Эдипов комплекс и другие расстройства личности, о которых вы что-то слышали

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Эдипов комплекс: что это и как проявляется?

Вот он – пресловутый эдипов комплекс, описанный Зигмундом Фрейдом еще в начале ХХ века.

Мальчик больше не хочет быть ребёнком для своей мамы, он хочет быть как папа, и даже вместо папы.

С другой стороны, папа является образцом, так как однажды уже завоевал расположение мамы, занял свое место рядом с ней. Роль отца в этот период особенно важна. Он стимулирует развитие мужского начала у сына с одной стороны, как соперник, как конкурент, с другой – как учитель, как эталон, обучая, вовлекая в свои мужские дела на личном примере.

Однако, ребёнок подсознательно понимает, что не имеет права занимать место отца, это рождает страх, что отец обо всем догадается и тогда наказания (а может и отлучения от семьи) не миновать. Как следствие, на лицо внутренний конфликт.

То, как мальчик разрешит его, будет определять то, что касается его взаимоотношений со своим и противоположным полом в дальнейшей жизни, вопросы авторитета, личного влияния и т.д.

Маме, оказавшейся в положении фаворита, не стоит пользоваться ситуацией

Это, конечно, приятно, когда к тебе проявляют повышенное внимание. Но ребёнок должен четко понимать распределение ролей в семье, где сам он, конечно, любимый, но младший член семьи

Признаки комплекса в зрелом возрасте

В детстве синдром проявляется агрессией мальчика по отношению к отцу, попытками разлучить маму и папу, спать с ними посередине в кровати или спать только с мамой. Нередко из уст ребенка можно услышать обещание того, что он женится на маме.

Эдипов комплекс взрослого мужчины имеет другие признаки (парень уже не может так открыто выражать свои чувства, как в детстве):

  • неспособность и нежелание отказаться от опеки матери («маменькин сынок»);
  • постоянные претензии к женщинам («у мамы вкуснее», «у мамы лучше» и т.д.);
  • выбор партнерши, похожей внешне и по поведению на мать и нередко примерно такого же возраста, как она;
  • нежелание иметь детей и ревность к ним (если мужчина встречает женщину с ребенком);
  • инфантильность и обидчивость;
  • ревность к мужчинам матери и попытки избавиться от них.

Осознание патологического влечения к маме приводит к появлению противоречивых чувств в ее сторону: любви и ненависти.

Обратите внимание! К родителю того же пола человек с Эдиповым синдромом испытывает двоякие чувства: ненавидит и боится. Он чувствует конкуренцию, но в то же время хочет быть похожим на отца (чтобы мама его любила).

Мои рекомендации

Для борьбы с синдромом лучше использовать семейную психотерапию и индивидуальные консультации для матери и сына. Как правило, сама женщина подпитывает эти отношения. Она вмешивается в личную или семейную жизнь мужчины, постоянно критикует невестку

Выходит, что речь идет о созависимости, а значит, нужно концентрировать внимание на построении личных границ и воспитании независимости, самостоятельности у обоих лиц. И мама, и сын должны прекратить вмешиваться в личную жизнь друг друга, построить отдельные круги общения, обзавестись индивидуальными увлечениями и работой

Для этого подойдут сеансы когнитивно-поведенческой психотерапии.

https://youtube.com/watch?v=WUW96GQ5ias

Как избавится от комплекса Эдипа?

Фрейд утверждал, что сын начинает бояться, что отец может его кастрировать за желание переспать с его женой. Поэтому комплекс сам собой отпадает во время появления этого страха. Он должен адекватно пройти, а не исчезнуть из виду и запрятаться в бессознательное. Чтобы потом не вылилось в другие комплексы.

Поэтому, если не проходит самостоятельно, нужно помнить о внимании к ребенку. Оно должно быть направлено от обеих родителей в равной степени. Отношения между ними должны быть благополучными, во взаимопонимании, без громких ссор. Чтобы дети видели маму с отцом как отдельную пару, которым хорошо вдвоём.

Не пускать спать с собой в постель и ванную комнату, когда принимается душ. Ребёнок должен чувствовать границы, испытывать стыд. Если лезет целоваться в губы, то нужно мягким, но уверенным движением отстранить и объяснить, что так делать нельзя. Что есть партнёр, которого любят как взрослого. А ребёнка тоже, только по-другому.

