Оглавление
Рациональные знания
Внедряя систему управления знаниями в компании, следует учитывать, что по своей природе знания бывают рациональными и иррациональными.
Успех на работе придет не столько к старательному, а скорее к тому, кто умеет планировать свое время, видеть ситуацию с разных сторон и искать компромиссы. А это классические признаки рационального мышления.
Пригодится рациональный образ мыслей и при конфликтах, а также в сложных жизненных ситуациях. У такого человека не будет необоснованной паники, чувства несправедливости и желания мстить. Он быстро вернет себе спокойствие и психологический комфорт путем анализа собственных действий и происходящих событий.
Таким образом, рационализм – это важная черта не только для бизнеса, а для всей жизни. Это опора для взросления и развития личности.
Объяснение возникновения
На первый взгляд иррациональное поведение: мужчина надевает 21 черную шляпу на пожарный гидрант
Изучение иррационального поведения представляет интерес в таких областях, как психология , когнитивная наука , экономика , теория игр и эволюционная психология , а также представляет практический интерес для практиков рекламы и пропаганды .
К теориям иррационального поведения относятся:
- Фактические интересы людей отличаются от того, что они считают своими интересами.
- Механизмы, которые эволюционировали для обеспечения оптимального поведения в нормальных условиях, приводят к иррациональному поведению в ненормальных условиях.
- Ситуации выходят за рамки обычных обстоятельств, когда человек может испытывать сильный страх или вернуться к менталитету «бей или беги».
- Люди не осознают иррациональность своих действий и считают, что действуют совершенно рационально, возможно, из-за ошибок в своих рассуждениях.
- Очевидно иррациональные решения на самом деле оптимальны, но принимаются бессознательно на основе «скрытых» интересов, которые не известны сознательному уму .
- Люди неспособны понять социальные последствия своих действий, возможно, частично из-за отсутствия сочувствия .
- Некоторые люди попадают в это состояние, живя «двойной» жизнью. Они пытаются надеть одну «маску» для одной группы людей, а другую — для другой группы людей. Многие запутаются, кем они являются на самом деле или кем хотят стать.
Факторы, влияющие на рациональное поведение, включают:
- Стресс , который, в свою очередь, может быть эмоциональным или физическим.
- Введение новой или уникальной ситуации
- Интоксикация
- Сверстники, которые выражают иррациональные мысли как необходимые стандарты общественного признания.
Как научиться мыслить рационально
Становление основ рационального мышления у ребенка завершается примерно к 12 годам. Дальше необходима постоянная целенаправленная тренировка.
Есть несколько способов развить в себе логическую форму мышления:
- Решайте как можно больше интеллектуальных задач и головоломок.
- Оценивайте все прочитанное с критической точки зрения. В сети очень много иррациональных постов и статей с кучей ляпов и ошибок. Изучайте внимательно то, что читаете. Со временем вы сможете легко и быстро вычислять различные нелогичные вещи.
- Практикуйтесь в написании эссе. В качестве темы можно выбрать какое-нибудь литературное произведение либо новостное событие. Подробно излагайте мысли, приводите факты, аргументируйте свои выводы и высказывайте позицию.
- Изучайте материалы на тему логики. Могут подойти как простые университетские учебники, так и более сложные труды.
- Общайтесь на разные темы. Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдутся те, кто может поддержать любую дискуссию, обсудить прочитанное, разобраться в актуальных мировых новостях и т. п.
- Если перед вами стоит какая-либо задача, распишите подробно на бумаге по пунктам все нюансы, возможные пути решения, идеи, загвоздки, заметки и все, что придет в голову. Такой мозговой штурм поможет подробно изучить ситуацию и придумать новые решения.
- Всегда находите ответы на свои вопросы. Вспомнили о чем-то и стало интересно узнать об этом? Погуглите и утолите свою любознательность.
- Перед тем как принять какое-то решение, спросите себя о том, почему вы так думаете и действительно ли это ваша мысль, а не навязанная кем-то.
- Записывайте все свои странные или негативные мысли и пробуйте их анализировать с критической точки зрения.
Принципы рационализма
Течение во многом формируется благодаря тем или иным краеугольным камням, заложенными его исследователями и основателями. Таким фундаментом в случае с рационализмом выступают его принципы:
- Знание добывается разумом. Любая информация, навык должны постигаться умом человека. Фактически знание является продуктом исследования того или иного объекта мыслью индивида. Оно бесценно. Именно знание является главной ценностью сторонников рационализма.
