Кризис 7 лет, как очередная ступень развития

Алан-э-Дейл       05.12.2024 г.

Что такое кризис семи лет и как с ним справиться?

В 7 лет ребёнок может быть и дошкольником, и первоклассником. У последних возрастной кризис проявляется особенно ярко – это напрямую связано с началом обучения в школе. В это время ребёнок перестаёт ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – в перестройке доминирующего авторитета, появлении авторитета учителя. В детском варианте это выглядит примерно так: «Про школу учительница знает всё лучше, поэтому и мама должна её слушаться».

И, главное – не стоит насильно заставлять есть.
Важно не сбивать жар, который не превышает 38 — 38,5 C, так как он помогает в борьбе с вирусами. Создать оптимальную температуру в помещении, которая не должна превышать 23 ˚C

Воздух в комнате должен быть достаточно влажным.

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать

Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети

В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Подростковый кризис

Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными. Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада. Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное. Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.

Случай из практики.

В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.

***

Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.

Симптомы

Симптоматику кризиса можно условно разделить на две части – предкризис и кризис. Предкризисные симптомы включают в себя повышенную раздражительность, утомляемость, эмоциональную лабильность. Непосредственно кризис включает в себя все предыдущие, а также к ним подключаются новые, такие как симптом «горькой конфеты», демонстративное поведение, повышенная импульсивность.

Однако у кризиса присутствуют и положительная симптоматика: повышенный интерес к общению со взрослыми, появление хобби, желание взять на себя новые, «взрослые» обязанности. Задача родителей в этот период направить желания ребенка в нужное русло.

Сложный подросток: что делать родителям?

Насколько благополучно пройдет пубертатный кризис подросткового возраста, зависит от особенностей самого ребенка и тех основ воспитания, что заложили родители. Не меньшее значение имеет и позиция близкого окружения. Несмотря на то, что «колючий» подросток всем и вся показывает свой негативизм, ему как никогда нужна поддержка. Не отталкивайте ребенка, помогите ему разобраться в собственных чувствах и войти во взрослую жизнь с ощущением прочного фундамента.

Родителям при решении многочисленных проблем, сопровождающих кризис возраста у подростков, предстоит запастись терпением, чтобы не испортить отношения с ребенком. Какие рекомендации помогут?

Научитесь грамотно разрешать конфликты со своим ребенком

Строгие запреты и наказания, эмоциональный шантаж, острая критика, навязывание собственного мнения — все это не работает в воспитании подростка

Родителям важно научиться эффективно выходить из конфликта с ребенком. Только доверительный диалог и искреннее желание помочь

Выслушайте, научите, дайте советы.

Уважайте личное пространство подростка

Несмотря на то, что вы имеете полное право давать советы и наставления своему ребенку, уважайте его личное пространство и не навязывайте свое мнение по тем или иным вопросам. Чтобы не испортить отношения с подростком, соблюдайте те границы, что он установил. Стучите в дверь, прежде чем зайти в комнату ребенка, не читайте его переписки в телефоне и в соцсетях, слишком активно не расспрашивайте о друзьях. Даже эти, казалось, бы несущественные изменения в вашем поведении, дадут ребенку понять, что вы не посягаете на его личную жизнь.

Это не означает, что нужно пустить на самотек жизнь подростка. Продолжайте мониторить его времяпрепровождение и успеваемость в школе. Но это не должно выглядеть как посягательство на свободу.

Относитесь к подростку как к взрослому человеку

Пора перестать смотреть на своего ребенка как на малыша. Подросток уже достаточно взрослый, чтобы принимать те или иные решения. Дайте ему определенную свободу действий и уважайте его желание совершать «взрослые» поступки.

Каждый человек, даже ребенок, имеет право на ошибку. Это развивает личность и помогает накопить жизненный опыт.

Не обесценивайте переживания подростка

Буквально каждое событие в своей жизни подросток воспринимает очень остро. Помогите ему безболезненно выходить из конфликтов с друзьями и поддерживайте, когда он терпит неудачи

Видя, что вам не все равно, ребенок будет увереннее в себе и станет прислушиваться к вашим советам, что крайне важно

Научитесь искусству общения с ребенком. «Подумаешь, девушка бросила! Сколько еще у тебя таких будет» — не самые подходящие слова утешения для мальчика, страдающего от неразделенной любви. Не обесценивайте его проблемы, поддержите в сложную минуту. Иногда бывает достаточно простого «я тебя понимаю».

