Как правильно воспитать ребенка без мужа: 9 рекомендаций для одиноких

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Холерик

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

Наказание — неотъемлемая часть воспитания детей. С этим согласны и родители, и психологи

Важно не путать «наказание» с понятием «жестокое обращение». Последнее подразумевает унижение и оскорбление личности, будь это словесно или посредством физического действия.
Цель наказания — заставить увидеть вину и последствия непослушания

Если вы грубо отчитаете или ударите малыша, вместо понимания причинно-следственного действия получите в ответ обиду и злость. Наказание должно основываться исключительно на ограничении.

Этапы взросления

Воспитание детей до 3 лет. Воспитание детей от 0 до 3 лет в основном ложится на маму. Находясь в декретном отпуске, она занимается домашним хозяйством и следит за малышами. Папа, бабушки и дедушки выполняют временные вспомогательные роли. Ребенка 2 лет начинают готовить к поступлению в садик.

Воспитание ребенка в 3 года предполагает развитие самостоятельности, ответственности, навыков общения и взаимопомощи. В некоторых семьях, например, в знаменитой семье Никитиных отец и мать выполняли равнозначные роли, и воспитание детей с рождения проводилось с максимальной отдачей и слаженностью с обеих сторон.

О том, как воспитать самостоятельность у ребенка, пример этой семьи может рассказать лучше всего. Для малышей по всему дому были развешены спортивные снаряды, стояли турники и лестницы, на стенах были укреплены доски, на которых можно было рисовать мелом, висели большие географические карты. Интеллектуальное воспитание ребенка в год неразрывно связывалось с физическим воспитанием и закаливанием.

Воспитание ребенка 4 лет предполагает начало подготовительного этапа на пути к школе. Писать в прописях еще рано, но необходимо выучить все цифры в пределах десяти и научить малыша сложению и вычитанию. Если есть проблема в правильности произношения, которую нужно отрабатывать, необходимо разучивать скороговорки и чистоговорки.

Подсказать, как воспитывать маленьких детей, если есть серьезные проблемы с задержкой речевого развития могут логопеды и детские психологи. Воспитание ребенка 4 года жизни уже не будет таким сложным, если родители не теряли времени в раннем возрасте и проводили регулярные занятия с ним.

https://youtube.com/watch?v=RM6Y3oOKtGI

Как правильно воспитывать ребенка в 2 года

В рассматриваемом периоде воспитательный процесс должен разниться в отношении мальчишек и юных леди.

Воспитание мальчика должно включать, прежде всего, выражение любви в различной форме: объятьях, поцелуях, беседах, совместных играх. Запрещается бить кроху и обижать, поскольку он может вырасти неуверенным, агрессивным, обозленным или недоверчивым. Мальчика необходимо воспитывать в строгих границах, без чрезмерных сюсюканий, однако и без властных замашек.

Не следует ограничивать физические возможности мальчугана и его активность. Это нормально, если кроха частенько будет ходить с разбитыми коленками, ведь растет будущий защитник семьи и Отечества.

В обращении к крохе лучше использовать его имя, либо называть «сынок», а такие уменьшительно-ласкательные формы, как «лапочка», «зайчик» лучше не применять. Малыш должен осознавать с ранних лет, что он растет мужчиной и в будущем станет кормильцем и защитником семьи.

Воспитание юных леди необходимо направлять на выработку творческого потенциала. Девчонки в сравнении с их «антиподами» более уравновешенные, усидчивые, спокойные. Монотонные манипуляции им даются легче. У них развита фантазия и чувство прекрасного.

Нужно поощрять желание дочерей проявлять собственные чувства, делать юным принцессам комплименты, одаривать ее похвалами, нежностью. Девочки должны вырасти уверенными, самодостаточными, уметь распознавать фальшивые чувства.

Малышкам следует предоставлять возможность самостоятельно выбирать игру. С детства маленьким леди нужно объяснять, что они могут в жизни достичь многого. Можно показывать им фотографии успешных леди – врачей, политиков, актрис, объясняя им попутно, что когда они подрастут, могут стать такими же успешными и уважаемыми тетями.

Чего не стоит делать

Ошибки, которые наиболее часто допускают родители, — это игнорирование, чрезмерное баловство и наполеоновские планы на ребенка. В ссорах с детьми нельзя переставать разговаривать с ними, отправлять в другую комнату и как-то иначе их игнорировать.

