Помощь близкому при психическом расстройстве

Алан-э-Дейл       25.11.2024 г.

Оглавление

Терапия

Целью лечения детского шизофренического расстройства является минимизация проявления патологии, приостановление развития психического заболевания. Терапевтические мероприятия направлены на то, чтобы болезнь не препятствовала интеллектуальному развитию пациента. Значительно улучшить жизнь шизофреника и его социальную адаптацию помогут общие усилия врачей психологов, дефектологов и психиатров.

Недобровольная госпитализация

Показанием к госпитализации лица в психиатрический стационар является наличие у него тяжелого психического расстройства, которое может быть купировано только в условиях стационара и которое обусловливает:

  • непосредственную опасность для себя или окружающих
  • беспомощность, т.е. неспособность удовлетворять основные жизненные потребности
  • существенный вред здоровью лица, если оно будет оставлено без психиатрической помощи.

Недобровольная госпитализация осуществляется, как правило, сотрудниками бригад скорой психиатрической помощи, иногда в присутствии сотрудников полиции.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия)

Различные нарушения пищевого поведения стали очень распространены в последнее время. Чаще всего данными видами расстройств страдают девочки-подростки, девушки и молодые женщины. Опасность данных патологий заключается в том, что любые нарушения питания приводят к возникновению серьезных проблем с физическим здоровьем, вплоть до летального исхода.

Нервная анорексия развивается у детей, имеющих искаженное восприятие  собственного тела. К развитию подобных психических отклонений может привести эмоциональное насилие над ребенком в раннем возрасте, Булимия характеризуется приступами компульсивного переедания, которые сменяются периодами сожаления. Больной пытается искусственно вызвать рвоту, чтобы избавиться от съеденного.

Нервная булимия  и анорексия чаще всего развивается в подростковом  возрасте. Это связано с тем, что в этом возрасте часто возникают переживания по поводу внешнего вида и лишнего веса. В основе лечения пищевых расстройств лежит психотерапия, направленная на изменение восприятия больным собственного тела и поднятие самооценки.

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма

Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком

Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Такие врачи занимаются аутизмом?

Да, аутизм — это одно из расстройств развития, и психиатры с ним работают. В первую очередь психиатр нужен для того, чтобы установить диагноз «расстройство аутистического спектра». Далее с ребенком может работать психолог и педиатр, но если начинают возникать проблемы, они могут предложить обратиться к психиатру за дополнительной консультацией.Сначала разберемся, какие симптомы могут свидетельствовать о том, что нужен осмотр психиатра. Расстройства аутистического спектра обычно проявляются в первые три года жизни. У детей с аутизмом, как правило, нарушены коммуникативные навыки. 

Заподозрить аутизм можно, если в первые годы жизни ваш ребенок:

  • не реагирует на свое имя — если в 12 месяцев ребенок реагирует на другие звуки, но не поворачивает голову на свое имя, это может быть признаком аутизма;
  • избегает зрительного контакта;
  • не реагирует на ваши эмоции, например, не улыбается в ответ на улыбку;
  • не показывает пальцем на предметы, когда просит их, или не смотрит в ту сторону, куда показывают родители;
  • чрезмерно реагирует на звуки, запахи, вкусы, прикосновения: может слишком сильно расстраиваться, если они ему не нравятся;
  • циклично повторяет одни и те же движения — поднимает руки, щелкает пальцами или раскачивается из стороны в сторону;
  • не произносит отдельные слова к 15 месяцам и фразы в возрасте двух лет;
  • повторяет одни и те же фразы — например, ребенок может постоянно повторять то, что слышит по телевизору, но не понимать смысла этих слов;
  • не включается в игру. 

В более старшем возрасте дети с аутизмом могут хуже распознавать эмоции как свои, так и других людей. Им сложно говорить о своих чувствах и проявлять эмпатию к окружающим. Стоит насторожиться и в том случае, если ребенок не может найти друзей и предпочитает все время находиться наедине с собой. 

Если диагноз «расстройство аутистического спектра» уже установлен, то к детскому психиатру рекомендуют обращаться в случае, если

  • ребенок стал заметно чаще терять контроль над собой;
  • стал проявлять физическую агрессию по отношению к себе или другим;
  • чаще теряет контроль за речью и переходит на интенсивный крик;
  • стал проявлять продолжительную словесную и физическую ярость.