- Мир материален. Рационалисты верят, что весь окружающий мир материален и пригоден к познанию. Объекты, отдаленные от человечества, являются лишь вещами, скрытыми от мысли, но узнать их можно, воспользовавшись новым знанием. Таким образом цикл познания замыкается. Поэтому некоторые люди называют рационализм бесконечной гонкой за знанием ради самой информации, а не высшей цели.
- Наука превыше всего. Все в этом мире может быть опознано и исследовано с помощью научного инструментария. Рационалисты ставят науку в качестве единственно возможного способа познать себя и мир.
- «Духовное» не существует без материального. Под духовным в этом случае подразумевается, например, чувство прекрасного или хороший вкус. Они являются продуктом ментального восприятия человека, которое, в свою очередь, базируется на мыслительном процессе, разуме, материальном по своей природе.
- Нравственность является продуктом материального, поскольку призвана воспретить и препятствовать нанесению урона объекту, способному породить мысль.
Рациональные люди нередко дисциплинированы и во многом полагаются на свой разум. Не стоит ждать от них поддержке в спиритизме или окультизме, сторонник этого течения просто не поймет говорящего. Впрочем, как уже упоминалось ранее, рационалисты открыты для нового знания.
“Бесплатно” как выключатель рациональности
Как только появляется возможность получить что-то бесплатно, мы начинаем вести себя иррационально. Классические примеры Дэна Ариели: мы с радостью купим две ненужных нам вещи, чтобы получить бесплатно третью, и привезем домой совершенно ненужный нам шнурок с карабинчиком от бейджа с конференции.
В книгах «Предсказуемая иррациональноть» и «Доллары и смысл» Дэн Ариели рассматривает много менее очевидных примеров маркетинговых техник, заставляющих нас видеть ценность и выгоду в искаженном свете. После прочтения этих работ начинаешь по-новому думать об очередной акции в ближайшем супермаркете!
Вот чуть менее очевидный пример силы “бесплатности” от автора этой статьи: накопительные карты с баллами в одной из московских сетей супермаркетов. После покупки на некую сумму Х и более клиенту предлагают оформить карту, на которую за каждую покупку начисляются баллы. Баллами можно потом расплачиваться за товары из супермаркета. Звучит привлекательно: можно просто делать свои обычные покупки и потом получить что-то бесплатно — в обмен на баллы, которые накопились как бы сами собой.
Давайте проведем мысленный эксперимент и сравним это предложение вот с таким: вместо карты с накопительными баллами вам предлагают дисконтную карту, по которой вы получаете скидку в 1 % со стоимости любой покупки. Сэкономить всего 1 % от стоимости? Звучит не очень воодушевляюще, не так ли? Определенно менее воодушевляюще, чем карта, с которой можно накопить баллы и обменять их на товары, за которые не надо будет платить деньгами вовсе.
Но весь трюк в том, что автору этой статьи никогда не попадались накопительные карты, в которых денежный эквивалент баллов, начисляемых за покупку, превышал бы 1 % от ее стоимости. Чтобы замаскировать этот факт, баллам обычно назначают номинал в 0,1 рубля. Когда нам начисляют 100 баллов за покупку в 1000 рублей, в реальности мы получаем обратно 10 рублей, но сама цифра 100 создает иллюзию большей суммы.
Многие магазины предлагают карты с накопительными баллами с неочевидной номинальной стоимостью в 1 % от покупки, но дисконтные карты обычно предлагают скидку как минимум в 3 % от стоимости покупки. Это потому, что скидка в 1 % привлекательна только если ее преподнести как возможность получить что-то бесплатно, а не как способ потратить меньше денег.
Забавно, что если присмотреться повнимательней к этим двум опциям — скидке в 1 % и получению за покупку баллов номиналом в 1 % от ее стоимости, можно заметить, что первая опция на самом деле выгоднее. Почему? Попробуйте сформулировать ответ сами, а затем прочтите следующий абзац.
Скидка в 1 % позволяет вам распорядиться сэкономленными деньгами так, как вам заблагорассудится. Вы можете, например, потратить их в другом магазине. А вот баллы номиналом в 1 % от покупки можно потратить только на покупки в магазине, выпустившем накопительную карту.
Несмотря на описанную разницу в возможностях, программы с баллами продолжают пользоваться популярностью, а дисконтные карты со скидкой в 1 % не встречаются почти никогда. Причина: мы любим получать вещи “бесплатно” куда больше, чем покупать их по сниженной цене.
