Адаптация персонала

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Нарушения

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование При неблагоприятном стечении обстоятельств возникает дезадаптация. Происходить она может по разным причинам. При девиантной форме поведения человек выбирает пути достижения цели, которые не одобряются социальной группой.

Неконформисткий тип проявляется в отказе следовать принятым установкам, а новаторский – направлен на поиск новых решений. Оба варианта могут появиться в разном возрасте.

Благодаря девиантной форме поведения, человечество смогло активно развиваться

Патологическая дезадаптация может трактоваться как серьезное нарушение психики. Она развивается на фоне органических поражений, отклонений в физическом здоровье. От такой личности не стоит ждать адекватных поступков.

Необходимо различать девиантную и патологическую форму поведения, так как это разные процессы. Они, связанные между собой, оказывают влияние на индивида. Легкая дезадаптация появляется в момент конфликта между внутренними ценностями и условиями окружающей среды.

Человек либо преодолевает проблему, либо получает депрессию, апатию, неврозы. В психологическом плане противостояние приносит серьезный дискомфорт, но после решения конфликта индивид получает качественные преобразования в психике.

Определить вид, способность к адаптации, что это такое кратко, может не каждый человек. Под термином понимают важные механизмы, которые обеспечивают нормальное существование социума в мире.

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

  • принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
  • активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
  • повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
  • принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
  • достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.

Проблемы адаптации

Процесс приспособления детей к новой для них среде в 4-5 лет практически не имеет никаких различий. Однако если рассматривать для старших дошкольников социальную адаптацию в психологии и педагогике – это механизм, значительно расширяющий уровень возникающих проблем при освоении ребенком нового для него жизненного пространства. Все дело в том, что в шесть лет дети уже достаточно близки к переходу в новое для них учреждение образования. Это приводит к изменению у них социального статуса, что и увеличивает проблемы с адаптацией. Связано это может быть и с развитием у ребенка психического аппарата. Чаще всего в этом случае учителя отмечают отсутствие внимания, гиперактивность и агрессивное поведение учащегося.

Проблема школьной адаптации в педагогике – это тема далеко не новая. При этом на сегодняшний день можно говорить о том, что ее актуальность выросла во много раз. Виной тому стали глобализация и мобильность, политические и экономические изменения, новые подходы к устройству системы образования и т.д.

Поступление в школу, обучение в ней, а также переход из класса в класс требуют от детей особых усилий. Однако наиболее остро вопрос адаптации ребенка стоит именно при переходе в новое для него учреждение образования. Вызвано это следующим:

  1. Информатизацией общества, введением образовательных стандартов и развитием технического прогресса. Все это в значительной мере усложняет процесс адаптации.
  2. Требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Для того чтобы умения первоклассника соответствовали им, ребенку понадобится приложить немалые психологические, моральные и физические усилия.
  3. Помимо этого, кроме привычных для всех учебных навыков и знаний, маленьким школьникам приходится добиваться личностных и мегапредметных результатов. Ведь только в этом случае дети будут соответствовать требованиям, предъявляемым к выпускникам начальных классов.
  4. Нескончаемым потоком новой информации. Первоклассник в один момент оказывается в новой роли, а также в окружении непривычной для него системы прав и обязанностей.

Школьная адаптация в педагогике считается процессом, во время которого ребенок усваивает и принимает для себя новую для него социальную ситуацию, осваивает свой новый статус учащегося и обретает навыки в новых системах взаимодействия («ребенок – сверстник», «ребенок – учитель»). При этом у маленького человека начинают вырабатываться новые особенности поведения.

Если рассматривать понятие школьной адаптации в психологии, то стоит отметить, что его характеризуют следующие критерии:

  • освоение детьми новой для них жизненной ситуации, которую они видят в единстве ее элементов;
  • принятие школьником нового для него статуса и социальной позиции;
  • перестройка жизненного уклада ученика, инициатором которого выступает взрослый.

Социальная адаптация при этом предполагает умение ребенка:

  • реагировать на педагога;
  • слушать;
  • самостоятельно выполнять заданные упражнения;
  • анализировать и организовывать выполнение заданий.

