Как не думать ни о чем? как дать мозгу отдохнуть

Алан-э-Дейл       20.08.2022 г.

Как объяснять эту орфограмму

В этом блоке я расскажу, как надо оформлять объяснение орфограммы будете/будите в тетради и что надо говорить при объяснении у доски. Рассмотрим каждое слово по порядку.

Будите

Допустим, у вас предложение «Не буд…те меня так рано». Вам надо его переписать, вставить пропущенную букву и сделать объяснение.

Переписывайте с буквой «и». Затем подчеркивайте ее двумя чертами и сразу рисуйте сверху значок ударения. Таким образом вы показали, что под ударением пишется та буква, которая слышится.

Еще нужно выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Вот здесь тоже есть сложность. У нас предложение побудительное, «будите» – глагол повелительного наклонения. Кто-то кому-то приказывает кого-то «не будить». У этого глагола «и» – суффикс. Выделите этот суффикс треугольничком.

У доски надо будет проговорить текст из трех частей:

Разберем другой пример. У вас предложение «Во сколько вы буд…те солдат?» Вряд ли такое будет в учебнике, но предположим просто.

Вы переписываете «буд…те» с буквой «и». Затем подчеркиваете ее одной чертой. Не двумя, потому что ударение у нас падает уже на «у», а не на «и». Выделяете морфему – окончание «-ите». «Будите» в данном случае является глаголом изъявительного наклонения, окончанием у него будет именно «-ите», потому что: будите, будят, будишь – меняется все то, что после «буд».

Когда выделите окончание, надпишите над глаголом «II» – второе спряжение. Обычно этого достаточно. Можете еще написать в скобках «(будить)», подчеркнуть двумя чертами «-ить» и еще раз написать «II» – чтобы показать, что вы определили спряжение по инфинитиву. Но обычно учителя не так жаждут вашей крови и можно в такие подробности не опускаться.

У доски надо будет сказать следующее:

Будете

Предположим, что у вас предложение «Вы буд…те командиром полка?» Вы должны его переписать, в слове «буд…те» написать «е». Подчеркнуть ее одной чертой, выделить окончание «-ете». Чтобы проверить себя, можете подобрать глаголы в других формах: будет, будут. Изменяется всё, что после «буд».

У доски ваши слова должны быть следующими:

Если вы раньше никогда вот так не работали с орфограммами, смотрите мое видео о том, как это делать правильно.

Если вы будете с 5 по 11 класс объяснять каждую орфограмму вот так – у вас будут очень систематизированные знания русского языка. И вы автоматически будете писать грамотно.

Что делать, когда накрывает, или как помочь себе справиться с руминацией

Узнать о руминации – научиться распознавать ее – останавливать руминацию – осознавать свой процесс. Если кратко.

А теперь по порядку.

Узнать о руминации

Теперь ты знаешь и что это такое, и какие виды руминации бывают, про последствия для человека-руминатора (в голове сразу образ терминатора появился) и причины возникновения, ну и другое. Могу предложить ознакомиться с другими статьями в интернете или роликами на youtube, у каждого автора есть своя интересная информация, которой тут может и не быть.

Научиться замечать в себе процесс руминации

Прям ловить себя на таких мыслях и говорить себе: “О, а я уже знаю, что это руминация. Как здорово у меня получается руминировать”, “нет настроения, о, так я сейчас руминирую, сравнивая себя с прошлой версией себя”. Как-то так.

Конечно, не всегда мы сами это можем сделать. Человек-руминатор (ну вот, опять образ про Арнольда появился) считает, что такой процесс анализа ему помогает справиться с проблемой или с чувствами. Но руминация, очень коварная и незаметная, может только усиливаться и усиливаться, не способствуя решению вопроса.

В психотерапии терапевт замечает этот процесс у клиента, помогает с ним справиться, а потом обучает разным техникам, способствующим силе и автономности человека.

