Основные стороны общения

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Вербальное общение

Передача любой информации возможна только через знаки, точнее, через знаковые системы. Существует несколько знаковых систем, которые используются в процессе коммуникации или могут составлять классификацию коммуникативных процессов.

Вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный фонетический язык, то есть систему фонетических знаков, которая включает в себя два принципа: лексический и синтаксический. Речь является наиболее универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи смысл сообщения теряется в наименьшей степени. Однако это должно соответствовать высокой степени общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о чем говорилось выше.

С помощью речи происходит кодирование и декодирование информации: Коммуникатор, говоря, кодирует, а получатель, слушая, декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (произнесения), поскольку сначала у него возникает конкретное намерение, а затем он воплощает его в системе знаков. Для «слушателя» смысл полученного сообщения раскрывается одновременно с его расшифровкой. В этом последнем случае наглядно проявляется ценность ситуации совместной деятельности: ее понимание включено в процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Таким образом, коммуникативная сторона общения в узком смысле понимается как процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами, мы имеем дело с отношениями двух индивидов, говорящих на «одном языке», являющихся активными субъектами и влияющих друг на друга в процессе коммуникации. Более того, под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместной деятельности, которая позволяет группе реализовать совместную деятельность своих членов. Само взаимодействие в этом случае функционирует как систематическое, постоянное выполнение действий, направленных на то, чтобы вызвать соответствующую реакцию со стороны других. Коллективная жизнь и действие, в отличие от индивидуальной жизни и действия, имеет в то же время более строгие ограничения на любые проявления активности-пассивности индивида. Это заставляет людей строить образы «Я — Он», «Мы — Они» и согласовывать их друг с другом. В процессе реального взаимодействия формируются и адекватные представления человека о себе, других людях и их группах. Взаимодействие людей выступает в качестве ведущего фактора, регулирующего их самооценку и поведение в обществе. Решающим условием любой совместной деятельности и ее основным признаком является своеобразное слияние индивидуальных видов деятельности в общественную, т.е. сотрудничество. Процессы кооперации являются основой всех других процессов развития деятельности, ведущим механизмом ее воспроизводства. Как механизм воспроизводства совместной деятельности, кооперация тем самым выступает в качестве центрального фактора производства и воспроизводства самой группы как ее агрегированного субъекта. А.В. Петровский подчеркивает: «Путь к пониманию системы межличностных отношений ведет …. Через анализ содержания деятельности группы. Через групповое взаимодействие к межличностным отношениям, чтобы, поняв эти отношения, сделать предсказуемой и общую групповую деятельность, и межличностное взаимодействие в любых условиях…».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Математические основы в психологии
  2. Формирование характера
  3. Воспитание и развитие личности гражданина общества
  4. Психология образования
  5. Специфика эмоций и чувств у людей
  6. Психологические особенности страхов
  7. Воображение в дошкольном возрасте
  8. Особенности гендерной идентичности у девушек в юношеском возрасте
  9. Закрытый тип кадровой политики
  10. Экспериментальные переменные и их изменения

Перцептивная сторона общения

Третья сторона общения представлена перцептивной стороной, понимаемой в качестве процесса, который проявляется при межчеловеческом взаимодействии с помощью естественного общения. Оно протекает в форме восприятия и понимания одним человеком других людей.

Здесь важно упомянуть ключевые вопросы, проявленные в проблеме социальной перцепции: возрастную, половую, профессиональную особенность социальной перцепции, условия и факторы, воздействующие на адекватную и точную оценку одним человеком другого, закономерности формирование первого впечатления, влияния на данные процессы общего опыта, характеристик взаимоотношений, самооценки и личных качеств взаимодействующих индивидов. Замечание 2

Замечание 2

Исследователи выявили, что на специфику социальной перцепции может оказывать влияние возраст и установки об объекте.