Немаловажным аспектом явится умение поддерживать контакты со сверстниками и давать адекватную оценку, как себе, так и другим.

В процессе адаптации к школе немаловажным является и физическая подготовка организма, ведь на ребенка сваливается довольно внушительная нагрузка. Его организм начинает работать на пределе. Это вызывает опасность переутомления.

Помимо этого школьная адаптация в педагогике рассматривается и с психологической точки зрения. Степень быстрого привыкания к новым условиям во многом зависит от готовности ребенка к поступлению в школу, то есть от его:

  • желания осваивать новые знания и выполнять задания учителя;
  • стремления успешно их осваивать.

Важны при этом также способности к переработке информации и запоминанию.

Как адаптироваться?

Этим вопросом задаются многие люди. Адаптация – это сложный и непрерывный процесс. Практически каждый человек постоянно находится в изменяющихся условиях. Детский сад, школа, университет, армия, одна работа, другая, перевод на новое место… Человек просто вынужден искать способы «разместить» себя в той или иной ситуации и обстановке максимально комфортно и удобно.

А адаптироваться помогают отношения с другими людьми. Это способ получить поддержку. Завязывать отношения стоит с теми людьми, которые человеку кажутся похожими на него. Если ему кто-то нравится, то есть вероятность, что это окажется взаимно – так устроены люди. Ненавязчиво проявляя доброжелательность, человек получает ее в ответ.

У многих проблемы с адаптацией возникают именно из-за того, что им сложно находить общий язык с другими, привыкать к новым людям, знакомиться. В наше время научиться общаться не так сложно – есть интернет и социальные сети, где можно завести виртуальных друзей и попробовать для начала строить отношения с ними.

Но как быть в действительности? Говорят, чтобы получить расположение людей, даже говорить не нужно. Достаточно просто внимательно слушать других. Хороший слушатель на вес золота, поскольку в наше время большинство людей лишь говорят о себе.

Рано или поздно у такого человека начинают спрашивать советы, узнавать мнение, просить оценку. И таким образом происходит интеграция в общество. Главное — не быть слушателем в ущерб себе, то есть тратить на это лишь какую-то часть свободного времени.

Психологическая и социально-психологическая адаптация

Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации». Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным.

Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.

Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека:

  • семьи,
  • группы в детском саду (подробнее об адаптации ребенка к детскому саду читайте в статьях https://ourmind.ru/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu, https://ourmind.ru/adaptaciya-v-detskom-sadu),
  • школы,
  • университетской группы,
  • компании друзей,
  • трудового коллектива и так далее.

Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации.

Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:

  • согласовывает свои цели с ценностями общества,
  • научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,
  • приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
  • получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,
  • устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.

По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме. Но это еще не все!

Человек не только, грубо говоря, приспособленец, но и творец своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и приспосабливает ее под себя, так как ему хочется и удобно!

Человек создает, изменяет, преобразовывает внешние условия жизни так, чтобы они смогли удовлетворить его потребности и способствовали бы достижению целей.

Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования.

Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.

Адаптация и коррекция как категории специальной психологии

Адаптация в более широком смысле в психологии — это адаптация человека к окружающей его среде.

Корректировка — это адаптивные действия человека, которые представляют собой внутренние изменения в человеке и направлены на восстановление нарушенного равновесия между человеком и окружающей средой, в результате происходящих изменений в окружающей среде.

Адаптация человека имеет два аспекта:

  1. Биологический (адаптация организма);
  2. Психологическая — адаптация человека как личности к существованию в обществе (микро- и макросоциальной среде) в соответствии с потребностями общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Специфика адаптационных процессов при нарушениях развития характеризуется:

  • Дефицит определенных функциональных систем вследствие органического повреждения анализаторов или ЦНС;
  • проявления некоторых общих закономерностей нарушенного умственного развития — наибольшее влияние на процесс адаптации оказывает:

а) трудности взаимодействия с людьми в окружающей среде; и

b) более медленные темпы усвоения и обработки информации.

Особенности адаптации органов чувств, функции которых частично нарушены.