Как отмечает Дэн Ариели, мы даже предпочитаем бесплатные некачественные вещи качественным и недорогим. В одном из его экспериментов испытуемым предложили выбрать между изысканным шоколадным трюфелем Lindt за 15 центов и намного менее вкусной конфетой Hershey’s Kisses за 1 цент. 73 % процента испытуемых выбрали вкусные трюфели Lindt несмотря на разницу в цене в 14 центов. Но затем цену каждой из конфет снизили на 1 цент: 14 центов за трюфель Lindt, и 0 центов за Hershey’s Kiss. Теперь невкусные Hershey’s Kisses были бесплатными. И несмотря на то, что трюфели Lindt стали дешевле на 1 цент по сравнению с первым опытом, сила “бесплатности” сделала свое дело: 69 процентов испытуемых теперь предпочли бесплатные и невкусные Hershey’s Kisses. Их выбором больше не двигал ни превосходный вкус трюфелей Lindt, ни тот факт, что теперь они были еще дешевле, а разница в цене с Hershey’s Kisses сохранилась. Теперь единственным критерием выбора была возможность получить что-то бесплатно. Что-то, что мало кому интересно при цене выше нуля.
Какие существуют методы?
Решение некоторых задач невозможно без участия рационального мышления. Данные методы используются во многих научных дисциплинах и сферах деятельности.
- Анализ. Способность анализировать поступающую информацию, рассортировывать ее по критериям дает возможность сузить ее объем. Если вы не умеете анализировать, то фактически вы не сможете отделить нужное от ненужного, полезное от бесполезного.
- Сравнение. Предположим, вы обладаете рядом данных. Каким образом вы выявите наиболее пригодные и важные? Разумеется, вы будете их сравнивать между собой. Если рассматривать все по отдельности, то плюсы можно найти везде, но как только вы выставите данные на одну линию, сразу увидите существенные недостатки.
- Аргументирование. Любые предположения должны подкрепляться аргументами, иначе они будут являться просто вашим субъективным мнением. Аргументы строятся на объективных фактах.
- Суждение. Мнение о чем-либо, о предмете, задаче, идее. Опять же стоит заметить, что если суждение не подкрепляется аргументами, то считать его верным или неоспоримым нельзя.
- Умозаключение. Это основной вывод. Другими словами – это завершающая точка всех предыдущих процессов. Вы собрали информацию, проанализировали, провели сравнение, вынесли суждение о ней, аргументировали свои суждения и сделали вывод.
Рациональность и иррациональность. В чем отличия?
Мы часто говорим о ком-то — «он иррациональный». Что значит это понятие? Рациональность означает согласованность с разумом, обоснованность. От лат. ratio — это разум. Тогда как irrationalis — неразумное, основанное не на доводах, а на общих представлениях.
Чтобы понять разницу между разумным и неразумным, приведем признаки обоих принципов мышления.
Признаки рационального суждения:
- Подтверждение логических выводов опытом.
- Уравновешенность эмоций. Рациональные мысли никогда не вызывают «бурю эмоций» в душе личности.
- Нет абсолютизации явлений. Рациональная личность знает, что все события и явления значат ровно столько, сколько ценности вкладываем мы в них сами.
- Эффективность.
Теперь перечислим признаки иррационального.
- Категоричность суждения — «я не смогу жить, если…».
- Необъективность. Никакими фактами нельзя доказать иррациональную мысль.
- Наличие бурных истерик, слезы.
- Неэффективность. Такие мысли никак не помогают продвигаться вперед к позитивной цели.
Теперь понятно, как мыслят иррациональные личности. Кто необъективен, непредсказуем и не может отделять главное от второстепенного из-за своей эмоциональности при решении насущных вопросов, тот иррациональный. Что это значит? Это значит, что человек имеет, скорее всего, эмоционально-образное мышление с детства. И профессию нужно выбирать такой личности творческую, связанную с эмоциональными состояниями, а не фактами.
Но бывает, причиной такого мышления служат негативные установки. Такие программы служат только деструктивности, и их нужно корректировать с помощью психотерапевта.
Чек-лист критического мышления
Чтобы отличить правдивое и важное от «белого шума», к информации нужно подходить критически. «5W+H» — базовая методика проверки новых данных
Это система вопросов, с помощью которых следует проверять всю входящую информацию. Ответы помогут понять, насколько можно доверять источнику и какие решения стоит принимать на основе этих данных
Кто
- получит выгоду?
- пострадает?
- принимает ключевое решение?
- будет затронут больше всего?
- тоже размышлял об этом?
