Ассоциация

Алан-э-Дейл       12.12.2024 г.

Что такое ассоциация? Значение и примеры

Есть два фактора, почему у людей все чаще в голове проносится вопрос: «Что такое ассоциация?» Во-первых, это большое количество организаций, которые могут так называться, а могут и не называться, но являться ассоциацией. Ну а о психологии и говорить нечего. Популярность ее настолько высока, что неизвестно, о чем думают люди в первую очередь, когда говорят «ассоциация»: об организации или о связи между событиями и явлениями. Мы рассмотрим подробно оба случая употребления данного понятия: и непсихологическое и психологическое.

Врачи причиняют боль. Боль вызывает страх. Врачи действительно причиняют боль, но только для того, чтобы человек чувствовал себя лучше. Но наша психика не желает видеть положительного героя в образе врача и напирает на страх перед ним. Конечно, так бывает не всегда, но в большинстве случаев. Иногда ассоциация – это чрезвычайно неприятная штука.

Пример из другой области, сугубо культурная ассоциация – говорим: «М.А. Булгаков», вспоминаем «Мастера и Маргариту», реже «Собачье сердце», еще реже — пьесу «Иван Васильевич» (по ней был снят знаменитый фильм Л. Гайдая).

Детские психические травмы как результат плохих ассоциации и воспоминаний

Значительно интереснее с индивидуальными ассоциациями. Они, как правило, эмоциональной природы и их трудно выявить, если не знать некоторых психологических методов. С ассоциациями, причиняющими человеку неудобство, работает психолог. Например, фобии – это результат закрепленных плохих ассоциаций.

Допустим, сам человек или кто-то из его родственников тонул. С этого момента возникает боязнь воды, так как последняя прочно ассоциируется у человека со смертью или ее возможностью. У некоторых эта связь явлений настолько устойчива, что они даже опасаются заходить в ванную комнату.

Так же есть интересный пример плохой ассоциации – клоуны. У большинства людей этот образ вызывает положительные эмоции. Но есть представители рода человеческого, которые боятся клоунов. У такой фобии может быть только одна настоящая причина: ребенка испугали артисты с раскрашенными лицами, прежде чем он узнал, что они хорошие добрые и смешные. Кстати, король ужасов Стивен Кинг использовал образ клоуна как воплощение мирового зла в своем романе «Оно».

Теперь у нас есть и второй ответ на вопрос, что такое ассоциация? В сфере нашего внимания была психологическая наука.

Заключение. Два основных значения слова «ассоциация»

Итак, мы проанализировали понятие ассоциации. В словарях дается два основных значения этого слова. Во-первых, это объединение каких-либо организаций под, если можно так сказать, «единым флагом». Во-вторых, ассоциация (значение слова все еще занимает нас) как психологический термин. К двум случаям словоупотребления были подобраны доходчивые примеры, которые, надеемся, не вызывают недоумения у читателя.

Сейчас очень важно знать значение рассмотренного нами понятия, потому что оно в ходу как в одном, так и в другом смысле. syl.ru

syl.ru

Пространство имен

Существуют устоявшиеся связи, которые присущи обществу, языковой среде. К таким образам относится пространство имени. Большинство из современных имен обладают античным происхождением, поэтому ассоциируются с изначальным значением.

В национальных культурах имена зачастую связываются с определенной чертой характера (или внешности).

Примером в русской культуре может служить имя Екатерина, слово, в силу исторических особенностей развития страны, получает связь с «великая» и с исходным значением «непорочная».

На восприятие имении влияют его знаменитые носители. Известный пример ассоциации в пространстве имени  Людовик «Солнце» XIV — французский король. Правители династии получали это имя в течение нескольких столетий. Из-за этого у многих людей при упоминании имени возникает ассоциация с королевскими атрибутами, Парижем, Францией.

Фонетический алфавит и слова-колышки

Этот метод отлично подходит для запоминания длинных последовательностей цифр, скажем, телефонных номеров. Для его использования вам необходимо зазубрить слова, соответствующие определённым числам.