Ваш страх тоже может стать поводом для визита к психиатру. Например, если вы боитесь за ребенка и его поведение с братьями и сестрами, вам страшно, когда ребенок ведет себя агрессивно, вам тяжело жить с мыслью, что это может продолжаться всегда.  

Лечение неврологических заболеваний у детей

Терапия неврологических нарушений у детей включает в себя приём лекарственных средств, восстанавливающих работу нервной системы, физическую и психологическую коррекцию. Ребёнку могут быть назначены курсы лечебного массажа, специальная физкультура, упражнения в воде. Часто применяются физиотерапевтические методы – стимуляция высокоинтенсивным магнитным полем или электрическим током, лазеротерапия, ультрафонофорез ферментных препаратов, электрофорез и другие.

Какое лечение назначит доктор, зависит от возраста ребёнка, сопутствующих заболеваний, совокупности всех особенностей развития неврологической патологии от начала до конца, а также от эффективности коррекции на предыдущем этапе.

В городе Пензе пройти обследование у детского невролога  и получить квалифицированную помощь можно в медицинском центре «Столетник», расположенном по адресу: ул. Чаадаева, 95 на первом этаже пятиэтажного жилого дома. По средам с 9.00 до 12.00 и по пятницам с 13.00 до 15.00 часов приём ведёт врач высшей квалификационной категории.

ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ

Что же такое личностное расстройство и в чем оно себя проявляет

Впервые термин психопатия был использован И.М.Балинским в 1886 году.

Распространенное мнение многих психиатров, который следует здесь озвучить, заключается в том, что личностное расстройство (психопатия) это не болезнь. Это такая особенность характера и личности — «негармоничный психический склад», который затрудняет поведение и приводит к проблемам при взаимодействии с другими людьми.

Великому русскому психиатру П.Б. Ганнушкину мы обязаны знаменитой триадой при определении психопатии, на которую ориентируются специалисты по сей день  — когда мы имеем дело с личностным расстройством, то оно всегда будет сопровождаться тремя признаками: стабильностью, тотальностью и социальной дезадаптацией.

То есть, по сути своей, личностное расстройство заключается в том, что некоторые черты характера человека очень сильно заострены по отношению к другим его чертам. И эти самые, заостренные черты являются тотальными, то есть они проявляются во всех жизненных сферах человека (дом, работа, друзья), стабильными, то есть если они сформировались, то остаются с человеком на всю жизнь, а так же сопровождаются трудностями с социальной адаптацией.

Здесь стоит особенно подчеркнуть тот факт, что личностное расстройство это патологическое состояние характера, личностные особенности человека, а не его психических функций.

Наибольшие трудности человек с личностным расстройством испытывает в процессе взаимодействия с социумом. Такому человеку сложно ужиться в коллективе, сложно устанавливать длительные отношения с противоположным полом, вплоть до полного одиночества, которое часто выбирают такие люди. Однако, сложность так же заключается в том, что человек, страдающий личностным расстройством зачастую вовсе не хочет быть один, у него именно не получается встроить коммуникацию.

Виды заболеваний

Дети могут заболевать практически всеми психическими недугами, которым подвержены и взрослые, но малыши имеют и свои (сугубо детские) болезни. При этом точная диагностика того или иного заболевания в детском возрасте сильно усложняется. Сказываются особенности развития малышей, поведение которых и без того сильно отличается от аналогичного у взрослых.

Даже доктора обычно ставят окончательный диагноз не ранее достижения ребенком младшего школьного возраста, используя для описания раннего расстройства весьма размытые, слишком общие понятия.

Мы приведем обобщенный список заболеваний, описание которых по этой причине не будет идеально точным. У некоторых пациентов отдельные симптомы проявляться не будут, а сам факт наличия даже двух-трех признаков не будет означать нарушения психики. В целом сводная таблица детских психических расстройств выглядит так.

Умственная отсталость и задержка развития

Суть проблемы вполне очевидна – ребенок физически развивается нормально, но по умственному, интеллектуальному уровню существенно отстает от своих ровесников. Не исключено, что он никогда не достигнет уровня хотя бы среднего взрослого человека.

Результатом может стать психический инфантилизм, когда взрослый человек ведет себя в буквальном смысле подобно ребенку, причем дошкольнику или школьнику младших классов

Такому ребенку куда сложнее учиться, это может быть вызвано как плохой памятью, так и неспособностью по собственному желанию сосредоточить внимание на конкретном предмете

Синдром дефицита внимания

Хотя по названию эта группа заболеваний может восприниматься как один из симптомов предыдущей группы, природа явления здесь совершенно другая.

