значимо коррелирует с общей самооценкой. «Тощий», «толстяк», «очкарик», «не такой высокий, как его брат», «нет таких вьющихся, великолепных волос, как у сестры» – подобные суждения, по мере того как они включаются в образ Я, могут отрицательно влиять на общую самооценку. Рост человека, его вес, телосложение, состояние здоровья, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Тело – зримая и ощутимая часть нашего Я. Мы чувствуем, видим, слышим самих себя, и никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же оно выставлено на постоянное публичное обозрение. Низкорослый ребёнок, носящий очки, живёт в совершенно ином мире, чем его высокий, атлетически сложенный сверстник. Задумайтесь на минуту над тем, как мы реагируем при первой встрече на невысокого толстяка или же на необыкновенно длинного и худого человека. Мы предполагаем, что они обладают целым рядом специфических личностных черт, ждём от них определённого поведения. Более того, мы готовы усматривать в их поведении особенности, подтверждающие наши ожидания. Но для этого человека ваши вербальные и невербальные реакции выступают как проявление универсальных установок культуры; тем самым действия обеих сторон способствуют упрочению стереотипов. Рассмотрим возможности имиджмейкера в работе над образом тела как источником развития «Я-концепции». В литературе по самовосприятию можно встретить два термина: схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я. Имиджмейкер, определив вместе с клиентом образ его тела, в дальнейшем может конструировать имидж, исходя из индивидуальных особенностей, подбирая наилучшие линии для его формы, скрывающие недостатки, подчёркивающие достоинства. Все мы имеем какое-то представление о своей внешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшей степени соответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением чисто психологическим, образ тела включает в себя также и наше представление о себе в физиологическом и социальном плане. Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом: 1. Реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом. 2. Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями индивида различных жизненных ситуаций. 3. Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций. 4. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей. Любые изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.
И. С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания — регуляторно-организующей и эго-защитной. Чтобы успешно направлять своё поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа-Я даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика — это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности — стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.
Проективные техники
Практически все проективные методики направлены на исследование личностной сферы в различных её аспектах — уровень притязаний, степень самопринятия, привязанность к близким, конфликтность и т. п. Идея о том, что в рисунке или рассказе можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом — дерево — человек» (Гудинаф — Харрис), Тематический апперцептивный тест (Г. Мюррея), Психогеометрический тест (Деллингер), Тест апперцепции символов (Нагибиной-Афанасьевой) и других.
Примеров гораздо больше
Я-концепцию можно иначе назвать сапомозиционированием. Как Вы себя позиционируете, так все и будет в реальности. Мне в этом плане повезло. Я когда начинал вести этот блог, я очень многого не знал. Да, у нас с братом был свой небольшой магазин, и приходилось часто писать тексты и продавать: товар, идеи, сотрудничество и т.д., но в копирайтинге я был профаном. Это если говорить честно.
Но я изначально позиционировал свой блог как профессиональный ресурс, а себя выставлял профессионалом своего дела. Это, собственно и была моя Я-концепция (о которой я на тот момент вообще ничего не знал). Результат не заставил себя долго ждать: мой мозг сам сделал меня таким, каким я себя видел. Сейчас многие меня считают экспертом, хотя на самом деле — это всего лишь результат внутреннего видения и соответсвующего поведения. Ни больше, ни меньше.
Развитие Я-концепции
Это процесс начинается еще в детстве. В первую очередь, через взаимодействие со своими родители младенцы получают начальный опыт своего самовосприятия. Они понимают, что «я» существует, и что они отделены от других людей. В первый год жизни дети учатся на собственном опыте, что они могут чего-то достичь, и получают новые для них ощущения компетентности.
В середине второго года жизни дети узнают друг друга и себя в зеркале. Внешняя составляющая тоже очень важна для развития Я-концепции.
