Оглавление
Причины деструктивного поведения
Деструктивное поведение
Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.
Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:
- Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
- Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
- Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
- Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
- Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).
Методы
Рассмотрим приемы, которые помогут научиться конструктивному мышлению.
Полный контроль за эмоциями.
Пусть вас расстроило, что начальник накричал с самого утра. Прочь жалость к себе и театральные отступления. Просто решаете важные задачи, заходите к нему в кабинет и разрешаете ситуацию до конца.
«Нет» страху.
Если почувствовали симптом какой-либо болезни, отключаете панику. Какие симптомы должны быть у больного? Они у вас есть или это все результат буйной фантазии? Если симптомы сохраняются некоторое время и им нет объяснений, просто проверьтесь. Без паники и написания завещания. Чувства почти всегда лишние. Потому что неконструктивны.
Планируйте своё время от и до.
Вы всегда должны знать, чем будете заниматься завтра и через месяц. Если планы меняются, подстраивайтесь, сохраняйте основу. Ее стоит составить заранее. Это выглядит так: многое может измениться, но даже если наступит конец света, вы все равно сделаете уборку дома и 50 приседаний. Это основа конструктивного мышления.
Как понять, что у вас хаотичный тип мышления
Дочитав статью до этого места, каждый уже задумался: «А что со мной? Я-то обладаю конструктивным мышлением? Это так просто. Или нет?». Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте, как обычно вы говорите, решаете проблемы.
Поможет понять образ вашего мышления простенький тест:
- В разговоре отвлекаетесь ли вы на малозначительные детали и мелочи?
- Долго ли вы изъясняете свою мысль?
- Начинаете ли рассказ с мезозойской эры? (Имеется ввиду, начинаете ли вы его с самой сути или у вас, как в сказке: «Были-жили, не тужили»).
- Отвлекаетесь ли на посторонние мысли, меняя тему разговора?
- Никогда не анализируете чужие мысли по поводу вашей затеи? (Люди, закрытые от чужого мнения, ограничены. Не обязательно принимать чужую точку зрения, но если вам предлагают альтернативный вариант, который может оказаться продуктивным советом, умный человек обязательно прислушается).
- Не планируете свой день заранее?
Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из вопросов, вам стоит поработать над собой. Это означает, что ваш тип мышления близок к хаотичному. Более трех положительных ответов означают, что ваше мышление хаотично.
Конструктивный и деструктивный конфликты: сущность и отличительные особенности
Определение 1 Конфликт – это противостояние двух или более сторон, возникающее вследствие противоречивости их желаний и интересов.
Противоречия могут возникнуть в результате разных взглядов на какие-то обстоятельства, ценности, информацию. Несмотря на то, что разногласия иногда можно спрогнозировать, чаще всего они непредвиденные и зависят не только от предмета спора, но и от личностей этого спора.
Специалисты, в соответствии с характером последствий, выделяют деструктивные и конструктивные конфликты, хотя нет четких критериев их различий. Значительная часть конфликтов имеет одновременно и деструктивные и конструктивные функции, причем независимо от той среды, в которой они возникают.
Давая оценку конфликту важно учитывать его субъективную сторону, потому что с одной стороны он может носить конструктивный, а с другой стороны – деструктивный характер. Также важной является заинтересованность третьих лиц, возможных инициаторов противостояния
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов 480 руб.
- Реферат Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов 240 руб.
- Контрольная работа Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Деструктивные конфликты, как правило, приводят к ссорам и натянутым отношениям, а иногда и к физическому насилию. Причиной их возникновения может быть предвзятость, личная неприязнь, желание получить выгоду.
Противоположную роль играют конструктивные конфликты, способствующие разрешению скрытых проблем, укреплению дружеских отношений. С самого начала конструктивные конфликты не имеют негативной составляющей, они помогают людям понять друг друга, притереться, заявить о своих правах и научиться уважать права другого человека.
