Дары фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста

Алан-э-Дейл       18.06.2022 г.

Теоретические обоснования, актуальность методического пособия

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации образовательных программ дошкольного образования.

Комплект легко согласовывается с любой образовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания. Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.

Основные принципы ФГОС ДО дошкольного образования, полностью соответствуют принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательной организацией задач. Реализация принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, принципов педагогики Фрёбеля обеспечивают решение задач ФГОС ДО и реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объект исследования социальной педагогики
  2. Система образовательных стандартов
  3. Лев толстой в педагогике
  4. Классный час и его воспитательный потенциал
  5. Задачи образовательных технологий
  6. Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ
  7. Типы групповых технологий обучения
  8. Сущность процесса обучения
  9. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками доу
  10. Методика преподавания математики в начальных классах

Биография Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель родился в семье пастора в Обер- вейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт. Еще малышом он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха. Любопытно, что начальное образование Фридрих получил в деревенской школе для девочек.

С 1799 года юный Фридрих слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, а в 1805 году отправился в Иверден, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении знаменитого швейцарского педагога Иоганна Песталоцци.

В ноябре 1816 года Фребель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по собственной системе. В эту школу первоначально поступили пять его племянников, затем — брат его друга. В следующем году вдова брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фребеля.

В 1818 году Фребель женился. Увлекшись идеями мужа, супруга вскоре пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фребеля Христиан: продав свое торговое дело, он переселился в Кейльгау и стал директором училища. Спустя несколько лет в нем уже учились более 60 воспитанников. К этому периоду относится и создание главного литературного труда Фребеля — «О воспитании человека», опубликованного в 1826 году.

Свою деятельность Фребель продолжил в Швейцарии. Успех был очевиден, и кантональное управление Берна поручило педагогу устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь же у Фребеля возникла мысль о создании воспитательных заведений для малолетних детей.

В 1840 году Фребель переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Там же издавалась воскресная газета под девизом «Будем жить для наших детей!». Перу педагога принадлежат ставшие популярными «Материнские ласкательные песни»: музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки сделал художник Унгер.

В 1844 году под редакцией Фребеля вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге». В 1851 году педагог выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе- воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». (Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга «Педагогика детского сада».)

В 1852 году съезд учителей в Готе восторженно приветствовал известного воспитателя, отдавая дань уважения новаторским идеям и их практическому осуществлению.

Фридрих Фребель умер 17 июля того же года в Ма- риентале, где работал над учреждением школы для «детских садовниц» — так по-отечески он называл своих воспитанниц.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля пришлась на то время, когда в Западной Европе остро стояли проблемы призрения малолетних детей и подготовки их к труду. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «убежища», «школы плетения из соломы», «школы вязания кружев» и т. п. Чтобы обеспечить их содержание и, кроме того, получить прибыль, устроители, естественно, заставляли детей наравне со взрослыми работать на производстве.

Лишь некоторые «игровые школы» в какой-то мере отвечали педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоничном развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и разносторонний труд детей как систему нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Одним из инициаторов создания таких школ и был Фридрих Фребель.

Педагогические идеи

Теория развития ребёнка.

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, — включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду
Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики.
Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар — куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар Фребеля.

Четвёртый дар — тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар — кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Недостатки теории:
1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром;
2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом;
3) деятельность ребёнка излишне регламентируется;
4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Вклад в развитие мировой педагогики.
Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Игры Фребеля.

Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.

Ф. Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»)

В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями.

Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами». Даров шесть.

О методике

Задача методики в том, чтобы при помощи игры стимулировать и направлять ребенка к познанию мира, к его основному предназначению, взаимодействию с природой. Здесь отдельное место занимает естествознание и природоведение, так ребенок легче познает суть вещей и окружающий мир.

По мнению Фребеля детские сады возникли в его голове не случайно. Они необходимы маленьким деткам дошкольного возраста, так как предполагают общение со сверстниками, игры с ними. Коллективная деятельность благотворно сказываются на развитии и воспитании.

Детский сад в его понимании, это не просто присмотр за маленькими детками, а работа с душой и телом, взаимодействие с природой и людьми.

Так же везде и все должно быть объяснено и прокомментировано, в играх использованы коллективные песни. Речь — это тоже неотъемлемый атрибут образования.

Так он заметил в поведении детей, что они тянутся к друг другу, копируют действия друг друга, помогают друг другу. Старшие обучают младших. Именно здесь впервые появляются поступки и следствия, приятие самостоятельных решений, планирование и деятельность.

Сейчас это кажется довольно обыденными принципами, но для 19 века это просто революционный переворот.

дары Фребеля

Плюсы и минусы метода

Много воды утекло с тех пор, в корне поменялись программы развития в детских садах, но основные игры мы позаимствовали из этой методики.

Фребель четко разграничивает деятельность ребенка, это означает, что маме необходимо постоянно заниматься с ребенком, что практически невозможно психологически. Ведь постоянно приходится выполнять какие-то дела по дому например, не говоря уже о себе любимой позаботиться.