Именно зазубрить, так как эти ассоциации — основа использования метода. Если вы будете знать их назубок, то запомнить, например, пять или десять двеннадцатизначных чисел будет делом техники. Для начала освойте так называемый фонетический алфавит — пары цифр и соответствующих им согласных звуков. Самое простое — взять уже разработанный авторами книги:

1 — Т 2 — Н 3 — Ш 4 — Ч 5 — П 6 — С 7 — Г 8 — В 9 — Д 0 — К

Чтобы вам было легче запомнить его, воспользуйтесь «подпорками»:

  • звук «т» содержит одну вертикальную палочку (1),
  • «н» — две (2),
  • «ш» — три (3),
  • слово «четыре» начинается со звука «ч», буква которого к тому же своим написанием копирует эту цифру,
  • начальный звук слова «пять» — «п», пусть этой буквой и обозначается цифра,
  • звук «с» похож на незавершённую цифру 6,
  • «г» — зеркальное отражение семёрки,
  • «в» практически повторяет написание цифры 8,
  • «д» — это начальный звук слова «девять»,
  • а 0 похож на круг («К»).

Несложно, верно? Далее — чтобы запоминать многозначные числа, составляйте фразы, последовательность согласных звуков (не букв!) в которых будет служить ключом к последовательностям цифр в сложных числах. Значение имеют только звуки, привязанные к десяти цифрам, на остальные не обращайте внимания.

Гарри Лорейн

На первый взгляд это кажется сложным, но чем чаще вы будете пользоваться этим методом, тем проще вам будет применять его в дальнейшем. Пример — чтобы запомнить последовательность 06822229205718882, зафиксируйте в памяти фразу: «Красивая обнажённая блондинка прыгает вверх и вниз». Порядок значимых звуков в ней следующий: к, с, в, н, н, н, н, д, н, к, п, г, т, в, в, в, н, что соответствует порядку цифр, которые необходимо запомнить.

Слова-колышки — логичное развитие метода фонетического алфавита. Смысл в том, чтобы составлять фразы, содержащие слова со значимыми звуками, соответствующими различным числам. Например, для цифры 1, слово-колышек — «тумба» (вы можете придумать свои слова, главное, чтобы соблюдалось правило соответствия звуков цифрам), для цифры 2 — имя «Ной» и так далее. Двузначные числа: 11 — «торт» или «татами» (два звука «т»), например, 15 — «трап» («т» и «п»), 20 — «норка» («н» и «к») и так далее. Чтобы запомнить любой длины числа, вам достаточно будет сформировать фразу со словами-колышками и попытаться представить себе соответствующий ей яркий образ, что сделать гораздо проще, чем зубрить последовательность из множества цифр.

Виды ассоциаций в психологии

Выделяют виды ассоциаций по сходству, смежности, контрасту, причинно-следственные.

Когда человек должен запомнить гимнастическое упражнение, которое состоит из десяти последовательных в выполнении элементов, образуются связи между компонентами данного упражнения, которые и называются ассоциациями по смежности.

Нервные процессы, которые обеспечивают осуществление любого элемента, способны вызвать воздействия нервных процессов, что связанны с выполнением следующего. В результате индивид последовательно и безошибочно выполняет упражнения. В основе таких ассоциаций лежат пространственные отношения и временные рамки между объектами.

Виды ассоциаций по смежности также присутствуют во время запоминания словесной информации, при заучивании стихотворений или языков.

Немного другие – это виды ассоциаций по сходству. Они проявляются, когда при восприятии вещей в памяти вызываются воспоминания о предмете, сходного к нему, даже если последний, ранее не воспринимался совместно с ним. Это значит, что эти ассоциации проявляются, когда объекты похожи между собой.

Так, часто людям кажется, будто они уже видели ранее такой же танец, в этом же месте, но танцевал другой человек. Например, кто-то поёт, в такой самой тональности, как известный певец. Или созерцание картины с пейзажем наталкивает на мысль о похожих воспоминаниях, когда ранее наблюдали пейзаж в живую. Здесь вызванное исходным раздражением воспоминание причисляется к явлениям, которые ни разу не воспринимались в смежности или одновременно. Выходит, что одно явление возбуждает в памяти сразу второе.

Ассоциации по сходству образовываются на сходстве психических связей, что вызваны двумя сходными предметами. Так, оба танцы сходны по стилю и воспроизводятся на той же сцене. Песня та самая, голос звучит, как у певца, но поет её человек, который сам непрофессионально занимается пением. Когда-то человек был на отдыхе, он запомнил песок и волнующееся море, поэтому увидев их на пейзаже, мысленно перенёс себя туда.