Адаптационные процессы у детей с нарушениями развития протекают медленнее, состояние дезадаптации протекает легче, чем у нормально развитых детей.

Снижение адаптационных трудностей и приближение психического развития аномальных детей к нормальному состоянию (нормализация) достигается путем коррекции и компенсации нарушений развития.

Коррекция в современном смысле — это преодоление или смягчение недостатков умственного и физического развития посредством различных психологических и образовательных воздействий.

Поправки — это меры, направленные на коррекцию нарушений различных аспектов психической функции.

В российской дефектологии термин «коррекция» (педагогическая коррекция) впервые был использован В.П. Кащенко в отношении детей с поведенческими нарушениями. Затем она была распространена на умственно отсталых детей. Сегодня коррекционная направленность педагогики считается одним из основных принципов работы во всех специальных учебных заведениях.

Психологами и педагогами (итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952), бельгийский педагог Декроли (1871-1933), русский педагог А.Н. Грабаров (1885-1949), Г.М. Дульнев) разработаны системы лечебно-педагогической работы с отстающими в развитии и психически больными детьми.

Включая программы:

1) Сенсоримоторная коррекция:

  • Сенсорное развитие (обогащение сенсорного опыта);
  • Двигательное развитие

2) изучение родного языка и овладение речью;

3) изучение общеобразовательных предметов;

4) специальные уроки по воспитанию культуры поведения,

5) научная работа, 6) игры, 7) рисование, 8) пение, 9) движения, Þ формирование сенсорной культуры; Þ формирование культуры действия
10) Развитие процессов памяти

11) Формирование мыслительной деятельности (сенсомотор, речь, общеобразовательные предметы и т.д. способствуют развитию мышления);

Как отметил Л.С. Выготский, коррекция наиболее успешна по отношению к вторичным дефицитам, в то время как первичные дефициты могут быть лишь незначительно уменьшены за счет корректирующих (психолого-педагогических) воздействий.

Какие ошибки делает руководство во время адаптации нового сотрудника

Многие руководители несерьезно воспринимают адаптацию, считая некоторые ее шаги бессмысленными или не требующими внимания. В результате все старания менеджеров и коллег новичка сводятся на нет. Вот основные ошибки:

Не провели экскурсию по офису. Кто-то из руководителей может посчитать это пустяком, предположить, что кто-то другой покажет все новичку. В результате работник долго чувствует себя неловко, стесняясь спросить, где уборная, как пройти в комнату отдыха.
Новичка не познакомили с коллегами. Некоторые руководители могут посчитать, что работник может и сам представиться коллективу. В лучшем случае это может привести к сухому общению на расстоянии, в худшем – к полному игнорированию новичка. Работать в таких условиях ему вряд ли будет приятно.
Новичку не подготовили рабочее место

Нанимая нового работника, важно продумать все до мелочей. Если первый рабочий день специалист проводит на ресепшене, в столовой, в кабинете сотрудника, который временно отсутствует, или в любом другом месте, только не на своем рабочем, у него могут возникнуть сомнения, а нужен ли он здесь. 
Работника не ознакомили с мотивационной схемой, не рассказали о возможных тренингах, системе обучения, карьерном росте

Придя на работу, новичок должен сразу понимать, сколько и за что ему будут платить, за какие нарушения могут вычесть некую сумму из зарплаты, какие существуют премиальные, как их заработать. Важно вовремя рассказать, какие обучающие мероприятия предусмотрены в компании, особенно в выходные дни, чтобы потом это не стало сюрпризом для специалиста и причиной его увольнения.
Новичка не ознакомили с неформальными традициями в коллективе. Например, каждый понедельник все собираются за час до начала рабочего дня и обсуждают цели на предстоящую неделю. Если новенький будет пропускать такие встречи, его могут посчитать зазнайкой и не принимать в свой коллектив.

Также плохо сказывается на работе новичка, если руководство перегружает его новой информацией, ставит труднодостижимые задачи, когда между начальником и работником нет обратной связи. Грамотно построенная система адаптации сотрудника поможет избежать всех этих ошибок, заполучить в свои ряды ценного работника и помочь ему достичь своих наилучших профессиональных результатов.

