Оглавление
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение. ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.
В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работают твои родители?
- У тебя есть сестра, брат?
- Как зовут твоих друзей?
- В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
- Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
- Назови дни недели, времена года.
- Какое сейчас время года?
- Чем отличается зима от лета?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Как называется спутник Земли?
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Чем отличается город от деревни?
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
- Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
- Зачем надо учиться?
- 25. Какие профессии ты знаешь?
- 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
- 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка результатов
- Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
- Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
Интеллектуальная готовность
Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.
Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты
Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.
Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.
Тест Керна—Йирасека.
- Проверяем: зрительное восприятие малыша, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
- Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
- Задание №2. Срисовывание письменных букв.
- Задание №3. Срисовывание группы точек.
- Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.
Метод Узор Л.И. Цеханской.
- Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
- Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
- Оценка. Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.
Графический диктант Д.Б. Эльконина.
- Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
- Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
- Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности малыша.
Рисование по точкам А.Л. Венгера.
- Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
- Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
- Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
- Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.
Методика Н.И. Гуткиной.
- Проверяем: психологическую готовность малыша и ее главные компоненты.
- Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
- Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
- Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
- Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
- Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
- Да и нет. По мотивам всем известной игры. Малышу задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.
- Проверяем: самооценку малыша.
- Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.
Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):
- Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
- Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
- Уверенно ли чувствует себя вне дома?
- Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.
Программа
Во многих школах при организации предварительных занятий будущих первоклассников реализуется программа психологической подготовки. Это отличный бонус, так как после неё ребёнок чувствует себя более комфортно в школьном коллективе и показывает хорошие учебные результаты.
Примерная подобная программа «Хочу учиться!», рассчитанная на год (по 2 часа в неделю), продемонстрирует, по какому плану занимается с будущими школьниками психолог.
Если психологическая подготовка будет своевременной и грамотной, ребёнок быстро адаптируется к школе и будет успешен в обучении. Обратная ситуация окажется чреватой нервными срывами, развитием внутренних комплексов и, несомненно, проблемами с успеваемостью.
https://youtube.com/watch?v=3NUaiMBRxYM
Диагностика психологической готовности к школьному обучению
Примеры методик диагностики готовности к школе:
- Диагностика интеллектуальной готовности к школе – тест Керна-Йерасика, состоящий из трех заданий. В первом задании необходимо выполнить рис. человека, во втором и третьем заданиях – соответственно скопировать рукописный текст и особым образом расположенные на листе точки с образцов. Результаты выполнения каждого из заданий оцениваются в соответствии с ключом в диапазоне от 1 до 5 баллов; при этом оптимальной оценкой является 1. Общий результат теста вычисляется путем суммирования баллов, набранных по всем трем заданиям и варьирует в диапазоне от 3 до 15 баллов.
- Диагностика личностной готовности к школе – «Методика исследования мотивации учения» Гинзбурга, предназначенная для выявления доминирующей мотивации обучения в школе. Стимульный материал к данной методике включает 6 карточек с рисунками, на каждом из которых изображены дети, посещающие школу по той или иной причине. Процедура диагностики сопровождается вербализацией текста с объяснением изображения, прилагающегося к каждому рисунку, экспериментатором. По результатам данной методики диагностируются доминирующие у ребенка мотивы школьного обучения.
Психологическая готовность
Важная составляющая готовности к школе — психологическая готовность. Понятие психологической готовности к школе включает в себя:
- интеллектуальную;
- личностную;
- социальную;
- эмоционально-волевую готовность.
Психологическая характеристика готовности к школе включает в себя также осмотр психиатром и медицинское заключение по факту осмотра. Врач проводит беседу, тестирование и заносит эти данные в медицинскую карту. Считается, что ребенок психически готов к поступлению в школу, если у него не обнаружено психических и функциональных отклонений или они незначительные, не требующие коррекции (лечения).
Интеллектуальная готовность
Будущий первоклассник должен:
- уметь мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием;
- иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе;
- уметь ориентироваться в пространстве, знать, как возвращаться с прогулки по двору домой, как пройти в школу, до магазина.