Найдите общие точки соприкосновения с подростком

Подросток, сталкиваясь с непониманием родителей, часто отдаляется от них и замыкается в себе. Попробуйте найти точки соприкосновения со своим взрослеющим ребенком. Это поможет обеспечить эффективную профилактику и коррекцию девиантного поведения подростка, а также мониторить его эмоциональное состояние.

Найдите с ребенком общее хобби, активно отдыхайте вместе, ходите в кино, посещайте выставки и концерты. Поверьте, далеко не все, что любит современная молодежь — это плохо. Вникните в то, чем интересуется ваш ребенок. Это поможет быть «на одной волне» с ним.

Показывайте личный пример

Подростки чувствительны к лицемерию. Будьте уверены, ложная проповедь о моральных ценностях в виде наставлений и приказов никак не повлияет на ребенка. Учите на личном примере. Это поможет подростку понять суть происходящего вокруг и освоить искусство общения. Каждый ребенок выносит многие поведенческие установки именно из среды, в которой воспитывался. Пусть это будут правильные установки, а не агрессия и чрезмерная жесткость.

Кризис 5-ти лет

На этой стадии развития ребенку хочется еще большей самостоятельности и независимости. Однако он еще не умеет рассчитывать свои силы и не всегда предвидит последствия своих действий. Кризис проявляется в непослушании и стремлении получить больше свободы, возможны истерики, кривляния, конфликты с окружающими.

В этот период ребенок должен научиться конструктивному общению и в меру проявлять инициативу. Это будет означать, что кризис пройден. В противном случае развитие у ребенка затормаживается, и формируется чувство вины, с которым придется бороться или жить, возможно, всю жизнь.

Как побороть непослушание?

Если для ребенка к 9 годам стало нормой плохое поведение, грубые разговоры с родителями, учителями и просто взрослыми на улице, нужно подробно разобраться в проблеме

Для начала стоит обратить внимание на собственную модель поведения. Дети во всем берут пример со взрослых

Поэтому очень важно самим вести себя правильно

Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех

Поэтому очень важно самим вести себя правильно. Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех. Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания

Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания.

Если родители привыкли к авторитарному стилю, необходимо внести некоторые коррективы в общение, поскольку 9-10 лет — это уже достаточно большой возраст. Ребенок не будет просто терпеть приказы, ему нужно уважение, а особенно со стороны родителей. Если он будет постоянно слышать только указания, может возникнуть протест. Поэтому взрослым необходимо объяснять свои слова так, чтобы это выглядело не как приказ, а как рекомендация. К примеру, можно заменить фразу: «Немедленно убери в своей комнате» на: «Сделай, пожалуйста, уборку, чтобы в комнате стало просторнее и удобнее».

Если родители постоянно говорят, но не слышат ответа своего чада, это очень плохо. Ребенок может не найти другого способа донести свои слова взрослым и просто начнет капризничать. Решение вопроса кроется в обычном диалоге.

Большинство причин непослушания и методов борьбы с ними — в родителях. Чрезмерные запреты либо неограниченная свобода — все это нехорошо сказывается на воспитании. В таком тонком моменте все должно быть сбалансировано

И важно не упустить контакт с ребенком на том этапе, когда все еще можно исправить. Если к 9 годам тихий и послушный ребенок вдруг стал показывать свой характер, не нужно удивляться, необходимо найти причину и устранить ее. Многие родители забывают о чувствах своих детей, просто действуя по правилам либо по намеченному ранее плану

Но каждая семья и каждая ситуация индивидуальны. Поэтому нельзя утверждать, что в конкретной ситуации можно решить проблему тем или иным способом, не зная ее сути и всех подробностей

Многие родители забывают о чувствах своих детей, просто действуя по правилам либо по намеченному ранее плану. Но каждая семья и каждая ситуация индивидуальны. Поэтому нельзя утверждать, что в конкретной ситуации можно решить проблему тем или иным способом, не зная ее сути и всех подробностей.

Таким образом, если ребенок перестал слушаться, а наладить контакт с ним родителям не удается, не нужно стесняться рассказать о своей проблеме. Но только слушателями должны быть не друзья с родственниками, а профессионалы.

Причины истерик у ребенка в 6 лет

Первой и, наверное, главной причиной является вседозволенность в раннем возрасте, которая вдруг превратилась в определенную систему запретов. Ведь для родителей ребенок, достигший школьного возраста, автоматически превращается в практически взрослого самодостаточного человека. И им хочется, чтобы он в один миг стал различать хорошее и плохое, при этом забывают о том, что именно в их обязанности входит объяснение этих жизненных принципов. И начинаться это должно не с первого класса, а с первых шагов.