Рассматривая социальное восприятие вообще и межличностное восприятие в частности, нельзя не упомянуть о так называемых эффектах:

  1. Установки. Эффект используют для создания первого впечатления об объектах. Очень ярко подобный эффект отражен в документальном фильме Ф. Соболева «Я и другие» (1971) об экспериментальных исследованиях В. С. Мухиной.
  2. Ореол. Здесь предварительную информацию переносят на реальное восприятие человека.
  3. Первичность и новизна, состоящие в особенностях восприятия в соответствии с последовательностью предъявления информации об объектах.
  4. Стереотипизация, основанная на суждении об объекте, сформированном на основе ограниченной информации, при этом часто возникает в отношении групповой принадлежности субъекта.

Замечание 3

В рамках межличностного восприятия рассмотрению подлежит и феномен межличностной аттракции. Здесь формируются разные уровни аттракции, включая симпатию, дружбу, любовь. Операционально подобный феномен можно исследовать с помощью метода социометрии Дж. Морено.

Решение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.

Коммуницирование – важная составляющая жизни людей. Именно возможность разнообразно общаться отличает человека от животных. Речь и обмен информацией позволили людям стать социальными и культурными. Эффективный контакт с окружающим миром возможен только в том случае, если индивид успешно сочетает и реализует три стороны общения.

Взаимодействие людей

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. (3)

Функции социальной перцепции

Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).

В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.

Кратко об основных функциях перцепции:

  1. Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
  2. Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо. Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.

    Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.

  3. Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.
  4. Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.). Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.
  5. Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.

Виды коммуникации и особенности невербальной коммуникации

Принято различать вербальную и невербальную коммуникации. Первая из них в качестве знаковой системы использует звуковой язык (лексику и синтаксис). Здесь большое значение имеет обратная связь, которая может быть без оценок (что-то переспрашивается) и с оценками (позитивными или негативными).

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Определение 2

Невербальная коммуникация представляет собой обмен сведениями между людьми посредством неречевых средств общения.

Среди особенностей невербальной коммуникации можно выделить:

  • Ситуативность, то есть обмен сообщениями о том, что происходит в настоящий момент в рамках конкретной ситуации с людьми, которые вступили в непосредственный контакт;
  • Синтетичность, когда экспрессивное сообщение сложно раскладывается на отдельные составляющие;
  • Непроизвольность (спонтанность), характерная для большей части невербальных действий.

В последнем случае, даже если человек пытается скрыть собственные намерения или эмоции, у него могут заявить о себе «экспрессивные привычки», ускользающие из-под контроля.

12 Вопрос Средства коммуникации. Особенности вербальных и невербальных средств коммуникаций

Средства коммуникаций: вербальное и невербальное общение.

Вербальные средства коммуникации.

При простом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

13 стр., 6386 слов

Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации …

… повседневным явлением. Значение человеческой речи, как наиболее известного вербального средства коммуникации, трудно переоценить. Вместе с тем в процессе общения всегда осуществляется и невербальная коммуникация. Эффективность общения, особенно в контексте межкультурной …

Невербальные средства коммуникации.

1) оптико-кинетическую,

2) пара- и экстралингвистическую,

3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса,

4) визуальный контакт

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации.

Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.

Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.

Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.

Интерактивная сторона общения

Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности. Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения, которые регламентируют взаимоотношения субъектов и образуют специфическую систему. О существовании и принятии в обществе регламентирующих норм поведения свидетельствует одинаковое реагирование социума на определенное действие, отличающееся от поступков других. Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, помогает регулировать поступки при этом, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и несоответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется согласно репертуару ролей, которые играют общающиеся субъекты. Под ролью подразумевается нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая социумом от каждого, занимающего определенную социальную позицию. К таким позициям можно отнести возраст, должность и др. Каждая роль, занимаемая субъектом, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивид может выступать в различных ролях (множественность позиций), что нередко ведет к ролевому конфликту. Взаимодействие субъектов, выполняющих различные роли, управляется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