Они говорят о себе как о личности и все чаще используете личное местоимение «я». Сознание Я начинает развиваться. Дети уже лучше распознают категории и присваивают себе такие определения, как «ребенок» или «мальчик/девочка».
Со временем у малышей раскрывается еще один компонент себя: они ищут положительные отзывы о своем поведении. Способность узнавать себя позволяет им подражать другим, что имеет огромное значение для процесса обучения.
Примерно с 2,5 лет дети начинают описывать себя словесно и с характерными чертами. Они описывают различную деятельность («Я могу бегать, рисовать, строить…») или связаны с физическими характеристиками («У меня каштановые волосы»), или объясняют социальные отношения («У меня есть старший брат») или говорят о психологических характеристиках («Я люблю макароны»). Эти описания самих себя могут быть нереалистично положительными («Я могу водить машину»), потому что дети еще не могут различать свой идеал (идеальное я) и реальный образ (реальное я).
Giphy
На 4-м году жизни большую роль играет развитие гендерной идентичности. Хотя трехлетний малыш может сказать, мальчик они или девочка, все же требуется некоторое время, чтобы понять, что гендерная идентичность – это черта, которая не меняется.
Дошкольники думают, что могут добиться всего, если будут достаточно стараться. У них ярко выраженный чрезмерный оптимизм, который, однако, играет важную роль в мотивации и любопытстве. Рекомендуется не противопоставлять чрезмерный оптимизм реализму, а рассматривать это мотивированное отношение как возможность для процесса обучения.
Самооценки детей младшего школьного возраста по-прежнему в основном положительные, но теперь их можно объединить с другими атрибутами или отнести к вышестоящим категориям: описываются индивидуальные действия (чтение, письмо, гимнастика), а затем резюмируются («Я хорошо учусь в школе»).
В процессе дальнейшего развития подростки могут оторваться от индивидуальных описаний и выразить более общие, более абстрактные описания («Когда я с друзьями, мне хорошо»). Кроме того, отрицательные и положительные эмоции могут сочетаться друг с другом. Молодые люди все чаще сравнивают себя с другими сверстниками – в школе и во всех повседневных ситуациях. Это создает более реалистичную оценку их собственных способностей.
Фото автора Anastasiya Lobanovskaya: Pexels
Вывод: в детсадовском возрасте от 3 до 6 лет еще нет устойчивой Я-концепции. Однако самооценка и чувство собственного достоинства формируются в детском саду и в младшем школьном возрасте. Опыт, полученный детьми в это время, очень важен для развития их личности. Однако Я-концепция, хоть и сформирована, но продолжает развиваться и меняться всю жизнь. Поэтому на нее можно влиять.
История изучения и исследователи
Еще ученые античности пытались понять, как человек представляет самого себя, оценивает свои поступки, на какие факторы обращает внимание. Многочисленные попытки найти ответы на эти вопросы не дали существенного результата
Самостоятельное понятие Я-концепции начало формироваться в 19 веке. Тогда ученые начали вести споры о двойственной природе человека. Первым ученым, который внес вклад в развитие Я-концепции, был Вильям Джеймс. Психолог ежедневно наблюдал за своими поступками, чувствами, переживаниями, описывал изменения, интересовался о себе у окружающих.
Постепенно актуальность вопроса угасла, но к 1950 году ажиотаж вокруг Я-концепции разгорелся вновь. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс изучали позицию собственного Я, как часть процесса становления личности.
Спустя 30 лет концепцией заинтересовались советские исследователи. Они внесли значительный вклад в развитие этого направления.
3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции
В условиях кардинальных перемен в идеологии, в общественной жизни в целом и в частности в образовании сдвиги происходят и в педагогическом сознании. По-новому видятся цели образования, предполагающие по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой . Видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в образовательной среде школы, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат становлению личности. Ведущими характеристиками личностно-развивающей среды являются:
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «Я-КОНЦЕПЦИИ»
«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).
