Понятие коллективного бессознательного

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Бессознательные психические процессы

Существует множество психические процессов, которые не осознаются личностью. Эти процессы относятся к группе бессознательных процессов.

  • неосознаваемые автоматизмы
  • явления неосознаваемой установки
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Под неосознанными автоматизмами подразумевают действия, которые совершаются как бы «сами собой». Например, механическая работа, при которой не требуется нагружать мозг. Когда наш мозг не испытывает нагрузки при выполнении работы, это означает что при этом действии отстукает контроль сознания над этим действием.

Эта группа так же делится на:

  • первичные автоматизмы
  • автоматизированные действия или навыки

Первичные автоматизмы — это действия, которые сформированы у человека при рождении или были сформированы на первом году жизни.

Во вторую группу относятся процессы, которые сначала были осознанными, но в результате многократного повторения, стали механическими и неосознанными.

Замечание 2

Но следует отметить что когда мы выполняет неосознанные автоматизмы, мы все же понимаем, что мы делаем, это говорит о том, что сознание не однородно.

Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие. Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже

Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

  • моторная установка
  • умственная установка
  • перцептивная установка

Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений.

Другой большей класс неосознаваемых процессов – это неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер. Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут управлять поведением человека.

В третью группу входят процессы «надсознательные». В этот класс ученые относят то, что образуется в результате сильной сознательной работы, например, когда человек занимается решением поставленной перед ним сложной задачи. Человек сначала анализирует, подбирает возможные варианты решения этой задачи, а затем человек приходит к решению поставленной перед ним задачи. Сам процесс появления решения остается для нас неосознанным. Иными словами, это называется интуицией.

Минимальные и максимальные интерпретации

В минималистской интерпретации того, что затем выглядело бы как «неправильно истолкованная идея Юнга о коллективном бессознательном», его идея заключалась в том, что «просто определенные структуры и предрасположенности бессознательного являются общими для всех нас … унаследованном, биологическом виде. -видовая, генетическая основа ». Таким образом, «с таким же успехом можно было бы говорить о« коллективной руке », имея в виду базовый образец костей и мускулов, общих для всех человеческих рук».

Другие, однако, отмечают, что «в различных описаниях Юнга коллективного бессознательного, похоже, есть основная двусмысленность. Иногда он, кажется, считает предрасположенность переживать определенные образы понятными с точки зрения некой генетической модели» — как и в случае с коллективной рукой. Однако Юнг «также изо всех сил старался подчеркнуть сверхъестественное качество этих переживаний, и нет никаких сомнений в том, что его привлекала идея о том, что архетипы представляют собой свидетельство некоторого общения с каким-то божественным или мировым разумом», и, возможно, «его популярность как мыслителя происходит именно от этого »- максимальная интерпретация.

Мария-Луиза фон Франц признала, что «естественно очень соблазнительно отождествить гипотезу коллективного бессознательного исторически и регрессивно с древней идеей всеобъемлющей мировой души». Писательница New Age Шерри Хили идет дальше, утверждая, что сам Юнг «осмелился предположить, что человеческий разум может связываться с идеями и мотивациями, называемыми коллективным бессознательным … телом бессознательной энергии, которое живет вечно». Это идея монопсихизма .

Первооткрыватель теории

Автором теории стал известный швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. В 1916 году впервые все услышали об этом термине в статье под названием «Структура бессознательного», в которой учёный, введя в оборот новое понятие, отметил, что Фрейд первым выявил в анализируемых сновидениях исторически сложившуюся человеческую природу.

При рассмотрении этой теории Юнг продвинулся дальше и обогнал Фрейда, несмотря на принятие от своего учителя то, что его основополагающие идеи о сознательном процессе никак не объясняются физиологией и структурой человеческого мозга, а также то, что по своей воле человек не может творить психику.

Применение к политике и обществу

Элементы коллективного бессознательного могут проявляться среди групп людей, которые по определению связаны с этими элементами. Группы людей могут стать особенно восприимчивыми к определенным символам из-за исторической ситуации, в которой они оказались

Общая важность коллективного бессознательного делает людей созревшими для политических манипуляций, особенно в эпоху массовой политики. Юнг сравнил массовые движения с массовыми психозами, сравнимыми с одержимостью демонами, при которых люди некритически направляют бессознательный символизм через социальную динамику толпы и лидера .

Хотя цивилизация заставляет людей отказываться от своих связей с мифологическим миром нецивилизованных обществ, Юнг утверждал, что аспекты примитивного бессознательного, тем не менее, вновь заявят о себе в форме суеверий , повседневных практик и неоспоримых традиций, таких как рождественская елка .

