Почему люди верят в бога?

Алан-э-Дейл       07.07.2022 г.

Зачем я туда хожу, если ничего не меняется

В общем, мой путь в Церкви был
длинным, и на этом пути я видел довольно много людей, ушедших из Церкви по той
или иной причине. Кто-то ушел, потому что Церковь оказалась несовместима с его
интеллектуальными изысканиями. Я знаю человека, который долго и серьезно читал
разных библеистов и пришел к выводу, что Церковь понимает Библию неправильно. И
ушел в агностики. Кто-то ушел по моральным соображениям, как правило, после
тяжелой обиды. Кого-то обидел священник, кого-то обидели прихожане, кого-то не
поддержали в его деле – это очень грустные истории, когда человек долго и
серьезно, как ему казалось, работал на Церковь, но его дело не оценили, и в
итоге он хлопнул дверью. Такое случается. Кто-то уходит из Церкви, потому что
ему просто надоедает.

Последнее время я наблюдаю особенно
много таких людей: они ходили в Церковь 15–20 лет, а потом подумали: «А зачем я
туда хожу, ведь ничего не меняется? Я не становлюсь ни лучше, ни хуже – вообще
ничего не меняется. Зачем мне постоянное мелочное насилие над собой, если оно
мне ничего не дает?» Радости прежней уже нет, смысла не находится, и человек
просто перестает этим заниматься. Даже когда он уходит, у него ничего не
меняется. И вообще большинство ушедших из Церкви людей очень мало меняются. У
них немножко меняются бытовые привычки, а больше – ничего. Нет, были люди,
которые целенаправленно уходили, говоря, что Церковь их ограничивает, – как
правило, это было связано с седьмой заповедью «не прелюбодействуй». Но таких
людей не очень много. Обычно, если человек хочет грешить, он занимается этим,
совершенно спокойно оставаясь в Церкви. Православная Церковь – это очень
свободная структура. Если вам не нравится то, что говорит один священник, вы
можете пойти к другому. Всегда можно найти священника себе по душе, если вам
это сильно надо. За почти 30 лет в Церкви я это хорошо понял – по крайней мере,
в Москве точно так.

Вера — путь к бессмертию?

Кстати, недавно группа американских экспертов во главе с Даниэлем Абрамсом из Северо-Западного университета Иллинойса и Ричардом Вейнером из Университета Аризоны, проанализировав данные по статистике за последние сто лет, пришли к выводу, что в наши дни количество верующих в развитых странах сокращается, а атеистов — напротив, растёт. Так, в Голландии и США около 40% граждан называют себя неверующими. А в Чехии около 60% безбожников. Эти люди склонны верить в научно-технический прогресс, а не в Божественную благодать. Не исключено, что в будущем мы окончательно потеряем веру в Бога, полагают Абраме и Вейнер. Хотя возможно, что религиозность обретёт иные формы, так как человеку просто необходимо допускать наличие сверхъестественных сил — это помогает ему отрицать конечность собственного существования и надеяться на бессмертие… Сейчас уже изобретены технологии, позволяющие оцифровывать мозговые и нейронные волны. Со временем эти информационные матрицы, содержащие человеческую личность, можно будет сохранять на жёстком диске компьютера. Так что после биологической смерти мы сможем существовать хотя бы в электронном виде.

Метки: религия, Тайны 20 века, смерть, страх, вера, психология, бог, люди, социология, мировоззрение

Духовное развитие делает человека сильнее.

Ошибочно считать, что осознание своей духовной природы, делает человека слабее, что якобы он теряет интерес к материальной жизни, ему ничего не нужно. Глубоко религиозные люди действительно могут отказаться от внешнего мира, проводя всю жизнь в молитвах или медитациях и живя на подаяния.

Но человек цивилизации не способен настолько глубоко понять и принять свой духовный мир, свою душу. Одной жизни для этого мало. Хотя, если есть твердое решение, можно добиваться иногда невозможных целей. И я думаю, примеров каждый знает немало.

