Детская клептомания: плохая наследственность или приобретенная дурная привычка?

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Что делать, если вор пойман?

А если не пойман, то не обвиняйте, и даже когда за руку поймали, контролируйте свою речь. Обвинениями, особенно беспочвенными, можно зародить комплекс неполноценности, иногда для этого хватает одного инцидента. Невосполнимый ущерб будет нанесен его личности. Пусть малыш знает, что может все исправить, это сохранит его уверенность в себе.

После проступка ожидается продолжение, в каждом поступке мерещится хищение, это толкает к новым преступлениям. Непонимание и неприятие домочадцами ведёт к озлоблению. И присваивание вещей уже становится не только местью, но и способом удовлетворения материальных потребностей.

Спросите подростка, почему он решился на воровство

Постарайтесь разобраться, какая мотивация скрывается за поступком подростка. Возможно, дело в каких-то других проблемах или трудностях. Если вы знаете, что стало причиной такого поведения, вам проще предотвратить повторение неприятной ситуации. Подростки воруют по целому ряду причин. К примеру, дело может быть в желании вписаться в коллектив. Ребенку хочется модный смартфон или стильные кроссовки, и единственный способ получить их – украсть из магазина или взять у кого-то деньги, чтобы совершить желанную покупку

Соответствие окружающим – это важное условие при взрослении, подростки нередко ощущают давление и потребность иметь те же вещи, что и у остальных, чтобы вписаться в их круг. Еще одной причиной, толкающей на воровство, является потребность во внимании

Любое внимание от окружающих, даже откровенно негативное, может показаться лучшим выходом, чем полное его отсутствие. Подросток ворует, потому что знает: это вы точно не проигнорируете. Он пытается заставить вас заметить его

Стоит отметить и такую причину, как стеснение. Презервативы, тампоны, тест на беременность, экстренная контрацепция – подобные предметы могут вызывать такую неловкость, что подростку кажется более подходящим выбором воровство. Это единственный выход, ведь попросить у кого-то на это деньги просто недопустимо, как кажется подростку. Наконец, некоторых подростков привлекает ощущение опасности. Им нравится испытывать новые эмоции и принимать участие в рискованных действиях, они заинтересованы запретным и неправильным из чувства противоречия. В таком случае воровство может быть способом проверки границ: как далеко можно зайти безнаказанно? Если вы проигнорируете проступок подростка, проблема будет только обостряться

Он пытается заставить вас заметить его. Стоит отметить и такую причину, как стеснение. Презервативы, тампоны, тест на беременность, экстренная контрацепция – подобные предметы могут вызывать такую неловкость, что подростку кажется более подходящим выбором воровство. Это единственный выход, ведь попросить у кого-то на это деньги просто недопустимо, как кажется подростку. Наконец, некоторых подростков привлекает ощущение опасности. Им нравится испытывать новые эмоции и принимать участие в рискованных действиях, они заинтересованы запретным и неправильным из чувства противоречия. В таком случае воровство может быть способом проверки границ: как далеко можно зайти безнаказанно? Если вы проигнорируете проступок подростка, проблема будет только обостряться.

“У Ирины много поклонников”: Владимир Шевельков рассказал, как женился на модели

День памяти Ксении Петербургской: история, как поздравить Оксану с Днем ангела

На высоте 300 км: буддийские монахи планируют построить первый храм в космосе

Причины детского воровства в младшем школьном возрасте

В этом возрасте у детей должно быть сформировано понятие: хорошо-плохо. И ценность денег им уже известна. В начале школьной жизни у большинства ребят появляются первые деньги, на свои самостоятельные карманные расходы. Но, именно в этот период, семьи чаще всего сталкиваются с детским воровством. И недоумевают: «как же так?», «никто в семье его такому не учил» и т. д.

Не стоит сразу же приписывать такое поведение к «аморальному» и придумывать суровые наказания. В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком и выяснить, какие же трудности толкнули его к этому поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин.

Отсутствие своих денег

В начале школьной жизни дети активнее начинают погружаться в социальную среду, их развитие проходит под влиянием окружающих. Особенное место в этом процессе занимают сверстники. Если малыш видит, что у других детей есть деньги на буфет и другие мелкие расходы, а у него нет – он чувствует себя ущербным и неполноценным. Эти чувства могут толкнуть его к нехорошему поступку, даже если он уже осознает неправильность своего поведения.

