Интересные факты о философии стоицизма

Алан-э-Дейл       21.08.2022 г.

На чем основана философия стоицизма?

Чтобы понимать, как в то время мудрецы излагали мысли, что они конкретно вкладывали в головы людей, нужно понять, что же именно представляло собой учение этой школы. Теория стоицизма, «запатентованной» Зеноном, разделялась на три части.

  1. Логика.
  2. Физика.
  3. Этика.

Именно такая периодичность.

Логика

Пройти данный этап учения нужно по причине того, что, как говорил Хрисипп, это изменяет материальное состояние души. Итак, рассмотрим кратко несколько логических выводов стоицизма:

  • Если есть А, то есть и В. А существует, соответственно, существует и В.
  • Вместе А и В не существуют. А, соответственно, мы имеем, что В не может существовать.
  • Есть или А, или В. Причем В отсутствует. Соответственно, существует А.

Физика

Чтобы понимать данный раздел, необходимо вспомнить, что в философии стоицизм является сугубо материальной вещью. Все его учения основываются именно на материи, отвергающие и эмоции, и чувства, и другие проявления чего-то неосязаемого и необъяснимого. То есть, стоики это были люди, мир которым виделся как живой организм, являющийся материальной частицей материальным Создателем, создавшего это все. Именно такими представлены и непосредственно люди, у которых судьба предопределена Богом – в этом контексте она называется «роком». Так как любое возражение против замысла Создателя наказуемо и бессмысленно.

Этика

Стоики в аспекте этики сравнимы с космополитами. Стоики считали, что любой человек – это гражданин вселенной, и любой человек равен перед Богом. То есть женщины и мужчины, греки и варвары, рабы и хозяева находятся на одной планке. Стоицизм в античной философии учит всех людей быть добрыми, заставляет совершенствоваться и саморазвиваться, направляет на путь истинный. Причем какие-либо отступления от правил, совершение грехов или предание страстям являются низшим поступком. Если говорить вкратце, то смысл этики стоицизма состоит в том, что любой человек является одним из многих элементов общего замысла. И тех людей, которые с этим согласны, судьба за собой ведет, а те, кто свое назначение опровергает, судьба тащит.

Обобщим информацию

Теперь, когда мы разобрали все части, из которых состоит стоицизм, вкратце его охарактеризуем. Жить надо не причиняя вреда самому себе и окружающим, в согласии с природой. Необходимо плыть по течению, подчиняться своему року, поскольку на все существует своя причина. Причем нужно оставаться мужественным, сильным и беспристрастным. Человек обязан быть постоянно готов победить любое препятствие, чтобы быть лучшим и полезным для вселенной и для Господа.

Также характеристика стоицизма заключается в его аффектах, которых насчитывается четыре:

  • Удовольствие.
  • Отвращение.
  • Вожделение.
  • Страх.

Не допустить их сможет помочь только «орто логос» – правильное мышление.

Как используются идеи стоиков в наши дни?

Конечно, в наше время применение философии стоицизма в ее классическом варианте невозможно по ряду причин: мы совсем другие, мы испытываем экзистенциальный тупик после эпохи «смерти Бога», мы более свободны и более одиноки, в сравнении с далекими предками. Сегодня умонастроения, сходные с мировоззрением стоиков, тесно сплетены с восточной философией (широко распространенной, в том числе, далеко за пределами азиатских стран), с ее идеями невозмутимости, достижения нирваны (в буддизме), освобождения от пут страстей и сильных эмоций, идеей предопределения (что созвучно принципу рока в греческой и римской философии). Если подойти очень общо, то некоторые принципы стоицизма применяются даже в повседневной психологической практике: например, принцип принятия всех аспектов своей личности с целью ее беспристрастного познания. Ведь то, что мы можем изучить и осмыслить, перестает руководить нами. Получается, высвобождение от эмоций, которое преследовалось с древнейших времен всеми стоиками, происходит сегодня не через их отрицание, но через принятие и переосмысление.

