Даниэла стил: блудный сын

Алан-э-Дейл       04.09.2023 г.

Оглавление

Источник

Обратимся к Библии, Евангелию от Луки. Было у старика два сына, один – серьезный и положительный, другой – странный и легкомысленный. И вот второй решил попросить у отца часть денег, причитающихся ему по праву, и ушел из дома. Разумеется, состояние он свое промотал. Потом он работал свинопасом и умирал от голода. Легкомысленный молодой человек и рад бы откушать от лоханки животных, за которыми он ухаживал, но ему было не положено. И вдруг беглеца осенило: «Отец богат, у него много в услужении людей, и все они сыты и накормлены, повинюсь, выпрошу работу». Сказано – сделано. Явился блудный сын (значение и происхождение фразеологизма рассматриваются сейчас) к отцу, сказал речь, а тот нарядил его в лучшие одежды, зарезал самого жирного теленка и закатил пир.

Когда брат непутевого отрока возвращался домой с поля, то услышал звуки веселья и спросил у слуг, что происходит. Ему сказали, что вернулся его сбежавший родственник, и отец очень рад. Трудолюбивый сын рассердился и отказался войти в дом. К нему вышел отец. Между ними случился такой диалог:

— Мне ты не давал даже козленка на заклание, чтобы я попировал с друзьями, а в честь блудного сына устроил целый праздник, хотя я честно на тебя работал в то время, когда он проматывал состояние.

— Ну что ты, ты был при мне и рядом со мной. Все, что мое – твое. А твой брат все равно что умер и воскрес, пропал и нашелся.

После последних слов старший сын, видимо, все понял и постиг. В любом случае причта на этом кончается. Просим прощения за излишне осовремененный язык. Так или иначе, но значение фразеологизма «блудный сын» все еще нуждается в пояснении.

Толкование и смысл притчи о блудном сыне

Фото: Miass-hram.ru

Притча о блудном сыне, на самом деле, имеет очень глубокий смысл, поскольку поднимает несколько тем сразу. Она затрагивает историческую тему, тему природы греха и покаяния, тему церкви и Самого Спасителя. С исторической точки зрения, эта притча может рассказывать об избранном Господе народе и язычниках. То есть, в данном контексте, старший сын мог выступить примером именно этого избранного народа, а младший примером языческих племен. Младший сын олицетворяет собой народ, который из-за грехопадения удалился от Бога и, конечно же, Отец скорбит из-за такой потери, но при этом не нарушает прав сына, поскольку дал ему свободу выбора. Бог также, как и любящий отец, с терпением ждет, пока павший сын поймет, что жить в грехе – это не лучший выбор и захочет снова вернуться к своему Отцу.

Еще здесь четко видно, что человеку нужно пройти очень долгий процесс, чтобы перерасти из состояния грешника, до состояния Божьего сына и понять, насколько это важно и ценно быть, как можно ближе к Богу. Фото: Ruvera.ru

Фото: Ruvera.ru

В данной притче младший сын выступает именно тем прообразом падшего человека и грешника, а имущество, которое он пожелал забрать – это Божьи дары, которыми наделен абсолютно каждый из нас. Факт того, что сын хочет забрать свою часть имущество и уйти говорит о том, что так и мы желаем получить от Бога ласки, но при этом отойти от Его Воли и жить, как будет угодно, следуя своим желаниям и пристрастиям. Также здесь показано, что чем дальше человек отходит от Бога, тем более греховной и распутной является его жизнь, тем хуже потом оказываются последствия таких действий.

Еще здесь можно отследить тот факт, на примере старшего сына, как народы, соблюдающие закон Господний, относились к грешникам, не желая принимать их покаяние и не понимая, за что Бог их прощает.

