Оглавление
Динамический компонент мышления:
- Непоследовательность суждений. Неусточивость способа выполнения задания. Происходит сбой, а затем опять приходит в норму. Невнимательность из-за колебания работоспособности. Логические связи подменяются случайными. Образование одноименных групп. Органические поражения головного мозга, МДП, черепно-мозговые травмы.
- Лабильность мышления. Скачка идей. Стойкий характер нарушений. При указании на ошибку могут ее исправить. Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. При ассоциативном эксперименте Больного просят написать 60 слов. Напишет очень быстро. Если просят ответить на слово ассоциацией, они будут не верны. Больному тяжело выполнить инструкции. Скачка идей поверхностна и смысл присутствует. Маниакальные состояния.
- Откликаемость. Утрированная форма неустойчивости способа выполнения работ. Легкая отвлекаемость Больного, неспособность удерживать ход мышления в установленном направлении. Реагируют на любой раздражитель. После того как отвлекся тяжело вернуться к предыдущему заданию. «Полевое» поведение. Теряется целенаправленность Деятельности. Мыслительные операции доступны. Сосудистые заболевания, черепно-мозговые травмы.
- Инертность мышления. Заключается в инертности связей прошлого опыта и выражается в том, что Больные не могут менять выбранного способа работы, менять свои суждения. Не могут переключаться с одного вида Деятельности на др. Стремление отразить все сразу. Тяжело спровоцировать изменить свое мнение и не видят возможности др. Эпилепсия, органические поражения головного мозга.
- Соскальзывание. Больной неожиданно сбиваются с правильной мысли на ложную ассоциацию, а затем Больной вновь способен на правильный ход рассуждений, не повторяя допущенную ошибку, но и не исправляя ее. Сосудистые больные.
Когда абстрактное мышление не поможет
Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.
Методика интеллектуальной лабильности
Автор методики – Костромина Светлана Николаевна – доктор психологических наук. Ей написано несколько книг на тему развития детей, а также «Справочник школьного психолога», содержащий более 250 статей.
Тест, предложенный С. Н. Костроминой, состоит из бланка ответов, разделённого на квадраты, и заданий, который испытуемому зачитывают (или включают аудиозапись).
На каждое задание даётся 3-5 секунд, поэтому работать приходится очень быстро. Каждое задание прочитывается лишь единожды, никаких повторений и вопросов. Вопросы несложные, т.к. в методике интеллектуальной лабильности оценивается именно скорость переключения между задачами.
Пример одного из типов заданий:
В квадрате 8 напишите первую букву имени Андрей и последнюю букву первого дня недели (3 секунды на выполнение).
Всего в тесте 40 вопросов. После их прохождения подсчитывается количество допущенных ошибок и заданий, которые вообще не были выполнены, и в зависимости от него определяется результат:
- 0-4 ошибки – высокий уровень лабильности – хорошая обучаемость;
- 5-9 ошибок – средний уровень лабильности;
- 10-14 ошибок – низкий уровень лабильности – трудности в переобучении;
- 15 и более ошибок – очень низкий уровень лабильности – мало успешен в любой деятельности.
О хоть и звучит как приговор, но на самом деле означает, что обучение будет даваться человеку с невероятным трудом и потребует много времени. Также он не сможет работать в условиях постоянно меняющейся обстановки и многозадачности. Но в целом, такой индивид может чего-то добиться, пусть и не столь многого, как человек с высокой интеллектуальной лабильностью.
Преимуществом методики является очень низкое время прохождения теста и высокая точность результатов.
У — упорядоченные мысли
Мыслить критически — значит мыслить упорядоченно, системно, последовательно, организованно. Это требует наведения порядка в своих мыслях. В зрелом и крепком разуме не может быть хаоса, взбалмошных, сумбурных мыслей: они рождают беспорядочную речь, затем следуют бессистемные решения, что в конечном итоге приводит к неорганизованной жизни.