Основываясь на эмпирическом исследовании, Юнг чувствовал, что все люди, независимо от расовых и географических различий, обладают одним и тем же коллективным пулом инстинктов и образов, хотя они проявляются по-разному из-за формирующего влияния культуры. Однако, помимо изначального коллективного бессознательного, люди в рамках определенной культуры могут разделять дополнительные тела первичных коллективных идей.

Юнг назвал феномен НЛО «живым мифом», легендой в процессе консолидации. Юнг утверждал, что вера в мессианскую встречу с НЛО демонстрирует, что даже если рационалистическая современная идеология подавляет образы коллективного бессознательного, ее фундаментальные аспекты неизбежно всплывают на поверхность. Круглая форма летающей тарелки подтверждает ее символическую связь с подавленными, но психически необходимыми идеями божественности.

Универсальная применимость архетипов не ускользнула от внимания маркетологов , которые отмечают, что брендинг может находить отклик у потребителей через обращение к архетипам коллективного бессознательного.

Мишель Фуко и его мнение

У психолога и философа Мишеля Фуко, который был научным представителем антипсихиатрии и основателем Первой французской кафедры психоаналитики, бытовало мнение, что общественная коллективная бессознательность в области психологии — это глубинная совокупность архетипов, а в философии она представляет собой бессознательное в культуре (культурное) и истории (историческое).

Философ представлял в виде текста бессознательное. Во время изучения различных эпох Мишель приметил один момент: «проблематичное поле» присутствует в каждом отрезке времени, которое образуется из обсуждений различных научных дисциплин. Всё это открытие формирует цельную систему знаний. Она возникает в виде конкретного языкового шифра, содержащего нормы, запреты, бессознательно оказывая влияние, определяя мышление и поведенческие особенности, которые находят черты в конкретной эпохе — коллективном историческом.

Структура личности по К. Юнгу

По Юнгу, структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

1. Эго — это сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

2. Под уровнем сознания находится личное бессознательное. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события могут быть восстановлены в сознании с помощью некоторых усилий. 

Личное бессознательное — это область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.

Оно состоит из всех воспоминаний, ощущений, страхов, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. 

Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей — идеи силы или идеи неполноценности — и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Комплексы — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности.

3. Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень — коллективное бессознательное.Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.

Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Опыт, находящийся в коллективном бессоз­нательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.

Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. 

Минимальные и максимальные интерпретации

В минималистской интерпретации того, что затем выглядело бы как «неправильно истолкованная идея Юнга о коллективном бессознательном», его идея заключалась в том, что «просто определенные структуры и предрасположенности бессознательного являются общими для всех нас … унаследованном, биологическом виде. -видовая, генетическая основа ». Таким образом, «с таким же успехом можно было бы говорить о« коллективной руке », имея в виду базовый образец костей и мускулов, общих для всех человеческих рук».

Другие, однако, отмечают, что «в различных описаниях Юнга коллективного бессознательного, похоже, есть основная двусмысленность. Иногда он, кажется, считает предрасположенность переживать определенные образы понятными с точки зрения некой генетической модели» — как и в случае с коллективной рукой. Однако Юнг «также изо всех сил старался подчеркнуть сверхъестественное качество этих переживаний, и нет никаких сомнений в том, что его привлекала идея о том, что архетипы представляют собой свидетельство некоторого общения с каким-то божественным или мировым разумом», и, возможно, «его популярность как мыслителя происходит именно от этого »- максимальная интерпретация.

Мария-Луиза фон Франц признала, что «естественно очень соблазнительно отождествить гипотезу коллективного бессознательного исторически и регрессивно с древней идеей всеобъемлющей мировой души». Писательница New Age Шерри Хили идет дальше, утверждая, что сам Юнг «осмелился предположить, что человеческий разум может связываться с идеями и мотивациями, называемыми коллективным бессознательным … телом бессознательной энергии, которое живет вечно». Это идея монопсихизма .

Инстинкты

Изложение коллективного бессознательного Юнгом основывается на классическом психологическом и биологическом вопросе о природе и воспитании . Если мы признаем, что природа или наследственность имеет некоторое влияние на индивидуальную психику, мы должны изучить вопрос о том, как это влияние проявляется в реальном мире.