Момент принятия всех моментов жизни – это очень здоровый, с точки зрения психологии, принцип. Чем больше сопротивления и отрицания – тем больше энергии человек теряет на борьбу, вместо того, чтобы изыскивать конструктивные способы совладания с ситуацией. Психологи считают, что существует две реальности: наблюдаемая (то, что происходит вокруг человека) и иллюзорная (субъективная – та, которая содержит отражение и восприятие человеком всего происходящего вокруг). Принятие происходящего как данности, факта, существенно облегчает психическую работу по нейтрализации внутренних конфликтов и драм – это вариация «стоического фатализма», когда срабатывает принцип: «я не могу это изменить, но могу менять свое отношение». И тогда человек представляется наделенным властью над собственным миром, гораздо большей, чем обычно принято считать.

Конечно, принципы стоицизма очень востребованы сегодня и при занятиях восточной борьбой и различными видами боевых искусств. В данном случае стоицизм – это проявление нечувствительности к боли, владение ситуацией, максимальная концентрация не благодаря, но вопреки обстоятельствам. Это умение достойно проигрывать. Та особая «воинская» этика, позволяющая признать факт превосходства сил противника, применить принципы рациональности в организации и поведении боя, явить миру свои выдержку и волю. Не обойтись также без своеобразного отношения к смерти – как справедливого, уместного и своевременного события. Надо признать, что страх смерти – один из самых сильных, с которым мы так и не научились грамотно справляться. Принятие смерти, особенно своей собственной, мудрое к ней отношение, умение спокойно и достойно принять мысль о конечности своей жизни – это, что называется, «высший пилотаж». К этому всегда призывали и стоики, и восточные мудрецы, и духовные подвижники-аскеты, и экзистенциальные терапевты.

Влияние на христианство

Юстус Липсиус , основатель неостоицизма

В « Обязанностях святого Амвросия Миланского »: «Голос — это голос христианского епископа, но заповеди — это слова Зенона ». Относительно того, что он называл «Божественным Духом», Максвелл Стэнифорт писал:

Относительно Троицы Станифорт писал:

В Отцы Церкви считали стоицизм как «языческой философии»; Тем не менее раннехристианские писатели использовали некоторые из центральных философских концепций стоицизма. Примеры включают термины «логотипы», « добродетель », «дух» и « совесть ». Но параллели выходят далеко за рамки обмена и заимствования терминологии. И стоицизм, и христианство отстаивают внутреннюю свободу перед лицом внешнего мира, веру в человеческое родство с Природой или Богом, чувство врожденной порочности — или «постоянного зла» — человечества, а также тщетность и временную природу мирской жизни. имущество и вложения. Оба поощряют Аскезу в отношении страстей и низших эмоций, таких как похоть и зависть, так что высшие возможности человечества могут быть пробуждены и развиты.

Стоические произведения, такие как « Размышления » Марка Аврелия , на протяжении веков высоко ценились многими христианами. Восточная православная церковь и Восточная православная церковь принимает стоическое идеал бесстрастия и по сей день.

Средние и римские стоики учили, что секс возможен только в браке, только для целей объединения и продолжения рода. Это учение принято католической церковью по сей день.

Святой Амвросий Миланский был известен применением стоической философии в своем богословии.

Учение

В своей философии стоики придерживались доктрины высшего разума

Прежде всего, они проявляли внимание к практическому использованию интеллекта, относительно которого в целом они занимали весьма критическую позицию

Один из представителей греческого скептицизма говорил, что стоики признавали истинным не всё то, что они переживают и представляют, а лишь часть от всего этого.

Истина для них не принадлежит к внешним проявлениям, но и не считается продуктом мыслительной деятельности. Она находится где-то посередине: это, скорее, – результат интеллектуальной оценки явления или объекта. И этот процесс требует мыслительного напряжения, а оно, по мнению стоиков, доступно не всякому, а лишь избранным: мудрецам.

