Как и когда происходит формирование характера у детей

Алан-э-Дейл       25.05.2022 г.

Самовоспитание

Человек – кузнец своего характера. Возможно, он не имеет абсолютной власти, но влияние всё-таки оказывает, причём значительное.

Проанализировав себя и определив черты своего характера, вы можете начать работу по их изменению: заняться формированием правильной самооценки, воспитать уверенность в себе, научиться справляться с гневом, изменить модель общения и т.д.

Вы в силах не только закалить свой характер, но и переплавить его. Работайте над собой, и вы станете тем, кем мечтаете.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Качества, более важные чем IQ
  • Самопознание: как понять и использовать особенности своего характера
  • Типология Бурно
  • Индивидуальный типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик
  • Характер
  • Практическая польза самопознания
  • «Что в характере твоем?»
  • Как лучше узнать себя?
  • Как занятия боевыми искусствами влияют на характер и мышление человека?
  • Эффективные методы самопознания

Ключевые слова:1Самопознание

В основе — темперамент

Воспитание, а особенно формирование характера — невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это такое — характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать вразумительный ответ. Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные» мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит?

К сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.

Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики человека:

  1. Общая активность.В зависимости от ее выраженности ребенок может быть спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д.
  2. Моторная сфера. Имеются в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни».
  3. Эмоциональность,т.е. впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какая-то ситуация может подействовать как серьезный раздражитель — малыш расстроится и расплачется, — то другой даже не заметит неприятности.

Нервная система малыша от рождения может быть сильной или слабой (слабой — не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок. Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент — это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся семья

Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с природой

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.

Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях:

  • характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
  • характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И. Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).

Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).

Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.

В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:

  • через физическое воспитание;
  • через трудовое воспитание;
  • через морально-нравственное воспитание;
  • через воспитание в процессе обучения;
  • с помощью личного примера;
  • через воспитание привычек;
  • благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

Градация по Олпорту

В вопросе классификация личностных черт достаточно известна теория американского психолога Гордона Олпорта. Она основана на том, что характеры людей отличаются по набору и уровню развития у них особенностей. Он предложил выделять три типа диспозиций:

Центральные черты характера

Центральными чертами Олпорт назвал те, что можно легко заметить у человека. Таким образом, это наиболее яркие характеристики. В среднем человек может иметь от 5 до 10 центральных диспозиций, которые точно отражают личность человека. К таким чертам могут относиться ответственность, пунктуальность, доброжелательность и другие.

Вторичные черты характера

Вторичные диспозиции менее заметны, подвергаются постоянным изменениям и нередко связано с вкусовыми предпочтениями. Например, стиль одежды, увлечения, предпочтения в музыке, любимое блюдо или цвет.

Кардинальные черты

Кардинальные диспозиции буквально определяют все поступки личности. Также их называют доминирующими. Олпорт утверждал, что немногие люди имеют такие черты. Это самые устойчивые и предопределяющие всю жизнь личности черты. К кардинальным диспозициям относят альтруизм, шовинизм, романтизм и другие.

Типы характера

Несмотря на большое количество классификаций, предложенных авторитетными авторами, единой общепринятой системы пока нет. В психологии используется несколько достаточно удобных классификаций, основанных на таких факторах как темперамент, тип личности, физиологические особенности организма и прочее. Рассмотрим наиболее интересные теории.

1. Классификация по темпераменту

Не все люди правильно понимают, что такое характер и чем он отличается от темперамента, поэтому данные понятия часто путают. Их основное отличие заключается в том, что темперамент заложен в человеке природой и практически не подлежит коррекции.

Характер же формируется в течение жизни, но при этом зависит от темперамента. А значит, это можно использовать для деления на типы. Взяв за основу классификацию Гиппократа, можно выделить основные особенности характера, свойственные обладателям разных типов темперамента:

  • Холерик. Люди с таким типом темперамента обычно вспыльчивы и импульсивны, они склонны реагировать эмоционально и драматизировать происходящее. Как правило, холерики весьма нетерпеливы, не отличаются сильной волей и целеустремлённостью, поэтому часто бывают слабохарактерными, несмотря на показную решительность.
  • Сангвиник. Данный тип темперамента характеризуется подвижностью, наличием чувства юмора, эмоциональной устойчивостью и способностью оперативно реагировать на события. Сангвиники обычно обладают достаточно сильным волевым характером, они рассудительны и последовательны.
  • Флегматик. Люди с флегматичным типом темперамента спокойны в большинстве ситуаций, поскольку слабо подвержены эмоциям. Для флегматиков характерны такие черты характера как уравновешенность, настойчивость, упорство и прилежность. В общении с окружающими они обычно спокойны и не склонны к конфликтам, как и к любому другому проявлению эмоций.
  • Меланхолик. Такие люди отличаются впечатлительностью и эмоциональной лабильностью. Они ранимы и обидчивы, очень болезненно переживают неудачи. Неудача может толкнуть меланхолика на импульсивный поступок или заставить бросить дело. Таким образом, меланхолический темперамент сопровождается слабой волей и слабым характером.

