Оглавление
Формирование готовности к школьному обучению
Психологическая готовность ребенка к школьному процессу — это один из важнейших итогов развития дошкольного возраста. С началом посещения школы жизнь ребенка значительно меняется: изменяется режим, возрастает уровень умственной нагрузки, возникают условия, требующие умения проявлять волевые усилия, самоконтроль. Успешность адаптации к новым условиям в значительной степени определяется готовностью ребенка к таким изменениям.
Познавательное развитие
Подобное направление у детей является врожденным. Природа не зря наделяет детей этой чертой. Ведь с ее помощью малыши легче адаптируются в жизни. Но в дошкольном возрасте познавательное направление перерастает в познавательную активность. Таким образом, ребенок формирует первичный образ мира.
Познавательная активность у дошкольников прослеживается в виде:
- воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти;
- получения информации, а также ее анализа;
- эмоциональной реакции на события, людей, явления или предметы.
Все вышеперечисленные компоненты обладают неразрывной связью. Именно поэтому проведение работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста должно осуществляться с каждым из этих элементов
Взрослым при этом важно следить за тем, чтобы детки получали информацию, находящуюся в соответствии с их познавательными способностями. Причем брать ее необходимо только из достоверных источников
Детский возраст – проблемы и ориентиры
У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский , советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:
- кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
- кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
- кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
- кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
- кризис подросткового возраста (13 лет).
Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» .
Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.
У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.
А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.
По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.
Возрастные особенности развития личности в период старости
Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:
- Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;
- Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;
- Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей, поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;
- Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи, поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».
В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.
Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.
Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.
Занятия в помощь малышу
Чтобы помочь ребенку в развитии, вы можете включать в его деятельности различные игры и упражнения, которые будут способствовать формированию определенных навыков и умений. Обязательно вводите подвижные игры, совмещая их с развивающими. Помните, что малыш еще не готов послушно сидеть за партой и выполнять все ваши требования.
Стоит рассмотреть следующие примеры игр – они нравятся большинству старших дошкольников.
«Корзина».
Цель: развивать мышление и расширять словарный запас.
Вы говорите ребенку, что собрались на природу и вам нужно собрать корзину необходимых вещей. Можете начать их перечислять: вода, бутерброды…, а малыш должен продолжить. Используйте различные вариации игры: соберите чемодан в путешествие, пакет на прогулку, корзину в магазине и т. п.
«Умный мяч».
Цель: развивать логику, мышление, внимание, координацию, память. Для игры вам понадобится мячик
Желательно, чтобы участвовало несколько человек. Выберите тему и назовите ее – например, транспорт. Ведущий кидает мяч, а участники ловят и называют любой известный им транспорт. Повторять, разумеется, нельзя. Когда ребенок или дети начнут часто ошибаться, переключитесь на другую тему
Для игры вам понадобится мячик. Желательно, чтобы участвовало несколько человек. Выберите тему и назовите ее – например, транспорт. Ведущий кидает мяч, а участники ловят и называют любой известный им транспорт. Повторять, разумеется, нельзя. Когда ребенок или дети начнут часто ошибаться, переключитесь на другую тему.
«Что тут лишнее?».
Цель: развитие абстрактно-логического мышления.
Необходимо предложить ребенку несколько групп предметов (начните с одной, для этого можете использовать картинки). Это могут быть овощи или фрукты, посуда или игрушки – главное, чтобы один предмет был лишним. Ребенок должен понять, какой именно. Это довольно сложная для малышей игра, поэтому давайте подсказки: «Как все эти предметы можно назвать одним словом?»
«Кого поймает орел?».
Цель: развивать внимание и двигательную активность. Участвовать должно несколько человек
Сначала может быть один орел, который будет ловить зайчиков. Кого поймает, тот и становится следующим орлом. Потом можно усложнить игру, сделав несколько орлов и несколько зайчиков
Участвовать должно несколько человек. Сначала может быть один орел, который будет ловить зайчиков. Кого поймает, тот и становится следующим орлом. Потом можно усложнить игру, сделав несколько орлов и несколько зайчиков.
«Шарады».
Цель: развивать воображение, логическое и образное мышление.