Кража как реакция на травму

Такое поведение возникает в результате неблагополучной атмосферы сложившейся в семье. Возможно, что при таком раскладе дети начинают воровать еще в дошкольном возрасте, но родные гневно реагируют на подобное поведение, не понимая его истинных причин. Если систематически ребенка наказывали, а общая атмосфера в семье не менялась – ребенок начинает воровать уже намеренно. Чтобы отомстить за ранее причиненные обиды.

Самоутверждение

Погружаясь в школьную жизнь, дети осознают – популярными становятся те ребята, у которых есть эксклюзивные игрушки и дорогие гаджеты. Ошибочно полагая, что это единственный путь к одобрению и принятию окружающими, дети начинают воровать деньги родителей, чтобы потратить их на угощения для сверстников или покупку игрушки, которую будут просить другие. Они тем самым «покупают» любовь окружающих.

Пробелы в воспитании

Выше уже говорилось, что в возрасте 5-8 лет дети должны осознавать отличия плохого от хорошего. Но иногда этого не происходит. Ведь любые качества характера формируются в процессе воспитания родителями, влияния других значимых окружающих, самостоятельных решений ребенка, а не появляются сами по себе в каком-то определенном возрасте.

Если в нравственном воспитании малыша произошел серьезный пробел, он не осознает, что совершает что-то плохое и думает, что деньги принадлежать ему точно так же, как и родителям. В этом случае он не испытывает раскаяния, чувства вины и не осознает состояние родителей, так как не способен к эмпатии.

Возможно, у него недостаточное развитие волевой сферы и тогда желание «хочу», преобладает над здравым «могу это позволить». Такое поведение складывается вследствие того, что в более раннем детстве, родители покупали своему чаду абсолютно все, и он не слышал слова «нет». Теперь, когда желания стали серьезнее, они уже не могут так потакать его требованиям.

Отсутствие доверия к родным

Иногда ребенку нужны деньги на то, что, по его мнению, родители посчитают напрасной тратой. Например, на подарок симпатичной однокласснице или на помощь приюту для животных. Терзаемый сомнениями, он принимает сложное решение – потратить средства родителей на очень-очень значимые для него вещи. Здесь один хороший поступок совершается вслед за плохим поступком. В такой ситуации ругать ребенка точно не следует, ведь он замкнется еще больше и только удостоверится в правильности своих первоначальных выводов.

Буллинг

Распространенной причиной воровства может стать давления на ребенка со стороны сверстников или старших ребят. Путем запугивания или битья, они вынуждают беззащитного малыша совершать кражу денег у родителей. Таким образом, он естественно хочет «откупится» и не терпеть больше систематических издевательств.

Что делать: практические советы

Что делать, если ребёнок 10 лет ворует деньги и врёт? Для начала надо разобраться в причинах досконально. При этом обязательно в спокойных разговорах с ребёнком, а не кричать или ещё хуже – бить, ничего не выяснив.

Советы психологов, что делать, если ребёнок/подросток врёт, ворует деньги у родителей и не только:

Выяснить причину, не переходя к агрессии. Поймите сразу: жестокое и злобное поведение родителей может только навредить. Ребёнок сразу замкнётся и перестанет вообще с вами разговаривать. Кроме того, если причиной воровства стали как раз ваши внутренние отношения, вы тем самым сделаете их ещё хуже. Если причина в друзьях, вообще будьте крайне осторожны. Ребёнок, скорее всего, не скажет вам о самом сокровенном: о том, что он вынужден кому-то подчиняться. А значит, тут нужны долгие тёплые серьёзные разговоры, способные вывести вас на проблему, с которой вы сами, возможно, не справитесь

Также важно помнить о том, что нельзя обзывать ребёнка, нельзя вешать «ярлыки», такие как «вор» или «преступник». Сами понимаете смысл фразы: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт».
Никогда не обвиняйте ребёнка, если вы уверены в его причастности к краже