Ровно за одну ночь за всю свою жизнь моль юкки обнаруживает пыльцу в раскрытых цветках растения юкки, формирует из нее гранулу, а затем переносит эту гранулу с одним из своих яиц к пестику другого растения юкки. Этому действию нельзя «научиться»; имеет смысл описать мотылек юкки как интуитивно понятный, как действовать. Позднее Юнг пояснил, что архетипы и инстинкты сосуществуют в коллективном бессознательном как взаимозависимые противоположности. В то время как у большинства животных интуитивное понимание полностью переплетается с инстинктом, у людей архетипы стали отдельным регистром ментальных феноменов.

Юнг писал, что люди испытывают пять основных типов инстинктов : голод, сексуальность, активность, размышления и творчество. Эти инстинкты, перечисленные в порядке возрастания абстракции, вызывают и ограничивают человеческое поведение, но также оставляют место для свободы в их реализации и особенно в их взаимодействии. Даже простое чувство голода может привести к множеству различных реакций, включая метафорическую сублимацию . Эти инстинкты можно сравнить с « побуждениями », обсуждаемыми в психоанализе и других областях психологии. Некоторые читатели Юнга заметили, что в своем трактовке коллективного бессознательного Юнг предлагает необычную смесь изначальных «низших» сил и духовных «высших» сил.

Что такое «бессознательное» ?

Термин «бессознательное» получил довольно широкое распространение в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии и множестве других наук и областей. Психология в большинстве случаев противопоставляет бессознательное сознательному.

Если рассматривать определение с точки зрения его психического содержания, то подразумевается нечто, что на текущий момент недоступно осознанию, и это нечто может быть зафиксировано как результат неосознанных действий, сновидений человека либо его бессвязных мыслей и умозаключений. Это объясняется постоянной активностью психики, которая вынуждена одновременно выполнять огромное количество функциональных обязанностей как во время бодрствования, так и сна. Стоит отметить, что среди огромного количества психических процессов лишь небольшая определенная часть является сознательной.

З. Фрейд был одним из тех, кто уделил большое количество времени изучению «бессознательного». Он даже основал собственное учение о бессознательном, где рассматривал его в качестве динамической системы.

Младенец

Архетип младенца ассоциируется с будущим. Например, герои мифов часто предстают как боги-младенцы, которым, чтобы достичь цели, нужно пройти через мрак. Мраком в данном случае выступает бессознательная часть, от которой архетип стремится избавиться.

Иными словами, младенец – покоритель темноты. Его часто изображают содействующим развитию культуры. Характерные атрибуты: огонь и металл (кузнечное дело) или зерно и кукуруза (сельскохозяйственное окультуривание).

Также младенца часто ассоциируют со спасением, потому что по Юнгу этот символ появился в результате взаимодействия двух противоположностей – бессознательного и сознательного, а как было выяснено ранее, именно эта связь дает возможность человеку быть жизнеспособным, спасает его от смерти.

Правда, есть и другая сторона архетипа, которая проявляется в покинутости и незащищенности. Будучи плодом взаимодействия двух противоположных начал, младенец сперва был покинут и бессознательным, и сознательным. Отсюда и возникают негативные ассоциации архетипа.

Архетипы

В раннем определении этого термина Юнг пишет: «Архетипы — это типичные способы постижения, и везде, где мы встречаемся с единообразными и регулярно повторяющимися способами постижения, мы имеем дело с архетипом, независимо от того, признается его мифологический характер или нет». Он прослеживает этот термин до Филона , Иринея и Corpus Hermeticum , которые связывают архетипы с божественностью и сотворением мира, и отмечает тесную взаимосвязь платоновских идей .

Эти архетипы обитают в мире, выходящем за рамки хронологии человеческой жизни, и развиваются в эволюционной временной шкале. Что касается анимуса и анимы , мужского начала в женщине и женского начала в мужчине, Юнг пишет:

Юнг также описывал архетипы как отпечатки важных или часто повторяющихся ситуаций из длительного человеческого прошлого.

Невозможно составить полный список архетипов, равно как невозможно точно очертить различия между архетипами. Например, Орел — распространенный архетип, который может иметь множество интерпретаций. Это могло означать, что душа покидает смертное тело и соединяется с небесными сферами. Или это может означать, что кто-то сексуально бессилен, потому что у него задействовано свое духовное эго-тело. Несмотря на эту трудность, юнгианский аналитик Джун Сингер предлагает неполный список хорошо изученных архетипов, перечисленных в парах противоположностей:

Эго Тень
Великая Мать Тиранический отец
Старый Мудрец Обманщик
Анимус Анима
Имея в виду Абсурд
Центральность Диффузия
порядок Хаос
Оппозиция Соединение
Время Вечность
Священный Нечестивый
Свет Тьма
Трансформация Фиксация

Юнг сделал ссылку на содержание этой категории бессознательной психики как аналогичные Леви-Брюля «использование s из коллективных представлений или„ЗАЯВЛЕНИЯ коллективов,“Мифологические„мотивы“ Hubert и Mauss » s „категория воображения“ и Адольфа «Исконные мысли» Бастиана . Он также называл архетипы «доминантами» из-за их глубокого влияния на умственную жизнь.

