Оглавление
Что мотивирует взрослых учиться?
Рассматривая вопрос мотивации к обучению, профессор педагогической психологии Джон Монро утверждает:
Мотивация появляется тогда, когда человеку нужна определенная информация или навыки, получить которые можно только изменив существующую систему знаний. Конечно, в любом обществе существуют разные уровни мотивации. Подробнее об этом мы расказали в статье «Три теории обучения взрослых, которые должен знать каждый педагогический дизайнер».
Мотивы к обучению
Монро называет следующие типы мотивов к обучению с соответствующими результатами:
Мотивы к обучению | Типичные действия, предпринимаемые для обучения | Результаты обучения | |
Поверхностный подход | Соответствовать минимальным критериям и требованиям: сдать экзамен, решить проблему. | Действия, которые позволяют воссоздать изученную информацию: запоминание, зазубривание, создание заметок. | Информация сохраняется в краткосрочном периоде; учащийся не понимает и полноценно не владеет знаниями. Применение и передача знаний ограничены. |
Глубинный подход | Понимать идеи, больше знать, решать проблемы, удовлетворять любопытство, получить удовлетворение от достижения долгосрочных целей. | Действия, которые помогают понять: детальный разбор идей, максимально широкое их исследование, соотнесение новых идей и уже известных концепций. | Учащийся лучше понимает и серьезнее относится к изученным идеям, может учить других, осознает, что обучение не закончено, может передавать и широко использовать знания. |
Стратегический подход | Соответствовать ожиданиям, снизить напряжение, исходящее от окружающих, ощутить собственную ценность. Добиться совершенства/ хороших оценок/ уровня/ навыков в игре, пролезть через систему, обезопасить свое будущее. | Действия, которые позволяют воспроизвести информацию в организованной форме: запоминание, копирование, соотнесение новых идей с существующими. | Знания структурированы в максимально удобной форме. |
Глубинный и стратегический подходы к обучению построены вокруг социальных и коллективных потребностей учащихся, когда их мотивирует стремление принести пользу и преуспеть в социальном контексте. Понятия «коллективный» и «социальный» относятся скорее не к процессу обучения, а к причине: почему человек учится.
Монро предполагает, что человек выбирает глубинный и стратегический подход к обучению, когда хочет решать проблемы или соответствовать ожиданиям других. Можно привести такой пример из сферы здравоохранения: медсестры решают клинические проблемы, чтобы лучше заботиться о пациентах или соответствовать ожиданиям начальства.
«Поверхностным» учащимся достаточно соответствовать минимальным требованиям, например, отучиться нужное количество часов или освоить какой-то навык, чтобы не потерять работу. А вот учащиеся с глубинным подходом стремятся решать проблемы и с любопытством ищут ответы на вопросы, которые у них возникают. «Стратегических» учащихся мотивирует прогресс, уверенность в себе и внутренняя потребность всегда знать больше.
Как применять принципы обучения взрослых на практике
В следующий раз когда вы будете учить коллегу, сверстника или взрослого члена семьи чему-то новому, вспомните о теоретических принципах обучения взрослых: как и почему они учатся. Попробуйте определить, какой у вашего учащегося подход к обучению — что заставляет его изучать или осваивать нечто новое. Несколько практических советов:
Создайте предварительный и итоговый тесты, чтобы учащиеся могли критически оценить уровень своих знаний до и после обучения.
Дайте учащемуся возможность самостоятельно управлять ходом обучения
К примеру, возможность выбора: «Хотите узнать больше о способах внутривенного вливания или о катетерах?».
Взрослым учащимся важно знать, как на них повлияют новые знания, почему они актуальны и зачем нужны, поэтому сделайте акцент на проблеме, которая решается обучением. Не грузите людей лишней и ненужной информацией.
- Выясните, что мотивирует человека к обучению. Используйте это, чтобы подогреть его интерес. Пример: «Если вы выучите эти правила, вам будет проще сдать экзамен, потому что они будут в тесте».
- Везде, где есть возможность, давайте разборы кейсов и практические примеры из реальной жизни
- Четко определите результаты обучения. Пример: «По итогам курса вы научитесь перевязывать раны по методу асептики».
- Нужно также с уважением относиться к работе учащегося и к его прошлому опыту, который он привносит в обучение.
Вы читали перевод статьи What Motivates Staff to Learn?
Эта тема закрыта для публикации ответов.