Нужно вести свою обычную жизнь: есть, пить, спать, ходить на работу, отдыхать, любить свою семью, наслаждаться жизнью. Но при этом осознавать свою истинную природу и свое божественное происхождение и получать от этого удовольствие.

Духовная опора делает обычного человека не слабее, а сильнее. И это не мешает ставить твердые цели и достигать их. Разве что эти цели могут быть несколько другие и будут учитывать нравственные, духовные аспекты. Но также на пути к ним, вы обретаете настоящего, самого преданного Союзника. Бога. И многие трудности вы можете переложить на Его плечи. (Что делать если опускаются руки?)

Оставьте неразрешимые, тяжелые решения на усмотрение Господа, не пытайтесь в срочном порядке все решить, иногда это не идет на пользу. И вы будете неожиданно удивлены тем, насколько же иногда жизнь (Бог) расставляет все по местам в лучшем для вас виде. Как поверить в Бога? Просто полюбите Его, полюбите Его в своей душе и Господь всегда ответит Вам взаимностью. Всегда. Без исключений.

Повернитесь к самому себе, отвлекитесь от мерцающих огней внешнего мира хотя бы на несколько минут. Послушайте себя, в тишине.

И если будете слушать внимательно, то обязательно что-то услышите, но совсем не обязательно ушами.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет – не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель – сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Vdushu.ru

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

УЗНАТЬ ЗДЕСЬ

Как всё происходит?

Человек получает веру как дар. Религиозное чувство заложено в нём, и однажды оно просыпается, активизируется, обостряется под благодатным воздействием Божиим. Господь хочет всем спасения, но спастись без веры невозможно. Поэтому Господь каждого ведёт к вере, воздействуя особо, и в какой-то момент — тайный, поскольку мы не знаем, как и почему это происходит, — человек просыпается духовно. Всё ведёт к Богу. Ни один человек на протяжении своей жизни не пройдёт мимо Христа. Так или иначе, но столкнётся с Ним. Дальше уже вопрос свободной воли — захочет он с Ним быть или нет.

Даже атеисты очень часто верующие люди: они верят, что Бога нет. Невозможно доказать бытие Божие, как и его отсутствие. Это ещё в Средние века было известно. Мне не попадались люди, которые уверенно заявляли бы, что не верят в существование Бога. Обычно люди делятся на религиозных и нерелигиозных. Первые имеют ту или иную степень воцерковления, периодически ходят в храм, а вторым обычно некогда. Они спокойно относятся к идее существования Бога, но Ему нет места в их жизни. Современный человек больше задумывается о материальном благополучии, нежели об аскетике и религиозных вопросах. ХХ век умалил веру в людях и место религии в обществе — если говорить о Европе и постсоветском пространстве.

Появление веры — это мистическое воздействие. Оно может происходить самыми разными путями. Люди приходят к Богу даже через колдунов, магию, какие-то оккультные вещи. Вспомним иеромонаха Серафима (Роуза): в каких только сектах он ни побывал, какие учения ни изучал, но остановился на православии, где нашёл ответы на свои вопросы. Каждая искренняя, чистая душа, которая ищет радости, встретит Бога и придёт ко Христу.

Часто люди приходят к вере по молитвам своих близких. У меня был случай, когда юноша пришёл в монастырь каяться в занятиях сатанизмом. Оказалось, что у него очень верующая сестра, она за него усиленно молилась — и в итоге он раскаялся и всё бросил.

Другой случай из жизни моих знакомых: женщина вела себя как бесноватая, у неё было какое-то то ли психические, то ли духовное расстройство. Сейчас она признательна своему мужу, который возил её по монастырям. Благодаря нему она выздоровела. Через свои страдания эти люди стали очень глубоко воцерковлёнными христианами.