В самом вверху справа ты можешь увидеть фото, где на телефон кто-то фотографирует пирс, а потом ниже в тексте есть фото самого пирса. Гулять по пирсу и фотографировать пирс – это совершенно разные процессы, не так ли? Точно так же с процессом руминации. Одно дело быть в этом процессе, задавать себе вопросы и отвечать на них. А другое дело – заметить их и посмотреть на свои мысли со стороны. В этом одна из главных задач психотерапии при руминировании.

Останавливать

Можно через чувства, можно через поведение или через тело, а потом с помощью различных техник осознанности. Останавливать мысли мыслями – можно попасть в мыслительную ловушку и только усилить руминацию. Главное, найти свой подходящий способ.

Если говорить про депрессивное или тревожное расстройство, то скорой помощью будет выход через поведение. Для этого можно прогуляться в парке или вокруг дома, или вообще в новом месте. Ну или на кухню. Присесть 10 раз или безцельно покидать бумагу в мусорную корзину. Сходить за покупками в дальний магазин. То есть дать мозгу понять, что “что-то могу” и включить префронтальную кору.

Это может быть даже что-то легкое, простое, ну вот прям просто так, без всякой на то причины и цели. Даже если встать с постели нет сил. Например, найти новую картинку на заставку телефона, поискать новый фильм на завтра, разучить найденный в интернете стишок, поиграть в детскую игру или попробовать выговорить название исландского ледника Эйяфьятлайокудль. Никто не знает, что может принести тебе вовлеченность и интерес, попробуй узнать это в процессе.

Можно сделать что-то совершенно новое, например, узнать как на японском или турецком будет такое-то слово, посмотреть какой-то ролик, фильм, поговорить с другом, партнером или приготовить что-то новое по рецепту. И пусть даже в начале на это не будет никаких сил, дай себе 5-10 минут на это.

Конечно же, можно обратиться к психотерапевту и сделать это вместе с ним, найдя свой уникальный способ с учетом своей истории и своих ресурсов.

Осознание процесса

Замечать в себе мыслительную жвачку – это тоже про осознанность, но я вкладываю в этот пункт понимание своего процесса, триггеров, то есть как это начинается у меня, что на меня больше всего влияет и как я могу реагировать на это еще, чтобы чувствовать себя лучше и не попадать в похожие ситуации. В транзактном анализе это называется “понимать свой сценарий”.

В один из таких дней я руминировала-руминировала, потом заметила это, решила еще раз познакомиться с этим своим процессом поближе и захотелось написать статью и поделиться информацией с тобой. А потом так увлеклась с поиском картинок, пришла идея про волны, потом вспомнила про Пипера и… вобщем, появилась увлеченность процессом, хотя еще несколько часов назад до написания статьи абсолютно ничего не хотелось. Как-то так.

Наш мозг – удивительный. Но, что главное, – пластичный и открыт к изменениям. Просто для этого нужно время и понимание, чего хочется и что лучше для нас. Руминация – это же тоже результат работы мозга, памяти. Вот как здорово порой получается руминировать. А значит, можно научиться и другому способу.

Спасибо за внимание и интерес к этой статье

P.S. я думала, оставлять сноски про Арнольда или нет, но решила оставить. Мне кажется, юмор сделает процесс руминации немного запоминающимся, а значит заметным в повседневной жизни. Ведь замечать эти мысли – огромная и важная работа.

Различайте «грабли»

По мере того, как вы знакомитесь с большим числом когнитивных искажений, у вас остается все меньше предлогов, чтобы не замечать их в повседневной жизни, рабочих и учебных делах. Количество изученных ментальных моделей, в свою очередь, постепенно переходит в качество, а именно — гибкость мышления. Аналогичным образом и эмоциональная реакция на происходящее вокруг становится более контролируемой и не отвлекает в ходе раздумий.