Экономика образования
Прокачка для ума: четыре ключевых навыка успешной личности
Гармония может родиться только в порядке. Человек, который мыслит упорядоченно, принимает последовательные решения, системно оценивает информацию, виртуозно владеет анализом и синтезом. Его сложно запутать или сбить с четкой смысловой линии.
Почему это вообще происходит
Мышление как высшая познавательная функция мозга формируется у детей в дошкольном возрасте, оно является основой интеллекта. Этот процесс взаимосвязан с развитием речи, моторики рук, памяти и внимания. Ближе к школьному возрасту оно начинает дифференцироваться на разные типы — логическое, творческое, критическое. В процессе обучения, становления личности и обретения нового опыта мышление постоянно развивается. Воспитание и социальное окружения ребенка непосредственно влияют на правильность формирования функций мозга. И какие-либо травмирующие события — физические или психологические — могут стать причиной нарушения мышления. От этого не застрахованы и взрослые. Стресс может оказывать настолько сильное воздействие, что способен вызвать как психические, так и когнитивные расстройства.
Классификация
Расстройства мышления отличаются по характеру проявления, при этом не ограничиваясь отдельной схемой. Среди психологов принято использовать общую классификацию, по которой выделяется несколько типов расстройств:
- Нарушения операционального компонента. Главными мыслительными операциями при этом являются — абстрагирование, анализ, синтез, обобщение. Если возникают мыслительные расстройства, они проявляются в искажении, снижении уровней обобщения информации.
- Нарушения динамического компонента. Если субъект в норме, ассоциации образуются равномерно, при этом темп умеренные. Когда возникают нарушения, динамика изменяется кардинальным способом. Мыслительные процессы могут ускоряться или замедляться. При этом изменения происходят приступообразно.
- Нарушения, связанные с мотивационно-личностным компонентом. Это целая группа расстройств, к которым относится снижение направленности, целеполагания, саморегуляции. Человек не способен адекватно отвечать на вопросы, реагировать на сложившуюся ситуацию.
Зависимо от темпа расстройства мышления делятся на несколько групп:
- Замедленные — ассоциации формируются медленно, их меньше чем положено.
- Ускоренные — за одну единицу времени образуется гораздо больше ассоциаций чем положено.
- Шперрунг — полная остановка ассоциативного процесса.
- Ментизм — человек мучается от огромного количества возникающих идей. При этом мышление значительно ускоряется. Характер проявления — приступообразный.
Профилактика и коррекция
Большинство нарушений выявляется в детстве или диагностируется при первых проявлениях после травмирующих событий. Диагностику и коррекцию проводят специалисты — неврологи, психиатры и психотерапевты
В качестве профилактики возрастных изменений нарушений нейропсихологи рекомендуют регулярно тренировать основные психические функции головного мозга, причем комплексно — внимание, память и мышление одновременно. На основе многочисленных исследований российских и зарубежных психологов были созданы методики тренировки мозга
Викиум собрал 19 таких методик и на их основе разработал игровые тренажеры для развития мозга. Запатентованная программа развития выстраивается персонально для пользователя на основе его уровня и корректирует план занятий в зависимости от прогресса. В результате ежедневных занятий наращиваются и укрепляются нейронные связи, которые обеспечивают высокую работоспособность мозга, а также умение адаптироваться к изменениям. Будьте в тонусе вместе с Викиум!
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой
Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Где может пригодиться критическое мышление?
Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.
Человек, который обладает критическим мышлением, способен:
понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.
Зачем нам думать
Мышление формируется в раннем дошкольном возрасте и развивается в течение всей жизни. Набираясь опыта, запоминая информацию, мы учимся ею пользоваться. Это и есть мыслительные операции — к ним относятся синтез (соединение элементов), анализ (разбор), обобщение, классификация, конкретизация, абстрагирование. Они необходимы нам, чтобы прийти к определенным формам мышления: понятию, суждению, умозаключению. В результате правильного оперирования мыслительными процессами мы можем делать логические выводы, прослеживать причинно-следственные связи, планировать и прогнозировать, достигать поставленных целей. Нарушения этих процессов могут возникнуть по разным причинам. Выделяют две группы расстройств — качественные и количественные.