Обычно в шарадах изображают животных, но можно попробовать показывать предметы. Вы можете использовать картинки, которые поместите в шляпу. Дети по очереди будут вытягивать и показывать изображенный предмет, а остальные должны угадать, кто это.
«Собери наш дом».
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, помощь в формировании образа семьи и себя.
На листе А3 или ватмане нужно будет собрать аппликацию дома, в котором живет малыш, можно его комнаты. Туда же поместить членов семьи, включая его самого.
Для этого вам понадобятся либо краски, либо изображения различных предметов, которые можно вырезать (диван, кровать, ящик с игрушками и т. п.), а также ваши семейные фотографии или их распечатка на листе А4, ножницы или кисточки. Пусть малыш вырежет все необходимые предметы и фото членов семьи. Дальше вам нужно будет распределить их на ватмане. Например, мама может быть на кухне, папа в кабинете, ребенок играет в игрушки и т. п.
«Что изменилось?»
Цель: развитие, памяти внимания, мышления, воображения, логики.
Для этого вам потребуются две схожие картинки, но на одной должны быть некоторые предметы и детали, отсутствующие на другой. Покажите ребенку первую картинку и попросите запомнить, что на ней изображено. Потом уберите ее и попросите рассказать об этом изображении. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут малышу описать картинку. После этого покажите ему вторую и спросите, что нового появилось на ней, чего не было на первой?
Если ребенку сначала будет трудно выполнять это упражнение, показывайте сразу оба изображения и просто попросите рассказать, чем они отличаются.
«Объедини».
Цель: развитие мышления и логики.
Вам понадобятся предметы разных цветов и форм. Необходимо дать ребенку задание объединить все предметы, например, розового цвета в одну группу, а белые – в другую. То же самое с формой: квадратные вправо, треугольные влево. Потом можно усложнить и попросить сложить треугольные в белую коробочку, а розовые в квадратную.
Дошкольный возраст — Википедия
Социальная ситуация развития
На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры.
В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.
Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях..
Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:
- Развитие мотивационно-потребностной сферы — освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
- Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
- Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
- Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.
Психические новообразования
Центральное новообразование дошкольного возраста — формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания — память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.
Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения.
Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.
Физическое развитие
С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.
Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.
Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет — 50 см) , а после 5-ти лет — 0,5 см в год.
Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.
Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.
Кризис трёх лет
В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским. У ребенка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.
Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребенка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребенка утвердить свою самостоятельность. Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:
Негативизм;
Материал ru.wikipedia.org
Авторские методики дошкольного воспитания
Всегда остается актуальным вопрос поиска эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день самыми популярными являются следующие методики:
1 Методика Никитиных, которая предусматривает развитие детей дошкольного возраста в максимально естественных условиях, при этом акцент делается на стимулирование творчества, вовлечении родителей в воспитательный процесс и обеспечение достаточного уровня физической активности ребенка.
Методика Марии Монтессори, которая предполагает создание для ребенка такой среды, которая поможет ему самостоятельно изучать мир, получать разнообразные сведения об окружающих предметах и явлениях, важное значение придается сенсорному развитию, обучению чтению, формированию математических знаний, стимулированию речевого развития.
Методика Глена Домана основанная на утверждении, что ребенок должен узнавать мир, знакомясь с фактами.
Любая методика, направленная на развитие детей дошкольного возраста, при правильном подходе может приносить результаты. Однако их применение не должно идти вразрез с интересами и потребностями ребенка, его индивидуальными особенностями.
Какой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен
Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Именно в это время происходит осознание себя частью социума. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.
До 5 лет дети считаются младшими дошкольниками, от 5 до 7 лет старший дошкольный возраст.
Как видим, возрастные границы размыты, поскольку значение имеет не календарная дата, а социальные факторы и особенности ребенка.
В возрасте от 2 до 7 лет (указываем максимальные возрастные границы этого периода) закладываются:
- основы индивидуальных психологических особенностей ребенка;
- формируется фундамент социально-нравственного развития личности.