С ребёнком нужно много общаться. Особенно, когда он так активно познаёт мир, и много вопросов остаются не отвеченными. Поэтому стоит самому расспрашивать, что интересует, что объяснить. Показать детям, что это нормально – спрашивать, и за это даже хвалят. Возможно, поделится своими чувствами и переживаниями.

Ребёнок должен общаться с другими детьми и даже взрослыми вне семейного круга

Чтобы внимание не акцентировалось исключительно на родителях. Если понравилась сверстница противоположного пола, то это положительный признак, что проблема исчерпана

Комплекс Эдипа – это естественные этап развития личности в раннем возрасте. После его прохождения ребёнок берёт на себя черты родителя своей стати, формируется для вхождения во взрослую жизнь. Если этого не произошло, то есть советы, как направить в нужном направлении.

Дополнительная информация:

  • Что такое стеснительность и как от нее избавиться ?
  • Как избавиться от тараканов в голове?
  • Что такое мания величия и как от нее избавиться?
  • Что такое самобичевание и что с этим делать?
  • Что такое комплекс жертвы или как перестать страдать?
  • Что такое комплексы, как они формируются и что делать?
  • Как научиться не краснеть? 10 советов
  • Комплекс Электры, Наполеона, Золушки и другие
  • Что такое застенчивость и 6 способов от нее избавиться

История

Название комплекса происходит от древнегреческого героя Эдипа, который убил своего отца и женился на собственной матери. После этого он страдал до самой смерти – ослепил себя, поссорился с детьми и в конечном итоге был изгнан из общества.

Описанное выше поведение детей – это всего лишь начальная стадия эдипова комплекса, когда влечение к родителям считается в целом нормальным состоянием психики. Проблемы начинаются позже, по мере взросления ребёнка. Если он не преодолеет эдипов комплекс, то в дальнейшей жизни столкнётся со многими трудностями.

Учение Фрейда

Фрейдисты считают, что мальчику справиться с этим комплексом легче, поскольку у него есть стимул – подсознательная боязнь кастрации. Тем не менее, в некоторых случаях избавление от психологического недостатка может стать непростым испытанием. С «общепсихологической» точки зрения (то есть если абстрагироваться от фрейдизма) эдипов комплекс у подростков и тем более у взрослых людей – это проявление отставания индивида в психологическом развитии.

Что такое Id(Ид)?

Согласно психоаналитической теории Фрейда, id-это неорганизованные аспекты любой личности, которые являются его насущными потребностями и инстинктами, и работает в соответствии с удовольствием. Он способен испытывать противоположные импульсы без необходимости их опровержения или подавлять  логику. Id врожденный и существует с рождения и определён нашими не сознательными и иррациональными импульсами, выражениями, побуждениями и действиями. Поэтому, во время фаллической стадии, id ребенка заставляет его ревновать  отца и рассматривать его как потенциальную угрозу. Ребенок рассматривает отца как конкурента, которому нужно препятствовать получить любовь матери.

Эдипальные переживания с точки зрения классического психоанализа

Если мыслить психоаналитически ортодоксально, то в соответствии с фрейдовской концепцией все развитие детей (включая девочек) происходит вокруг переживаний, связанных с пенисом (или с его отсутствием).

В соответствии с классическим описанием Эдипова комплекса, мальчик отказывается от своих сексуальных притязаний на мать из-за страха кастрации, что приводит к гибели Эдипова комплекса (см. подробнее ).

Надо подчеркнуть, что Фрейд вел речь о страхе потерять анатомический орган пенис, а не о . Страх кастрации в узком смысле этого слова, очевидно, существует у мужчин, об этом свидетельствуют не только психоаналитические исследования, но и множество распространенных мужских шуток на эту тему (см. также ). Теме значения пениса для мальчика в эдипальном периоде посвящена статья .

В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, в результате страха кастрации мальчик сублимирует свои сексуальные притязания в десексуализированные формы, которые определяют развитие его личности через достижения. Достижения формируют его успешность в жизни, что позволяет создать собственную семью, дав, наконец, возможность реализовать сдерживаемое столько времени сексуальное желание (по крайне мере, так считал Фрейд, и сам жил по этой схеме, см. ).