В итоге вы различаете возможные упущения, уходите от односторонних суждений и можете позволить себе думать о том, как вы думаете, а главное — делаете это легче. Такое состояние называют метакогнитивной осведомленностью и связывают ее с использованием вспомогательных инструментов, позволяющих осуществлять «сборку самолета на лету», «мыть автомобиль, не выходя из него» и практиковать так называемое «second level thinking».

Илон Маск “Сначала хорошенько изучите проблему и лишь затем приступайте к ее решению”

Гений XXI века в одном из интервью раскритиковал существующую систему образования. По его словам, в ней основной акцент делается на изучении инструментов решения проблем, а самим проблемам уделяется недостаточно внимания. В результате на выходе мы получаем узко мыслящих специалистов, не способных решать нестандартные задачи.

В качестве примера он приводит обучение автомехаников. Не сформировав у них четкого представления об устройстве двигателя, их учат орудовать отвертками и гаечными ключами. Гораздо эффективнее, по мнению Маска, сначала изучить двигатель со всех сторон, а потом уже совершать манипуляции с ним.

Когда программа SpaceX существовала только в качестве идеи, Илон первым делом изучил аэрокосмическую отрасль. Несколько месяцев он штудировал книги по физике космических полетов, а потом самостоятельно провел расчеты стоимости всех деталей и запуска ракеты. Он на собственном опыте продемонстрировал, что всегда полезно хорошенько все обдумать, прежде чем что-то делать.

Как применить его совет в жизни? Нужно вам, к примеру, решить какую-то практическую задачу. Поменять розетку или сделать тесто более пышным, например. Прежде чем гуглить способы решения задачи, узнайте получше объект, с которым вам придется иметь дело.

Собрав информацию, возможно, вы найдете несколько способов достижения поставленной цели. А в глобальном плане научитесь мыслить самостоятельно и быстрее соображать головой.

Знайте «матчасть»

Для того, чтобы эффективно размышлять, недостаточно простого желания, упорства и стремления к совершенству. Все эти качества пригодятся, но для основательной прокачки мыслительных способностей, как и в случае с другими навыками, нужен системный подход.

Первое, с чем мы предложили бы познакомиться, это — когнитивные искажения. Они представляют собой «продукт» эволюционно формирующегося поведения и в некоторых случаях даже помогают адаптироваться к различным условиям существования. Но так бывает далеко не всегда — результат по большей части зависит от того, какие искажения мы замечаем, как с ними работаем и осознаем ли сам факт их присутствия в ходе мыслительного процесса.

Знать и разбираться в когнитивных искажениях стоит еще и потому, что в запущенных ситуациях они могут приводить и к неприятным эффектам — например, незаметно перестраивать наши воспоминания в угоду той или иной проблеме эмоционального или иного характера и дестабилизировать психику .

В общем случае очень важно помнить о том, что за один присест все искажения охватить не получится. Их изучение стоит дозировать, сделать регулярным и по мере знакомства с отдельными типами КИ — вспоминать и анализировать собственный жизненный опыт

Противоположную сторону занимают ментальные модели. Они помогают разбираться в устройстве мира, приоритизировать задачи, взвешивать аргументы в ходе размышлений и противостоять когнитивным искажениям

Изучение существующих и разработка собственных ментальных моделей — процесс, фактически продолжающийся на протяжении всей жизни, поэтому важно понимать степень их сбалансированности и уметь подбирать их по ситуации

При положительных мыслях:

Когда это не является Безусловной Любовью (БЛ), человек так же делится своей энергией, вне зависимости от сонастроенности с другим человеком. Но у него не происходит расширения энергетической структуры. Ровное состояние полей, но энергополя работают на пределе. Они только успевают восполнять энергопотенциалы, но при этом искажений сильных не бывает.