Многие взрослые исполняют любую прихоть ребенка, объясняя это тем, что детство – короткая пора и детям нужно давать самое лучшее. Но, как правило, они делают медвежью услугу, ведь избалованным детям очень сложно приходится в жизни, сталкиваясь с тем, что они – не центр вселенной, как это было для родителей.

Не стоит строить больших планов на своих детей и стремиться воплотить в них свои нереализованные амбиции. Развивать ребенка всесторонне, чтобы он был счастливым и умным, – это хорошо, а добиваться своих целей через ребенка – это плохо.

Сейчас очень много различных направлений в воспитании, и, на мой взгляд, важно их совмещать, выбирая из каждого то, что подходит именно вашему ребенку

Какие родители ходят на занятия

Родители приходят на курсы, когда у них возникает больше вопросов о развитии ребенка. У родителей, которые хотят посещать занятия, в среднем по 2,8 вопросов об образовании детей, а у остальных — 2,2 вопроса.

Чаще всего родители сталкиваются с проблемами:

  • Заботы о теле ребенка. Гигиена, физическое здоровье и развитие, заболевания и медицинские исследования.

  • Норм развития. Психологическое развитие ребенка. Ситуации, в которых стоит обратиться к специалисту.

  • Взаимоотношений. Общение с ребенком, вторым родителем, бабушками и педагогами.

  • Поведения ребенка. Детские поступки и реакции на них. Качества и черты, которые нужно воспитывать.

  • Образования. Основное и дополнительное образование, успеваемость.

Среди родителей, которые уже изучают информацию о детях, больше потенциальных участников курсов и тренингов. Так 28% родителей, подписанных на сообщества мам и пап в интернете, планируют посещать образовательные курсы. Они чаще обсуждают вопросы о ребенке с воспитателями, учителями и врачами в интернете. Читают книги, статьи и смотрят телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.

Для родителей, которые не ходили на занятия раньше, исследователи выявили закономерность: чем больше у таких родителей книг, тем выше их потребность в курсах.

Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. То есть, семьи с высокими культурными запросами больше интересуются экспертными знаниями по родительству. Исследователи предполагают, что образованные матери и отцы более требовательно относятся к своим родительским компетенциям в целом.

Лекция Людмилы Петрановской о том, почему дети уходят в гаджеты и как с этим быть

При этом образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий, могут оплатить тренинги и курсы. Семьи низкими доходами и невысоким уровнем образования лишены этих преимуществ.

Не жаловаться!

Часто родители, придя с работы и застав беспорядок, начинают жаловаться на то, что они уставшие, а дома все верх дном, все игрушки разбросаны, одежда из шкафа перевернута и все в этом роде. Такой метод не поможет ребенку понять, что дом нужно содержать в чистоте и порядке. Маленькие дети не способны сочувствовать и сопереживать. Такое умение к ним приходит постепенно, с возрастом.

Для того чтобы чадо училось за собой убираться, его нужно как-то мотивировать. Можно предупредить малыша, что если он не соберет игрушки, то они уйдут от него, и вернуться только тогда, когда он научится это делать

Для ребенка очень важно иметь возможность исправить что-то самому.

Не наказывайте и не ругайте публично. Делайте это только один на один.

Дисциплина – это то, чему нужно учить наедине, а не в присутствии других людей, особенно посторонних. Подумайте, каково было бы вам, если бы вас “отчитывали” на глазах друзей или коллег. Поэтому, когда ваш ребенок плохо себя ведет на людях, отойдите с ним уединенное место и только там начните делать замечания. Если нет возможности так поступить, просто предупредите, что дома его будет ждать серьезный разговор.

Исключением из этого правила являются дети возрастом до 5 лет. Их нужно дисциплинировать сразу же. Вот хороший пример:

Мама: Мы вчера были у доктора. Он осмотрел Диму и сказал… (Тут ее рассказ перебивает ребенок)

Ребенок: Мамочка! Мам, скажи! Ну, скажи, где мой динозавр?

Мама: Дим, прости, ты же знаешь, что нельзя перебивать людей, когда они разговаривают, правда?

Ребенок: Да, знаю.

Мама: Хорошо, тогда спокойно подожди, пока мы договорим, и тогда я уделю тебе внимание. В этом ответе есть уважение к ребенку

Несмотря на то, что мама была строгой и требовала выполнения правил, она оставалась спокойной и разговаривала с “нарушителем” ласково

В этом ответе есть уважение к ребенку. Несмотря на то, что мама была строгой и требовала выполнения правил, она оставалась спокойной и разговаривала с “нарушителем” ласково.