Причины конфликтов в коллективной деятельности могут быть детерминированы предметно-деловыми разногласиями и расхождениями в личностно-прагматических интересах. При этом отличительной чертой конфликтных ситуаций второго рода является нагнетание эмоциональной напряженности. Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в коммуникациях, которые препятствуют налаживанию успешного взаимодействия беседующих. Смысловым барьером в коммуникационном взаимодействии считается несовпадение смыслов высказанных просьб, требований, приказов для участников общения, что создает преграду для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Более значимую роль смысловые преграды приобретают при педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, различным жизненным опытом, расхождениями в интересах и т.д. Именно поэтому стороны делового общения у делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особую значимость для субъекта, обычно, приобретает связующее звено, объединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее реализации. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести различный смысл. Поэтому при коммуникационном взаимодействии важнейшим значением обладает умение ставить себя на позицию другого участника коммуникаций.

Помехи в общении

Снижению качества коммуникации способствуют помехи в общении. В психологии выделяют следующие причины:

  • источник информации;
  • получатель (второй участник общения или остальные члены группы);
  • окружение.

Человек, выступающий в качестве источника информации, плохо передает суть сказанного, делает это грубо, невнятно. Получатель — участник коммуникации, который не хочет участвовать в разговоре или чувствует себя дискомфортно. Окружение может помешать общению, создавая шумовые помехи. Также участники могут выстраивать проблемы следующих типов:

  • физиологические (проблемы со слухом, речью, зрением или подвижностью);
  • языковые (возникают у иностранцев);
  • поведенческие (несоответствие действий и жестов с речью и информацией, неумение или нежелание слушать собеседника).

Предлагаем ознакомиться Развитие воображения у взрослых посредством упражнений

Помехи в общении могут иметь психологическую природу: предвзятость и узость мышления, неоправданные ожидания и надежды, выставленные конфликтные параметры. Стереотипы также относятся к помехам в процессе коммуникации. Необходимо стремиться к устранению возникающих проблем и помех, чтобы расширять круг общения, постоянно получать информацию, развиваться и совершенствоваться.

Функции общения

Функций, которые выполняет общение, достаточно много, но основных шесть:

  1. Прагматическая функция является отражением потребностей и мотивов человека. Она реализуется при взаимодействии в ходе совместной деятельности. При этом само общение тоже выступает как потребность.
  2. Формирующая и развивающая функция реализуется тогда, когда общение воздействует на партнеров, способствуя их развитию и совершенствованию. По мере общения с людьми человек усваивает исторический опыт и социальные нормы, приобретает ценностные ориентиры, знания – идет формирование личности. Общение – это универсальная реальность, в которой на протяжении жизни проявляются процессы, состояния и поведение человека.
  3. Подтверждающая функция дает возможность подтвердить свои мысли и познания.
  4. Объединяющая – разъединяющая функция при установлении контактов способствует передаче информации, необходимых сведений, обеспечивает коммуникацию между людьми, соединяя их в единое целое, при разрыве контактов способствует изоляции личности.
  5. Организационная функция поддерживает межличностные контакты, служит интересам налаживания прочных, долговременных отношений в интересах совместной деятельности.
  6. Внутриличностная функция реализуется в общении человека с собой. Внутриличностный уровень общения сопровождается внешней и внутренней речью и является одним из видов мышления.

Эффекты межличностного восприятия

Их 9:

  1. Эффект первичности или порядка. Эта составляющая часть перцепции проявляется, когда происходит общение с незнакомым человеком. Его суть заключается в следующем: если первое впечатление оставило противоречивые чувства, образ будет сформирован на основании полученной ранее информации.
  2. Эффект края. Объекты восприятия, которые находятся по краям, воспринимаются лучше, чем те, что расположены в центре.
  3. Эффект новизны. В случае с ранее знакомым человеком новая информация о нем играет более важную роль в его восприятии.
  4. Эффект ореола. Краткое объяснение выглядит так: новая информация о человеке накладывается на уже привычный образ. Последний и является «ореолом». Он мешает воспринимать личность правильно. Если у вас о собеседнике позитивное мнение, то любая информация приведет к такой же позитивной оценке. Точно так происходит и с негативом. Чаще всего этот эффект возникает, если идет речь о моральных принципах.
  5. Эффект первого впечатления. Приводит к появлению устойчивого мнения о человеке. Все последующие оценки сочетаться с действительностью не будут.
  6. Эффект проекции. Это состояние, при котором вы приписываете оппоненту свои преимущества или недостатки. Все зависит от мнения о нем.
  7. Эффект средней ошибки. Намеренное преуменьшение сильных черт характера собеседника.
  8. Эффект Барнума. Человек воспринимает свои характеристики как наиболее правильные в том случае, когда они подтверждены научными, магическими или ритуальными аргументами.
  9. Эффект бумеранга. Его суть состоит в том, что информация, передаваемая собеседнику, вызывает эффект, обратный ожидаемому. Так бывает, если вы вызываете у оппонента неприязнь или преподносите недостоверные данные. Еще одна причина развития эффекта – недоверие к вам.

В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию. Как сказано выше, это оценка человека на основании внешности, поведения, статуса, общественного положения.

Понятие общения, его виды и типы

Коммуникация может быть:

  • Формальной. Этот вид взаимодействия используется незнакомыми и знакомыми людьми, беседа которых носит исключительно информационный характер и не требует включения в разговор эмоциональной составляющей.
  • Неформальной. При таком взаимодействии беседа может быть наполнена личным смыслом и эмоциями. Неформальный разговор может быть светским, повседневным и бытовым.

По содержанию коммуникация бывает:

  • Материальной. Подразумевает реальный обмен предметами, которые в данный момент являются средством удовлетворения потребностей субъектов коммуникации, или их передачу.
  • Когнитивной. В этом случае происходит обмен знаниями, оказывающий влияние на личностный рост людей. Например, один человек узнаёт у другого актуальную информацию о текущих ценах на бензин или студент узнаёт от преподавателя возможные методы решения математической задачи.
  • Кондиционной. При этом субъекты оказывают психологическое или физическое воздействие друг на друга. Например, один человек успокаивает другого во время беседы, пытается поднять ему настроение или, наоборот, испортить его.
  • Мотивационной. Направленной на передачу друг другу каких-либо установок, импульсов к действию.

Бывает три основных структуры общения:

  • Фронтальная. При этой структуре человек (оратор) выбирает монологическую форму общения, обращаясь к аудитории или группе людей. Слушатели в основной своей массе в это время молчат. Даже если кто-то из присутствующих задаёт вопрос, и между ним и оратором завязывается диалог, коммуникация не перестаёт быть фронтальной, так как все остальные присутствующие слушают молча.
  • Диалог. Структура коммуникации строится по принципу участия в разговоре двух собеседников. Это прямая структура разговора — «ты мне, я — тебе».
  • Опосредованная. Подразумевает обмена информацией при помощи дополнительных средств, например, телевидение, интернет, радио, телефон.
  • Косвенная. Передача информации осуществляется через посредников. Такая структура часто используется, если общение строится между конфликтующими сторонами.

Структура и функции общения

деловое общение собеседник оратор публика

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции — информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Итог

Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.

В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.

Заключение

Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Перцепция в общении это – оценка людей на основе чувств, эмоций, их поступков и прогнозирование поведения партнера по взаимодействию. Последнее способствует созданию собственной стратегии в общении: близости, привязанности, которая может выражаться в дружбе, симпатии, любви или альтернативном восприятии (конфронтации, соперничестве, неприязни).

Общение как инструмент познания людей

Перцептивная сторона общения – эмоциональное восприятие и познание индивидуумов, социальных групп. Согласно высказываниям С. Л. Рубинштейна (2000), восприятие человека происходит за счет оценки внешних данных, их соотношения к личностным характеристикам, прогнозирования поступков. Возникающие в процессе общения впечатления определяют дальнейшее согласование действий.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.