Адаптация

Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.

Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Основные проявления

Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.

Адаптация и научение

Жизнь любого организма – это непрерывная адаптация к изменяющимся условиям внешней среды. Один из видов адаптации – это научение. Существует три вида научения:

  • Реактивное научение: когда организм реагирует на какие-то внешние факторы, привыкая к ним.
  • Оперантное научение: более сложный тип научения, при котором необходимо, чтобы организм «экспериментировал» с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями. К оперантному научению относятся: научение путем проб и ошибок, методом формирования реакций и способом наблюдения.
  • Когнитивное научение. Для него необходимо не просто уловить связь между двумя ситуациями, а оценить их с учетом своего предшествующего опыта и возможных последствий. К когнитивному научению относятся: латентное научение, выработка психомоторных навыков, инсайт и, наконец, научение путем рассуждений.

Виды научения

Метод проб и ошибок. Встречается у животных и людей и состоит в том, что индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием, совершает попытки преодолеть его. Постепенно отказываясь от неэффективных действий, он находит решение задачи.

Формирование реакций. Своеобразный метод «дрессировки», в котором правильная реакция подкрепляется эмоциональным или физическим вознаграждением.

Считается, что быстрота обучения детей первым происходит именно путем формирования реакций.

Как только ребенок начинает произносить какие-то членораздельные звуки, лепет «ме-ме-ме» вызывает восторг окружающих и особенно матери, которой кажется, что малыш зовет именно ее.

Научение путем наблюдения. Множество форм социальной активности человека основано на наблюдении за поведением окружающих.

Подражание – это способ научения, при котором действия окружающих воспроизводятся без понимания их значения.

Латентное научение. К нам постоянно поступают сигналы из окружающей среды, часть которых мы осознаем, часть воспринимаем менее четко, а часть не осознаем вообще.

Таким образом в мозгу создаются своего рода карты окружающей среды (или когнитивные карты), при помощи которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватной в новой ситуации или при изменении привычных обстоятельств. Это подтверждает эксперимент на крысах, наученных в лабиринте находить дорогу к пище.

Однако когда лабиринт залили водой, крысы добирались к пище тем же путем, но уже вплавь (то есть, используя совершенно другие двигательные реакции).

Инсайт. Определенные фрагменты информации, полученные в разное время и как бы разбросанные в памяти в определенный момент объединяются и применяются в новой ситуации. Инсайт сходен с творчеством в том, что решение приходит спонтанно и является оригинальным.

Научение путем рассуждений. Рассуждения используются в том случае, когда у человека нет готового решения, а использовать метод проб и ошибок неэффективно. Как и при любых других формах научения, результат, полученный путем рассуждения, обычно использует во всех последующих жизненных ситуациях.

Понятие адаптации человека

Термин «адаптация» является одним из ключевых понятий в научном изучении живых организмов, поскольку именно адаптивные механизмы, разработанные в процессе эволюции, обеспечивают способность организма существовать в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Адаптация — это динамический процесс, посредством которого мобильные системы живых организмов поддерживают стабильность, необходимую для существования, развития и размножения, несмотря на изменчивость условий.

Французский физиолог К. Бернар одним из первых изучил функционирование живого организма как целостной системы. Он выдвинул гипотезу о том, что каждый живой организм, в том числе и человек, существует потому, что он способен поддерживать благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и процессы, действующие в организме, находятся в состоянии равновесия. До тех пор, пока этот баланс поддерживается, организм живет и функционирует. Таким образом, по мнению Бернара, постоянство внутренней среды является условием свободной жизни. Позже идея Бернарда о постоянстве внутренней среды была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном, который назвал это свойство гомеостазом.