Как правило, люди приходят к Богу в горе и беде, но, на мой взгляд, это не всегда хорошо. Объясню: человек ищет помощи и находит её, но такая вера быстро угасает, потому что он решил проблему — и никакие Бог и Церковь ему больше не нужны, его жизнь пошла по прежнему пути. Он использовал веру для решения личных проблем. Практическое использование веры — это неправильно. Человек встречается с Богом, и потом должен сделать следующий шаг. Есть призывающая благодать, когда окрылённый человек начинает строить свою духовную жизнь, а потом у него происходит этап богооставленности, когда надо самостоятельно учиться идти вперёд, в Царствие Небесное — как маленький ребёнок учится ходить.

Самая твёрдая вера возникает, когда человек полностью вверяет себя в руки Божии. Он понимает свою немощь, ограниченность, непосильность достижения идеала, данного в заповедях. Тогда он полностью отдаёт себя Господу и живёт не только с верой, но и с безграничным доверием к Богу — как Авраам, например. Постепенно такой человек обретает безграничную любовь к Богу. Дай Бог нам всем обрести её!

Есть условно религиозные люди, которым лучше бы быть атеистами

Некоторые верующие любят возводить все религиозные вопросы в абсолют. Встречаются православные христиане, которые считают, что атеизм — это большой грех, а неверующий в Бога — потерянный человек для общества.

Но это несправедливо. Пусть человек и не живёт мыслями о Боге, но зато это остаётся его личным делом.

Можно быть добропорядочным атеистом и из рук вон плохим христианином. Само причисление себя к тому или иному «лагерю» ещё не делает человека однозначно плохим и однозначно хорошим.

Свечи, молитвы, поклоны и прочее — это атрибуты религиозной жизни. Главное — что у человека внутри. Если приоритеты расставлены неправильно, вера такого человека вряд ли благочестивее атеизма

За что можно похвалить атеистов — это за честность. Ведь он признаёт своё отрицание Всевышнего. А есть немало христиан, которые всем вокруг сообщают о своей набожности, а сами ведут себя грубо и невоспитанно.

Вспомните озлобленных старушек, что есть в каждом храме. Зайдёт в такой девушка в джинсах и ловит на себе косые взгляды — и это в лучшем случае, а то ещё и замечаний наговорят, оскорбят.

А всё потому, что это они-де такие праведные. На самом деле в церкви никто никому делать замечания не вправе. Не может быть более опытного верующего, ни на какую церковную «дедовщину» мы не должны даже замахиваться.

Почему люди верят

Религиозные убеждения отражают нашу уникальную когнитивную способность обнаруживать свободу действий и намерения в других и, в более широком смысле, в мире природы. Ранние формы религий были пантеистическими, приписывая те аспекты природных мировых сил, которые мы теперь назвали бы сверхъестественными . По мере того, как социальные группы становились все более сложными с появлением сельского хозяйства и постоянных сообществ, религия не отставала и продолжает идти. Его ритуалы и верования способствуют социальной сплоченности и групповой идентичности , хотя иногда и исключают других, не разделяющих те же идеи.

Поиск ответов

Сразу отмечу, что предоставить однозначный и исчерпывающий ответ на вопрос: «Почему люди начинают верить в Бога?» – нет никакой возможности. Так много людей верующих, и у каждого своя история, свои чувства и переживания, свой опыт встречи с Непостижимым, с Господом. Иногда проблема ставится иным образом: «Зачем нужно верить в Бога?». Ничего не нужно, никто никого ни к чему не принуждает. Если мы поднимаем вопрос нужды, то здесь уже есть элемент принуждения, несвободы, насилия. Нужно верить зачем? Чтоб утешить себя в скорбях – вариант не самый плохой, но сводящий все богатства духовного опыта к «носовому платку», в который мы будем «высмаркиваться» и которым будем «утирать слезы». Кто-то, возможно, скажет, что верить нужно, чтоб обрести цель и смысл жизни. Но, простите, так не бывает. Попробуйте находящемуся в депрессии человеку сказать: «Что ты паришься, нужно просто поверить в Бога». Неужели мы думаем, что он, будто по щелчку пальца, воспрянет и ответит: «Спасибо, а я-то думал, чего мне хватает. Ок, теперь у меня все хорошо». Нет, сначала человеку нужно перестрадать свою скорбь, личным опытным путем обрести веру, и только тогда появятся и смысл, и цель. Те, кто реально смог пережить страдания знают, насколько неутешительными являются все наши утешения. Другое дело Христос, да, Он поддержит и поможет, но болеть от этого станет не меньше. Самое главное, что в момент страдания Он находится рядом и этого достаточно, чтоб обрести веру в Него.