Такие сходные моменты воспринимающихся объектов, порождают соответствующие сходные связи, которые отображают черты, общие в обоих объектах. Благодаря этому возбуждение связей головного мозга, что относятся к одному объекту, закономерно вызывает активизацию связей, что относятся ко второму.

Такие ассоциации по сходству являются важными в обучении. Так учащиеся могут сравнить изучаемые факты и объекты с изученными ранее, находить совместные черты, что помогает лучше запоминать и усваивать нужную информацию.

Близки к ним ассоциации контраста. Восприятие какого-то объекта вызывает воспоминание об ином предмете, который отличается абсолютно противоположными свойствами. Когда человек попадает на некачественно обделанный стадион, в его памяти возникают представления о ранее виденном образцовом стадионе. Смотря за неудачным выполнением физических упражнений, например, выполнением сальто, можно попытаться вспомнить, как мастер спорта выполняет данное сальто отлично.

Контрастные ассоциативные связи являются временными и содержат представления о констатирующих предметах в виде противоположных по значению и характеру элементов, входящих в цельное явление. Этому способствует, что в повседневной практической деятельности данные противоположные объекты (собранность и неорганизованность, грязь и чистота) они обычно сравниваются, что ведет к формированию соответственных нервных связей.

Виды ассоциаций разделяют на простые и сложные. Простые – по контрасту, сходству, смежности. Сложные – по смыслу, они возникают, когда одно явление является следствием другого или есть частью другого предмета.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Функции метода

1. Метод ассоциаций может выступать эффективным способом творческого решения проблем и поиска новых решений, а также применяться для выявления всех возможных признаков и свойств исследуемого объекта. 2. Он может рассматриваться как эвристический прием, используемый для избавления от традиционных, стереотипных связей, расшатывании стереотипов, выработке совершенно нового взгляда на проблему и достижения оригинальности, свежести, неожиданности идей и решений. 3. Метод ассоциаций выступает как способ расширения семантического пространства проблемы, получения неожиданных образов, понятий и смыслов, высвечивания новых возможностей. 4. Метод выступает как способ, пробуждения фантазии и воображения, активизации творческого мышления в решении различных прикладных задач.

Правила метода

1. Предлагаемое ключевое слово –стимул, желательно должно быть существительным и вызывать какой-то образ. 2. Необходимо создать атмосферу спонтанности, игры, юмора и творчества, способствующую порождению у участников стремительного потока свободных ассоциаций. 3. Критика на этапе генерирования ассоциаций должна быть запрещена. 4. Ассоциации должны быть образными, яркими, отдаленные, смелые, а их смена происходить, быстро, гибко и стремительно. 5. Необходимо записывать все что приходит в голову при отключенной критичности и логическом анализе. 6. Все ассоциации и идеи должны фиксироваться.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.

https://youtube.com/watch?v=YiA1P-Ggxzk

Преимущества ассоциативного мышления

Образное мышление помогает в решении задач как в повседневной жизни, так и в работе, учебе и т.д. Это лишь одно из его преимуществ. Есть ряд других:

  1. Способствует развитию воображения. Как сказано выше, у вас чаще будут появляться необычные, но интересные идеи. Также вам будет проще заниматься творчеством.
  2. Улучшает память. В головном мозге строятся длинные ассоциативные цепочки, которые позволяют запоминать большое количество нового материала.
  3. Повышает продуктивность. Здесь все понятно. Если вы быстрее усваиваете новую информацию, вы быстрее и качественнее выполняете поставленные перед вами задачи.
  4. Улучшает работу головного мозга. Еще одна особенность ассоциативного мышления. Во время построения ассоциативного ряда в мозге появляются новые связки нейронов.
  5. Упрощает восприятие. Вам легче воспринимать новые данные и связывать их с той информацией, которую вы уже знаете.

Еще одно неоспоримое преимущество — возможность ближе познакомиться со своим внутренним «Я». По мнению Зигмунда Фрейда, ассоциации открывают то, что спрятано глубоко в подсознании человека. Используя ассоциативное мышление, вы, возможно, откроете в себе ту информацию, которая поможет изменить вашу жизнь.