Любовь и забота о ребенке

Давайте задумаемся еще над одним вопросом — что же такое любовь к своему ребенку? Думаете — это объятия и поцелуи, это бесконечные ласки? Нет, все это лишь демонстрация наших чувств, но не сами чувства.

Думаете любовь — это потакания его капризам и слезам? И это тоже нелюбовь, это даже, если так можно сказать, не отсутствие воспитания, просто это наш безоговорочный эгоизм.

Давайте признаемся, что позволяя малышу то, что не следует, только бы он перестал плакать, мы просто стараемся добиться собственного спокойствия и комфорта.

Еще хуже крики и наказания – это, как только не горько признавать, наш собственный эгоизм, обильно приправленный агрессией, которая является всего лишь следствие наших нерешенных проблем. И заметьте, НАШИХ, но не нашего малыша.

Объяснить свою позицию ребенку, причем убедительно, намного сложнее, еще и не прибегая к обману или крикам.

Воспитание ребенка трудом

Многие родители считают, что приучать ребенка к труду следует тогда, когда он достигнет возраста 12-16 лет. Однако любовь к труду закладывается намного раньше, приучая малыша выполнять посильные задания, вы развиваете желание и умение трудиться. В процессе труда у ребенка могут вырабатываться различные качества – сила воли, смекалка, выдержка, находчивость и изобретательность, целеустремленность и пр.

Вот несколько советов по воспитанию ребенка трудом:

  • Определите перечень посильных обязанностей для ребенка и пересматривайте их по мере взросления (выносить мусор, мыть посуду, убирать в своей комнате, вытирать пыли или мыть полы и пр.). Примерно с двухлетнего возраста малыш может следить за порядком в игровом уголке.
  • Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, в частности и игрушки, должна быть на своем месте.
  • Учите бережному отношению к вещам и порядку.
  • Научите ребенка выполнять задания от начала до конца, только не заставляйте и не угрожайте, а мотивируйте малыша, к примеру, превратив выполнение задания в игру.
  • Никогда не делайте за ребенка то, что он в силах сделать самостоятельно.
  • Не следует поощрять ребенка, освободив его от выполнения обязанностей, и наоборот – наказывать его увеличением заданий. Труд не должен восприниматься в качестве наказания.
  • Пусть ребенок помогает старшим в их занятиях.
  • Чините сломанные игрушки вместе с малышом.
  • Организуйте занятия, развивающие навыки (изготовление игрушек и поделок из бумаги и разного материала, подклеивание книг и пр.).
  • Поощряйте каждое усилие ребенка, хвалите за выполненное задание и не ругайте за неудачи, а дайте возможность исправить недочеты.
  • Рассказывайте ребенку о своей работе.

Одним из основных инструментов воспитание является дисциплина, которая не только способствует самоорганизации ребенка, но и повышает его самооценку, помогая поверить в собственные силы. Чтобы ребенок понял, что он в состоянии решать собственные проблемы, ставьте перед ним выполнимые задачи и способствуйте их осуществлению. Вседозволенность и неорганизованность, наоборот, наносят большой вред эмоциональному развитию ребенка, а разумные правила и ограничения вселяют чувство безопасности.

Конечно, существует масса советов о том, как правильно воспитывать ребенка, но основным советчиком в выборе методов является ваше любящее родительское сердце.

Помните, что роль родителей в воспитании просто неоценима – будьте щедры на проявление любви и не жалейте сил на обучение!

Правила воспитания малыша от рождения до года

В период до года, в момент развития и взросления малыша, у него закладываются основные привычки, черты поведения. В этот период малыш эмоционально и физически связан с матерью и прежде всего нуждается в ее постоянной заботе. Как правильно воспитывать ребенка с рождения?

Итак, с 2-х недель жизни чада следует начинать его воспитание, которое имеет 4 периода:

  1. От рождения до трех месяцев. Необходимо разговаривать с малышом, улыбаться ему, петь ему песенки, рассказывать стихи. Голос в этот момент должен быть мягким и заботливым. Все это способствует речевому развитию и раннему становлению культуры общения;
  2. От трех до шести месяцев. В этот период активно развивается слух, сенсорное восприятие малыша и зрительное развитие. Ребенку нужно включать слушать музыку, детские песни, классику. Малыша также стоит знакомить с окружающим миром: показывать разные предметы, картинки;
  3. От шести до девяти месяцев. В это время познавательная активность у детей возрастает. Стоит позволять чаду самостоятельно ползать по квартире, изучать окружающую обстановку, разумеется, под присмотром родителей. В это время стоит также прививать правила гигиены: приучать к нагруднику, мыть ручки перед едой;
  4. От девяти месяцев до года. В этом возрасте малыш наиболее активен. На данном этапе нужно знакомить его со свойствами вещей: вода жидкая, мячик прыгает, машинку можно катать по полу. Нежелательные действия стоит пресекать мягким, но уверенным словом «нельзя». Для слаженного развития речи стоит как можно больше общаться с ребенком.