Гомеостаз — это движущееся состояние равновесия любой системы, которое поддерживается ее противодействием внутренним и внешним факторам, нарушающим это равновесие. Одним из центральных пунктов доктрины гомеостаза является идея о том, что каждая система стремится сохранить свою стабильность. По словам Кэннона, когда организм получает сигналы об изменениях, угрожающих системе, он включает устройства, которые продолжают работать до тех пор, пока ему не удастся вернуть систему в состояние равновесия. При нарушении равновесия процессов и систем организма нарушаются параметры внутренней среды, и живой организм начинает болеть. А болезненное состояние сохраняется на протяжении всего периода восстановления параметров, что обеспечивает нормальное функционирование организма. Если параметры, необходимые для поддержания равновесия, не достигнуты, организм может попытаться достичь равновесия с другими, измененными параметрами. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального. Очень часто проявлением такого равновесия является хроническое заболевание.

Однако жизнедеятельность организма обеспечивается не только стремлением к внутреннему равновесию, но и постоянным учетом факторов, влияющих на организм извне. Тот факт, что каждый живой организм существует в определенной среде. Он не может существовать вне окружающей среды, так как должен постоянно получать необходимые для жизни компоненты (например, кислород) из внешней среды. Полная изоляция живого организма от окружающей среды эквивалентна его смерти. Таким образом, живой организм, стремящийся к внутреннему равновесию, должен одновременно приспосабливаться к среде, в которой он находится.

В процессе адаптации достигается поддержание гомеостаза во взаимодействии организма и окружающей среды, поэтому адаптация включает в себя не только оптимизацию телесных функций, но и поддержание равновесия в системе «организм-окружение».

Процесс адаптации осуществляется всякий раз, когда в системе «организм-окружение» происходят значительные изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достичь максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и окружающая среда находятся не в статическом равновесии, а в динамическом, их взаимоотношения постоянно меняются, как и процесс адаптации.

Современное понимание адаптации основано на работе И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохин, Г. Сели и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существуют некоторые основные проявления, позволяющие установить, что адаптация — это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек-окружение», в-четвертых, цель, к которой стремится организм.

Анализ современной литературы позволяет говорить о трех основных направлениях исследований, которые наиболее тесно связаны с проблемой адаптации.

Адаптация в детстве

Один из самых ответственных этапов в жизни любого человека. Психологическую адаптацию к школе прошел каждый из нас.

Поступление в это учебное заведение – волнительный и трудный период, причем как для первоклассника, так и для его родителей. Меняется все: начиная от социальной ситуации и заканчивая кругом общения ребенка. К нему возрастают требования, существенно расширяется круг обязанностей. И то, насколько успешной будет психологическая адаптация к обучению, определит его успеваемость, самочувствие и даже здоровье.

Психологи возраст 6-7 лет называют кризисным. Именно на этот этап приходится формирование потребностей в инициативе, активности и самостоятельности. Ребенок теряет свою непосредственность, у него начинает формироваться самооценка, он пробует себя в роли школьника, ученика. Игровая деятельность отходит на задний план, на передний выходит учеба. Естественно, что ребенок начинает стремиться к независимости

К тому же именно в этот период активно развивается словесно-логическое мышление, внимание и память

Вдобавок ко всему этому ему приходится еще и приспосабливаться к непривычным условиям. Знакомство с одноклассниками, выстраивание отношений с учителем, необходимость терпеливо сидеть на месте в течение длительного времени и соблюдать дисциплину. Для ребенка это очень сложно, поскольку все перечисленное требует организованности и ответственности.

Неудивительно, что трудности выливаются в такие последствия, как плохой аппетит, повышенная утомляемость, головные боли, капризность, подавленность, частые перепады настроения, случается даже злоба и отрицательное отношение к учебе.

Чтобы этого не случилось, родители и учителя должны помочь ребенку

Уважение, любовь, поддержка, а также грамотное объяснение происходящего простыми словами – это очень важно. Как правило, в течение двух-трех месяцев дети вливаются в школьную жизнь

Классификация и уровни

Адаптация происходит одновременно на 3 уровнях:

  • физиологическом;
  • социальном;
  • психологическом.

На физическом уровне человек приспосабливается к изменениям окружающей среды: климату, техногенным факторам, результатам различных видов деятельности.

Социальная адаптация — привыкание к социальной среде: учебе, работе, окружающей культуре. Приспособление может быть пассивным, когда человек просто подчиняется сложившимся условиям и не пытается выбрать более удобный вариант.