Составляющая | Описание |
«Духовное Я» | Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок |
«Материальное Я» | То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.) |
«Социальное Я» | Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль |
«Физическое Я» | Тело человека, его первичные биологические потребности |
Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.
- «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
- «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
- «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
- Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
- Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
- «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
- «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).
Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека
Взаимосвязь между самооценкой и Я-концепцией
Фото автора Antonio Friedemann: Pexels
Я-концепция влияет на развитие различных компетенций личности. В зависимости от того, какой опыт и отзывы получил человек, это влияет на дальнейшее использование его собственных качеств. Если он чаще получает положительные отзывы, это побуждает его придерживаться своей компетенции и расширять ее.
В случае неудачи или отрицательной обратной связи это может привести к предвзятому и осторожному подходу к этим компетенциям. Навыки и способности сохраняются в самооценке
Поскольку это, в свою очередь, влияет на будущее управление собственным внутренним потенциалом, можно говорить о взаимном взаимодействии компетенций и Я-концепции.
Разделение на когнитивный и аффективный уровни иллюстрирует различие между самооценкой и Я-концепцией.
На когнитивном уровне представления о собственной личности собираются из отдельных ситуаций, и формируется вышестоящая (надситуационная) самооценка. Здесь возникает вопрос: как я вижу себя? Примеры: «Я не умею хорошо делать то-то» или «Другие люди такие же, как я».
На аффективном уровне человек оценивает отдельные ситуации и использует их для создания чрезмерного чувства собственного достоинства
Ключевой вопрос здесь: как у меня дела? Какие у меня чувства? Примеры: «Неважно, что я не умею хорошо делать что-либо, ведь я получаю удовольствие от другого» или «Я счастлив и горд, когда я нравлюсь другим»
Психология. Понятие, структура и функции «Я»-концепции.
Самоуважение — это оценка отношения к себе, которая может иметь большое влияние на мысли, настроение и (обучающееся) поведение. Через действия и опыт люди познают свою реальность и развивают представление о возможностях своего влияния на вещи.
Этот опыт обучения затем превращается в контрольные убеждения. Примеры: «Если я буду очень стараться, я могу делать что-то лучше всех остальных» или «Что бы я ни делал, я просто не могу создать что-то лучше остальных».
Структура «Я-концепции»
Существует несколько подходов к определению структуры «Я-концепции». Основным в современной психологии является подход, выделяющий три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую. Рассмотрим каждую из них подробнее.
1. Когнитивная
Словом «когнитивный» обычно обозначают всё, что связано с познанием. Соответственно, когнитивная составляющая «Я-концепции» – это знания человека о себе, представления о своих качествах (правильные и ошибочные). При этом он может считать одни качества более значимыми, другим же придавать гораздо меньше значения, считая их несущественными или бесполезными.
2. Оценочная
Имея представления о своих характеристиках, каждую из них индивид как-то оценивает
При этом он обращает внимание на следующие моменты:
- насколько эффективно и качественно он выполняет определённую работу;
- насколько его представления о себе совпадают с ожиданиями общества;
- насколько его представления о себе совпадают с его же представлениями о себе идеальном (соотнесение «Я-реального» и «Я-идеального»).
Оценочная составляющая подразумевает эмоциональный отклик, определённые переживания, вызываемые у индивида его представлениями о себе. В частности, эти представления влияют на его самооценку, самоуважение, любовь к себе и ожидание того, что его будут любить окружающие.
3. Поведенческая
Если две предыдущие составляющие характеризуют то, как человек воспринимает и оценивает себя, то поведенческая составляющая – это внешние проявления «Я-концепции». Это действия, которые он предпринимает, чтобы проявить свои сильные стороны и подавить слабости, продемонстрировать окружающим свои преимущества и скрыть недостатки, быть правильно понятым и получить определённый статус в обществе или коллективе.
Несмотря на то, что каждую из перечисленных составляющих можно выделить и рассматривать отдельно, все они тесно взаимосвязаны между собой. При этом оценочная составляющая подстраивается под когнитивную, а вместе они определяют поведенческую составляющую.
