История развития психологии как науки

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

С. Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн — это один из основателей новой школы в психологии. Работал в начале XX века в Московском государственном университете, был преподавателем и параллельно проводил исследования. Основной вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна был сделан в педагогическую психологию, логику и историю. Он подробно изучал типы личностей, их темперамент и эмоции. Именно Рубинштейн создал всем известный принцип детерминизма, который обозначал, что все действия и поступки человека напрямую связаны с внешним (окружающим) миром. Благодаря своим исследованиям был награжден многочисленными медалями, орденами и премиями.

Представители бихевиористического направления в психологии считали, что поведение каждого человека определяется не какими-то внутренними процессами, а механическими воздействиями окружающей среды. Причем, данный процесс происходит по принципу «стимул-реакция»(S →R) .

Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Рассмотрим данный принцип на примере.Допустим, гуляю по городу, мы находим бродячую собаку. Чтобы скрасить ее участь, мы отдаем ей лежащий у нас кусочек печенья. Собака сразу же завиляла хвостом, почувствовав запах пищи. И у нее началось слюноотделение.В данном случае, печенье, которое мы дали собаке, является стимулом (S), а слюноотделение является реакцией на стимул (R). Получается, что поведение собаки (слюноотделение) было вызвано воздействием внешней среды (печеньем), а не внутренними процессами. Значит, реакция собаки является следствием воздействия из внешней среды (S →R).

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию)

В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S).Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Выделение в отдельную науку

История возникновения и становления психологии занимает огромный промежуток времени, который длится тысячелетия. Как отдельная наука психология начала выделяться только ко второй половине 19 века. К этому моменту скопилось большое количество разрозненных психологических знаний, которые нужно было систематизировать, отделить от других учений, направлений.

Основателем психологической науки был В. Вундт. Его труд «Основы физиологической психологии», который был написан в 1873–1874 годах, объединил в себе множество накопленных знаний в отдельное учение. Ученый назвал его физиологической психологией.

В 1879 году Вундт основал в Лейпциге экспериментальную психологическую лабораторию. Затем появились первые психологи-экспериментаторы. Главным предметом, который изучали начинающие специалисты, стало изучение собственного сознания, поведения.

Другой психолог У. Джеймс распространил объединенные знания Вундта по всей территории Америки. Впоследствии он стал первым профессором этой науки в Гарвардском университете.

Еще один известный ученый, который внес вклад в историю психологии — Э. Титченер. Он окончил Оксфордский университет, после этого работал на Вундта. Переняв от учителя знания, он вернулся в Америку и создал при Корнуэльском университете научную школу экспериментальной психологии.

Дальнейшее развитие

В дальнейшем представители когнитивизма активно продолжили изучать, как взаимодействует человек с компьютером. Появилась теория, что психика человека является неким центром, способным воспринимать сигналы извне, которые перерабатываются мозгом человека.

Американский ученый современности Карл Прибрам сделал открытие, заявив что память распределена по всем отделам мозга. Ранее в когнитивной психологии придерживались мнения, что память сосредоточена лишь в серединных долях мозга. Теория Прибрама так и не была признана, но она подтверждалась не раз с помощью экспериментов.

На сегодняшний день когнитивная психология активно взаимодействует и с другими науками. Одной из таких наук является нейробиология, которая занимается изучением реакции нейронов головного мозга. Некоторые психологи придерживаются мнения, что нейробиология и психология не могут переплетаться, ведь ответы одной науки абсолютно не совместимы с ответами другой.

Чтобы психика была в норме, следует постоянно развивать когнитивные функции

Викиум рекомендует регулярно тренировать память, внимание, скорость реакции с помощью специальных когнитивных тренажеров

Двадцатое столетие: шаг за шагом

В прошлом веке было несколько этапов, когда интерес к рассматриваемой науке был довольно высоким. В истории психологии как науки значимыми считаются начало 10-х годов, конец следующего десятилетия и начало 60-х. Каждый из периодов оказался переломным для дисциплины, существенные сдвиги были свойственны и идеям науки, и ее теориям. Первый такой важный перелом произошел в начале девятнадцатого столетия. Существовавшая ранее система оценки психологии подверглась жесткой критике, ушли в прошлое идеи феноменальности, актов сознания как области исследования психологов. Если ранее основным методом считалось наблюдение за собой, то ему на смену начинают приходить гештальтизм, бихевиоризм. Начинают закладываться принципы психического анализа, изучение бессознательного. Именно в это время были опубликованы первые работы по всеобщей психологии.