Наглядно увидеть преимущества ассоциативного мышления можно на примерах. Инженер Броун, который занимался строительством мостов, однажды увидел под кустом паутину. Это побудило его к созданию подвесного моста, креплениями для которого были тросы.

Или вспомните Жоржа де Местраля, создателя застежки-липучки. Он придумал ее после того, как под микроскопом рассматривал устройство колючек репейника. А его он в обилии снимал со своей собаки после каждой прогулки.

См. также

Другие книги по запросу «Ассоциация (психология)» >>Ассоциация

(лат. Associatio — соединение, взаимосвязь), в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Ассоциация

— такие связи между психическими явлениями, при которых появление одного из них в сознании человека влечет практически одновременное появление других.

Что это такое?

В основе ассоциативного мышления лежит связь между понятиями, выраженная словами. В этом случае сознание легко перерабатывает поступающие сведения без применения логического анализа. Восприятие мира, генерация идей и принятие решений неразрывно связаны с ассоциативностью мышления. От внимания, восприятия, памяти и жизненного опыта личности зависит то, хорошо или плохо она развита.

Во время знакомства с новым явлением, предметом, человеком мозг индивидуума начинает усиленно работать. Мгновенно происходит мысленное сравнение с уже знакомыми понятиями, возникают конкретные ассоциации. При следующей встрече случается узнавание с помощью ранее выстроенных ассоциативных связей.

Как работает ассоциативное мышление? Представим такую ситуацию: впервые увидев воочию северное сияние, человек мысленно сопоставляет его с фейерверками, салютами или разноцветными молниями. Лёгкое потрескивание, сопровождающее это потрясающее зрелище, у него ассоциируется с треском дров в деревенской печке. А тембр голоса нового знакомого напоминает приятный баритон сослуживца, овал лица – соседа, походка – друга детства, имя и отчество совпадают с данными известного писателя.

Ассоциативное мышление наделяет личность рядом преимуществ. С его помощью:

стимулируется работа мозга;
укрепляется память;
улучшается воображение;
формируется незаурядная фантазия;
увеличивается продуктивность познавательных процессов;
облегчается восприятие новой информации;
усиливается адаптация к неординарным ситуациям и любым жизненным изменениям;
развивается произвольное внимание;
облегчается поиск решения нестандартных задач;
формируются новые смысловые связи;
создаются необычные идеи;
проявляются во всей полноте творческие способности.

Значение слова &laquoассоциация»

ассоциа́ция

1. кого, чего объединение лиц, учреждений, организаций и т. п. для достижения общей цели ◆ Принцип ассоциации

тут, несмотря на все протестации, должен непременно остаться в стороне:ассоциация может быть только осуществлена на соединении интересов неравных, ищущих во взаимном содействии как можно большей выгоды, но выгоды не одинаковой для всех. П. В. Анненков, «Записки о французской революции 1848 года», 1848 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Обассоциациях рабочих во Франции она тоже слушала внимательно. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г. ◆ Я заметил, что такие личности водятся и не в одном народе, а во всех обществах, сословиях, партиях, журналах иассоциациях . Ф. М. Достоевский, «Записки из мертвого дома», 1862 г. ◆ По всей Средней Азии торговля производится туземцами сообща, более или менее значительнымиассоциациями торговцев. Н. Петровский, «Письмо Стремоухову», 1871 г. (цитата из НКРЯ)

2. психол. возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого ◆ Мы не помним того, что испытывали в младенчестве, не потому, что не сознавали этого в то время, когда испытывали, а потому, что не имели в младенчестве таких определенных ассоциаций