Позитивные конфликты несложно урегулировать, а иногда они могут быть разрешены сами собой. В ходе конструктивного конфликта возможным становится повышение самооценки, самоуважения, зарождаются новые стили поведения и ценности. Если большой коллектив понимает, что старые установки и методы не работают, то необходимо творчески приспосабливаться и вырабатывать новые. Спор, проводимый в конструктивном русле, предотвращает серьезные и затяжные разногласия, которые могут иметь разрушительные последствия.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Отличительные особенности деструктивного и конструктивного конфликтов состоят в следующем:
Деструктивный конфликт:
- не решает важных вопросов и уводит в сторону;
- приводит к стрессу и вызывает низкую самооценку;
- формирует негативный климат в коллективе;
- делит участников конфликта на два лагеря;
- вызывает агрессию.
Конструктивный конфликт:
- раскрывает сложившуюся важную проблему;
- вовлекает всех участников конфликта в решение обозначенной проблемы;
- способствует выходу негативных эмоций;
- способствует совершенствованию работников, получению и использованию ими знаний и опыта.
Решайте проблему, а не меняйте собеседника
В жизни многие люди очень часто пытаются изменить окружающих под себя. От такой черты нужно попытаться избавиться как можно быстрее. Осознание того факта, что у вас вряд ли получится изменить другого человека, может предотвратить огромное количество проблем, которые могут появиться в обозримом будущем.
Перед вами стоит конкретная задача. Рассмотрим проблему, которую мы упоминали ранее, — ребенок не успевает выполнять домашнее задание. В такой ситуации не нужно ломать свое чадо и в достаточно грубой форме пытаться его перевоспитывать. Ребенок может не делать домашнее задание не только из-за того, что он хулиган и бездельник. Возможно, он слишком занят на тренировках. Или же у него много времени занимают репетиторы, и он из-за этого просто-напросто не успевает поработать над другими предметами. Есть вероятность, что он просто не понимает ту или иную тему. Как видите, причин может быть много. Главное — это выявить проблему и попытаться ее решить.
Барьеры в общении
Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:
- Барьер избегания — уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
- Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
- Фонетический барьер — это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
- Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
- Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.
Основные виды критики
Конструктивная критика подразумевает сплочение коллектива и совершенствование межличностных отношений. Данный вид анализа человеческих действий не подразумевает снижения самооценки человека и продуктивности его труда.
Критикующий старается преподнести информацию максимально просто и доступно для понимания, анализа и изменения сложившейся ситуации. Основной целью конструктивной критики является сплочение и усиление отношений между людьми, а также повышение уровня компетенций критикуемого человека. Данный вид критики не несет в себе задачи превосходства над критикуемым, его унижения и обиды.
Правило №1
Упорядоченное и уважительное общение является основой конструктивного разговора. Люди способны открыто обсуждать вопросы только в том случае, если видят, что собеседник внимательно вовлечен в разговор. Насмешки, крик, сарказм или банальная невнимательность просто-напросто отбивают желание общаться, и тем самым нарушают главную задачу конструктивной беседы — поиск результата, который устроил бы обе стороны.
Это крайне простое правило, которое, к сожалению, соблюдается далеко не всегда. Некоторые могут сказать: «Я точно не такой. Я всегда слушаю собеседника». Возможно, это действительно так. Но «слушать собеседника» и «слышать собеседника» — это совершенно разные вещи.
Чуть ниже мы поделимся с вами другими важными правилами, которые нужно знать каждому человеку, желающему научиться конструктивно разговаривать.
Когда уместно критикование
Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.
Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.
Мышление стратега
Вы когда-нибудь задумывались, чем отличается мышление миллионера или успешного предпринимателя от мышления обычного человека. Почему одним удается в жизни все, а другие не могут добиться повышения даже с учетом блестящего образования и опыта работы? Все всегда начинается с мысли. И умение думать является определяющим в любой области.