В конце второго десятилетия девятнадцатого столетия в условиях капитализма начался новый виток истории психологии как науки. Прежде доминировавшие психологические школы распались, исследования стали еще более разрозненными, сформировалось обилие новых подходов и теорий. Были предприняты первые шаги к объединению разных идей. На рубеже 30-х годов активизировался интерес исследователей к методологии познания психологии. Было издано немало психологических работ.

Психология в России, СССР, странах Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии

Дореволюционный период

Основные школы и направления:

  • Челпанов и традиции интроспективной психологии
  • Рефлексология и реактоголия: Павлов и Бехтерев
  • Петербургская школа Лазурского
  • Начало марксистской психологии: Корнилов, Блонский, Басов, Рубинштейн, Костюк.

Советская психология в 1920-х — начале 1940-х годов

Основная статья: Советская психология в 1920-1930 годах

Выготский и Культурно-историческая психология

Деятельностный подход: Леонтьев и Рубинштейн

  • 1931 — отъезд Леонтьева и группы сотрудников и учеников Выготского в Харьков, основание Харьковской психологической школы.
  • 1940 — опубликована книга С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (книге присуждена государственная Сталинская премия в 1942 году).

Советская психология во время войны (1941—1945)

  • 1 октября 1942 года создана кафедра психологии на философском факультете Московского университета — первая в истории университета кафедра психологии.
  • 1943 год — создана Академия педагогических наук РСФСР.
  • 1944 год — 11 марта произошло выделение из МГУ Института психологии и передача его в ведение Академии педагогических наук РСФСР.
  • 1945 год — в Институте философии АН СССР создан Сектор Психологии — первая психологическая лаборатория в системе Академии наук.
  •  — в выступлении на Совещании по психологии П. Я. Гальперин дал первое изложение своей концепции психики как ориентировочной деятельности предмета психологии, метода формирования психических функций как нового метода психологического исследования.
  •  — начал издаваться журнал «Вопросы психологии». Первый редактор А. А. Смирнов.
  •  — учреждено Общество психологов при АПН РСФСР.
  •  — I съезд Общества психологов (Москва); организована первая отечественная лаборатория инженерной психологии, возглавляемая Б. Ф. Ломовым.
  •  — присуждение Ленинской премии А. Н. Леонтьеву за книгу «Проблемы развития психики».
  •  — организация факультетов психологии в Московском и Ленинградском университетах.

Психология средневековья и эпохи Возрождения

В средневековой Европе одним из центральных положений являлась схоластика, которая сводилась к рациональной трактовке христианского вероучения.В это время появляются труды Фомы Аквинского. Его учение получило название томизма. Он описал душевную жизнь человека и расположил ее формы от низших к высшим, в виде лестницы. Против томистов выступали номиналисты, в частности Уильям Оккам.

Переход к эпохе Возрождения начался в период изменения на буржуазную феодальной культуры. Достижения древности в этот период осмысливались по-новому. Философской вершиной таких достижений явилось учение Аристотеля. Одним из великих идеологов этой эпохи был Леонардо да Винчи. Он проводил различные анатомо-физиологические исследования, направленные на определение структуры четырех человеческих состояний: распри, радости, плача и физического усилия. Его знаменитый трактат «О живописи» содержит предположения, которые не смогли опровергнуть современные психофизиологи.

Замечание 2

К известным открытиям $XVII$ в. относится открытие рефлекторной природы поведения. Сокрушительный удар по биологии средневековья нанесло открытие Гарвеем механизма кровообращения. Еще один прорыв произвело открытие Декартом рефлекторной природы поведения.

Физика Ньютона и физиология Геллера обусловили естественнонаучный облик $XVIII$ века. Психофизическая проблема в этот период становится психофизиологической и фактически ограничивается связью психических и нервных процессов.

В начале $XIX$ века стали складываться новые подходы к психике. Теперь уже не столько механика, сколько физиология способствовала развитию психологического знания.