- может дать консультацию?
- входит в число ключевых участников?
- заслуживает признания?
Каковы
- преимущества и недостатки?
- другие точки зрения?
- альтернативы?
- контраргументы?
- лучшие/худшие возможные сценарии?
- самые важные/незначительные варианты?
- возможности позитивных изменений?
- препятствия для наших действий?
Где
- можно столкнуться с этим в реальной жизни?
- встречаются аналогичные концепции и ситуации?
- это больше всего необходимо?
- это может стать проблемой?
- найти больше информации?
- получить помощь?
- это будет работать?
- есть области для улучшения?
Когда
- это допустимо/неприемлемо?
- это принесет пользу обществу?
- это вызовет проблемы?
- лучшее время действовать?
- будет виден результат?
- это сыграло роль в истории?
- ожидать изменений?
- стоит попросить о помощи?
Как
- это соотносится с похожими данными?
- это может повлиять?
- мы получили эту информацию?
- найти безопасный подход?
- это помогает нам/другим?
- это вредит нам/другим?
- это может выглядеть в будущем?
- использовать это нам на пользу?
Почему
это проблема?
это важно для меня/других?
это наилучший/наихудший сценарий?
это влияет на людей?
люди должны об этом знать?
это было неизменным так долго?
мы позволили этому случиться?
Подробнее о методике «5W+H» и тренировке критического мышления — в подкасте РБК Трендов «Списать не получится»:
Иррациональное и его характеристика
Если попытаться объяснить понятие «иррациональное» с позиции философии, то охарактеризовать его можно как определенное начало человеческой натуры, противоположное свойству рационально, т.е. разумно постигать этот мир. Иррациональное допускает, что существуют такие области мировоззрения, которые разум не в состоянии понять, но все же они приемлемы благодаря вере, чувствам, интуиции. Таким образом, иррациональное – это одна из характеристик особого характера действительности. На протяжении многих лет вопросы иррационального изучались такими известными философами, как Бергсон, Дельтой, Ницше, Шопенгауэр и многие другие.
Мыслить иррационально могут позволить себе, так скажем, «свободные» личности, не задумывающиеся о последствиях. Действовать так значит допускать, что действительность не всегда может быть понята с помощью научных методов. Исходя из воззрений сторонников иррационального мышления, реальность со всеми ее компонентами и производными, например, жизнью и психологическими процессами, неподвластна общепринятым законам.
Безусловно, такая позиция имеет место быть, но в случае с критическим мышлением она совершенно не подходит. Иррациональные люди стремятся познать законы бытия, нарушая все общепринятые законы, а люди рациональные, напротив, мыслят критически, не доверяя тому, что нельзя проверить, опираясь только на достоверные и подтвержденные факты. И, беря это в расчет, мы должны сказать, что даже в том случае, если иррациональное вам свойственно, при желании развивать умение мыслить критически вы хотя бы на время должны отбросить все, что может ему противоречить.
Что же именно отбрасывать? Давай постараемся уточнить этот момент, ведь иррациональные мысли могут быть разных типов.
Принципы рационального мышления
Можете ли вы назвать себя рациональным человеком? Ниже я приведу признаки, которые помогут вам сделать выводы о своем мышлении.
Итак, мыслить рационально – это:
- Думать о будущем больше, чем о прошлом. Рациональные мыслители заботятся о прогрессе и фокусируются на своих целях и задачах, а не на событиях давно минувших дней.
- Перед принятием решений отмечать за и против. Когда задумываешься о последствиях, приходится испытывать меньше беспокойства.
- Всегда спрашивать сначала о причинах. Рациональный человек не будет просто делать что-то. Он сначала спросит себя о том, для чего это ему нужно.
- Не позволять эмоциям брать верх над разумом. Эмоции могут затуманивать взгляд на очевидные вещи. При принятии важных решений рационалист будет руководствоваться трезвой оценкой.
- Строить планы и пошагово следовать им. Каждая задача, пусть даже самая простая, требует четкого плана действий. Рациональный человек тщательно прописывает цепочку достижения своих целей, определяет методы, расписывает дедлайны. С таким подходом решать задачи и добиваться прогресса становится проще.
- Уметь быстро находить и изучать новое. Рациональность позволяет без труда осваивать любые навыки, всего лишь уделив этому достаточно времени, концентрации и внимательно разобравшись во всех деталях. Такой человек знает, какими методами можно раздобыть ту или иную информацию. Ему не лень копаться в справочниках и спрашивать мнение у более опытных людей.
