Методика воспитания по фребелю

Алан-э-Дейл       12.08.2022 г.

Ход игры.

Слышен шум ветра.

Воспитатель: Ребята, что это за шум? Может это ураган или буран? Чем могут быть опасны эти явления природы для человека? Какие вы ещё знаете стихийные бедствия? Друзья мои, а хотите испытать на себе опасность стихийного бедствия?

Для этого нам необходимо построить разные дома, каждый сам себе.

Когда строительство закончено воспитатель показывает, как можно изобразить землетрясение (стучать ладошками по столу) и ураган (дуть со всех сторон с большой силой).

Наконец – то прекратились стихийные бедствия, теперь необходимо провести «восстановительные работы». Ребята, как вы думаете почему ваши дома разрушились? Может мы теперь попробуем построить более устойчивые дома? (Ситуация проигрывается ещё раз).

Рефлексия деятельности. Дошкольники отвечают на вопросы,предложенные педагогом:

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу?

Теоретические обоснования, актуальность методического пособия

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации образовательных программ дошкольного образования.

Комплект легко согласовывается с любой образовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания. Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.

Основные принципы ФГОС ДО дошкольного образования, полностью соответствуют принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательной организацией задач. Реализация принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, принципов педагогики Фрёбеля обеспечивают решение задач ФГОС ДО и реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объект исследования социальной педагогики
  2. Система образовательных стандартов
  3. Лев толстой в педагогике
  4. Классный час и его воспитательный потенциал
  5. Задачи образовательных технологий
  6. Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ
  7. Типы групповых технологий обучения
  8. Сущность процесса обучения
  9. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками доу
  10. Методика преподавания математики в начальных классах

О методике

Задача методики в том, чтобы при помощи игры стимулировать и направлять ребенка к познанию мира, к его основному предназначению, взаимодействию с природой. Здесь отдельное место занимает естествознание и природоведение, так ребенок легче познает суть вещей и окружающий мир.

По мнению Фребеля детские сады возникли в его голове не случайно. Они необходимы маленьким деткам дошкольного возраста, так как предполагают общение со сверстниками, игры с ними. Коллективная деятельность благотворно сказываются на развитии и воспитании.

Детский сад в его понимании, это не просто присмотр за маленькими детками, а работа с душой и телом, взаимодействие с природой и людьми.

Так же везде и все должно быть объяснено и прокомментировано, в играх использованы коллективные песни. Речь — это тоже неотъемлемый атрибут образования.

Так он заметил в поведении детей, что они тянутся к друг другу, копируют действия друг друга, помогают друг другу. Старшие обучают младших. Именно здесь впервые появляются поступки и следствия, приятие самостоятельных решений, планирование и деятельность.

Сейчас это кажется довольно обыденными принципами, но для 19 века это просто революционный переворот.

дары Фребеля

Плюсы и минусы метода

Много воды утекло с тех пор, в корне поменялись программы развития в детских садах, но основные игры мы позаимствовали из этой методики.

Фребель четко разграничивает деятельность ребенка, это означает, что маме необходимо постоянно заниматься с ребенком, что практически невозможно психологически. Ведь постоянно приходится выполнять какие-то дела по дому например, не говоря уже о себе любимой позаботиться.

По предложенным играм и игрушкам слишком мало для общего развития современного ребенка

Несомненно детские сады полезны и используются по сей день

Раннее развитие ребенка сегодня довольно актуально и мало кто о нем не слышал. Хорошо и то, что доступны многие методики по которым вы можете выбрать наиболее приемлемый метод воспитания для своего ребенка или сочетать несколько методик. Таким образом вывести для себя свой уникальный метод развития. Фребель система воспитания, поговорим о ней. Об авторе

Эта методика является самой древней из всех известных. Ее создатель Фридрих Фребель (годы жизни 1782 — 1852 гг) — немецкий педагог и воспитатель дошкольников. А так же является автором литературных трудов по тематике воспитания человека и автором детских песен.

Ф. ФребельИменно ему мы обязаны «детским садам», он ввел это понятие и структурировал программу для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, где использовал для занятий свои первые развивающие игрушки. Это бумажные оригами, головоломки и кубики, первые конструкторы и мячи. Свои изобретения для детей он называл «дарами Фребеля».

В своей работе с детьми Фребель делает вывод, что ребенок раскрывается в игре, это его основная деятельность.

Он считал,что каждый ребенок от рождения наделен четырьмя интстинктами: религиозным, деятельным, познавательным и художественным. Он рекомендовал дать ребенку свободу движений и больше активных игр на свежем воздухе, ежедневные прогулки.

Присутствие воспитателя, как наставника или родителя, который бы постоянно находился рядом с ребенком.

Кто создал первый в мире детский сад? Каким был первый детский сад Ф. Фребеля?