Ко второй половине $XIX$ века расширяются знания об общих элементах в структуре рефлекторных и произвольных движений, являющихся результатом психической деятельности головного мозга, противопоставлявшихся рефлекторным.

С середины $XIX$ века преобладает материалистическое осознание природы психических явлений. Под воздействием трудов Дарвина о генезисе животных, растительных организмов и человека сформировалось биологическое представление о природе человеческого сознания. Представителями материалистических взглядов были: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев.

В чем отличие внутренних направлений?

Историческая психология горизонтального направления – это своего рода плоскость, ровный срез от сегодняшних дней до глубины времен. Иными словами, в рамках горизонтального направления изучаются абсолютно все личностные аспекты, характеристики, типажи моделей поведения и мышления, свойственные людям в течение конкретных исторических эпох. Разумеется, затрагиваются и вопросы взаимосвязи особенностей психологии людей и времени, в котором они находятся.

Вертикальное же направление занято немного иными вопросами, безусловно, перекликающимися с теми, которые изучаются в рамках горизонтального. Эта научная область посвящена познанию особенностей и нюансов развития, трансформации определенных психологических функций в течение различных исторических эпох и их временных отрезков.

Вильгельм Вундт – основатель экспериментальной психологии

В. Вундт стал основателем экспериментальной психологии. Психолог разработал методы исследования психики, опираясь на элементарную физиологию. По его мнению, все проявления сознания опираются на полученный ранее опыт, культурные особенности народа и физиологию. Его основной вклад в развитие психологии в том, что он в 1879 году открыл первую лабораторию, занимающуюся экспериментальным исследованием психологии человека. Именно это событие считается основополагающим в отделении психологии от других естественных наук. Это способствовало формированию основных понятий изучения сознания человека. Список его достижений не ограничивается только этим, за свою жизнь он публиковал работы по философии, физиологии, физике и психологии. Это был разносторонне развитый человек, добившийся всемирного признания, в его честь был даже назван астероид.

Что такое психология?

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки.

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения – душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения – поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.

Развитие различных направлений психологии

Вместе со структурной психологией Вундта происходило развитие другого подхода к исследованию сознания — функционального

Основным представителем этого знания становится психолог и философ, американец Уильям Джемс (1842-1910), рассматривающий сознание с позиции важной приспособительной функции к среде. Ученый описывал психическую жизнь, включая ее динамичность изменчивость, непрерывность в качестве «потока сознания»

Он становится автором теории личности, вводит именно «личностное» измерение сознания: Я «познаваемое» и Я «познающее».

Замечание 1

На конец XIX века становится очевидно, что метод интроспекции имеет ограничения, при этом круг психических явлений нельзя рассматривать только с позиции феноменов сознания.

На этом этапе признание находят идеи создания «другой» психологии. В своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» немецкий философ и психолог Вильгельм Дильтей объяснял существование не одной психологической науки, а двух, включая объяснительную (современная интроспективная психология) и описательную. Каждая их них обладала собственным предметом и методами. Описательная психология строится на других основаниях, стремясь, в первую очередь, к пониманию душевной жизни индивида, включая ее целостность и уникальность. Дильтей полагал, что психологию можно отнести не к циклу наук о природе, а к гуманитарным дисциплинам, включающим историю и культурологию. По этой причине естественно-научный, экспериментальный метод в психологии не применяется, а методом гуманитарных наук должен становиться метод понимания, где исследователь должен прочувствовать исследуемый объект. Одновременно с этим понимающая психология не занимается отвержением методов объясняющей психологии. На сегодняшний день введенное Дильтеем различие в объяснительной и описательной психологии не теряет актуальности. Проблема определения, к какому типу наук можно отнести психологию (естественные или гуманитарные), в том числе определение принципов построения познания человеческой души, остается открытой, не имея однозначного ответа.

Интенсивная эволюция экспериментальной психологии в начале прошлого века способствовала расширению круга исследуемых аспектов, что сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода в ходе объяснения душевной жизни индивида. Произошло и изменение и самого представления о сознании, оно больше не рассматривалось в качестве замкнутого в себе внутреннего мира, который доступен познанию только самого субъекта.

