Оглавление
Трансцендентальное единство апперцепции
Каждый человек склонен к самопознанию и познанию окружающего мира. Так И. Кант объединил данное свойство всех людей в трансцендентальное единство апперцепции. Трансцендентальная апперцепция – это объединение прошлого опыта с новым полученным. Это и приводит к развитию мышления, его изменению или закреплению.
Почему для одних мир враждебный, а для других дружелюбный? На самом деле мир один и тот же, все зависит лишь от того, как сам человек на него смотрит. Когда вы подвержены положительным эмоциям, мир кажется вам приветливым и красочным. Когда же вы расстроены или находитесь в гневе, то и мир представляется опасным, агрессивным, тусклым. Многое зависит от того, в каком человек пребывает настроении и каким именно взглядом он смотрит на него.
Во многих обстоятельствах человек сам решает, как ему реагировать на те или иные события. Все зависит от того, какими убеждениями он руководствуется при этом. Отрицательные и положительные оценки основываются на тех правилах, которыми вы пользуетесь и которые говорят о том, какими должны быть другие люди и как они должны вести себя в тех или иных обстоятельствах.
Только вы можете себя разозлить. Окружающие не могут вас разозлить, если вы этого сами не захотите. Однако если вы поддадитесь манипуляциям других людей, тогда начнете чувствовать то, что от вас ожидалось.
Очевидно, что жизнь человека полностью зависит от того, как он реагирует, что позволяет и какими убеждениями руководствуется. Конечно, никто не застрахован от неожиданных неприятных событий. Однако даже в такой ситуации одни люди реагируют по-разному. И в зависимости от того, как именно отреагируете вы, будет дальнейшее развитие событий. Только вы решаете свою судьбу своим выбором, что чувствовать, что думать и как смотреть на происходящее. Вы можете начать себя жалеть или обвинять всех вокруг, и тогда вы пойдете по одному пути своего развития. Но вы можете понять, что необходимо решать вопросы либо просто не повторять ошибок, и пойти по другому пути своей жизни.
Все зависит от вас. Вы не избавитесь от неприятных и трагических событий. Однако в ваших силах иначе реагировать на них, чтобы вы становились только сильнее и мудрее, а не поддавались страданиям.
Разница между восприятием и реальностью
Таким образом, предполагаемая реальность состоит из 320 000 000 единиц информации в секунду, которые люди могли бы воспринимать. Но во внимании только 50 единиц. Таким образом можно смотреть на одно море и видеть его по-разному.
Каждый вычитает собственную очень ограниченную картину из реальности. Невозможно случайно извлечь те же 50 единиц информации из 320 000 000. Именно здесь кроется ключ к большему счастью, свободе и самоопределению. Как только станет ясно, насколько нереальна реальность, получится идти по жизни с совершенно другим отношением и решать множество проблем.
Восприятие определяет качество жизни
Собственный отрывок из абсолютной реальности – это уникальное произведение, которое ты можешь создать. В большинстве случаев – это чисто случайный продукт. Он возник и создается благодаря воспитанию, принятым мнениям и ценностям окружающих людей. Это нормально, и это тоже прекрасно.
Но у каждого есть возможность и свобода изменить что-то в существующей картине реальности. Так что, если хочется жить более полноценной, свободной и позитивной жизнью, у тебя есть шанс сделать это
Можно сознательно формировать картину своей реальности, решая, на чем сосредоточить свое внимание
Если думать что-то конкретное о себе или своей жизни, мозг найдет доказательства правильности этих мыслей. Многое сразу же подтверждается в реальности. Именно в этом и заключается шанс направить свое восприятие в благоприятное русло. Нужно сосредоточится на прекрасном в своей жизни. Тщательно выбирать, что воспринимать, а что нет. Это определяет благополучие. И быть внимательным к другим людям, потому что у них своя картина мира.
Благодаря знанию о том, что каждый человек создает свою собственную картину реальности, удастся гораздо более спокойно относиться к себе и своим собратьям. Жизнь станет проще, когда придет понимание, что нет таких понятий, как «правильно» и «неправильно». Что существует абсолютная реальность, но никто не может понять ее полностью.