Как мыслят эти низкорослые невзрачные мужчины, рядом с которыми идет королева красоты? Как дурнушкам удается заполучить в мужья настоящих Аполлонов? Как мальчик из детского дома становится миллионером? В чем секрет успеха? Когда нет предпосылок, когда никто не помогает, как им удается достигать целей? Разберем детально мышление стратега.
Увидеть цель, рассмотреть ее всесторонне.
Осознать степень важности для себя.
Оценить свои реальные возможности, учитывая полное отсутствие везения и помощи от других людей. Ибо стратеги знают, что рассчитывать в этой жизни можно только на собственные силы.
Просчитать варианты развития событий.
Важное правило успешных людей: у тебя всегда должен быть запасной вариант
План «Б». Если не получится сразу, задействуют этот запасной вариант. Также стоит разработать план «В» – и так хотя бы до середины алфавита. Часто своих целей люди добиваются не с первой попытки и не со второй. Иногда требуется тысячный вариант, чтобы пройти весь путь до конца.
Далее идет обещание себе, что ты не сдашься. Теперь, когда варианты просчитаны, можно не расстраиваться из-за неудач. Стратег это предвидел и приготовил план «Б». Отсутствует компонент разочарования. Эмоции могут сбивать с пути. Они хороши в определенных ситуациях, но не здесь.
Стратег умеет заставить эмоции служить себе. Варианта всего два: полностью исключить их, используя разум, а не чувства, или задействовать. Можно повесить на холодильник фотографию самой нелюбимой толстой родственницы – и это заставит вас придерживаться диеты. Можно каждый день вспоминать свое тяжелое детство в бедности и идти на работу, карабкаться по карьерной лестнице. Человек считает себя разумным существом. Но когда его эмоции управляют им, он выглядит не лучше котенка, в ярости гоняющегося за своим хвостом. Уничтожить или подчинить: успешные люди только так поступают со своими чувствами.
Далее включается мышление стратега, продумываются детали.
Наступает этап реализации. Стратег на этом этапе продолжает руководствоваться собственным планом. Анализирует его. При необходимости вносит корректировки.
Как снять напряжение при общении
Чрезмерная эмоциональность мешает ведению конструктивного общения. Напряжение во время беседы приводит к образованию конфликтов. Чтобы успокоить оппонента, психологи рекомендуют использовать следующие приемы:
- Если человек злится и агрессивно высказывается по какому-либо вопросу, тогда главная задача собеседника — продемонстрировать желание понять его точку зрения.
- Когда причина эмоционального напряжения кроется во внешних раздражителях, то нужно сделать все, чтобы их устранить.
- Не следует использовать в разговоре нападающую тактику. Если собеседник высказывает немало несправедливых обвинений, не нужно критиковать его в ответ. Пытаться оправдываться также нет необходимости. Самым разумным решением в этом случае является спокойное пояснение собственного мнения.
Построение конструктивного разговора — задача не из легких. Только тот, кто научится договариваться и уважать точку зрения собеседника, обретет ценный коммуникативный навык общения с людьми.
Негативные факторы в общении
Ведение содержательной беседы не такая и сложная задача. Но, несмотря на это, люди нередко сталкиваются с препятствиями, которые мешают развить интересный разговор с собеседником.
Среди основных факторов, негативно влияющих на общение, можно выделить:
- Наличие приказного тона. Используя слова в побудительном наклонении, человек неосознанно настраивает оппонента против себя. Для смягчения атмосферы диалога все приказы необходимо заменить просьбами. Пример: вместо «Принеси» следует использовать « Не мог бы ты оказать мне услугу и передать книгу?».
- Мнимая конкуренция. Если человек делится своими успехами, значит, он хочет, чтобы за него порадовались. Многие люди в подобных ситуациях пытаются продемонстрировать собственные достижения, обесценив заслуги оппонента. Быть униженным никто не хочет, поэтому такая беседа быстро подойдет к концу.
- Быстрая смена темы беседы. Если рассказ собеседника навевает скуку, не следует говорить ему об этом или резко менять направление разговора.
- Отрицание проблем. Если переживания человека кажутся пустяковыми, не стоит об этом говорить собеседнику.