Ребенок с таким синдромом в умственном развитии не отстает ничуть, а типичная для него гиперактивность большинством людей воспринимается как признак здоровья. Однако именно в чрезмерной активности и кроется корень зла, поскольку в этом случае она имеет болезненные черты – нет совершенно никакого занятия, которое ребенок бы любил и доводил до конца.

Если высокая активность не является странной для маленьких детей, то здесь она гипертрофирована вплоть до того, что малыш даже не может дождаться своей очереди в игре – и по этой причине может ее бросить, не доиграв.

Аутизм

Понятие аутизма крайне широко, но в целом характеризуется очень глубоким уходом в собственный внутренний мир. Многие считают формой отсталости, но при некоторых формах потенциал обучения таких детей не очень сильно отличается от сверстников.

Проблема кроется в невозможности нормальной коммуникации с окружающими. Если здоровый ребенок абсолютно всему учится у окружающих, то аутист получает из внешнего мира куда меньше информации.

Серьезной проблемой также оказывается получение нового опыта, поскольку больные аутизмом дети крайне негативно воспринимают любые резкие перемены.

«Взрослые» психические расстройства

Сюда следует отнести те недуги, которые считаются относительно распространенным явлением среди взрослых, а вот у детей встречаются довольно редко. Заметным явлением среди подростков являются различные маниакальные состояния: мания величия, преследования и так далее.

Детская шизофрения поражает лишь одного ребенка среди пятидесяти тысяч, но пугает масштабами регресса в умственном и физическом развитии. Из-за ярко выраженных стал известным и синдром Туретта, когда больной регулярно использует нецензурную лексику (неконтролируемо).

Литература:

  1. Беляева И. А., Бомбардирова Е. П., Токовая Е. И., Харитонова Н. А., Лазуренко С. Б., Турти Т. В., Илларионова М. С. Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы // Вопросы современной педиатрии. – 2017. – № 16 (5). – С. 383–391.
  2. Бомбардирова Е. П., Яцык Г. В., Степанов А. А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. – 2005. – 2. – С.67–69.
  3. Петрухин А. С., Пылаева О. А. Актуальные проблемы детской неврологии // Лечебное дело. – 2005. – № 2. – С. 3–11.

Рецензент: врач-рефлексотерапевт Курусь А. Н.

Как попасть на прием и подготовиться к нему

Чаще всего детские психиатры принимают прямо в детской поликлинике, хотя юридически относятся не к ней, а к районному психоневрологическому диспансеру. Записаться на прием в Москве, например, можно прямо в детской поликлинике. Для этого не нужно направление, можно просто прийти на консультацию с ребенком, потому что у вас есть вопросы к врачу и какие-то опасения. 

Готовиться к приему никак не нужно — врачу важно посмотреть на ребенка в его естественном состоянии. Если у вас уже достаточно взрослый ребенок, то обязательно предупредите его о визите к врачу, о том, что будет на приеме и что вы планируете обсудить его поведение

Объясните, что ребенка не будут ругать, а будут задавать вопросы, чтобы помочь. 

Информация о том, что вы были на приеме у психиатра, является медицинской тайной, и получить выписку о состоянии вашего ребенка можете только вы как родитель. 

Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать?

Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов.  Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов,  которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами.

Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев,  если обратиться к психиатру или просто к психологу,  ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении.

Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы.

Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий.

Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.  

Психиатр — это кто?

Детский психиатр — это доктор, который работает с психическими расстройствами. Он получил высшее образование по направлению «лечебное дело» или «педиатрия», а потом закончил интернатуру или ординатуру по психиатрии. Его квалификация дает право диагностировать расстройства и назначать лечение. В том числе медикаментозное. 

Психиатра часто путают с психологом, но это разные специальности. Детский психолог тоже работает в сфере психического здоровья. Только он не врач, поэтому не ставит диагнозы и не лечит расстройства. Обычно к нему приходят дети, чье самочувствие беспокоит родителей, но является разновидностью нормы. Психолог, например, помогает справиться с утратой близкого человека, стрессом, низкой мотивацией к учебе. Если же психолог заподозрит у ребенка патологию, его задача — направить клиента к психиатру. 

Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)

 Первые признаки расстройств настроения могут проявляться у детей в возрасте 5-6 лет, но чаще всего данный вид нарушений психики встречается у подростков. Это связано с особенностями протекания полового созревания и социальной адаптации в этот период жизни. Существует два вида расстройств настроения:

  • депрессивные расстройства характеризуются приступами депрессий (Эпизодами пониженного настроения), без приступов мании;
  • биполярные расстройства отличаются чередованием приступов депрессии и мании. Период подавленности сменяется периодом подъема настроения, при этом отмечается возвращение к нормальному состоянию между приступами.

Случаи, когда приступы мании отмечаются без наличия депрессивных периодов, встречаются крайне редко.

Чаще всего развитие расстройств настроения связано с пережитым стрессом, например, смертью близкого человека, постоянной критикой родителей или учителей, неприятием ровесников или чередой трагедий. Но предрасположенность к развитию подобных состояний может передаваться по наследству.

Когнитивные и двигательные особенности

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Подростковые психические расстройства

Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.

1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.

2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.

3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в  подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)

4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.

5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз

Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов

Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.

Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.

Причины возникновения

Детские психические заболевания не возникают из ниоткуда – есть четкий перечень критериев, которые не гарантируют развитие нарушения, однако сильно ему способствуют. Отдельные заболевания имеют собственные причины, но для данной сферы больше характерны смешанные специфические расстройства, да и речь ведь не о выборе или диагностике болезни, а об общих причинах возникновения. Стоит рассматривать все возможные причины, без деления по вызываемым ими расстройствам.

Генетическая предрасположенность

Это единственный совершенно неизбежный фактор. В этом случае заболевание обусловлено изначально неправильным функционированием нервной системы, а генные нарушения, как известно, не лечатся – доктора могут разве что приглушить симптомы.

Если среди близких родственников будущих родителей известны случаи возникновения серьезных психических расстройств, не исключено (но и не гарантировано), что они передадутся малышу. Однако такие патологии могут проявить себя даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей

Этот фактор, также являющийся своего рода психическим расстройством, может отрицательно повлиять на дальнейшее развитие организма и провоцировать более тяжелые недуги.

Повреждения головного мозга

Еще одна крайне распространенная причина, которая (как и генные нарушения) мешает нормальной работе мозга, но уже не на генном, а на видимом в обыкновенный микроскоп уровне.

В первую очередь сюда относятся травмы головы, полученные в первые годы жизни, но некоторым детям не везет настолько, что травмироваться они успевают еще до рождения – или в результате сложных родов.

Вредные привычки у родителей

Обычно указывают на мать, но если отец не был здоров из-за алкоголизма или сильного пристрастия к курению, наркотикам, это также могло сказаться на здоровье ребенка.

Специалисты утверждают, что женский организм особенно чувствителен к разрушительному воздействию вредных привычек, поэтому женщинам вообще крайне нежелательно пить или курить, но даже мужчина, желающий зачать здорового ребенка, должен предварительно воздерживаться от подобных способов на протяжении нескольких месяцев.

Постоянные конфликты

Когда говорят, что человек способен сойти с ума в сложной психологической обстановке, это вовсе не является художественным преувеличением.

Если взрослый не обеспечивает здоровую психологическую атмосферу, то для малыша, который еще не обладает ни развитой нервной системой, ни правильным восприятием окружающего мира, это может стать настоящим ударом.

Чаще всего причиной возникновения патологий становятся конфликты в семье, поскольку там ребенок пребывает большую часть времени, оттуда ему некуда деться. Однако в некоторых случаях важную роль может сыграть и неблагоприятная обстановка в кругу сверстников – во дворе, в детском саду или школе.

В последнем случае проблему можно решить путем смены учреждения, которое посещает ребенок, но для этого нужно вникнуть в ситуацию и начинать менять ее еще до того, как последствия станут необратимыми.

Голоса

Ксения Кнорре Дмитриева

В современном мире довольно сложно встретить человека, который был бы не знаком с депрессией, не страдал фобией или неврозом, не пережил бы посттравматический синдром. В России около 8 миллионов человек ежегодно обращается за психиатрической помощью, но невозможно подсчитать, сколько людей ни к кому не идут, лечатся дома или живут без врачебной помощи, не признаваясь даже себе в том, что они больны.

Мы знаем, куда идти и что делать, если заболел живот или нога, однако плохо себе представляем, к кому обращаться, если заболела душа, и надо ли это делать или следует молча самому пережить это состояние. Посещение психиатра – явление постыдное, то, о чем не принято говорить вслух. Общество не любит об этом думать и говорить – люди с психическими отклонениями становятся в нем изгоями, их боятся и прячут.