Суть и цели стоицизма

Разбирая особенности философского направления, необходимо понять, в чем заключается ее суть. Согласно имеющимся сведениям, представители учения придерживаются взглядов, что мир является непредсказуемым. В рамках учения человеческая жизнь – миг, который необходимо провести с пользой. Философский взгляд призывает людей проявлять стойкость и силу, уметь контролировать себя, свои чувства, эмоции, порывы и желания. Согласно ему, источник неудовлетворенности, которую испытывает человек, кроется в импульсивной зависимости от спонтанных эмоций и чувств. Если же полагаться в жизни в большей степени на логику, то многих проблем и неприятных явлений удастся избежать. Учение отличается от многих философский течений тем, что его главная суть – действие, а не простые разговоры и размышления. Стоицизм призван помочь человеку преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать на положительные составляющие его жизни.

Цель учения – освобождение от любых мучений и страданий, поскольку они разрушают человека. Необходимо стремиться к разуму и логическим заключениям, чтобы понять всю суть происходящего. Суждения должны выстраиваться по принципу объективности. Не допускается любая эмоциональная окраска.

Стоики считают, что когда человек станет  спокойным, только тогда он сможет в полной мере познать, что же собой представляет причина, ставшая основой для возникновения всех вещей. Философы рассматривают негатив или зло, как результат невежества. Если человек не может или не хочет осознать, что его разум является универсальным, то над ним верх возьмут злые эмоции. Если возникает желание (или необходимость)разрешить проблему, связанную со злым и негативным составляющим в жизни, то достижение желаемого происходит за счет изучения собственных суждений, поступков и поведения. Это позволяет определить, где личность могла отклониться от универсальности и стать подвластной негативному составляющему. По мнению философов – жить в согласии с природой нужно всецело. Это означает, что сущность природы, разума и человека едина.

Средний этап стоицизма

На пороге смены эпох, когда Греция была колонией властного и могучего Рима, учения стоицизма стали достоянием этого государства. В свою очередь, римляне предпочитали дело слову, поэтому это течение в философии перестала носить сугубо теоретический характер.

Со временем все знания, которые приобрели греки, начали использоваться на практике. Именно фразами греческих философов мотивировали практически всех воинов армии Рима.

Их цитаты являлись поддержкой и опорой для людей, потерявшихся в жизни. Помимо этого, спустя годы стоицизм так сильно прижился в обществе, что со временем начали стираться грани (но не полностью) между полами, а также между хозяевами и рабами. То есть, общество в Риме стало более образованным, рассудительным и гуманным.

Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма

В начале новой эпохи это течение в философии уже стало неписаным жизненным уставом и своеобразной религией для любого жителя Рима. Все выводы стоицизма, его логика, метафоры и законы уже были в прошлом. В общество воплотились все основные идеи греческих философов – подчинение року, беспристрастие и материальность всех и всего. Но здесь нужно отметить, что именно в данную эпоху в мире постепенно распространяется христианство, которое со временем покоряет практически все государства Азии и Европы. А как же дела обстояли в Риме?

Стоицизм для Рима – это все. В этой философии заключалась их вера и жизнь. Римляне считали, что человек обязан был быть приближен максимально к природе. Он должен оставаться сдержанным, предельно спокойным и холодным. Но основная идея, которую вывели непосредственно жители Рима, была основана на учениях греков, то есть «победить страх смерти». Как они считали, человек, справившийся с данным изъяном, будет самым главным звеном во Вселенной.

Особенность римского развития стоицизма

Естественно, когда речь заходит о страхах, о смерти, то это основной признак того, что философия переходит в теологию. Как известно, первого люди боятся, поэтому и подчиняются всем догмам, безоговорочно соблюдая любое правило. Стоицизм в последние годы существования приобрел в Риме не только очень большие масштабы, но и пессимистичные настроения

Для стоиков (а это была основная элита общества) было важно уже не единство с природой и саморазвитие, а абсолютное подчинение року. Причем основной задачей являлось победить страх смерти

То есть любой человек был настроен, что в любое время его может не стать, и ничего страшного в этом нет.