Эта притча ярко показывает каждому, что ошибки могут совершать все, но если человек проявит желание их исправить и искренне попросит прощения, то Бог снова примет Его под Свою опеку и подарит благодать. Такая щедрость и доброта Бога очень ярко говорит о том, что не стоит бояться признать свои ошибки и раскаяться, ведь Бог все простит, Он не станет таить зло, а наоборот поможет снова встать на путь истинный.

«Этот сын твой…»

Другая болезнь «старшего сына», порожденная первой, – отсутствие снисходительной любви к возвращающемуся «младшему брату». Болезнь, надо сказать, весьма распространенная в современном христианском обществе. Уже было упомянуто о том, что причиной гнева старшего было вовсе не греховное прошлое вернувшегося, как может показаться на первой взгляд.

Старший брат, потеряв сокровище – радость единства с отцом, постепенно потерял вместе с единством и подобие отцу. А потому радость, которой радовался отец по возвращении младшего сына, была ему вполне чужда, как, впрочем, и вообще способность радоваться с радующимся. Исполненный завистливого сожаления о том, что сам он не получил даже козленка, он мыслил о младшем брате исключительно в иронично-саркастическом духе: «Ну вот, докутился, все растранжирил, стал нищим и никому не нужным, а теперь объявился, думает: может, что еще отхвачу у отца». Весьма цинично, не так ли?

Однако с прискорбием приходится заметить, что подобное отношение к возвращающимся к Богу нашим «блудным братьям» – явление нередкое. Увы, нередко приходится встречаться с подобными рассуждениями, когда стоят в храме со свечкой люди с неоднозначной репутацией в обществе. Слышится: «Награбил, а теперь со свечкой перед Богом позирует»; или: «Наблудил, а теперь каяться идет»; или: «Знаю я, каков ты на самом деле. Бога не обманешь».

От кого все это слышится? Да от тех наших братьев и сестер, которые по многу лет отстаивают в храмах и тщательно блюдут свое право «старшего брата». А от сотрудников храмов сколько уже слез выплакано и сколько гневных слов услышано! То какая-нибудь бабушка метлой поганой погонит из храма отчаявшегося наркомана, пришедшего в храм как в последнее пристанище; то кто-нибудь словцом покрепче обложит «галку накрашенную», да так, что она потом в храм ни ногой! И все ведь не так: то ободранные коленки на штанах, то юбка коротка, то перекрестился неправильно! И это, увы, та самая история о возвращении «младшего брата», из которой не сделано никаких выводов. И причины все те же, что у старшего брата из притчи: недоверие искренности возвращающегося в дом Отчий, незаконное присвоение себе в нем особого статуса и проистекающего из него права на осуждение и, разумеется, зависть: успел, мол, и «всех благ» вкусить, а теперь еще и прощение у Бога испросит.

Но главная причина, порождающая все прочие, всё же одна – потеря человеком ощущения близости Бога и радости от пребывания с Ним. Ибо почти невозможно пережить эту потерю, не растеряв все свойственные для той радости ценности и смыслы.

Христианство – религия радости. Эта хрестоматийная истина говорит, прежде всего, о том, что источником настоящей радости для человека является Бог, Который радостотворит душу христианина ощущением Своего присутствия рядом и откровением Своего участия во всех обстоятельствах его жизни. Это та радость, которую никто не может отнять у христианина насильно, но которой христианин вполне может лишить себя сам. Испытавший и научившийся жить с этой радостью человек со временем обучается радоваться подобно своему Отцу, то есть делиться своей радостью со всеми окружающими его.

Но кто лишился этой радости и не спешит встать на путь ее возвращения, тот обрекает себя на бесплодный труд в погоне за ложными ценностями. Подобно старшему брату из причти, будет трудиться в поле, мечтая о козленке.