По предложенным играм и игрушкам слишком мало для общего развития современного ребенка

Несомненно детские сады полезны и используются по сей день

Раннее развитие ребенка сегодня довольно актуально и мало кто о нем не слышал. Хорошо и то, что доступны многие методики по которым вы можете выбрать наиболее приемлемый метод воспитания для своего ребенка или сочетать несколько методик. Таким образом вывести для себя свой уникальный метод развития. Фребель система воспитания, поговорим о ней. Об авторе

Эта методика является самой древней из всех известных. Ее создатель Фридрих Фребель (годы жизни 1782 — 1852 гг) — немецкий педагог и воспитатель дошкольников. А так же является автором литературных трудов по тематике воспитания человека и автором детских песен.

Ф. ФребельИменно ему мы обязаны «детским садам», он ввел это понятие и структурировал программу для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, где использовал для занятий свои первые развивающие игрушки. Это бумажные оригами, головоломки и кубики, первые конструкторы и мячи. Свои изобретения для детей он называл «дарами Фребеля».

В своей работе с детьми Фребель делает вывод, что ребенок раскрывается в игре, это его основная деятельность.

Он считал,что каждый ребенок от рождения наделен четырьмя интстинктами: религиозным, деятельным, познавательным и художественным. Он рекомендовал дать ребенку свободу движений и больше активных игр на свежем воздухе, ежедневные прогулки.

Присутствие воспитателя, как наставника или родителя, который бы постоянно находился рядом с ребенком.

Система Фребеля.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме

Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали

Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! (О! Как этого не хватает современным деткам, сидящим за компьютером, с которыми мы, взрослые разговариваем часто в спешке или даже бурча себе под нос!) Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).

Какие же игры входили в систему Ф. Фребеля?

Кто создал первый в мире детский сад? Каким был первый детский сад Ф. Фребеля?

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда  «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле­мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждают­ся в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

Еще одна моя ремарка: И вот тут у меня как у человека любознательного и вдумчивого  возникает еще одно противоречие с тем, что я  знаю из педагогических словарей и учебников. В наших словарях и учебниках говорится, что ознакомление с окружающим миром в детском саду Фребеля было оторвано от жизни и представлено только дарами (цитирую: «системой даров заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром», «жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом»)

А как же указанные в источниках того времени «играть и знакомиться с жизнью растений»? Это разве не ознакомление с окружающим миром? Значит, мы знаем отнюдь не всё о первых детских садах???!!! Возможно, кто-то скажет: «Какая разница!» А разница очень большая – ведь важно знать первоисточник и те нюансы, которые были заложены самим автором в свою систему, а не пересказы его идей или чужие интерпретации!

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем  изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.

Этот макет первого детского сада был представлен на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов, посвященной 150-летию первого детского сада в России (а он работал по системе Фребеля).

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Не верите? Посмотрите это видео о современном детском садике и играх Ф. Фребеля в нем.

Узнали многое из того, что и Вы делаете в занятиях со своими детьми, считая это современными занятиями? А занятиям таким уже 150 лет!!! Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.

Работает

В Нидерландах fröbelen означает заниматься декоративно-прикладным искусством, как это рекламируется в магазине в Терборге.

(Выбрано из тех, кто работал в Кейльхау)

  • An unser deutsches Volk . Эрфурт 1820 г.
  • Durchgreifende, dem deutschen Charakter erschöpfend genügende Erziehung ist das Grund- und Quellbedürfnis des deutschen Volkes . Эрфурт 1821 г.
  • Die Grundsätze, der Zweck und das innere Leben der allgemeinen deutschen Erziehungsanstalt в Кейльхау-бай-Рудольштадт . Рудольштадт 1821 г.
  • Die allgemeine deutsche Erziehungsanstalt в Keilhau Betreffend . Рудольштадт 1822 г.
  • Über deutsche Erziehung überhaupt und über das allgemeine Deutsche der Erziehungsanstalt в Keilhau insbesondere . Рудольштадт 1822 г.
  • Fortgesetzte Nachricht von der allgemeinen deutschen Erziehungsanstalt в Кайльхау . Рудольштадт 1823 г.
  • Die Menschenerziehung, die Erziehungs-, Unterrichts- und Lehrkunst, angestrebt in der allgemeinen deutschen Erziehungsanstalt zu Keilhau . Эрстер Бэнд. Кейльхау-Лейпциг 1826 г.
  • Die erziehenden Familien. Wochenblatt für Selbstbildung und die Bildung Anderer . Кейльхау-Лейпциг 1826 г.