Большинство относится к людям с психическими нарушениями с опаской – словосочетания «душевная болезнь», «психическое расстройство» и даже политкорректное «ментальное нарушение» вызывают в голове образы безумных маньяков с ножом.

Им есть что рассказать о себе и о своей жизни. Такую возможность, в частности, дает фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны». В четвертый раз такие люди и общество пытаются услышать друг друга с помощью искусства. На фестивале показывают спектакли «особых» театров, фильмы, фотоработы, картины. Московская радиостанция «Зазеркалье», чьи ведущие имеют собственный психиатрический опыт, в этом году представила проект «Голоса». За 17 минут зритель видит сотни анимированных рисунков душевнобольных со всего мира и приближается к пониманию того, что переживают эти люди.

Алексей Лаврентьев. Проект «Голоса»

Чем можно помочь человеку с личностным расстройством

На том этапе, когда эмоциональные колебания достигают своего пика, безусловно, требуется медикаментозная помощь, нередко стационарного типа. Необходимо выровнять эмоциональный фон, восстановить жизненные силы человека.

Далее на определенном этапе лечения обязательно должна присоединиться психотерапия. Именно психотерапевт должен помочь человеку адаптироваться к социуму, помочь ему быть самим собой, но при этом раскрыть свой потенциал в каком-то полезном, нужном русле.

На сегодняшний день существует огромное количество психотерапевтических методов и практик. Тут скорее нужно подобрать то направление психотерапии, которое будет действительно помогать и работать, это скорее индивидуальный процесс.

Так или иначе, но личностное расстройство, не будучи настоящим заболеванием порой приводит человека к куда более печальному концу нежели истинная болезнь.

Не стоит игнорировать патологические проявления характера человека, можно и нужно обращаться за помощью к специалистам, которые помогут, во-первых отличить болезнь от личностного расстройства, а во-вторых предложат способы коррекции таких патологических черт. Тем самым, вероятно можно будет избежать многих проблем, впрочем, как и самому человеку жить станет намного проще.

Олигофрения симптомы и признаки

На самом деле не совсем правильно называть олигофрению болезнью, потому что это на самом деле она является патологическим состоянием, вызванным различного рода заболеваниями. Симптомы олигофрении проявляются в комплексе с соматическими проявлениями, а также нарушениями в эмоциональной, двигательной и речевой сфере. Одними из наиболее распространенных проявлений этого состояния являются:

Задержка в физическом развитии. В зависимости от формы этого заболевания может быть практически незаметной или очень сильной. Например, взрослый человек может выглядеть, как подросток лет 15-16.
Замедление личностного развития. Чаще всего проявляется в бытовых ситуация, таких как выбор одежды или покупка продуктов. Такие олигофрены легко поддаются внушению, не имея возможности принимать адекватные решения самостоятельно.
Ослабленная память. Чаще всего такой человек весьма избирательно запоминает номера, имена или цифры

Причем делает это совершенно механически.
Рассеянное внимание. Человек просто не может сосредоточится на каком-то одном деле

Они постоянно отвлекаются.
Скудный запас слов и безграмотная речь. При легкой форме заболевания человека можно даже обучить осмысленному чтению. Если же у человека обнаружена тяжелая форма, то максимум, чего получится добиться даже после многолетнего обучения – механического чтения по буквам. При этом олигофрен даже не будет понимать смысла того, что он только что прочитал.
Всесторонняя задержка развития психики. Отличием от обычной задержки психического развития заключается в том, что она затрагивает не только личностные характеристики и интеллект, но и все остальные черты человеческого характера. Сюда входят способность к восприятию, эмоции, речь, память, двигательные возможности, сила воли, способность мыслить и концентрировать внимание.
Расстройство абстрактного мышления. Этот симптом можно назвать наиболее характерным. У человека, страдающего от олигофрении полностью отсутствует образное мышление. Оно больше основано на конкретной ситуации, что свойственно двух- или трехлетним малышам.

Наиболее ярко и развернуто симптомы проявляются только в школьном возрасте. У малышей до одного года олигофрению практически невозможно определить, за исключением разве что самых тяжелых случаев. Что касается младшего возраста, то здесь подобные отклонения можно определить по отставанию в речевом и психическом развитии, а также отсутствию интереса к окружающему миру.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.