В неблагоприятном варианте, когда страх кастрации чрезмерный, его мысленная (идеаторная) составляющая в бессознательное, а чувственная (аффективная) составляющая остается в виде тревоги (беспредметного страха). Излишняя тревога «цепляется» за любые ситуации, могущие вызывать страх неудачи, усиливая эти страхи, которые мешают развитию личности, блокируют достижения и лишают способности вступать в конкуренцию – развивается кастрационный комплекс и невроз.

После рождения, и мальчики, и девочки привязаны к матери. Мальчик не меняет своей привязанности в эдипальный период. По мнению Фрейда, когда девочка обнаруживает отсутствие пениса не только у себя, но и у своей матери – это отвращает ее от «дефектной» матери, в результате чего у девочки возникает влечение к отцу (а, точнее, к его пенису). Получается, что если для мальчика страх кастрации знаменует собой конец Эдипова комплекса, то для девочки депрессивное переживание утраты пениса дает начало Эдипову комплексу (см. подробнее ). Страх кастрации для мальчика является мотивом выйти из эдиповой конкуренции, но девочке уже нечего терять, поэтому Фрейд считал, что «девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань» (“”). Из этого Фрейд делает вывод, что женщина никогда не расстается со своим кастрационным комплексом и бессознательно никогда не отказывается от желания заполучить себе пенис, о чем он пишет в своей книге, в которой подводит итог всей своей практики – “”.

В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, «девочка переходит символическим путем от пениса к ребенку, ее Эдипов комплекс выражается до сохраняющегося в течение долгого времени желания получить в подарок от отца ребенка, родить ему ребенка» (“”). В конце концов, девочке также как и мальчику, приходится отказаться от эдипальных притязаний. По мнению Фрейда, с устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив, и преодоление Эдипова комплекса девочкой является результатом воспитания, внешнего запугивания, угроз утраты родительской любви (там же). И девочке приходится отказаться от притязаний на отца и ждать пока она вырастет и сможет заполучить себе ребенка от мужа (суррогата отца).

В неблагоприятном случае кастрационный комплекс девочки формирует у нее комплекс неполноценности и, иногда, ненависть к мужчинам – счастливым обладателям пениса – порождая феминизм, женский гомосексуализм и клиническую депрессию. За любым неврозом женщины, по мнению Фрейда, стоит бессознательное желание заполучить себе пенис. По мнению Фрейда, счастье женщина может найти только в семье,  – это мнение соответствует социальной реальности викторианской эпохи, в которой жил Фрейд.

::

Вывод: таким образом получается, что с точки зрения классического психоанализа, вторым компонентом Эдипова комплекса в своем нормальном проявлении является страх кастрации для мальчиков и депрессивное переживание кастрированности для девочек (о чем и пишет Чарльз Бреннер в , но почему-то избегает такой четкой формулировки).

Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории

В чём современное понимание Эдипова конфликта? Желание убить отца и переспать с матерью — чересчур примитивное, упрощенное толкование, за которым кроется тайное желание разделаться, высмеять ту теорию, которая так неудобоварима для наших желудков.

Рожденный ребёнок состоит в плотном симбиотическом контакте с матерью. Родившись, он окончательно «не вылупился» из неё. Человеческий детёныш очень долго сохраняет зависимость от матери. Физически и психически он представляет единое целое с ней. Примерно год спустя он начинает отбегать от матери на небольшое расстояние, но всё ещё не может самостоятельно добывать пищу.

Всё это время мать — центр его мироздания. Вернее, он сам в слитом состоянии с матерью и есть центр своего мироздания. Постепенно ребёнок осознает свою отдельность от матери, он понимает разницу себя и её. Наконец, в поле зрения ребёнка появляется фигура отца, третьего, и возникают отношения триангуляции — мучительного треугольника, в котором заперт ребёнок. Отец становится фигурой, благодаря которой ребёнок начинает отделяться от матери и исследовать окружающее пространство. Во-первых, мать иногда принадлежит отцу, а не ребёнку — это начинает осознавать ребенок. Во-вторых, отец расширяет диадное пространство «мать-дитя», образуя ещё один узел. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом.