Когда человек посылает БЛ по отношению к другому человеку, тогда полностью отсутствуют любые мысли и была только Безусловная Любовь и состояние. На тонком плане это выглядит следующим образом: она полностью аккумулируется в энерготеле того человека, кому посылается, и она прописывается сразу энергопотенциалом. У человека , который посылает БЛ, энергия и его энергетическое состояние не убывают, а увеличиваются в несколько раз в момент посыла Любви. 

Изучение опыта известных людей

Прежде всего следует учиться на примерах из истории. За время существования человечества было немало людей, чьи оригинальные идеи повлияли на судьбы целых народов. С помощью своего нестандартного мышления им удавалось совершать великие открытия и влиять на ход истории. Можно вспомнить хотя бы блестящий план полководца Багратиона, оказавшийся спасительным для нашего отечества во время войны 1812 года. Тогда для противостояния вторгшейся в границы России многомиллионной армии Наполеона Бонапарта было направлено два войска. Одним из них командовал Багратион, а другим — Барклай де Толли.

Французский император горделиво говорил, что его военная сила встанет между двумя фронтами и не позволит противнику объединить свои усилия. Русские же войска не спешили бросаться в схватку с неприятелем. Багратион отступал до самой Москвы, не давая генерального сражения, а участвуя только в незначительных стычках, которые не могли принести ощутимых потерь его войску, но постепенно сокращали численность французской армии.

Великий полководец, будучи нестандартно мыслящим человеком, понял, что в России можно вести военные действия иначе, чем на территории какого бы то ни было другого европейского государства. Огромная территория нашей страны просто не могла быть преодолена французами без потерь.

К тому же суровый климат тоже сыграл не последнюю роль в деле противостояния неприятелю. Вершиной тактической мысли русских военачальников было отступление из Москвы. Русские открыли врагу свободный доступ в древнюю столицу, но прежде чем это сделать, они сожгли ее дотла.

Так же они поступали и с большей частью захваченной неприятелем территории. Этот метод получил название «выжженной земли». Французским солдатам пришлось в течение нескольких недель находиться в разоренном городе. Начался голод. К тому же зима того года отличалась суровостью. Ничуть не легче пришлось французам и когда они начали отступать из Москвы. На сожженных территориях они не могли найти ни убежища от ненастья, ни более или менее пригодной пищи.

В итоге, деморализованная, голодная и замерзшая горстка оставшихся в живых французов пересекала границу в обратном направлении. Это было гибелью великой армии Наполеона Бонапарта.

Как научиться мыслить нестандартно? Этим искусством можно овладеть, рассматривая подобные примеры из истории.

Признаки догматического зомбирования чужим мнением

Все частично живут в «зомби мире». С самого рождения нам прививали определенные понятия. Если пытаться выйти из «системы» или нарушить ее, может последовать масса недопонимания и протестов.

К «зомбированию» относится:

— слепое «поедание» информации извне, не имея собственного мнения.

— ежедневное «существование», «выживание», «волочение», «барахтанье» без определенных целей, планов.

— «жизнь в клетке» — чувство несвободы, уйма обязанностей, рабство у собственной жизни.

— отсутствие чувства счастья и полета.

Часто люди в повседневной жизни увязают в рутине и огромном количестве житейских проблем.

Поэтому на себя, свои желания и мечты не остается времени. А если и хочется делать то, что нравится, то все откладывается далеко на потом.

Когда станет легче, когда будет больше свободного времени, тогда и подумают, как приблизится к гармонии и счастью.

Реальность такова, что легче не станет никогда, с таким настроем, таким мышлением и таким образом жизни.