Поздняя стоя

Луций Анней Сенека обучался основам стоицизма у древнеримских стоиков. Отличительной особенностью его работ является их четкая связь с богословием и христианством. Бог, согласно его концепции, бесконечно милосерден и мудр. Сенека считал, что возможности деятельности человеческого ума благодаря их божественному происхождению являются безграничными, стоит их только развивать.

Его идеи отвергал другой представитель позднего стоицизма – Эпиктет. Согласно его представлением, разум человека не является всемогущим. Не все подвластно силам души и разума, и человек должен четко это осознавать. Все, что находится вне нашего тела, мы можем познать только посредством умозаключений, но и они могут оказаться ложными. То, как мы думаем об окружающем мире, составляет основу нашего счастья, следовательно, своим счастьем мы можем управлять самостоятельно. Все зло мира Эпиктет приписывает лишь неправильным умозаключениям людей. Его учения имеют религиозную направленность.

Марк Аврелий – великий римский император и одна из самых ярких фигур позднего стоицизма. Он пришел к умозаключению, что в человеке находятся три начала (а не два, как полагали все его предшественники-стоики): душа – нематериальное начало, тело – материальное начало, и интеллект – разумное начало. Ведущим в жизнедеятельности человека он считал именно интеллект, что противоречит концепциям стоиков раннего и среднего периодов. В одном он с ним был, однако, согласен: разум нужно активно развивать, чтобы избавиться от страстей, мешающих человеческой жизни своей иррациональностью.

Иногда к эпохе позднего стоицизма относят труды Филона Александрийского, но многогранность его теорий не позволяет четко отнести их к какой-либо философской школе. Его труды, как и труды многих представителей позднего стоицизма, имеют яркую религиозную направленность. Он считал, что только несчастные люди стремятся к богатству и отвергают существование Бога, их телесные побуждения преобладают над духовными. Подобные жизненные стремления Филон приравнивал к нравственной смерти. Человек, живущий в гармонии с природой и самим собой, должен верить в Бога и обращаться к собственному разуму на пути к совершению поступков. Согласно Филону Александрийскому, мир состоит из высших и низших слоев пространства. В верхних обитают ангелы и демоны, в низших – смертные человеческие тела. Человеческая душа попадает в материальное тело из верхних слоев пространства и имеет, соответственно, ангельскую или демоническую природу.

Таким образом, для стоиков всех периодов основой счастья было согласие с природой. Человеку следует избегать аффектов, или сильных эмоций: удовольствия, отвращения, вожделения и страха. Подавлять их нужно с помощью развития силы воли.

Твердая позиция

Бездействуя, люди учатся делать зло. – Катон –

Катон был упрям и непоколебим в своих убеждениях, не признавал компромиссов. Он считал, что у серого не бывает оттенков: есть либо добродетель, либо порок, и они всегда одинаковы.

При всем уважении к философу нельзя отрицать, что многие подвиги стали возможными только на основе компромисса. Люди все чаще и чаще отказываются от принципов во имя терпимости или прибыли.

Гибкость гибкостью, но надо ведь иметь какую-то позицию. Катон разгневал как своих политических союзников, так и врагов своим отказом от компромиссов. Он потребовал, чтобы его друзья и семья приняли ту же позицию, не оставляя места для какой-либо гибкости.

Но соблюдение этого невозможного стандарта принесло ему непоколебимую власть. По умолчанию он стал моральным арбитром Рима. Может быть, сейчас твоя принципиальность заставит некоторых людей отвернуться, но зато она упрочит твою репутацию.

Общая характеристика

Философская школа стоиков возникла во времена раннего эллинизма – примерно в III-IV веке до н.э. Направление обрело столь широкую популярность среди античных философов, что просуществовало несколько сотен лет и претерпевало изменения в учениях многих мыслителей.