Осознав, что у него есть пол, ребёнок идентифицирует себя либо матерью, либо с отцом: «Я — либо мальчик, либо девочка». И примерно в этот момент у него начинается дикая ревность к родителю своего пола и борьба с ним за любовь родителя противоположного пола. Это и есть арена будущего Эдипова комплекса. В процессе длительного взросления ребёнок должен преодолеть желание жениться на маме или выйти замуж за папу и сформировать стойкое намерение «быть как мама или как папа», чтобы впоследствии завести себе свою пару. Говорят о положительном разрешении Эдипова конфликта, когда ребёнок окончательно разрешает себе любить человека противоположного пола, и о негативном разрешении, когда уже выросший ребенок не разрешает себе любить или в самом крайнем случае осуществляет выбор в пользу партнёра своего пола. Это означает, что на арене Эдипова конфликта когда-то что-то пошло не так. Возненавидев родителя своего пола, ребёнок может возненавидеть своё собственное тело со всеми его проявлениями или просто себя. Это дорога в патологию или психосоматику. Ненависть к родителю своего пола, несомненно, должна рано или поздно стать метафорой, символом и пролиться на свет в виде творчества, поступков, в которых отдаленно есть конкуренция с родительской фигурой. Если метафора не образуется, то ненависть (а в вывернутом наизнанку виде ненависть может стать зависимостью) остается буквальной, а не символической, — это повод обратиться к личному анализу, к развитию у себя способности символизировать свои аффекты.

Биологи говорят, что окончательное взросление человеческого детёныша завершается к 4 годам — когда он уже действительно самостоятелен, может передвигаться и доставать себе еду, а исследователи нашего мозга утверждают, что окончательное созревание головной коры человеческого мозга завершается к 23 и даже к 26 годам, то есть всё это время человеческая особь развивается. Физическое отделение происходит к 4 годам, а психические процессы формирования и развития длятся почти 30 лет.

Эдипов конфликт имеет тысячи нюансов и оттенков в сценариях каждой жизни отдельного человека, и в одном случае может проявиться как патологическая ревность, в другом как желание конкурировать с людьми своего пола, в третьем как избегание любых парных отношений, в четвёртом как желание властвовать над партнёрами противоположного пола. Случаи самого крайнего разрешения конфликта, или, как говорят, перверсии, имеют также сотни вариантов.

Разрешением же конфликта является зрелая способность любить  другого человека противоположного пола, уметь строить длительные отношения, рожать и воспитывать детей, проживать свою жизнь и стареть в удовлетворении своей жизнью и собой. Недаром Эдипов комплекс называют главным комплексом или этапом развития взрослого человека.

Совестью называют ту надстройку, которая образуется в психическом мире ребёнка в результате его прохождения через Эдипов Конфликт. Отец, принесший в мир ребёнка нормы, правила и законы, должен стать внутренней категорией. Это тот алтарь, на который ежедневно будут приноситься жертвы психических конфликтов человека.

Амбивалентность

В мифе о царе Эдипе, который Фрейд использует как символ феномена Эдипова комплекса, Эдип вступает в сексуальную связь с матерью, не зная, что она его мать, и убивает отца случайно, не зная о том, что это его отец. Это убийство происходит в соответствии с пророчеством, именно из-за которого Эдип и покидает свой дом, желая оградить от исполнения пророчества своего приемного отца, которого он считал родным. Мораль этой легенды в духе царящего в Древней Греции фатализма заключается в том, что невозможно изменить то, что предначертано богами, как ни старайся человек избегнуть своей судьбы. Фрейд видел в этом символический смысл: бессознательное не обмануть, Эдипов комплекс неотвратим. «Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца…» (“Толкование сновидений” Фрейд)

Анализу трагедии Софокла “Царь Эдип” я посвящу одну из следующих из цикла об Эдиповом комплексе, а пока я хочу только подчеркнуть, что в нормальной ситуации отец мальчика эдипова периода известен, и мальчик к нему испытывает противоречивые чувства. Иногда, когда отец препятствует безраздельному владению мальчика матерью ‒ он может его ненавидеть. Но мальчик одновременно любит своего отца и очень в нем нуждается. Также это верно и для девочек. Вот как сам Фрейд описывает такие противонаправленные чувства:

«Одна способная, очень живая девочка восьми лет, обнаружившая особенно ярко признаки этой черты детской психологии, говорит даже прямо: “Пусть мамочка умрет, папочка женится на мне, я буду его женой”. В детской жизни желание это отнюдь не исключает того, что ребенок нежно любит свою мать. Если маленький мальчик может спать с матерью, как только отец уезжает, а после его возвращения должен вернуться в детскую к няньке, которая нравится ему гораздо меньше, то у него очень легко может возникнуть желание, чтобы отец постоянно находился в отсутствии и чтобы он сам сохранил бы свое место у дорогой, милой мамы; одним из средств для достижения этого желания является, очевидно, то, чтобы отец умер, потому что ребенок знает: «мертвых», как например дедушки, никогда нет, они .»
(“Толкование сновидений”)

Этим Фрейд подчеркивает специфику «желания смерти» ребенком: для ребенка это не имеет ничего общего с настоящей смертью, потому что в этом возрасте ребенок еще не может понять, что же такое смерть, это только желание совершенно и окончательно устранить соперника. При этом, ребенок одновременно может горячо любить родителя, которого хочет устранить, и очень нуждаться в нем.

Такое существование противоположно направленных чувств Фрейд назвал амбивалентностью. Это означает, что мальчик не убивает отца не потому, что не может его убить, потому что тот сильнее, а потому что любит его, хотя и ненавидит. Так Фрейд считал первоначально:

« в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Она играет определенную роль в развитии Эдипова комплекса. Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать и быть таким, как он, быть на его месте во всех случаях. Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеалом. Это отношение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще), оно является, наоборот, исключительно мужским. Оно отлично согласуется с Эдиповым комплексом, подготовке которого оно способствует.»
(“Массовая психология и анализ человеческого Я”)

То есть мальчик, подражая отцу, идентифицируется с его мужественностью, в конце концов, мужской агрессивностью, которая же потом и оборачивается против отца в расцвете Эдипова комплекса. Но отец, по-прежнему, остается идеалом для мальчика, попросту говоря, мальчик продолжает его любить.

«Ребенок замечает, что отец стоит на пути к матери; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца также и у матери. Идентификация амбивалентна с самого начала, она может служить выражением нежности, равно как и желания устранить отца.»
(там же)

Общие сведения

Эдиповым комплексом и комплексом Электры называется расстройство психосексуального становления связанное с наличием у детей (у мальчиков и девочек соответственно) внутреннего универсального неосознанного эротического влечения и привязанности к одному из родителей и ревностью к другому. Понятие ввел в психологию Зигмунд Фрейд в 1897 году, но оно и сейчас является важным составляющим психологического анализа человека. Можно предположить, что «все мы Эдипы» и каждый ребенок переживает фаллическую стадию развития и именно проблемы эдиповой констелляции становятся ядром всех неврозов.

История термина

Название «Эдипов комплекс» основано на истории древнегреческого мифа, повествующего о царе Эдипе, убившем родного отца и женившемся на своей матери. Так, Зигмунд Фрейд в своей переписке с другом Вильгельмом Флиссом сравнивал свою ревность к отцу и влюбленность в мать с «чарующей силой Эдипа» и называл это универсальным явлением раннего детства. Он выдвинул свое предположение в работе об особых типах выбора сексуального объекта мужчинами, где описал, что мальчик, возжелавший свою мать и ненавидящий отца, попадает под влияние Эдипового феномена.

Эдипов комплекс в психологии Фрейда и других вариациях

По Фрейду следует рассматривать Эдипова и Электры комплек как этапа психосексуального восприятия и развития, впервые проявляющийся в раннем детстве – между 2-3 годиками. Это так называемый период осознания приматом генитальности (фалличности), объединяющий оральное и анальное влечение предыдущих стадий в развитое либидо. Он может иметь первостепенное значение в формировании различных невротических отклонений и сексуальных нарушений. Однако, противники фрейдистской школы не признают первостепенной значимости Эдипова расстройства в психосексуальном развитии человека и вероятности психозов.

Так, согласно Адлеру, Эдипов комплекс следует воспринимать как проявление детской избалованности, результат погрешностей воспитания и материнского попустительства, ведь ребенок привыкший получать все, что хочет, например, много ласки и внимания, развивается и в сексуальном плане быстрее и считает, что и эротические желания также должны быть удовлетворены единственным на тот моментом доступным источником – матерью.