Не усложняйте

Сложные инструменты для ведения дел и заметок часто ведут в сторону бесконечной настройки, установки обновлений и организации календарей, бордов и to-do-листов. В определенных случаях и в рамках конкретных проектов — во всех этих действительно есть смысл, но если от усложнения инструментов можно отказаться без потерь с точки зрения результатов, стоит так и поступить

Иначе они просто перетянут внимание на себя. Есть даже похожее когнитивное искажение, связанное с поиском информации ради самого поиска, который обычно не дает видимого результата и не влияет на мыслительный процесс и принятие решений

Если не учитывать условный молескин и приложения для ведения заметок, вам могут пригодиться карточки для запоминания или соответствующий софт, позволяющий постепенно изучать матчасть и поддерживать знания о множестве когнитивных искажений и ментальных моделей без заучивания их наизусть. Это возможно за счет интервальных повторений — системы Лейтнера, учитывающей «кривую Эббингауза», а именно то, как мы забываем информацию.

Помимо тренажеров для изучения нового и укрепления памяти — есть похожие «карточные» системы для развития творческого аспекта мышления и использования максимально простых ментальных моделей, способствующих креативу. Одна из таких систем называется «Oblique Strategies». Ее разработали в начале 70-х художник Питер Шмидт и музыкант Брайан Ино.

Еще один инструмент, на который мы хотели бы обратить ваше внимание, это — профессиональные онлайн-сообщества и их интерактивная часть, где пользователи могут делиться мнениями и ходом своих мыслей. С точки зрения прокачки когнитивных навыков, референсы — в виде комментариев других участников дискуссии — помогут научиться быстрее отслеживать как чужие, так и свои когнитивные искажения, задумываться о том, что вызывает у вас ту или иную реакцию и анализировать свою аргументацию в ответ на замечания

Среда условного Хабра, где вы можете наблюдать (1) мгновенную реакцию на ваши комментарии, (2) следить за успехами любимых авторов и делать это (3) на регулярной основе, является достаточной для развития не только мышления, но и прокачки интуиции — понимания того, что в действительности волнует и беспокоит ваших коллег по профессии, да и по рунету в целом. Именно эти три условия описал Даниел Канеман, известный писатель, психолог и лауреат крупнейших премий по экономике, когда его попросили объяснить природу интуитивного мышления. Надеемся, что наш сегодняшний рассказ вдохновит вас на развитие, друзья!

Англоязычные материалы в нашем блоге на Хабре:

И русскоязычные хабрапосты по теме:

Какая польза от нестандартного мышления

Все просто: нестандартный подход к мыслительной деятельности в сочетании с силой воли и целеустремленностью является самым мощным инструментом в руках человека. Примерно таких результатов можно добиться, тренируя свою способность мыслить оригинально:

  1. Появляется осознанность. Вместе с клише вы избавляетесь от автоматического образа жизни. Присутствовать здесь и сейчас – принцип, однозначно улучшающий жизнь. Это поможет приходить на встречи вовремя, реже допускать ошибки в мелочах, лучше запоминать информацию, быстрее ориентироваться.
  2. Повышается рабочая эффективность. Это происходит потому, что креативное мышление избавляет от ненужных хлопот, сокращает временные и энергетические затраты на ненужные дела. А это значит, что освобождаются время и силы на желание потратить их с толком.
  3. Открываются горизонты возможностей. Человека, творчески рассматривающего каждую ситуацию, сложно поставить в тупик. Его мышление просчитывает даже невероятные варианты дальнейших событий, предоставляет шансы, а также новые пути движения.

Почему это важно?

Развитое критическое мышление, как и хорошая память, важно не только в процессе обучения. Если в школе оно помогает собирать информацию (что прочитать?), то в обычной жизни оно помогает наращивать знания на уже существующую картину мира (каким газетам верить?)

В школе и университете критическое мышление помогает анализировать предоставленные аргументы (быть Гамлету все же или не быть?); а в жизни оно уменьшает шансы того, что человек станет жертвой пропаганды.

