Межличностная аттракция и её факторы

Алан-э-Дейл       12.05.2023 г.

Оглавление

Управление конфликтом.

Сетка Томаса.

Конкуренция

человек должен быть очень активным, энергичным, с развитой волей, уверенным в
себе.

Ситуации: Вы обладаете большой реальной властью и
уверены в том подходе, который отстаиваете. У вас дефицит времени, но
понимаете, что ответственность только на вас. Нельзя использовать в личных
отношениях.

Уклонение
(избегание):

1.проблема
должна быть не очень важной

2.вы
не заинтересованы в продолжении отношений с вашим оппонентом

3.необходимо
принять его решение, если вы не готовы.

Приспособление:

1.исход
конфликта более значим для другого, чем для вас и вы безболезненно можете пойти
на уступки,

2.вы
должны быть заинтересованы в проводимом отношении с клиентом

Сотрудничество — самый сложный стиль
поведения в конфликте — умение выслушать оппонента, понять его; требуется
наличие времени для разрешения конфликта.

Рекомендуется использовать при решении проблемы,
значимой для всех участников, и в случае, если у оппонентов тесные длительные
взаимосвязи.

Факторы аттракции

К внутренним факторам аттракции, а также межличностным детерминантам аттракции относят инфантильную внешность, фактор сходства партнёров по общению, физическую привлекательность, демонстрируемый стиль общения, фактор поддержки.

Инфантильная внешность отмечается чертами характера взрослого человека, но с детской внешностью. Если облик человека пусть и в незначительных деталях напоминает детский облик, то это зачастую воспринимается людьми доброжелательно. Особенности детской внешности говорят о слабости, беззащитности, доверчивости, что не ведет к развитию опасения и тревоги у других людей. Поэтому взрослых с детскими чертами внешности относят к слабым, зависимым, наивным людям, считая их добрыми, эмоциональными, честными.

Большинство людей испытывают потребность в самоутверждении, однако желают этого достичь легко и быстро, через доминирование над более слабыми индивидами. Чтобы удовлетворить эту потребность они взаимодействуют с теми, кто даст эту возможность повысить самооценку. Поэтому существует две причины, которые делают привлекательными инфантильных людей. Это невосприятие их как несущих угрозы и возможность над ними доминировать. Зачастую мнение об инфантилизме оказывается ошибочным и вполне за детской внешностью скрывается твёрдый, решительный характер.

Одновременно с тем, связь между аттракцией и физической привлекательностью неоднозначна. Бывает, что симпатию вызывают люди, которые на первый взгляд не предстают приятными. Но в процессе взаимодействия люди меняют свое отношение к ним и, если наблюдается ум, обаятельная улыбка, доброжелательные жесты и взгляды, возникает желание пойти навстречу. И, напротив, при красивом обличье человек может выглядеть отчужденным и холодным, демонстрировать эгоизм и заниматься самолюбованием, совершать при этом некорректные, неэтичные поступки по отношению к другим людям. Этот человек симпатии не вызовет.

Это связано с тем, что в формировании симпатии играет целый спектр позиций: какая личная жизнь человека, какой образ жизни ведет, отношения с коллегами, друзьями, родственниками, его моральные достоинства и принципы, отношение к делу, характер и поведение. Иногда всего одна негативная характеристика, а имидж уже воспринимается не так, как желалось. В связи с этим именно привлекательность индивида имеет значимость в глазах окружающих.

Привлекательные люди зачастую более охотно улыбаются; обладают хорошим чувством такта и юмора; смеются над собой; ведут себя ровно и естественно в разных ситуациях; жизнерадостны, веселы, оптимистичны; охотно и часто говорят комплименты; дружелюбны, уверены в себе, контактны; достаточно легко выводят человека на разговор о нем; демонстрируют готовность помочь, откликаются на просьбы, радуются чужим успехам, умеют работать в команде, приятны внешне (со вкусом одеты, эстетичны).