Измерения образа-Я
Я-образ (Образ-Я, Я-коцепция) — это некая глобальная самооценка. Я-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т.д.
Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.
В.В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Более дробная классификация образов предложена М.Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я». Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.
Нагибина Н.Л. выделяет компоненты Я-образа, соответствующие определенным, традиционно выделяемым сферам психики:
Когнитивный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками познавательной сферы (Самосознание, Самовосприятие, Я-реальное, Самопознание, Самокопание, Самоконтроль, Самонаблюдение, Самовнушение и т.п.)
Эмоциональный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками эмоционально-волевой сферы (Самоощущение, Самочувствие, Самообладание, Самоконтроль, Саморегуляция и т.п.).
Ценностный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками ценностно-мотивационнойной сферы (Самопринятие, Я-идеальное, Свех-Я, Самоутверждение, Самоуважение, Самовоспитание, Самоопределение, Саморазвитие, Самоактуализация).
Поведенческий компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками организации поведения (Самоподкрепление, Самоэффективность, Самоорганизация, Самопрезентация, Самостоятельность, Самодетерминация).
Человек считается самореализованным, если Я-образ адекватен и максимально гармоничен во всех своих компонентах: когнитивном, эмоциональном, ценностном и поведенческом и направлен на достижение Я-идеального.
Формирование «Я-концепции»
Самопознание — что это такое в психологии и философии
Благодаря взаимодействию с окружающим миром, человек создает картину собственного Я. Процесс формирования Я-образа берет начало в детстве. Условно его можно подразделить на 5 этапов:
- С рождения до 2-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его тело и внутренний мир существуют независимо друг от друга и принадлежат только ему. В зеркале малыш уже способен узнать себя. Ребенок двух лет старается установить собственные границы, например, «мой карандаш», «моя машинка».
- От 2-х до 5-6 лет. В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к собственной персоне. Пример, из-за правильного чтения малыш считает себя умным, из-за неудач – плохим. Самооценка ребенка в этот период зависит от отношения к нему близких людей: родителей, сестер и братьев. Именно она считается базовым элементом Я-концепции. Дети в этом возрасте стараются как можно больше узнать о себе. Все полученные знания применяются для интеграции собственного поведения.
- В школьном возрасте Я-образ ребенка меняется. Успехи в учебе, отношение учителей и одноклассников, похвала или порицание родителей – все это влияет на мнение индивида о себе. У отличников в Я-концепции преобладает трудолюбие, у неуспевающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо найти то занятие, в котором ребенок будет успешен, например, рисование, музыка, спорт.
- В возрасте 13-17 лет дети становятся озабочены тем, как их воспринимает социум. В этот период развивается Эго-идентичность, другими словами цельное представление о собственной персоне.
- От 18 лет и старше Я-картинка личности стремится к постоянству, однако человеку приходится сталкиваться с ее изменениями. Женитьба, смена работы, появление детей или внуков, смерть близких провоцируют индивида пересмотреть отношение к себе.
Английский педагог и психолог, Роберт Бернс, наряду с отечественными психотерапевтами, выделяет в структуре Я-концепции три важных элемента:
- Я-образ или когнитивную составляющую. Изучая этот элемент, можно говорить о том, что Я реальное это в психологии – не что иное, как представления человека о собственной личности.
- Самооценку или оценочную оставляющую. Зеркальное Я отражает аффективное представление индивида о самом себе.
- Поведенческую составляющую – идеальное Я. Данный вид включает в себя конкретные действия и реакции человека, которые обуславливаются самооценкой личности и образом Я. Поведенческая составляющая связана с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.
Образ Я в психологии это условный свод элементов, который, по сути, считается цельным образованием. Каждый компонент структуры, несмотря на самостоятельность, тесно взаимосвязан с другими составляющими Я-концепции.
Эта тема закрыта для публикации ответов.