Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ПРО ЧТО ЭТА КНИГА?
Она посвящена, на мой взгляд, самому главному в подготовке практического психолога – тому, что занимает центральное место в его обучении и профессиональной работе – раскрытию и описанию Мира межличностного общения во всем его многообразии и глубине.
Для практического психолога (равно как и для педагога, родителя, руководителя) это и есть мир, где он живет и действует, и от качества бытия в котором в первую очередь зависят главные результаты его деятельности. Более того, можно с уверенностью утверждать, что качество общения человека во многом определяет качество его жизни; причем, я убежден, что это справедливо не только для представителей «коммуникативно-насыщенных» профессий, но и для любого человека.
Поэтому понять общение таким образом, чтобы разобраться в главном и не упустить детали, да еще уметь все это учитывать и реализовывать в практике реальных контактов с людьми – очень важно. Но это еще и очень сложно
И если важность общения мало у кого вызывает сомнение, то его сложность, на мой взгляд, многими явно недооценивается.
Количество издаваемой сейчас литературы по «проблемам общения» огромно. Однако в подавляющем большинстве случаев это либо поверхностно-наивные советы и рецепты («как читать человека, как книгу»), либо явно (или более завуалировано) манипулятивные наставления («как завоевывать друзей»), либо научные исследования и основанные на них абстрактные рекомендации («как правильно общаться»).
При всем разнообразии названные подходы объединяет один принципиальный момент – упрощенный и потому во многом искаженный взгляд на сложный и противоречивый мир общения. Соответственно, и программы обучения общению, которые основываются на таких, мягко говоря, простых и незамысловатых, но, несмотря на это (а может быть – именно поэтому?!), весьма популярных взглядах, страдают теми же недостатками. Эти и подобные им подходы можно было бы определить как психологию поверхностного общения (или, в более крайних случаях – как упрощенную психологию общения), которая, видимо, тоже нужна, но для профессионала (да и не только) совершенно недостаточна.
Ощущается явный дефицит более тонкого, глубокого и адекватного взгляда на межличностное общение как на встречу Личностей, суверенных и полноценных «Я», как на Мир специфически человеческих отношений. Так же очевидна и нехватка опирающихся на психологию глубинного общения программ эффективного развития соответствующих коммуникативных способностей. Попытка хотя бы в некоторой степени восполнить этот дефицит и представлена в данной работе. Из возможных подходов к рассмотрению глубинных аспектов общения я выбираю концепцию Джеймса Бюджентала, которая и составляет фундамент экзистенциальной психологии глубинного общения. В дальнейшем, говоря о психологии глубинного общения, я буду иметь в виду именно экзистенциальный его уровень.
Вебинары4
28 сентября |
Цикл онлайн-лекций «Теоретические основы экзистенциальной психотерапии» Узнать подробности 1,5 часа |
|
12 октября |
Цикл онлайн-лекций «Теоретические основы экзистенциальной психотерапии» Узнать подробности 1,5 часа |
|
26 октября |
Цикл онлайн-лекций «Теоретические основы экзистенциальной психотерапии» Узнать подробности 1,5 часа |
|
Понимание экзистенциальных эмоций
В экзистенциальной психологии некоторые эмоции, в частности такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании.
В частности, тревога согласно Р. Мэй — это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем. Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее.
Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях):
- отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
- вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют собой, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их;
- вина сепарации от природы в целом, или иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.
Согласно М. Боссу, вообще следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека.
Экзистенциальный подход в психологии
Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.
Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии
Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:
- открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
- природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
- человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
- личность – это творческая, активная сущность;
- жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.
Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии
Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и выбора.
Методы экзистенциальной психологии
Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.
Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:
- «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
- Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
- Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.
Проблемы экзистенциальной психологии
Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:
- Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
- Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
- Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
- Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования — проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.
Проблемы экзистенциализма
Экзистенциализм в философии — это реакция на кризис рационализма (это что?).
Экзистенция не может быть препарирована рационалистическими методами анализа, разложена по полочкам и структурирована.
Человеческое существование абсурдно и не поддается логике. Сам человек может прозреть только в условиях пограничных ситуаций, когда сознание отключается и открывается истинная сущность личности.
Главные проблемы, интересующие экзистенциалистов:
- Уникальность человеческой личности и ее экзистенции. Каждый из нас переживает все по-своему, поэтому не в состоянии до конца понять другого.
- Научно-технический прогресс убивает значимость человека.
- Пропасть между внутренним и внешним миром.
- Отчуждение человека от общества.
- Человеческая «заброшенность», глобальное одиночество, бессмысленность жизни.
- Поиск себя и своего места в жизни, проблема внутреннего выбора.
- Проблема свободы и ответственности за свою жизнь.
Методы исследования
Чтобы ответить на интересующие вопросы, получить новую информацию, ученые применяют различные методики:
- Переработку естественных механизмов защиты психики. Психолог проводить беседу с пациентом, цель которой заключается в изменении отношения к смерти, отключении неадекватных реакций.
- Разрешение терпеть — метод, при котором врач должен больше говорить о смерти с пациентами, поощрять их.
- Изучение сновидений. Психолог расспрашивает пациента о том, что ему снится. Осознав кошмары, можно добраться до потаенных проблем.