Поиск утешения, смыслов и целей могут быть первыми шагами к вере, но не причиной веры

К вере человек не обязательно должен прийти через скорби, бывает, что этот путь лежит и через радости или просто внимание к себе, к зову своей души. Не зря же Тертуллиан говорил, что всякая душа по природе – христианка

В знаменитой проповеди апостола Павла в Ареопаге мы найдем слова о том, что Бог от одной крови произвел всех людей, назначив время и пределы жизни, чтоб каждый искал Его, не найдет ли, хотя Он и совсем близко к нам (Деян. 17:26-27). Отсюда мы видим, что Господь и близок к каждому человеку, и создал все условия, чтоб мы могли обрести Его. Я уже упомянул, что вера не может быть принуждением, потому Бог и установил некоторые препятствия для открытия Себя, чтоб каждый мог проявить свободное волевое усилие, поверить не потому что так надо, а потому что я сам этого хочу и к этому стремлюсь. Подумайте о том, что многие люди задаются важными вопросами бытия, многие проходят испытания, но обретают веру не все. Если бы причина веры лежала в каких-то внешних обстоятельствах, то ситуация в обществе была бы совсем иная, тогда бы нам не хватило храмов, дабы вместить всех желающих.

Почему большинство современных учёных и философов — неверующие?

Надо сказать, что динамика в философской среде более благоприятна для теизма, все большее место среди философов занимают именно верующие — но это в любом случае не важно с точки зрения истины о мире. В XIII 100% философов были теистами, а вот опрос, проведенный на кафедре философии МГУ в 1975 году, показал бы 100% атеистов и материалистов

Истина не определяется большинством голосов — тем более, большинством голосов в определенной среде в определенное время. Преобладание тех или иных взглядов — это особенность культурной среды. В американских колледжах — а именно на них ссылаются большинство опросов такого рода — она довольно левая и атеистическая.

Становление веры

Итак, отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, обобщающе можно указать, что вера проходит четыре этапа становления:

  • Эмоциональная вера.
  • Интеллектуальная вера.
  • Волевая вера.
  • Сердечная вера.

Несложно догадаться, что все начинается с эмоциональной веры. Сказано об этом достаточно. Обозначим лишь, что помимо надежды, которая больше, чем желание, сюда можно еще включить и мир, который сильнее, чем спокойствие. Интеллектуальная вера строится на убеждении. Убеждения более стабильны и неизменны, чем эмоции. Когда человек переживает первые ступени окрыленности от соприкосновения с Божеством и не отворачивается, его чувства постепенно утихают, приходит осознание происшедшего. Вера становится более осознанной. Волевая вера – это решимость добровольно подчиняться воле Бога. Здесь может быть примешан и элемент рабскости (страха), и элемент наемничества (поиска награды), но в любом случае человек сам решается следовать за обретенной верой. Убеждение здесь становится намного глубже, чем просто мнение. Невозможно будет и без любви, которая уже перестает быть просто чувством. Сердечная вера проистекает из нашего внутреннего «я». Любовь здесь выходит на первый план. Материальным, земными категориями сердечную веру не объяснить. В Новом Завете, например, сердце ни разу не употребляется в значении органа, качающего кровь. Вообще Священное Писание приписывает сердцу функции, которые светская наука привыкла относить к сознанию. Это и воля, и мышление, и ощущения, и совесть, и т.п. Получается, что в сердечной вере все существо человека направлено к объекту веры – Богу. Вера здесь перестает быть просто убеждением, она становится уверенностью. В таком случае реальность Господа становится очевидней реальности окружающего мира, становится внутренней аксиомой души. Это, если хотите, не только ответ на проблему происхождения веры, но и на вопрос, зачем знать Бога. Если Он Творец мира, то Он реальней мира. Сердечная вера становится возвратным путем к совершенству утраченной человеком Реальности.