- Навязчивая «психотерапия». Не следует во время разговора производить диагностику мотивов поведения оппонента. Пример: «Ты ревнуешь», «Ты боишься». Даже если замечания оправданы, их присутствие в беседе может вызвать агрессию или обиду.
- Нетактичные и навязчивые вопросы. Если собеседник не желает делиться информацией, не следует уговаривать его. Давление на оппонента может спровоцировать конфликт.
- Оценочные суждения. Не всегда взгляды с оппонентом будут совпадать. Чтобы не спровоцировать скандал, в разговоре не следует использовать аргументы за или против. Основной упор лучше делать на факты.
- Несовместимость лексикона. Если человек использует большое количество сленга, жаргонов, собеседник может его не понять, поэтому продолжать односторонний монолог не захочется.
ЧИТАТЬ Невербальные средства общения как часть экстралингвистики
Общение: важный аспект для любой личности
Необходимо понимать, что конструктивное взаимодействие – это категория, четко связанная с особенностями социального взаимодействия людей. При этом учитывают, что общение имеет много планов, развивается, устанавливается различными механизмами. Предполагается, что участники социума обмениваются данными и формируют стратегию действий, понимают друг друга. Таким подходом создается база для конструктивного взаимодействия
Это важно с точки зрения результата, так как только при выработке совместной корректной стратегии можно решить какую-либо сложную задачу, требующую координации усилий
С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс мер, включающий в себя подготовительный этап, непосредственно наставничество, а также определённые манипулятивные методики внушения информации, убеждения. От ученика в рамках такого взаимодействия требуется повторение, подражание, готовность содействия. В то же время конструктивное взаимодействие – это явление, которое может включать в себя противодействие как дополнительный, побочный элемент или как один из базовых инструментов формирования личности.
Использование фактов
Довольно часто нам приходится слышать следующие фразы: «Ты ничего в этом не понимаешь»; «Я уверена, что так будет правильнее»; «Я лучше знаю». С одной стороны, человек хочет придать вес своему мнению, но на деле же такие фразы абсолютно беспочвенны и не имеют под собой никакой аргументации. Так уже получилось, что люди не всегда умеет грамотно использовать имеющиеся факты.
Например, на вопрос: «Почему нам стоит полететь отдыхать в страну «А», а не в страну «Б»?» следует ответ: «Потому что я так считаю». Эта фраза знакома многим семейным парам. Вот только не совсем понятно, что именно супруг/супруга под этим подразумевает. Отдых в стране «А» более дешевый? Или же там лучше природа и условия? Никогда не забывайте о конкретике и аргументах!
В чем разница между конструктивным диалогом и обычным разговором?
Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог. Но отсюда назревает другой вопрос: чем конструктивное общение отличается от общения обычного? Что же, давайте попытаемся разобраться.
Вам будет интересно:Причины и последствия отмены крепостного права в России
Главное отличие в этих понятиях заключается в цели, ради которой ведется беседа, и, конечно же, в стиле самого разговора. Суть конструктивной беседы заключается в упорядоченном нахождении истины, которая формирует мировоззрение человека. Разговор, в котором нет никакой цели, является обычной болтовней. Такая болтовня направлена только на обмен информацией между людьми. А это значит, что по итогу диалога у человека остаются одни только положительные или отрицательные эмоции.
Характерной чертой конструктивного разговора является обоюдное желание достичь взаимопонимания, и пока эта цель не будет выполнена, собеседники будут продолжать общаться. Это значит, что по завершению такого диалога у человека должна измениться точка зрения по поводу определенного вопроса.
