Как и когда происходит формирование характера у детей

Алан-э-Дейл       04.09.2023 г.

Оглавление

Самовоспитание

Человек – кузнец своего характера. Возможно, он не имеет абсолютной власти, но влияние всё-таки оказывает, причём значительное.

Проанализировав себя и определив черты своего характера, вы можете начать работу по их изменению: заняться формированием правильной самооценки, воспитать уверенность в себе, научиться справляться с гневом, изменить модель общения и т.д.

Вы в силах не только закалить свой характер, но и переплавить его. Работайте над собой, и вы станете тем, кем мечтаете.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Качества, более важные чем IQ
  • Самопознание: как понять и использовать особенности своего характера
  • Типология Бурно
  • Индивидуальный типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик
  • Характер
  • Практическая польза самопознания
  • «Что в характере твоем?»
  • Как лучше узнать себя?
  • Как занятия боевыми искусствами влияют на характер и мышление человека?
  • Эффективные методы самопознания

Ключевые слова:1Самопознание

В основе — темперамент

Воспитание, а особенно формирование характера — невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это такое — характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать вразумительный ответ. Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные» мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит?

К сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.

Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики человека:

  1. Общая активность.В зависимости от ее выраженности ребенок может быть спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д.
  2. Моторная сфера. Имеются в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни».
  3. Эмоциональность,т.е. впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какая-то ситуация может подействовать как серьезный раздражитель — малыш расстроится и расплачется, — то другой даже не заметит неприятности.

Нервная система малыша от рождения может быть сильной или слабой (слабой — не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок. Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент — это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся семья

Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с природой

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.

Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях:

  • характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
  • характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И. Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).

Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).

Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.

В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:

  • через физическое воспитание;
  • через трудовое воспитание;
  • через морально-нравственное воспитание;
  • через воспитание в процессе обучения;
  • с помощью личного примера;
  • через воспитание привычек;
  • благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

Градация по Олпорту

В вопросе классификация личностных черт достаточно известна теория американского психолога Гордона Олпорта. Она основана на том, что характеры людей отличаются по набору и уровню развития у них особенностей. Он предложил выделять три типа диспозиций:

Центральные черты характера

Центральными чертами Олпорт назвал те, что можно легко заметить у человека. Таким образом, это наиболее яркие характеристики. В среднем человек может иметь от 5 до 10 центральных диспозиций, которые точно отражают личность человека. К таким чертам могут относиться ответственность, пунктуальность, доброжелательность и другие.

Вторичные черты характера

Вторичные диспозиции менее заметны, подвергаются постоянным изменениям и нередко связано с вкусовыми предпочтениями. Например, стиль одежды, увлечения, предпочтения в музыке, любимое блюдо или цвет.

Кардинальные черты

Кардинальные диспозиции буквально определяют все поступки личности. Также их называют доминирующими. Олпорт утверждал, что немногие люди имеют такие черты. Это самые устойчивые и предопределяющие всю жизнь личности черты. К кардинальным диспозициям относят альтруизм, шовинизм, романтизм и другие.

Типы характера

Несмотря на большое количество классификаций, предложенных авторитетными авторами, единой общепринятой системы пока нет. В психологии используется несколько достаточно удобных классификаций, основанных на таких факторах как темперамент, тип личности, физиологические особенности организма и прочее. Рассмотрим наиболее интересные теории.

1. Классификация по темпераменту

Не все люди правильно понимают, что такое характер и чем он отличается от темперамента, поэтому данные понятия часто путают. Их основное отличие заключается в том, что темперамент заложен в человеке природой и практически не подлежит коррекции.

Характер же формируется в течение жизни, но при этом зависит от темперамента. А значит, это можно использовать для деления на типы. Взяв за основу классификацию Гиппократа, можно выделить основные особенности характера, свойственные обладателям разных типов темперамента:

  • Холерик. Люди с таким типом темперамента обычно вспыльчивы и импульсивны, они склонны реагировать эмоционально и драматизировать происходящее. Как правило, холерики весьма нетерпеливы, не отличаются сильной волей и целеустремлённостью, поэтому часто бывают слабохарактерными, несмотря на показную решительность.
  • Сангвиник. Данный тип темперамента характеризуется подвижностью, наличием чувства юмора, эмоциональной устойчивостью и способностью оперативно реагировать на события. Сангвиники обычно обладают достаточно сильным волевым характером, они рассудительны и последовательны.
  • Флегматик. Люди с флегматичным типом темперамента спокойны в большинстве ситуаций, поскольку слабо подвержены эмоциям. Для флегматиков характерны такие черты характера как уравновешенность, настойчивость, упорство и прилежность. В общении с окружающими они обычно спокойны и не склонны к конфликтам, как и к любому другому проявлению эмоций.
  • Меланхолик. Такие люди отличаются впечатлительностью и эмоциональной лабильностью. Они ранимы и обидчивы, очень болезненно переживают неудачи. Неудача может толкнуть меланхолика на импульсивный поступок или заставить бросить дело. Таким образом, меланхолический темперамент сопровождается слабой волей и слабым характером.