Основателем данного философского течения является Зенон из древнегреческого города Китиона. Поселившись в Афинах, он начал обучение у известных философов античности: Кратета Фиванского, Диодора Крона и Ксенократа Халкидонского. Набравшись знаний и опыта, Зенон Китийский решил основать свою школу в Расписной стое, которая сначала носила название от его имени – зенонизм, а затем по названию места расположения школы – стоицизм. Условно данное направление разделяют на 3 периода: древнюю, среднюю и позднюю стою.

Какой стоицизм становится правильным

1. Сосредоточьтесь на вещах, которые вы можете контролировать, игнорируйте остальное

Эпиктет был рабом, который возник, чтобы стать одним из самых важных Стоических голосов Римской империи

Возможно, его самой известной и важной идеей было то, что нужно только сосредоточиться на том, что вы можете контролировать

Эта идея сохранялась на протяжении тысячелетий в различных формах. Возможно, вы знаете ее лучше, чем “Молитва о спокойствии” Райнхольда Нейбура:

Психологи иногда различают то, что называется “внутренним локусом контроля” и “внешним локусом контроля”.

Люди с внутренним локусом контроля склонны верить, что они ответственны за большую часть того, что происходит в их жизни. Они сосредотачиваются на том, что они могут сделать лучше или на что они могут повлиять в достижении своих целей.

Люди с внешним локусом контроля наоборот обвиняют других в своих проблемах, находят оправдания, чтобы не преследовать свои цели.

Это показывает, что люди с внутренним локусом контроля, как правило, счастливее, меньше беспокоятся, принимают лучшие решения.

На самом деле, это понятие “сосредоточиться на том, что вы можете изменить, игнорировать остальное” является настолько мощным, что это было ядром почти каждого движения самопомощи, от Анонимных Алкоголиков до Тони Роббинса. Это настолько вездесущее, что жанр буквально назван в честь этой идеи. Сэмюэл Уайлс, автор книги 1859 года под названием “Самопомощь”, написал эту книгу потому, что хотел, чтобы люди поняли, что “Бог помогает тем, кто помогает себе сам”.

Периоды развития и становления стоицизма

Исследователи не нашли однозначного ответа на вопрос, как развивалось и совершенствовалось учение. Некоторые ученные в истории развития стоицизма выделяют особый период, который называют нулевым. В ходе развития на этом этапе разбирается период древности, когда мудрецы в Стоа Пойкиле, собирались и обсуждали философские вопросы с точки зрения стоицизма. Особенностью периода является то, что собственно школы в тот момент еще не существовало и мудрецы высказывались, исходя из собственных суждений и взглядов на жизнь. Имен первых представителей не сохранилось, так как записи или документальные упоминания были утеряны.

Первый период становления и развития учения – Древняя Стоя. Согласно имеющимся данным, этот период продолжался с IV по II век до н. э. Именно в этом периоде появляется философ Зенон Китийский. Вместе с ним выступали с новыми взглядами Хрисипп и Клеанф из Сол. Первый этап считается исключительно греческим. Связано это с тем, что учение не выходило за пределы страны и развивалось исключительно там. Затем ученики и последователи, разделяющие философские воззрения основателей, продолжили развитие мысли. Ученые и исследователи выделяют таких мыслителей, как Антипатр, Кратет Малльский, Диоген Вавилонский.

Следующим периодом в развитии учения является Стоический Платонизм или Средняя Стоя. Время развития – II – I век до н. э. В этом периоде следует выделить таких ученых и мыслителей, как Панетий Родосский и Посидоний. На втором этапе своего развития философское учение начинает свое продвижение за пределы Греции. Стоицизм постепенно распространяется в Риме, набирая последователей. Выделить нужно таких представителей, как Афинодор, Диодот, Дардан.

Следующим этапом развития философского учения становится Поздняя Стоя. Продолжалась ее указывается в различных записях с I по II век н. э. Это время специалисты и исследователи называют Римский стоицизм. Связано это с тем, что  именно в этой стране продолжалось развитие школы. Основными представителями являются Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

Что хотели сказать стоики

Стоицизм появился в Афинах в начале III века до н. э. Основателем философии был , а впоследствии развивали ее , родившийся рабом, император Римской империи и , советник императора Нерона. Стоики верили, что жизнь должна основываться на добродетели, а та должна проявляться не на словах, а в поступках.