Эрих Фромм хотя и был в большинстве согласен с Фрейдом (источник данных — Википедия), однако предлагал рассматривать Эдипову стадию не только в сексуальном аспекте, но и в более широком спектре привязанностей. Таким образом, враждебность к отцу может быть вызвана авторитарностью патриархальности и собственническим отношением родителей, ограничением независимости и свобод ребенка.

Отто Ранк предполагал, что Эдипов комплекс может быть результатом стремления ребенка сохранить свою индивидуальность за счет настраивания родителей друг против друга. Тогда как они в свою очередь борются открыто или подсуподно за благосклонность ребенка, но выбор падает обычно на того родителя, кто меньше всего посягает на индивидуальность чада.

Кроме того, учение по Фрейду не считается с влиянием братьев и сестер при формировании Эдипова комплекса, занижает весомость влияния матери, запретов и искушений, а комплекс Электры в психологии женщины не достаточно обоснован.

https://youtube.com/watch?v=RYNfNS_w7jY

https://youtube.com/watch?v=kj6LmEbv2Sc

Описание Эдипова комплекса

  • Оральная стадия. Наблюдается в возрасте до полутора лет. Все переживания и познание внешнего мира осуществляются через рот. В этом периоде, согласно Фрейду, ребенок склонен направлять сексуальную энергию на себя. Материнскую грудь как единственный источник удовольствия для себя малыш воспринимает своей и не отделяет. На этой стадии развития психики человека формируются задатки самооценки. Если в этом периоде малыш будет недополучать материнской любви, ласки и внимания, скорее всего он вырастет замкнутым в себе.
  • Анальная стадия. Заменяет оральную до 3 лет жизни малыша. Фрейд считал, что на этом этапе развития ребенка формируется важная привычка — контроль своих физиологических потребностей. Естественно, малыш не стесняется своих действий и, получив от родителей одобрение похода на горшок, старается выполнять свои обязанности. В зависимости от реакции и позиции матери и отца касательно приучивания к горшку можно предположить варианты психического развития. Если ребенка постоянно ругали, наказывали за то, что он не дотерпел до горшка, соответственно, будет более сдержанным в будущем. Если же поощряли правильное поведение, будет более открытым.
  • Фаллическая стадия. Наблюдается в возрасте от 3 до 5 лет. Другими словами, это стадия Эдипова комплекса. В этом периоде дети активно интересуются гендерными различиями, ставят массу вопросов касательно своего появления на свет. Интерес проявляется также к собственному телу, ребенок может начать бессознательно периодически касаться половых органов, что отнюдь не является признаком того, что он извращенец. Это абсолютно нормальная реакция, что позволяет узнавать этот мир и, прежде всего, себя самого. Также наблюдаются первые привязанности. Первая женщина для мальчиков, которая представляет собой цель направления своей сексуальности, является их матерью. Малыш подрастает, осознает свою половую принадлежность и тянется к тому, к кому привязан больше всего. Кроме этого, может испытывать ревность к отцу, который выступает «соперником» в каком-то смысле. Малыш боится лишиться любви к себе, воспринимая её как что-нибудь уникальное, что можно подарить лишь одному человеку.
  • Латентная стадия. Наблюдается от 6 до 12 лет. Если быть точнее, то до начала полового созревания. В этом периоде сексуальность ребенка дремлет и не проявляется. Тогда происходит развитие понимания своего «Я», формируются понятия, каких нужно придерживаться, и рамки, за которые не следует заходить. Так развивается «Сверх-Я» — набор правил и норм поведения, продиктованных окружающими, которые ограничивают возможности проявления своего «Я». То есть, сравнительно с предыдущими стадиями, на которых основными понятиями являлись собственные интересы и удовлетворение примитивных физиологических потребностей, здесь маленький человек начинает развиваться, учитывая специфику социализации в этом мире.
  • Генитальная стадия. Начинается от периода полового созревания и до конца жизни. Проявляется пониманием своих сексуальных потребностей в общении с противоположным полом, а также их реализации. Естественно, это не значит, что с началом полового созревания наступает период, когда человеку необходим секс. Чаще всего нужно просто направить свою симпатию в необходимое русло, оно может проявиться даже в простом общении. Желание проводить время вместе или же осознание первых привязанностей являются теми шагами сексуальности, которая реализовывается.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.