Следующей причиной является одиночество маленького члена семьи

Именно в тот момент, когда ему кажется, что взрослые уделяют его персоне слишком мало времени, он начинает привлекать к себе внимание. И это не обязательно начинается с громких криков и слез. Истерика начинается только тогда, когда другие способы, более человечные и спокойные, не получили отклика

И пусть даже это будет кричащая мама, рвущая на себе волосы от непонимания, почему ее чадо стоит посреди комнаты и, закинув голову вверх, кричит что есть мочи, зато именно ему в этот момент всецело принадлежит ее внимание

Истерика начинается только тогда, когда другие способы, более человечные и спокойные, не получили отклика

И пусть даже это будет кричащая мама, рвущая на себе волосы от непонимания, почему ее чадо стоит посреди комнаты и, закинув голову вверх, кричит что есть мочи, зато именно ему в этот момент всецело принадлежит ее внимание

Если ребенок постоянно истерит, причиной этому может быть банальный интерес. Ведь именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как отдельную единицу социальной лестницы и пытаются понять, как именно можно продвигаться по ее ступеням. Попытки возглавить по значимости семейное древо приводят к тому, что он пытается поставить старших в построенные самим рамки, написать свои правила отношений и подчинить им всех остальных. Как ни странно, но терпение детей намного крепче, чем у взрослых, ведь им не нужно думать о приготовлении пищи, уборке и стирке, ходить на работу и ломать голову, как дожить до зарплаты. Единственным его занятием являются эксперименты с собственной личностью.

Бывает, что причиной неподобающего поведения может стать банальная усталость, чувство голода или плохого самочувствия. А «злая» мама в это время хочет, чтобы он складывал игрушки или учил стих. Именно в этот момент ребенку не хватает сил для интеллектуального диалога, и он просто начинает закатывать истерику.

Такое же поведение можно наблюдать у детей, когда им не интересно, а правила приличия требуют от них определенного поведения. Ведь так сложно объяснить родителям, что театральная постановка совсем не нравится или катание на лошадке не приносит никакого удовольствия. Родители так долго планировали этот выходной, и именно сегодня созерцание мишек и слонов в зоопарке должно стать главным времяпрепровождением для их отпрыска. А малыш никак не хочет успокоиться, так как в этот момент единственное его желание — посидеть на любимом диване и посмотреть мультипликационный фильм, который он видел уже сотни раз.

Слишком много новых и ярких впечатлений — часто дают непредсказуемый эффект, могут вызвать слезы и крики у очень чувствительных детей. Узнать такого ребенка достаточно просто: они предпочитают знакомые вещи новым, а сказки просят почитать именно те, окончание которых им хорошо известно. Их пугает неизвестность, сюрпризы не приносят желаемого удовольствия, а разочарование от получения «не того» подарка может привести к депрессии.

Как развивать ребенка в 7-8 лет

Физическое развитие. Включает в себя ежедневную зарядку, прогулку на улице, посещение спортивной секции. Идеально, если вы сможете устраивать семейные мероприятия, связанные с физической нагрузкой (прогулки на велосипедах, лыжах, по лесу, семейные спортивные соревнования, совместные игры);
Интеллектуальное развитие. Предлагайте малышу решать различные ребусы, кроссворды, читайте вместе энциклопедии, рассказы, обсуждая сюжет, интересные события и предметы, проводите домашние опыты, знакомьте с секретами кулинарии и т. д. На развитие интеллекта ребенка влияют не только знания, которые он получает в школе, но и опыт, знания о бытовых предметах, интересных событиях.
Эстетическое развитие. Музеи, театры, цирк, выставки и т. д

В 7-8 лет важно развивать в ребенке любовь к прекрасному, показать ему красоту картин и скульптур, познакомить с театром, оперой, балетом, привить стремление познавать свой внутренний мир через соприкосновение с искусством.
Эмоциональное развитие. В 7-8 лет ребенок уже хорошо различает многие эмоции, но не всегда может правильно понять иронию, сарказм, скрытые чувства

Учите сына и дочку видеть разницу между разными эмоциями, смотреть на любую ситуацию с разных точек зрения, находить “правильный” вариант действий. В этом вам помогут детские фильмы, мультики, книги, где на примере главных героев можно разобрать множество похожих ситуаций из жизни ребенка.

Трудности в общении с братьями и сестрами

В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности. Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна. Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.

Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим. Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам. Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.

Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама. Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику. Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.

В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:

  • когда лучше рожать второго ребенка?
  • когда рождается ревность?
  • как усилить преимущества и уменьшить трудности?
  • как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
  • с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
  • с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.

Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.

Основная симптоматика кризиса 7 лет:

  1. потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
  2. манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 
  3. симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет.