Часто происходит так: что-то пропало, а подумать больше не на кого, и родители начинают агрессивно допрашивать сына или дочь. У ребёнка есть достоинство, так же, как и у вас. Уважайте его, и пока причастность вашего чада к воровству не доказана, не унижайте его. Никогда не разбирайтесь с ребёнком при посторонних. Не позволяйте этого и окружающим, пока не будет доказательств. Только не нужно это понимать однобоко. Бывает, что факты налицо, а родители всё равно не могут поверить, что это их ребёнок совершил кражу, и начинают предпринимать шаги, чтобы оградить сына или дочь от таких проблем, упорно не желают видеть и слушать правду. Здесь дорога к постоянному воровству вашего ребёнка, а в будущем взрослого – скорее всего, обеспечена. Вы же его оправдали!
Не пугайте ребёнка сразу уголовной ответственностью. Во-первых, он должен знать о ней раньше, знать вообще, что брать чужое – это плохо и без уголовного наказания. Есть наказание совестью. Это гораздо важнее. Именно совесть должна быть для подростка двигателем нравственного чувства! Именно она должна страшить. Если не будет этого внутреннего нравственного стержня, никакие уголовные наказания не станут камнем преткновения перед преступлением в будущем.
Помните главное! Если вина ребёнка доказана – наказание необходимо! Если не последует наказание за совершённое воровство, во-первых, есть вероятность того, что это случится снова, а во-вторых, он так и не извлечёт других серьёзных уроков из данного правонарушения. Как наказывать? Здесь каждый решает сам, в соответствии со своими жизненными ценностями и опытом. Но важно не упустить некоторые нюансы. Ребёнок должен восполнить ущерб. Если деньги он уже потратил, ему необходимо вменить какую-либо обязанность, которую он раньше не выполнял, чтобы он «отработал» потерю родителями финансов. Маленький подросток должен понимать ценность денег, то, как они добываются людьми. Если этого не произойдёт, он будет думать, что их можно не зарабатывать, а отнимать у других. Это, конечно, крайний вариант развития событий, но высока вероятность его исполнения. В качестве наказания можно заставить ребёнка разносить газеты или рекламу, вменить в обязанности ежедневное мытьё пола, при этом объяснить, что всё это – тоже возможность заработать деньги самостоятельно.
Попытайтесь наладить контакт с ребёнком. Если вы самостоятельно этого сделать не можете, обратитесь к психологу. Он найдёт подходы к вашему чаду и обязательно выяснит, какие проблемы в его жизни способствовали такому поведению. При этом если вы чувствуете нарастающую агрессию, желание ничего не объясняя наказать, не можете найти в себе силы справиться с внутренним негодованием, лучше обратитесь к специалисту сразу. В таком случае вам и самим нужна помощь.

Главный совет

Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Любите его! Проводите с ним как можно больше времени. И тогда, даже если он совершил воровство (даже не один раз!), у вас есть возможность всё исправить и направить воспитание в правильное русло. А главное – развивайте в нём самостоятельность! Доверяйте ему. Самостоятельный маленький человек рано узнаёт цену вещам и предметам, понимает ценность заработка, умеет позаботиться и о себе, и об окружающих. Самостоятельность и доверие, постоянное общение с ребёнком – ключ к решению многих проблем и к предотвращению воровства.

Советы психолога

Детское воровство становится шоком для родителей

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей или окружающих?  Очень важно правильно повести себя и не усугубить ситуацию еще больше

Несколько общих советов от профессиональных психологов, которые применимы в любом случае:

  1. Занимайтесь воспитанием ребенка. Понятие «свое» и «чужое» закладывается с раннего детства, как и уважение к чужим вещам. А доверительные отношения помогут ребенку довериться вам, даже если он оступился.
  2. Обязательно выделяйте карманные деньги. Пусть небольшие, но обращение с ними – это азы финансовой грамотности.
  3. Начните с себя. Ребенок не должен иметь оснований сказать родителям «А вы сами?!».
  4. Не пойман – не вор. Необоснованные обвинения способны нанести вред психике и навсегда испортить ваши отношения. Если нет твердой уверенности, не бросайтесь обвинениями «Ты вор!», поговорите и вместе разберитесь в ситуации.
  5. Спокойствие, только спокойствие. Даже если ребенок в разговоре с вами дерзит и огрызается, он наверняка напуган. Упреки, крики, угрозы родителей только усилят негативный отклик.
  6. Это и ваша вина, и ответственность. Дайте ребенку понять, что вы готовы выслушать и помочь все исправить. Не скрывайте своего огорчения, но он должен знать, что вы не бросите его одного. Например, вы вместе отнесете украденную вещь.
  7. Избегайте публичности. Не выясняйте проблему прилюдно, не заставляйте извиняться в присутствии толпы свидетелей. Такое унижение не воспитывает, а вот сломать и озлобить может. Не позволяйте другим оскорблять вашего ребенка, твердо пообещав разобраться в ситуации и при необходимости наказать.
  8. Обязательно постарайтесь выяснить, почему ребенок ворует. От причины зависит ваша реакция и помощь.
  9. Уберите соблазны. Не оставляйте на виду деньги, присматривайте за детьми в магазине и в гостях.
  10. Реагируйте на факт любой кражи. Если малыш без спроса вынес из магазина копеечную конфетку, к этому необходимо отнестись серьезно. Важен факт кражи, а не стоимость. Беззаботное отношение мамы к украденному малышом леденцу может обернуться кражей смартфона подростком.
  11. Исключите насилие. Побои, угрозы, предсказания тюремного будущего, заявления типа «ты нам не сын (дочь)» способны только озлобить ребенка. Он будет воровать уже назло, ведь на нем все равно клеймо. Разве что станет хитрее.