Классификация К. Юнга

Швейцарский психиатр Карл Юнг предложил простую, но в то же время достаточно ёмкую классификацию типов личности, включающую всего три базовых типа:

  • Экстраверты. Это очень эмоциональные и открытые личности, постоянно нуждающиеся в общении. Обычно они демонстрируют высокий уровень ответственности по отношению к другим людям, но часто бывают безответственными в вопросах, касающихся собственного здоровья и некоторых других аспектов личного благополучия.
  • Интроверты. Такие личности обычно погружены в мир собственных переживаний и ощущений. При этом они часто замкнуты и не особо охотно контактируют с окружающими. Они не любят брать на себя ответственность, но при наличии времени показывают себя хорошими аналитиками, способными выдавать качественный результат.
  • Амбиверты. Это личности, обладающие отдельными чертами обоих предыдущих типов. Они неплохо ладят с окружающими, но часто нуждаются в том, чтобы побыть наедине с собой. Как правило, они харизматичны и остроумны, но часто ведут себя токсично. Тем не менее, они неплохо ладят с окружающими.

Теория характера Кречмера

Немецкий психолог Эрнст Кречмер описал 3 типа характера и сопоставил каждый из них с определёнными особенностями телосложения и физиологии:

  • Астеники. Это люди с худощавым телосложением и не очень развитыми от природы мышцами. Астеники обладают характером шизотимического типа, который подразумевает упрямство, замкнутость и плохую способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
  • Атлетики. Этот типаж имеет стройное тело с развитыми от природы мышцами. Характер таких людей отличается спокойствием, практичностью, властностью, ответственностью и добротой.
  • Пикники. Это люди с плотным телосложением, избыточным весом и слабыми мышцами. Они довольно общительны, способны быстро адаптироваться к резко меняющимся обстоятельствам.

До скольки лет формируется характер?

Если человек с детства был.. никаким.., то трудно стать будет личностью потом… Я прихожу к выводу, что ребенок уже рождается со своим характером. На отдельный листок бумаги надо выписать те черты характера, которые вызывают раздражение, и напротив каждой написать, в чем именно они проявляются. После достижения тридцати лет кардинальные изменения в характере происходят чрезвычайно редко, но все же изменить себя никогда не поздно.

В дальнейшем характер будет несколько меняться на основе личных встреч, отношений с другими людьми, в старшем возрасте некоторые черты личности снова меняются, но уже по другим причинам.

В этот возрастной период на молодого человека существенно влияют также средства массовой информации.

Уже на втором году жизни мальчик или девочка демонстрирует взрослым волевые качества, а к 3-4 годам жизни у ребенка уже формируются и деловые свойства.

Самые основные, базисные черты характера закладываются еще в раннем детстве, можно уверенно утверждать, что уже в 5-6 лет ребенок имеет в достаточной степени сложившийся характер.

По определению психологов, характер человека – это индивидуальная совокупность личностных свойств, которые определяют отношение человека ко всему окружающему и проявляются в совершаемых им поступках.

Обучение, воспитание и развитие необходимых черт характера и навыков необходимо проводить в игровой манере, ставя перед ребенком задачи и ласково подталкивая его к правильному выбору.

Беспокойство должны вызывать только те случаи, когда ребенок настойчиво реагирует на различные ситуации одним и тем же неправильным поведение на протяжении довольно длительного периода.

После этого стоит предложить вариант игры, когда у вашего ребенка будет возможность принять решение отдать игрушку, а потом вариант, когда ему отдавать не придется.

Были случаи когда дурное воспитание исправлялось жизнью, но это была ломка личности. Каждый ребенок индивидуален и то, как он вел себя в животике, доставлял ли хлопоты маме все 9 месяцев или был тихим и нежным- таким и будет ребенок в дальнейшем. Следует сначала ласково объяснить своему чаду всё, что касается своей или чужой вещи, и когда необходимо делиться, а когда этого можно не делать. Не стоит сердиться на малыша, если он не всегда оправдывает ожидания родителей, особенно если эти ожидания противоречат темпераменту и возрасту ребенка.

Если мама с папой мало общаются с внешним миром, то и детям неоткуда будет научиться общительности.

Если родители часто шумно ссорятся, то малыш учится решать все проблемы путем скандала, сколько ни объясняй ему, что кричать и ругаться некрасиво.

Глядя на них, он учится реагировать на те или иные ситуации.