Исследователь должен создать с пациентом доверительные отношения.
Услуги и объявления17
Услуга |
Профессиональная супервизия Москва Подать заявку |
|
1 час |
Психологическая консультация (онлайн и очно), м. Новослободская Москва Скидка 10% |
Длительность консультации 2 часа с неограниченным количеством раскладов. |
Консультация на таро Москва Подать заявку |
|
2 часа |
Сессия «Йога + Психотерапия + Остеопатия» Москва Подать заявку |
|
50 минут |
Психолог-консультант, немедицинский психотерапевт Истра Подать заявку |
1,5 часа |
Индивидуальные и групповые консультации взрослых и детей Москва Подать заявку |
|
1 час. |
Услуги профессиональных психотерапевтов Москва Подать заявку |
1,5 часа. |
Психологические консультации Павла Балова Москва Подать заявку |
|
1,5–3 месяца (вторник–суббота с 10:00 до 20:00) |
Эксклюзивная программа «Трансформация жизненного пути, перезагрузка» Москва Подать заявку |
|
Услуга |
Психологическая консультация Владиславы Сорокопудовой «Ты есть» Москва Подать заявку |
Услуга |
Экзистенциальная психотерапия Москва Подать заявку |
|
По будням с 10:00 до 24:00. Средняя продолжительность консультации — 50 минут. |
Консультация психолога онлайн. Skype и Viber Москва Скидка 500Р |
Услуга |
Гайд «Судьба человека — правила игры в жизнь» Москва Подать заявку |
Услуга |
Индивидуальная и групповая психотерапия Москва Подать заявку |
|
Услуга |
Очная консультация психолога Москва Подать заявку |
Ежедневно. 30–40 минут. |
Гештальт-диагностика Москва Подать заявку |
|
55 мин. |
Психологическое консультирование, психоаналитическая психотерапия Москва Подать заявку |
|
Услуги в других городах 36
Психология в лицах
Начать следует, конечно же, с Сёрена Кьеркегора. Датский философ, который получил теологическое образование, написал бесконечное количество работ по философии и религии, впервые заговорил о первичности индивидуальности, выстроил новое отношение к человеческим действиям и поступкам.
Кьеркегер прожил относительно непродолжительную и очень тяжелую жизнь. Неудивительно, что в моменты кризисов и проблем он задумывался о смерти, человеческом бытии и смысле жизни.
Одним из ярчайших представителей непосредственно экзистенциальной психологии является Виктор Франкл. Франкл изучал и основные учения Фрейда и Адлера, что в какой-то степени позволило ему встать на путь понимания и раскрытия собственной теории.
Виктор Франк делал упор на кризисные ситуации, перед которыми человек и начинает задумываться о смысле собственной жизни, например, когда человек серьезно заболевает или пребывает в заключении в концентрационном лагере. Именно в таких ситуациях, считал Франкл, человек понимает всю ценность своего существования.
Сам Виктор прошел через пять подобных лагерей, потерял всю семью, что в результате сделало его гениальным психологом. Кроме того, он вводит в оборот такое понятие, как «Экзистенциальный вакуум». Это понятие означает полное отсутствие у человека смысла жизни, опустошение, равнодушие ко всему, отсутствие желания жить. Следствием такого вакуума может стать депрессия, агрессия и даже самоубийство.
Еще один известнейший представитель — Джеймс Бьюдженталь. К основным положениям его анализа человека можно отнести следующие:
- любые психологические проблемы человека на самом деле имеют более глубинный экзистенциальный подтекст (свобода выбора, вопрос ответственности, взаимоотношения с другими людьми, изолированность и ответ на вопрос — в чем смысл жизни);
- подход Бьюдженталя основывался на изначальном уважении в каждом человеке его самостности и автономии;
- упор делается на субъективность каждого человека, потому что именно там живут наши реальные и искренние желания, мысли, переживания и тревоги;
- здесь нет разговора про прошлое и будущее хотя и они, конечно, учитываются, но главная роль отводиться настоящему;
- подход Бьдженталя скорее опирается на направление работы с клиентом, нежели на выбор определенной техники.
Легендарный психотерапевт Ролло Мэй признается одним из сильнейших представителей данного направления. Мэй увлекался искусством, литературой, что находило отголоски в его работе до конца дней. Ведь не зря говорят, что самопознание легче проходит через творческий процесс.
Можно сказать, что отправной точкой в его работе стал момент, когда Мэй заболел туберкулезом. Именно тогда к нему пришло осознание, что пассивное участие в своей жизни ни к чему не приводит. Что человек способен менять свою судьбу.
Ролло Мэй разделил тревожность на нормальную и неврозную. Нормальная тревожность необходима человеку для того, чтобы оставаться бдительным и ответственным. Кроме тревожности, Мэй уделял много внимания чувству вины, которое может быть связано с удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью и своих потребностей.
Но кроме непосредственно психологов, можно отметить экзистенциальные мысли и у русских писателей. Например, Достоевский, который в каждом своем произведении поднимал непростой вопрос смысла человеческой жизни, подвергал своих героев тяжелейшим испытаниям, которые и являлись переломными моментами для них. Кроме Достоевского можно упомянуть и Толстого, Кафку, Сартра, Камю и многих других.

Эта тема закрыта для публикации ответов.