Понятие о восприятии.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия.
Восприятие характеризуется целостностью. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Мы воспринимаем не систему четырех отрезков прямых линий или определенную совокупность штрихов, кружков, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник.
Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не свойствами объективной целостности предметов и явлений, а внутренними свойствами «духа», его изначальными целостными структурами. Они утверждают, что в акте восприятия совершается своеобразное формообразование, придается целостность и структурность отражаемым предметам. Они считают целостность только субъективным качеством, возникающим в отражательной деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии в процессе восприятия хаотичность, беспорядочность мира преобразуется в определенные структуры, заключается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целые.
Виды восприятия. Восприятие различается в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике.
Восприятие различается также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.
Ошибка первого впечатления
Психологи уверяют, что оценка человека незнакомцем на половину верна и на половину ошибочна. Составить правильное впечатление о человеке сразу практически невозможно, и мешают этому три фактора. Психологи уверяют, что каждый человек ошибается в восприятии окружающих людей.
Один из факторов – доброжелательное отношение. Если у человека доброжелательная и уважительная манера разговора, то он воспринимается окружающими как положительный человек. В результате ему автоматически приписывают положительные качества, и создают в голове положительный образ. Но, если человек ведет себя грубо, то он тут же воспринимается как негативный персонаж, и тогда окружающие концентрируются на его негативных качествах.
Также люди часто ошибаются в оценке качеств оппонента. Если он в чем-то превосходит, то возникает ощущение, что он более умный или талантливый. Но, возможно и противоположное действие.
Самой частой является ошибка в восприятии внешнего вида человека. Существует множество стереотипов, основанных на внешнем виде. Также люди, которые имеют необычный внешний вид, зачастую воспринимаются как более интересные личности.
Перцептивная сторона общения – это общение как восприятие людьми друг друга. Она необходима для построения любых межличностных отношений. Для того чтобы лучше понимать окружающих людей, необходимо не спешить с выводами, забыть о стереотипах, и не опираться на собственные предубеждения. Это позволит лучше понять человека, добиться взаимопонимания и приятного общения.
Перцептивные действия
Когда человек совершает движения по опознанию предмета или явления, это называется перцептивным действием. Иными словами, перцептивность — определённый процесс по обнаружению объекта, воспринимаемого соотносительно с имеющимися образами в памяти.
Различают четыре уровня перцептивного действия:
- Обнаружение предмета.
- Различение.
- Идентификация и опознание.
Любой сенсорный процесс начинается с обнаружения и определения, являясь реакцией на стимул. Следующая стадия — это различение, которое формирует перцептивный образ эталона, параллельно начинаются опознавательные процессы. С помощью идентификации сравнивается воспринимаемый объект с образом, хранящимся в памяти. Объект считается опознанным, когда отнесён к определённому классу объектов.
Каналы восприятия информации
Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.
Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам»
Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.
Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.
Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.
1.3 Факторы восприятия
Люди, вступающие
в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному
статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто
применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии
эти ошибки получили название фактора превосходства.
Схема восприятия такова
При встрече с человеком, превосходящим
нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно,
чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого
мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его
Причем превосходство фиксируется
по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим
параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно
важном, значимом для нас неравенстве. Для того чтобы подействовал фактор
превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это
сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например,
в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в
нашем распоряжении есть два основных источника
информации:
·
одежда человека, его
внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды,
драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина,
оформление кабинета и т.д.;
·
манера поведения человека
(как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)
Информация о превосходстве
обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них
всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной
социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Эти элементы служат
знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для
окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии,
а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому
выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.
Действие фактора
привлекательности при восприятии
человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются
или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится
(внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным
и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Эти данные подтверждены
и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных
оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых.
Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых
по всем параметрам.
Итак: чем
больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других
отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества
недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным,
что у разных народов свои каноны красоты.
Значит, привлекательность
нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер.
Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе
глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека.
Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой
типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому
типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.
Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым.
Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.