Как выглядит конструктивное мышление
Конструктивное мышление — это, в некотором смысле, образ жизни. Оно просматривается на примере человеческих реакций относительно сложных ситуаций. Например, две горничные, закончив смену в отеле, застряли в лифте поздно вечером. Обе страдали клаустрофобией в легкой форме. Обе они спешили по своим делам. И для обеих ситуация была неприемлемой физически
Одна из них поддается панике, бьет по кнопкам, начинает причитать, кричит, стараясь привлечь внимание. Другая, тем временем, старается сохранять спокойствие
Она следит за своим дыханием. Она пытается вызвать лифтера кнопкой. Когда кнопка не сработала, женщина достала мобильный телефон, позвонила знакомому, что жил неподалеку, и спустя 15 минут их освободили.
В чем отличие между типами мышления этих женщин? Мысли первой были хаотичны и не конструктивны. Она жалела себя – ведь у неё клаустрофобия, и она спешила. Поддавшись эмоциям, она не позволила своему разуму поработать над ситуацией. А ведь у нее в сумочке тоже был мобильный телефон. Вторая женщина не позволила себе поддаться панике. Она взяла на себя решение проблемы, не запаниковала, когда кнопка лифта не сработала. Если бы у нее не было телефона, она бы всё равно нашла выход.
В любой ситуации конструктивное мышление начинаются там, где заканчиваются эмоции. Чувства мешают человеку адекватно воспринимать ситуацию. Подобный тип мышления больше свойственен мужчинам, нежели женщинам. Причина тому в разных гормональных наборах. Эстроген, которым насквозь пропитаны женщины, чувствительность в определенное время цикла – отдаляет их от конструктивности. Часто женщины поддаются порывам, действуют под влиянием эмоций. Такие поступки не имеют логического обоснования и, со временем, становятся предметом сожаления.
Мужчины тоже бывают лишены конструктивности, ведь встречаются весьма чувствительные, ранимые представители сильного пола. Также как встречаются и женщины, которые носят на плечах «золотую голову», способную решить любую проблему.
https://youtube.com/watch?v=fikneomyGCI
https://youtube.com/watch?v=jjmR-KCt8Mk
Значение слова конструктивный
Примеры употребления слова конструктивный в литературе.
Таким образом, в основе объяснения аподиктического и в то же время конструктивного характера действительного математического знания — и здесь одно как раз связано с другим — лежит именно идея схематизма нашего рассудка в отношении явлений. С другой стороны, люди за историческую эпоху видоизменили почти всю поверхность суши, но египтяне, монголы, арауканы и шведы делали это настолько по-разному, что конструктивнее рассматривать влияние этносов на природу, нежели человечества в целом.
При всем желании он не мог представить себе, для чего делается дополнительное армирование с двух сторон сетками из стержневой арматуры, что такое сложная конструктивная форма проема и почему стиральную машину предпочтительнее монтировать между мойкой и ванной, а не между мойкой и дверью.
Новой идеей-целью, объединяющей всех людей Земли, должна стать идея построения бесклассового коммунистического общества, и никаких других конструктивных идей просто не существует!
Комплекс УМ1-НХ конструктивно оформляется в корпусах, аналогичных корпусу машины, при этом вес, габариты и потребляемая мощность определяются требуемой комплектацией системы.
Но даже такие безответственные ответы не обескураживали пилота первого класса Галеева и его верный экипаж своей вопиющей несправедливостью и беспринципностью, и они спокойно продолжали вести с местными туземными властями взвешенный конструктивный диалог.
Китайская Народная Республика действительно проявила конструктивный подход к решению проблемы, а правительство на Тайване готово последовать вашему примеру.
Один из принципиальных моментов в понимании этнических, как и других социальных конфликтов, заключается в том, чтоб перейти на путь конструктивной деэскалации и урегулирования конфликта и разрешения проблемы как можно раньше.
Но возможности перехода к конструктивной деэскалации в этом случае действительно весьма затруднены.
Из этой схемы видно, то главное условие перехода на путь конструктивной деэскалации конфликта — восстановление управляемости конфликта.
Исследования дольменов позволили также изучить те конструктивные детали, которые долгие годы были занесены землей, покрылись дёрном и кустарником.