Если сообщение удалил сам автор, рейтинг не уменьшается. Взвесив все написанное, человеку будет намного легче контролировать себя и не допускать впредь нежелательных действий со своей стороны. В такой ситуации во многом поможет системный подход. В этом случае стоит вначале в игровой форме отвлечь ребенка, а потом попробовать переиграть ситуацию с возможностью приемлемого реагирования.

Мозг тоже теряет активность. В период полового созревания трудно приходится не только подросткам, но и их родителям. В это время имеют место изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.

Также важно:

  • Где продаются итальянские каннеллони ( лапша)Каннеллони делала впервые. На дно формы вылить немного соуса Бешамель, выложить слой
  • Газовая плита вплотную к кухонной мебели?Лет 15 назад у родственников еще стояла старая советская газовая плита. Рядом с ней,
  • Можно ли подать декларацию 3-НДФЛ через интернет — госуслуги, онлайнЯ зарегистрирован в г.Пушкин (лен.обл).Обратиться могу в любой МФЦ г.Санкт-Петербурга

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Как воспитать в ребенке характер и не избаловать его

Важно, чтобы все взрослые, которые живут с ребенком, были единодушны в его воспитании. Ребенок должен четко знать, за что его похвалят, а за что поругают

Если же мама хвалит за то, за что папа ругает, ребенок дезориентирован. Нужно, чтобы он четко понимал, что такое «Нельзя» и за что ему скажут «Молодец».
Наказание и похвала должны быть адекватны поступку, то есть соответствовать ему. Нельзя применять строгие меры за мелкий проступок и закрывать глаза на серьезный. Так же как и забыть похвалить за то, что ребенок очень старался сделать.
Также в воспитании важна последовательность: если обманывать или брать чужие вещи плохо и за это можно понести наказание, то это правило должно соблюдаться всегда, а не от случая к случаю.
Иногда можно видеть детей, которые уже научились выпрашивать у родителей все, что им нужно. Это тоже следствие непоследовательности их обращения с ребенком. Ведь если он получит то, что хочет, с помощью выпрашивания один раз, то будет пытаться получить желаемое таким способом и в дальнейшем.
Один из простых способов избаловать ребенка – по первому его требованию давать или покупать ему все, что он попросит. Ребенок должен знать, что все нужно заслужить: старанием, умением, помощью. Он должен научиться справляться и с разочарованием – ведь не всегда можно получить абсолютно все, что захочется.
У ребенка постарше должны быть свои обязанности. Пусть это будет небольшая помощь по дому, но он будет знать, что такое ответственность.

С ребенком важно уметь договариваться, а не применять насилие. Ведь важно, чтобы он вырос неизбалованный и воспитанный, а не покорный и послушный

Фадеева Мария, Dealinda.ru

Как формируется характер ребёнка? методическая разработка по теме

Как формируется характер ребёнка?

Характер – это есть набор определенных качеств человека, которые в свою очередь предопределяют его поведение. Характер человека складывается из эмоциональных и интеллектуальных черт.

Характер человека начинает формироваться еще с раннего детства. Именно тогда начинает складываться первичный образ поведения и отношение к действительности.

Одни дети с самого начала много спят, других что-то беспокоит, и они все время плачут.… В любом случае ребенок всегда обращается к матери – и она должна ему ответить.

Формирование характера у детей …

Если мать понимает своего ребенка, правильно реагирует на его просьбы и всегда старается сделать так, чтобы ему было хорошо, то их взаимоотношения будут развиваться гармонично и ребенок обретет много хороших качеств. Если же мать не понимает своего ребенка, не может его успокоить и становится раздражительной, ребенок будет плакать снова и снова и очень быстро причислится к разряду «сложных» детей.

Родителям следует стараться не попадать под власть стереотипов. Это начинается еще до рождения ребенка: например, слова врача во время ультразвукового исследования или прослушивания живота способны заставить вас мыслить определенным образом.

Будущие родители так восприимчивы и уязвимы, что фразы вроде «Вот вертится! — видно, беспокойный будет» или «Да, хлебнете вы с девчонкой!» могут произвести на них впечатление. То же происходит и в роддоме – акушерка и врач воспринимаются как маги и волшебники, а их слова приравниваются к пророческим предсказаниям. К сожалению, из их уст мы часто слышим подобные суждения: «Хорошенький малыш, только мелковат» или «Ну и голосище! Точно крикун будет!» и тому подобное.

Стереотипы и в дальнейшем продолжают влиять на наши суждения. Не бывает капризных, избалованных, упрямых, ленивых или злых младенцев. Но если родители убедили себя в этом, то очень вероятно, что их ребенок и вырастет таковым.

Чтобы узнать своего ребенка, нужно понять, каковы его биоритмы, в какой позе ему удобнее лежать; что помогает ему успокоиться и заснуть; где у него какие ямочки и складочки; как пахнет его головка и какой формы его пяточки. Именно все эти мелочи и делают вашего малыша неповторимым.