Если факт кражи установлен, обговорен и последствия исправлены, не позволяйте ни себе, ни другим попрекать им ребенка в дальнейшем.

Рекомендации

Родители должны сразу не допускать, чтобы ребенок брал чужие вещи. Они могут рассказать, что обладатель ценностей будет жутко расстроен, когда обнаружит пропажу. Желательно, чтобы ребенок сам отдал то, что взял. Испытывая стыд, он не захочет повторения разговора, который неприятен. Никому не хочется снова ощущать себя в неловкой ситуации.

Если ребенок ворует, потому что не имеет карманных денег, стоит поговорить с ним на данную тему. Лучше всего, если родители выделят определенную сумму, которую сын или дочь смогут потратить на свое усмотрение. Если материальное положение семьи не позволяет выделять много, стоит рассказать об этом ребенку. Он может подрабатывать летом, если нужны финансы на крупную покупку.
Если причиной воровства стал пример родителей, следует пересмотреть свое отношение к жизни. Не стоит хвастаться чужими вещами, которые были принесены с работы

То, что для матери и отца – невинная забава, для ребенка станет образцом для подражания.
Чтобы избежать воровства, родители должны уделять внимание ребенку. Не стоит думать, что развод или ссоры в семье – это стресс только для супругов

Общие дети страдают намного больше. Они нуждаются во внимании, совместно проведенном досуге.
Ребенок может испытывать тревогу, которая заставляет его воровать. В этом случае можно поговорить с сыном или дочерью, понять, что происходит в его жизни. Следует обратиться в полицию, к учителям, если ребенок стал жертвой шантажа. Если доверительного разговора не получается, можно обратиться к детскому психологу.
Дети из детского дома спустя некоторое время перестают прятать вещи и продукты питания под подушку. Они адаптируются в новых обстоятельствах, понимают, что никаких сложностей больше не будет. Достаточно уделять им внимание, давать понять, что они не будут возвращены обратно в специализированное учреждение.
В случае, если ребенку был поставлен диагноз «клептомания», следует обратиться к психиатру. Он подскажет, что делать, чтобы избежать серьезных последствий из-за поведения сына или дочери.

Видео: доктор Комаровский о том, что такое детская ложь и воровство

Подросток ворует из дома: причины проблемы

Сразу необходимо отметить, что речь идет о так называемом «трудном возрасте» 11-15 лет, когда подросток уже ощущает себя взрослым, но еще не располагает средствами к достижению вожделенной свободы. Воровство в совсем юном или более зрелом возрасте характеризуется несколько иными показателями.

Итак, все подростковое воровство можно условно поделить на две категории:

— В первом случае ребенок ворует деньги исключительно как средство достижения каких-либо своих целей. Как правило, «вырученные» средства будут потрачены на удовлетворение сиюминутных желаний: погулять с друзьями, сходить в клуб, приобрести понравившуюся вещь. При этом подросток даже не задумывается о совершаемом им преступлении – он просто не понимает «ценности денег».

Здесь чтобы понять логику юнца вспомните поведение малышей в песочнице: понравилась ребенку игрушка соседа – он и взял ее себе. При этом единственная мысль, возникающая у карапуза: «Мне нравится эта лопаточка. Я ее ХОЧУ!»

