Отличительные черты антисоциальной личности

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Оглавление

Определение понятия «асоциальность»

Такие личности способны вести за собой общество, поскольку их точка зрения и внутренний потенциал вызывают желание следовать за собой.

Для людей первого типа главное не только зацикливаться на своих и только своих переживаниях, но и на глобальных вопросах всего мира. Правда, не каждый сможет свои личностные качества вознести на благо общества, а принципы, убеждения, мировоззрение настроить на достижение успеха. Но то, какой будет жизненная позиция, зависит только от самого человека.

Формы деструктивного поведения

Деструктивное поведение имеет множество проявлений, направленных как на самого человека, так и на материальные и нематериальные объекты внешнего мира. Такое поведение может иметь импульсивное, внезапное, или просчитанное влияние на объект. К целям деструктивного поведения, направленного на предметы внешнего мира, Ц.П. Короленко относит:

  • уничтожение живых существ (убийство, издевательства, пытки, каннибализм);
  • сознательное нарушение общественных отношений (террористические акты, государственные перевороты, революции);
  • нанесение вреда объектам природной среды или неодушевленным предметам ..

Выделяются следующие типы деструктивного поведения:

  • антисоциальное (направленное против социума);
  • аддиктивное (являющееся следствием зависимости);
  • суицидное (направленное против самого себя);
  • фанатическое (являющееся результатом фанатического увлечения чем-либо);
  • нарциссическое;
  • аутическое;
  • конформистское.

Кроме того, по видам действия возможно также выделить несколько видов деструктивного поведения .

Прежде всего к деструктивному поведению относится деструктивное интраперсональное поведение, представленное:

  1. самоуничтожением;
  2. самоповреждением (пренебрежение витальными и социальными потребностями, рискованным поведением, понижение социального статуса индивида);
  3. самоизменением (модификациями тела: татуировки, пирсинг, и психического состояния: чрезмерное употребление алкоголя и наркотических веществ).

Такое поведение имеет разнообразный спектр практик и проявлений, обусловленный социально-демографическими характеристиками индивида. Так, к примеру, женщины чаще воспринимают деструктивное поведение как пассивную форму саморазрушения, а мужчины, напротив, выбирают более активные формы (развитие алкогольной зависимости, выполнение опасных работ, экстремальные виды спорта, рискованное управление транспортными средствами и т.д.). Различные формы деструктивного поведения имеют определенную связь с возрастом: к примеру, подростки и молодежь более подвержены самоизменению (нанесению татуировок, пирсинга, подверженности пластическим операциям и операциям по смене пола).

Вторая категория видов деструктивного поведения – интерперсональное поведение. В речевом поведении деструкция проявляется в завышении статуса говорящего и снижении уважения к собеседнику, что проявляется в использовании критики, угроз и оскорблений. Кроме того, деструктивное поведение проявляется и в действиях индивида. Эти действия также отличаются значительным разнообразием и обусловлены большим количеством факторов. В таком случае деструкцию фактически невозможно отличить от агрессии. Мотивами индивида могут быть низкий уровень социальной интеграции собеседника, стремление сохранить или восстановить положительную самооценку из-за перенесенного ранее воздействия.

Третья категория – деструктивное метаперсональное поведение. Оно направлено на разрушение всего, что связано с ролью индивида в обществе как высокодифференцированной социальной структуре. Обобщение публикаций позволяет выделить две разновидности деструктивного поведения, сфокусированные на отношениях человека и назначенной ему социальной роли:

  1. отрицание, отказ от социальной роли;
  2. сверхпринятие, слияние со своей социальной ролью.

Отказ от социальной роли выражается в антисоциальных, дисфункциональных и контрпродуктивных действиях человека в отношении социальной структуры. Центральный момент разрушительной активности — это нежелание его выполнять социальную роль: трудовую, учебную, служебную, отбывание наказания и пр.