И, наконец, фактор
отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к
нам относящиеся, оцениваются выше чем те, которые к нам относятся плохо. Знаком
отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что
свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Глава2.Восприятиечеловекачеловекомвдинамике
Константность
Целостность восприятия имеет тесную связь с константностью, под которой следует понимать относительную независимость определенных свойств предметов от их отображений на рецепторные поверхности. При помощи константности мы имеем возможность воспринимать явления и предметы как относительно постоянные по положению, величине, цвету и форме.
В психологии константность восприятия — это стабильность принятия разнообразных свойств явлений или предметов, сохраняющиеся при разных физических изменениях стимуляции: интенсивности скорости, расстояния, света и многого другого.
Восприятие внешних признаков партнера по общению
- Физический облик (тип телосложения, рост, цвет волос и т.д.) – позволяет определить национальность, возраст, пол и другие общие характеристики.
- Экспрессивные движения (мимика, жесты, позы, походка) – отражают эмоциональное состояние человека и некоторые свойства личности. Например, скорость походки позволяет сделать вывод о типе темперамента и т.п.
- Оформление внешности (одежда, украшения, макияж, прическа) – говорит об уровне развития эстетических потребностей, о личностных свойствах и мотивах человека. Например, яркая и необычная одежда говорит о стремлении человека быть в центре внимания.
Что такое тип восприятия ❓
Все мы получаем информацию через 5 возможных каналов: слуховой (на слух), зрительный (на глаз), вкусовой (на вкус), тактильный (на ощупь) и обонятельный (по запаху). Воспринятая информация поступает в мозг и там перерабатывается. У каждого из нас есть все пять каналов, но один или два всегда преобладают. Если это слуховой канал, то человек хорошо воспринимает любую информацию на слух, хорошо схватывает на занятиях, лекциях, но перечитывая книгу “про себя”, может так и не вникнуть в ее содержание. Определение типа восприятия — это определение главного канала восприятия.
Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет ускорить ваше обучение в любой сфере, увеличить его эффективность, научиться быстро разгонять мозг, а также помочь вам точно донести собеседнику/оппоненту свои мысли. Если вы разговариваете с аудиалом и пытаетесь донести до него свою точку зрения, вам нужно вести себя совершенно иначе, чем в споре с дискретом. Понимание своих сильных и слабых сторон, а также особенностей других людей, поможет вам грамотно выстроить общение и добиться своих целей, а еще это может помочь найти свое предназначение.
Виды восприятия
Перцепция относится к ощущениям и может классифицироваться по-разному. Разделение проводят по особенности объекта. К таковым относятся — восприятие речи, предметов, музыки или человека человеком, в последнем варианте — это социальная перцепция в психологии.
По модальности выделяют восприятие — визуальное, вкусовое, осязательное, слуховое, обонятельное. Длительность перцептивного процесса подразделяют на симультанное — одномоментное и сукцессивное — развёрнутое во времени.
По форме существования материи делят восприятие времени, движения и пространства. Это особенно сложные формы перцепции.
Восприятие у человека делят также по типу личности (визуал, кинестетик, аудиал). Если кратко, то зрительный приём информации присущ людям с визуальным типом восприятия, слуховое у аудиалов, а тактильное относится к кинестетическому.
Понятие и характеристика осязательного восприятия
Тактильное восприятие относится к способности кожно-двигательного анализатора отражать пространственные и физические свойства предметов. В тактильном восприятии участвуют различные виды ощущений: тактильные, болевые, температурные, мышечно-суставные.
/Различают одноручное (мономануальное) и двуручное (бимануальное) тактильное восприятие. Оба метода восприятия создают изображение, соответствующее тактильному прикосновению к объекту. При касании сложных объектов одной рукой наблюдается прерывистость сигналов, нарушается соразмерность и взаимосвязь частей объекта и между другими объектами,
скорость восприятия снижается по сравнению с двуручным прикосновением (Б. Г. Ананьев и др.).
Более эффективным методом тактильного обследования объектов является двуручное осязание. Он состоит из трех основных фаз: 1) фаза ориентации, в которой движения определяют положение объекта в тактильном поле; 2) фаза касания объекта, в которой анализируются детали контура; 3) фаза касания объекта, в которой синтезируются тактильные сигналы и формируется когерентный пространственный образ.