Священник Димитрий Выдумкин

дальнейшее чтение

  • Канталамесса, Раниеро. 17 марта 2007 г. «Комментарии к Четвертому воскресенью Великого поста». Информационное агентство Зенит.
  • Димопулос, Джордж. 24 февраля 2008 г. «Блудный сын». Православие и мир.
  • Холгейт, Дэвид А. 1999. Континуум. ISBN 1-84127-025-3.
  • Хорбери, Эзра. 2019. Бойделл и Брюэр. ISBN 978 1 78744 606 9
  • Морган, Дж. Кэмпбелл. Притча об Отцовском сердце.
  • Ди Рокко, Э., изд. 2013. «Il romanzo della misericordia. La parabola del figliol prodigo nella letteratura.» Studium 4(109).
  • — 2013. «Leggere le Scritture con le Scritture: Уго ди Санто Каро и Никола ди Лира леттори ди Лука (15, 11-32).» Studium 4(109).
  • — 2014. «Il romanzo della misericordia. La Parabola di Luca nella letteratura moderna e contemporanea.» Studium 2(110).
  • — 2014 г.»Heimkehr: wohin ?, Auszug: wohin ?: la parabola esistenziale del figliol prodigo nella letteratura del Novecento.» Studium 2(110).

БЛУДНЫЙ СЫН – библейский сюжет для детей

Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и непослушном сыне.

Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и наконец однажды сказал ему:

— Отец, дай мне мою часть всего имущества; я сам хочу распоряжаться им!

Добрый отец выделил ему следуемую часть, а сын взял деньги и имущество и ушёл в чужую страну.

Там он подыскал себе глупых друзей и ежедневно устраивал с ними пиры и гулянья. Он покупал сладкие, дорогие кушанья и вина и носил роскошные одежды.

Каждый день у него играла музыка, и он не хотел работать, а только ел, пил и веселился.

Скоро, однако, он истратил все полученные от отца деньги, промотал всё имущество и начал нуждаться. Кстати, в том краю, где он жил, случился неурожай и голод.

Блудный сын не имел даже куска хлеба, и никто не хотел помочь ему.

Видя, что дело плохо, он вздумал приняться за труд. Но он не умел ничего делать, потому что, когда его сверстники учились, он только гулял и веселился. Тогда он пришёл к одному человеку и сказал:

— Будь так добр, возьми меня к себе в пастухи!

— Отчего же? — сказал хозяин. — Иди пасти моих свиней, но только кормись как знаешь, а той пищи, что я даю свиньям, не смей трогать! После них можешь подбирать остатки.

Притча о блудном сыне

Несчастный и тому был рад. Вот до чего доводит своеволие! Опомнился бедный юноша. Сидя в поле около свиней, голодный, оборванный и босой, он заплакал и сказал сам себе:

— Сколько у моего отца слуг, и все они сыты и одеты, а я умираю от голода. Пойду к отцу и скажу ему: «Отец мой, я согрешил перед Богом и перед тобою и недостоин называться твоим сыном. Прими меня хотя бы в число твоих слуг».

Скоро он так и сделал: собрался и пошёл на родину. Отец издали увидел своего несчастного сына и побежал к нему навстречу. Он обнимал и целовал его и плакал от радости. Не такого приёма ожидал сын, и ему стало стыдно. Он сказал отцу:

— Согрешил я перед Богом и перед тобою, дорогой отец, и недостоин, чтобы ты считал меня своим сыном. Возьми меня хотя бы в число твоих слуг.

Но отец приказал слугам:

— Принесите скорее лучшую одежду и оденьте моего милого сына; дайте ему на руку перстень, зарежьте самого лучшего телёнка, будем веселиться, потому что сын мой умер, а теперь воскрес, пропадал и нашёлся!

Как горячо любил этот добрый отец своего негодного сына! Как он возрадовался, видя его чистосердечное раскаяние! Как охотно он простил его!

Так, милые дети, и нас всех любит наш Небесный Отец, Бог, с такою же любовью и Он прощает нас, если мы поступили дурно, а затем каемся и просим у Него прощения.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

 (Евангелие от Луки, Глава 15)

Церковь вспоминает притчу о блудном сыне во вторую подготовительную неделю (воскресенье) перед Великим постом.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.