Классификация К. Юнга

Швейцарский психиатр Карл Юнг предложил простую, но в то же время достаточно ёмкую классификацию типов личности, включающую всего три базовых типа:

  • Экстраверты. Это очень эмоциональные и открытые личности, постоянно нуждающиеся в общении. Обычно они демонстрируют высокий уровень ответственности по отношению к другим людям, но часто бывают безответственными в вопросах, касающихся собственного здоровья и некоторых других аспектов личного благополучия.
  • Интроверты. Такие личности обычно погружены в мир собственных переживаний и ощущений. При этом они часто замкнуты и не особо охотно контактируют с окружающими. Они не любят брать на себя ответственность, но при наличии времени показывают себя хорошими аналитиками, способными выдавать качественный результат.
  • Амбиверты. Это личности, обладающие отдельными чертами обоих предыдущих типов. Они неплохо ладят с окружающими, но часто нуждаются в том, чтобы побыть наедине с собой. Как правило, они харизматичны и остроумны, но часто ведут себя токсично. Тем не менее, они неплохо ладят с окружающими.

Теория характера Кречмера

Немецкий психолог Эрнст Кречмер описал 3 типа характера и сопоставил каждый из них с определёнными особенностями телосложения и физиологии:

  • Астеники. Это люди с худощавым телосложением и не очень развитыми от природы мышцами. Астеники обладают характером шизотимического типа, который подразумевает упрямство, замкнутость и плохую способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
  • Атлетики. Этот типаж имеет стройное тело с развитыми от природы мышцами. Характер таких людей отличается спокойствием, практичностью, властностью, ответственностью и добротой.
  • Пикники. Это люди с плотным телосложением, избыточным весом и слабыми мышцами. Они довольно общительны, способны быстро адаптироваться к резко меняющимся обстоятельствам.

До скольки лет формируется характер?

Если человек с детства был.. никаким.., то трудно стать будет личностью потом… Я прихожу к выводу, что ребенок уже рождается со своим характером. На отдельный листок бумаги надо выписать те черты характера, которые вызывают раздражение, и напротив каждой написать, в чем именно они проявляются. После достижения тридцати лет кардинальные изменения в характере происходят чрезвычайно редко, но все же изменить себя никогда не поздно.

В дальнейшем характер будет несколько меняться на основе личных встреч, отношений с другими людьми, в старшем возрасте некоторые черты личности снова меняются, но уже по другим причинам.

В этот возрастной период на молодого человека существенно влияют также средства массовой информации.

Уже на втором году жизни мальчик или девочка демонстрирует взрослым волевые качества, а к 3-4 годам жизни у ребенка уже формируются и деловые свойства.

Самые основные, базисные черты характера закладываются еще в раннем детстве, можно уверенно утверждать, что уже в 5-6 лет ребенок имеет в достаточной степени сложившийся характер.

По определению психологов, характер человека – это индивидуальная совокупность личностных свойств, которые определяют отношение человека ко всему окружающему и проявляются в совершаемых им поступках.

Обучение, воспитание и развитие необходимых черт характера и навыков необходимо проводить в игровой манере, ставя перед ребенком задачи и ласково подталкивая его к правильному выбору.

Беспокойство должны вызывать только те случаи, когда ребенок настойчиво реагирует на различные ситуации одним и тем же неправильным поведение на протяжении довольно длительного периода.

После этого стоит предложить вариант игры, когда у вашего ребенка будет возможность принять решение отдать игрушку, а потом вариант, когда ему отдавать не придется.

Были случаи когда дурное воспитание исправлялось жизнью, но это была ломка личности. Каждый ребенок индивидуален и то, как он вел себя в животике, доставлял ли хлопоты маме все 9 месяцев или был тихим и нежным- таким и будет ребенок в дальнейшем. Следует сначала ласково объяснить своему чаду всё, что касается своей или чужой вещи, и когда необходимо делиться, а когда этого можно не делать. Не стоит сердиться на малыша, если он не всегда оправдывает ожидания родителей, особенно если эти ожидания противоречат темпераменту и возрасту ребенка.

Если мама с папой мало общаются с внешним миром, то и детям неоткуда будет научиться общительности.

Если родители часто шумно ссорятся, то малыш учится решать все проблемы путем скандала, сколько ни объясняй ему, что кричать и ругаться некрасиво.

Глядя на них, он учится реагировать на те или иные ситуации.

Если сообщение удалил сам автор, рейтинг не уменьшается. Взвесив все написанное, человеку будет намного легче контролировать себя и не допускать впредь нежелательных действий со своей стороны. В такой ситуации во многом поможет системный подход. В этом случае стоит вначале в игровой форме отвлечь ребенка, а потом попробовать переиграть ситуацию с возможностью приемлемого реагирования.

Мозг тоже теряет активность. В период полового созревания трудно приходится не только подросткам, но и их родителям. В это время имеют место изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.

Также важно:

  • Где продаются итальянские каннеллони ( лапша)Каннеллони делала впервые. На дно формы вылить немного соуса Бешамель, выложить слой
  • Газовая плита вплотную к кухонной мебели?Лет 15 назад у родственников еще стояла старая советская газовая плита. Рядом с ней,
  • Можно ли подать декларацию 3-НДФЛ через интернет — госуслуги, онлайнЯ зарегистрирован в г.Пушкин (лен.обл).Обратиться могу в любой МФЦ г.Санкт-Петербурга

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.