Критическое мышление позволяет человеку не бояться показаться глупым и чаще задавать вопрос – почему? Российское школьное образование прививает обратную привычку – молчать, если не знаешь. В классе поощряются только те, кто знает правильный ответ, а умными признаются только те, у кого в дневнике стоит оценка «пять», а в университете в зачетке — «отлично». С отрицанием возможности свободно задавать вопрос «почему» на корню убивается любознательность, а значит и желание развиваться. А ведь именно вопрос «почему» в сторону окружающего мира помогает узнать много нового. Почему дорогу положили из этого материала за такую сумму, почему молоко подорожало, почему «Крым наш», почему бы мне не задать все эти вопросы, я ведь имею право, а если нет, то почему?

Несколько фишек, чтобы думать, которые используют успешные люди

Полное отключение от всех дел и сосредоточение только на своей проблеме.

Останься наедине с собой, выруби телефон и начни думать. Думать так, чтобы параллельно не начать мыслить о том, что нужно еще сделать важный звонок или что-то нужно купить вечером на ужин.

Если какие-то мысли лезут и мешают сосредоточиться — ты не думаешь. Ты делаешь вид.

Только в контексте своей проблемы.

  • Как решить проблему?
  • Как быстрее прийти к цели?
  • Как дальше жить?
  • Как получить прибыль?
  • Не слишком ли мелкие цели я ставлю?
  • Где найти дополнительных клиентов?
  • Как сделать так, чтобы клиенты сами меня искали?
  • Каким я буду через 10 лет?
  • Что нужно сделать, чтобы добиться своего.
  • Что? Что! Что, черт возьми мне нужно сделать? 

Разгоняй свой мозг. Учи его думать! 

Кому-то лучше сидеть, кому-то ходить по кабинету или комнате (как мне), или вы можете даже заниматься каким-то делом неосознанно и при этом активно думать.

Думать несколько дней.

Возьми выходной или неделю отпуска.

Закройся на все замки дома или уезжай в какое-то тихое место, где никто не будет беспокоить твое бренное тело и твою грешную душу.

Твоя задача сделать эти дни — днями думания. 

Так делает один из самых богатых людей в мире. Билл Гейтс.

Он уезжает на несколько дней, оставляет за себя своих заместителей. Уезжает от родных, от бизнеса, от коллег. Несколько дней думает и приезжает с новым решением. Решением, которое стоит несколько миллионов долларов.

У меня есть подруга, которая снимает номер в отеле на сутки каждый последний день месяца и всегда выходит через сутки с исписанным ежедневником и кучей безумных и интересных идей. Либо готовым решением.

Почему бы и нам так не делать?

Дело в том, что в этой ситуации, ты себя самостоятельно загоняешь в рамки, начинаешь заставлять себя думать.

Думать в движении.

У каждого свой комфорт для мозга.

Ты можешь выйти на пробежку и думать во время бега

Например, когда мне нужно успокоиться и принять важное решение или что-то придумать, я делаю это на бегу

Если я бегу марафон, то мне приходят десятки изумительных идей, которые делают меня богаче, сильнее, успешнее. 

Можешь просто прогуляться и подумать. 

Сходить в любимое кафе, заказать чайник, смотреть в окно и не размышлять о вечном, давая опухшему от отдыха мозгу отдых, а думать. 

Наш мозг не способен выполнять несколько задач одновременно.

Вы когда-нибудь слышали о каком-нибудь игроке, который играет в открытый китайский покер на своём айпаде, при этом слушает музыку, участвует в беседе с игроком по правую сторону от него, поедает суп с фрикадельками и параллельно пытается загриндить выигрышную сессию в и так уже не лёгкой игре? Ладно, это, конечно, я перегнул палку, но мою мысль вы поняли. Как рассказывает Купер в своей статье, мультизадачность – это нечто, что пытаются освоить люди уже многие столетия.

Умение энергично работать над несколькими проектами одновременно и при этом получать приличный результат по всем ним – это то, что цениться на любой работе, и я видел ребят, которые пишут в своём резюме, что они отлично справляются с несколькими задачами одновременно. Тем не менее, хоть вы можете думать, что вы хорошо продвигаетесь по всем фронтам, занимаясь несколькими делами одновременно, наука утверждает, что это фактически невозможно.