Основные периоды дошкольного возраста
Для дошкольного возраста характерными чертами является следующее:
- главные жизненные потребности и нужды дети могут удовлетворить только при помощи взрослых;
- значение и роль семьи очень высоки, поскольку материальное благополучие ребенка, его духовность и познавательные интересы в первую очередь формирует семья;
- дети не могут защитить себя сами от агрессивного воздействия внешних неблагоприятных факторов.
Педагоги, работающие с детишками дошкольного возраста, должны учитывать особенности их психики и физиологии, для того, чтобы процесс обучения и воспитания был максимально эффективным. Их задача помочь ребенку стать участником социального процесса, сформировать такие общечеловеческие качества, которые сделают его достойным гражданином.
К дошкольникам нужен особый педагогический подход
Ведущая деятельность дошкольного возраста
Принципиально иной по сравнению с ранним детством у дошкольника становится и сфера деятельности. На протяжении дошкольного возраста ребенок осваивает такие сложные виды деятельности, как сюжетно-ролевая игра (ведущая деятельность этого возраста), рисование, конструирование, восприятие сказки и многие другие виды активности. Продолжает интенсивно развиваться и деятельность общения: дополнительно к ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формам общения ребенка со взрослым дошкольник осваивает две новые, более сложные формы общения – внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное, а также взаимодействие со сверстниками.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность.
Речевое развитие
Насколько рано ребенок начнет разговаривать, зависит от многих факторов, в числе которых и психологические особенности как малыша, так и его окружения. Но, как правило, дети старшего дошкольного возраста пользуются языком не только как средством общения, но и применяют его при мышлении. Словарный запас ребенка к 6 годам увеличивается до 3-3,5 тыс. слов, то есть становится приблизительно в 3-3,5 раза больше, чем в три года. Старший дошкольник показывает хорошее владение всеми видами устной речи и может общаться, используя развернутые сообщения, в том числе монологи и рассказы.
При освоении родного языка дети подражают окружающим. Именно поэтому залог успешного развития речи дошкольников кроется в общении со сверстниками, родственниками и другими людьми
При этом важно, чтобы взрослые общались с малышами без сюсюканий, не подстраиваясь под их произношение слов. Для того чтобы способствовать развитию речи дошкольника, родители и воспитатели должны выслушивать его, задавать наводящие вопросы, дружелюбно и терпеливо отвечать ребенку на все его «почему»
Желание ребенка «поболтать» взрослые должны поощрять непременно.
Дошкольное образование в разных странах
Несмотря на то что преимущества дошкольного образования очевидны, согласно статистике, более 175 млн детей по всему миру его не получают. Это примерно половина от общего количества детей дошкольного возраста на планете.
Лишь один ребенок из пяти вовлечен в образовательные программы для детей дошкольного возраста. Однако эта подготовка не отличается эффективностью из-за низкоквалифицированных преподавателей и неподходящих учебных программ. Как следствие, дети лишаются возможности в полной мере развить свой потенциал, что негативно сказывается на будущем страны.
По имеющимся данным, наиболее вовлечены в систему дошкольного образования дети в европейских странах (Франция, Германия, Великобритания, Норвегия, Италия, Испания, Исландия), а также в Австралии и Бразилии. В этих странах данный показатель составляет 95% и более. Чуть хуже дела обстоят в таких странах, как Россия, Китай, США, Польша, Аргентина, где показатель варьируется в пределах от 70% до 89%. Совсем плохо складывается ситуация в африканских странах. Дошкольное образование там получают в среднем меньше 25% детей. Исключение из правила — Гана, Алжир, Ангола и Кения. Здесь показатель не так далек от европейского. Своего рода исключением является и Саудовская Аравия. Несмотря на то что доход в этой стране выше среднего, крайне мало детей вовлечено в дошкольное образование — чуть меньше 25%, что примерно соответствует уровню стран Африки.
Рисунок адаптирован из отчета Института статистики ЮНЕСКО
В России в период с 2015 по 2019 год численность детей, посещающих учреждения дошкольного образования, выросла на 6,9% и составила 7,64 млн человек. Отмечается, что в первую очередь это связано с всплеском рождаемости, который пришелся на 2010-е годы. Кроме того, расширялся и спектр образовательных услуг для дошкольников. Тем не менее эксперты прогнозируют, что к 2024 году количество ребят, получающих дошкольное образование, снизится примерно до 5,9 млн человек, что обусловлено падением рождаемости в последние годы.