Вот только если такое мышление вполне нормально для двухлетнего малыша, то спустя десять лет оно, как вы сами понимаете, свидетельствует о серьезном отставании в развитии: не психическом – психологическом. Этот ребенок все еще играет в песочек, только теперь в его роли выступают косметика или модные аксессуары. Печально, что ребенок может и вовсе не повзрослеть: спустя годы такая великовозрастная лялька будет играть дорогими машинами, женщинами или собственным детьми.

Как правило, подобная ситуация складывается у единственного ребенка в семье, который привык к незамедлительному исполнению всех его потребностей: для него просто неприемлема мысль о каком-либо ограничении его желаний. К тому же такой ребенок не чувствует себя частью семьи: он не привык к ответственности, не умеет анализировать свои поступки и осознавать их последствия.

Почему дети воруют?

Зачем дети воруют? Основные причины детского воровства:

Импульсивное стремление заполучить желаемое во что бы то ни стало. Особенно это касается детей младше семи-восьми лет, которым не всегда удается всецело контролировать собственные импульсивные желания. Ребенок увидел привлекательный предмет и взял его, практически не задумываясь о последствиях
Даже если определенные моральные установки у него есть, желание обладать предметом оказывается более сильным, чем страх перед наказанием.

Желание привлечь к себе внимание окружающих при помощи красивой игрушки

Дети довольно быстро замечают, что ребенок с интересной и красочной игрушкой или с вкусной едой моментально привлекает к себе внимание сверстников: все хотят подружиться с ним, пообщаться, потому что появляется возможность получить сладость или поиграть с чудесной игрушкой
Многие дети начинают в этом видеть причинно-следственную связь: если у меня есть интересный предмет, меня будут любить, я получу друзей.
Родителям и воспитателям важно дать детям другую установку: настоящая крепкая дружба строится иначе, и личностные качества в ней куда важнее, чем игрушки.

Кража ради развлечения, всплеска адреналина. Это в большей степени касается подростков

В подростковом периоде человек активно ищет себя и может делать неправильные моральные выводы. Если подросток свяжется не с той компанией, он может попытаться украсть что-либо. Чаще всего , из-за желания заработать, а иногда , просто для того, чтобы почувствовать азарт, доказать собственную крутость себе и друзьям.

Месть. Ребенок может попытаться отомстить взрослому или другому ребенку, который его обидел, при помощи кражи дорогого предмета. Причем сам предмет его часто не интересует. Дети, крадущие из мести, могут попытаться повредить украденный предмет, чтобы отомстить сильнее (порвать купюры, выпачкать игрушку).

Пробелы в воспитании ребенка. Каждый родитель должен позаботиться о том, чтобы его ребенок получил необходимые моральные установки. Следует объяснить детям разницу между &laquo,своим&raquo, и &laquo,чужим&raquo, еще в первые годы жизни и в дальнейшем совершенствовать эти установки. Причем пробелы в воспитании могут возникать у детей из семей разного уровня. В группе риска дети из крайне неблагополучных семей, в которых родители не уделяют никакого внимания воспитанию.

В крайне редких случаях ребенок ворует потому, что его об этом попросил важный взрослый, например кто-то из родителей, или в тех случаях, когда взрослый четко ему сказал, что воровать , хорошо, полезно. Это касается небольшого процента маргинальных семей.

Фактором, увеличивающим вероятность, что ребенок захочет украсть, являются финансовые проблемы в семье. Однако даже ребенок из крайне нуждающейся семьи вряд ли совершит кражу, если его родители дали ему четкие моральные установки насчет этого.

Поэтому этот фактор может ощутимо увеличивать вероятность лишь при наличии дополнительных, таких как отсутствие должного воспитания, жизнь с токсичными или маргинальными родителями, негативное влияние друзей, знакомых.

Также чаще воруют и обманывают дети, которым не хватает внимания и любви.

Корни всех проблем — в семье

Главная проблема, с которой сталкиваются практически все родители: когда дети взрослеют, им хочется как-то выделить себя, проявить в обществе. Как ребёнок это будет делать, будут ли эти попытки сопряжены с жестокостью или преступными действиями — зависит от семьи. Самые большие проблемы возникают там, где родители уделяют детям мало времени и внимания. Мама и папа могут быть состоятельными, хорошо зарабатывать и много всего покупать ребёнку, водить по репетиторам, возить на отдых, обеспечить множеством современных гаджетов, но в плане воспитания не делать ничего. Это большая беда, ведь всё перечисленное должно быть на втором, а то и десятом плане. На первом месте в жизни каждого ребёнка должна быть доступность родителей, с которыми можно общаться и обсуждать свои проблемы.

