Оглавление
Вербальное общение
Передача любой информации возможна только через знаки, точнее, через знаковые системы. Существует несколько знаковых систем, которые используются в процессе коммуникации или могут составлять классификацию коммуникативных процессов.
Вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный фонетический язык, то есть систему фонетических знаков, которая включает в себя два принципа: лексический и синтаксический. Речь является наиболее универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи смысл сообщения теряется в наименьшей степени. Однако это должно соответствовать высокой степени общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о чем говорилось выше.
С помощью речи происходит кодирование и декодирование информации: Коммуникатор, говоря, кодирует, а получатель, слушая, декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (произнесения), поскольку сначала у него возникает конкретное намерение, а затем он воплощает его в системе знаков. Для «слушателя» смысл полученного сообщения раскрывается одновременно с его расшифровкой. В этом последнем случае наглядно проявляется ценность ситуации совместной деятельности: ее понимание включено в процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.
Таким образом, коммуникативная сторона общения в узком смысле понимается как процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами, мы имеем дело с отношениями двух индивидов, говорящих на «одном языке», являющихся активными субъектами и влияющих друг на друга в процессе коммуникации. Более того, под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместной деятельности, которая позволяет группе реализовать совместную деятельность своих членов. Само взаимодействие в этом случае функционирует как систематическое, постоянное выполнение действий, направленных на то, чтобы вызвать соответствующую реакцию со стороны других. Коллективная жизнь и действие, в отличие от индивидуальной жизни и действия, имеет в то же время более строгие ограничения на любые проявления активности-пассивности индивида. Это заставляет людей строить образы «Я — Он», «Мы — Они» и согласовывать их друг с другом. В процессе реального взаимодействия формируются и адекватные представления человека о себе, других людях и их группах. Взаимодействие людей выступает в качестве ведущего фактора, регулирующего их самооценку и поведение в обществе. Решающим условием любой совместной деятельности и ее основным признаком является своеобразное слияние индивидуальных видов деятельности в общественную, т.е. сотрудничество. Процессы кооперации являются основой всех других процессов развития деятельности, ведущим механизмом ее воспроизводства. Как механизм воспроизводства совместной деятельности, кооперация тем самым выступает в качестве центрального фактора производства и воспроизводства самой группы как ее агрегированного субъекта. А.В. Петровский подчеркивает: «Путь к пониманию системы межличностных отношений ведет …. Через анализ содержания деятельности группы. Через групповое взаимодействие к межличностным отношениям, чтобы, поняв эти отношения, сделать предсказуемой и общую групповую деятельность, и межличностное взаимодействие в любых условиях…».
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Математические основы в психологии
- Формирование характера
- Воспитание и развитие личности гражданина общества
- Психология образования
- Специфика эмоций и чувств у людей
- Психологические особенности страхов
- Воображение в дошкольном возрасте
- Особенности гендерной идентичности у девушек в юношеском возрасте
- Закрытый тип кадровой политики
- Экспериментальные переменные и их изменения
Перцептивная сторона общения
Третья сторона общения представлена перцептивной стороной, понимаемой в качестве процесса, который проявляется при межчеловеческом взаимодействии с помощью естественного общения. Оно протекает в форме восприятия и понимания одним человеком других людей.
Здесь важно упомянуть ключевые вопросы, проявленные в проблеме социальной перцепции: возрастную, половую, профессиональную особенность социальной перцепции, условия и факторы, воздействующие на адекватную и точную оценку одним человеком другого, закономерности формирование первого впечатления, влияния на данные процессы общего опыта, характеристик взаимоотношений, самооценки и личных качеств взаимодействующих индивидов. Замечание 2
Замечание 2
Исследователи выявили, что на специфику социальной перцепции может оказывать влияние возраст и установки об объекте.
Рассматривая социальное восприятие вообще и межличностное восприятие в частности, нельзя не упомянуть о так называемых эффектах:
- Установки. Эффект используют для создания первого впечатления об объектах. Очень ярко подобный эффект отражен в документальном фильме Ф. Соболева «Я и другие» (1971) об экспериментальных исследованиях В. С. Мухиной.
- Ореол. Здесь предварительную информацию переносят на реальное восприятие человека.
- Первичность и новизна, состоящие в особенностях восприятия в соответствии с последовательностью предъявления информации об объектах.
- Стереотипизация, основанная на суждении об объекте, сформированном на основе ограниченной информации, при этом часто возникает в отношении групповой принадлежности субъекта.
Замечание 3
В рамках межличностного восприятия рассмотрению подлежит и феномен межличностной аттракции. Здесь формируются разные уровни аттракции, включая симпатию, дружбу, любовь. Операционально подобный феномен можно исследовать с помощью метода социометрии Дж. Морено.
Решение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.
Коммуницирование – важная составляющая жизни людей. Именно возможность разнообразно общаться отличает человека от животных. Речь и обмен информацией позволили людям стать социальными и культурными. Эффективный контакт с окружающим миром возможен только в том случае, если индивид успешно сочетает и реализует три стороны общения.
Взаимодействие людей
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. (3)
Функции социальной перцепции
Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).
В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.
Кратко об основных функциях перцепции:
- Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
-
Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо. Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.
Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.
- Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.
- Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.). Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.
- Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.
Виды коммуникации и особенности невербальной коммуникации
Принято различать вербальную и невербальную коммуникации. Первая из них в качестве знаковой системы использует звуковой язык (лексику и синтаксис). Здесь большое значение имеет обратная связь, которая может быть без оценок (что-то переспрашивается) и с оценками (позитивными или негативными).
Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Определение 2
Невербальная коммуникация представляет собой обмен сведениями между людьми посредством неречевых средств общения.
Среди особенностей невербальной коммуникации можно выделить:
- Ситуативность, то есть обмен сообщениями о том, что происходит в настоящий момент в рамках конкретной ситуации с людьми, которые вступили в непосредственный контакт;
- Синтетичность, когда экспрессивное сообщение сложно раскладывается на отдельные составляющие;
- Непроизвольность (спонтанность), характерная для большей части невербальных действий.
В последнем случае, даже если человек пытается скрыть собственные намерения или эмоции, у него могут заявить о себе «экспрессивные привычки», ускользающие из-под контроля.
12 Вопрос Средства коммуникации. Особенности вербальных и невербальных средств коммуникаций
Средства коммуникаций: вербальное и невербальное общение.
Вербальные средства коммуникации.
При простом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.
13 стр., 6386 слов
Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации …
… повседневным явлением. Значение человеческой речи, как наиболее известного вербального средства коммуникации, трудно переоценить. Вместе с тем в процессе общения всегда осуществляется и невербальная коммуникация. Эффективность общения, особенно в контексте межкультурной …
Невербальные средства коммуникации.
1) оптико-кинетическую,
2) пара- и экстралингвистическую,
3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса,
4) визуальный контакт
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации.
Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.
Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.
Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях

Эта тема закрыта для публикации ответов.