Психологические исследования подтверждают, что когда человек в себе уверен, он выбирает красивого партнера. Отсутствие такой уверенности заставляет ориентироваться на низкий или средний уровень физической привлекательности другого индивида. При общении ценится умение быть коммуникабельным и приятным гораздо больше, чем внешняя природная красота при неразвитой аттракции. Подмечено, что влияние внешней привлекательности зачастую выше в начальный период знакомства и понижается по мере узнаваемости о других чертах человека.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Факторы, лежащие в основе аттракции

На возникновение и закрепление аттракции влияют многие факторы. Понимая общий механизм формирования симпатии, легко влиять на этот процесс. С помощью нужных знаний человек всегда сможет:

  • расположить к себе собеседника;
  • успешно пройти собеседование;
  • влиться в новый коллектив;
  • заключить контракт любой сложности.

И это далеко не полный список! Личность, умеющая влиять на аттракцию, способна производить хорошее впечатление на представителей всех социальных слоев. А значит шансы состояться в жизни у таких людей повышаются на 85-90%.

Факторы аттракции рекомендуется изучить родителям, ищущим способы, как воспитать ребенка лидером. Ведь лидер станет таковым только, сумев повести за собой окружающих. А для этого он должен вызывать всеобщую симпатию. ​

Частота контактов

Пространственная близость – это, пожалуй, основная причина возникновения аттракции. Чем чаще люди видятся или пересекаются, тем выше шанс возникновения дружеской симпатии между ними.

Это правило подтвердит любой, прошедший в студенческие годы общежитие. Чужие друг другу люди на первом курсе в результате совместного проживания (равно – постоянному взаимодействию) становятся настоящими друзьями. ​

Известны случаи, когда люди, каждое утро видящиеся в общественном транспорте по пути на работу, начинают находить друг друга привлекательными. В результате этого они поэтапно меняют свое поведение:

  • улыбаются при встрече;
  • здороваются (сначала кивком головы, потом вслух);
  • обмениваются телефонами;
  • назначают встречи в свободное время.

На аттракцию действуют не только реальные социальные контакты, но и виртуальные. На основе результатов последних исследований можно утверждать, что индивиды подсознательно ставят между этими видами контактов знак равенства.

Сходство

Это один из самых неустойчивых, но влиятельных факторов. Симпатия легче возникает между похожими людьми. В качестве критериев привлекательности могут выступать:

  • кровное родство;
  • происхождение;
  • хобби;
  • внешняя идентичность;
  • профессия;
  • темперамент.

Найденное случайно или целенаправленно сходство при других равных условиях всегда вызывает симпатию. Но в зависимости от местоположения, возраста и других причин критерии меняются.

Это хорошо заметно на примере эмигрантов. Они высоко ценят землячество и открыто симпатизируют землякам. Но при возвращении на родину этот фактор перестает играть для них определяющую роль. ​

Эмоции

Человек дает эмоциональную оценку всему, что происходит вокруг. Это в равной степени затрагивает предметы и людей. Тот, кто вызывает только положительные эмоции, таким же образом и оценивается. И наоборот.

Но эмоции не всегда вызывает сам оппонент. Внешние раздражители – конфликт с начальником, цветы от любимого человека, сломавшийся телефон или, например, промокшая обувь – становятся предопределяющими в оценке незнакомого человека.

Эмоциональный фактор работает и еще в одном направлении. Это можно объяснить следующим образом — человек, который постоянно дарит хорошие эмоции, автоматически вызывает симпатию. А тот, который распространяет только негатив, не сможет стать притягательным.

Физическая привлекательность

Физически привлекательные люди чаще вызывают у оппонентов аттракцию. Это актуально как для женщин, так и для мужчин. Но последние на 37% сильнее подвержены влиянию данного фактора.

Людям свойственно оценивать других через призму самих себя. Но увеличить аттракцию можно практически в любом случае, за исключением откровенной неприязни, которая в 59% ситуаций приводит к враждебности.

Как сформировать аттракцию?

На самом деле, многие люди от природы обладают способностью непроизвольно вызывать симпатию окружающих своими фразами и действиями. Особенно хорошо это получается у женщин, обладающих более высоким эмоциональным интеллектом. Но если правильно понимать, что такое аттракция и как она формируется, появляется возможность целенаправленно влиять на этот процесс.