При обнаружении отклонений в техническом состоянии конструктивных элементов, угрожающих безопасному проживанию людей в доме, жители, независимо от формы собственности на дом, подлежат выселению в административном порядке в другое жилое помещение.
Во Франции же происходило ограничение и даже упразднение муниципального самоуправления и высших сословных законосовещательных учреждений Генеральных Штатов, рост государственного аппарата, в котором все большую роль играли представители буржуазии, именно так достигавшие своих политических целей: аристократия концентрировалась вокруг двора, который был силой весьма влиятельной, но куда менее конструктивной, нежели палата лордов в Англии.
Их кинетическая энергия поглощается замедлителем, топливом и конструктивными элементами реактора, затем передается теплоносителю.
Однако он забывает, что исторически интуиционизм был связан с различными вариантами субъективистских теорий познания, а конструктивное направление — с диалектическим материализмом.
Развитие мышления
Развивать правильный образ мышления помогут практические занятия. Что для этого нужно? Просто начните. С пониманием того, что получится не с первого раза и даже не с сотого. Вы будете долго практиковаться, прежде чем заметите, что эмоции давно не руководят вашей жизнью.
Начните с простых бытовых ситуаций. Не хочется мыть посуду. Проанализируйте ситуацию, подключите конструктивное мышление. Возможно, вы поймете, что целесообразнее мыть посуду сразу после приема пищи, не оставляя на потом под предлогом замачивания и занятости. Более того, мытье посуды — это время релаксации. Моете тарелку — думайте только о тарелке. Учитесь отключать мысли. После — похвалите себя за то, что помыли сразу.
Любую неприятную ситуацию можно и нужно использовать во благо. И поможет в этом конструктивное мышление.
Временные рамки
Самое важное в решении той или иной проблемы — это ее своевременность. Очень часто люди начинают говорить о том, что уже произошло: «Вчера ты не вынес мусор»; «Ты должна была рассказать мне об этом сразу же после того, как это случилось»; «Тебе нужно было принести это еще неделю назад»
Такие фразы не приведут к решению проблемы. Они приведут к тому, что человек начнет выкручиваться и искать оправдания.
Помните о том, что прошлое нельзя изменить. Вы можете повлиять на настоящее и будущее. Разговор о прошлом будет уместен только тогда, когда вы разбираете ошибки, которые стоит избегать в будущем. Например, если ваш ребенок не делает вовремя уроки, необходимо для начала разобраться в корне проблемы: он не понял задание, не успел из-за загруженности другими предметами или же просто не захотел их делать? Выяснив изначальную причину проблемы, вы сможете предотвратить ее в дальнейшем.
Правила спора
Древние греки — известные мастера полемики — называли искусство спора эристикой. И они совершенно не зря именовали спор искусством. Конструктивное общение — это процесс, который должен принести моральное удовлетворение обеим сторонам, служащий для достижения основной цели беседы — познания истины и корректировки картины мира
Важно соблюдать несколько простых правил
Насколько бы ни была интересна тема, которую необходимо обсудить, нормального общения не получится, если одна из сторон разговора:
- раздражена;
- подвержена влиянию сильного стресса;
- куда-то спешит или очень занята;
- плохо себя чувствует и т. д.
Психологи не рекомендуют злоупотреблять в разговоре резким отрицанием. Вместо простого, но категоричного «нет» лучше сказать «Согласен, но…» или «Отлично, однако…». Употребление таких форм сглаживает общую напряженность и помогает беседе стать более продуктивной.
Этот прием идет на пользу обоим участникам разговора. Тот, кто употребляет вышеназванные формы, как бы говорит другому, что принимает его мнение, но желает высказать свою, несколько отличную точку зрения.
https://youtube.com/watch?v=K_-7XPCA8XI
Озабоченные поисками истины, исправлением и дополнением картины мира оппоненты должны принимать в равной степени живое участие в разговоре. Это правило работает даже в отношении людей молчаливых, которых природа обделила ораторским талантом.