В своей сути, мультизадачность – это концепция, которую можно назвать «переключением между контекстами», то есть вместо того, чтобы заниматься несколькими делами одновременно, вы на самом деле быстро переключаетесь между разными задачами. Такой подход ведёт к вероятности ошибки в 50 процентах случаев, и к тому же явно займёт у вас больше времени, чем если бы вы сидели над каждой задачей отдельно.

Поступая подобным образом, вместо того, чтобы полностью сфокусироваться на одной задаче вы меньше времени уделяете серии задач, а значит, в целом выполняете их менее эффективно. Так что в следующий раз, когда вы будете сидеть за столом и вдруг заметите, что вы занимаетесь 5-ю разными вещами (помимо клацанья по кнопкам), попытайтесь пересмотреть своё положение и оценить, насколько именно вы сфокусированы на игре. Возможно, вы заметите, что ваша способность находить хорошие места для получения преимущества над соперником и, соответственно, ваша способность зарабатывать деньги серьёзно упала из-за этого.

Вода в помощь

Издавна считалось, что контакт с водой приводит в порядок мысли. Если вы хотите не думать ни о чем, как нельзя лучше поможет поход в бассейн. Плавание расслабляет тело и отвлекает от навязчивых дум. Если в бассейн вы не хотите, просто понежьтесь в ванной. После трудового дня устройте себе настоящий релакс, полежите в теплой водичке. Можете добавить ароматизированную соль или эфирные масла. Хорошо помогает и контрастный душ. Поверьте, после этой процедуры плохие мысли исчезнут без следа. Самый простой вариант (если вы на работе) — это умыться прохладной водой или просто приложить к вискам смоченную салфетку.

Как включить голову

Во-вторых, критическое мышление предполагает способность анализировать полученную информацию. К примеру, не доверять каждой картинке с Брюсом Ли и философской цитатой, а подумать, почему одна и та же цитата появляется в ленте постоянно, то с его фотографией, то с фотографией Линкольна, то Карлсона. В целом вопрос “почему” очень поможет в этом деле: чем чаще его себе задавать, тем полезней.

«Если мы заканчиваем тему Экономика, то ученики должны в свободной форме расписать экономическую систему в их воображаемой стране. Заканчиваем тему Политология — пишут про политическое устройство. В конце года задача усложняется, потому что тогда им приходится описывать всю ситуацию комплексно и мыслить междисциплинарно. Есть примеры, когда дети действительно способны выдавать необычные суждения. К примеру, в начале 90х у меня в классе был очень интересный мальчик

В сочинении по экономике он написал, что экономика это семья, и расписал важность семейных ценностей для достижения стабильного развития. Меня тогда это очень приятно удивило: в лихие 90-ые, во время перестройки, когда никого вообще не волновали человеческие ценности, у мальчика было вот такое видение мира».

В-четвертых, развитию критического мышления будет способствовать практика анализа и разбора конкретных ситуаций (кейсов). Примеры кейсов во многих европейских школах используются междисциплинарно. На уроке языка могут разбирать социо-культурные ситуации из повседневной жизни; на уроках математики, экономики или обществознания — конкретные новости из СМИ; разбор разных кейсов также активно используется на уроках биологии в старшей школе в теме, посвященной сексуальному образованию. Решение кейсов помогает соединить теоритические знания с практикой, а также сопоставить свое мнение с мнением окружающих.

В-пятых, закрепить навык критического мышления поможет участие в открытых дебатах или наблюдение за ними. При противопоставлении двух точек зрения получается выделить сильные и слабые аргументы, понять, в чем состоит разница и сходство двух противоположных сторон. Дебаты также помогают узнать разницу между хорошим спором и истерикой с обидами, что тоже немаловажный навык в современном мире.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.