Асоциалы в литературе

Лучше помогут узнать о людях с антиобщественным поведением известные литературные произведения. Среди них:

  • «1984» (Джордж Оруэлл).
  • «Видеосмерть» (Ирвин Уэлш).
  • «Хорошо быть тихоней» (Стивен Чбоски).
  • Книги о Шерлоке Холмсе (Артур Конан Дойл).
  • «Превращение» (Франц Кафка).
  • «Девушка с татуировкой дракона» (Стиг Ларссон).
  • «О дивный новый мир» (Олдос Хаксли).
  • «Ганнибал» (Томас Харрис).
  • «Джейн Эйр» (Шарлотта Бронте).

Асоциальные люди – те, у которых либо нет мотивации к социальной жизни, либо их поведение противоречит общественным правилам. Легкой формой асоциальности является интроверсия, крайней – шизофрения.

Девиантное поведение свойственно детям и взрослым, представителям разных социальных групп и уровня образования. Оно может выражаться во всевозможных зависимостях (побег от реальной жизни), а также игнорировании моральных норм и их нарушении (вплоть до уголовно наказуемых деяний).

Среди распространенных причин возникновения асоциальности: биологические, социальные и личностные факторы. Лучший способ борьбы – профилактика. Интересно, что асоциал – не всегда плохой человек, ими могут быть гении или верующие, чья религия поощряет уход от социума.

3 Вопрос. Понятие и сущность антиобщественного образа жизни.

— 2002

РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ СОЦИОПАТИЧЕСКИХ ИЛИ АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ (МКБ 301.7) — расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.

Словарь психиатрических терминов

Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений — расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.

Карманов А. Психологический словарь

Русский язык

Асоциа́льный; кр. ф. -лен, -льна.

Орфографический словарь. — 2004

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Диагностика диссоциального расстройства личности

Диагноз устанавливается на основании анамнеза жизни и беседы с пациентом. Для постановки диагноза «диссоциальное расстройство личности» необходимо наличие минимум трех критериев из следующего списка: неспособность к сопереживанию и бессердечие по отношению к окружающим; безответственность, пренебрежение ответственностью и нормами социума; неспособность к формированию устойчивых привязанностей при отсутствии проблем в общении; низкая устойчивость к фрустрации и агрессивное поведение; раздражительность; неспособность учитывать предыдущий негативный опыт; склонность перекладывать вину на других людей.

Диссоциальное расстройство личности дифференцируют с хронической манией, гебоидной шизофренией и вторичными изменениями личности, возникшими на фоне злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами. Чтобы точнее оценить степень игнорирования обязанностей и пренебрежения установленными правилами, при постановке диагноза учитывают социальные условия и культурные нормы, характерные для региона проживания пациента.

Определение

Значение слова «асоциальный» имеет несколько характеристик. Если переводить дословно с греческого языка, то получим следующее определение: человек, безразличный к обществу, не принимающий активных действий в жизни социума, то есть антиобщественный индивид. Также под словом «асоциальный» подразумевают поведение, что противоречит принятым в обществе нормам и правилам.

По сути, это понятие имеет два противоположных определения. С одной стороны, асоциальный – это человек, действующий вопреки установленным правилам, но с другой – это индивид, который не заинтересован во взаимодействии с социумом. Если у него и появляется мотивация, то она в основном направлена на одиночные действия.

Асоциальные подростки

Чаще всего асоциалы — это подростки. Они гордятся своими действиями и безнаказанностью, ищут участия или создают собственные бунтарские группы. Поддержка сверстников провоцирует убежденность в собственной особенности.

Популярными выражениями являются: вызывающий формат общения со старшими людьми, отказ выполнять школьные и домашние обязанности, грубость. С ростом уровня агрессии меняются и формы проявления: кражи, драки и другая преступная деятельность, побеги из дома, сексуальные связи.

Антиобщественное поведение необязательно присуще только детям из неблагополучных семей. Факторов много:

  • семейные проблемы;
  • влияние товарищей;
  • романтическое восприятие образа бунтаря;
  • строгость родителей или опекунов;
  • физические проблемы из-за болезней;
  • личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой;
  • психологические зависимости;
  • религиозные культы;
  • желание самоутвердиться и отсутствие других способов;
  • фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира;
  • влияние субкультуры.