Становление предмета психологии характеризовалось тем, что появилась потребность принципиально пересмотреть на него взгляды. Это проявилось в появлении нескольких конкурирующих концепций, отстаивающих свои позиции на то, чем должна заниматься психология.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Литература

На русском языке

  • Ждан, Антонина Николаевна. История психологии. От античности до наших дней / Рецензенты: Кафедра общей психологии и истории психологии Московской гуманитарно-социальной академии; доктор психологических наук В. А. Иванников. — 5-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Академический проект, . — 576 с. — (Классический Университетский учебник). — 5000 экз. — ISBN 5-8291-0439-3.
  • Лихи, Томас. История современной психологии. — 3-е изд. — СПб.: Питер: ЗАО Издательский дом «Питер», . — 448 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-199-9.
  • Марцинковская Т. Д. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Редактор Е. В. Сатарова. — 4-е издание, стереотипное. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7695-1994-0.
  • Хант, Мортон. История психологии / пер. с англ. А. В. Александровой. — Москва: ООО Издательство «АСТ МОСКВА», 2009. — 863 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-403-01519-6.
  • Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. — 2е издание на русском языке, переработанное и исправленное. — СПб: Евразия, 2002. — 532 с. — ISBN 5-8071-0007-7.

Первые представления о психике

Первые представления о психике можно отнести к анимизму. Это было древнейшее знание, в соответствии с которым у всего, что существует в мире, есть душа. Душа понимается в то время как сущность, независимая от тела. Она способна одновременно с этим управлять всеми живыми и неживыми предметами.

Материалистическими философами древности (например, Демокритом, Лукрецием и Эпикуром) душа человека рассматривалась в качестве разновидности материи или телесного образования, которые формируется из шаровидных, мелких и подвижных атомов.

Позже философ-идеалист Платон стал рассматривать душу человека как что-то божественное, что отличается от тела. Душа, до того, как попасть в тело человека, существует отдельно в высшем мире. Там, по мнению философа, она занимается познанием идей, представляющих собой вечные и неизменные сущности.

Платон классифицировал душевные явления на следующие составляющие:

  • Разум,
  • Мужество (в современном понимании – воля),
  • Вожделение (в современном понимании —мотивация).

Великим мыслителем Аристотелем, создавшим трактат «О душе», психологическая наука была выделена в качестве своеобразной области знания. Он впервые выдвигает концепцию неразделимости души и живого тела. Проявление души и психики происходит в соответствующих способностях к деятельности, которая может быть питающей, чувствующей, движущей и разумной.

Философ считал первичной познавательной способностью человека ощущение, которое могло принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения способны оставлять след в качестве представлений в виде образов предметов, которые до этого действовали на органы чувств. Он показал, что данные образы объединяются в 3 направлениях (сходство, смежность, контраст).

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Первоначально Фрейд проводил психоаналитические сеансы при помощи гипноза для подавления травмирующих ассоциаций. Однако впоследствии учёный отказался от этого и применял метод лишь в бодрствующем состоянии пациента.

Психоанализ сформировался на «технике свободных ассоциаций»: человек при общении со специалистом говорит всё, что приходит в голову в процессе «разбора» его состояния. Оказалось, что для эффективного психоанализа было достаточно того «материала», который психоаналитик получает от того, что говорит пациент.

Действительно, человек в обычной жизни практически лишён возможности говорить всё, что хочешь, и всегда, когда хочешь. Люди неискренне ведут себя сами с собой, скрывают от себя свои желания и мысли. От этого формируется неудовлетворённость, которая приводит к неврозам и депрессии.

Люди хотят говорить то, что думают и делиться сокровенным. Условности часто мешают это делать в привычной обстановке. Частично к психоанализу можно отнести хрестоматийный разговор — «излияние души» со случайным попутчиком в поезде, который, на счастье, оказался хорошим слушателем.

Но случайный попутчик в поезде — это максимум хороший слушатель. Легче станет, но проблему это не решит. Специалист-психоаналитик на основании связи осознаваемых мыслей и бессознательного содержания находит объяснительные гипотезы того, что и почему происходит в жизни человека и вместе с пациентом даёт ответ на вопрос — что делать?

Рассмотрим психоанализ Фрейда кратко и понятно.