Концепция «бессознательного» З. Фрейда

Именно Зигмунд Фрейд заложил основу для глобального и всеобъемлющего рассмотрения бессознательного. Фрейд является основателем психоанализа, и в одной из своих работ он выдвинул идею противопоставления бессознательного и сознания. Фрейд уделял большое количество внимания бессознательному, полагая, что это одна из наиболее важных частей и компонентов человеческой личности.

Именно бессознательное, по мнению Фрейда, является хранилищем и накопителем чувств, мыслей, побуждений и желаний, которые скрываются от человека, поскольку их вытесняет сознание. Именно из-за такой особенности работы сознания в подсознательном больше всего откладываются негативные и неприемлемые компоненты. К подобному разряду могут быть отнесены душевная боль, беспокойство или внутренний конфликт. По такому принципу работают защитные механизмы психики, которые оберегают сознание от излишнего возбуждения негативными воспоминаниями.

Также Фрейд считал, что поведение человека во многом определяется бессознательным, и человек не может контролировать данный процесс при всем желании. Его можно несколько ограничить за счет постоянного анализа снов или оговорок. Фрейд выдвинул утверждение, что для преодоления стресса и проблем с психикой следует столкнуться и разобраться со своим подсознанием и бессознательным.

Именно Фрейд создал одну из наиболее проработанных моделей бессознательного. Тем не менее, она также не лишена недостатков, поскольку основывалась на его субъективных восприятиях при работе с психически больными людьми.

Матерь

Данный архетип нельзя воспринимать буквально (как и все остальные). Он, конечно, может проявляться и в маме, но может и в бабушке. Иными словами, во всем, что ассоциируется со словом богиня.

Данный архетип отражается в вещах, которые вызывают чувство благоговения. Для всех они разные: для одних – государство, для других – церковь, для третьих – университет.

Архетипы вызывают противоположение эмоции. Так что, кроме благоговейных символов, выделяют и злые. Среди них ведьмы, смерть и приведения, домовые, саркофаги и глубокие воды.

Из добрых символов можно отметить заботу и сочувствие, женскую мудрость, поддержку.

Данный архетип ассоциируется с воскрешением, а также с магией.

Исследование

Морже ( Море ), Эдуард Томек   , 1971

Юнг считал, что доказательство существования коллективного бессознательного и понимание его природы можно почерпнуть в первую очередь из снов и активного воображения , исследования фантазии наяву.

Юнг считал, что « тень », анима и анимус отличаются от других архетипов тем, что их содержание более непосредственно связано с личной ситуацией человека »

Эти архетипы, которым уделяется особое внимание в работе Юнга, становятся автономными личностями в индивидуальной психике. Юнг поощрял прямой сознательный диалог пациентов с этими личностями внутри

В то время как тень обычно олицетворяет личное бессознательное, анима или Мудрый Старик могут действовать как представители коллективного бессознательного.

Юнг предположил, что парапсихология , алхимия и оккультные религиозные идеи могут способствовать пониманию коллективного бессознательного. Основываясь на своей интерпретации синхронности и экстрасенсорного восприятия , Юнг утверждал, что психическая активность выходит за пределы мозга . В алхимии Юнг обнаружил, что обычная вода или морская вода соответствует его концепции коллективного бессознательного.

У людей психика является посредником между первичной силой коллективного бессознательного и переживанием сознания или сновидений. Следовательно, символы могут потребовать интерпретации, прежде чем их можно будет понять как архетипы. Юнг пишет:

Один архетип может проявляться по-разному. Что касается архетипа Матери, Юнг предполагает, что он может применяться не только к матерям, бабушкам, мачехам, свекрови и матерям в мифологии, но и к различным концепциям, местам, объектам и животным:

Однако следует проявлять осторожность, чтобы определить значение символа путем дальнейшего исследования; нельзя просто расшифровать сон, предполагая, что эти значения постоянны. Архетипические объяснения работают лучше всего, когда уже известный мифологический рассказ может явно помочь объяснить сбивающий с толку опыт человека.

Итог

В результате стоит уяснить следующие важные моменты:

  1. Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
  2. Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
  3. Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
  4. Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
  5. Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
  6. Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
  7. Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.

Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности

Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.