Целью стоиков было не просто изложение теории и размышление о добродетели: философы всегда учили применять эти учения в жизни. Например, их идеи помогли , американскому летчику.

Однако в наших силах противостоять им, воспитывая в себе силу воли и меняя ход мыслей вне зависимости от обстоятельств. Впоследствии в 1993 году Стокдейл написал книгу «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения», в которой подробно рассказал о том, как философия Эпиктета помогла ему вынести заточение и пытки.

«Стоицизм привлекателен для всех, кто сталкивается с неопределенностью, то есть для всех нас. Но лидеры особенно подвержены риску и переменам, поэтому неудивительно, что многие из них считают, что учение стоиков имеет значение для психического здоровья» , — пишет Кэри в своей статье.

Стоицизм учит нас отказываться от чрезмерных попыток контролировать самих себя, так как внешние обстоятельства далеко не всегда находятся в нашей власти. Наши попытки повлиять на мир могут обернуться как успехом, так и провалом, поэтому единственное, что нам реально дает уверенность в завтрашнем дне, — это вера в собственные убеждения.

Этика стоицизма

В стоицизме основную роль играла этика, а натурфилософия и логика стояли на втором плане. Согласно этическим понятиям стоиков всё вокруг можно разделить на Благо, зло и безразличие. К Благу можно отнести: мужественные, благоразумные, справедливые поступки. Все противоположные понятия и действия – зло. А то, что не проходило ни в одну, ни в другую категорию и являлось реализацией естественной предрасположенности, относили к безразличию и называли подобающим (жизнь и смерть, здоровье и болезни, красота и уродство, богатство и бедность, и так далее). Человек относился к природе, как её часть, и не был ни злом, ни добром.

Основная этическая идея стоиков заключается в казуально и телеологически предустановленном ходе событий в окружающем мире. Каждый человек обязан жить в согласии с природой, как внешней, так и внутренней. Только так можно достичь полной гармонии. «А если вы будете не соглашаться, то судьба будет тащить вас вместо того чтобы вести».

Согласно учению стоиков абсолютно всё вокруг является телесным, разница только в грубости (или тонкости) материи. Сила тоже является материей, просто она крайне тонка. В целом Бог, как главная сила на планете, управляет всем миром, а вся остальная материя – это всего лишь модификация, постоянно изменяющаяся Богом и растворяющаяся в нём. Абсолютно все вещи и действия периодически повторяются, после так называемого очищения космоса.

В Римской империи данное философское учение стало для народа почти религией особенно стоит отметить его популярность в Сирии, а также Палестине. Одним из наиболее авторитетных героев для них был Сократ, его поведение полностью соответствовало учению. Он был абсолютно безразличным к разным удобствам: пище, жилье, одежде и так далее. Так же бесстрастно он смотрел на резкие повороты судьбы. Даже когда во время суда был вынесен приговор о смертной казни, Сократ был абсолютно спокоен, не попробовал убежать или оспорить решение суда, он просто сказал, что несправедливость принесёт больше вреда не ему, а тому, кто её совершает.

Влияние стоицизма на человечество

Влияние стоицизма на людей было насколько сильным, что даже в наши времена несложно найти тех, кто придерживается стоических взглядов на жизнь (рационалисты). Но, несмотря на большую популярность и распространённость он имеет и недостатки.

Минусов у стоицизма немало и они видны невооружённым взглядом. Он крайне холоден и эгоистичен. Замена личного Бога природой зачастую делала человека крайне гордым, и в случае непонимание чего-то или сильной духовной потребности, превращала его жизнь в муку. Не редко люди видели выход из такой ситуации в самоубийстве, тем более, что учение не призирало этого.