Есть несколько простых и в то же время весьма эффективных приёмов, позволяющих сформировать аттракцию и вызвать взаимную симпатию у понравившегося человека:

  1. Обращение по имени. Это достаточно известное явление – людям приятно, когда к ним обращаются по имени. Само собой, это должна быть форма обращения, которая нравится собеседнику. Можно обращаться по имени и отчеству, использовать уменьшительно-ласкательную форму имени или, наоборот, полную. В некоторых случаях подойдёт какое-то уникальное обращение. Человек невольно будет испытывать интерес к тому, кто обращается к нему столь необычным образом.
  2. Внимательное выслушивание. Любому человеку приятно, когда его готовы выслушать (а значит, понять и поддержать). Поэтому всегда выслушивайте и разделяйте позицию собеседника, демонстрируйте, что понимаете, почему определённая ситуация вызывает у него такие бурные эмоции.
  3. Беседа на интересные темы. У каждого человека есть определённый набор тем, представляющих для него наибольший интерес. Поднимая в разговоре с ним эти темы, вы не только делаете разговор более интересным для него, но и показываете, что между вами много общего. Усилить эффект можно, подобрав подходящую внешнюю обстановку. Например, если человек интересуется искусством, его определённо стоит пригласить в музей.
  4. Комплименты. Каким бы скромным ни был человек, он любит, когда его хвалят. Очевидно, что комплимент не должен выглядеть как откровенная лесть. Но не пропускайте возможность похвалить его в тех случаях, когда он действительно этого заслуживает. Он будет понимать это, и ему будет очень приятно.

Социальная роль и социальная норма в системе межличностных отношений.

Социальная
роль.

Социальная
роль — это поведение, ожидаемое от
того, кто имеет определенный социальный
статус. Социальные роли — это совокупность
требований, предъявляемых индивиду
обществом, а также действий, которые
должен выполнить человек, занимающий
данный статус в социальной системе. У
человека может быть множество ролей.

Ролевая
концепция личности возникла в американской
социальной психологии в 30-е годы ХХ
века и получила широкое распространение
в различных социологических течениях.
 Парсонс и его последователи
 рассматривают личность как функцию
от множества социальных ролей, которые
присущи любому индивиду в том или ином
или ином обществе.

Социальная
роль – это модель поведения, объективно
заданная социальной позицией личности
в системе общественных и межличностных
отношений. Социальная роль распадается
на ролевые ожидания – то, чего согласно
«правилам игры» ждут от той или иной
роли, и на ролевое поведение – то, что
человек реально выполняет в рамках
своей роли. Всякий раз, беря на себя ту
или иную роль, человек более или менее
четко представляет связанные с ней
права и обязанности, приблизительно
знает схему и последовательность
действий и строит свое поведение в
соответствии с ожиданиями окружающих.

Границы
ролевого поведения достаточно жестки,
поскольку смешение разных функций или
неадекватное их исполнение может
привести к нарушению равновесия всей
социальной системы. Но эти границы не
абсолютны: роль задает общую направленность
и цель действий, а стиль их выполнения
– фактор вариативный.

Один
и тот же человек выполняет множество
ролей, которые
могут
противоречить, не согласовываться друг
с другом, что приводит к возникновению
ролевого конфликта. Примером может
служить конфликт между профессиональной
и семейной ролью женщины.

Помимо
ролей, несущих непосредственную
общественную нагрузку, имеющих смысл
и значение для социальной системы в
целом, существуют и личные отношения
людей друг с другом, в которой человек
также занимает определенное место и в
соответствии с ним выполняет какие-то
функции. Этот слой отношений описывается
понятием «межличностная роль». Как и
социальные роли, межличностные роли
тоже могут быть различными и даже
совершенно противоположными в разных
малых группах: друг, враг, доверенное
лицо и т.д. Зачастую человек вынужден
учитывать в своем поведении эту
разнообразную палитру ожиданий,
предъявляемых к нему, ориентироваться
не на одну, а на несколько групп сразу.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.