Развитие мышления, речи и памяти должны соответствовать его возрасту. Для успешного обучения у ребенка нужно поощрять любознательность, он должен стремиться получать новые знания.
Личная и социальная готовность
Социальная и личностная готовность ребенка к школе связаны между собой. Они включают в себя:
- понимание плохо-хорошо, нравственное развитие;
- коммуникабельность, способность общаться со взрослыми и со сверстниками, умение решать ссоры с другими детьми без явной агрессии, понимание авторитета взрослых;
- умение слушать преподавателя, понимание задач, которые он ставит (и принятие их без реплик «не буду, не хочу»), способность спрашивать, уточнять у учителя то, что непонятно, умение признавать свои ошибки, если они появляются;
- умение адекватно реагировать на замечания сверстников и взрослых.
Отношение ко взрослым, самому себе и своим сверстникам, способность самостоятельно следить за своими действиями и поведением, умение оценивать свое и чужое поведение — из всего этого складывается личностная готовность к школе.
Эмоционально-волевая готовность
Обучение в школе — это большая эмоциональная нагрузка. Ребенку нужно научиться управлять эмоциями, сдерживать их, выражая словами (а не криком или слезами)
Важно учиться проходить зажимы, неуверенность. Это может мешать обучению (ребенок стесняется переспрашивать, от этого не понимает и не усваивает новую информацию, боится подойти к новым детям, ему некомфортно, хочется вернуться домой, не находиться в непривычном и неуютном для него месте)
До поступления в первый класс ребенка нужно:
- научить поднимать руку и переспрашивать, если ему непонятно объяснение;
- объяснить, что не всегда его будут спрашивать, даже с поднятой рукой, не всегда будут хвалить именно его, донести до ребенка, что главная задача — готовиться к урокам, делать это для собственного развития;
- научить спокойно проходить разочарования, проигрыш, не воспринимать подобное как конец света;
- помогать выполнять те задания, которые не очень нравятся, но они необходимы, ребенок должен привыкнуть делать те вещи, которые даются не для развлечения, для которых нужна усидчивость и сила воли;
- прививать интерес к обучению, к получению новых знаний;
- формировать позитивный образ школы, рассказывать, как полезно и интересно будет общаться с одноклассниками, что обязательно появятся новые друзья (и прикладывать собственные усилия к этому в дальнейшем: знакомиться с родителями, приглашать одноклассников в гости, закидывать в школьный рюкзак сладости для приятелей — это мелочи, которые помогут ребенку завести друзей и чувствовать себя комфортнее в школе).
Составляющие элементы
Специалисты выделяют 4 вида психологической готовности к школе.
Личностно-социальная
Готовность к общению и взаимодействию. В первую очередь — со взрослыми:
- понимать авторитет учителя, уважать его, беспрекословно слушаться;
- не бояться;
- принимать его как человека;
- чувствовать и соблюдать дистанцию;
- выполнять то, что он говорит.
Как сформировать данную готовность: расширять круг общения с незнакомыми взрослыми, прививать элементарные навыки уважения к тем, кто старше. Приглашать домой друзей, включать его в контактирование с врачом в поликлинике, с продавцом в магазине, с другими родителями на детской площадке.
Во-вторых, готовность к общению и взаимодействию со сверстниками:
- уметь работать в группе;
- быть доброжелательным, неконфликтным;
- знать о взаимовыручке;
- иметь понятие о дружбе.
Как сформировать данную готовность: не лишать детского сада, способствовать взаимодействию с другими детьми во время прогулок, приглашать маленьких друзей в гости домой, обучать ролевым играм, выводить на массовые мероприятия.
У ребёнка, посещавшего детский сад, личностно-социальная психологическая готовность к школьному обучению гораздо выше, чем у того, кто сидел дома.