Нередко девиантное поведение – результат поступков другого человека: физических наказаний дома или насилия. Часто подростки сосредоточивают агрессию не только на других, но и на себе. Они наносят себе царапины, порезы и ожоги. С помощью физической боли такие люди пытаются сбалансировать душевные страдания. Суицид – крайнее проявление аутоагрессии. Необходимо вовремя помочь ребенку (своему или чужому) в таких случаях.

Понятие «антисоциальность»

Антисоциальность – негативное отношение к стандартам поведения, социальным нормам, стремление осуществлять действия, противодействующие социуму и его традициям. Определение 1

Антисоциальность (от греч. «против общественного») – это системное качество личности, проявляющееся в таких качествах личности, как склонность вести враждебную обществу жизнь, направленную против интересов социума.

Часто антисоциальность трактуют, как антиобщественное, делинквентное, криминальное, преступное поведение.

Антисоциальная личность проявляет безнравственность, неуважение к людям, склонна к мошенничеству, лжет, у нее нет чувства ответственности, совести, отсутствует интерес и сочувствие к другим.

Первым симптомом проявления антисоциальности является психопатоподобное поведение, чрезмерная неконтролируемая импульсивность, ведущая к нарушению общепринятых норм, принятых в обществе.

Антисоциальным личностям чужда мораль. Такой индивид не чувствует вины за свои проступки, он хороший манипулятор. Для них характерно отсутствие эмоций, признаков привязанности к родителям, близким людям, жестокое обращение с домашними животными.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Антисоциальность 470 руб.
  • Реферат Антисоциальность 250 руб.
  • Контрольная работа Антисоциальность 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Антисоциальные личности склонны к насилию. Им характерно профессиональное тунеядство, отсутствие родительской ответственности, стремление к риску, без внимания, что окружающие при этом могут пострадать.

Характерные черты антисоциальной личности (Рон Хаббарт):

  • говорит только широкими обобщениями;
  • склонна к распространению дурных новостей, злобным и критическим замечаниям, всеобщим подавлениям и обесцениванием;
  • изменение новостей в худшую сторону, передача только негативных новостей;
  • не поддается перевоспитанию или лечению;
  • причиняет другим неприятности;
  • выбирает неверную цель;
  • не способна завершить цикл действия;
  • поддерживает только группы, занимающиеся разрушением;
  • борется против созидательных видов деятельности;
  • плохое чувство собственности.

Стиль мышления

Дети с нарушениями поведения склонны считать всякое направленное на них негативное действие сверстников не случайным, а преднамеренным. Низкий уровень интеллектуального развития побуждает такого ребёнка всё сводить к чьей-то «злой инициативе».

Не умея ассертивно вести себя, ребёнок со временем приходит к выводу, что агрессия — самый надёжный и эффективный инструмент.

Ответные реакции окружающих на агрессию ребёнка обычно приводит лишь к укреплению мысли о необходимости агрессии.

Таким образом развивается порочный круг взаимодействий, поддерживающий и вдохновляющий агрессивное и асоциальное поведение ребёнка.

Разновидности антисоциального поведения

В зависимости от того, какие сферы жизни общества затрагивает нарушение, выделяют 4 формы:

  1. Противоправные поступки. К ним относится угон машин, мотоциклов, оскорбление, драки.
  2. Криминальные действия. Это совершение поступков, противоречащих установленным в государстве законам. К подобным проявлениям причисляют насилие, ограбление, бандитизм, рэкет, убийство.
  3. Аморальное поведение (не соответствующее общепринятым нормам нравственности). Это гомосексуализм, беспорядочные половые контакты, отказ от трудовой деятельности, бродяжничество.
  4. Аддикция. К ее типам относится употребление спиртосодержащей продукции и наркотиков, зависимость от компьютерных игр, анорексия и булимия.

Диагностика

Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:

  1. Осмотр и беседа. Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
  2. Изучение данных о пациенте. Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
  3. Опрос семьи, друзей. Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
  4. Психологическое тестирование. Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
  5. Проективные методы. Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.