следов, которые можно было бы запомнить. К. Д. Ушинский, «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», 1867 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Обыкновенно между отдельными псевдогаллюцинаторными образами не бывает непосредственной логической связи, так что ни внешней, ни внутреннейассоциации здесь не усматривается. В. Х. Кандинский, «О псевдогаллюцинациях», 1886 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А любовь? Неужели и она есть продуктассоциации идей? Скажите откровенно: вы любили когда-нибудь? А. П. Чехов, «Драма», 1887 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Стоит мне подумать о нашей детской, как тотчас же, по неизбежнойассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах — смесь ладана, деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи. С. В. Ковалевская, «Воспоминания детства», 1890 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Николай Аполлонович, опуская в тарелку глаза, изгонял из памяти докучныеассоциации : невский закат и невыразимость розовой ряби, перламутра нежнейшие отсветы, синевато-зеленую глубину; и на фоне нежнейшего перламутра… Андрей Белый, «Петербург», 1913—1914 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Человек зла всегда скажет, что «добро» — понятие относительное, но никогда не скажет страдающий человек того же по отношению к злу. Мы употребляем сейчас с вами понятия очень примитивные и растяжимые; это ничего, так как нам помогаетассоциация и около двух коротеньких слов кипит множество представлений. А. С. Грин, «Человек с человеком», 1913 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Слово полупрозрачная имеет в себе три ярких семантических элемента: «половинный», «сквозь», «смотреть», а потому является в высшей степени выразительным словом, богатым сложнымиассоциациями . Л. В. Щерба, «Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина», 1922 г. (цитата из НКРЯ)

3. в статистике степень, в которой изменения в одной переменной сопровождаются изменениями в другой

4. прогр. в ] наиболее абстрактная семантическая связь, указывающая на вид отношения между классами ◆ Без ассоциаций

система превращается в набор изолированных классов-одиночек. С. А. Орлов, «Технологии разработки программного обеспечения», 2012 г.

Признаки нарушения

Учёные выявили некоторые закономерности расстройства мыслительной деятельности. Нарушения по форме связаны с отклонением ассоциативного процесса мышления. К нарушениям по содержанию относят патологические суждения в виде навязчивых идей, бреда.

Выделяют несколько разновидностей нарушений такого типа мышления.

  • Изменение темпа мыслительного процесса может быть связано с сильным ускорением, заметно опережающим скорость обработки данных, скачкообразные генерации идей и быстрое принятие решения. Чрезмерное ускорение характерно для маниакальных состояний. В других случаях мышление может сильно затягиваться, и событие долго обдумывается, решение принимается с трудом. Иной раз посторонние мысли непроизвольно вторгаются и препятствуют нормальному мыслительному процессу, сбивают с нужной темы. Ещё может произойти неожиданная остановка мышления, при которой происходит непроизвольный обрыв текущих мыслей.
  • Подвижность и живость процесса мышления может осложняться изобилием ненужных второстепенных подробностей, уточнением мельчайших деталей, которые не являются существенными для раскрытия темы. Использование лишних, отвлекающих ассоциаций препятствует нормальному мыслительному акту. Вязкость мысли приводит к потере сути разговора, утрате его продуктивности.
  • Грамматическое построение текста с употреблением стереотипных речевых оборотов, штампов, шаблонов, готовых клише лишает человека возможности мыслить самостоятельно и выразительно. Ухудшает мыслительный процесс бессвязное повторение слов, словосочетаний, бессмысленных фраз и лишних звуков.
  • Иногда сбой происходит в направленности целей. Человек пускается в пустое многословие, начинает бесцельное разглагольствование. Он может отклоняться от темы, пространно рассуждать на отвлечённую ассоциацию, затем снова возвращаться к исходному постулату.

Ассоциации с точки зрения психологии

Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.


Ассоциация

Ассоциация как связь

Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.

Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.

Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.

Психофизиологический механизм ассоциаций

Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.

Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.

Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
  • Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
  • Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
  • Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.

Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.

https://youtube.com/watch?v=GLuEu9wIIp4

https://youtube.com/watch?v=frAoxAxMij0

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

1. По изменению темпа мышления:

  • Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
  • Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
  • Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
  • Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

2. По подвижности, живости процесса мышления:

  • Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
  • Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
  • Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

3. По грамматическому построению речи:

  • Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
  • Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
  • Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

4. По целенаправленности:

  • Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
  • Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
  • Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
  • Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
  • Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения,  з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
  • Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
  • Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
  • Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
  • Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
  • Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
  • Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
  • Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
  • Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия c помощью увлекательных онлайн игр выполненных в виде упражнений для развития мышления у взрослых

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Люди обладают способностью во время мыслительного процесса при восприятии какого-нибудь понятия актуализировать непроизвольное появление другого образа. Мысленное построение ассоциаций является важнейшей особенностью человеческого разума.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.