Будьте честными.

Чтобы воспитание и дисциплинирование были справедливыми, вам нужно заранее предупредить ребенка о возможных последствиях. Он должен знать, чего ожидать в случае непослушания. И когда малыш оступится, спокойно и без капли вины позвольте ему столкнуться с оговоренными последствиями. Если вы видите, что ребенок правда забыл о том, что ему будет грозить за тот или иной плохой поступок, вы можете напомнить ему о последствиях еще раз и дать последний шанс. Если он и после этого повторит свою ошибку, смело выполняйте свои обещания.

Чтобы воспитание было справедливым, родители всегда должны учитывать много факторов: как себя чувствует ребенок, не связано ли его плохое поведение с усталостью или голодом, здоров ли он, не находится ли он в кризисном периоде взросления и т.д.? Прежде чем перейти к дисциплинарным наказаниям, оцените картину целиком, т.е. с учетом всех обстоятельств и возможных причин.

Что бы вы еще добавили в этот список?

Стили

Многое зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

Авторитарный стиль (автократический, доминирующий, диктаторский)

Характерная особенность — строжайшая дисциплина и непререкаемый авторитет родителей, с которыми нельзя спорить. Они предъявляют к своим детям слишком завышенные требования и рано начинают готовить их ко взрослой жизни. В таких семьях превыше всего ценится соблюдение чётких, непререкаемых традиций. Да, в таком стиле можно воспитать послушного ребёнка, но при этом он вырастет безынициативным, подавленным и пассивно-агрессивным, а в подростковом возрасте будет легко поддаваться чужому влиянию, так как своего мнения у него не будет.

Либеральный (попустительский, снисходительный, гипоопека)

Воспитание проходит в дружеской, тёплой атмосфере. Между взрослыми и маленькими членами семьи устанавливаются слишком доверительные отношения, когда нет запретов и ограничений. Это чревато отсутствием границ и установленных правил, нарушать которые нельзя. Детям начинает казаться, что они могут общаться в таком стиле с любым взрослым. Вне дома они будут пытаться управлять и манипулировать окружающими. Это мешает формированию позитивной самооценки и социальному развитию.

Демократический (авторитетный, стиль сотрудничества)

Главное в демократической воспитательной системе — забота, эмоциональная поддержка, внимание, последовательность, справедливость, искренность со стороны родителей. В таких семьях взрослые и дети много времени проводят вместе, но при этом у каждого есть своё личное пространство, которое уважается другими

У всех есть определённые права, но они обязательно подчиняются общим правилам. Если вы хотите воспитать успешного ребёнка, это — самый удачный вариант. Он будет расти послушным, но не зависимым от чужого мнения, как это происходит при авторитарном стиле.

Хаотический (непоследовательный)

Сегодня родители строго наказывают за самый незначительный проступок и не разрешают гулять позднее 9 вечера. Завтра, увлечённые своими проблемами, они забывают все свои требования, отпускают поводья и совершенно не интересуются даже после 22.00, дома ли дети. Или ещё один пример подобного стиля воспитания: папа не позволяет есть чипсы, а мама приносит из магазина огромную пачку. В результате отсутствия единой системы нивелируется одна из базовых потребностей личности в чётких границах и стабильности. Со временем это приводит к социальной дезадаптации.

Опекающий (детоцентрированный, гиперопека)

Чрезмерная опека, пресечение любых попыток самостоятельности и свободы со стороны родителей приводят к формированию социальной и личностной незрелости. Следствиями становятся лень, пассивность, инфантилизм, неуверенность, боязнь ошибок. Жёсткий контроль заставляет ребёнка хитрить и лгать.

Данные стили семейного воспитания наглядно демонстрируют, насколько велика роль родителей в этом процессе. Они обязательно должны саморефлексировать, видеть свои ошибки и своевременно исправлять их, чтобы не допустить искажений в развитии детской личности.

https://youtube.com/watch?v=F4a1Wrh5tbk

Говорить только по существу!