После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.

https://youtube.com/watch?v=cI_RPpaG1Fk

https://youtube.com/watch?v=hzbxF-sHP1Y

https://youtube.com/watch?v=yoX06-TERQ0

Диагностика

Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:

  1. Осмотр и беседа. Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
  2. Изучение данных о пациенте. Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
  3. Опрос семьи, друзей. Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
  4. Психологическое тестирование. Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
  5. Проективные методы. Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.

После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.

Последствия

Довольно сложно себе представить, чтобы сразу несколько тысяч добропорядочных граждан внезапно начали вести асоциальный образ жизни. Тем не менее можно предположить, какие это будет иметь последствия. Какие-то из них будут ощутимы только в далекой перспективе, а некоторые будут заметны почти сразу. Стоит перечислить хотя бы несколько.

  • Снижение общего уровня здоровья, усиление эпидемиологической опасности. Помимо того, что табак, алкоголь и наркотики влияют на человеческий организм разрушительным образом, некоторые люди, вероятно, перестанут тщательно относиться к личной гигиене, что отразится на размножении и распространении опасных бактерий. Беспорядочные половые связи способствуют заражению заболеваниями, передающимися половым путем, а также повышают опасность незапланированной беременности. Такая ситуация часто приводит либо к аборту, либо к отказу от ребенка сразу после рождения.
  • Появление на улице большего количества бездомных и безработных усилит криминогенность. Значительно повысится уровень преступлений, в том числе и крайне опасных, таких как убийства и изнасилования.
  • В результате снижения числа добропорядочных законопослушных граждан снизится поступление налогов, возрастет доля теневой экономики, что рано или поздно подорвет основы государства.

Что это такое

Антисоциальное поведение это в психологии вид человеческой активности, рассматривающийся сразу несколькими направлениями. Тут задействована детская психология (для раннего выявления и профилактики), патопсихология (коррекция психотических состояний), судебная и юридическая психология (определяющие формы возможного наказания для совершивших преступления), психология личности (помогает нормализовать деструктивные проявления у здоровых людей) и пр.

Чтобы определить именно антисоциальное поведение и не спутать его с плохим характером и излишней вспыльчивостью, выделены некоторые признаки такого поведения человека. Как в подростковом, так и взрослом возрасте будут характерны частые уходы из дома, без объяснения причин и особого повода с точки зрения остальных участников общения, при этом вариант не вернуться на ночь практически всегда сопутствует.

Отличительной чертой, когда уже стоит задуматься о будущем является жестокость. У детей это может быть издевательство над животными, у подростков избиение сверстников, у взрослых любое физическое насилие над теми, кто слабее. Важным моментом является то, что антисоциальное поведение действует безосновательно, но мишенью выбирает более слабых. Герои, уничтожающие врагов в несколько раз сильнее, жестоко расправляющиеся с ними не имеют сюда отношения, антисоциальная личность будет конфликтовать, унижать и издеваться только над более слабыми. Если среди людей самым слабым является он, то мишенью для садизма будут становиться животные или агрессия будет проявляться не так явно, под маской случайности.

Также это может быть и сознательное разрушение чужой собственности. В состоянии аффекта человеку всё равно, что ломать и он разбивает как свой телефон, так и чужую сумку выкидывает с моста, антисоциальные черты направлены только на разрушение чужого имущества. Как вариант разрушения материального мира частыми проявлениями являются поджоги, кражи. Враньё без оснований, стремление любой ценой получить сексуальную связь – это всё также признаки и если не получается на простых вариантах (уговорить, обмануть), то появляется опять же принуждение и насилие.

Антисоциальное поведение подростков является моментом переломным, где ещё работает профилактика и можно остановить негативные разрушительные тенденции. Признаками является низкая успеваемость по учёбе, потом это перерастает в частую смену рабочих мест. Увольнения без видимых причин. Действия, носящие уголовный характер ради забавы – таким людям характерны лозунги о свободе и возможности собственного проявления каким угодно способом, только в этом перечне нет достижений, творческой реализации и попыток изобрести что-то свое, а есть нарушения закона и причинение вреда другим.