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда  «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле­мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждают­ся в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

Еще одна моя ремарка: И вот тут у меня как у человека любознательного и вдумчивого  возникает еще одно противоречие с тем, что я  знаю из педагогических словарей и учебников. В наших словарях и учебниках говорится, что ознакомление с окружающим миром в детском саду Фребеля было оторвано от жизни и представлено только дарами (цитирую: «системой даров заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром», «жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом»)

А как же указанные в источниках того времени «играть и знакомиться с жизнью растений»? Это разве не ознакомление с окружающим миром? Значит, мы знаем отнюдь не всё о первых детских садах???!!! Возможно, кто-то скажет: «Какая разница!» А разница очень большая – ведь важно знать первоисточник и те нюансы, которые были заложены самим автором в свою систему, а не пересказы его идей или чужие интерпретации!

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем  изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.

Этот макет первого детского сада был представлен на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов, посвященной 150-летию первого детского сада в России (а он работал по системе Фребеля).

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Не верите? Посмотрите это видео о современном детском садике и играх Ф. Фребеля в нем.

Узнали многое из того, что и Вы делаете в занятиях со своими детьми, считая это современными занятиями? А занятиям таким уже 150 лет!!! Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.

Игры Фребеля.

Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.

Ф. Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»)

В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями.

Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами». Даров шесть.

Биография Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель родился в семье пастора в Обер- вейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт. Еще малышом он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха. Любопытно, что начальное образование Фридрих получил в деревенской школе для девочек.

С 1799 года юный Фридрих слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, а в 1805 году отправился в Иверден, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении знаменитого швейцарского педагога Иоганна Песталоцци.

В ноябре 1816 года Фребель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по собственной системе. В эту школу первоначально поступили пять его племянников, затем — брат его друга. В следующем году вдова брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фребеля.

В 1818 году Фребель женился. Увлекшись идеями мужа, супруга вскоре пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фребеля Христиан: продав свое торговое дело, он переселился в Кейльгау и стал директором училища. Спустя несколько лет в нем уже учились более 60 воспитанников. К этому периоду относится и создание главного литературного труда Фребеля — «О воспитании человека», опубликованного в 1826 году.

Свою деятельность Фребель продолжил в Швейцарии. Успех был очевиден, и кантональное управление Берна поручило педагогу устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь же у Фребеля возникла мысль о создании воспитательных заведений для малолетних детей.

В 1840 году Фребель переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Там же издавалась воскресная газета под девизом «Будем жить для наших детей!». Перу педагога принадлежат ставшие популярными «Материнские ласкательные песни»: музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки сделал художник Унгер.

В 1844 году под редакцией Фребеля вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге». В 1851 году педагог выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе- воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». (Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга «Педагогика детского сада».)

В 1852 году съезд учителей в Готе восторженно приветствовал известного воспитателя, отдавая дань уважения новаторским идеям и их практическому осуществлению.

Фридрих Фребель умер 17 июля того же года в Ма- риентале, где работал над учреждением школы для «детских садовниц» — так по-отечески он называл своих воспитанниц.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля пришлась на то время, когда в Западной Европе остро стояли проблемы призрения малолетних детей и подготовки их к труду. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «убежища», «школы плетения из соломы», «школы вязания кружев» и т. п. Чтобы обеспечить их содержание и, кроме того, получить прибыль, устроители, естественно, заставляли детей наравне со взрослыми работать на производстве.

Лишь некоторые «игровые школы» в какой-то мере отвечали педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоничном развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и разносторонний труд детей как систему нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Одним из инициаторов создания таких школ и был Фридрих Фребель.

Ход деятельности:

— Дорогие ребята! У каждого из вас есть семья. Я хочу знать, хорошо вы знаете членов семьи. Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Ну конечно это….(мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам?-

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш….(папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша…. (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый …. (дед)

Кто веселый карапуз-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой….(братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?-

Очень модная девчонка-

Моя старшая….(сестренка)

Воспитатель: — В каждой семье есть свои традиции. Традиции – это обычаи, действия связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили мамы, бабушки, дедушки. Например, если у вас какой — нибудь праздник, то вы тоже в нем участвуете, помогая сервировать стол. Покажите, как вы помогаете своим мамам.

— Мы салат для мам готовим.

— Мы порежем и посолим (стучат ребром одной ладони о другую)

— Помидоры, огурцы (сжимают и разжимают кулаки)

— Скажут мамы: «Молодцы!» (Хлопают в ладоши)

— Есть и зелень и салат (разводят руки в стороны)

— То-то папа будет рад! (круговыми движениями потирают живот).

— Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Пир на весь мир».

— Я обед готовить буду.

Достою свою посуду,

Вот кастрюля – суп сварился.

В этой миске винегрет.

Чай зелёный заварился.

Приходите на обед! (Р. Горенбургова).

Дети садятся за стол. Делают из наборов (№2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, J1, мебель (стулья и столы) и сервируют столы, а затем «ходят» друг к другу в гости на придуманные праздники.

Детям предлагается придумать и «приготовить» различные блюда.

Рефлексия. «Солнышко»

9. Игра «Волшебники»

Цель. Обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.

Предварительная работа. Прослушивание песни Ю. Энтина «Где водятся волшебники?»

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.