Оглавление
Нарушения
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование При неблагоприятном стечении обстоятельств возникает дезадаптация. Происходить она может по разным причинам. При девиантной форме поведения человек выбирает пути достижения цели, которые не одобряются социальной группой.
Неконформисткий тип проявляется в отказе следовать принятым установкам, а новаторский – направлен на поиск новых решений. Оба варианта могут появиться в разном возрасте.
Благодаря девиантной форме поведения, человечество смогло активно развиваться
Патологическая дезадаптация может трактоваться как серьезное нарушение психики. Она развивается на фоне органических поражений, отклонений в физическом здоровье. От такой личности не стоит ждать адекватных поступков.
Необходимо различать девиантную и патологическую форму поведения, так как это разные процессы. Они, связанные между собой, оказывают влияние на индивида. Легкая дезадаптация появляется в момент конфликта между внутренними ценностями и условиями окружающей среды.
Человек либо преодолевает проблему, либо получает депрессию, апатию, неврозы. В психологическом плане противостояние приносит серьезный дискомфорт, но после решения конфликта индивид получает качественные преобразования в психике.
Определить вид, способность к адаптации, что это такое кратко, может не каждый человек. Под термином понимают важные механизмы, которые обеспечивают нормальное существование социума в мире.
Цели и задачи социальной адаптации
Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.
Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.
Чтобы достичь этого, нужно:
- принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
- активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
- применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
- повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
- налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
- принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
- достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.
Проблемы адаптации
Процесс приспособления детей к новой для них среде в 4-5 лет практически не имеет никаких различий. Однако если рассматривать для старших дошкольников социальную адаптацию в психологии и педагогике – это механизм, значительно расширяющий уровень возникающих проблем при освоении ребенком нового для него жизненного пространства. Все дело в том, что в шесть лет дети уже достаточно близки к переходу в новое для них учреждение образования. Это приводит к изменению у них социального статуса, что и увеличивает проблемы с адаптацией. Связано это может быть и с развитием у ребенка психического аппарата. Чаще всего в этом случае учителя отмечают отсутствие внимания, гиперактивность и агрессивное поведение учащегося.
Проблема школьной адаптации в педагогике – это тема далеко не новая. При этом на сегодняшний день можно говорить о том, что ее актуальность выросла во много раз. Виной тому стали глобализация и мобильность, политические и экономические изменения, новые подходы к устройству системы образования и т.д.
Поступление в школу, обучение в ней, а также переход из класса в класс требуют от детей особых усилий. Однако наиболее остро вопрос адаптации ребенка стоит именно при переходе в новое для него учреждение образования. Вызвано это следующим:
- Информатизацией общества, введением образовательных стандартов и развитием технического прогресса. Все это в значительной мере усложняет процесс адаптации.
- Требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Для того чтобы умения первоклассника соответствовали им, ребенку понадобится приложить немалые психологические, моральные и физические усилия.
- Помимо этого, кроме привычных для всех учебных навыков и знаний, маленьким школьникам приходится добиваться личностных и мегапредметных результатов. Ведь только в этом случае дети будут соответствовать требованиям, предъявляемым к выпускникам начальных классов.
- Нескончаемым потоком новой информации. Первоклассник в один момент оказывается в новой роли, а также в окружении непривычной для него системы прав и обязанностей.
Школьная адаптация в педагогике считается процессом, во время которого ребенок усваивает и принимает для себя новую для него социальную ситуацию, осваивает свой новый статус учащегося и обретает навыки в новых системах взаимодействия («ребенок – сверстник», «ребенок – учитель»). При этом у маленького человека начинают вырабатываться новые особенности поведения.
Если рассматривать понятие школьной адаптации в психологии, то стоит отметить, что его характеризуют следующие критерии:
- освоение детьми новой для них жизненной ситуации, которую они видят в единстве ее элементов;
- принятие школьником нового для него статуса и социальной позиции;
- перестройка жизненного уклада ученика, инициатором которого выступает взрослый.
Социальная адаптация при этом предполагает умение ребенка:
- реагировать на педагога;
- слушать;
- самостоятельно выполнять заданные упражнения;
- анализировать и организовывать выполнение заданий.
Немаловажным аспектом явится умение поддерживать контакты со сверстниками и давать адекватную оценку, как себе, так и другим.
В процессе адаптации к школе немаловажным является и физическая подготовка организма, ведь на ребенка сваливается довольно внушительная нагрузка. Его организм начинает работать на пределе. Это вызывает опасность переутомления.
Помимо этого школьная адаптация в педагогике рассматривается и с психологической точки зрения. Степень быстрого привыкания к новым условиям во многом зависит от готовности ребенка к поступлению в школу, то есть от его:
- желания осваивать новые знания и выполнять задания учителя;
- стремления успешно их осваивать.
Важны при этом также способности к переработке информации и запоминанию.
Как адаптироваться?
Этим вопросом задаются многие люди. Адаптация – это сложный и непрерывный процесс. Практически каждый человек постоянно находится в изменяющихся условиях. Детский сад, школа, университет, армия, одна работа, другая, перевод на новое место… Человек просто вынужден искать способы «разместить» себя в той или иной ситуации и обстановке максимально комфортно и удобно.
А адаптироваться помогают отношения с другими людьми. Это способ получить поддержку. Завязывать отношения стоит с теми людьми, которые человеку кажутся похожими на него. Если ему кто-то нравится, то есть вероятность, что это окажется взаимно – так устроены люди. Ненавязчиво проявляя доброжелательность, человек получает ее в ответ.