Мозг человека устроен так, что запоминать он может сказанное только на протяжении первых 30 секунд речи. Ребенок не способен дослушать до конца, а как следствие, и понять то, что мама пытается донести к нему, выговаривая длинные речи о том, как он обязан себя вести, что делать, как говорить

Малыш довольно быстро отключается от разговора, а его внимание рассеивается на окружающие предметы и «проблемы»

Если нужно чтобы ребенок запомнил что-то важное, его стоит излагать при помощи 2-3 предложений

Также важно то, каким тоном доносится информация к ребенку. Важно, чтобы все, что ребенку нужно запомнить и чему следует научиться, произносилось в спокойном эмоциональном состоянии, без лишнего волнения и негатива.. Чтобы ребенку самому было интересно придерживаться определенных правил, ему нужно их подавать в виде побуждающих предложений: «Давай сделаем вместе…» или «Если ты сделаешь так, то…»

Малыш должен понимать, что родители ему всегда помогут.

Чтобы ребенку самому было интересно придерживаться определенных правил, ему нужно их подавать в виде побуждающих предложений: «Давай сделаем вместе…» или «Если ты сделаешь так, то…». Малыш должен понимать, что родители ему всегда помогут.

Спокойное восприятие детских неудач

Одной из современных тенденций воспитания детей является изоляция их от возможных неприятностей и трудностей. Такие взрослые берут на себя все заботы в погоде за идеальным миром для своего ребенка. Они очень сильно переживают, когда что-то идет не по плану. При таком подходе не получится вырастить успешную личность. Ребенок должен уметь брать на себя ответственность, принимать решения

Важно объяснить ему, что неудачи случаются. И не стоит воспринимать их слишком серьезно

Все трудности временные, и они только дают возможность улучшить себя, посмотреть на что-то с другой стороны. Если от ребенка слишком много требуют, переживают каждую неудачу как трагедию, в будущем у него могут возникнуть проблемы. Такие люди не любят пробовать себя в новых делах, так как бояться ошибиться. Это может стать серьезным препятствием на пути к успеху. 

Не пытайтесь победить хаос

Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.

«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».

Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения

  1. Никогда не кормите ребенка насильно. Ни с помощью уговоров, ни тем более через угрозы или запугивания. Вам ведь не хочется, чтобы малыш вырос унылым и безрадостным? Насильственное кормление в детстве не проходит бесследно для психики ребенка и сказывается, когда он вырастает. 
  2. Мама, не кричи! Крик губителен для психики любого ребенка. Последствия — разные и зависят от врожденных свойств малыша. Эмоциональный, впечатлительный ребенок в результате окриков родителей рискует на всю жизнь остаться в плену страха. А дети, у которых от природы очень чувствительный слух, в результате крика уходят в себя и могут получить психические расстройства (аутизм, шизофрению). 
  3. Мамочка, не бей! Физическое насилие может стать источником трагической судьбы ребенка. Например, есть дети, у которых кожа имеет повышенную чувствительность. При физическом наказании они испытывают непереносимый сверхстресс. Чтобы погасить боль, организм вырабатывает опиаты — гормоны наслаждения. В дальнейшем ребенок, сам не понимая почему, как специально «нарывается» на ремень, чтобы получить новую «дозу». А еще, чтобы снять стресс, он… ворует. Хотите знать почему? 
  4. Узнайте точно, кто у вас растет. У родителей часто возникают определенные ожидания, каким должен быть ребенок. Знание психики снимет многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Психологические свойства, которые дала малышу природа, видны уже в первые годы жизни. Родителям нет смысла сравнивать своего малыша с другими детьми: шустрый обладатель кожного вектора раньше других научится бегать — зато ребенок со зрительным вектором первым порадует всех улыбкой, помашет «привет» и «пока». Не по годам серьезный звуковичок позже заговорит. 

Какое чувство малыша при родах

В утробе матери, ребенку было очень комфортно и привычно, он слышал доносящиеся звуки разговоров своих близких, находился в теплом месте и наблюдал равномерные удары маминого сердца. Долгих 9 месяцев жизнь была однообразной и комфортной.

Резко начинаются схватки, ребенка сдавливает, а уровень кислорода падает. Затем его голову тянут через таз матери, где она немного деформируется.

Все время малыш плавал в жидкости, которая не давала возможности почувствовать его вес, но теперь все иначе – он чувствует то, что космонавт, когда сходит на землю – свой настоящий вес, чему очень пугается. Переживания и испуг проходит, когда мать опять прижимает его к сердцу!

Как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.

Как поощрять ребенка – советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.

Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.