В 2000-х наблюдалось повышение внимания к дошкольному образованию со стороны многих государств. В Китае и Польше традиционно была подробная и централизованно регулируемая программа обучения. Однако в 2000-х страны начали движение в сторону децентрализации и разнообразия образования. Например, в Польше преподаватели смогли выбирать между восьмью учебными планами, рекомендованными Министерством образования. Франция сфокусировалась на языковом развитии, в том числе на изучении второго языка. Финляндия перевела дошкольную программу для шестилетних детей в базовую учебную программу по воспитанию и уходу за детьми младшего возраста с рождения до 6 лет. В 2003 году правительство Дании представило план работы с дошкольниками. Примерно в то же время аналогичные действия предприняли в Германии
То есть в начале XXI века правительства стали уделять серьезное внимание образованию детей младшего возраста, что подтверждается повсеместным введением и изменением учебных планов
Общее описание периода
Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:
- социальная ситуация развития;
- ведущий вид деятельности;
- психические новообразования.
С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.
Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.
С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Дошкольный период (3-7 лет) — характеристика
Дошкольный период – это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребенка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребенок активно познает мир.
Особенности роста и развития в дошкольном периоде
Замедление нарастания годичных приростов. Прибавка массы тела составляет 2 кг в год, длины тела на 5 см в год. Удвоение длины тела к 4 годам по сравнению с длиной тела при рождении.
Первый полуростовой скачок: у мальчиков с 4 до 5? лет, у девочек – после 6 лет.
Происходит в дошкольном периоде изменение пропорций тела: увеличение туловища в 2 раза, длины рук – в 2? раза, ног – в 3 раза.
К 7 годам длина ноги может достигать 53-55% от роста.
В дошкольном периоде отмечается нарастание массы мышц. Для этого возрастного периода характерно быстрое продвижение ручной умелости – «завоевание карандаша».
Происходит этапная дифференцировка костной ткани. К 6-7 годам – дифференцировка строения внутренних органов.
К концу этого периода скорость роста костей ног опережает увеличение нарастания мышц, вследствие этого дети могут жаловаться на боли в ногах.
Особенности ЦНС в дошкольном периоде:
1.
Формирование основного ритма электрической активности мозга к 6 годам.
5.
Выражены механизмы опознания целостного образа – образная форма мышления является главной в этом возрасте.
ЭЭГ. К 7-8 годам устойчивый выраженный ?-ритм (критерий зрелого мозга) .
Нервно-психическое развитие в дошкольном периоде
Характерно в дошкольном периоде преобладание эмоций, к концу периода их сдержанность. Совершенствование памяти. Интенсивное развитие интеллекта.
Происходит утончение и углубление чувств (красота природы, радость творчества) . Склонность к фантазии: «из ничего делать все». Видеть в предметах не то, что в них есть, а то, что желательно ему, и если окружающие не верят, происходит «уход в себя».
Характерно развитие самостоятельности и независимости. Формируется самолюбие. Одна из причин возникновения упрямства в дошкольном периоде – это ощущение у ребенка ущемления его самостоятельности и инициативы.
Самосознание «Я».
Органы чувств в дошкольном периоде:
1.
После 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением.
2.
Около 4 лет ребенок готов к начальному чтению.
Ведущая линия развития в дошкольном периоде:
1.
Игровая, ролевая игра, игра в воображаемую действительность.
2.
Исследовательская деятельность – овладение новым объектом.
Ребенок очень нуждается в похвале и одобрении.
Активная функция гипофиза и щитовидной железы.
2.
Начинается процесс инволюции вилочковой железы.
Особенности иммунитета в дошкольном периоде:
- JgG – уровень взрослого.
- IgM – к 4-5 годам достигает уровня взрослого.
- IgA – в плазме к 5-6 годам составляет 60% от уровня взрослого.
- IgA секреторный – устанавливаются оптимальные концентрации в секретах слизистых оболочек, что свидетельствует о завершении системы местного иммунитета.
- IgE – нарастают аллергические реакции.