дальнейшее чтение

  • Бергер, Манфред: детский сад 150 Jahre. Ein Brief и Фридрих Фребель. Франкфурт 1990
  • Бергер, Манфред: Frauen in der Geschichte des Kindergartens. Эйн Хандбух . Франкфурт 1995
  • Фрёбель, Фридрих (1900) Фребеля Стьюдента: адаптировано из «Die Erziehung дер Menschheit» Ф. Фребеля , по Уильям Х. Герфорде . 2 тт. Лондон: Isbister, 1900–01. пт. 1. Теория воспитания — ч. 2. Практика обучения (в основном перевод работы Фрёбеля с редакционными комментариями и аннотациями)
  • Hebenstreit, Sigurd: Friedrich Fröbel — Menschenbild, Kindergartenpädagogik, Spielförderung. Jena 2003. ISBN   978-3-934601-58-1
  • Хейланд, Гельмут: Die Konzeption des Sachunterrichts bei Fröbel (1782–1852). В: Kaiser, A./Pech, D. (Hrsg.): Geschichte und Historische Konzeptionen des Sachunterrichts. Baltmannsweiler 2004, стр. 69–72
  • Хайланд, Гельмут: Фридрих Фребель в Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Рейнбек 1982 г.
  • Хейланд, Гельмут: Die Schulpädagogik Friedrich Fröbel. 1993 г.
  • Воллонс, Роберта. Светодиод). Детские сады и культуры: глобальное распространение идеи. Нью-Хейвен, Коннектикут, издательство Йельского университета, 2000 ISBN   978-0300077889

заводы

  • Нашему немецкому народу. Вторая реклама ассоциации, созданной для общеобразовательного учреждения в Кейльхау, недалеко от Рудольштадта в Тюрингии. Мюллер, Эрфурт 1820 г .;
  • Основательное воспитание, полностью достаточное для немецкого характера, является основной и исходной потребностью немецкого народа. Разработаны в отдельных предложениях и специально представлены на рассмотрение нашим людям. Реклама ассоциации, созданной с целью создания общеобразовательного учреждения в Кейльхау близ Рудольштадта в Тюрингии. Мюллер, Эрфурт 1821 г .;
  • Принципы, цель и внутренняя жизнь общеобразовательного немецкого учебного заведения в Кайльхау близ Рудольштадта, насколько оно развивалось и развивалось до настоящего времени, особенно в отношении объема и содержания преподаваемых предметов. Froebel, Rudolstadt 1821;
  • По поводу общеобразовательного немецкого учебного заведения в Кейльхау близ Рудольштадта. Рудольштадт Фрёбель, 1822 г .;
  • О немецком образовании в целом и об общем немецком в учебном заведении в Кайльхау в частности. Привилегированная придворная книжная лавка, Рудольштадт 1822 г .;
  • Продолжение новостей из общеобразовательного немецкого учебного заведения в Кайльхау. Привилегированный придворный книжный магазин, в том числе, Рудольштадт 1823 г .;
  • Воспитательные семьи. Еженедельная газета для самообразования и обучения других. Кейльхау / Лейпциг 1826, ;
  • Объявление государственного образовательного учреждения в Хельбе близ Майнингена, сделанное его руководителем FWA Froebel (1829 г.);
  • Документы о создании «Общего немецкого детского сада» , FWA Fröbel, Бад-Бланкенбург (1839/40) ( )
  • Мама и песни Cos . Учреждение по охране трудового инстинкта детства и юности, Бланкенбург, 1844 г.

Примечания

  1. Моргенштерн, Лина // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.
  4. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли. — М., 2003. — С. 90.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред Б. М. Бим-Бада. — М., 2003. — С. 418.
  6. Александра Баландина. . Газета.Ru (27 сентября 2018). Дата обращения: 13 ноября 2019.

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру. Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия. Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.

6 даров Фрёбеля

Для Фрёбеля взросление человека – это процесс самораскрытия заложенных в нём способностей, который соответствует природным законам «божественного начала». С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать. Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира.

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар
– это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар
Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары
состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Когда полвека спустя Мария Монтессори создавала свой метод, школа Фрёбеля была уже общераспространённой. В предисловии к английскому тексту «Дома ребёнка» американский учёный и педагог Генри Гольмс называет фрёбелевские дошкольные заведения «консервативным детским садом», противопоставляя его детскому саду либеральному, а также домам детства Монтессори. В работах самой Монтессори уже не найти ссылок на Фрёбеля, равно как и его критики – его система стала прочным фундаментом современной педагогики, который можно дополнять или исправлять, но невозможно отрицать полностью. Тем более, что между педагогическими системами Монтессори и Фрёбеля огромное количество общего, даже некоторая преемственность. Прежде всего, это педагогические системы, покоящиеся на прочном отрефлексированном философском основании. Это позволяет им в модифицированном виде жить даже век спустя после смерти своих основателей.

Как и Фрёбель, Мария Монтессори стремилась выявить скрытые в детях творческие способности, сформировать нового человека – и в этом смысле она идёт гораздо дальше обычной системы дошкольного образования, смысл которой обыкновенно видится в подготовке к школе. Наконец, как и фрёбелевские «дары» «монтессорный» дидактический материал – это не просто вспомогательный инструмент для игры, а едва не центральное место педагогического метода. Учитывая, какой степенью свободы обладает ребёнок в домах детства, Монтессори-педагоги в не меньшей степени, чем фрёбелевские, могут претендовать на звание «садовников детства».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.