Воспитание — это не когда спросил раз в день: «Как дела, как в школе?», — это вовлечённость в жизнь детей, это когда маме и папе интересны все стороны их жизни. Если этого не происходит, то у ребёнка возникает ощущение, что он не важен в окружающем его мире. Отсюда у него появляется желание стать в нём на первое место любым способом.

Если подросток совершает какие-то плохие поступки, очень важно выяснить, что происходит в его семье. Если он видит, что отец обижает маму, говорит ей оскорбительные слова, а мама не остаётся в долгу и отвечает тем же, то что удивительного, если он тоже будет проявлять жестокость и неуважение ко взрослым! Если папа пришёл с работы и рассказывает, какой он ловкий — сумел мимо мастера дяди Васи незаметно мешок гвоздей пронести, — то ребенок это увидит и поймёт, что красть можно, более того, это хорошо, так надо

Дело в том, что для каждого ребёнка его родители — это образец, как надо жить и поступать. Пока дети не научились ценить мнение своих друзей (что обязательно происходит в подростковом возрасте), семья для них — главный авторитет, на который они обязательно будут ориентироваться

Если ребёнок склонен к воровству, то прежде всего надо обратить внимание на семью и разбираться, почему он так поступил

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ

Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют. Нет, еще одна: они страдают. Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.

Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию — не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.

Иногда ребенок, поддавшись искушению, крадет что-то однажды, бывает разоблачен, испытывает мощное потрясение, и этого больше никогда не повторяется. В этом нет ничего необычного. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Также эти дети имеют способность контролировать свои импульсы, т. е. сильные позывы к каким-либо действиям.

В норме все это «добро» ребенок приобретает к 3-4 годам. Нужно помнить, что чем младше ребенок, тем больше вероятность частичной утраты этих качеств в периоды сильных стрессов. И, конечно же, чем более патологична или неадекватна среда, в которой развивается ребенок, тем больше вероятность того, что эти качества либо не сформируются вовсе, либо будут неустойчивыми.

И вот здесь-то мы и получаем широкий спектр вариантов детского воровства: от более типичного, когда дети воруют очень редко, по мелочам и не в любой ситуации, до крайнего варианта, когда дети, несмотря ни на что, воруют часто, много и в разнообразных ситуациях.

В первом случае есть вероятность, что при благоприятных обстоятельствах это явление сойдет на нет, а во втором мы можем ожидать, что такие дети станут асоциальными подростками и асоциальными взрослыми, склонными к совершению правонарушений.

Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить, у них проблемы во всем, где необходим волевой контроль: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), выдерживать ограничения во времени и пространстве, даже соблюдать правила в совместных играх этим детям нелегко.

Родители таких детей выполняют внешние волевые функции, которые в норме должны быть у детей внутри (разумеется, в зависимости от возраста, эти функции у ребенка присутствуют в большей или меньшей степени). Это функции самоконтроля и волевого самопринуждения.

Вот и получается: если у ребенка не сформированы эти качества как свои собственные, то сначала контролируют и принуждают родители, потом — школа, потом — милиция и закон. Взрослый человек, выросший из такого ребенка, все время нуждается во внешнем контроле и принуждении — своего-то внутри нет.

Ребенок ворует: угроза будущему или норма развития

Многие родители и педагоги, узнав, что ребенок совершил воровство, сразу же вешают на этот поступок ярлык криминальной деятельности. Но является ли детское воровство тревожным звоночком?

Чтобы чётко ответить на этот вопрос, нужно всего лишь вспомнить – воровали ли вы в детстве? Почти каждый ребенок, независимо от возраста, совершал кражу следующих вещей:

•    Чужие игрушки

•    Деньги родителей

•    Сладости

Большой процент людей совершали кражи вышеописанных вещей, однако преступниками так и не стали. Чаще всего, такие вещи дети воруют без злого умысла.

В совсем еще раннем дошкольном возрасте малыши не понимают разницы между «своё» и «чужое», поэтому воруют, не осознавая этого. Период неосознанного воровства может продолжаться включительно до 6 лет. Конечно, эта граница зависит от добросовестности родителей, так как чем раньше и доходчивей  ребенку объяснят понятие чужой собственности, тем быстрее и лучше он усвоит это правило по жизни.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.