Минусы и плюсы религии

Религия веками успешно окутывала сознание человека «паутиной» неисполнимых иллюзий, конструкциями мироздания, загробного существования и пр. Укрепляясь так в сознании людей и в памяти поколений, делаясь частью культурного потенциала, религия получила некоторые культурно-этические и социально-политические функции.

Под функциями религии понимают способы религиозного влияния на жизнь общества. Функции религии порождают, как плюсы, так и минусы.

Плюсом любой религии выступает то, что вера помогает верующим легче перенести негативные эмоции. Другими словами религия дает утешение, нивелируя отрицательные эмоции (отчаяние, страх, горе, переживание печали, одиночества и пр.). Религиозное утешение это специфическая форма психотерапии, причем эффективная и дешевая. Благодаря такому утешению человечество смогло выстоять в историческом прошлом, выживает и сейчас.

Второй плюс функции религии выражается в том, что она способствует коммуникации людей с общим мировоззрением.

Коммуникация является значимой потребностью и ценностью в жизни. Ограниченность в общении или его отсутствие заставляют людей страдать.

Особенно переживают остро недостаток общения большинство пенсионеров, однако бывает, что и молодежь попадает в это число. Религия помогает всем преодолевать эту негативную сторону жизни.

Минусы религии отмечают только историки, поскольку богословы убеждены, что у религии минусов нет.

Историки причисляют к минусам отчуждение людей по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что прихожане разных конфессий относятся друг к другу или безразлично, или враждебно. Чем сильнее пропагандируется идея избранности в религии, тем более выражено происходит отчуждение между верующими различных конфессий. Однако есть религия (бахаизм), кодекс морали которой осуждает такое поведение и причисляет его к нравственному пороку.

Вторым минусом, по мнению историков, является снижение уровня социальной активности верующих.

Социальная активность – это нерелигиозная деятельность, целью которой выступает служение социуму, например, общественно-полезный труд, политическая деятельность, научно-культурная деятельность.

Религии из-за мировоззренческой функции мешают участию людей в общественно-политической деятельности (участие в митингах, выборах, демонстрациях и т.д.). Это происходит, как через прямые запреты, но зачастую из-за того, что для общественной деятельности совсем не остается времени, поскольку личное время посвящено молитвам, обрядам, изучению и распространению религиозной литературы.

Атеисты, пытаясь верующих понять, задаются вопросом, что побуждает людей верить в Бога.

Иногда и религиозные личности замысливаются над этим, наблюдая разнообразие религиозных течений.

Одни полагают, что верование в Бога это вопрос личного предпочтения, другие считают, что без веры человек становится неполноценной личностью, третьи предпочитают помалкивать ввиду убеждения, что люди сами придумали себе веру в Бога. Все мнения противоречивые, за каждым стоит убежденность, отражающая взгляд личности на веру в создателя.

Итак, люди начинают верить в Бога по следующим причинам:

  •  рождение в верующей семье. Вероисповедание зависит от местности, в которой проживает семья (например, в Индии живут индусы, в Италии – католики, в Марокко – исламисты и т.д.);
  • некоторые личности приходят к вере, поскольку ощущают потребность в Боге. Они осознанно интересуются религией, творцом, восполняя, таким образом то, чего им не хватает. Они убеждены, что появление человечества неслучайно, у каждого есть предназначение. Такая вера не временный порыв, а глубокая убеждённость;
  •  даже отдалённый от религии индивид, пережив жизненные испытания, обращается к Богу, например, в период тяжелой болезни;
  • некоторые, поняв ответ на свои мольбы, начинают веровать в Бога по личному желанию, выражая ему свою благодарность;
  • страх будущего толкает человека к вере. Он может не иметь веры в действительности, однако будет делать видимость верующей личности из-за опасения быть осуждённым другими или веровать из-за страха, что с ним станет после смерти.