Это инфантильная структура личности, не принимающая ответственность за собственные поступки, пытающаяся всё свалить на других. Своё поведение они могут оправдывать тем, что их кто-то довёл, при этом сами могут специально оставить оголённые провода, острые предметы в комнате с детьми, никак не заботясь и в случае несчастья опять же взывать к тому, что они сами виноваты. Из-за недоразвитой личностной структуры таким людям тяжело удержать стабильность (смены места жительства и работы, разводы). Характерным является то, что после прекращения отношений они не заботятся о детях, а переживать (точнее демонстрируют переживания) только в ситуации личной выгоды.

Расстройство личности у женщин

Для женщин наиболее характерно истерическое и нарциссическое расстройство личности. В первом случае будут проявляться следующие симптомы:

  • неадекватное поведение;
  • расстройства сексуального характера;
  • потребность побыть в центре внимания;
  • театральная речь;
  • излишняя драматизация ситуаций;
  • идеализация отношений;
  • склонность приписывать случайным знакомым серьезные намерения;
  • импульсивность;
  • эксцентричное поведение, яркие эмоции.

При нарциссическом расстройстве личности проявляются такие симптомы:

  • зависть;
  • склонность считать себя центром вселенной;
  • мечты о власти;
  • использование других людей для своей выгоды;
  • потребность в особом отношении к себе;
  • стремление завоевывать похвалу и признание от окружающих.

У женщин расстройство личности лечится так же, как и у мужчин – как правило, это сочетание фармакотерапии и психотерапии. Все препараты и методики подбираются индивидуально врачом-психиатром. Отметим, что как и в случае с пациентами-мужчинами требуется длительное лечение, в течение нескольких месяцев.

Антисоциальное и девиантное поведение

Данные слова имеют много общего. Однако под вторым понятием, как правило, подразумеваются поступки, которые причиняют вред окружающим. В их число входят правонарушения (делинквентное поведение) и преступления. Первое проявляется в виде поджогов, драк, оскорблений и воровства. Второе связано с более серьезными действиями, в результате которых человек может попасть на скамью подсудимых.

Согласно статистике, такие поступки наиболее часто встречаются среди лиц мужского пола в возрасте от 14 до 29 лет. Антисоциальное делинквентное поведение — это патология, которая формируется под влиянием общественных катаклизмов, неблагополучия в семье, низкого уровня достатка, игнорирования проблем, возникающих у молодого поколения.

Другая личность

Исходя из всего выше сказанного, возникает закономерный вопрос: какая же она, эта асоциальная личность?

Итак, асоциальная личность. Определение этого термина будет звучать так: под асоциальной личностью в психологии подразумевают человека с извращенным (слаборазвитым или отсутствующим) чувством ответственности, который оперирует низкими моральными ценностями и не проявляет интереса к себе подобным.

Таких людей легко узнать по их поведению. Они болезненно и достаточно бурно могут реагировать на чувство собственного неудовлетворения и всегда стремятся быстрее избавится от предметов или ситуаций, что приносят дискомфорт. Они импульсивны, склонны «надевать маски», умело лгут. Но достаточно часто воспринимаются окружающими интеллигентными и обаятельными людьми. Асоциальные люди могут найти контакт с окружающими на фоне общих интересов, однако они не умеют проявлять сочувствие и заботу.

Депрессивное расстройство

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Как распознать отклонения в раннем возрасте?

Антисоциальное поведение — это расстройство, которое нередко начинает проявляться еще в детстве. Малыши, у которых присутствует нарушение, не интересуются уроками или занятиями в дошкольном учреждении. Они демонстрируют жестокость по отношению к животным, членам своей семьи и более слабым сверстникам.

Такие дети часто крадут деньги и вещи у ровесников или близких людей, склонны к истерикам, дракам, оскорбляют окружающих. В школе испытывают трудности с учебой, конфликтуют с одноклассниками и педагогами. Уже в начале пубертатного периода демонстрируют пристрастие к никотину и спиртосодержащей продукции. Почему возникают подобные нарушения?

Как становятся социопатами?