Эмоционально-волевая
Готовность к выполнению учебных задач. Трудности могут испытать и те, кто активно занимались до школы с частными преподавателями и ходили в развивающие центры; и те, кого не нагружали дополнительными занятиями. Первых ждёт глубокое разочарование, так как им будет неинтересно на уроках. Вторым процесс обучения будет даваться с трудом: задания не понимаются, а высидеть 40 минут урока — и вовсе каторга.
Как организовать подготовку:
- приучать к соблюдению режима дня;
- прививать навык усидчивости;
- не нагружать чрезмерными занятиями;
- отдать в «Школу будущего первоклассника»;
- не забывать, что ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте — игровая.
К моменту поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к смене деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такое чередование подготовит их к смене уроков и перемен.
Интеллектуальная
Готовность к интеллектуальному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Он вовсе не означает умение читать и писать, говорить на английском и знать наизусть отрывок из «Евгения Онегина». Речь об умении логически размышлять — к этому времени должна быть сформирована база аналитического склада ума.
Какой может быть подготовка:
- научить решать простейшие логические детские задачки;
- разгадывать вместе загадки, шарады, детские кроссворды;
- чаще задавать вопрос «почему?»;
- играть вместе в настольные развивающие игры;
- покупать лего, конструкторы, паззлы;
- не прекращать развитие мелкой моторики рук (лепить, вырисовывать детали, делать поделки, ходить на занятия пескотерапии).
Проверочные тесты на IQ для шестилеток выявляют как раз интеллектуально-психологическую подготовку к школе.
Мотивационная
Один из самых важных психологических моментов подготовки к обучению. Предполагает сформированность положительного отношения к:
- школьному процессу;
- учителю;
- другим детям;
- урокам и домашним заданиям;
- самому себе.
Как организовать подготовку: говорить об учителях только хорошее, заинтересовать процессом обучения, работать над адекватной самооценкой. Если имеются детские психотравмы и внутренние комплексы, желательно походить к психологу.
Если на момент поступления в 1 класс у ребёнка сформированы все 4 психологические готовности, проблем с адаптацией не возникнет.
https://youtube.com/watch?v=HXmqKsxLCdE
Физическая готовность
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.
- Уровень биологического развития:
- рост;
- масса;
- работоспособность;
- утомляемость;
- система условных словесных реакций;
- зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении
Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:
- ловкость;
- скорость;
- сила;
- скоординированность движений.
Уровень развития основных видов движений:
- бег;
- прыжки;
- наклоны;
- приседания;
- ползание.
Развитие мелкой моторики рук:
- держать ручку или карандаш;
- проводить четкие линии;
- перекладывать мелкие предметы;
- складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
- умываться;
- чистить зубы;
- мыть руки;
- пользоваться туалетом;
- одеваться;
- застегиваться и завязывать шнурки;
- следить за своим внешним видом;
- пользоваться столовыми приборами;
- убирать за собой посуду;
- организовывать рабочее место;
- собирать, складывать и убирать свои вещи.
Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:
важности быть здоровым;
необходимости беречь здоровье;
режиме дня;
значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.
Компоненты готовности к обучению в школе
Поскольку о готовности каждого отдельного ребенка к школе можно судить, оценив уровень развития нескольких важнейших процессов и качеств, принято структурировать понятие готовности к школе. Разные психологические школы используют свои подходы к этому вопросу. Все они выделяют два аспекта:
- Физическая готовность
- Психологическая готовность
Что касается первого аспекта, то все специалисты сходятся во мнении, что детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику. Иначе первоклассник не сможет осилить ту нагрузку, которая непременно появится при обучении письму. Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику
Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику.
Психологический аспект многогранен и включает ряд компонентов. Какие составляющие имеют главное значение для успешного вживания ребенка в роль школьника, психологи выделяют и аргументируют по-разному. Тем не менее, прослеживается базовое сходство, позволяющее рассматривать структуру готовности детей к школе.