Как применять критическое мышление?
Существует много способов. Профессор Саманта Агус в видеоуроке для TED-Ed предлагает пятиступенчатый подход.
-
Сформулируйте проблему. Например, вам предлагается опробовать диету, обещающую результат через две недели. Определение личной цели — сбросить вес, улучшить питание — облегчит критическую оценку этой информации и соотношение со своими потребностями.
-
Соберите информацию. Можно спросить совета у экспертов. Это поможет оценить все альтернативы.
-
Используйте информацию. Задайте себе ряд критических вопросов: «Чем я руководствуюсь в этой ситуации?», «Считаю ли я, что мне говорят правду?», «Звучит ли моя интерпретация информации осмысленной?», «Какая предстоит ответственность?».
-
Подумайте о последствиях. Допустим, кандидат во время предвыборной гонки обещает снизить стоимость бензина на заправках. Звучит отлично, но как насчет долгосрочного воздействия на окружающую среду? Всегда стоит задумываться о влиянии тех или иных решений на дальнейшие события.
-
Изучите другие точки зрения. Это поможет увидеть варианты, оценить свой выбор и принять взвешенное решение.
Качественные расстройства:
- Нарушение связанности процессов мышления:
1.1.Разорванность мышления характеризуется распадом логического строя речи с сохранением способности составлять грамматические правильные фразы и предложения.
Предложение правильно, но не логично. Может проявляться в письменной речи.
Может проявляться симптомами мимоответов (в которых отсутствует логическая связь между вопросом и ответом).
2 стр., 912 слов
Коррекция страхов средствами арт
Коррекция страхов средствами арт-терапии Принято считать, что страхи – эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения. Однако наличие у ребенка большого количества разнообразных страхов – показатель преневротического состояния. В случае …
1.2.Инкогеренция (бессвязанность мышления) – распад логической структуры мышления и грамматического строя речи одновременно.
Речь – безсвязанный набор слов, иногда в рифму, спутанность сознания при острых психозах.
- Нарушение логического строя:
2.1.Резонерство (тангенциальное мышление) – непродуктивность, склонность к общим рассуждениям. Рассуждения приобретают характер беспокойных, беспредметных и не приводящих к конкретному выводу словесных построений. Высказывания многословны, высокопарны.
2.2.Обстоятельность (патологическая) – чрезмерная детализация при описании каких либо явлений и неспособность разграничить главное от второстепенного. Темп рассказа замедлен, перевести рассказ больного на другую тему не возможно.
Больные стремятся договорить начатое до конца.
Наблюдается при органических поражениях ГМ в частности при эпилепсии.
2.3.Паралогическое мышление – одностороннее, предвзятое направлением мыслительной деятельности, в ходе которой принимаются во внимание лишь отдельные случайные факты. Выводы больных неожиданные, странные, отчего оно и называется «мышлением с выкрутасами»
Оно не является полностью не логичным. Логика есть но она своеобразная.
- Патологические идеи:
3.1.Навязчивые идеи (Описанные Платтером в 1617г)
Клинические особенности:
— непроизвольность, непреодолимость возникновения
— чуждость сознанию
— понимание их болезненности и критического к ним отношения при неврозах и психопатиях.
— наличие постороннего ощущения тревоги и внутреннего беспокойства.
— наличие «персевационного принуждения» (постоянное повторение)
Подразделяются по Ясперсу на:
- отвлеченные
- образные
Как развить абстрактное мышление
Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал , что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.
Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.
Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Вот несколько способов развить абстрактное мышление.
Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.
Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.
Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.
Делайте поделки. Исследование PNAS доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.
Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:
Очумелые ручки: как организовать обучение детей на дому
Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.
Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.