У многих проблемы с адаптацией возникают именно из-за того, что им сложно находить общий язык с другими, привыкать к новым людям, знакомиться. В наше время научиться общаться не так сложно – есть интернет и социальные сети, где можно завести виртуальных друзей и попробовать для начала строить отношения с ними.
Но как быть в действительности? Говорят, чтобы получить расположение людей, даже говорить не нужно. Достаточно просто внимательно слушать других. Хороший слушатель на вес золота, поскольку в наше время большинство людей лишь говорят о себе.
Рано или поздно у такого человека начинают спрашивать советы, узнавать мнение, просить оценку. И таким образом происходит интеграция в общество. Главное — не быть слушателем в ущерб себе, то есть тратить на это лишь какую-то часть свободного времени.
Психологическая и социально-психологическая адаптация
Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации». Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным.
Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.
Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.
Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека:
- семьи,
- группы в детском саду (подробнее об адаптации ребенка к детскому саду читайте в статьях https://ourmind.ru/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu, https://ourmind.ru/adaptaciya-v-detskom-sadu),
- школы,
- университетской группы,
- компании друзей,
- трудового коллектива и так далее.
Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.
Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации.
Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:
- согласовывает свои цели с ценностями общества,
- научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,
- приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
- получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,
- устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.
По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме. Но это еще не все!
Человек не только, грубо говоря, приспособленец, но и творец своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и приспосабливает ее под себя, так как ему хочется и удобно!
Человек создает, изменяет, преобразовывает внешние условия жизни так, чтобы они смогли удовлетворить его потребности и способствовали бы достижению целей.
Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования.
Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.
Адаптация и коррекция как категории специальной психологии
Адаптация в более широком смысле в психологии — это адаптация человека к окружающей его среде.
Корректировка — это адаптивные действия человека, которые представляют собой внутренние изменения в человеке и направлены на восстановление нарушенного равновесия между человеком и окружающей средой, в результате происходящих изменений в окружающей среде.
Адаптация человека имеет два аспекта:
- Биологический (адаптация организма);
- Психологическая — адаптация человека как личности к существованию в обществе (микро- и макросоциальной среде) в соответствии с потребностями общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Специфика адаптационных процессов при нарушениях развития характеризуется:
- Дефицит определенных функциональных систем вследствие органического повреждения анализаторов или ЦНС;
- проявления некоторых общих закономерностей нарушенного умственного развития — наибольшее влияние на процесс адаптации оказывает:
а) трудности взаимодействия с людьми в окружающей среде; и
b) более медленные темпы усвоения и обработки информации.
Особенности адаптации органов чувств, функции которых частично нарушены.
Адаптационные процессы у детей с нарушениями развития протекают медленнее, состояние дезадаптации протекает легче, чем у нормально развитых детей.
Снижение адаптационных трудностей и приближение психического развития аномальных детей к нормальному состоянию (нормализация) достигается путем коррекции и компенсации нарушений развития.
Коррекция в современном смысле — это преодоление или смягчение недостатков умственного и физического развития посредством различных психологических и образовательных воздействий.
Поправки — это меры, направленные на коррекцию нарушений различных аспектов психической функции.
В российской дефектологии термин «коррекция» (педагогическая коррекция) впервые был использован В.П. Кащенко в отношении детей с поведенческими нарушениями. Затем она была распространена на умственно отсталых детей. Сегодня коррекционная направленность педагогики считается одним из основных принципов работы во всех специальных учебных заведениях.
Психологами и педагогами (итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952), бельгийский педагог Декроли (1871-1933), русский педагог А.Н. Грабаров (1885-1949), Г.М. Дульнев) разработаны системы лечебно-педагогической работы с отстающими в развитии и психически больными детьми.
Включая программы:
1) Сенсоримоторная коррекция:
- Сенсорное развитие (обогащение сенсорного опыта);
- Двигательное развитие
2) изучение родного языка и овладение речью;
3) изучение общеобразовательных предметов;
4) специальные уроки по воспитанию культуры поведения,
5) научная работа, 6) игры, 7) рисование, 8) пение, 9) движения, Þ формирование сенсорной культуры; Þ формирование культуры действия
10) Развитие процессов памяти
11) Формирование мыслительной деятельности (сенсомотор, речь, общеобразовательные предметы и т.д. способствуют развитию мышления);
Как отметил Л.С. Выготский, коррекция наиболее успешна по отношению к вторичным дефицитам, в то время как первичные дефициты могут быть лишь незначительно уменьшены за счет корректирующих (психолого-педагогических) воздействий.
Какие ошибки делает руководство во время адаптации нового сотрудника
Многие руководители несерьезно воспринимают адаптацию, считая некоторые ее шаги бессмысленными или не требующими внимания. В результате все старания менеджеров и коллег новичка сводятся на нет. Вот основные ошибки:
Не провели экскурсию по офису. Кто-то из руководителей может посчитать это пустяком, предположить, что кто-то другой покажет все новичку. В результате работник долго чувствует себя неловко, стесняясь спросить, где уборная, как пройти в комнату отдыха.
Новичка не познакомили с коллегами. Некоторые руководители могут посчитать, что работник может и сам представиться коллективу. В лучшем случае это может привести к сухому общению на расстоянии, в худшем – к полному игнорированию новичка. Работать в таких условиях ему вряд ли будет приятно.
Новичку не подготовили рабочее место

Эта тема закрыта для публикации ответов.