Компоненты психологической готовности к школе
Компоненты развития, необходимые ребенку для успешного перехода к школьному обучению, группируют таким образом, чтобы выделить отдельный важный пласт из полной системы готовности к школе:
- Интеллектуальная
- Личностная
- Эмоционально-волевая
- Коммуникативно-социальная
Интеллектуальная готовность включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника. Уже в 5 лет ребенок при нормальном развитии имеет свои интеллектуальные достижения. Многие дети умеют читать, тем более что легче обучиться чтению до пятилетнего возраста.
Ко времени поступления в школу также понадобится определенный уровень логического мышления и сформированная связная речь.
Личностная готовность подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями. К тому же он хочет реализовывать данную потребность не в домашних условиях под присмотром родителей, а за школьной партой.
Эмоционально-волевая готовность складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу. Готовность к школе требует от ребенка проявлять настойчивость и сдерживать бурные эмоции, если что-то не получается.
Дети дошкольного возраста включены в выполнение различных упражнений
Особенно, если они посещают детский сад, или родители уделяют внимание подготовке ребенка к школе. Учебная деятельность дошкольников опирается на игровые упражнения, однако она способствует формированию предпосылок к организованному обучению. Коммуникативная готовность формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками
На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия
Коммуникативная готовность формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия.
Социальная зрелость проявляется в том, что дошкольник способен исполнять роль ученика, подчиняться школьному регламенту. Он готов занять свое место в группе сверстников, понимает, что он становится одним из учеников класса, и теперь ему достанется только часть внимания взрослого.
Структура психологической готовности ребенка к школе
Психологическая готовность не является монолитным образованием и имеет собственную структуру, состоящую из трех больших категорий, каждая из которых включает свои блоки.
Личностная готовность ребенка к обучению является определяющей в течение всего адаптационного и учебного процесса. Именно сюда входят такие параметры, как мотивация обучения, причем основанная на социальных изменениях собственной роли и функции, вступлении во взрослую жизнь и потребность занять в ней не последнее место.
Важным моментом личностного формирования является установление адекватного самовосприятия и самоосознания. Сюда входит и самооценка, формирующаяся на данном этапе уже из собственных суждений, а не только отношения или высказывания взрослых. Возможность ребенком оценивать свои физические и интеллектуальные навыки, возможности и недоступные действия помогают ориентироваться в требованиях школы. Адекватное восприятие и понимание слабых сторон помогает не только брать соответствующую нагрузку, но и распределять время на выполнение. Неподготовленность в данном контексте проявляется затянувшимся выполнением домашних заданий или резким снижением мотивации достижения при обманных неудачах.
Развитие коммуникации проявляется в конструктивном выстраивании отношений со сверстниками и старшими, понимание и разграничение допустимых форм обращения и вопросов. Сюда же относится проявление инициативы в установлении контактов, проявлении активного взаимодействия на уроке в контексте заданной темы.
Эмоциональная готовность к обучению в школе, как часть личностной подразумевает контроль в выражении эмоций, умение регулировать аффективные реакции. Также тут важным моментом является развитие более высших и сложных переживаний, таких как радость от познания нового или огорчение от отсутствия достижений.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе представляет собой следующую большую группу в структуре общей готовности. Она включает достаточный уровень развития базовых процессов внимания, мышления, интеллектуально-мнестической сферы. Тут необходим осознанный контроль над данными процессами и понимание ребенка, какие именно функции задействуются при определенных действиях. Речевое развитие относится к этой же категории и подразумевает не столько знание алфавита, сколько знакомство с фонетической и грамматической стороной построения предложений, возможности различения диалоговой и монологовой манеры общения и прочее.
Волевая готовность к школе характеризуется способностью устанавливать ближайшие и долгосрочные цели и следовать их выполнению, путем сосредоточения усилий, жертвованием другими мотивами. Важными качествами является контроль и произвольность собственного поведения и умение ребенка подчинять свои поступки требованиям системы, выполняя заданные образцы или же способность к самостоятельной коррекции ошибочных поступков после замечания.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Эта тема закрыта для публикации ответов.