Г — гибкое мышление
Этот критерий — один из ключевых. Мир меняется с невероятной скоростью, поэтому, чтобы адаптироваться абсолютно к любым условиям, вместе с ним должны меняться и мы.
Это означает способность «жонглировать» разными вариантами действий, выходя за привычные рамки. Это умение не только быстро искать новые стратегии, но и пересматривать свои решения, отказываться от старых взглядов, если они оказались неправильными. Человек, обладающий гибким мышлением, видит ситуацию не однополярно, и даже если у него что-то не получилось, он не опускает руки, так как всегда есть другая альтернатива.
Экономика образования
Профессия — охотник: карьерный тест от профессора «Сколково»
Негибкий человек — заложник своих установок и стереотипов. Он бескомпромиссен, категоричен и несговорчив. Только гибкость мышления, характера и поведения помогает избежать ненужных конфликтов и лишнего стресса.
Причины
Основой нарушения мыслительных процессов являются биологические факторы. Причины:
- Психозы. Инфекции, интоксикации часто сопровождаются бессвязными мыслями, бредом. Для людей, которые страдают от шизофрении характерны разноплановые поступки, резонерство.
- Биохимические изменения, происходящие в головном мозге. На функционирование ЦНС влияют дисметаболические заболевания, интоксикации, нарушения кровообращения.
- Эпилепсия. Выраженность расстройств зависит от тяжести протекания заболевания. У людей, которые страдают от эпилепсии мышление становится обстоятельным, инертным.
- Черепно-мозговые травмы. Структурные повреждения, сдвиги головного мозга изменяют процессы мышления.
- Дегенеративные заболевания ЦНС. Мыслительные процессы могут измениться под воздействием атрофии, деменции, болезни Альцгеймера, старческого слабоумия, заболевания Пика.
- Неврозы, стрессы. Депрессии, эмоциональные напряжения, тревоги, потрясения, изменяют скорость мыслительных процессов. Внутренние переживания занимают центральную роль, на которую направлены все мысли.
- Опухоли головного мозга. Новообразование, которое увеличивается в размерах, оказывает губительное воздействие на нервные центры.
- Воспаление ЦНС. Воспалительным процессам подвергаются мозговые оболочки. Внутричерепное давление повышается, из-за чего замедляются мыслительные процессы.
Прежде чем начинать лечение нарушений мышления, специалисты должны выявить причину их развития, чтобы улучшить состояние пациента.
Какие бывают расстройства
В психологии выделяют 2 основных группы синдрома нарушения мышления: по форме и по содержанию. К первой группе относятся расстройства ассоциативного процесса, ко второй— патологические суждения, бредовые идеи и навязчивые явления. И если со второй группой обычно все понятно сразу, то формальные расстройства легко спутать с проявлениями других факторов — эмоциональной возбужденностью, усталостью, намеренным софизмом. Рассмотрим подробнее, какими признаками обладают формальные нарушения.
Ускоренность. Это слишком быстрая смена мыслей, которые большим потоком возникают в голове. Такой процесс провоцирует ускоренную речь, при которой человек не успевает высказать все, о чем он сейчас думает. При этом наблюдается логичная последовательность мыслительного процесса. Сопровождается этот симптом неустойчивостью внимания, что только усугубляет положение. Человек быстро отвлекается, перескакивая с мысли на мысль.
Замедленность. Противоположность предыдущему признаку. Она проявляется в заторможенности мыслительного процесса. Человек ощущает пустоту в голове, медленно выстраивает логические последовательности, не может подобрать ассоциации. Как правило, на вопросы отвечает односложно, выдерживая продолжительную паузу.
Застревание. Человек с таким нарушением часто зацикливается на одних и тех же мыслях, представлениях. В речи это выражается как повторение фраз, слов, звуков. При ответе на несколько вопросов человек сосредотачивается только на первом, а дальше просто повторяет ту же мысль в разных формах, разделяя на части.