Причины, почему люди верят в Бога, можно перечислять бесконечно, однако все сводятся к тому, что индивид может иметь поверхностную или глубокую веру. Это будет отражаться или нет на его словах и решениях, а слова, произнесенные вслух «я верю в Бога» не всегда являются истинной.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

МОИ СОМНЕНИЯ В БИБЛИИ

“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим”. Сердцем и душой — понятно, а разумение куда деть, голова пухнет от сомнений, отрицаний и даже от удивления и возмущения.

“Вначале сотворил Бог небо и землю”. А до этого он где сидел? Не было же ни неба, ни тверди, ни света, даже облачка, на котором можно было бы обосноваться. Как же он, бедный, в темноте-то жил?!

“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку”. А дальше полные непонятки: парочка съела яблоко, узнала кучу секретов жизни, и Он изгнал их за непослушание.

Ты зачем их создавал? В игрушки с ними хотел играть или чтобы они плодились и размножались? Если для того, чтобы полюбоваться творением рук своих, значит, надо было создать их бесполыми. А если в планах было зарождение человечества, так почему бы и не дать им волю познания себя и своего партнёра, да не научить их добру и объяснить в чём их предназначение?

“…и она зачала, и родила Каина… И ещё родила брата его, Авеля”. Прекрасно! А потом от кого рождались дети у сыновей? От матери? От родных сестёр? А нельзя было создать (раз уж ты, Господи, такой волшебник!) пять женщин и двух мужиков?

И так далее, и так далее, одни вопросы и недоумения. Разумом в Бога поверить невозможно, простите, накосячил Он, вроде, немного. Оно и понятно, посоветоваться было не с кем, в одиночестве приходят иногда такие безумные идеи, воплощение в жизнь которых приводит к непоправимой ошибке.

Возможно, Он уже пожалел о создании Земли и человечества, от скуки позволяет вести войны, допускает убийства, смерть невинных детей. Порядок не хочет наводить в человеческом обществе, насылает испытания на тех, кто уже бедствует и страдает.

Наверное, Он, сидит и удивляется, почему люди не верят в Бога, почему не боятся его суда.

Я не знаю, как приходят люди к вере, как начинают понимать и принимать Библию, что или кто озаряет их умы и души. Моя одноклассница Татьяна С., которая без х@я не садилась за стол, вдруг начала ходить в дом, где собираются верующие для прослушивания аудио проповедей и чтения молитв.

Церкви в нашей деревне нет, но верующие собрали какие-то деньги и установили на месте, где она стояла до войны, большой памятный крест в надежде на то, что когда-нибудь хотя бы часовня будет построена. В соседнем селе действует храм Рождества Христова, Николая Чудотворца, Воздвижения Креста Господня, но нашим верующим хотелось бы иметь свою.

Есть люди религиозные, но не верящие в Бога

Отдельная категория — те, кто почитают разного рода духов, а про Бога-Творца даже не слышали. Они не верят в то, что есть некоторый Бог над всеми, но это не мешает быть людьми верующими, благочестивыми, добродетельными.

Вера в духов — это форма выродившейся религиозной традиции. Иногда в ней можно проследить рудименты монотеизма, а иногда от них не остаётся и следа.

Примеры таких верований можно наблюдать в различных племенах и относительно изолированных этнических группах.

Это явно не атеистическое сознание, но от веры в Бога там мало чего остаётся. Что толкает людей на такой шаг? Обычно это стремление уйти от ответственности.

Наличие Бога-Творца предполагает некий свод Законов и посмертный суд за их нарушение. Традиции, в которых почитают только духов, обычно ничего не сообщают о серьёзном наказании для грешников.

Что такое чудо. Необъяснимое явление природы или призыв человека к Богу?

Выйдя из-под надзора Бога-Творца, магические традиции провозглашают свободу для человека. Иногда она просто номинальная — чтобы была.

А встречается, что такая распущенность доводит до жуткого падения — к каннибализму, жертвоприношениям и прочему. В общем, раз на раз не приходится.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.