До Фрейда была принята позиция, что психика (душа) человека целостна. Потом появилось понятие «бессознательное». Согласно теории Фрейда, психика человека условно делится на сознательное и бессознательное. Бессознательное — это установки, желания, влечение. Внутренний «цензор» человека — специальный механизм психики — не даёт бессознательному вырваться наружу прямым путём. Бессознательные симптомы накапливаются, находят выход и проявляют себя.

При психоанализе человек «вытаскивает» из себя бессознательное, вспоминает и рассказывает всё, что накопилось. После рассказанного для пациента наступает облегчение и даже излечивание от последствий тех или иных событий, желаний, влечений.

Фрейд считал, что природа бессознательного зависит от пережитых событий и от того, отчего человек мучается и не может это признать — зависть, чувство неполноценности или превосходства, агрессия и тому подобное. В теории классического психоанализа Фрейда переживания первых пяти лет жизни являются решающими для человека. Бессознательное берёт начало в эмоциях детства и влияет на всю жизнь.

Фрейд говорил о том, что при психоанализе человек переживает заново много событий, в том числе — из детства. Часто отношение клиента к психоаналитику во время сеанса становятся похожими на его отношение к собственному отцу или матери со всем комплексом чувств.

Психоанализ по Фрейду — это фактически «выливание» или перенос на терапевта чувств и влечений, которые составляют бессознательное.

Такие сеансы должны быть частыми и проходить до тех пор, пока человек полностью не избавится от невротических симптомов, комплексов и различных навязчивых мыслей. В среднем психоанализ проводят сессиями по несколько месяцев 2–4 раза в неделю.

Методы психоанализа З.Фрейда, использованные при лечении психологических проблем, привели к более детальному пониманию влияния бессознательных желаний на психологию человека. Психоанализ позволил лучше понять природу психосоматических болезней.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда не является «окаменелой» величиной, она развивается. Ещё при жизни учёный присуждал ежегодную премию за достижения своих учеников в развитии теории психоанализа.

Про Зигмунда Фрейда говорят, что он всё видел «через очки сексуальности». Фрейд видел основу всего бессознательного в теории либидо и детской сексуальности. Его последователи часто критиковали за такой подход. Известный психолог Карл Юнг видел природу бессознательного к коллективной памяти человечества.

Детская психология: зарождение и развитие

В. Прейер, немецкий ученый-дарвинист выпустил первый во всем мире научный труд по детской психологии. Это была книга под названием «Душа ребенка». Ученый рассказал в ней о ежедневных наблюдениях за развитием своего ребенка. Ему было интересно, как развиваются органы чувств, моторика, воля, рассудок и язык. Основным вкладом Прейера было то, что он исследовал развитие ребенка на самом раннем этапе жизни. Ученый открыл для психологии метод объективного наблюдения, который разработан аналогично с методами естественных наук. Прейер первый, кто обозначил переход от исследования психики ребенка, имеющий интроспективный характер, к объективному исследованию.

Замечание 1

Отмечается, что в данный период педагогика основной своей задачей ставила понимание ребенка. Помимо этого, ученые поняли, что только изучив психологию ребенка, можно понять психологию взрослого человека.

Началом изучения детской психологии, как впрочем и любой другой науки, стал сбор и накопление информации. Долгое время ученые занимались тем, что описывали проявления и последующее развитие психических процессов. Поэтому все знания, которые были накоплены, необходимо было систематизировать и проанализировать, точнее:

  • найти взаимосвязи между различными психическими процессами;
  • осмыслить внутреннюю логику целостного психического развития;
  • определить последовательность этапов развития;
  • исследовать причины и пути перехода с этапа на этап.

Для детской психологии стали применимы знания в смежных науках. Речь идет о генетической психологии, которая изучает появление различных психических функций взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, а также о педагогической психологии

Особое внимание стало уделяться психологии обучения. К

Д. Ушинский, русский педагог, который основал научную педагогику, внес значительный вклад в формирование детской психологии. Его работа «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» – это обращение к учителям

Педагог призывал учителей изучать законы таких психических явлений, которыми важно было бы для них управлять, поступать согласно этим законам и таким обстоятельствам, к которым они хотят учеников приложить

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.