Стоики считали, что миром управляет не только природа, но и некий верховный Разум, что останавливало стремление научного изучения окружающего мира. Временами соглашение с жестокой действительностью, порождало отчаянье в душе последователей Зенона и перерастало в крайние формы пессимизма. Главная причина того, что подобные философские школы всегда уступают религии, заключается в том, что обращаясь к уму, они игнорируют сердце человека, то есть его эмоциональные переживания, что не может проходить бесследно.

Древняя стоя

Зенон Китийский активно отвергал господствовавшие в то время идеи киников (циников) о том, что жить нужно максимально тихо, незаметно, не облагая себя лишними вещами, «нагими и одинокими». Излишнее богатство и роскошь, он, однако, также не признавал. Он жил довольно скромно, но не в нищете. Он считал, что в жизни нужно добровольно принимать любую возможную активность, так как практическое участие в событиях дает шанс их истинного познания.

Зенон развивал учение об аффектах – следствиях ошибочных суждений, которые мешают человеку жить в гармонии с природой и портят разум. Он считал, что аффекты следует специально подавлять, а сделать это можно только с развитой силой воли. Следовательно, силу воли нужно специально упражнять. Поддерживая теорию Гераклита Эфесского, Зенон полагал, что весь мир происходит и состоит из огня. Умер Зенон в преклонном возрасте, предположительной причиной смерти является суицид с помощью задержки дыхания.

Ближайшим учеником Зенона был Клеанф. Основным видом его деятельности было писательство. Ему принадлежит множество трудов о мыслях и умозаключениях его учителя, он оставил богатое библиографическое наследие, но ничего принципиально нового в философию он не внес. Предположительной причиной его смерти также является суицид – считается, что в преклонные годы он специально отказался от пищи.

Хрисипп– один из учеников Клеанфа. Он первый смог систематизировать знания стоиков до слаженного философского направления, и написал, предположительно, более 1000 книг. Он считал Сократа и Зенона Китийского единственными мудрецами, когда-либо жившими на планете. В некоторых моментах он с Зеноном, был, однако, не согласен. Он считал, что аффекты (страсти), не происходят из неправильной деятельностью ума, а сами по себе являются ошибочными умозаключениями. Развивая мысль Зенона о происхождении всего сущего из огня, считал, что во вселенной периодически происходят пожары, поглощающие все существующее и возрождающее заново. Основой правильного образа жизни считал согласие с природой.

Диоген Вавилонский стал преподавать стоицизм в Риме. Он поддерживал и развивал наследие, оставленное Зеноном Китийским. Самым знаменитым его учеником стал Антипатр из Тарса, развивавший стоицизм в рамках богословия.

Одобрение толпы

Я часто задавался вопросом: раз уж человек любит себя больше, чем всех остальных людей, то почему собственное мнение о себе он ценит меньше, чем мнение других? – Марк Аврелий –

Большая часть того, что мы делаем, определяется необходимостью быть любимыми и принятыми. Коллектив все решает – эта доктрина родом не из советских, а куда более темных и дремучих времен. В прошлом, если твое мнение шло поперек линии партии и мнения племени, то тебя в лучшем случае изгоняли во фриланс бытия. Погибель в одиночестве в пустыне.

В некоторой степени это актуально до сих пор. Но сколько времени и усилий мы тратим, пытаясь получить одобрение других? Чего это нам стоит?

Мы тратим деньги, которых у нас нет, покупаем причудливые вещи, которые нам не нужны, чтобы произвести впечатление на кого-то, с кем даже водку пить не будем. Наш выбор карьеры или образа жизни сосредоточен вокруг того, как другие воспринимают нас, а не того, что было бы лучше для нас. Мы находимся в заложниках у чужого мнения и каждый день выплачиваем королевский выкуп без гарантии, что когда-нибудь станем свободны.

Позволять себе думать о плохом

Premeditatio Malorum означает «преднамеренность бед»: стоики считают, что нужно думать не только о хороших событиях, но и о плохих, потому что, продумав заранее негативные варианты развития ситуации, вы будете к ним готовы.