Дискуссия, направленная на познание истины, не может проводиться в официальном тоне. Это неприятно. Сухой официоз не позволяет собеседникам чувствовать себя свободно, без стеснения выражать свое мнение.
Каждому участнику беседы нужно всем своим видом выказать расположение к собеседнику и уважение к его ценностям, чтобы установить доверительную атмосферу равенства и творчества.
Типы конфликтных личностей
Конструктивное решение конфликта не всегда бывает возможным ввиду индивидуальных особенностей его участников. Психологи выделяют шесть типов личностей, которые наиболее часто вступают в противостояния с окружающими:
- демонстративные — любят быть в центре событий, достаточно эмоциональны, а потому нередко являются инициаторами споров и противостояний;
- ригидные — ввиду завышенной самооценки и обидчивости нередко пренебрегают мнением и интересами окружающих, из-за чего возникают серьезные конфликтные ситуации;
- неуправляемые — характеризуются чрезмерной импульсивностью и отсутствием навыков самоконтроля;
- сверхточные — слишком требовательны к себе и окружающим, придирчивы к мелочам, недоверчивы;
- конфликтные — целенаправленно вступают в противостояние с окружающими, считая такое поведение способом манипулирования и достижения поставленных целей;
- бесконфликтные — боятся любых споров и противостояний, в результате чего могут спровоцировать агрессию и раздражение окружающих, что приводит к обратному эффекту.
Деструктивная критика
Это указание на недостатки оппонента с корыстной целью. Такой критикующий не обладает желанием помочь, он делает это, чтобы обидеть человека.
Основные причины таких необоснованных упреков.
- Манипуляция. Манипулятивное воздействие на личность направлено на то, чтобы склонить ее к выгодным для критика действиям.
- Завистливость. Даже если эта безупречная работа, завистливые люди все равно найдут недостатки и укажут на них, даже если это неправда.
- Нестандартность. Если какой-либо оппонент делает все не так, как другие – найдется большое количество желающих необоснованно раскритиковать его.
- Необъективность. Критикующий полностью уверен в правдивости своих мыслей и не дает возможности их опровергнуть.
Конструктивная критика
Конструктивный разговор — что это? Думаем, с этим вопросом мы уже разобрались. Теперь пришло время рассмотреть понятие «конструктивная критика», поскольку она неразрывно связана с конструктивным разговором. Как вы уже могли понять, конструктивная — это взвешенная и аргументированная критика, в которой отсутствуют оскорбления и прочие признаки деструктива.
Если вы хотите, чтобы человек принял к сведению ваши замечания и исправил свои ошибки, в вашей критике должна отсутствовать какая-либо агрессия. Наоборот, разговор должен проходить в позитивном тоне. Структура конструктивной критики:
- Похвалить.
- Покритиковать.
- Похвалить.
Теперь разберем это все на примере. Допустим, что вы начальник отдела. Один из ваших подчиненных, который ранее никогда вас не подводил, не выполнил рабочий план. Представим, что его зовут Игорь. Как же действовать в такой ситуации?
- Начните с положительной оценки. Пример: «Игорь, за прошлые месяцы ты показал хорошие результаты. Благодаря тяжелому труду и упорству ты стал одним из лучших сотрудников нашего отдела». Услышав такие одобрительные слова, ваш подчиненный будет готов к обсуждение моментов, которые следует доработать.
- Обсудите то, что требует изменений и улучшений. Пример: «При этом, тебе еще есть куда расти. В этом месяце ты выполнил план только наполовину. Давай обсудим, что ты можешь сделать для того, чтобы в следующем месяце улучшить этот показатель».
- Завершите разговор на позитивной ноте. Пример: «Думаю, с твоими способностями тебе не составит особого труда решить эту проблему».
На этом мы предлагаем закончить нашу статью. Теперь вы знаете, что означает конструктивный разговор, и как его стоит вести личной жизни и на работе. Надеемся, что наша публикация была вам интересна и вы узнали немало познавательной информации!
Эта тема закрыта для публикации ответов.