Возникновение внутренней жизни — чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.

Д. Б Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов, вспоминал, как детей в первом классе на первом уроке просили нарисовать 4 кружочка, а затем раскрасить три — желтым и один — синим. Дети красили разными цветами и говорили — «Так красиво». Это наблюдение показывает, что правила еще не стали правилами поведения ребенка; с такими детьми надо еще работать, приводить к соответствующему школьному виду.

Другое наблюдение: после первых уроков учитель не задает задание на дом. Дети говорят: «А уроки?» Это показывает, что уроки важны для них, так как ставят в определенное отношение к окружающим.

Однако школа — это общественное учреждение.

Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится «симптом потери непосредственности» (Л. С Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент — ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это — внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности — удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина, в тот момент , когда появляется ориентация на смысл поступка, именно тогда ребенок переходит в новый возраст. Диагностика этого перехода — одна самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения — до тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.

В последнее время обучение есть и в дошкольном возрастет однако его характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения, включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу — никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Новообразования

Потеряв непосредственность, ребёнок обретает относительную свободу от окружающей действительности за счёт произвольности психической и поведенческой активности.

Дети начинают осознавать собственные переживания. Л.С. Выготский особенно подчёркивал разницу между наличием определённого чувства и его принципиальной дифференциацией, осмыслением.


В этом возрасте формируются

  • требовательность к себе;
  • самооценка;
  • уровень запросов к собственно успешности.

Эти новообразования начинают опосредовать деятельность ребёнка, являясь закономерным следствием осознания, обобщений испытываемых чувств.

К 7 годам значительно расширяется кругозор – в общении с окружающими появляются новые темы, которые связанны с более важными, а иногда риторическими вопросами бытия, которые связаны с поиском собственного места в огромном мире.

Дети проявляют интерес к:

  • политике;
  • происхождению мира;
  • жизни других народностей;
  • границам реальности;
  • вопросам этики, морали.

Активно расширяется не только сфера интересов старшего дошкольника, но и круг социальных связей. Взаимоотношения со сверстниками, значимыми взрослыми становятся более важными.

Отличительной характеристикой социального взаимодействия выступает опосредованность отношений характерными правилами поведения. Вхождение в новую, незнакомую общность закономерно предъявляет требования к проявлению личностных черт, характеру.

Дети понимают, как правильно себя вести в общении с другим человеком, находясь в определённых условиях. При установлении контактов ребёнок действует уже не под влиянием резко возникших порывов, а с обязательным учётом характеристик, которые задают контекст конкретной ситуации.

К концу дошкольного возраста преобразуется и характер общения со сверстниками:

  1. Усиливается субъектное отношение.
  2. Появляются устойчивые, близкие связи, не зависящие от конкретных обстоятельств общения.
  3. Формируется дружба, привязанность, забота, эмпатия.
  4. Учитываются специфические для детского сообщества правила поведения.

Знакомство с принципиально новой социальной общностью становится смыслом существования ребёнка на данном возрастном этапе. Реакция членов группы на поведение старшего дошкольника выступает главным показателем того, насколько успешно проходит период адаптации.

Чтобы завоевать общественное признание, дети должны вести себя определённым способом, оправдывать возложенные на них ожидания.

Примечательно, что эти правила не оформлены в чёткие инструкции, а существуют в виде конкретной социальной роли. Дети 7 лет начинают выделять такой критерий, как социальный статус человека. В связи с этим особую содержательную наполненность приобретает для детей и их будущее.

Способность и потребность к социальному функционированию – осуществлению общественно значимой, одобряемой деятельности становится одним из главных новообразований кризиса.

Книги, которые вам помогут

По вопросам взаимоотношения детей и взрослых, “правильного” и “неправильного” воспитания написано огромное количество книг, мы хотим поделиться, на наш взгляд, самыми лучшими из них. Настоятельно рекомендуем прочитать – вы не только найдете ответы на свои вопросы, но и получите настоящее удовольствие от чтения, и, бонусом, хорошее настроение и веру, что все точно будет хорошо!

Эта книга ставит под сомнение привычные методы кнута и пряника в воспитании детей и призывает увидеть в ребенке личность, нуждающуюся в безусловной любви. Автор предлагает задуматься о долгосрочных целях воспитания и дает практические рекомендации.
Воспитание сердцем – Альфи Кон

В книге легко и доступно рассказано о роли родителей на пути к взрослению: “Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость, как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?”
Тайная опора – Л.В.Петрановская

Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них.
Если с ребенком трудно – Л.В.Петрановская

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.