Подобные мысли помогают нам подготовиться к неизбежным неудачам и позволят принять тот факт, что не все может пойти по плану. Осознание этого помогает не тратить силу и энергию на отвлекающие факторы и сконцентрироваться только на собственных действиях

Важно понять, что стоики не призывают мыслить негативно: наоборот, подобные суждения делают нас увереннее, мы готовы ко всему происходящему и знаем, как действовать практически в любой ситуации

Средняя стоя

Средний период стоицизма начинается с первых сомнений в правдивости концепций Зенона Китийского. К примеру, Панетий Родосский отверг возможность периодически происходящего мирового пожара. Он несколько пересмотрел и вопрос об образе жизни: все, что требует от человека природа – прекрасно, следовательно, все, заложенное в человеке природой, должно выполняться в жизни. К этому он относил общение с другими людьми, познание мира и духовное совершенствование.

Посидоний– ученик Панетия, немного переосмысливший труды своего учителя. Он считал, что не каждый человек должен жить в гармонии с собственной природой, ведь человеческие души бывают разными, не все из них стремятся к самосовершенствованию. Он выделял три вида душ: стремящиеся к наслаждению (низшая душа), стремящиеся к господству, и стремящиеся к нравственной красоте (высшая душа). Только третий вид он считал разумным, способным жить гармонично и в согласии с природой. Целью жизни он считал подавление низшего начала души и воспитание разума.

Знаменитым представителем среднего стоицизма является Диодот. Он жил в доме Цицерона и обучал его основополагающим идеям философии стоиков. В дальнейшем его ученик не принял стоицизм, но уроки Диодота отразились на всей его философской деятельности.

Заключение по теме

Идеи античных философов, придерживающихся взглядов стоицизма, пользуются популярностью и в современном мире. По мнению мудрецов и тех, кто разделяет их взгляды, жизнь нужно прожить ярко, так, чтобы это было лучшим из всех возможных решений. В основе мировоззрения лежит мысль о спокойствии и рассудительности, логичности и последовательности всех действий и поступков, которые должен совершить человек, чтобы не нарушить единства с природой, но добиться поставленной перед собой цели. Мыслители ставят перед собой задачи и последовательно движутся к их решению

Для них важно воспитать в человеке личность свободную и умеющую мыслить, не зависеть от внешних факторов. Духовная сила – одна из основных задач, так как она поможет личности противостоять любой проблеме, которая может возникнуть перед ней в течение жизни

Все действия и поступки должны быть связаны с совестью. Еще одной задачей стоицизма, как науки философской, является воспитание терпимости к вере окружающих. Нужно уважать и любить людей, а не проявлять агрессию и вражду. Для того чтобы жить в гармонии с природой, необходимо уметь посмеяться над собой. Чувство юмора обязательно должно быть развито в личности.

Современное общество привыкло оценивать приверженцев стоицизма, как людей, которые скрывают от окружающих свои истинные мысли и чувства. Если же рассматривать принципы учения, то становится понятно, что мировоззрение строится у них в сочетании трех качеств – благодарности, умению посмеяться над собой и сосредоточении. В результате человек получает возможность видеть положительное в любых вещах и событиях, которые с ним происходят. Это позволяет быть счастливым, представляя, что то, что имеешь, могло бы быть потеряно. По мнению стоиков, лучше всего готовиться к худшему, чтобы потом почувствовать настоящую радость от того, что этого не случилось.

Чувство юмора позволяет не испытывать психологических проблем, связанных с любым негативом. Приверженцы этой философии способны при необходимости посмеяться над собой. Они способны сосредоточится и перераспределить собственное время и энергию, чтобы достичь поставленной цели и что-то изменить в жизни. Главное – процесс, а не результат. Стоицизм в философии представляет собой науку, которая пропагандирует строгость и долг. Приверженцы подобных взглядов указывают на то, что Вселенная является живым организмом, а человек имеет собственное предназначение, способствующее общему развитию.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.