В 4-6 лет – критический период иммунитета. IgA плазмы еще не достигает окончательных значений. IgE значительно повышается, так как происходит нарастание атопических реакций.
Могут проявиться поздние иммунодефициты.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем в дошкольном периоде
В легких интенсивно развивается эластическая ткань, мышечные бронхи с перибронхиальной и включенной в нее лимфоидной тканью. В 5-7 лет у ребенка происходит окончательное созревание ацинуса.
Сердечно-сосудистая система: к 5 годам масса сердца увеличивается в 4 доза, к 6 годам – в 11 раз. От 3 до 7-8 лет у ребенка происходит окончательная дифференцировка тканей сердечно-сосудистой системы, утолщение мышечных волокон, обогащение соединительной и эластической тканью.
К 7 годам ударный объем крови возрастает в 10 раз. Увеличиваются размеры кровеносных сосудов большого круга кровообращения.
Мочевыделительная система: к 5 годам масса почки составляет 55-56 г. Строение клубочка нефрона становится таким же, как у взрослого, кубический эпителий полностью замещается плоским. Фильтрационная функция почек и реабсорбция в канальцах как у взрослого.
Суточный диурез в 5 лет 600-800 мл, в 7 лет – 900-1000 мл. Относительная плотность мочи 1,010-1,020.
Характер патологии:
Источник www.owoman.ru
Ребенок в двух-трехлетнем возрасте
Малыш в два года способен на самостоятельные поступки: может надеть штанишки, кушать ложкой и т. д. Уже научившись немного фантазировать, он с большим интересом играет своими игрушками. Особенно нравятся ему простейшие групповые игры.
Двух-трёхлетние детки весьма подвижны: неустанно бегают, поднимаются на носочки, прыгают, даже ловят равновесие на одной ноге. Если дать ребёнку в этом возрасте пальчиковые краски, он будет очень доволен. Двухлетний малыш «фонтанирует» графикой, оставляя на бумаге кружочки, чёрточки, закорючки. Его «каллиграфия» совершенствуется к трём годам, всё более вразумительными становятся рисунки: можно уже распознать цветок и домик. Малыша нужно обязательно хвалить за эти успехи, для него такая реакция очень важна. Впоследствии это не позволит ему закрываться в себе и прятать собственные способности. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к печатному слову: с удовольствием слушают сказки, стишки, потешки. Некоторые услышанное пересказывают и даже сочиняют сами. Но другие малыши только в этот период начинают говорить и формировать свой лексикон. В этом случае желательно посетить психолога и логопеда, чтобы определить, нет ли каких отклонений развития, и есть ли повод для беспокойства.
Особенности этого возраста:
- Социально-эмоциональное развитие. Ребёнок проявляет фантазию и самостоятельно играет, в том числе в простые групповые игры. Стремится понравиться другим, подражает сверстникам.
- Моторика рук и общая моторика. Учится ходить на носочках, бегать, удерживать равновесие на одной ноге. Спрыгивает со ступеньки, сидит на корточках, открывает ящики и потрошит их содержимое, использует ножницы, открывает крышки, рисует пальцем, играет с глиной и песком, нанизывает бусы.
- Зрительно-моторная координация. Крутит пальцем телефонный диск, воспроизводит простые формы, рисует чёрточки, режет ножницами.
- Предметно-игровая деятельность и восприятие. Картинки рассматривает, умея выбирать парные по образцу. Уверенно разбирает пирамиду, но складывает, невзирая на размеры колец.
- Психическое развитие. Простые рассказы случает увлечённо. Знает значение таких количественных и качественных слов-характеристик как «маленький-большой», «сухой-мокрый», «пустой-полный». Любимый вопрос «Что это?». Способен воспринимать чужую точку зрения. На абсурдные вопросы способен отвечать отрицательно.
- Понимание речи. Быстрый рост словарного запаса. Воспринимает сложноподчинённые предложения «Когда я вернусь с прогулки, я буду…», вопросы «Что лежит на столе?», воспринимает объяснения «Почему?» и «Как?». Может выполнить сложносоставную инструкцию «Сперва вымой руки, а потом садись за стол».
Эта тема закрыта для публикации ответов.