Повторение. Отличается от застревания тем, что в первом случае человек не может продвинуться дальше в мыслительном процессе, а во втором он просто совершает ритмичные повторения. При этом он не останавливается на конкретной мысли, а скорее отстраняется от любых мыслей вовсе.
- Резонерство. Это бессодержательное мышление, при котором человек рассуждает впустую. Он может много говорить, но в его словах нет конкретного смысла. Такая речь загружена вводными конструкциями и речевыми оборотами.
- Разорванность. Это отсутствие логической или вообще какой-либо связи между словами внутри предложений. В речи это выражается как произвольный набор слов и фраз, которые невозможно сформулировать в связное предложение.
Нарушение памяти
На патопсихологическом обследовании выявления патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:
- проблема строения мнестической деятельности опосредованного и не опосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;
- вопрос о динамике мнестического процесса;
- вопрос о мотивационном компоненте памяти.
Корсаковский синдром является непосредственным признаком нарушения памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С.С.Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).
Выявление на патопсихологическом обследовании прогрессирующей амнезии. Нарушение памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.
Нарушение мнестической деятельности
Описанные выше выявляемые патопсихологическим обследованием нарушения памяти носили, в основном, стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая дезориентировка) оставался стойким.
В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8.
Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Патопсихологическое обследование выявляет лабильность всех форм их деятельности, их познавательной и эффективно-эмоциональной сфер.
Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.
Нарушение опосредованной памяти
Память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов, психическая болезнь. Изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. Введение операции опосредования улучшает запоминание здоровых людей. Однако у ряда больных, имеющих нарушение памяти фактор опосредования становится помехой.
Таким образом, нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являлись факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможным. В нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти.
Качественные расстройства:
- Нарушение связанности процессов мышления:
1.1.Разорванность мышления характеризуется распадом логического строя речи с сохранением способности составлять грамматические правильные фразы и предложения.
Предложение правильно, но не логично. Может проявляться в письменной речи.
Может проявляться симптомами мимоответов (в которых отсутствует логическая связь между вопросом и ответом).
1.2.Инкогеренция (бессвязанность мышления) – распад логической структуры мышления и грамматического строя речи одновременно.
Речь – безсвязанный набор слов, иногда в рифму, спутанность сознания при острых психозах.
- Нарушение логического строя:
2.1.Резонерство (тангенциальное мышление) – непродуктивность, склонность к общим рассуждениям. Рассуждения приобретают характер беспокойных, беспредметных и не приводящих к конкретному выводу словесных построений. Высказывания многословны, высокопарны.
2.2.Обстоятельность (патологическая) – чрезмерная детализация при описании каких либо явлений и неспособность разграничить главное от второстепенного. Темп рассказа замедлен, перевести рассказ больного на другую тему не возможно.
Больные стремятся договорить начатое до конца.
Наблюдается при органических поражениях ГМ в частности при эпилепсии.
2.3.Паралогическое мышление – одностороннее, предвзятое направлением мыслительной деятельности, в ходе которой принимаются во внимание лишь отдельные случайные факты. Выводы больных неожиданные, странные, отчего оно и называется «мышлением с выкрутасами»
Оно не является полностью не логичным. Логика есть но она своеобразная.
7 стр., 3447 слов
Реферат навязчивые идеи
… на нежелание о них думать, мысли эти навязчиво всплывают в сознании здорового человека. У больного навязчивые мысли могут наполнить все содержание мышления и нарушить нормальное его течение. Навязчивые мысли отличаются от бредовых идей тем, …
- Патологические идеи:
3.1.Навязчивые идеи (Описанные Платтером в 1617г)
Клинические особенности:
— непроизвольность, непреодолимость возникновения
— чуждость сознанию
— понимание их болезненности и критического к ним отношения при неврозах и психопатиях.
— наличие постороннего ощущения тревоги и внутреннего беспокойства.
— наличие «персевационного принуждения» (постоянное повторение)
Подразделяются по Ясперсу на:
- отвлеченные
- образные
Эта тема закрыта для публикации ответов.