Формирование характера у детей происходит постепенно. Отказавшись от предвзятых суждений, вы поймете, какое это удовольствие – день за днем понемногу узнавать характер своего малыша. Помните только, что малыш весел, когда он счастлив и здоров. Но, в конце концов, ребенок – живое существо, а не плюшевый мишка, ведь так?

Огромное значение в формировании характера имеют простейшие виды трудовой деятельности. Выполняя несложные поручения и обязанности, ребенок учится ценить, уважать, любить труд и чувствовать ответственность за порученное дело. Но не только труд оказывает влияние на становление характера.

Как формировать характер ребёнка:

Формирование мировоззрения и идеалов является необходимым условием воспитания характера. Нравственность человека определяется его взглядами на жизнь, жизненными целями и стремлением к чему-либо.
Главная задача мировоззрения и убеждений должна решаться в единстве с определенными формами поведения. Именно поэтому для хорошего воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация учебной, игровой и трудовой деятельности ребенка, при которой он бы смог накапливать опыт культурного поведения.
В процессе формирования детского характера необходимо закреплять не только установленную форму поведения, но и соответствующий мотив. Надо ставить детей в такие условия, чтобы их идейному воспитанию соответствовала практическая деятельность, чтобы они применяли на практике все усвоенные ими уроки поведения.
Самым важным и эффективным средством воспитания характера является труд

В серьезном и трудном деле воспитываются лучшие черты характера – коллективизм, настойчивость и целеустремленность.
Еще одной важной частью воспитания характера является пример взрослых. То, что делают взрослые, часто гораздо больше влияет на малыша, нежели то, что они ему говорят.

Как закладывается характер

Человек начинает приобретать свои характерные черты, еще находясь в утробе матери

Особенно важно состояние здоровья матери, в частности, уровень гормонов в ее крови. Количество адреналина, производимого в организме женщины, один из особенно важных факторов формирования характера будущего ребенка

Так как это гормон стресса, повышению его концентрации в крови способствуют интенсивные физические нагрузки беременной женщины, в том числе, фитнес, а также работа в ночное время суток. Как результат, избыток эмоций у плода, провоцирующий усталость.
Если же во время беременности женщина пассивна, к ребенку поступают в большей степени гормоны, которые способствуют пищеварению и сну. Это не может не сказаться на характере.

В начале своего жизненного пути малыш дублирует поступки родных и близких. В возрасте двух – десяти лет проходит чувственный этап формирования характера. Ребенок впитывает и заимствует стиль разных форм взаимоотношений своего окружения:

  • взрослых с взрослыми;
  • детей с детьми;
  • взрослых с детьми.

До десятилетнего возраста формируются моральные принципы ребенка. Он начинает критичнее относиться к поступкам других людей. Когда исполняется двенадцать лет, можно говорить о том, что основа заложена. Ребенок уже имеет общее представление о том, что такое правда. Насколько верные знания об этом он получил, настолько правильным можно назвать воспитательный процесс.

«Переходный» возраст характеризуется обостренной справедливостью и негативизмом. Формирование характера завершается. Дальнейшие изменения в круге общения, уровне образования или воспитательные меры практически не смогут повлиять на становление личности. Стержень заложен, и такой характер останется с человеком навсегда.

Только некоторые обстоятельства продолжают корректировать поведение человека. Это меры поощрения и в незначительной степени наказания. Кроме того, значима для выбора индивидуумом того или другого варианта действия поступающая извне информация, в частности, из таких источников:

  • средства массовой информации, в том числе электронные;
  • другие люди;
  • общество, устанавливающее свою идеологию;
  • кинематограф;
  • художественная литература.

Взрослый человек может также повлиять на свой характер самостоятельно путем самовоспитания. Для этого необходимо анализировать и корректировать свои поступки. Так можно делать мягче внешние агрессивные проявления, неприятие критики и бороться с бездействием. Но в состоянии стресса снова проявляются инстинкты.

Принципы становления характера

Все выводы, к которым пришла на сегодня наука в вопросе формирования характера, можно свести к таким основным правилам.

  • Наследственность – основа характера.
  • Психические реакции зависят от матери, ее здоровья и поведения.
  • Стержень характера составляют реакции на происходящее вокруг.
  • Воспитание – не главный фактор становления личности.
  • Награды и наказания влияют на формирование рефлексов.
  • Чем умнее человек, тем больше уровень самовоспитания.
  • В состоянии стресса проявляются инстинкты.

Особенности формирования характера.

Он формируется после рождения человека

. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом

для становления характера можно считать возраст отдвух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость

, а также противоположные им качества —эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде —трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах

школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами.

В подростковом возрасте

активно развиваются и закрепляютсяволевые черты характера , а вранней юности формируются базовыенравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания. Самовоспитание характера

предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд.

Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, чтохарактер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.