- Вести ежедневник. Это помогает оставаться организованным и не дает забыть о делах.
- Адекватно воспринимать и учитывать чужие замечания. Не нужно слепо верить мнению окружающих. Но в любом мнении или критике можно услышать здравое зерно и применить это на благо собственных целей.
Рациональное мышление
Рациональный тип мышления позволяет четко видеть факты, находить правильные и эффективные пути решения различных задач. Человек, обладающий таким мышлением, видит вещи в их истинном свете и может их адекватно анализировать.
Обычно рациональный тип мышления связывают с людьми, которые работают в различных областях и пользуются этими способностями для достижения определенных целей. Но на самом деле рациональный тип мышления бывает полезен и в повседневной жизни. Он помогает обычным людям решать насущные проблемы и находить правильные выходы из разных ситуаций.
Личности с рациональным мышлением обладают рядом признаков:
- Рационально оценивают данность;
- Понимают, какие цели им по плечу;
- Воспринимают критические замечания и учитывают их;
- Обладают такими качествами как прагматизм и расчетливость.
Этот тип мышления позволяет быстро, ввиду того, что каждый шаг их просчитан принимать правильные решения, видеть все достоинства и недостатки той или иной ситуации. Люди, обладающие рациональным мышлением, часто достаточно успешны.
Ошибки мышления
Перед тем как мы перейдем к ошибкам, в качестве предисловия я хотела бы упомянуть о фанфике “Гарри Поттер и методы рационального мышления”. Фанфик – это любительские сочинения по мотивам известных литературных произведений. С 2010 года и на протяжении 5 лет американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский публиковал в своем блоге фанфик по серии романов о Гарри Поттере.
Но при чем здесь книжный волшебник и тема нашей сегодняшней статьи? Интерес для нас представляет то, как герой произведения об альтернативной реальности Поттера выявляет ошибки мышления, используя свой поистине канонический рациональный мыслительный процесс.
Итак, теперь об ошибках. Узнаем, какие факторы мешают нам мыслить логически:
- Ошибка атрибуции. Это когда человек объясняет поступки и поведение других людей их личностными особенностями (характером), а свои личные поступки – внешними обстоятельствами. Если мы скверно себя ведем, то видим причину в усталости, цепочке неприятных событий, которые предшествовали этому и т. п. Почему же мы не делаем таких поблажек другим людям? Все дело в том, что мы не видим, какие события спровоцировали то или иное поведение другого человека, и нашему мозгу гораздо проще навешать ярлык и действовать по стереотипу. Мозг всегда выбирает ту мысль, которая требует меньше всего энергетических затрат.
- Ошибка планирования. Говорит о том, что человек чаще всего недооценивает время, которое потребуется для решения какой-то задачи. К примеру, когда вас спрашивают, к какому сроку будет готов проект, вы с большей вероятностью озвучите меньшее время, чем потребуется по факту. Причин несколько. Во-первых, человек обычно фокусируется на позитивном сценарии, нежели задумывается о потенциальных препятствиях. Во-вторых, он склонен принимать желаемое за действительное. И в-третьих, люди могут забывать о времени, которое они уже потратили на выполнение задачи в прошлом.
- Эгоцентрическое искажение. Выражается в том, что человек слишком переоценивает свою точку зрения, когда смотрит на события своей жизни или пытается поставить себя на место других людей. Поясню на примере. Вы совершили какой-то смущающий вас поступок и думаете, что окружающие будут вспоминать о нем еще долгие годы. По факту думать об этом будете только вы, мучаясь и испытывая стыд, а других людей заботят лишь они сами, ведь центром своего мира каждый является для себя сам.
- Эффект свидетеля. Он возникает при каких-либо чрезвычайных происшествиях. Исследования доказали, что получить постороннюю помощь при несчастном случае вероятнее всего, если рядом окажется один свидетель, нежели три, пять или даже целая толпа. Когда человек становится не единственным свидетелем, он всегда надеется, что пострадавшему поможет кто-то другой. А одиночный очевидец понимает, что только он может взять на себя эту роль.
- Самообман. Это попытка избавиться от когнитивного диссонанса, когда человек подстраивает реальную действительность под свое видение мира, т. е. под личные убеждения, представления. Или, к примеру, полностью отрицает то, что ему не нравится или не соответствует его мнению, отказываясь проверить это на практике.
Это сравнительно краткий список. Более подробно тему ошибок мышления мы раскрыли в другой нашей статье.
Эта тема закрыта для публикации ответов.