Проиллюстрируем это на примере восприятия рельефных изображений слепыми людьми. Анализ движений, выполняемых пальцами во время восприятия рельефных изображений, показывает, что существует несколько типов движений. Первые из них направлены на ориентацию в зоне работы и нахождение изображения на листе бумаги. Эти движения характеризуются относительно высокой скоростью. Как правило, они являются непрерывными. Обе руки двигаются синхронно и симметрично, затем приближаются и снова удаляются друг от друга. Пальцы рук слегка скользят по рабочему листу и полю рисунка. Тактильная информация, получаемая в это время, минимальна и фрагментарна» Она состоит из данных, характеризующих рабочее пространство, и нахождения листа бумаги с изображением. Эти движения завершаются контактом руки с изображением. Последующие движения пальцев сканируют изображение, его форму, размер и пропорции, т.е. исходные данные, на основе которых формируется соответствующее представление.
Используя терминологию Б.Г. Ананьева, Л.М. Веккера и Б.Ф. Ломова, движения, связанные с ориентацией на поле изображения и нахождением реального изображения, можно назвать поисковыми движениями, а движения, связанные с его распознаванием, — движениями преследования.
Поисковые движения обычно выполняются успешно. Это объясняется тем, что они часто используют эти движения при ориентации в тактильном поле. Что касается движений преследования, то их рациональность зависит от знания правил чтения изображения, уровня представлений о форме и размере изображения.
В некоторых случаях слепые люди используют оральное чувство осязания для восприятия особо мелких деталей, например, чтобы вставить нитку в ушко иголки, определить толщину нитки и так далее. Обладая высокой тактильной чувствительностью, слепые люди с частичной ампутацией руки используют чувствительность культи, пальцев ног, подбородка, носа и других частей тела.
Предметность
С помощью предметности и константности восприятия человек не способен воспринимать окружающую действительность в виде набора различных ощущений. А вместо этого он видит и различает отдельные друг от друга предметы, которые обладают определенными свойствами, вызывающими эти ощущения. После долгого изучения и проведения различных экспериментов ученые пришли к выводу, что отсутствие предметности восприятия способно вызвать дезориентацию в пространстве, нарушение восприятия цвета, формы и движения, а также галлюцинации и другие психические отклонения.
Один из таких подобных экспериментов заключался в следующем: испытуемого поместили в ванну с физиологическим раствором комфортной для него температуры, где его восприятие было ограничено. Он лишь видел блеклый белый свет и слышал монотонные отдаленные звуки, а покрытия на его руках мешали получить осязательные ощущения. Спустя несколько часов пребывания в таком состоянии у человека нарастало тревожное состояние, после которого он просил прекратить опыт. Во время эксперимента испытуемые отмечали отклонения в восприятии времени и галлюцинации.
1.3 Факторы восприятия
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.
Схема восприятия такова
При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его
Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:
· одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.;
· манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)
Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.
Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.
Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.
Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.
И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше чем те, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Глава2.Восприятиечеловекачеловекомвдинамике
Социальное восприятие
Основная статья: Межличностная перцепция
Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии.
К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию, идентификацию, каузальную атрибуцию.
Эффекты восприятия
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
Эффекты стереотипизации:
-
- Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
- Эффекты последовательности:
-
- Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
- Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
- Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
- Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
- Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
- Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
- Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
- Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
- Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
- Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
- Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
- Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
- Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
- Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
- Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.
Атрибуция
Основная статья: Атрибуция (психология)
Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку.
Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путём выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)
Впечатление
Основная статья: Впечатление
Впечатление — мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-чем-нибудь.
Формирование впечатления
Формирование впечатления — процесс создания своих впечатлений о других.
Впечатления составляют:
- Образцы поведения
- Абстракции
Управление впечатлениями
Управление впечатлениями — поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.
Тактики управления впечатлением:
- Усиление собственной позиции
- Усиление позиции собеседника
Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.
Согласно данным исследования Гордона, произведённого в 1996 году, уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:
- Представление собеседника в лучшем свете
- Согласие с мнением собеседника.
- Самопрезентация
- Комбинация 1-3
- Оказание услуг
Эта тема закрыта для публикации ответов.