Социопатическая личность развивается под влиянием негативных социокультурных условий. Насилие в семье, недостаток любви, внимания и воспитания, детские психологические травмы – всё это триггеры, способствующие развитию социопатического расстройства. Психология социопата формируется под влиянием окружающей среды, усугубляя природные недостатки.

Как ведёт себя социопат?

► Социопат – гений маскировки. 80% времени он ведёт себя ровно также, как и большинство окружающих. От других людей его отличает только патологическая лживость, эгоизм, способность совершать неординарные поступки. Чаще всего понимание того, что с этим человеком что-то не так, приходит только при тесном и длительном общении.

Может ли социопат любить?

► Любовь – это слишком глубокое чувство, которое подразумевает под собой формирование привязанности. Однако не стоит забывать о том, что физиологически социопаты такие же люди, а значит и у них вырабатываются нейромедиаторы – серотонин, дофамин и т. д. Соответственно, на вопрос, может ли социопат влюбиться, стоит ответить положительно. Однако его чувства – это больше стремление к удовлетворению сексуальных потребностей и желание добиться благосклонности выбранного им партнёра.

Есть ли у социопата чувства?

► Главное чувство социопата – это любовь к себе. Поэтому его легко задеть неуважением и критикой. Социопат может испытывать привязанность к тем, кто приносит ему выгоду. Так, если нормальные люди скорбят из-за смерти близких, социопат болезненно переживает потерю того комфорта, который ему обеспечивал умерший человек.

Опасен ли социопат?

► Уровень опасности социопата зависит от многих факторов: его воспитания, наличия контроля со стороны общества, наличия у него сопутствующих психических расстройств. В большинстве своём социопаты несут угрозу своему ближайшему окружению, так как откровенно нарушать закон им мешает опасность наказания.

Причины социопатии

Ряд других исследований также показал, что социопатами чаще всего становятся люди с определёнными генетическими отклонениями, которые не получили правильного воспитания или стали жертвами насилия. Из этого следует, что даже при наличии определённых генетических отклонений или недоразвитости префронтальной коры решающую роль играет окружение и воспитание.

Как избавиться от социопатии?

Существуют определённые методики психотерапии, которые помогают социопатам влиться в общество и понять мотивацию нормальных людей. Однако полноценного лечения диссоциального расстройства личности не существует. Более того – большинство социопатов не считает себя нездоровыми, а потому не пытаются лечиться.

Рекомендованная литература

Чтобы глубже изучить эту интересную тему, стоит почитать такие книги о социопатии:

  • М. Томас, «Исповедь социопата. Жить, не глядя в глаза»;
  • С. Петри «Токсичные люди: Самооборона без оружия»;
  • Дж. Дуглас, М. Олшейкер «Погружение во мрак»;
  • М. Стаут «Социопат по соседству»;
  • М. Томас «Исповедь социопата»;
  • Д. Маккензи, «Psychopath Free»;
  • Р. Хаэр «Лишённые совести»;
  • К. Тильман, «Социопаты».

Тип личности

Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:

  • Неспособность выразить свои эмоции.
  • Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
  • Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
  • Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
  • Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
  • Уверенность в правильности своего поведения.
  • Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
  • Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.

Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.

Во-первых, это уже отмеченная импульсивность. Асоциальная личность живет одной секундой, не способна долго обдумывать решения и взвешивать все «за» и «против», а главное, жаждет молниеносного исполнения собственных желаний.

Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, — поверхностные отношения, недолговременные связи.

Рекомендуем: Что такое антропофобия?

В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.

Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.

Меры предосторожности

Профилактика развития асоциальности у детей и подростков в себя включает следующие советы:

  • позаботьтесь об эмоциональном состоянии малыша;
  • станьте для ребенка положительным примером, пропагандируйте здоровый образ жизни, правильные ценности;
  • создавайте внутрисемейные доверительные отношения;
  • при необходимости своевременно посещайте психологические консультации.

Теперь вы знаете, что собой представляют люди асоциального поведения. Это не означает, что необходимо изолироваться от общения с такими личностями. Гораздо правильнее будет поставить асоциального человека на путь истинный, помочь ему социализироваться, если это в ваших силах.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.