Больше возможностей предоставляет активное приспособление, при котором индивид решает, к какой именно среде он будет адаптироваться. Например, переехать в другой город, где больше шансов найти хорошие условия для профессиональной реализации.

Психологическая адаптация — важный критерий, который влияет на межличностную коммуникацию и профессиональное развитие. Человек быстро переключается между разными сферами деятельности, выбирает социальную роль, модель поведения.

Различают также уровни изменений, которые затрагивают все функционирующие системы организма: физиологические и психологические.

На физиологическом уровне активируются компенсаторные системы, которые обеспечивают адекватную реакцию организма на экстремальные условия. В первую очередь это механизм нейрогуморальной регуляции, запускающий выделение гормонов стресса надпочечниками.

Далее следует выделение нейромедиаторов («гормонов радости»), облегчающих проживание стрессового момента. После этого подключаются сердечно-сосудистая, дыхательная и выделительная система. Они отвечают за преодоление стресса.

Психологический уровень — этап перестройки психики. Человек нарабатывает новые устойчивые нервные связи (условные рефлексы или динамические стереотипы). Благодаря этим связям регулируются устойчивость, интенсивность и последовательность поведенческих реакций.

Попадая в сложную ситуацию, индивид использует набор рефлексов, чтобы правильно отреагировать на внешние изменения. В зависимости от особенностей развития психики, человек выбирает положительную или отрицательную реакцию.

Положительный ответ психики — конструктивное решение, направленное на преодоление препятствия. Отрицательные реакции — гнев, негативизм, отказ, регрессия.

Источники

  • Fouque F., Knox T. Special Programme for Research and Training in Tropical Diseases-coordinated Multicountry Study to Determine the Burden and Causes of Residual Malaria Across Different Regions. // J Infect Dis — 2021 — Vol223 — NSupplement_2 — p.S91-S98; PMID:33906219
  • Chen T., Zeineldin M., Johnson BA., Dong Y., Narkar A., Li T., Zhu J., Li R., Larman TC. Colonic epithelial adaptation to EGFR-independent growth induces chromosomal instability and is accelerated by prior injury. // Neoplasia — 2021 — Vol23 — N5 — p.488-501; PMID:33906087
  • Martínez-Arias C., Sobrino-Plata J., Medel D., Gil L., Martín JA., Rodríguez-Calcerrada J. Stem endophytes increase root development, photosynthesis, and survival of elm plantlets (Ulmus minor Mill.). // J Plant Physiol — 2021 — Vol261 — NNULL — p.153420; PMID:33906025
  • McCosker C., Renshaw I., Polman R., Greenwood D., Davids K. Run-up strategies in competitive long jumping: How an ecological dynamics rationale can support coaches to design individualised practice tasks. // Hum Mov Sci — 2021 — Vol77 — NNULL — p.102800; PMID:33906002
  • Fallah MS., Mohebbi A., Yasaghi M., Ghaemi EA. CRISPR-Cas systems in Proteus mirabilis. // Infect Genet Evol — 2021 — Vol — NNULL — p.104881; PMID:33905883
  • Ruitenberg MFL., van Wouwe NC., Wylie SA., Abrahamse EL. The role of dopamine in action control: insights from medication effects in Parkinson’s disease. // Neurosci Biobehav Rev — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33905788
  • Pruetz J. Water conservation: Human water balance exceeds that of other apes. // Curr Biol — 2021 — Vol31 — N8 — p.R389-R391; PMID:33905697
  • Silveira KM., Wegener G., Joca SRL. Targeting 2-arachidonoylglycerol (2-AG) signalling the neurobiology and treatment of depression. // Basic Clin Pharmacol Toxicol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33905617
  • Mayer T., Mari A., Almario J., Murillo-Roos M., Abdullah HSM., Dombrowski N., Hacquard S., Kemen EM., Agler MT. Obtaining deeper insights into microbiome diversity using a simple method to block host and non-targets in amplicon sequencing. // Mol Ecol Resour — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33905604
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.